Научная статья на тему 'ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МЕДИЦИНЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ'

ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МЕДИЦИНЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience in ensuring safe traffic at the AllRussian Research Institute of Railway Hygiene is summarized. Various aspects of this line of activities, such as medico-psychological professional selection, medical examination of engine-drivers, training how to behave in emergency, etc., are considered. Some new medical problems in ensuring safe traffic are presented.

Текст научной работы на тему «ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МЕДИЦИНЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ»

В 6-м разделе изложены методы применения ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях, обеспечивающие наиболее полное соответствие требованиям руководства. Они включают в себя выбор типа облучателя, необходимые условия и системы обеззараживания, а также режимы и длительность требующегося облучения в зависимости от категории помещения и его функционального назначения.

В 7-м разделе указаны требования безопасности и правила эксплуатации бактерицидных установок.

В 8-м разделе изложены критерии оценки бактерицидной эффективности при использовании УФ-излучения, а также методика определения микробной обсемененности воздушной среды.

В 9-мразделе приведены правила проведения санитарно-эпидемиологического надзора в учреждениях, использующих бактерицидные установки для обеззараживания. Этот надзор предусматривает контроль за уровнем противоэпидемической защиты и за обеспечением условий, исключающих возможность вредного воздействия на людей УФ-из-лучения бактерицидных ламп, озона и паров ртути.

В 10-м разделе перечислены ссылки на существующую санитарно-эпидемиологическую и техническую нормативную документацию.

В приложениях приведены технические параметры бактерицидных ламп и облучателей и сведения об их изготовителях, а также формы медико-технического задания на проектирование бактерицидных установок и акта ввода их в эксплуатацию. Кроме этого, описаны методика расчета бактерицидных установок и ряд примеров, иллюстрирующих эту методику.

Издательство ГП "ИНТЕРСЕН" с участием ООО "Солнечный ветер" опубликовало официальный текст руководства: Кроме того, с целью информирования работников санэпидслужбы, персонала лечебно-профилактических учреждений и проектных организаций в 1998 г. в 4-м номере журнала "Светотехника" с разрешения Департамента Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, также был опубликован полный текст руководства.

Успешная реализация нового нормативного документа зависит от уровня подготовки специалистов соответствующих служб, предприятий и учреждений, занимающихся вопросами использования УФ-излучения для обеззараживания воздуха. Для этого целесообразно в Федеральном центре Госсанэпиднадзора Минздрава РФ, центре Госсанэпиднадзора в Москве, в НИИ дезинфектологии, на кафедре эпидемиологии Российской медицинской академии последипломного образования и в ряде других учебных заведениях провести специальные семинары по этим вопросам. Назрела необходимость включения в учебные программы медицинских институтов и училищ вопросов использования УФ-излучекия с целью обеззараживания в среде обитания человека. Для облегчения этой задачи следовало бы издать соответствующее учебное пособие.

В настоящее время в НИИ дезинфектологии заканчивается работа над новым нормативным документом "Применение ультрафиолетового излучения для обеззараживания воздушной среды помещений предприятий продовольственной торговли и общественного питания и производства продуктов питания". В свете предстоящего расширения обязательного применения УФ-излучения квалифицированное овладение знаниями в этой области становится необходимым для еще более широкого круга специалистов.

Литература

1. Конев С. В., Волотовский И. Д. Фотобиология. — Минск, 1979.

2. Покровский В. И.Ц Медицинский вестник. — № 14/ 56. - 16-31 июля 1996 г.

3. Шандала М. Г., Юзбашев В. Г., Вассерман А. Л. и др. Руководство Р 3.1.683—98 "Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения дня обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях" Минздрава России, утвержденное 19 января 1998 г. // Светотехника. - 1998. - № 4. - С. 4-18.

