«Кузнецкий индустриальный техникум» за работу «Разработка практического руководства по организации малого бизнеса на территории города Юрги как фактора поддержки предпринимательских инициатив» (март 2012 г).
Самым значимым результатом бизнес-клуба является практическая реализация предпринимательских инициатив студентов. Так, выпускница колледжа по специальности «косметика и визажное искусство» Двойцева Светлана сразу после окончания обучения получила Грант губернатора Кузбасса и открыла успешную ногтевую студию «Пластилин». Выпускница этой же специальности Шевчук Марина организовала студию косметологических услуг «Тан-Дем», а ее одногруппница Митрохина (Казанцева) Анна открыла свой косметоло-гический кабинет. Еще одна наша выпускница Лилия Указова в 2011 г. открыла кабинет маникюра и педикюра в г. Москве. Выпускники 2010-2012 гг. по профессии «парикмахер» Яворский Михаил и Копцева Ольга в октябре 2012 г. также зарегистрировали свою индивидуальную предпринимательскую деятельность. В 2012 г. студентка группы 230 специальности «косметика и визажное искусство» Устюжанцева Дарья получила диплом III сте-
пени в номинации «За лучший предпринимательский проект» областного конкурса «Молодо-зелено», в настоящее время ведется работа по реализации данного проекта.
Таким образом, вектор на консолидацию усилий всех субъектов экономической образовательной практико-ориентированной среды является определяющим для формирования экономической компетенции у студентов колледжа.
1. Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2008 № 1309. — иЯЬ: http://www.dpo.gain. ги/ПоситегЛ8/Ре8^Сопсер^2012.doc.
2. Рогова Д. Б., Тащиян И. Н. Формирование экономических компетенций студентов в ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж//Актуальные проблемы педагогики и психологии: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.конф. (27 февраля 2012 г.) — Новосибирск: Изд-во «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. — Ч. 3. — С. 57-61.
3. Холопова Л. А., Кучерявенко С. В. Современный менеджмент: теория и практика [Электронный ресурс]. — Томск: Изд-во ТПУ, 2012. — 229 с. — 1 электрон. опт. диск (Сй-ГОМ).
4. Кучерявенко С. В., Холопова Л. А., Рогова Д. Б. Практические упражнения и материалы по конкурентоспособному менеджменту [Электронный ресурс]. — Томск: Изд-во тПу, 2012-108 с. — 1 электрон. опт. диск (Сй-ГОМ).
УДК / uDC 377 М. А. Гуляева
M. Gulyaeva
МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
METHODICAL CuLTuRE OF PRESENT-DAY EDuCATOR
of professional education
В статье определяется понятие методической культуры преподавателей учреждения профессионального образования, методическая культура рассматривается как компонент профессионально-педагогической культуры.
The article describes the notion of methodical culture of teachers of professional educational institution; methodical culture is interpreted as a component of professional-pedagogical culture.
Ключевые слова: ФГОС, профессиональное образование, профессионально-педагогическая культура, методическая культура, методическая деятельность.
Keywords: federal state educational standards, professional education, professional-pedagogical culture, methodical culture, methodical activities.
В условиях реализации образовательных стандартов профессионального образования третьего поколения произошло существенное расширение содержательного поля профессиональной деятельности педагога, связанного с учебно-методическим обеспечением образовательного процесса: разработкойучебно-про-граммной документации, средств контроля, методического обеспечения образовательного процесса, конструирования учебного материа-
ла в соответствии с требованиями ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов). Повышение удельного веса методической деятельности в работе педагога повышает требования к его методической культуре, требует нового осмысления сущности методической культуры педагога в современных условиях.
Понятие «методическая культура» мы рассматриваем в одном логическом ряду с понятиями «культура», «педагогическая культура».
В культурологии существует несколько сотен определений понятия «культура» в зависимости от аспекта рассмотрения. Обратившись к таким определениям понятия «культура», мы условно разделили их на три группы: первая объединяет определения культуры как системы знаний, социально значимой информации, передающихся из поколения в поколение; вторая суммирует понятия, относящиеся к области ценностей, норм, смыслов, отношений; третья — к формам поведения, образу жизни, способам человеческой деятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженным в продуктах материального и духовного творчества. Часто происходит обобщение первой и второй групп, второй — третьей и т. д., система знаний, принятых в обществе, перерастает в систему ценностей, и, наоборот, система ценностей находит отражение в деятельности.
