Научная статья на тему 'Формирование методической культуры будущего учителя начальных классов в условиях инновационного образования'

Формирование методической культуры будущего учителя начальных классов в условиях инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / АВТОРСКАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережная Татьяна Николаевна

Статья посвящена проблеме современного профессионального образования. Автор обращается к проблеме использования инноваций, представляет взаимозависимость формирования методической культуры и применения инноваций в профессиональной деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование методической культуры будущего учителя начальных классов в условиях инновационного образования»

ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Т. Н. Бережная

DEVELOPMENT OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER'S METHODIC CULTURE IN CONDITIONS OF INNOVATION EDUCATION

Berezhnaya T. N.

The article is devoted to the important problem of the contemporary professional education. Revealing the urgent topic of the developing primary school teacher's methodic culture, the author refers to the use of innovations. Showing the potential of innovations the interdependence of methodic culture development and the use of innovations in teacher's professional activity is presented in the article.

Статья посвящена проблеме современного профессионального образования. Автор обращается к проблеме использования инноваций, представляет взаимозависимость формирования методической культуры и применения инноваций в профессиональной деятельности учителя.

Ключевые слова: инновационное образование, методическая культура, авторская методическая система.

УДК 371.13

Для современного образовательного пространства России характерно становление новой системы, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Одной из черт этого процесса является инновационность.

Образование всегда было связано с новаторством, педагогическим поиском, опытно-экспериментальной работой, инновационными процессами (1, с. 4). Исторически можно констатировать тот факт, что высокое качество обучения пропорционально уровню новаторской деятельности учителя. Вайзер Т. А. высказывается о том, для начальной школы в контексте современной ситуации характерна вариативность, которая определяет поставленную автором проблему готовности учителя начальных классов к инновационной деятельности. Инновационная деятельность учителя начальной школы является компонентом целостной инновационной системы школы и рассматривается как «многоаспектный феномен профессиональной деятельности, обеспечивающий целесообразные нововведения» в образовательный процесс. Направленная на совершенствование дидактического процесса, она предполагает изменения в целях, условиях, содержании, методах и формах обучения, способствующих повышению качества обучения младших школьников посредством реализации развивающего потенциала (1, с. 10-11).

Специфика деятельности учителя начальных классов, как известно, обусловлена возрастными и психологическими особенно-

стями детей. Каждый этап развития системы обучения в начальной школе, учитывая специфические особенности младшего школьного возраста, рождал новшества, сформировавшие к настоящему времени систему современного образования. Уровень развития общества в нынешних условиях, - повсеместная компьютеризация, Интернет, высокий уровень информатизации и т. д. -заставляет учителей искать и использовать новые способы организации познавательной деятельности. К таковым относятся организация проектной деятельности, исследовательской деятельности младших школьников, использование Интернета в процессе организации уроков и развития навыков работы с компьютером, в частности применение мультимедиа и обучающих образовательных программ. Все это требует от учителя высокого уровня методической грамотности, профессиональной компетентности, педагогической импровизации, творческого самосовершенствования, иначе говоря, готовности к осуществлению инновационного процесса обучения. По нашему мнению? формирование инновационной деятельности учителя обуславливает необходимость формирования его методической культуры, и наоборот, только развитая методическая культура учителя будет способствовать инновационной деятельности. Для понимания современных проблем качества подготовки будущих учителя начальных классов важно проследить существующие закономерности профессионального становления профессионально-методической готовности учителя к инновационной деятельности. Т. А. Вайзер выделяет три этапа. Первый этап характеризуется овладением основами традиционной методики преподавания учебных дисциплин, в процессе приобретения профессиональных навыков в вузе или сузе и возникновением интереса к существующим альтернативным системам обучения младших школьников. Следующий этап становления готовности к инновационной деятельности связан с освоением известных инновационным методических систем. Третий этап, по мнению автора, направлен на «формирование потреб-

ности в разработке собственной, авторской методической системы» (1, с. 64-67)..