Поступила 23.04.99

Гигиена труда

® КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1999 УДК 613.62:656.2]:001.8

В. А. Капцов, С. В. Суворов, В. Б. Панкова, Ю. И. Каменский, И. Ф. Боярчук, Т. Л. Соснова

ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МЕДИЦИНЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ

ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва

Медицина обеспечения безопасности движения составляет основное направление всей истории железнодорожной медицины и железнодорожной гигиены. Она зародилась в последней четверти прошлого столетия во время бурного строительства железных дорог и становления железнодорожной медицинской службы. Накопленные в то время знания позволили Ф. Ф. Эрисману сделать в 70-е

годы прошлого века важные обобщения по железнодорожной медицине вообще и по выбору людей, назначаемых на железнодорожную службу, в частности, т. е., в современном понимании, профессиональному отбору. Он высказал это на секции железнодорожных врачей VI Пироговского съезда русских естествоиспытателей и врачей в 1879 г. и описал в своей знаменитой книге "Профессиональ-

ная гигиена, или гигиена умственного и физического труда*" [8]. В дальнейшем накопление знаний в этой области происходило постоянно, но наиболее значимые вехи в теоретических обобщениях и общепризнанных практических решениях связаны с железнодорожным российским центром, основанным в 1925 г. и называвшимся в то время Центральной лабораторией по изучению профзаболеваний на транспорте Наркомздрава РСФСР (ЦНИЛТ). Правопреемником ЦНИЛТ является нынешний ВНИИ железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ).

Одним из основных научных направлений исследований ЦНИЛТ явилась "научная разработка и практическая постановка профессионального подбора на транспорте в целях охраны здоровья транспортных рабочих и служащих и безопасности движения", возглавлявшаяся с первых дней существования ЦНИЛТ проф. М. Я. Лукомским. Наиболее полно результаты этой работы отражены во 2-м томе трудов ЦНИЛТ [З]. Плодотворными были разработки сотрудников А. М. Колодной по психологическому профотбору, выполненные в 20—30-е годы, однако сложившееся в то время общее негативное отношение к психотехническим исследованиям привело к остановке работ и утрате на долгие годы научных традиций в этой проблематике.

Новый всплеск исследований в области медицины безопасности движения наблюдается с 60-х годов в период расцвета исследований по всем направлениям железнодорожной медицины во ВНИИЖГ.

В первую очередь это связано с предложенной профессорами И. С. Кандрором, А. А. Прохоровым и В. Д. Никифоровым "комплексной физио-лого-гигиенической системой повышения надежности управляющей деятельности машинистов локомотивов" [4]. Первоначально она включала в себя 6 уровней: 1-й — профессиональный отбор, 2-й — рациональный режим труда и отдыха, 3-й — пред-рейсовые медицинские осмотры, 4-й — упрочение и тренировка профессионально важных действий, 5-й — гигиеническая и инженерно-психологическая организация условий труда в кабине локомотива и 6-й — автоматизация физиологического контроля и поддержание должного уровня бодрствования машиниста.

Усовершенствованная и расширенная до 10 подсистем (уровней) эта система демонстрировалась на ежегодной выставке в 1983 г. в павильоне "Транспорт" на ВДНХ. В нее вошли следующие подсистемы:

1) комплексная характеристика условий производственной среды, тяжести и напряженности труда машинистов и помощников машинистов;

2) категории и методы профессионального отбора машинистов;

3) предрейсозые медицинские осмотры;

4) организация труда и отдыха локомотивных бригад;

5) тренажерная подготовка машинистов к действиям в аварийных ситуациях;

6) эргономические требования к кабине современного локомотива;

7) физиологический контроль бодрствования локомотивных бригад;

8) мероприятия по борьбе с гиподинамией;

9) мероприятия по нормализации сна при неупорядоченном режиме труда и отдыха с ночными сменами и по восстановлению работоспособности;

10) мероприятия по профилактике неблагоприятных последствий нервно-эмоционального напряжения.

