© В. А. КЛПЦОВ. С. В. СУВОРОВ. 1994 УДК 613.69:656.2
В. А. Капцов, С. В. Суворов
ОПЫТ НАУЧНО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ГИГИЕНЫ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Всероссийский НИИ железнодорожной гигиены. Москва
Развитие отечественной железнодорожной гигиены тесно связано с единственным в нашей стране отраслевым научным центром — Всероссийским НИИ железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ). За последние 20 лет в этой области гигиенической науки накоплен немалый положительный опыт долгосрочного научного прогнозирования [4, 5, 7]. Первый прогнов развития железнодорожной гигиены и эпидемиологии на 15 — 20-летнюю перспективу был опубликован в 1974 г. [4].
Сегодня представляется возможность аналитического обзора эффективности прогноза в течение всего его срока действия. Разработчиками этого прогноза были ведущие ученые и специалисты, представляющие практически все направления отраслевой гигиенической науки: А. А. Прохоров, С. В. Суворов, Э. И. Гольдман, И. С. Кандрор, А. М. Волков, А. 3. Цфасман, П. И. Никитин, Е. М. Рабкин и др. В этой работе был применен популярный в то время метод коллективной генерации прогностических идей [2, 3]. В основе метода лежит анализ итогов ■ и направлений развития науки, осуществляемый ведущими специалистами в каждой из областей знания.
Анализируя эти материалы и сопоставляя их с основными научными и практическими итогами, можно видеть вполне удовлетворительную эффективность сформулированных научными экспертами основных направлений долгосрочного развития отраслевой гигиенической науки.
Приводим итоговые формулировки прогноза 1974 г. на предстоящее 20-летие [4]:
1. Комплексное социально-гигиеническое изучение условий труда и быта членов локомотивных бригад и работников других ведущих профессий, предусматривающее разработку гигиенических нормативов и заданий по научной организации труда.
2. Физиолого-гигиеническое изучение проблемы безопасности движения поездов и умственно-напряженного труда в диспетчерской и других службах и хозяйствах; усовершенствование профессионального отбора (психофизиологического, по слуху, цветовому зрению и др.) на важнейшие железнодорожные профессии.
3. Комплексная гигиеническая оценка всех видов подвижного состава (локомотивы, вагоны, дизель-поезда, путевые машины и др.).
4. Разработка вопросов дальнейшего улучшения в гигиеническом и противоэпидемическом отношении пассажирских перевозок.
5. Совершенствование принципов дальнейшей разработки нормативов по основным факторам внешней среды на подвижном составе, производственных транспортных объектах (шум, вибрация, химические вещества, электромагнитные колебания, искусственный микроклимат, освещение
и цветовое оформление), учитывающих комбинированное действие этих факторов в специфических транспортных условиях.
6. Разработка мероприятий по ограничению вредного влияния на окружающую среду и население некоторых факторов, сопровождающих деятельность железнодорожного транспорта (шум от железнодорожных объектов в черте города, производственные первичные и оборотные сточные воды шпалопропиточных заводов, депо и заводов и др.).
7. Изучение особенностей распространения инфекций среди железнодорожного населения и пассажиров и разработка эффективных мер профилактики инфекций, в том числе усовершенствование карантинных мероприятий, принципов и методов дезинфекции по профилактическим и противоэпидемическим показаниям.
В 1983 г. была проведена корректировка перспективных направлений исследований на период до 2000 г. [7]. К перечисленным направлениям были добавлены новые вопросы в гигиене труда работающих в метрополитенах и в железнодорожном строительстве (в первую очередь на БАМе), материально-техническое обеспечение и штатные нормативы.
В марте 1988 г. основные положения долгосрочного прогноза явились базой разработанных и утвержденных Основных научных направлений деятельности института на период 1991—2000 гг., а позднее с учетом корректировки экологических разделов научной деятельности и большой специальной программы по радиационной безопасности, медико-санитарному и социальному обеспечению железнодорожников и членов их семей, проживающих в зонах радиоактивных загрязнений. Составлены уточненные перспективные научные направления и перечень прикладных научных проблем на более далекую пер-. спек^иву (на 15—20 лет).
В ряде публикаций был дан анализ состояния научных разработок в области железнодорожной медицины и степени их адекватности прогностическим установкам и плановым заданиям [1, 6]. Это позволяет нам выдел.ить для анализа лишь некоторые из направлений.
В соответствии с первыми тремя из названных выше прогностических установок в истекшем 20-летии были выполнены многолетние комплексные научные исследования условий труда и быта локомотизных бригад (А. А. Прохоров, И. С. Кандрор, Б. Б. Елизаров, Е. Д. Бренер и др.), работников комплексных и специализированных деповских ремонтных бригад (Р. Я. Штеренгарц, С. В. Суворов, Т. С. Тихова, А. Ф. Рунова, И. В. Первухина и др.), механиков путевых ремонтных машин и монтеров пути, диспетчеров и железнодорожных кассиров (В. И. Гольдман, А. А. Дорфман, К. М. Ко-
пировский). В течение обозреваемого периода в соответствии с прогностическими установками и конкретными социальными заказами отрасли была дана комплексная гигиеническая оценка и с участием гигиенистов проведена государственная приемка практически всех видов и типов подвижного состава, поступивших в эксплуатацию на железные дороги в 70—90-е годы (тепловозы, локомотивы, пассажирские вагоны, дизель- и мет-ропоезда, автомотрисы, электропоезда пригородного сообщения, машины и механизмы для строительства и ремонта железных дорог).