В. Ф. Исаев указывает на то, что в настоящее время в изучении культуры определились три направления, рассматривающие ее:
1) как совокупность материальных и духовных ценностей. По мнению А. И. Арнольдова, Ю. И. Ефимова, И. И. Громова, В. А. Малахова, В. П. Тугаринова, Н. З. Чавчавадзе и других, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, и составляет сущность культуры. Человек всегда действует в рамках общечеловеческих ценностей, т. е. в рамках определенной культуры, являясь одновременно объектом культурных воздействий и субъектом, творцом ценностей;
2) как специфический способ человеческой деятельности. Этот аспект культурологии разрабатывался такими учеными, как В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов, М. С. Каган, О. В. Ханова и др. Выделение «способа деятельности» в качестве исходного понятия побуждает обратиться к категории «деятельность» и проблеме соотношения культуры и деятельности;
3) как процесс творческой самореализации сущностных сил личности. В культуре формиру-
ются и проявляются сущностные силы общества, социальных групп, отдельных личностей. В силу этого принято выделять несколько уровней анализа культуры: всеобщий уровень — культура общества, формации; особенный — культура социальных групп; единичный — культура личности. Личностный (единичный) уровень культуры зависит от культурного уровня общества, от степени заинтересованности общества в развитии способностей, наклонностей своих членов [6; 7].
Все указанные направления и тенденции нашли отражение в психолого-педагогических исследованиях педагогической культуры. В исследованиях отечественных ученых имеются труды, посвященные содержанию самого понятия «педагогическая культура», его методологическим основам (Е. В. Бондаревская, В. Ф. Исаев, В. В. Краевский, Н. В. Кузьмина, В. А. Сластенин, В. Т. Фоменко). Проведены исследования, посвященные отдельным аспектам профессионально-педагогической культуры: методологическая культура (С. В. Кульневич, В. Э. Тамарин, А. Н. Ходусов), культура управления (Т. М. Горюнова, В. С. Лазарев, М. М. Поташник, Е. В. Яковлев), коммуникативная культура (А. М. Баскаков, А. В. Мудрик, Р. М. Фатыхова), культура исследовательской деятельности педагога (Л. М. Кустов, Л. С. Подымова, А. А. Попова); изучались способы диагностики и пути формирования педагогической культуры (Е. А. Михайлычев, В. И. Мареев, Е. Н. Новицкая, И. П. Раченко, О. К. Сазонова и др.). Ученые детально проанализировали функционирование, развитие, совершенствование и трансляцию педагогической культуры (В. Л. Бенин, В. Ф. Исаев, О. Е. Костенко, И. Б. Котова, В. В. Кузнецов,
А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.).
В. Л. Бенин определяет педагогическую культуру как часть общечеловеческой культуры, отмечает, что это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы жизни, где есть элементы социального наследования [2].
О. Е. Костенко в исследовании профессиональной педагогической культуры указывает на две тенденции. Первая — значительное количество методологически разноуровневых трактовок и определений педагогической культуры в системе педагогических понятий и педагогики в целом. Вторая — рассмотрение педагогической культуры как части общей культуры с преобладанием в ней педагогической составляющей и методологически более однородных позиций в ее понимании [8].
Систематизация различных научных концепций педагогической культуры позволяет представить три подхода к ее рассмотрению:
— педагогическая культура как высший уровень педагогического мастерства, формирующийся в процессе профессиональной деятельности (Б. С. Гершунский, Н. В. Кузьмина,
В. А. Сухомлинский и др.);
— педагогическая культура как сложное системное, интегративное личностное свойство, определяющее устойчивые особенности сознания, поведения, деятельности человека, проявляющееся в его педагогической деятельности и формирующееся в процессе профессиональной подготовки (Е. Б. Гармаш, Т. Е. Ковина, Д. В. Чернилевский и др.);
— педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры, включающая характеристики педагогического процесса в историческом развитии, совокупность ценностей, характеризующих личность, образовательное учреждение, государство, общество в целом (В. Л. Бенин, Е. В. Бондаревская, И. А. Колесникова, В. Сластенин и др.).
В части исследований (В. Л. Бенин, О. Е. Костенко и др.) педагогическая культура рассматривается как возможность передачи, транслирования культурных норм, ценностей, заданных в обществе, а не исключительно в рамках определенного педагогического процесса. Для нас интерес представляет рассмотрение именно профессионально-педагогической культуры, то есть преломление педагогической культуры через призму профессиональной деятельности.