Перечисленные подсистемы явились обобщением многолетних исследований ВНИИЖГ и обеспечены фундаментальными публикациями, книгами, изобретениями, новыми приборами, инструктивно-методическими документами. В то же время каждая из этих подсистем (уровней) явилась своеобразной ростковой зоной, в которой развивались новые научные проблемы и направления. Достижения и перспективы исследований в области медицины обеспечения безопасности движения можно хорошо проследить по названным разделам (уровням) изложенной системы.

Важным итогом по первой подсистеме явились выпущенные в 1979 г. и использовавшиеся более 10 лет отраслевые "Методические указания по комплексной характеристике условий производственной среды, тяжести и напряженности труда профессии железнодорожного транспорта" (авторы — проф. И. С. Кандрор и Д. М. Демина). Идеи и картограммы этих методических указаний широко использовались для обоснования годовых комплексных планов оздоровления и облегчения труда не только машинистов, но и работников других профессий вплоть до недавнего введения нового порядка гигиенической аттестаций рабочих мест. Ныне картограммы И. С. Кандрора и Д. М. Деминой для комплексной оценки труда в детальных профессиях продолжают использоваться в исследовательских целях.

Весьма плодотворной во ВНИИЖГ явилась вторая подсистема. В 60—70-е годы сформировалось комплексное направление профессионального отбора в профессии, связанной сдвижением поездов. В широком смысле — это своеобразная триада:

1) организационные и технические приемы отбора,

2) медицинский (клинический и физиологический) и 3) психологический профессиональный отбор. Если организационные и технические разделы отбора являются прерогативой администрации депо, то медицинский и психологический (называемый также психофизиологическим) разделы целиком относятся к компетенции врачебно-санитар-ных служб. В клинический и физиологический (по слуху и цветовому зрению) разделы медицинского профотбора решающий вклад внесли многолетние исследования профессоров ВНИИЖГ А. 3. Цфасмана, Е. Б. Рабкина, А. М. Волкова и их учеников — Г. Н. Журавлевой, И. Ф. Старых, Т. Л. Сосновой, А. И. Перекреста, А. И. Цысаря, Е. Г. Соколовой, Е. И. Лосевой и др. Достоянием теории и практики клинического и физиологического профотборов стали общепризнанные таблицы требований к основным физиологическим системам, обеспечивающим успешность работы в профессиях и на должностях, связанных с движением поездов [7|. Для 7 больших групп и подгрупп железнодорожных профессий, связанных с движением поездов, характер труда которых разносторонне оценен гигиенистами (Е. Д. Бренер, Э. И. Гольдман, А. А. Дорфман, Б. И. Школьников и др.). Клиницистами, физиологами и психологами ВНИИЖГом научно обоснованы соответствующие критерии оцен-

ки профессиональной пригодности лиц, вновь поступающих в профессии, связанные с движением поездов, а также работающих в этих профессиях ("старослужащие"). В периодически переиздаваемом приказе министра путей сообщения "О медицинском освидетельствовании работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов" четко расписаны требования, предъявляемые к работающим в зависимости от имеющихся у них заболеваний (с учетом стадий и степени компенсации). Особо оценивается опасность паро-ксизмальных состояний (например, кратковременной потери сознания, коллапсов, шоковых болей, снижения зрения). По специальным программам оценивается общее состояние зрения (в том числе острота и гемновая адаптация), а также наиболее важные для водительских профессий функции цветового зрения. Оценивается также состояние слуха и вестибулярного аппарата.

Оригинальным разделом профотбора является психологический (психофизиологический) отбор в профессию машиниста претендентов, обладающих достаточным уровнем таких профессионально значимых и малотренируемых психофизиологических свойств, как готовность к экстренному действию, эмоциональная устойчивость, высокий уровень переключения внимания. Л. С. Нерсесяном и его сотрудниками разработаны критерии и методики психологического профотбора машинистов. Книги Л. С. Нерсесяна, О. А. Конопкина, В. Н. Пушкина по проблемам надежности машиниста являются уникальными в отечественной медицинской и психологической литературе [2, б].

