Научная статья на тему 'Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза в современных условиях'

Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / HIGH SCHOOL TEACHER / PROFESSIONAL SELF-DEVELOPMENT / LEISURE / LEISURE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вековцева Татьяна Александровна

Современная практика высшей школы устойчиво демонстрирует, что досуговая деятельность преподавателя вуза, в которой реализуется восполнение физических, эмоциональных и интеллектуальные сил человека, приобретает сегодня особую значимость. Однако недостаточно исследованной остается проблема использования возможностей досуговой деятельности и пространства досуга в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза. С целью проведения анализа понятий «досуг» и «досуговая деятельность» применены наработки современной педагогической науки по концептуальным аспектам теории свободного времени. Путем интерполяции особенностей досуговой деятельности преподавателя вуза выявлены основные направления данной деятельности в аспекте профессионального саморазвития педагога. В соответствии с видами профессиональной деятельности обозначены ведущие направления профессионального саморазвития преподавателя вуза: в методической, в научной, в инновационной деятельности. Выявлены качества личности, играющие первостепенную роль в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза. Совокупность профессионально значимых личностных качеств преподавателя вуза представлена следующими группами: гностические, коммуникативные и организационные. Достаточно важным моментом при исследовании особенностей досуговой деятельности в аспекте профессионального саморазвития преподавателя вуза является изучение индивидуальных и творческих особенностей личности. На основании этого определен индивидуально-творческий потенциал преподавателя вуза, который отражает соответствующие практические навыки и компетентность в реализации досуговой деятельности, позволяет на практике всесторонне использовать позитивные образцы и нормы активной досуговой деятельности, направленные на профессиональное саморазвитие. Анализ индивидуально-творческого потенциала преподавателя вуза показал, что эту категорию необходимо рассматривать не изолированно от других сфер личности. В частности, его целесообразно исследовать во взаимосвязи с мотивационной, эмоциональной и деятельностной сферами личности. Также при изучении особенностей досуговой деятельности в аспекте профессионального саморазвития преподавателя вуза установлено, что данный процесс предполагает тьюторскую поддержку, которая на практике реализуется через активное привлечение преподавателей к организованному профессионально ориентированному досугу. Обосновано, что наиболее подходящей системой для организации такой поддержки является повышение квалификации, реализуемое внутри образовательного пространства вуза, обладающее колоссальным ресурсом для профессионального саморазвития преподавателя. Результаты теоретического исследования подтверждены данными констатирующего эксперимента, проведенного в Южно-Уральском государственном университете и направленного на выявление основных направлений досуговой деятельности преподавателей вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEISURE ACTIVITIES OF UNIVERSITY TEACHER IN THE CURRENT CONDITIONS

The current practice of high school consistently demonstrates that leisure activities of university teachers, which is implemented replenishment of physical, emotional and intellectual powers of man, takes a special significance today. However, the problem remains insufficiently investigated the opportunities of leisure activities and leisure space in the process of professional self-development of the university teacher. In order to analyze the terms “partner” and “leisure activity” used in the modern achievements of science teaching on the conceptual aspects of the theory of free time. Interpolating features leisure activities university teacher, identified the main directions of the activity in the aspect of professional self-development of the teacher. In accordance with the professional activities of professional direction indicated by the leading teacher of high school self: self-development in a methodical activities; рersonal development in research activities; self-development in innovation. Identified personality traits that play a primary role in the process of professional self-development of the university teacher. The collection of professionally significant personal qualities of the teacher of high school groups represented by the following qualities: gnostic, communicative and organizational. Rather important point in the study of characteristics of leisure activities in the aspect of professional self-development of the university teacher is to study individual and creative personality traits. On the basis of this determined individual creativity of the teacher of high school, which reflects the appropriate skills and competence in the implementation of leisure activities, it allows you to practice full use of the positive samples and standards active leisure activities aimed at professional self-development of the teacher. Analysis of individual creative potential of university teachers has shown that this category should be considered not in isolation from the other spheres of the individual. In particular, individual creativity appropriate to examine in conjunction with the motivational, emotional and activity areas of the individual. Also, the study features leisure activities in the aspect of professional self-development of the teacher of high school found that this process involves support of tutor, which in practice is realized through the active involvement of teachers to organized professionally oriented leisure. It is proved that the most suitable system for the organization of such support is a system of training, implemented within the educational environment of the university, with its vast resources for professional self-development of the teacher. The results of theoretical studies confirmed by ascertaining experiment conducted in South Ural State University and aimed at identifying the main areas of leisure activities of high school teachers.

