Научная статья на тему 'Ориентация преподавателя вуза на саморазвитие методической культуры'

Ориентация преподавателя вуза на саморазвитие методической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / LECTURER / МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / METHODICAL CULTURE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морус Галия Газнавиевна

Методическая культура вузовского преподавателя в образовательном пространстве. Понятие терминологии методической культуры, саморазвития в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIENTATION UNIVERSITY LECTURERON SELF-DEVELOPMENT METHODS CULTURE

This article discusses methodological culture university teachers in the educational space. The concept of culture terminology methodical, self-development in the profession.

Текст научной работы на тему «Ориентация преподавателя вуза на саморазвитие методической культуры»

УДК 374.7

ОРИЕНТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА САМОРАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Морус Галия Газнавиевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры ТО, Бирский филиал ФГБОУ ВОП «БашГУ»; ул.Кутузова, д. 15, Бирск, Башкортостан, Россия, 452450; e-mail: morusgg@gmail.com

АННОТАЦИЯ

Методическая культура вузовского преподавателя в образовательном пространстве. Понятие терминологии методической культуры, саморазвития в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: преподаватель, методическая культура, развитие, саморазвитие, профессиональная деятельность.

В динамично изменяющемся мире возрастают требования к педагогу в образовательном процессе. Повышение уровня информационной культуры, социальной мобильности, формирование новых профессиональных компетенций — всё это становится актуальным как для педагогической самореализации, так и для состоятельности на рынке труда.

Сегодня перед вузами стоят стратегические задачи, которые невозможно решить без изменения у педагогов представлений о содержании и формах образовательной преподавательской деятельности. С одной стороны, судьба высшего образования — проблема государственного масштаба, с другой — её решение, в первую очередь, зависит от качества труда конкретного преподавателя, от его заинтересованности в непрерывном совершенствовании образовательного процесса и собственного профессионально-педагогического мастерства.

Т.А. Вековцева анализирует и раскрывает различные источники определения «преподаватель» в широком и узком смысле слова, а также отмечает, что «деятельность преподавателя вуза является сложноорганизованной и включает многообразие аспектов её проявления» [3, с. 327]. Деятельность преподавателя включает в себя не только учебную, но и воспитательную, научную, организаторскую, инновационную и методическую работу.

Анализ ряда стратегических государственных документов — Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, а также нормативно-правовых документов: Федерального закона «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» — свидетельствует, что на характер профессиональной деятельности преподавателя вуза существенное влияние оказали:

— реформирование, реструктуризация, регионализация отечественной высшей школы;

— изменение социально-профессионального статуса, структуры научно-педагогических кадров;

— повышенные требования к роли и функций преподавателей вуза;

— переход к новой образовательной парадигме.

В связи с этим ориентация системы высшего педагогического образования направлена на значительное усиление инновационной, культурологической, гуманистической и личностно-ориентированной составляющих. В таком видении преподаватель вуза предстаёт как исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, организатор процесса групповых и индивидуальных форм обучения в передаче знаний и как творческая личность. Преподаватель вуза реализуется в нескольких направлениях: педагогическом, научном, организаторском и методическом. Синтез вышеперечисленных направле-

ний в практической деятельности педагога обеспечивается методической культурой.

В терминологическом словаре современного педагога методическая культура определяется как «система идеалов, ценностей, норм, обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности» [9]. Раскрывая понятие «методическая культура», Е.И. Пассов включает в него четыре составляющих:

— знания обо всех компонентах процесса обучения (целях, средствах, объекте, результатах, приёмах обучения, о себе самом как преподавателе);

— опыт осуществления приёмов профессиональной деятельности (репродукция культуры);

— творчество как преобразование и перенос приёмов обучения (продукция нового в обучении);

— обращённый на схему ценностей личности опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности [7, с. 8-9].

А.П. Карачевцева определяет методическую культуру как диалектическое единство общего, особенного и единичного, где общее есть культура личности, интегрирующая в себе общечеловеческие ценности, социальные нормы, отношения и способы деятельности. В качестве особенного она несёт в себе своеобразие профессии, а в качестве единичного «методическая культура» есть индивидуально своеобразный способ создания учебной ситуации.