В последние 3—5 лет медицинскими и психологическими вопросами профотбора наряду с ВНИИЖГ занимаются МГУ путей сообщения (кафедра железнодорожной медицины, зав. — проф. А. 3. Цфасман) и Центр восстановительной медицины ЦКБ МПС (доц. Л. С. Нерсесян).

Следующая подсистема (уровень) — предрейсо-вые медосмотры машинистов — также представляет собой специфическое направление в железнодорожной медицине. Идея таких осмотров родилась в середине 60-х годов и получила разностороннее развитие в работах А. А. Прохорова, В. 3. Кучеренко, В. А. Кудрина [5]. Целью предрейсового медицинского осмотра, по образному выражению проф. И. С. Кандрора, является "констатация соответствия уровня здоровья работника требованиям, предъявляемым профессией на данный рабочий день". Медицинские работники, проводящие медосмотры, не должны допускать к рейсу машинистов с признаками острого заболевания или обострения хронического. Они контролируют, не было ли употребления алкоголя, достаточность отдыха, дают оценку состояния работоспособности машиниста. В числе современных задач предрейсового медицинского осмотра должны быть также названы выявление признаков приема наркотиков, а также контроль за приемом лекарств, отрицательно влияющих на профессионально важные действия машиниста (снотворные, наркотические аналгети-ки, транквилизаторы, некоторые нейролептики, антигистаминные препараты и др.). Как показали исследования ВНИИЖГ, повсеместное внедрение и совершенствование предрейсовых медосмотров содействует сохранению здоровья работающих, улучшению режима предрейсового отдыха, укреп-

лению трудовой дисциплины, профилактике алкоголизма и наркомании. Кроме того, отстранение от работы лиц со скрытыми признаками заболеваний и подругам причинам, отрицательно влияющим на выполнение профессионально важных действий, способствует снижению числа нарушений и брака в работе и тем самым снижению аварийности.

Четвертая подсистема содержит совокупность мероприятий и рекомендаций по упорядочению режима труда и отдыха машинистов. Научные основы современных режимов труда и отдыха машинистов заложены И. С. Кандрором, А. А. Прохоровым, Д. М.Деминой, Ю. Н. Каменским, А. Б. Кир-пичниковым в организации рациональных режимов труда и отдыха машинистов; в предупреждении сверхурочных работ, регламентировании количества ночных рейсов в течение недели и оптимального времени отдыха в пунктах оборота сыграли важную роль "Методические указания о физиолого-гигие-нических основах организации труда и отдыха локомотивных бригад" (А. А. Прохоров).

Пятая подсистема. В общей системе мероприятий по повышению охраны труда локомотивных бригад и повышению безопасности движения поездов имело разработанное в начале 80-х годов Е. Г. Бурехзоном и Л. С. Нерсесяном инженерно-психологическое обоснование тренажерной подготовки машинистов к действиям при аварийных ситуациях.

Весьма результативна шестая подсистема — эргономические требования к кабине современного локомотива. Она тесно связана с первой подсистемой. И действительно, вопросы эргономики и гигиены труда связаны самым тесным образом. В решение этих вопросов внесли большой вклад Е. Д. Бренер, Э. И. Гольдман, Б. И. Школьников, Л. С. Нерсесян, Р. Я. Штеренгарц, Т. Л. Соснова, Е. М. Ратнер, Ю. М. Ракинцев и др. Основные вопросы гигиены и эргономики, разработанные этими учеными применительно к кабине локомотива, отражены в ГОСТе ССБТ 12.2.056—81 "Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности" (ССБТ, М., 1981), который неоднократно дополнялся и переиздавался в последующие годы. Эта область оказалась столь многогранной и результативной, что ныне требования эргономики, инженерной психологии и технической эстетики (в том числе рационального цветового оформления) к кабине машиниста, средствам отображения информации и органам управления стали обязательной составной частью проектирования и создания нового тягового подвижного состава. В качестве примера можно привести планируемые в ближайшие годы принципиально новые комплексные эргономические и системотехнические исследования по разработке формы и геометрии пульта управления для обеспечения надежности и безопасности работы машиниста при движении со скоростью 120-160 км/ч.