Текст научной работы на тему «Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза в современных условиях»

УДК 378 Т. А. Вековцева

кандидат искусствоведения, доцент, Южно-Уральский государственный университет E-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Современная практика высшей школы устойчиво демонстрирует, что досуговая деятельность преподавателя вуза, в которой реализуется восполнение физических, эмоциональных и интеллектуальные сил человека, приобретает сегодня особую значимость. Однако недостаточно исследованной остается проблема использования возможностей досуговой деятельности и пространства досуга в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза.

С целью проведения анализа понятий «досуг» и «досуговая деятельность» применены наработки современной педагогической науки по концептуальным аспектам теории свободного времени. Путем интерполяции особенностей досуговой деятельности преподавателя вуза выявлены основные направления данной деятельности в аспекте профессионального саморазвития педагога. В соответствии с видами профессиональной деятельности обозначены ведущие направления профессионального саморазвития преподавателя вуза: в методической, в научной, в инновационной деятельности. Выявлены качества личности, играющие первостепенную роль в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза. Совокупность профессионально значимых личностных качеств преподавателя вуза представлена следующими группами: гностические, коммуникативные и организационные. Достаточно важным моментом при исследовании особенностей досуговой деятельности в аспекте профессионального саморазвития преподавателя вуза является изучение индивидуальных и творческих особенностей личности. На основании этого определен индивидуально-творческий потенциал преподавателя вуза, который отражает соответствующие практические навыки и компетентность в реализации досуговой деятельности, позволяет на практике всесторонне использовать позитивные образцы и нормы активной досуговой деятельности, направленные на профессиональное саморазвитие. Анализ индивидуально-творческого потенциала преподавателя вуза показал, что эту категорию необходимо рассматривать не изолированно от других сфер личности. В частности, его целесообразно исследовать во взаимосвязи с мотивационной, эмоциональной и деятельностной сферами личности. Также при изучении особенностей досуговой деятельности в аспекте профессионального саморазвития преподавателя вуза установлено, что данный процесс предполагает тьюторскую поддержку, которая на практике реализуется через активное привлечение преподавателей к организованному профессионально ориентированному досугу. Обосновано, что наиболее подходящей системой для организации такой поддержки является повышение квалификации, реализуемое внутри образовательного пространства вуза, обладающее колоссальным ресурсом для профессионального саморазвития преподавателя.

Результаты теоретического исследования подтверждены данными констатирующего эксперимента, проведенного в Южно-Уральском государственном университете и направленного на выявление основных направлений досуговой деятельности преподавателей вуза.

Ключевые слова: преподаватель вуза, профессиональное саморазвитие, досуг, досуговая деятельность

Для цитирования: Вековцева, Т. А . Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза в современных условиях / Т. А. Вековцева //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. -№ 3 (43). - С. 142-148.

Современная практика высшей школы устойчиво демонстрирует, что досуговая деятельность преподавателя вуза занимает одно из ведущих направлений жизнедеятельности личности. Это утверждение следует из того, что именно в

досуговой деятельности восстанавливаются физические, эмоциональные и интеллектуальные силы человека, а кроме того каждый преподаватель имеет уникальную возможность переключиться с одного вида деятельности на другой.

142

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Т. А. Вековцева

Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза...

Также подобная возможность позволяет устойчиво планировать рабочий график и создавать необходимую основу с целью предотвращения стрессовых ситуаций, преодоления профессиональных деформаций и других негативных аспектов профессиональной деятельности [1].

Практика показывает, что на сегодняшний день досуг для решения задачи профессионального становления, саморазвития и роста преподавателя вуза, целенаправленного совершенствования его научной, методической и инновационной деятельности используется не в полной мере.