Ведущим интегративным свойством педагогической культуры является целостность профессиональной деятельности педагога. В этом случае такие компоненты педагогической культуры, как методическая, дидактическая, технологическая, нравственная, коммуникативная, информационная и другие являются гранями, сторонами объединяющей педагогической культуры. Они характеризуют отдельно взятый вид педагогической культуры не сами по себе, а лишь в том контексте, который имеет прямое отношение к педагогической деятельности преподавателя. Следует отметить, что названные компоненты соответствуют основным видам педагогической деятельности педагога и находят свое отражение в реализации профессиональной педагогической деятельности.
Исследователи, определяя методическую культуру, придерживаются тенденций и подходов, относящихся к педагогической культуре. Феномен методической культуры педагога
можно рассматривать с двух позиций: 1) как элемента профессионально-педагогической культуры; 2) как интегративного качества педагога, которое характеризует способы его методической деятельности.
При этом методическая культура педагога рассматривается в первом случае как:
— разновидность его профессиональной культуры, представляющей собой одну из социально-профессиональных характеристик преподавателя и охватывающей те проявления его духовного облика, которые в практической реализации обеспечивают более или менее успешное осуществление различных аспектов профессиональной деятельности (педагогической, организационной, методической, инновационной, научной и т. д.), требуемых функций и служебных обязанностей (Ю. В. Подповетная);
— интегральная личностная характеристика его профессиональной компетентности, общей и профессиональной культуры (И. Н. Артемьева, В. В. Малеев);
— единство общего, особенного и единичного, где общее есть культура личности, интегрирующая в себе общечеловеческие ценности, социальные нормы, отношения и способы деятельности, интегральное личностное образование в единстве его статических и динамических характеристик, основными функциями которого выступают: познавательная, конструктивная и посредническая (А. П. Карачев-цева) [1; 7; 12].
Во втором как:
— характеристика степени эффективности включения его в деятельность по применению методических знаний, форм трансляции передового педагогического опыта (Т. Н. Гущина);
— способность строить свою деятельность исходя из знаний психодидактики, педагогики, а также как умение организовывать деятельность обучающихся (Н. Ф. Никулина);
— овладение основами проектирования и конструирования учебно-воспитательного процесса, умение организовать учебно-познавательную деятельность школьников (М. Гиль-муллин) [4; 5; 10].
И. Н. Артемьева оценивает методическую культуру как результат системного освоения норм и ценностей воспитывающего и развивающего обучения, творческой деятельности современного педагога, культурного потенциала общества [1].
Т Н. Бережная вводит понятие «инновационная методическая культура учителя», которая представлена как интегративное качество лич-
ности учителя, характеризующееся совокупностью мотивов, ценностей, компетенций и оптимальным сочетанием владения традиционными и инновационными технологиями в многопредметной среде начальной школы, применяемыми на основе рефлексивных действий и обеспечивающими высокий уровень профессиональной новаторской деятельности [3].
Отметим, что методическая культура, как указывают многие исследователи (Р. Мильруд, Л. А. Плеханова), складывается и развивается под влиянием внешних (политических решений, социальных реформ, нормативных требований, экономических условий) факторов и внутренних (к которым относятся значимые для профессиональной деятельности нормы и ценности, освоенные компетенции и технологии, устойчивые отношения и поступки). Внешние факторы оказывают на методическую культуру обновляющее влияние, внутренние — способствуют созданию определенных профессиональных стереотипов. В этом взаимодействии внешних и внутренних факторов существует методическая культура как профессиональная реальность [11 ].
В свою очередь, как частная система, любой вид профессионально-педагогической культуры, в том числе и методическая культура, имеет свои компоненты: аксиологический, образованный ценностями-целями, ценностями-средствами, ценностями-отношениями, ценностями-качествами, ценностями-знаниями; технологический компонент, содержащий способы решения соответствующих задач; личностный компонент, раскрывающий творческую природу педагогической деятельности.
Методическая культура, как отмечает Т. Н. Таранова, оценивается по следующим критериям — ценностное отношение, технологическая активность, творческая активность, педагогическое мышление, профессионально-педагогическое самосовершенствование педагога, и реализуется соответственно уровням — адаптивному, репродуктивному, эвристическому, креативному [13].
