Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 1 (январь - февраль) http ://mir-nauki. com/vol5 -1. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN117.pdf Статья опубликована 19.02.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Шарипов М.Ф. Конкурс знатоков олимпизма как эффективная форма олимпийского образования студентов (из опыта работы Олимпийской академии Урала) // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 1 http://mir-nauki.com/PDF/13PDMN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Шарипов Марат Фоатович1
ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры», Россия, Челябинск
Доцент кафедры «Управления физической культурой» Кандидат педагогических наук E-mail: girewik1987@bk.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=727858
Конкурс знатоков олимпизма как эффективная форма олимпийского образования студентов (из опыта работы Олимпийской академии Урала)
Аннотация. Статья посвящена проблеме организации и проведения конкурса знатоков олимпизма как активной и эффективной формы олимпийского образования. Во введении автор отмечает значительный педагогический потенциал философии олимпизма как основы олимпийского образования. В основной части статьи рассматриваются вопросы содержания конкурса знатоков олимпизма как формы олимпийского образования студентов вуза физической культуры. Отражены основные подходы к трактовке понятия «олимпийское образование». Отражены результаты анализа литературных источников, отражающих проблематику олимпийского образования студентов. Предпринята попытка обобщения опыта проведения конкурсов знатоков олимпизма среди студенческой молодежи в Уральском регионе. Автор приводит примеры наиболее популярных и эффективных форм конкурсной деятельности в рамках олимпийского образования студентов, конкретные авторские разработки в рамках перечисленных форм, а также преимущества и недостатки каждой разновидности. Также в статье отражены методические рекомендации, направленные на эффективное использование различных форм конкурсной деятельности и отмечены возможности их продуктивного использования в рамках специализированных учебных дисциплин и во внеучебной работе. Рассматривается процесс подготовки команд к конкурсам знатоков олимпизма и его место в целостном педагогическом процессе олимпийского образования. В заключительной части статьи автором отмечена ведущая роль конкурса знатоков олимпизма в системе олимпийского образования студенческой молодежи на Урале.
Ключевые слова: олимпийское образование; олимпийское движение; олимпизм; конкурс знатоков олимпизма; региональная олимпийская академия; целостный педагогический процесс; конкурсная деятельность
1 454000, г. Челябинск, ул. Грибоедова-29, кв. 12
Актуальность. Олимпийское образование студентов многократно становилось предметом научных исследований, каждое из которых отмечало педагогическую значимость данного процесса относительно формирования личности, здорового образа жизни, мотивации к двигательной активности, интеллектуальных способностей, основ гражданственности и других аспектов. Это подчеркивает высокую социальную значимость процесса приобщения к идеям олимпизма, но ни в коем случае не исчерпывает научно-педагогический потенциал философии олимпизма. Изучение литературы дает основание считать, что по-прежнему актуальными являются исследования, посвященные поиску эффективных педагогических средств, форм, методов и приемов олимпийского образования в особенности студенческой молодежи профильных физкультурных вузов, для которых его содержание имеет ярко-выраженное прикладное значение [1; 3].
Целью данной статьи является характеристика конкурса знатоков олимпизма как эффективной формы олимпийского образования студентов вуза физической культуры.
Методы. Основным методом является обобщение практического опыта подготовки студентов к участию в конкурсах знатоков олимпизма и непосредственного проведения конкурсов.
Результаты и их обсуждение. Анализ научно-методической и справочной литературы показал, что существует два основных подхода к трактовке понятия «олимпийское образование. В узком смысле под ним подразумевается распространение знаний в области олимпизма [2, с. 445]. В широком смысле под олимпийским образованием понимают многоаспектный педагогический процесс систематического приобщения к философии олимпизма, включающий в себя, как минимум, три компонента - знаниевый, мотивационно-ценностный и деятельностный, обеспечивающие развитие человека в аксиологическом, патриотическом, профориентационном, творческом и иных аспектах [1; 3; 6; 7].