С целью проведения анализа понятий досуг и досуговая деятельность мы применили наработки современной педагогической науки по концептуальным аспектам теории свободного времени. Анализ показал, что большинство ученых трактует данную категорию более широко, чем понятие досуг. В частности, определяя содержательное наполнение понятия свободное время, ученые подчеркивают, что это самое плодотворное время, когда решаются вопросы общественной деятельности, выполняются общественные поручения, которое также можно использовать для самосовершенствования человека (как духовного, так и нравственного и физического), собственного воспитания и саморазвития [3; 5; 6; 11; 12].

Интерполируя особенности досуговой деятельности, определим наиболее значимые из них для нашего исследования:

- осознаваемая и устойчивая потребность личности в досуговой деятельности (можно рассматривать как необходимый действенный мотив);

- разноплановый предмет досуговой деятельности;

- цель, задачи и содержание досуговой деятельности ставятся и определяются самой личностью на основе имеющегося уровня ее развития, в зависимости от нравственного восприятия мира, культурного и духовного воспитания;

- досуговая деятельность может носить как социально положительный, так и социально отрицательный (асоциальный) характер, причем возможен нейтральный или замкнутый вариант;

- исследуемая деятельность имеет вполне определенную иерархическую структуру, уров-

ни распределяются с учетом психологической, культурной и профессиональной значимости;

- досуговая деятельность реализуется на основе целенаправленной организации с целью создания устойчивой основы для осуществления процесса перехода к более высокому уровню.

На основе анализа особенностей досуговой деятельности, а также с учетом специфики профессиональной деятельности преподавателя вуза нами был выявлен и сформулирован ряд противоречий, имеющих важное значение для проводимого исследования [6; 11: 12]:

- между постоянной и устойчивой потребностью общества в повышении качества профессиональной деятельности преподавателя вуза и недостаточным использованием имеющегося потенциала досуговой деятельности с целью профессионального развития преподавателей;

- между необходимостью совершенствования процесса профессионального саморазвития преподавателя вуза в рамках досугового времени и неэффективностью существующих средств, методов, форм и условий обеспечения оптимальности данного процесса;

- между направленностью образовательного пространства на решение задачи профессионального саморазвития преподавателя вуза посредством досуговой деятельности и неосведомленностью педагогов о перспективных направлениях данной деятельности в решении поставленной задачи.

Очевидно, что указанные противоречия напрямую связаны с проблемой профессионального саморазвития преподавателя вуза, решение которой достаточно актуально для современной практики высшей школы. На основе данного обстоятельства мы еще раз убедились в необходимости проведения исследования в аспекте выявления позитивных возможностей и эффективных ресурсов досуговой деятельности в направлении актуальной потребности общества и высшей школы - профессионального саморазвития преподавателя вуза.

Отметим, что в научных публикациях исследуется вышеназванная проблема, и данное понятие трактуется учеными как процесс обо-

143

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Т. А. Вековцева

Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза...

гащения профессиональных способностей, профессиональных и личностных качеств преподавателя в ходе его целенаправленной профессиональной деятельности [5]. Кроме того, процесс профессионального саморазвития преподавателя вуза и достигаемые в ходе него результаты можно представить следующими основными факторами:

1) готовность и способность овладевать новыми профессиональными ролями и осуществлять свою профессиональную деятельность на высоком уровне и с целенаправленным стремлением к ее совершенствованию;

2) характер и мера представления и реализации профессионального и социальнокультурного опыта в современную практику образования, а также в профессиональную практику, в процессе которой осуществляется саморазвитие преподавателя вуза.

Учитывая известные базовые виды профессиональной деятельности преподавателя вуза, мы определили ведущие направления его профессионального саморазвития: в методической, научной, инновационной деятельности [10].

Важно отметить, что с целью исследования значимости досуговой деятельности в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза необходимо выявить качества личности, играющие в нем первостепенную роль. В этом случае конкретизация «профессионально значимые» означает, что исследуемая деятельность направлена на сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья и непосредственно способствует реализации в образовательной практике профессионального предназначения преподавателя вуза. Также рассматриваемую совокупность имеет смысл анализировать с точки зрения конкретных видов личностных качеств, а именно - в аспекте гностических, коммуникативных и организационных.