Н.Ф. Никулина представляет методическую культуру как «способность строить свою деятельность исходя из знаний психодидактики, педагогики, а также как умение организовывать деятельность учащихся».

По мнению В.В. Малеева, методическая культура имеет «интегративное качество, характеризующее способность к решению профессиональных задач, самосовершенствованию и рефлексии», а также к «конструированию продуктивных отношений», и основывается на «индивидуально-личностных особенностях и свойствах личности» [8].

Т.Э. Кочарян отмечает, что методическая культура для преподавателя выступает как «субъективный аспект профессиональной деятельности, как способность преломлять сложившийся опыт методической науки в своей деятельности, искать меру между своими потребностями, опытом, знаниями, с одной стороны, состоянием и развитием учебного процесса по данной дисциплине — с другой» [4].

Складывается и развивается методическая культура под влиянием внешних факторов (политических решений, образовательных реформ, нормативных требований, экономических условий) и факторов внутренних (к которым относятся значимые для преподавателя нормы и ценности, освоенные компетенции и технологии, устойчивые отношения и поступки). Можно сказать, что если внешние факторы оказывают на методическую культуру обновляющее влияние, то изнутри она направлена на собственную консервацию, закрепляя в коллективном профессиональном сознании преподавателей «вечные истины» педагогического успеха. В этом взаимодействии внешних и внутренних импульсов рождается и длительно существует методическая культура как педагогическая реальность.

Таким образом, «методическая культура» — это интегральное личностное образование, включающее ценностно-смысловой, технологический и личностно-творческий компоненты, которые обеспечивают профессионально-личностное развитие самостоятельности, самоорганизации (Г.С. Данилова) и саморазвитие (В.И. Андреев).

Исторически понятию «саморазвитие» предшествовало понятие «развитие». В повседневной речи под «развитием» понимается процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к более сложному. По отношению к человеку развитие есть степень сознательности, культурности, просвещённости [6, с. 558].

В философии «развитие» (эволюция, генезис) — характеристика качественных изменений объектов, появление новых форм бытия, нововведений, сопряжённая с преобразованием их внутренних и внешних связей. Саморазвитие (самодвижение) — философская категория, выражающая направленное, закономерное изменение объекта под влиянием

внутренне присущих ему противоречий, факторов, условий [10]. Таким образом, саморазвитие (филос.) — внутренне обусловленное самопроизвольное изменение системы, определяемое её противоречиями.

Вопросы саморазвития личности нашли отражение у отечественных исследователей (Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Элько-нин и др.). Оно понималось как «способность творить новые формы бытия, открывать собственное «Я» [2]. В.И. Андреев обращает внимание на то, что личность «целостно воспринимает, осознаёт себя в этом мире как «Я». Путь к творчеству у вузовского преподавателя начинается с осознания, а главное, с создания «Я-концепции» творческого саморазвития» [1, с. 75].

В.Н. Мезинов определяет саморазвитие как собственную активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможность самовоспитания в процессе естественного физиологического, психического, социального развития. Он отмечает, что саморазвитие может быть осознанным (самовоспитание, самосовершенствование) и бессознательным (спонтанное) и выделяет три основных направления: приобретение новых знаний; рефлексию; приобретение и использование навыков саморегуляции [5].

Саморазвитие человека совершается по своим внутренним законам. Его движущими силами являются внутренние противоречия: между новыми потребностями, запросами, стремлениями и уровнем развития возможностей личности, между новыми познавательными и практическими задачами и сложившимися ранее способами мышления.

Саморазвитие методической культуры вузовского преподавателя — самый эффективный, новый качественный этап развития в изменении мышления, переход от мышления привычными общеизвестными категориями к творческому мышлению; постоянное самонаблюдение и самоанализ, самоопределение, позволяющие скорректировать свои качества и выработать новые. Это раскрытие творческого (креативного) потенциала, повышение конкурентоспособности, компетентности и развитие Я-концепции. Это постоянный процесс обучения, отказ от известных штампов, стереотипов в работе, выход за рамки действующих нормативов, создание новых нормативов личностно-творческой, индивидуальной направленности, новые педагогические технологии, непрерывное повышение своего профессионализма и мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Андреев. В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 500 с.

