УДК 613.2/6:625.282
Л. И. Демирская
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УСЛОВИИ ТРУДА, БЫТА И ПИТАНИЯ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Дорожная санэпидстанция Львовской железной дороги
Успешная деятельность машинистов и их помощников зависит от многих факторов, в том числе от санитарно-гигиенических условий в кабине локомотива, рационального режима труда и отдыха, сбалансированного и правильно организованного питания. Изучение влияния указанных факторов на состояние здоровья лиц этих профессий и явилась задачей наших исследований.
В течение последних 5 лет проведено изучение профессиональной деятельности работников локомотивных бригад, условий их труда и отдыха, организации питания и витаминной ценности рационов. Определение энерготрат позволило установить энергетические потребности данного контингента.
Гигиенические исследования микроклимата были проведены в кабинах серийных локомотивов (ТЭ-2, ТЭ-3, ТЭ-7, ВЛ-10, ВЛ-60, ВЛ-80, ЧМЭ-3, ЧС-4) по методикам, рекомендованным в «Методических указаниях о физнолого-ги1 ионических основах организации труда и отдыха локомотивных бригад», разработанных во ВНИИ железнодорожной гигиены.
Исследованиями было охвачено более 300 локомотивов, осуществлено около 1500 замеров. Колебания температуры -летом в кабине локомотивов составили 14—32 °С, зимой — 27 °С (при норме 20—24 °С). В локомотивах ЧС-4 и ВЛ-80 за счет неравномерного отопления установлены значительные перепады температуры по высоте кабин.
Относительная влажность воздуха в кабине локомотивов в зимнее время при наружной температуре 6—8°С составляла 55—65 %, при наружной температуре от —2 до —5°С —от 30 до 50%, в летнее время — 16—48 %. Скорость движения воздуха в кабинах локомотивов 2—6 м]с. Показатели микроклимата в кабинах локомотивов зависели от типа локомотивов, устройства его обогревательной системы, состояния изоляции кабины от машинного отделения, наличия вентиляторов, частоты открывания окон, наружной температуры воздуха в разное время года.
При изучении химических примесей в воздухе кабин определяли содержание окислов азота, окиси углерода и сернистого ангидрида. С этой целью проведено 1400 исследований. Установлено, что содержание указанных веществ не превышало ПДК. Искуственная освещенность на пультах управления и в машинных отделениях локомотивов соответствовала гигиеническим требованиям.
Уровень шума в кабинах локомотивов превышал норму и достигал 107 дБА, в машинных отделениях — 117 дБ А.
^ Таким образом, установлено, что на организм машинистов и их помощников в процессе профессиональной деятельности могут оказывать влияние неблагоприятные микроклиматические условия и шумовой фактор. Кроме того, труд этой ведущей на железнодорожном транспорте профессиональной группы связан со значительной нервно-эмоциональной нагрузкой.
Нами проведен углубленный анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности. С этой целью разработаны специальные карты, на которые выкопировывались сведения из листов нетрудоспособности машинистов и их помощников за 2 года. В качестве контроля взята группа ремонтных рабочих депо.
Анализ показал, что уровень заболеваемости работников локомотивных брнгад по числу случаев в 3,3 раза выше заболеваемости рабочих ремонтных цехов, а по дням нетрудоспособности — в 2.7 раза выше. Средняя продолжительность 1 случая заболевания у лиц обеих изученных групп оказалась примерно на одном уровне. Структура за-
болеваемости среди работников локомотивных бригад и рабочих ремонтных цехов одинакова, однако заболеваемость первых по отдельным классам болезней выше. Так, статистически достоверными (Р= 0,99) оказались различия между показателями (число случаев) нетрудоспособности вследствие болезней нервной системы и органов чувств, системы кровообращения, органов дыхания, костно-мышеч-ной системы и соединительной ткани, органов пищеварения. Наибольший удельный вес (в случаях и днях нетрудоспособности) у работников локомотивных бригад имели заболевания органов дыхания, затем шли болезни нервной системы и органов чувств (12,1 %), костно-мышечной системы и соединительной ткани (7,5%), органов пищеварения (5,6%) и системы кровообращения (4%).