Проинтерпретируем указанные качества личности с позиции приоритетности досуговой деятельности в профессиональном саморазвитии преподавателя вуза. В частности, гностические определяют некоторый объем и точность знаний о сфере досуга, существующих способах и эффективных формах органи-

зации и планирования досуговой деятельности, направлениях и способах ее корректировки, совершенствования и адаптации в аспектах профессионального саморазвития, возможностях использования элементов и структурных компонентов научной, методической и инновационной видов деятельности в часы досуга.

Активному и интересному профессиональному общению с коллегами и студентами в часы досуга способствуют коммуникативные качества личности, которые необходимы преподавателю не только в качестве средства коммуникации, но и для предотвращения возможности профессиональных деформаций, снижения степени происходящих изменений в поведении и настроении.

Организационные качества личности предполагают возможность эффективной организации преподавателем досуговой деятельности как своей, так и коллег, а также студентов. Кроме того, данные качества личности направлены на создание в досуговой деятельности основы для профессионального саморазвития преподавателя вуза, точнее, условий для саморазвития в основных видах профессиональной деятельности - научной, методической и инновационной.

Проведенный анализ научных публикаций показал также, что достаточно важным моментом при исследовании досуговой деятельности как фактора профессионального саморазвития преподавателя вуза является изучение индивидуальных и творческих особенностей личности. В частности, учитывая позицию ученых, целесообразнее вести речь об индивидуально-творческом потенциале преподавателя вуза. Творческий потенциал человека, если говорить в общем, создает определенное поступательное развитие социума в целом. Индивидуально-творческий потенциал преподавателя вуза, который имеет соответствующие практические навыки и компетентность в реализации досуговой деятельности, позволяет на практике всесторонне использовать позитивные образцы и нормы активной досуговой деятельности, способствующие профессиональному саморазвитию

144

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Т. А. Вековцева

Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза...

преподавателя. При таком подходе можно констатировать, что развитие творческого потенциала преподавателя вуза направлено на реализацию желания представить свои способности в аспекте научной, методической и инновационной деятельности [2; 8; 9].

Конечно, процесс наилучшего развития индивидуально-творческого потенциала преподавателя вуза предполагает выявление и создание в практике высшей школы определенных условий, из всего многообразия которых с учетом проблематики нашего исследования целесообразно выделить следующие:

- направленность профессиональной деятельности преподавателя вуза на развитие творческой самореализации;

- актуализация чувства восприимчивости к новому как показатель творческой активности и ценностного отношения преподавателя вуза к творчеству;

- развитие характеристик и качеств творческой личности, умений преподавателей вуза в процессе рефлексивно-оценочной деятельности;

- оценка и совершенствование творческого стиля в осуществлении профессиональнопедагогической деятельности.

Анализ индивидуально-творческого потенциала преподавателя вуза показал, что эту категорию необходимо рассматривать неизолированно от других сфер личности. В частности, его целесообразно исследовать во взаимосвязи с мотивационной, эмоциональной и деятельностной сферами личности. Точнее сказать, степень развития индивидуально-творческого потенциала преподавателя вуза определяется интеграцией указанных сфер личности.

Следующий аспект, выявленный нами при изучении особенностей досуговой деятельности в процессе профессионального саморазвития преподавателя вуза, связан с реализацией (на практике через активное привлечение преподавателей к организованному профессионально ориентированному досугу) тьюторской поддержки досуговой деятельности преподавателей в процессе освоения ими профессионально ориентированных видов данной деятельности. В качестве тьюторов

выступают квалифицированные коллеги - ведущие представители научных сообществ, педагогических профессиональных ассоциаций, изучающих вопросы профессионального саморазвития преподавателя в досуговой деятельности. Тьюторы осуществляют презентации различных форм досуговой деятельности, проводят анализ ее необходимых видов в направлении профессионального саморазвития преподавателя вуза. Кроме того, предполагается некоторый воспитательный эффект, связанный с осознанием личностью значимости и необходимости включения аспектов профессионального саморазвития в процесс осуществления досуговой деятельности.