[2]. Бережнова О.В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005. URL: si-sv.com>Biblioteka/Avtoreferati/ berezhnova.doc (дата обращения: 01.12.2013).

[3]. Вековцева Т.А. Основные направления саморазвития преподавателя вуза в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 11 (часть 2). С. 326-330;

[4]. Кочарян Т.Э. Методическая компетентность в контексте педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального учебного заведения URL: www.superinf.ru (дата обращения: 01.12.2013).

[5]. Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учёб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Робо-товой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 189 с.

[6]. Ожегов С.И. Словарь русского языка; под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. — 25-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2007. — 976 с.

[7]. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур». — М.: Просвещение, 2000. — 154 с. URL: http://www. prosv.ru/Attachment.aspx?Id=8719 (дата обращения: 01.02.2014)

[8]. Таранова Т.Н. Сущностная характеристика инновационной методической культуры педагога // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5; URL: www.science-education. ru/105-7066 (дата обращения: 01.02.2014).

[9]. Факторович А.А. Педагогическая деятельность преподавателя вуза в современных условиях // Педагогика. 2010. № 5. С. 103.

[10]. Философский энциклопедический словарь. URL:terme.ru/dictionary/180 (дата обращения: 30.05.2014).

ORIENTATION UNIVERSITY LECTURER ON SELF-DEVELOPMENT METHODS CULTURE

Galia G. Morus, graduate student, senior lecturer in TO The branch of the Bashkirian state University in Birsk; Kutuzova, 15, Birsk, Bashkortostan, Russia,452450; e-mail: morusgg@gmail.com

ABSTRACT

This article discusses methodological culture university teachers in the educational space. The

concept of culture terminology methodical, self-development in the profession.

Key words: lecturer, methodical culture, development, self-development, professional

activity.

REFERENCES

[1]. Andreev. V.I. Pedagogika vysshej shkoly. Innovacionno-prognosticheskij kurs: Uchebnoe posobie. — Kazan': Centr innovacionnyh tehnologii, 2006. — 500 s.

[2]. Berezhnova O. V. Refleksivnaja dejatel'nost' kak pedagogicheskoe uslovie samorazvitija studentov vuza: dis. ... kand. ped. nauk. — Stavropol', 2005. URL: si-sv.com>Biblioteka/Avtoreferati/ berezhnova.doc (data obrashhenija: 01.12.2013).

[3]. Vekovceva T.A. Osnovnye napravlenija samorazvitija prepodavatelja vuza professional'noj dejatel'nosti // Fundamental'nye issledovanija. 2012. № 11 (chast' 2). S. 326-330;

[4]. Kocharjan T.Je. Metodicheskaja kompetentnost' v kontekste pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja srednego professional'nogo uchebnogo zavedenija URL: www.superinf.ru (data obrashhenija: 01.12.2013).

[5]. Mezinov V.N. Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost': Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / A.S. Robotova, T.V. Leont'eva, I.G. Shaposhnikova i dr.; Pod red. A. S. Robotovoj. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. — 189 s.

[6]. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka: ok. 60 000 slov i fTazeologicheskih vyrazhenij / S.I. Ozhegov; pod obshh.red. prof. L.I. Skvorcova. 25-e izd., ispr. i dop. — M.: OOO «Izdatel'stvo Oniks»: OOO «Izd-vo «Mir i Obrazovanie», 2007. — 976 s.

[7]. Passov E.I. Programma-koncepcija kommunikativnogo inojazychnogo obrazovanija. «Razvitie individual'nosti v dialoge kul'tur». — M.: Prosveshhenie, 2000. — 154 s. URL: http://www.prosv.ru/ Attachment.aspx?Id=8719 (data obrashhenija: 01.02.2014).

[8]. Taranova T.N. Sushhnostnaja harakteristika innovacionnoj metodicheskoj kul'tury pedagoga // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 5; URL: www.science-education.ru/105-7066 (data obrashhenija: 01.02.2014).

[9]. Faktorovich A.A. Pedagogicheskaja dejatel'nost' prepodavatelja vuza v sovremennyh uslovijah // Pedagogika. 2010. № 5. S. 103.

[10]. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. URL: terme.ru/dictionary/180 (data obrashhenija: 30.05.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.