В соответствии с 5-й прогностической установкой на основе комплексных исследований внутрипоездной среды были разработаны многочисленные нормативные и рекомендательные документы: государственные стандарты системы стандартов безопасности груда (для кабин локомотивов, пассажирских вагонов, рефрижиратор-ных секций), санитарные правила и методические указания по различным вопросам текущего санитарного надзора для различных видов подвижного состава и стационарных производственных объектов — локомотивных депо, шпало-пропиточных заводов, промывочно-пропарочных станций и т. д. Разработка нормативных и рекомендательных документов составляет не только важнейшее направление научной деятельности коллектива ВНИИЖГ, но и служит одновременно каналом эффективного внедрения научных рекомендаций в практику, поскольку одновременно и параллельно институт осуществляет планомерную экспертизу всех строящихся и реконструируемых дорогостоящих объектов, руководствуясь при этом не только общегосударственными, но и указанными отраслевыми нормативными документами. Постоянно участвуя в работе по повышению квалификации врачей и других специалистов сети дорог и проводя постоянную экспертную и консультативную работу, институт практически постоянно участвует в той или иной степени в осуществлении текущего санитарного надзора, способствуя поддержанию необходимого научно-методического уровня в этой работе.
Большая комплексная проверка института Министерством путей сообщения (МПС) и заслушивание полного отчета института о внедрении в практику научных рекомендаций на заседании коллегии МПС в октябре 1990 г., а также заслушивание деятельности института по частным научно-практическим вопросам в 1992 г. показали, что, несмотря на отмеченные недостатки, проводимая работа соответствует требованиям отрасли.
Последовательная реализация теоретически правильных прогностических установок позволяет добиться целостного охвата контролируемых санэпидслужбой объектов нормативными документами. Например, это может быть проиллюстрировано ретроспективным анализом разработки нормативов и правил в области гигиенического улучшения условий проезда пассажиров. В 80-е годы были утверждены разработанные институтом (Е. П. Сергеев, А. М. Лакшин, О. И. Грибанов и др.) ГОСТ 12406—79 «Вагоны пассажирские магистральных железных дорог колеи 1520 мм. Технические условия».
«Санитарные правила для вагонов-ресторанов пассажирских поездов» (1985 г.), «Временные санитарные правила подготовки и содержания в пути следования электропоездов пригородного сообщения» (1985 г.), «Санитарные правила для пунктов экипировки пассажирских вагонов на железнодорожных станциях» (1986 г.), «Санитарные нормы параметров микроклимата в пассажирских вагонах с установками кондиционирования воздуха» (1988 г.), «Инструкция по организации противоэпидемических мероприятий при выявлении случаев острых кишечных инфекционных заболеваний и пищевых отравлений среди пассажиров в пути следования и порядок проведения эпидемиологического расследования» (1988 г.).
В соответствии с обсуждаемым прогнозом в 1989—1990 гг. была разработана серия правил производственной санитарии для работников отраслевых профессий метрополитенов. Правила согласуются с разработанным в начале 80-х годов при участии института СНиП П-40—80 «Метрополитены». Позднее разработаны санитарные нормы вибрации в кабинах машинистов метрополитена и требования к перспективным вагонам метрополитена.
Прогноз в области радиационной гигиены ориентирован в первую очередь на обеспечение безопасных условий труда и проживания в зонах радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а также в других зонах, подвергшихся в прошлом радиоактивному загрязнению (отдельные районы расположения Западно-Сибирской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог). Специалисты ВНИИЖГ (Э. С. Фрейман, С. А. Попов, С. М. Го-лованев и др.) внесли свой вклад в разработку мероприятий, благодаря которым среди железнодорожников и членов их семей не было допущено ни одного случая лучевого поражения. Институт выполнил работы по картографированию уточненных зон загрязнения для более обоснованного решения вопросов предоставления льгот, компенсаций, для осуществления работ по дезактивации и других профилактических мероприятий. В 1992—1993 гг. по мере накопления материала ВНИИЖГ разослал через вра-чебно-санитарное управление МПС информационное письмо о железнодорожных объектах, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения с плотностью поверхностного загрязнения це-зием-137 от 1 до 40 Ки/км2. Систематически исследуется радиоактивное загрязнение подвижного состава, обращающегося в зонах радиоактивного загрязнения, строений пути, энергетики, сигнализации и других сооружений, спецодежды и кожных покровов монтеров пути и другого железнодорожного персонала.