По нашему мнению, формирование инновационной деятельности учителя начальных классов целесообразно представить следующим образом:

1. Отработка приобретенных основ традиционной методической работы в начальной школе и расширение методического кругозора посредством изучения широкого спектра современных методических систем обучения младших школьников.

2. Практическое знакомство с существующими альтернативными системами обучения младших школьников, возможное применение элементов инновационных систем обучения;

3. Непосредственное освоение и адаптация конкретной системы обучения в собственной практической деятельности;

4. Возможное усовершенствование инновационной системы обучения младших школьников, разработка, создание собственной инновационной системы работы.

Характеризуя начальную стадию становления готовности учителя начальных классов к инновационной деятельности мы поддерживаем мнение Т. А. Вайзер о том, что после получения первоначальных навыков профессиональной деятельности еще в течение 3-4 лет молодой учитель в повседневной практической работе совершенствует полученный профессионально-методический багаж. В процессе этой работы возникает потребность профессионального роста учителя, которая может реализовы-ваться, как констатирует автор, в двух направлениях: одни учителя совершенствуют педагогическое мастерство на основе традиционной системы обучения, а другие осваивают теоретические основы инновационных систем. Этот процесс основывается на знакомстве с учебно-методической литературой по альтернативным методическим системам, посещении уроков, участии в разнообразных конкурсах, при подготовке учащихся к олимпиадам, и т. д. Постепенно осознавая ограниченные возможности традиционной методики, учитель приближается к пониманию необходимости освоения инноваций,

повышению собственного методического уровня. Таким образом, осуществляется переход на вторую ступень готовности к инновационной деятельности учителя. Этот этап характеризуется практическим знакомством, изучением возможностей и фрагментарным использованием элементов альтернативных систем работы. Третью ступень характеризуют: увеличение методического арсенала учителя, осознание «сильных» и «слабых» сторон различных альтернативных систем, отбор, адаптация и применение в собственной практике наиболее эффективных методов и форм работы с учащимися, формирование собственного стиля работы учителя. «Определенную роль в этом процессе играют субъективные факторы: каждый учитель имеет собственные педагогические ценностные ориентиры и методические приоритеты, позволяющие ему с учетом этого выбирать и оценивать отдельные составные части методических систем. Другим фактором, влияющим на процесс данного выбора, являются индивидуальные особенности учащихся того класса, с которым в настоящее время работает учитель» (1, с. 66).

Расширение методического кругозора учителя, обусловленное его знакомством с постоянно пополняющимися возможностями работы с учащимися через альтернативные системы работы, постепенно формирует потребность в разработке собственной, авторской методической системы. Этим характеризуется, на наш взгляд, четвертая стадия профессионально-методической составляющей деятельности учителя начальных классов. Представленные стадии формирования инновационной деятельности учителя начальных классов можно условно сопоставить с этапами формирования методической культуры учителя, которая представлена наличием методической грамотности, методической компетентности, личностно-творческим развитием, посредством методической креативности и профессиональным самосовершенствованием.

Методическая культура как вид профессионально-педагогической культуры относится к обучающему функциональному компоненту, который также включает ди-

дактическую и технологическую культуры. Автор определяет основным направлением реализации методической культуры как вида профессионально-педагогической культуры обучающую функцию педагогической культуры, которая реализуется в деятельности преподавателя, направленной на овладение определенной системой знаний, умений, навыков, социальным опытом, на развитие интеллекта и способностей.

Артемьева И. Н. (2, с. 31-33) раскрывая вопрос о соотношении понятий «педагогическая культура» и «методическая культура», выделяет две позиции. Первая позиция рассматривает понятия как автономные, подчеркивая их взаимосвязь и взаимозависимость, вторая - характеризует понятия как единую систему, каждый элемент которой, являясь самостоятельным, имеет точки соприкосновения. «Педагогическая культура как интегральная характеристика профессиональной и общей культуры обеспечивает общую для профессии педагога платформу, а методическая культура, являясь интегральным качеством личности, способствует приближению к конкретной специальности. Их «слияние» формирует профессионально-педагогическую подготовку специалиста». Основу методической культуры Исаев В. Ф. определяет как готовность к решению проблем «знать», «уметь», «успевать», «оценивать», также к определению более конкретных вопросов: «чему учить», «как учить», «кому и кого учить» (3, с. 16).