Изучение структуры гастроэнтерологической патологии показало, что ведущая нозологическая форма в данном классе заболеваний у работников локомотивных бригад— гастрит, удельный вес которого составляет 51 % и превышает этот показатель у рабочих ремонтных цехов в 7,6 раза. Выявленное различие в заболеваемости обследованных групп связано с условиями трудовой деятельности и режимом питания. Так, для работников локомотивных брнгад характерны все возрастающая нервно-эмоциональная нагрузка, отсутствие определенного ритма в режиме труда и отдыха (начало и окончание рейса в разное время суток, отсутствие регламентированных перерывов дли отдыха и приема пищи). Все эти факторы могут обусловить нарушение привычного биоритма организма человека, неблагоприятное влияние на обмен веществ, повышение утомляемости, способствовать развитию ряда заболеваний.
В настоящее время принимаются меры к улучшению режима труда и отдыха машинистов и их помощников, осуществляется перевод на работу по именному графику, что, несомненно, положительно скажется на показателях их здоровья. В жилых помещениях для бригад организованы оптимальные условия отдыха.
В предупреждении заболеваемости, повышении работоспособности машинистов и их помощников — этой ответственной категории работников транспорта — значительное место занимает обеспечение их сбалансированным и правильно органнз .опасным питанием. Анкетным, статистическим и лабораторным методами проведено изучение фактического питания машинистов и помощников на основании «Карт обследования питания и здоровья локомотивных бригад» н «Дневников питания за неделю». Результаты исследований позволили установить состояние питания бригад, в том числе наличие горячего питания, структуру пищевых продуктов, калорийность рационов, содержание в них белков, жиров и углеводородов, витаминный и минеральный состав пищи. Всего проанализировано 1670 дневников питания. Установлено, что 38 % обследованных питаются 4 раза, 55%—3 раза и 2%—2 раза в день. У 50 % обследованных разрыв между приемами пищн более 5 ч.
Статистическим методом проанализировано 80 меню-раскладок отобранных по сезонам года в круглосуточной столовой, где питаются члены локомотивных бригад. Одновременно в течение года проводился лабораторный контроль суточных рационов, которые отбирались 3 раза в месяц. Установлено, что по энергетической ценности и химическому составу имелись отклонения от требований сбалансированного питания. Так, в ряде рационов было повышено содержание жиров и углеводородов, содержание витаминов и солей кальция не всегда соответствовало нормам. Анализ структуры продуктовых наборов показал ведо-
Суточная потребность ■ энергии и основных пищевых веществах членов локомотивных бригад
Возраст обследованных, годы Эвергоцекность Белки, г Жнры Углеводы, г Витамины, мг
кДж ккал всего в том числе животного происхождения всего в том числе растительные ретинол (А) каротин тиамин (В,) рибофла-мин (В,) ниацин (РР1 аскорЛц-эМ^ новая кислота (С)
30—39 40—59 13 204,8 12 600 3144 3000 94 90 51.7 49,5 115,3 110,0 34,6 33 432,3 412,5 1.0 1,0 2,0 2.0 1,9 1,8 2.2 2.1 20 19 78 75
статочное использование молока и молочных продуктов рыбы и рыбных продуктов, овощей и фруктов.
Медицинское обследование машинистов, работающих на транспорте более 5 лет, показало, что у 84 % масса тела превышает норму, причем у 45 % из них имеется ожирение I и II степени, что связано с нерегулярным избыточным питанием и недостаточной физической нагрузкой. У этой же категории работников в структуре заболеваемости 21 % составляет гастроэнтерологическая патология (гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки). У работников локомотивных бригад выделение с мочой витаминов оказалось ниже величии, характеризующих оптимальный витаминный баланс, что связано со сниженным поступлением витаминов с пищей, особенно в зимне-весенний период. Все сказанное свидетельствует о необходимости нового подхода к организации питания работников .¡окомотивных бригад.