Помимо тьюторской необходима также и другая поддержка деятельности преподавателей вуза, которая предполагает организацию и проведение досуговых программ с коллегами и совместных мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого процесса профессионального саморазвития. Наиболее подходящей системой, обладающей колоссальным ресурсом для организации такой поддержки, является повышение квалификации, реализуемое внутри образовательного пространства вуза [4; 10]. Именно в условиях внутривузовского повышения квалификации возможно осуществить детальный и квалифицированный анализ результатов досуговой деятельности и спланировать ряд мероприятий, направленных на личностное и профессиональное саморазвитие преподавателя вуза.

Также отметим, что особое внимание при анализе рассматриваемой проблемы необходимо сосредоточить на исследовании мотивационного компонента. Именно он предполагает выделение мотивов изучаемой деятельности и определяет факторы, влияющие на достижение профессиональных целей посредством использования ресурсов досуговой деятельности. Кроме того, указанный компонент занимает одно из ведущих мест в процессе саморазвития преподавателя в профессиональной деятельности и, следовательно, играет важную роль в организации досуговой деятельности, направленной на саморазвитие педагога в научной,

145

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Т. А. Вековцева

Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза...

методической, инновационной и других видах профессиональной деятельности.

Учитывая, что мотивы деятельности, по мнению многих ученых, являются наиболее сложным полимотивированным психологическим явлением, процессуальные мотивы досуговой деятельности необходимо исследовать с позиции ценностей. В рассматриваемом аспекте ценностные ориентации преподавателя вуза базируются на принятии его досуговой деятельности как профессионально значимой, понимании целесообразности выбора соответствующего вида досуговой деятельности, устойчивом стремлении к совершенствованию пространства досуга в направлении профессионального развития, актуализации процесса профессионального саморазвития посредством признания досуговой деятельности ведущей ценностной ориентацией процесса совершенствования и др.

Таким образом, мотивационный компонент является некоторым основанием при планировании и организации досуговой деятельности преподавателя, призванным развивать и совершенствовать наиболее важные профессиональные свойства и качества личности преподавателя вуза, способствующие достижению целей профессиональной деятельности. Иначе говоря, мотивационный компонент призван осуществлять регулятивную функцию в процессе организации и совершенствования досуговой деятельности преподавателя вуза.

Результаты теоретического исследования, проведенного в Южно-Уральском государственном университете, подтвердили данные констатирующего эксперимента, в частности: большинство преподавателей вуза часы досуга используют с целью совершенствования педагогического мастерства, решают задачи приумножения профессиональных знаний, изучают дополнительную и специальную научную литературу и т. п. На основании этого мы пришли к выводу, что профессиональное саморазвитие в досуговой деятельности преподавателя вуза занимает наиболее важное место. Следующим по значимости, согласно результатам практического исследования, является интеллектуально-творческое развитие в

досуговой деятельности. В свободное время преподаватели отдают предпочтение чтению современной и классической художественной литературы, занятиям творчеством, фотографией и т. п. Конечно, в часы досуга преподаватели достаточно часто общаются с другими людьми - это коллеги по вузу, студенты, а также представители других профессий. Коммуникации в досуговой деятельности осуществляются посредством обмена профессиональным опытом, знаниями, результатами профессиональной деятельности и т. п. Как показало исследование, досуг преподавателя вуза тесно связан с активным отдыхом и занятиями спортом. Большинству опрашиваемых активный отдых позволяет настроиться на профессионально-педагогическую деятель-

ность и успешно ее совершенствовать [1; 4].

Таким образом, на основе результатов исследования выявлены основные ориентиры досуговой деятельности преподавателя вуза, первостепенную роль среди которых играет профессиональное саморазвитие. Обосновано, что эффективность досуговой деятельности, направленной на профессиональное саморазвитие преподавателя вуза, повышается, если:

1) развитие личностных качеств, значимых в профессиональной деятельности, осуществляется в трех основных направлениях: гностическом, коммуникативном и организационном;

2) активно используется и развивается индивидуально-творческий потенциал с учетом следующих сфер профессионального совершенствования личности: мотивационной, эмоциональной и деятельностной;

3) реализуется целенаправленная и квалифицированная поддержка тьюторов в процессе освоения и совершенствования профессионально ориентированных видов досуговой деятельности.