Методическая культура как интегра-тивное качество личности и как деятельно-стное проявление профессионально-педагогической культуры учителя начальных классов рассматривается в работах Карачев-цевой А. П. (4), Артемьевой И. Н. (2).

Карачевцева А. П. определяет методическую культуру учителя начальных классов как диалектическое единство общего, особенного и единичного, где общее есть культура личности, интегрирующая в себе общечеловеческие ценности, социальные нормы, отношения и способы деятельности. В качестве особенного она несет в себе своеобразие профессии, а в качестве единичного -методическая культура есть индивидуально

своеобразный способ создания учебной ситуации учителем в процессе обучающей коммуникации с учащимся (4, с. 18).

Артемьева И. Н. (2, с. 61) характеризует методическую культуру учителя начальных классов как «интегративную характеристику его общей и профессиональной культуры, позволяющую в процессе преподавания учебных предметов в полной мере реа-лизовывать познавательные, воспитательные и развивающие возможности обучения, а также активно участвовать в инновационной деятельности образовательного учреждения».

В. В. Жилкин в своем исследовании "Информационная культура как фактор формирования педагогического мастерства» рассматривает методическую культуру как «интегративное образование, состоящее из ряда элементов: знания, приемы, творчество, опыт» (2, с. 48). Методическую культуру как способность строить свою деятельность исходя из знаний психодидактики, педагогики, а также как умение организовывать деятельность обучающихся представляет Никулина Н. Ф. (5, с. 17). Зубков А. Л. определяет методическую культуру как интегрированный показатель эффективности труда учителя, который проявляется как высшая форма активности и творческой самостоятельности, как стимул и условие совершенствования учебного процесса, как предпосылка для возникновения новых методических идей и путей их решения. Методическая культура учителя выступает как субъектный аспект его профессиональной деятельности, как способность преломлять обобщенный методический опыт в своей деятельности (6, с. 11).

Рассмотрев представленные подходы, предложено следующее определение понятия методическая культура - интегративное качество личности, представляющееся совокупностью мотивов, ценностей, знаний и оптимальных сочетаний технологий оперирования педагогическими объектами в многопредметной педагогической действительности начальной школы, осуществление рефлексивных действий, реализующихся в профессионализме учителя.

Определяя развитие методической культуры можно говорить о поэтапном про-

фессионально-методическом развитии учителя посредством формирования у него методической грамотности, методической компетентности, методической креативности, методического самосовершенствования и мастерства.

Характеризуя дефиницию «методическая грамотность», следует обратиться к значению понятия «грамотность». В. А. Межериков определяет грамотность как «знание законов и правил». Он выделяет технологическую грамотность, обозначая ее как «способность компетентно и эффективно выполнять задачи и разрешать проблемы в сфере профессиональных занятий; активное овладение совокупностью средств и способов достижения высоких результатов» (7, с. 63-64). Педагогическую грамотность Морева Н. А. (8) понимает как «комплекс знаний, умений, навыков и способности передавать другим освоенные знания и социальный опыт; способность быть посредником между теми, кто создает, хранит и обогащает социально-культурный опыт, и теми, кто нуждается в освоении их достижений». В исследовании Артемьевой И. А. мы находим следующее определение методической грамотности: «Совокупность знаний, умений, навыков методического порядка, представляющая собой профессионально необходимый комплекс достижения социально и личностно-значимого результата деятельности» (2, с. 34). Таким образом, обобщая представленные подходы, можно охарактеризовать методическую грамотность как комплекс профессионально необходимых конструктов выражающихся в определенном уровневом сочетании методических знаний, умений и навыков учителя начальных классов в процессе построения обучения.

Однако только лишь методическая грамотность учителя не обеспечивает высокого качества обучения, т. к. «...образование уже сейчас должно давать человеку не только сумму базовых знаний, но и умений воспринимать новое: новые знания, новые методы и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления, новые эстетические и культурные ценности» (В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов) (2, с. 35).