Весьма результативна в разработках института седьмая подсистема "Физиологический контроль бодрствования локомотивных бригад". Ученые ВНИИЖГ внесли большой вклад в решение вопросов физиологического контроля бодрствования машиниста. Среди других устройств, предназначенных для подобного контроля, особое место занимает созданный в конце 80-х годов индикатор бодрствования машиниста, получивший особое на-

звание Л-163. Теоретически обоснованное И. С. Кандрором и В. М. Шахнаровичем современное устройство контроля бодрствования операторов (пилота, водителя транспортного средства) обеспечивает контроль физиологического состояния оператора и предотвращает переход его из активного состояния в состояние психофизиологической релаксации, или дремотную стадию сна. Прибор выдает команды для включения устройств безопасности в тех случаях, когда не восстанавливается активная работоспособность человека, а также при потере сознания или смерти. В настоящее время усовершенствованный вариант этого устройства принят МПС России в качестве основного устройства безопасности и поставляется на сеть дорог фирмой "Нейроком" (директор — бывший сотрудник ВНИИЖГ В. М. Шахнарович).

Восьмая подсистема включает в себя разработанные и периодически совершенствуемые специалистами ВНИИЖГ (И. С. Кандрор, А. И. Кирпичников, В. П. Баландин) комплексы физических упражнений для машинистов. В этих комплексах учитываются возраст, время выхода в рейс и субъективное состояние утомления у человека. Важное профилактическое значение в борьбе с гиподинамией машинистов имеют периодически переиздаваемые с 1980 г. методические указания по профилактике неблагоприятного влияния напряженности и малоподвижности в труде локомотивных бригад.

Девятая подсистема охватывает мероприятия по нормализации сна машинистов. Исследованиями А. 3. Цфасмана, Т. С. Елигулашвили и Г. Н. Журавлевой доказано [7], что полноценный сон играет ведущую роль в адаптации к сменной работе и неупорядоченному режиму труда машинистов. Клиническим отделом ВНИИЖГ разработаны и внедрены развернутые рекомендации по нормализации полноценного сна между сменами (и в домашних условиях и домах отдыха локомотивных бригад и пунктах оборота локомотивов). Разработаны инструкции по условиям приема и дозам кофе и кофеинсодержащих препаратов, а также адап-тогенов лимонника, женьшеня и элеуторококка. Т. Л. Сосновой и соавт. разработаны показания к курсовому приему назначенных адаптогенов с целью стимуляции цветоразличительных функций глаза. В настоящее время изучается лечебно-про-филактическое действие биологически активных добавок.

Десятая подсистема включает в себя мероприятия по профилактике последствий неизбежного для машиниста нервно-эмоционального напряжения. Конечно, это комплексный вопрос, решаемый всей совокупностью описанных мероприятий. Есть, однако, и более специальные решения, например, создание и модернизация кабинетов психологической разгрузки и рабочей настройки, размещаемых при депо (А. Б. Кирпичников, Е. Л. Максимова). В 80-е годы проводилась активная разработка профилактических курсов электросна (С. Р. Ройтенбурд, В. М. Шахнарович, А. М. Гон-чаренко), предназначенных для нормализации показателей естественного сна у машинистов и других лиц, работающих в ночные смены. Исследованиями ВНИИЖГ было доказано, что профилактические курсы электросна не оказывают побочных действий, не снижают психологической готовно-

сти машиниста к экстренному действию, эффективно восстанавливают работоспособность, что благоприятно сказывается на нормализации сна и развития явлений переутомления.