Кроме того, особая роль в досуговой деятельности преподавателя вуза отводится интеллектуально-творческому развитию, коммуникативной составляющей и организации активного отдыха и занятий спортом. Данные выводы подчеркивают необходимость выявления особенностей досуговой деятельности

146

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

Т. А. Вековцева

Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза...

преподавателя вуза в современных условиях и позволяют определить механизмы формирования предпочтений досуговой активности, направленной на профессиональное самораз-

витие и самообразование, что дает возможность выйти на новый уровень осмысления роли досуга в профессиональной деятельности работников сферы образования.

1. Архангельский, Г. Время на отдых: для тех, кто много работает / Г. Архангельский. - Москва: Альпина Паблишер, 2013. - 184 с.

2. Асанова, И. М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / И. М. Асанова, С. О. Дерябина. - Москва: Академия, 2011. - 192 с.

3. Андреева, С. В. Феномен досуга: история и современность / С. В. Андреева // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 3. - С. 42-45.

4. Васильева, Е. Ю. Рейтинг преподавателей, факультетов и кафедр в вузе: метод. пособие / Е. Ю. Васильева,

О. А. Ганичина, С. Ю. Трапицын. - Санкт-Петербург: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2007. - 159 с.

5. Вековцева, Т. А. Стратегия досуга преподавателя вуза в современных условиях / Т. А. Вековцева // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. - 2014. - № 5-2 (44). - С. 96-98.

6. Волощенко, Г. Г. Досуг как явление культуры: генезис и развитие: дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / Г. Г. Волощенко. - Омск, 2006.

7. Головина, Г. В. Досуговая деятельность: понятие, структура, функции, статус / Г. В. Головина и др. // Социально-культурная деятельность: теория, технологии, практика: коллектив. моногр. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2005. - 280 с.

8. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / А. Д. Жарков. - Москва: Изд. дом МГУКИ, 2007. - 480 с.

9. Илакавичус, М. Р. Культурно-досуговая деятельность взрослого человека как стартовая площадка возобновления образования / М. Р. Илакавичус // Вектор науки ТГУ. - 2014 - № 1 - С. 231-234.

10. Подповетная, Ю. В. Концепция развития научно-методической культуры преподавателя вуза: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ю. В. Подповетная. - Челябинск, 2012. - 400 с.

11. Ярцев, А. А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / А. А. Ярцев. - Нижний Новгород, 2004. - 152 с.

12. Ярошенко, Н. Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н. Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 6 (44). - С. 66-73.

Получено 18.08.2015

T. Vekovtseva

Candidate of Art Criticism, Associate professor, South Ural State University E-mail: y-u-l-i-a-v-a-l@mail.ru

FEATURES OF LEISURE ACTIVITIES OF UNIVERSITY TEACHER IN THE CURRENT CONDITIONS

The current practice of high school consistently demonstrates that leisure activities of university teachers, which is implemented replenishment ofphysical, emotional and intellectual powers of man, takes a special significance today. However, the problem remains insufficiently investigated the opportunities of leisure activities and leisure space in the process ofprofessional self-development of the university teacher. In order to analyze the terms “partner” and “leisure activity” used in the modern achievements of science teaching on the conceptual aspects of the theory offree time. Interpolating features leisure activities university teacher, identified the main directions of the activity in the aspect of professional self-development of the teacher. In accordance with the professional activities of professional direction indicated by the leading teacher of high school self: self-development in a methodical activities; personal development in research activities; self-development in innovation. Identified personality traits that play a primary role in the process ofprofessional self-development of the university teacher. The collection ofprofessionally significant personal qualities of the teacher of high school groups represented by the following qualities: gnostic, communi-

147

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т. А. Вековцева

Особенности досуговой деятельности преподавателя вуза...