Следовательно, методическая грамотность является необходимой преподпосыл-кой становления инновационной деятельности учителя в условиях современного образовательного пространства. Следующим уровневым параметром методической культуры, по нашему мнению, является «методическая компетентность». Значение понятия компетентность (от лат. competo) определяется как область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, а также это обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо. Отсюда следует, что компетентность учителя есть степень осведомленности в определенной профессиональной (а именно методической) области знания. Межери-ков В. А. (7, с. 151) определяет профессиональную компетентность учителя как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания». Как компонент педагогической культуры в исследовании Павлютенко-ва Е. М. (9) профессиональная компетентность учителя характеризуется наличием глубоких знаний свойств, преобразуемых предметов, свободным овладением содержанием своего труда, также соответствием этого труда профессионально важным качествам учителя. Зубков А. Л. (6, с. 11), исходя из понимания взаимосвязи педагогической и методической компетентности, определяет методическую компетентность как важнейший компонент профессионально-педагогической компетентности, обеспечивающей способность распознавать и решать методические задачи, проблемы, возникающие в ходе педагогической деятельности учителя. В структурном плане методическая компетентность включает в себя три компонента: профессиональные знания, профессиональные умения и личностные качества. Автор указывает на виды деятельности, в которых проявляется методическая компетентность: научно-методической, учебно-методической и подчеркивает, что под развитием методической компетентности учителей в

системе общего образования понимается процесс развития личности учителя в методическом плане на основе обобщения коллегиально-методического опыта и личной профессиональной мобильности.

«Инновационную деятельность учителя можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности. Творчески продуктивная личность учителя обладает креативностью, широтой интересов и увлечений, богатым внутренним миром, чуткостью к проблемам, восприимчивостью к педагогическим новшествам, нонконформизмом, самостоятельностью, смелостью» (10, с. 224). Творчество учителя, реализуясь в профессиональной деятельности, способствует развитию его методической активности и переосмыслению ценностных ориентации обучения, формированию мотивации нового уровня при построении учебного процесса.

Креативность есть проявление особого вида творчества, а именно высшего уровня интеллектуальной активности мышления. «Креативность определяется не столько критическим отношением к новому опыту, сколько восприимчивостью к новым идеям» (10, с. 236).

В исследовании Щербаковой Е. Е. «Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов» креативность, определена как интегральное качество, проявляющееся в интеллектуальной и социальной сферах. Автор определяет интеллектуальную, проявляющуюся в связи с открытием нового, субъективного, и педагогическую креативность характеризующуюся готовностью личности, которая позволяет изменить педагогическую ситуацию так, что педагог и обучаемый могут эффективно взаимодействовать в совместной деятельности (10, с. 242).

Уровень «методической креативности учителя начальных классов» может быть раскрыт с учетом мнения Зубкова А. Л., характеризующим методическое мышление как мышление «обеспечивающее умение преподавателя применять имеющиеся знания для реализации целей воспитания и обу-

чения в соответствии с методической теорией и конкретными условиями обучения».

Исследователь указывает, что уровень развития методического и творческого мышления проявляется в способах постановки и решения педагогических задач стратегического, тактического и оперативного плана (6, с. 12).

Способность к критическому анализу инноваций, использование сопоставительного анализа новаторского и традиционно-личного методического опыта, создание собственной новационно-методической системы, стиля работы, использование методов коррекции и модернизации новаторских рекомендаций в области преподавания различных дисциплин в условиях начальной школы характеризуют, по нашему мнению, собственно методическую креативность учителя. Таким образом, методическая креативность есть интеллектуальная активность мышления (методического) учителя создающая условия для реализации методического творчества и решения методических задач (ситуаций) на уровне инновационно-теоретического открытия. «Креативный образовательный процесс представляет возможность каждому студенту на каждом образовательном уровне не только развить исходный творческий потенциал, но и сформировать потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку» (10, с. 142). Развитие творчества, способствует формированию мастерства, желания к самосовершенствованию.

