УДК 374.7
ОРИЕНТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА САМОРАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Морус Галия Газнавиевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры ТО, Бирский филиал ФГБОУ ВОП «БашГУ»; ул.Кутузова, д. 15, Бирск, Башкортостан, Россия, 452450; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Методическая культура вузовского преподавателя в образовательном пространстве. Понятие терминологии методической культуры, саморазвития в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: преподаватель, методическая культура, развитие, саморазвитие, профессиональная деятельность.
В динамично изменяющемся мире возрастают требования к педагогу в образовательном процессе. Повышение уровня информационной культуры, социальной мобильности, формирование новых профессиональных компетенций — всё это становится актуальным как для педагогической самореализации, так и для состоятельности на рынке труда.
Сегодня перед вузами стоят стратегические задачи, которые невозможно решить без изменения у педагогов представлений о содержании и формах образовательной преподавательской деятельности. С одной стороны, судьба высшего образования — проблема государственного масштаба, с другой — её решение, в первую очередь, зависит от качества труда конкретного преподавателя, от его заинтересованности в непрерывном совершенствовании образовательного процесса и собственного профессионально-педагогического мастерства.
Т.А. Вековцева анализирует и раскрывает различные источники определения «преподаватель» в широком и узком смысле слова, а также отмечает, что «деятельность преподавателя вуза является сложноорганизованной и включает многообразие аспектов её проявления» [3, с. 327]. Деятельность преподавателя включает в себя не только учебную, но и воспитательную, научную, организаторскую, инновационную и методическую работу.
Анализ ряда стратегических государственных документов — Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года, а также нормативно-правовых документов: Федерального закона «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» — свидетельствует, что на характер профессиональной деятельности преподавателя вуза существенное влияние оказали:
— реформирование, реструктуризация, регионализация отечественной высшей школы;
— изменение социально-профессионального статуса, структуры научно-педагогических кадров;
— повышенные требования к роли и функций преподавателей вуза;
— переход к новой образовательной парадигме.
В связи с этим ориентация системы высшего педагогического образования направлена на значительное усиление инновационной, культурологической, гуманистической и личностно-ориентированной составляющих. В таком видении преподаватель вуза предстаёт как исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов, организатор процесса групповых и индивидуальных форм обучения в передаче знаний и как творческая личность. Преподаватель вуза реализуется в нескольких направлениях: педагогическом, научном, организаторском и методическом. Синтез вышеперечисленных направле-
ний в практической деятельности педагога обеспечивается методической культурой.
В терминологическом словаре современного педагога методическая культура определяется как «система идеалов, ценностей, норм, обеспечивающая ориентацию в конкретной педагогической деятельности» [9]. Раскрывая понятие «методическая культура», Е.И. Пассов включает в него четыре составляющих:
— знания обо всех компонентах процесса обучения (целях, средствах, объекте, результатах, приёмах обучения, о себе самом как преподавателе);
— опыт осуществления приёмов профессиональной деятельности (репродукция культуры);
— творчество как преобразование и перенос приёмов обучения (продукция нового в обучении);
— обращённый на схему ценностей личности опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности [7, с. 8-9].
А.П. Карачевцева определяет методическую культуру как диалектическое единство общего, особенного и единичного, где общее есть культура личности, интегрирующая в себе общечеловеческие ценности, социальные нормы, отношения и способы деятельности. В качестве особенного она несёт в себе своеобразие профессии, а в качестве единичного «методическая культура» есть индивидуально своеобразный способ создания учебной ситуации.
Н.Ф. Никулина представляет методическую культуру как «способность строить свою деятельность исходя из знаний психодидактики, педагогики, а также как умение организовывать деятельность учащихся».
По мнению В.В. Малеева, методическая культура имеет «интегративное качество, характеризующее способность к решению профессиональных задач, самосовершенствованию и рефлексии», а также к «конструированию продуктивных отношений», и основывается на «индивидуально-личностных особенностях и свойствах личности» [8].