Оба подхода имеют под собой достаточно развернутое обоснование, а, следовательно, могут существовать параллельно. Мы в целом склонны рассматривать олимпийское образование в широком смысле, так как при его узком понимании возникают сомнения в необходимости реализации данного процесса некоторых категорий населения, например, студентов вузов не физкультурного профиля. Кроме того, сам процесс «распространения знаний» не укладывается в современную образовательную парадигму, диктуемую принятыми образовательными стандартами в средних и высших учебных заведениях.
При этом, разумеется, само слово «образование» может пониматься не только как процесс, но и как результат [5]. Однако в данном случае олимпийское образование рассматривается нами в значении специализированного педагогического процесса, как перевод с рекомендованного Олимпийской хартией к реализации термина «Olympic education».
В России существует исторически сложившаяся система олимпийского образования, институализированная в виде региональных олимпийских академий. Территориально, кадрово и организационно олимпийские академии функционируют при специализированных профильных вузах [4]. На Урале в течение более чем 20 лет функционирует Олимпийская академия Урала, работающая в тесном сотрудничестве с Уральским государственным университетом физической культуры. В задачи региональных олимпийских академий и вузов физической культуры (в рамках специализированных дисциплин: «история физической культуры», «история олимпийского движения», «технология олимпийского образования») входит поиск оптимальных путей реализации олимпийского образования среди различных категорий населения в регионе, в том числе и среди студентов. Подробнее данный аспект нашел отражение соответствующей публикации автора [9].
Конкурс знатоков олимпизма является одной из форм практической реализации олимпийского образования среди студентов Урала. Он традиционно входит в содержание ежегодных Всеуральских олимпийских научных сессий молодых ученых и студентов и является наиболее интересным для участников элементом их программы. Сессии проводятся децентрализованно (ежегодно в разных городах и учебных заведениях Урала и ближайших территорий) под патронатом Олимпийской академии Урала и Олимпийского комитета России и не ограничиваются географическими рамками региона. Участником конкурса знатоков олимпизма, проходящим в рамках сессий, может стать команда любого высшего или среднего специального учебного заведения, в теории даже не только российского.
Конкурс знатоков олимпизма в программе Всеуральской олимпийской сессии представляет собой командное соревнование в пяти-шести турах различного характера. Количество человек в команде ограничено пятью участниками.
Рассмотрим наиболее часто используемые формы в рамках конкурса знатоков олимпизма на Всеуральских олимпийских сессиях.
Кроссворд и его вариации. Достаточно традиционная форма, применяемая на конкурсах знатоков олимпизма. При этом, чаще всего используются две разновидности: классический и «венгерский» кроссворды. Как правило, кроссворд посвящен конкретному разделу олимпийского движения (например, «античные Олимпийские игры» или «Наша страна в олимпийском движении»), реже имеет более объемную тему. Плюсом данной формы работы является относительная простота составления заданий. Основным минусом - невысокий интерес к данной форме со стороны участников, согласно данным опроса, проведенного среди участников олимпийских сессий разных лет.
Конкурс изображений. Чаще всего имеет классическую форму. Представляет собой ряд фотографий, на которых изображены различные эпизоды, связанные с олимпийским движением. Это могут быть спортсмены, талисманы, эмблемы Игр, стоп-кадры узнаваемых моментов с олимпийских состязаний и т.п. Под картинкой содержится вопрос, который может быть, как прямым («кто изображен на фото?»), так и опосредованным («сколько золотых медалей имеет спортсмен, изображенный на фото?»).
Несколько менее распространены вариации конкурса изображений, такие как «убрать лишнее» или «кроссенс», которые как таковые самостоятельно пока не применялись в самой конкурсной программе. Их применение отмечалось только в ходе подготовки команд и как отдельные вопросы конкурса. Вариация «убрать лишнее» представляет собой ряд картинок, которые объедены каким-либо явным общим признаком (например, все изображенные спортсмены выступают в Олимпийских зимних играх), при этом одна картинка не соответствует этому признаку. Задача участника - определить признак и исключить несоответствующую картинку. «Кроссенс» представляет собой пары (тройки) картинок, у которых есть общий признак (например, фотографии австралийского пловца Йена Торпа и американского легкоатлета Джима Торпа - общий признак - фамилия). Задача участника -написать общий признак.