Харчина Н. Б. (11, с. 13) рассматривает способность к самосовершенствованию в качестве «важного фактора достижения конкретным педагогом высшего уровня своего профессионального мастерства».

Вслед за Артемьевой (2, с. 49), мы понимаем методическое мастерство как «куль-туротворческое новообразование», проявляющееся в интеграции усвоенных элементов методической культуры и личностных проявлений профессионализма учителя. Профессиональное мастерство учителя В. С. Безрукова характеризует как «свойство личности, приобретаемое в процессе опыта

и представляющее собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, умениями и элементами творческой деятельности» (12, с. 20). Сущность понятие «самосовершенствование» в трактовке С. И. Ожегова означает «становиться лучше, совершеннее, повышать свои знания, мастерство и т. п.» (13, с. 730) Характеристика понятия представляется в неопределенном времени, что свидетельствует о непрерывном, бесконечном поиске, стремлении к лучшему, к полноте, т. е. о постоянном саморазвитии.

«Профессиональное самосовершенствование учителей следует рассматривать в неразрывной связи с самопознанием, творческим самоопределением, самоорганизацией и творческой самореализацией» (11, с. 15).

Совершенствование авторской методической целостности, применение совокупности рациональных методических приемов, стимулирующих интеллектуально-познавательные процессы учащихся, оценивание образовательно-воспитательного потенциала современных инновационных проектов, составление на основе накопленных знаний педагогико-методического характера, оригинальных авторских вариантов работы по обучению детей младшего школьного возраста, разработка и генерирование новой информации, формулировка выводов, - есть этап самосовершенствования и сформированный уровень мастерства учителя, а в целом развитая на высоком уровне методическая культура учителя начальных классов.

Методическая культура - это и мастерство, и искусство, обусловленное индивидуальностью учителя, умением формировать и развивать знания, заинтересовать обучающихся наукой (6, с. 16). Учитель, владеющий достаточно высоким уровнем методической культуры - сочетающий в себе методическую грамотность, методическую компетентность, методическое творчество и способный к постоянному самосовершенствованию, способен существовать и профессионально действовать в современном инновационно-образовательном пространстве, создавать новые инновационные методические продукты, которые, безуслов-

но, необходимы и, возможно, будут использованы педагогической общественностью

инновационными средствами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайзер Т. А. Инновационная деятельность учителя начальной школы как фактор совершенствования дидактического процесса: Дис.... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2006.

2. Артемьева И. Н. Формирование методической культуры будущих учителей начальных классов в контексте вузовской подготовки: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. - Великий Новгород, 2004. - С. 172.

3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для высших учеб. зав. - М.: Академия, 2004.

4. Карачевцева А. П. Формирование методической культуры учителя начальных классов на первой ступени педагогического образования: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08. -Курск, 2003. - С. 191.

5. Никулина Н. Ф. Формирование инновационной деятельности преподавателя // Специалист. - 2002. - № 12. - С. 17-18.

6. Зубков А. Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования: Автореф. дис... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2007. -С. 22.

7. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасис-того. -М.: ТЦСфера, 2004. - С. 448.

8. Морева Н. А. Педагогика среднего профессионального образования: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 304.

9. Павлютенков Е. М. Управление профориентацией в общеобразовательной школе. -Владивосток, 1990. - С. 176.

10. Щербакова Е. Е. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов: Дис.. д-ра пед. наук. -Чебоксары, 2006. - С. 548.

11. Харчина Н. Б. Профессиональное самосовершенствование педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации: Дис.... канд. пед. наук. - Кострома, 2000. - С. 285.

12. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. - Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - С. 344.

13. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - С. 73.

Об авторе

Бережная Татьяна Николаевна, Башантинский аграрный колледж имени Ф. Г. Попова (филиал ГОУ ВПО КГУ), преподаватель психолого-педагогических дисциплин, соискатель кафедры педагогики и педагогических технологий Ставропольского государственного университета. Сфера научных интересов - формирование методической культуры учителя начальных классов в процессе подготовки к инновационной деятельности.

tat-nanulv@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.