Т. Н. Таранова выделяет и основные составляющие методической культуры педагога:
• знание в области преподаваемых предметов, опора на специальную и методическую литературу;
• правильное составление тематического и поурочного планирования;
• вооружение учащихся системой знаний, умений и навыков;
• знание классификации основных форм и видов обучения и их возможностей;
• знание системы методов и приемов обучения;
• знание функций методов обучения; специфики использования методов с целью повышения мотивации;
• знание всей совокупности средств обучения;
• формирование у учащихся научного мировоззрения, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений;
• развитие у учащихся познавательного интереса, способностей, воли, эмоций, речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия;
• осуществление педагогического просвещения, т. е. воспитание не только ученика, но и его родителей;
• общее представление о современных психолого-педагогических концепциях обучения, освоение передового педагогического опыта;
• обладание педагогическим тактом;
• обеспечение индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения;
• стремление к формированию у учащихся навыков рациональной организации учебного труда:
• развитие интереса у учащихся к предметам;
• объективность в оценке знаний, умений и навыков учащихся [13].
Указанные составляющие подтверждают, что методическая культура педагога, являясь частью педагогической культуры, формируется, проявляется и получает развитие непосредственно в методической деятельности педагога. Методическую культуру следует рассматривать как степень (уровень) совершенства в овладении методической деятельностью. В этом аспекте методическая культура очень близка понятию «методическая компетентность». Каждый педагог в процессе профессиональной методической деятельности накапливает опыт теоретического и практического решения различных педагогических задач, имеет представление об опыте своих предшественников и современников, использует такой опыт на практике в соответствии с требованиями реальной ситуации, творчески обогащает воспитательные традиции в силу закономерного характера непрерывного изменения, модификации педагогических идей и воспитательных традиций как культурного феномена.
Т. Э. Кочарян отмечает, что методическая культура для преподавателя выступает как
субъективный аспект профессиональной деятельности, как способность преломлять сложившийся опыт методической науки в своей деятельности, искать меру между своими потребностями, опытом, знаниями, с одной стороны, состоянием и развитием учебного процесса по данной дисциплине — с другой.
Методическая культура является важнейшим элементом педагогической культуры и формируется на базе как педагогической, так и общей культуры, а также на базе овладения системой знаний, в частности:
— научно-теоретических основ преподаваемой дисциплины;
— основ психолого-педагогической науки;
— методики преподавания;
— основных идей и технологий мастеров педагогического труда;
— основных социальных запросов и требований общества к образованию [9].
Нами выделены следующие основные направления методической деятельности педагога:
— разработка комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса;
— обобщение и распространение педагогического опыта;
— непрерывное профессиональное самообразование.
Учитывая тесную взаимосвязь методической культуры и методической деятельности, об уровне сформированности методической культуры педагога можно судить на основе таких результатов профессиональной деятельности, как:
— наличие учебно-методического комплекса (УМК) (бумажного или электронного), разработанного в соответствии с требованиями современных нормативных документов, включающего в себя все необходимые составляющие, разнообразные учебно-методические разработки;
— грамотное и своевременное использование учебно-методического комплекса;
— имеющиеся научно-методические и методические материалы, раскрывающие опыт работы, на бумажных и электронных носителях, статьи, материалы из опыта работы на образовательных сайтах, профессиональных сетевых сообществах;
— портфолио профессиональной деятельности;
— непрерывное освоение новых профессиональных компетенций.
Одним из показателей методической культуры педагога является наличие и качество разработанных им методических материалов.
По результатам опроса, проведенного среди преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования (106 опрошенных), можно отметить, что УМК в соответствии с требованиями ФГОС создано 57,3 % опрошенных, разработано частично 27,7 % педагогов; нет разработанного учебно-методического комплекса — у 15 %; разработаны по требованиям стандартов предыдущего поколения (23,4 %); разработано только на бумажных носителях (41 %), что снижает возможность его дидактически грамотного использования. Из результатов опроса можно сделать вывод, что, хотя государственный стандарт профессионального образования нового поколения реализуется не первый год, всего около половины опрошенных преподавателей разработали необходимое учебно-методическое обеспечение, остальные используют имеющиеся материалы, соответствующие стандарту предыдущего поколения, или разработали только части УМК, в большинстве это учебно-программная документация.
При организации учебных занятий большинство преподавателей руководствуются в первую очередь учебником (52,8 %) и учебным пособием (15 %), пользуются рабочими тетрадями (17 %), хотя данные дидактические материалы разработаны по требованиям стандартов предыдущего поколения. Менее десятой части опрошенных используют разработанные ими методические указания для организации лабораторных (4 %) и практических работ (5,7 %), самостоятельных работ (9,4 %).