Преимущества данной формы заключаются в активном участии ассоциативного мышления студентов и относительно большой стимуляции командной работы в ходе решения заданий. Существенных трудностей при составлении классического варианта конкурса не выявлено, чего, правда, нельзя сказать о более сложных его вариациях.
«Цифровое выражение». Представляет собой перечень определенного рода цифровых формул, которые скрывает какого-либо человека, событие или вид спорта, связанные с олимпийским движением. Бывает двух разновидностей - с уточняющим вопросом и без него.
Второй вариант сложнее и реже применяется. Примеры разработанных автором заданий представлены в таблице 1.
Таблица 1
Примеры заданий «Цифровое выражение»
Выражение Вопрос Ответ
1942-1952 Президент МОК Зигфрид Эдстрем
42,195 Герой, в честь подвига которого учреждена дисциплина Филиппид
1968-1980, 4-1-0 Отечественный спортсмен Тихонов
1936 Автор олимпийской традиции Карл Дим
3-0-0, 1956 Название фильма, в котором снимался спортсмен «12 девушек и один мужчина»
>56 кг - 307 кг Страна, которую представляет рекордсмен Китай
100 м - 50,39 Спортсмен, одержавший победу в Рио-де-Жанейро Джозеф Скуллинг
2014 - 74-е место Скрипачка Ванесса Мэй
8-0-0; + 2(1906) Прозвище «Человек-резина»
1960, 1964 Знаменосец СССР Юрий Власов
2 часа 58 минут 50 секунд Спортсмен Спиридон Луис
Составлено автором
Как видно из таблицы 1, алгоритм составления заданий может быть различным. Можно использовать такие цифровые показатели, как период или год участия спортсменов в Олимпийских играх, годы каких-либо событий, цифровое значение какого-либо выдающегося спортивного результата и т.д. Важным условием является подбор такого цифрового выражения и уточняющего вопроса, чтоб ответ был однозначным.
Плюсами данной формы работы является то, что она пользуется устойчивым интересом со стороны участников, а также способствует вовлечению в работу не только памяти, но и других мыслительных процессов. Недостатком данного вида конкурса является значительная сложность составления заданий.
Конкурс «Верное-неверное утверждение». Представляет собой перечень правдивых и ложных утверждений, посвященных олимпийскому движению. Задача участника - определить, какие из перечисленных истинны, а какие нет. Основным плюсом данной формы является то, что она требует проявления логики и внимательности. В качестве минуса можно выделить наличие всего двух вариантов в каждом вопросе (верно или неверно), что создает почву для угадывания.
Конкурс «блиц» представляет собой классическую викторину, где участникам (обычно капитанам команд) дается одна минута, в течение которой они должны ответить на максимально возможное количество вопросов. Как правило, допускается помощь всей команды, но ответ засчитывается только из уст капитана. Чаще всего вопросы в этом конкурсе значительно легче, чем в других, что обусловлено введенным дефицитом времени. «Блицем» обычно завершается конкурсная программа знатоков олимпизма.
Основными плюсами данной формы работы является динамичность, относительно более высокая зрелищность (в других видах она равна нулю), и вовлечение в работу кратковременной памяти и скорости мышления. Минусом данной формы является необходимость составления большого количества вопросов примерно равной сложности, так как для каждой из команд необходим отдельный вариант заданий. При этом за минуту капитан
команды в среднем успевает ответить на 12-13 вопросов (не обязательно правильно), что при среднем количестве команд-участниц - восемь-десять - обусловливает необходимость составления 120-150 вопросов для организаторов конкурса.
Периодически в программу конкурса на Всеуральской олимпийской сессии включаются и другие формы. Это всегда остается на усмотрение организаторов.
Сам по себе конкурс знатоков будучи разовой акцией (даже при условии более частного интервала проведения), не обеспечивает целостного педагогического процесса олимпийского образования. Поэтому главным здесь, на наш взгляд, является этап, предваряющий сам конкурс, а именно - подготовка команды внутри учебного заведения.