Т.Э. Кочарян отмечает, что методическая культура для преподавателя выступает как «субъективный аспект профессиональной деятельности, как способность преломлять сложившийся опыт методической науки в своей деятельности, искать меру между своими потребностями, опытом, знаниями, с одной стороны, состоянием и развитием учебного процесса по данной дисциплине — с другой» [4].
Складывается и развивается методическая культура под влиянием внешних факторов (политических решений, образовательных реформ, нормативных требований, экономических условий) и факторов внутренних (к которым относятся значимые для преподавателя нормы и ценности, освоенные компетенции и технологии, устойчивые отношения и поступки). Можно сказать, что если внешние факторы оказывают на методическую культуру обновляющее влияние, то изнутри она направлена на собственную консервацию, закрепляя в коллективном профессиональном сознании преподавателей «вечные истины» педагогического успеха. В этом взаимодействии внешних и внутренних импульсов рождается и длительно существует методическая культура как педагогическая реальность.
Таким образом, «методическая культура» — это интегральное личностное образование, включающее ценностно-смысловой, технологический и личностно-творческий компоненты, которые обеспечивают профессионально-личностное развитие самостоятельности, самоорганизации (Г.С. Данилова) и саморазвитие (В.И. Андреев).
Исторически понятию «саморазвитие» предшествовало понятие «развитие». В повседневной речи под «развитием» понимается процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к более сложному. По отношению к человеку развитие есть степень сознательности, культурности, просвещённости [6, с. 558].
В философии «развитие» (эволюция, генезис) — характеристика качественных изменений объектов, появление новых форм бытия, нововведений, сопряжённая с преобразованием их внутренних и внешних связей. Саморазвитие (самодвижение) — философская категория, выражающая направленное, закономерное изменение объекта под влиянием
внутренне присущих ему противоречий, факторов, условий [10]. Таким образом, саморазвитие (филос.) — внутренне обусловленное самопроизвольное изменение системы, определяемое её противоречиями.
Вопросы саморазвития личности нашли отражение у отечественных исследователей (Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Элько-нин и др.). Оно понималось как «способность творить новые формы бытия, открывать собственное «Я» [2]. В.И. Андреев обращает внимание на то, что личность «целостно воспринимает, осознаёт себя в этом мире как «Я». Путь к творчеству у вузовского преподавателя начинается с осознания, а главное, с создания «Я-концепции» творческого саморазвития» [1, с. 75].
В.Н. Мезинов определяет саморазвитие как собственную активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, в реализации веры в возможность самовоспитания в процессе естественного физиологического, психического, социального развития. Он отмечает, что саморазвитие может быть осознанным (самовоспитание, самосовершенствование) и бессознательным (спонтанное) и выделяет три основных направления: приобретение новых знаний; рефлексию; приобретение и использование навыков саморегуляции [5].
Саморазвитие человека совершается по своим внутренним законам. Его движущими силами являются внутренние противоречия: между новыми потребностями, запросами, стремлениями и уровнем развития возможностей личности, между новыми познавательными и практическими задачами и сложившимися ранее способами мышления.
Саморазвитие методической культуры вузовского преподавателя — самый эффективный, новый качественный этап развития в изменении мышления, переход от мышления привычными общеизвестными категориями к творческому мышлению; постоянное самонаблюдение и самоанализ, самоопределение, позволяющие скорректировать свои качества и выработать новые. Это раскрытие творческого (креативного) потенциала, повышение конкурентоспособности, компетентности и развитие Я-концепции. Это постоянный процесс обучения, отказ от известных штампов, стереотипов в работе, выход за рамки действующих нормативов, создание новых нормативов личностно-творческой, индивидуальной направленности, новые педагогические технологии, непрерывное повышение своего профессионализма и мастерства.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Андреев. В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учебное пособие. — Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 500 с.
[2]. Бережнова О.В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005. URL: si-sv.com>Biblioteka/Avtoreferati/ berezhnova.doc (дата обращения: 01.12.2013).
[3]. Вековцева Т.А. Основные направления саморазвития преподавателя вуза в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2012. № 11 (часть 2). С. 326-330;
[4]. Кочарян Т.Э. Методическая компетентность в контексте педагогической деятельности преподавателя среднего профессионального учебного заведения URL: www.superinf.ru (дата обращения: 01.12.2013).