Рациональное питание указанной профессиональной группы должно соответствовать потребностям в энергии, обеспечивать организм всеми незаменимыми пищевыми веществами в сбалансированных соотношениях, способствовать высокому уровню работоспособности и укреплению здоровья.
При организации рационального питания важную роль играет определение энерготрат организма.
С целью уточнения энерготрат машинистов и их помощников изучен суточный бюджет времени, который слагается из времени, затрачиваемого на профессиональную деятельность, и внерабочего времени. Профессиональная деятельность машиниста состоит из основной (управление локомотивом) и вспомогательной (получение маршрутного листа у дежурного по депо, прохождение пред-рейсового медосмотра, вывоз локомотива до станции и др.).
Газообмен при управлении локомотивом изучен у 60 •практически здоровых лиц методом оксиспирографии, энерготраты при выполнении вспомогательной работы определены у 10 машинистов методом Дугласа — Холдена. Внерабочее время подсчитано путем опроса 50 машинистов с заполнением дневников.
С учетом того, что средний возраст машинистов и помощников 30—50 лет, мы рассчитали для 2 возрастных групп (30—39 и 40—59 лет) суточную потребность в энергии и пищевых веществах, а также рекомендуемое количество энергии и основных пищевых веществ, которое должно обеспечиваться обедом (см. таблицу).
Суточная потребность работников локомотивных бригад в минеральных солях следующая: 800 мг кальция, 1200 мг фосфора, 400 мг магния, 10 мг железа. С обедом работники локомотивных бригад должны получать 280 мг кальция, 42 мг фосфора, 140 мг магния и 3,5 мг железа.
В связи со значительным нервно-эмоциональным напряжением труда необходимо обращать особое внимание на обеспечение питания работников локомотивных бригад легко усвояемыми белками животного происхождения, количество которых должно составлять 55 % от общего количества белка, а также витаминами С и В.
В рационах питания обязательно должны содержаться в широком ассортименте овощи как источники аскорбиновой кислоты и хлеб из обойной муки как источник витаминов группы В. В связи с постоянным напряжением зрительного анализатора необходимо обеспечить организм достаточным количеством витамина А, поэтому рекомендуется включение в питание печени, яиц, сливочного масла, сметаны, моркови.
Целесообразно обеспечивать работников локомотивных бригад четырехразовым питанием со следующим распределением суточной калорийности по отдельным приемам пищи: завтрак 25 %. второй завтрак 15 %. обед 35 %, ужин 25 %.
Прием пищи перед поездкой в ночную смену должен составлять 25 % суточной энергоценности, после поездку рацион не должен превышать 25 %. если планируется сой/ и 35 %, если планируется активный отдых или работа на дому.
Наблюдения показали, что при трехразовом питании общественное питание машинистами и помощниками используется 2 раза в сутки, третий прием пищи — в пути следования (на локомотиве) или дома. Поэтому особого внимания заслуживает организация питания работников локомотивных бригад в пунктах оборота. Наиболее рациональным является организация питания с использованием комплексных рационов, химический состав которых заранее регламентирован. Нами рекомендованы для двух периодов года (летне-осеннего и знмне-весеннего) примерные варианты комплексных обедов. Предложенные двухнедельные комплексы, сбалансированные по содержанию пищевых веществ (по 15 показателям) и рассчитанные на ЭВМ «Минск-32», были внедрены в общественное питание работников локомотивных бригад.
Выводы. 1. Малоподвижный характер труда членов локомотивных бригад с выраженным нервно-эмоциональным компонентом способствует развитию гастроэнтерологических заболеваиий.
2. Предложенные для режима труда, отдыха и питани^ локомотивных бригад коррективы на основе сбаланснро*^ ванного количественно и качественно питания являются профилактической мерой в отношении снижения избыточной массы тела и частоты заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Поступила I3.07.S4
<Г