Каждое учебное заведение, команда которого участвует в конкурсной программе Всеуральских олимпийских сессий, по-своему организует процесс подготовки команд. Существует даже опубликованные материалы по опыту работы с командами, в частности Стерлитамакского института физической культуры. Одной из наиболее успешно выступающих в течение многих лет команд является сборная Уральского государственного университета физической культуры, что позволяет считать процесс подготовки в данном учебном заведении более эффективным, чем в других организациях.
Подготовка начинается за 2-3 месяца до начала конкурса. Ее предваряет отборочный этап для желающих, по итогам которого набирается 7-10 человек. Отметим, студенты приходят на отбор ежегодно, многие из них в течение всего обучения составляют основу команды. Однако тренировочная работа ведется и с теми, кто не попадает в основной состав.
Занятия проводятся один, чаще два раза в неделю. За месяц до начала конкурса двухразовые тренировки можно считать обязательными. Продолжительность тренировочного занятия составляет 1,5-2 часа. Основное содержание - решение задач, аналогичных программе предстоящего конкурса. Причем первые две-три недели тренерам команды (преподавателям) рекомендуется самостоятельно составлять задания. В дальнейшем целесообразно поручить это самим студентам.
Все участники команды выбирают определенную специализацию (олимпийская атрибутика, олимпийская программа, спортсмены-олимпийцы и т.п.), на которую они делают основной упор при подготовке. При этом в том частом случае, если член команды выступает больше одного года, крайне рекомендуется ежегодно менять специализацию. Таким образом, к выпускному курсу участник команды становится в значительной мере универсальным знатоком олимпизма, что позволяет ему успешно выполнять функции капитана команды. Это условие также позволяет избегать «однобокости» в формировании знаниевого компонента олимпийского образования.
Важную роль при подготовке команды играет участие бывших участников в тренировочные работы в той или иной форме. Это может быть разработка заданий для тренировок, практические рекомендации или просто общение во время совместных неформальных мероприятий (что тоже активно практикуется). Это позволяет обеспечить преемственность в данной работе и способствует формированию мотивационного компонента.
В последующем также практикуется активное вовлечение участников команд в процесс реализации олимпийского образования среди различных групп населения, в частности школьников и спортсменов в роли студентов-практикантов или в рамках социальных проектов, как, например, «Челябинск Олимпийский» [10]. Это способствует формированию деятельностного компонента олимпийской образованности.
Таким образом, подготовка команды представляет собой не только отработку решения заданий, а стройную систему, подразумевающую формирование знаниевого базиса,
мотивационного и деятельностного компонентов, что полностью соответствует содержанию олимпийского образования в его широком понимании.
Немаловажным аспектом также является и тот факт, что для эффективной работы с командой знатоков сотрудниками УралГУФК при непосредственном участии автора статьи разработаны учебно-методические пособия, такие как «Справочник знатока олимпизма» и «Олимпийский классный час», что способствует повышению эффективности самообразовательной деятельности студентов в рассматриваемом направлении [8].
На сегодняшний день автором статьи, как и его коллегами, активно используются многие компоненты конкурсной программы и тренировочной работы с командами на специализированных учебных дисциплинах в Уральском государственном университете физической культуры, таких как «история физической культуры», «история олимпийского движения», «технология олимпийского образования». Студенты, участники команды, составляют основной контингент для поступления в магистратуру по программе «Международное спортивное и олимпийское движение». Многие из них впоследствии продолжают обучение в аспирантуре с сохранением верности «олимпийской» тематике.
Таким образом, проводимый на Всеуральской олимпийской сессии ежегодный конкурс знатоков олимпизма является своего рода катализатором процесса олимпийского образования студенческой (и не только) молодежи региона и стимулом для методических разработок в данном направлении.