cative and organizational. Rather important point in the study of characteristics of leisure activities in the aspect of professional self-development of the university teacher is to study individual and creative personality traits. On the basis of this determined individual creativity of the teacher of high school, which reflects the appropriate skills and competence in the implementation of leisure activities, it allows you to practice full use of the positive samples and standards active leisure activities aimed at professional self-development of the teacher. Analysis of individual creative potential of university teachers has shown that this category should be considered not in isolation from the other spheres of the individual. In particular, individual creativity appropriate to examine in conjunction with the motivational, emotional and activity areas of the individual. Also, the study features leisure activities in the aspect ofprofessional self-development of the teacher of high school found that this process involves support of tutor, which in practice is realized through the active involvement of teachers to organized professionally oriented leisure. It is proved that the most suitable system for the organization of such support is a system of training, implemented within the educational environment of the university, with its vast resources for professional self-development of the teacher. The results of theoretical studies confirmed by ascertaining experiment conducted in South Ural State University and aimed at identifying the main areas of leisure activities of high school teachers.

Keywords: high school teacher, professional self-development, leisure, leisure activity

For citing: Vekovtseva, T. Features of Leisure Activities of University Teacher in the Current Conditions / T. Vekovtseva // Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. - 2015. - № 3 (43). - P. 142-148.

Reference

1. Arkhangelskii, G. Vremya na otdyh: dlya teh, kto mnogo rabotaet [Time to Rest, for Those Who Work a Lot] / G. Arkhangel-skii. - Moscow: ATpina Pablisher, 2013. - 184 p.

2. Asanova, I. Organizatsiya kul'turno-dosugovoi deyatel'nosti [Organization of Cultural and Leisure Activities] /

I. Asanova, S. Deriabina. - Moscow: Academiya, 2011. - 192 p.

3. Andreeva, S. The Phenomenon of Leisure: History and Modernity / S. Andreeva // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journals]. - 2011. - № 3. - P. 42-45.

4. Vasileva, E. Reyting prepodavateley, fakul'tetov i kafedr v vuze [Rating Teachers, Faculties and Departments at the University] / E. Vasileva, O. Ganichina, S. Trapitsyn. - Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, 2007. - 159 p.

5. Vekovtseva, T. Strategy Leisure Teacher of High School in Modern Conditions / T. Vekovtseva // European Social Science Journal. - 2014. - № 5-2 (44). - Р. 96-98.

6. Voloshchenko, G. Dosug kak yavlenie kul'tmy: genezis i razvitie [Leisure as a Cultural Phenomenon: the Genesis and Development] / G. Voloshchenko. - Omsk, 2006.

7. Golovina, G. Leisure Activities: Concept, Structure, Functions, Status / G. Golovina and others // Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': teoriya, tekhnologii, praktika: [Social and Cultural Activities: Theory, Technology, Practice]. - Chelyabinsk, 2005. - 280 p.

8. Zharkov, A. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Theory and Technology of Cultural and Leisure Activities] / A. Zharkov. - Moscow: Publishing House Moscow State University of Culture and Arts, 2007. - 480 p.

9. Ilakavichus, M. Recreational Activities Adult as a Launch Pad Resume Education / M. Ilakavichus // Vektor nauki TGU [Vector Nauki of Togliatti State University]. - 2014. - № 1. - P. 231-234.

10. Podpovetnaia, Iu. Kontseptsiya razvitiya nauchno-metodicheskoy kul'tury prepodavatelya vuza [The Concept of Development of Scientific and Methodological Culture of the Teacher of High School] / Iu. Podpovetnaia. -Chelyabinsk, 2012. - 400 p.

11. Iartsev, A. Dosugovaya deyatel'nost' kak faktor professional'nogo stanovleniya budushchego pedagoga [Leisure Activities as a Factor of Professional Formation of the Future Teacher] / A. Iartsev. - Nizhny Novgorod, 2004. - 152 p.

12. Iaroshenko, N. Values of Leisure in the Context of Civilizational Development / N. Yaroshenko // The Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. - 2011. - № 6 (44). - P. 66-73.

Received 18.08.2015

148

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2015 / 3 (43)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.