Планируют разработать для организации занятий следующие методические материалы: рабочие тетради (11,3 %); электронные учебники (7,5 %); методические указания (9,4 %); методические рекомендации (3,7 %).
При этом анализ методических материалов показывает недостаточно грамотное их оформление: несоответствие структурное, часто не указывается, для кого предназначено данное пособие, разработка (обучающемуся или педагогу), не указываются формируемые умения, знания, компетенции и другое.
Опрос показал, что в большей мере преподаватели используют методические материалы на уроках по дисциплинам, междисциплинарным курсам (13,2 %), на уроках учебной практики методические материалы используются недостаточно широко (только 1,9 % опрошен-
ных). Занятия по практике часто не обеспечены необходимыми методическими материалами, и часто это не позволяет качественно реализовать деятельностный подход в обучении.
Все это, к сожалению, демонстрирует недостаточно высокий уровень методической культуры преподавателей в учреждениях профессионального образования.
С введением стандартов профессионального образования нового поколения методическая культура преподавателя должна складываться при наибольшем проявлении творческого подхода. Она является необходимой составляющей, движущей силой не только профессионального мастерства, но и образовательного процесса в целом. Отсутствие ее у преподавателя снижает эффективность учебного процесса, приводит к некачественной подготовке специалистов.
Преподаватель может овладеть высоким уровнем методической культуры только в том случае, если ему свойственны такие качества личности, как творческая самостоятельность, самоорганизация, возможность самообучения, а также соответствующие способности — когнитивные, дидактические, организационно-аналитические и личностные.
1. Артемьева И. Н. Формирование методической культуры будущих учителей начальных классов в контексте вузовской подготовки [Текст]: дис. ... канд. пед. наук:
13.00.08. — Нижний Новгород, 2004. — 172 с.
2. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. — Уфа, 1997. — 131 с.
3. Бережная Т. Н. Формирование инновационной методической культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки в вузе [Текст]: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. — Ставрополь, 2010.- 211 с.
4. Гильмуллин М. Ф. Формирование исторического компонента математико-методической культуры студентов при обучении истории математики в педагогическом вузе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. -Ярославль, 2009. — 230 с.
5. Гущина Т. Н. Развитие методической культуры педагога [Электронный ресурс].- иЯЬ: http://old.ino.yar. ги/со^егепсез/60_уеаг8/д№.1'Лт1.
6. Исаев В. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. — М., 2002.- 187 с.
7. Карачевцева А. П. Формирование методической культуры учителя начальных классов на первой ступени педагогического образования: дис. . канд. пед. наук:
13.00.08. — Курск, 2003. — 191 с.
8. Костенко О. Е. Особенности становления российской профессиональной педагогической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. — Екатеринбург, 2004. — 168 с.
9. Кочарян Т. Э. Развитие методической компетентности преподавателя среднего профессионального учебного заведения в условиях последипломного образования: дис. . канд. пед. наук: 13.00.08. — Ставрополь, 2004. — 179 с.
10. Никулина Н. Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя//Специалист. — 2002. — № 12. — С. 17-18.
11. Плеханова Л. А. Развитие методической культуры преподавателя учреждения дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс]. — иЯЬ: http://www.science-education.ru/102-5887.
12. Подповетная Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. — Челябинск, 2012.- 400 с.
13. Таранова Т. Н. Сущностная характеристика инновационной методической культуры педагога [Электронный ресурс]. — иЯЬ: http://www.science-education.ru/105-7066.
УДК / uDC 377 А. Г. Апухтина, И. Ю. Кузнецова
A. Apukhtina, I. Kuznetsova
УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
CONSIDERING SPECIAL GENDER FEATuRES OF STuDENTS IN VOCATIONAL EDuCATIONAL INSTITuTIONS
В статье рассматривается проблема дифференциации образовательного процесса в учреждениях профессионального образования в контексте гендерного подхода. Определяется роль гендерной компетентности педагога как основного субъекта гендерной социализации в образовательном процессе. Анализируются гендерные ожидания педагогов и обучающихся в образовательном процессе.
The article deals with a problem of the education process differentiation in context of the gender approach in the vocational educational institutions. In this article the role of gender competence of educators as the main subject in the education process is defined. The authors analyze the gender expectations of educators and students.
Ключевые слова: гендер, гендерный подход в образовании, гендерный стереотип,