Среди новых проблем, появившихся в последние годы, нужно выделить вопросы медицинского обеспечения локомотивных бригад, работающих в усложненных условиях вождения поездов (тяжеловесные поезда, тяжеловесные и длинносоставные поезда, вождение локомотива машинистом без помощника). В связи с расширением масштабов обслуживания локомотивов машинистом без помощника первоочередными стали вопросы комплексного физиологического, клинического, психологического, гигиенического и эргономического обоснования условий безопасного вождения поездов машинистом без помощника при различных видах движения (хозяйственно-вывозном, грузовом, пассажирском, в том числе пригородном пассажирском) 11 ].

Перспективы исследований в области железнодорожной медицины обеспечения безопасности движения состоят в последовательной разработке всех обозначенных направлений (подсистем) изложенной комплексной физиолого-гигиенической системы повышения надежности управляющей деятельности машинистов локомотивов. Ныне эти вопросы разрабатываются не только во ВНИИЖГ, но и ряде других научных центров, где трудятся ряд ученых, работавших во ВНИИЖГ, с именами которых связаны важные разделы современного научного здания медицины обеспечения безопасности движения (А. 3. Цфасман, Г. Н. Журавлева, В. М. Шахнарович, Л. С. Нерсесян, А С. Саакян и др.).

Выводы 1. Научное обеспечение мероприятий безопасности движения — это динамический, постоянно совершенствующийся процесс, включающий в себя самые современные достижения гигиены, физиологии и клиники на железнодорожном транспорте.

2. Медицинские основы обеспечения безопасности движения, заложенные учеными ВНИИЖГ, ныне являются ведущим научным направлением.

3. За прошедшее время эти исследования не только не потеряли актуальность, но доказали свою эффективность при их практическом использовании на сети железных дорог.

Литература

1. Капцов В. А., Суворов С. В., Панкова В. Б. и др. // Гиг. и сан. - 1999. - № 3. - С. 22-25.

2. Нерсесян Л. С., Конопкин О. А. Инженерная психология и проблема надежности машиниста. — М., 1978.

3. Профессиональный отбор в технические школы транспорта: Труды ЦНИЛТ / Под ред. М. Я. Луком-ского, М. И. Тракмана. — М., 1926.

4. Прохоров А. А., Суворов С. В., Грибанов О. И. Руководство по гигиене на железнодорожном транспорте. - М., 1981.

5. Прохоров А. А., Кучеренко В. 3., Кудрин В. А. Пред-рейсовые медицинские осмотры локомотивных бригад. — М., 1984.

6. Пушкин В. Н., Нерсесян Л. С. Железнодорожная психология. — М., 1972.

7. Руководство по железнодорожной медицине / Под ред. В. М. Сибилева, 10. Н. Коршунова, А. 3. Цфасмана. - М., 1990. - Т. 1. - С. 181.

8. Эрисман Ф. Ф. Избранные произведения. — М., 1959. - Т. 2. - С. 38-47.

Поступила 23.04.99

S u m m а г у. Experience in ensuring safe traffic at the All-Russian Research Institute of Railway Hygiene is summa-

rized. Various aspects of this line of activities, such as med-icopsychological professional selection, medical examination of engine-drivers, training how to behave in emergency, etc., are considered. Some new medical problems in ensuring safe traffic are presented.

© Г. Л. ПЕТРОВ. 1999 УДК 613.6:6691:312.6

Г. А. Петров

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ЖИЗНИ ОПЕРАТОРОВ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОСТОЯНИЕ ИХ ЗДОРОВЬЯ

Украинский НИИ промышленной медицины. Кривой Рог

Состояние здоровья промышленных рабочих в значительной мере определяется характером и условиями труда, особенно в производствах, предъявляющих повышенные требования к организму, к которым относится и металлургическое производство. Развитие заболевания, обусловленное действием производственных факторов, происходит в результате перенапряжения или истощения адаптационных механизмов, снижения адаптационных возможностей. Это значит, что для профилактики заболеваний необходимо как снижать интенсивность и продолжительность действия на организм неблагоприятных производственных факторов, так и повышать резервы функциональных систем организма, обеспечивающих его адаптационные возможности и резистентность.