[5]. Мезинов В.Н. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учёб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Робо-товой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 189 с.
[6]. Ожегов С.И. Словарь русского языка; под общ.ред. проф. Л.И. Скворцова. — 25-е изд., испр. и доп. — М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2007. — 976 с.
[7]. Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. «Развитие индивидуальности в диалоге культур». — М.: Просвещение, 2000. — 154 с. URL: http://www. prosv.ru/Attachment.aspx?Id=8719 (дата обращения: 01.02.2014)
[8]. Таранова Т.Н. Сущностная характеристика инновационной методической культуры педагога // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5; URL: www.science-education. ru/105-7066 (дата обращения: 01.02.2014).
[9]. Факторович А.А. Педагогическая деятельность преподавателя вуза в современных условиях // Педагогика. 2010. № 5. С. 103.
[10]. Философский энциклопедический словарь. URL:terme.ru/dictionary/180 (дата обращения: 30.05.2014).
ORIENTATION UNIVERSITY LECTURER ON SELF-DEVELOPMENT METHODS CULTURE
Galia G. Morus, graduate student, senior lecturer in TO The branch of the Bashkirian state University in Birsk; Kutuzova, 15, Birsk, Bashkortostan, Russia,452450; e-mail: [email protected]
ABSTRACT
This article discusses methodological culture university teachers in the educational space. The
concept of culture terminology methodical, self-development in the profession.
Key words: lecturer, methodical culture, development, self-development, professional
activity.
REFERENCES
[1]. Andreev. V.I. Pedagogika vysshej shkoly. Innovacionno-prognosticheskij kurs: Uchebnoe posobie. — Kazan': Centr innovacionnyh tehnologii, 2006. — 500 s.
[2]. Berezhnova O. V. Refleksivnaja dejatel'nost' kak pedagogicheskoe uslovie samorazvitija studentov vuza: dis. ... kand. ped. nauk. — Stavropol', 2005. URL: si-sv.com>Biblioteka/Avtoreferati/ berezhnova.doc (data obrashhenija: 01.12.2013).
[3]. Vekovceva T.A. Osnovnye napravlenija samorazvitija prepodavatelja vuza professional'noj dejatel'nosti // Fundamental'nye issledovanija. 2012. № 11 (chast' 2). S. 326-330;
[4]. Kocharjan T.Je. Metodicheskaja kompetentnost' v kontekste pedagogicheskoj dejatel'nosti prepodavatelja srednego professional'nogo uchebnogo zavedenija URL: www.superinf.ru (data obrashhenija: 01.12.2013).
[5]. Mezinov V.N. Vvedenie v pedagogicheskuju dejatel'nost': Ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / A.S. Robotova, T.V. Leont'eva, I.G. Shaposhnikova i dr.; Pod red. A. S. Robotovoj. — M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. — 189 s.
[6]. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo jazyka: ok. 60 000 slov i fTazeologicheskih vyrazhenij / S.I. Ozhegov; pod obshh.red. prof. L.I. Skvorcova. 25-e izd., ispr. i dop. — M.: OOO «Izdatel'stvo Oniks»: OOO «Izd-vo «Mir i Obrazovanie», 2007. — 976 s.
[7]. Passov E.I. Programma-koncepcija kommunikativnogo inojazychnogo obrazovanija. «Razvitie individual'nosti v dialoge kul'tur». — M.: Prosveshhenie, 2000. — 154 s. URL: http://www.prosv.ru/ Attachment.aspx?Id=8719 (data obrashhenija: 01.02.2014).
[8]. Taranova T.N. Sushhnostnaja harakteristika innovacionnoj metodicheskoj kul'tury pedagoga // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. № 5; URL: www.science-education.ru/105-7066 (data obrashhenija: 01.02.2014).
[9]. Faktorovich A.A. Pedagogicheskaja dejatel'nost' prepodavatelja vuza v sovremennyh uslovijah // Pedagogika. 2010. № 5. S. 103.
[10]. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar'. URL: terme.ru/dictionary/180 (data obrashhenija: 30.05.2014).