Выводы
Конкурс знатоков олимпизма, проводимый в рамках Всеуральских олимпийских научных сессий под патронатом Олимпийской академии Урала и Олимпийского комитета России является вершиной стройной системы олимпийского образования студенческой молодежи, выступая в ней смыслообразующим звеном. Основными принципами, обеспечивающими эффективность данной системы, является опора на формы работы, интересные для студентов, а также активность, открытость и преемственность. Содержание программы конкурса и методик подготовки команд знатоков олимпизма имеет значительный потенциал для использования в олимпийском образовании при работе в разных условиях и с различными группами населения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болдырева, В.А. Научно-методические основы организации олимпийского образования школьников в период педагогической практики студентов физкультурных вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Болдырева. - М.: РГАФК, 1999. - 27 с.
2. Большая олимпийская энциклопедия / авт. - сост. В.Л. Штейнбах. - Т. 2. - О-Я. -М.: Олимпия Пресс, 2006. - 967 с.
3. Дивинская, Е.В. Олимпийское образование будущих специалистов физической культуры и спорта на основе личностно-ориентированного подхода: дис. . канд. пед. наук. / Е.В. Дивинская. - Волгоград, 2013. - 181 с.
4. Контанистов, А.Т. Региональные олимпийские академии России: итоги становления и перспективы развития / А.Т. Контанистов // Вестник спортивной науки. - 2013. - №3. - С. 48-51.
5. Рапацевич, Е.С. Педагогика: современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. -Минск: Современная школа, 2010. - 719 с.
6. Столяров, В.И. Спартианские формы и методы в системе олимпийского воспитания / В.И. Столяров // Олимпийский бюллетень. - 2013. - №14. С. 349-356.
7. Шакирова, М.В. Воспитание гражданственности студентов на основе олимпийских знаний / М.В. Шакирова // Омский научный вестник. - 2011. - №2 (96). - с. 161-163.
8. Шарипов, М.Ф. Анализ научно-методической базы самообразовательной деятельности в области олимпийского образования / М.Ф. Шарипов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2016. - №1 (9). - С. 73-80.
9. Шарипов, М.Ф. Роль региональной олимпийской академии в подготовке студентов вуза физической культуры в современных образовательных реалиях / М.Ф. Шарипов // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: сб. науч. тр.; V Междунар. науч.-практ. конф.; Челябинск, 30 апреля 2016 г. / под ред. проф. С.Г. Серикова. - Челябинск: Уральская Академия, 2016. - С. 319-323.
10. Ширшиков, Е.О. Практика социального проекта в олимпийском образовании школьников / Е.О. Ширшиков, М.В Шакирова // Физическая культура и спорт в современном мире: социальная роль и пропаганда здорового образа жизни: материалы Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 373376.
Sharipov Marat Foatovich
Urals state university of physical culture, Russia, Chelyabinsk
E-mail: girewik1987@bk.ru
Competition of Olympism experts as an effective form of Olympic education of students (on the work experience of the Ural Olympic Academy)
Abstract. The article deals with a problem of organization and holding of the competition of Olympism experts as an active and effective form of Olympic education. In the introduction the author notes the significant pedagogical potential of Olympism philosophy as the foundation of Olympic education. The main part of this article considers the issues on content of the competition of Olympism experts as a form of Olympic education of students of Institution of Higher Learning of physical training. It also reflects the main approaches to the interpretation of such concept as the "Olympic education" and results of the literary sources analysis, reflecting the problematics of Olympic education of students. An attempt to generalize the experience in the competitions of Olympism experts among the students was made in the Ural region. The author gives examples of the most popular and effective forms of competitive activity within the framework of the Olympic education of students, the specific authors' developments within limits of mentioned forms, as well as the advantages and disadvantages of each variety. The article also reflects the methodological recommendations for the effective use of the various forms of competitive activities and notes the possibilities of their productive use within the specialized classroom disciplines and in the extracurricular work. The process of preparing teams for competitions of Olympism experts and its place in the overall pedagogical process of Olympic education are under consideration. In the final part of the article the author notes a leading role of Olympism experts competition in the system of Olympic education of students at the Ural.
Keywords: Olympic education; the Olympic movement; Olympism; competition of Olympism experts; regional Olympic academy; overall pedagogical process; competitive activity