В гигиене труда основное внимание уделяется первой части мероприятий, что вполне обоснованно, особенно в отношении профессиональных заболеваний. Однако технический прогресс приводит к увеличению доли' работников операторского труда, у которых наблюдается снижение интенсивности неблагоприятных факторов производственной среды, величины физической нагрузки, рост напряженности труда и как следствие преобладание производственно-обусловленных заболеваний — гипертонической болезни, ишемической болезни сердца, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, болезней костно-мышечной системы [4, 5, 7]. В связи с экономическим кризисом и недостаточным выделением средств на профилактику этих заболеваний путем введения более современных в гигиеническом отношении технологий, улучшения производственной среды, оптимизации трудовых процессов актуальными становятся меры по оздоровлению образа жизни. Как известно, образ жизни — важнейший фактор сохранения здоровья [1]. В то же время вопросам изучения его возможностей компенсировать негативное влияние на организм производственной деятельности в современных условиях уделяется недостаточное внимание.

Задача настоящей работы — изучение зависимости показателей состояния здоровья от социально-бытовых условий и факторов образа жизни работников операторских профессий с различной напряженностью труда и вредностью производственной среды с целью установления доли их влияния и совершенствования профилактических мероприятий.

Комплексное изучение характера и условий труда, заболеваемости и состояния здоровья ведущих

операторских профессий металлургического производства показало, что их труд относится к очень напряженному или напряженному, условия труда — к III классу 1—3-й степени вредности; заболеваемость с временной утратой трудоспособности наиболее выраженно и достоверно превышала таковую в контрольной группе по болезням системы кровообращения, органов пищеварения, костно-мышеч-ной системы в 1,7—2,3 раза. При этом определяющим фактором повышенного уровня и распространенности этих заболеваний по данным медосмотра явилась напряженность труда [6].

Для изучения зависимости состояния здоровья от социально-бытовых условий и образа жизни проведен анкетный опрос в 2 группах операторских профессий, различающихся по ведущему производственному фактору — напряженности труда. В

1-ю группу очень напряженного труда и менее вредных условий труда вошли 83 оператора главных постов управления (ПУ) горячего проката, во

2-ю группу напряженного труда и более вредных условий труда — 108 нагревальщиков металла и машинистов крана металлургического производства. При этом труд нагревальщиков металла отличался от труда машинистов крана большей долей физического напряжения при более интенсивном инфракрасном излучении. Анкетный опрос по изучению условий и образа жизни проводили по разработанной нами анкете, состоящей из 38 вопросов, которые при обработке были сгруппированы по следующим факторам: жилищно-бытовые условия, профессиональная адаптация, физическая активность в быту, режим труда и отдыха, рациональность питания, отношение к оздоровительным мероприятиям, интегральный показатель образа жизни, курение и отношение к алкоголю. Количественную оценку ответов проводили в баллах — от 1 до 5 с вычислением среднего балла по факторам.

В качестве показателей состояния здоровья взяты: число случаев нетрудоспособности, приходящиеся на 1 лицо в год или частота заболеваемости; число дней нетрудоспособности у 1 лица в год, или длительность заболеваний, по данным полицевого изучения заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) за 3 года [3]; число хронических заболеваний поданным медосмотра; индекс самооценки (СОЗ) и темп старения [2]. Зависимость состояния здоровья от факторов образа жизни и доли их влияния изучали методом корреляционного анализа. Достоверность результатов оценивали по Т-критерию Стыодента и F-критерию Фишера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.