На основе проводимого специалистами института индивидуального дозиметрического контроля на Брянском и Тульском отделениях Московской железной дороги методом термолюминесцентной дозиметрии составляются аналитические сводки текущей облучаемости персонала и выдаются рекомендации по профилактическим мероприятиям, медицинскому наблюдению и улучшению дозиметрического контроля. В течение последних 2 лет планомерно составляется медико-
дозиметрическии регистр, учитывающий лиц, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
Более 20 лет успешно разрабатываются медицинские аспекты проблем безопасности движения поездов. Благодаря исследованиям И. С. Кандрора, Л. С. Нерсесяна, А. А. Прохорова, Ю. Н. Каменского, А. 3. Цфасмана, А. М. Волкова, Е. Б. Рабкина, Е. М. Ратнера, А. Б. Кирпичникова в обозреваемом периоде получила разностороннее развитие и признание в отечественной и мировой науке комплексная система повышения бдительности машинистов локомотивов, система улучшения условий и режимов труда и отдыха машинистов и разработана общая концепция безопасности движения. Среди решенных вопросов, внедренных в практику железнодорожного хозяйства, должны быть названы: 1) психофизиологический отбор кандидатов в машинисты, 2) клинический отбор в профессии (терапевтический, неврологический, аудиоло-гический, офтальмологический, по состоянию цветового зрения), 3) психологический подбор ранее отобранных машинистов для работы в усложненных условиях (вождение скоростных, тяжеловесных и длинносоставных поездов, работа «в од-
но лицо» — без помощника), 4) тренажная подготовка машинистов к действиям в экстремальных ситуациях, 5) психофизиологическая система предрейсовой оценки функционального состояния машиниста, 6) система контроля состояния (дремоты, засыпания) машиниста в пути, 7) комплектация локомотивных бригад с учетом психологической совместимости, 8) клинико-пси-хологическая экспертиза машинистов, допустивших грубые браки в работе с нарушением требований безопасности движения, 9) комплексная гигиеническая, эргономическая и инженерно-психологическая оптимизация рабочего места в кабине машиниста, 10) обоснование оптимальных режимов труда и отдыха.
С удовлетворением можно отметить, что все 10 перечисленных вопросов, которые можно иллюстрировать конкретными нормативными документами, рекомендациями, новыми методами и приборами, были предусмотрены основным прогнозом и последующими корректировками.
К сожалению, в 80-е годы произошло резкое сокращение бывшего отдела эпидемиологии института, что не позволило в должных объемах выполнить названное выше 7 направление, особенно в части усовершенствования ка-
Прогностические направления в области железнодорожной медицины
Научные направления
Частные научные проблемы
1. Гигиеническое и физиологическое обоснование систематического улучшения условий труда и надежности работы специалистов, связанных с движением поездов
2. Научные основы улучшения условий труда и снижения профпатологии работающих на подвижном составе и стационарных объектах железнодорожного транспорта
3. Санитарно-гигиеническое и противоэпидемиче- 3.1. ское обеспечение пассажирских перевозок, в
том числе при высокоскоростном движении
3.2.
4. Планирование и управление здравоохране- 4.1. нием. Клинические исследования профессиональных и производственно обусловленных заболеваний
1.1. Физиолого-гигиеническая, санитарно-техническая и инженерно-психологическая оптимизация условий труда машинистов, диспетчеров и других специалистов железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов, в том числе при скоростном движении и при вождении поездов в усложненных условиях (вождение соединенных, длинносоставных, тяжеловесных поездов, вождение локомотива без помощника)
1.2. Комплексное изучение факторов производственной среды, обеспечивающих надежность человеческого звена в системе человек — машина — среда
1.3. Гигиеническая экспертиза и разработка рекомендаций по оптимизации подвижного состава и новой техники, поступающей на железнодорожный транспорт
2.1. Физиолого-гигиеническое обоснование улучшения условий труда и здоровья рабочих предприятий железнодорожного транспорта, метрополитена и строителей железных дорог и метрополитена
2.2. Совершенствование нормирования факторов среды на объектах железнодорожного транспорта (шум, вибрация, микроклимат, бактериологические показатели, химические вещества, ионизирующие излучения) и рекламентирования трудовых нагрузок
2.3 Научное обоснование льгот для работающих в неблагоприятных условиях труда и мероприятий по уменьшению степени вредности среды на рабочих местах
Гигиеническое обоснование допустимых условий микроклимата, газовой среды, шума, вибрации в поездах дальнего и пригородного сообщения, электропоездах метрополитенов, на железнодорожных вокзалах и в помещениях метрополитенов
Обеспечение противоэпидемических мероприятий на подвижном составе и вокзалах
Совершенствование организации и планирования лечебно-профи-лактической помощи в системе МПС
Новые структурно-организационные формы отраслевого здравоохранения
4.3. Экономические методы стимулирования снижения заболеваемости с временной утратой трудоспособности, профессиональной заболеваемости, травматизма и инвалидизации
4.4. Совершенствование диагностики, лечения и лечебной профилактики профессиональной патологии и общих заболеваний в связи с профессией. Совершенствование и внедрение методов массовых иммунологических обследований для выявления и санации групп лиц с повышенным риском заболевания
4.5. Клинико-диагностические вопросы цветового зрения. Оптимизация цветовой и световой среды на объектах железнодорожного транспорта. Средства и методы улучшения системы цветового зрения при врожденной цветовой патологии.
4.2.
Продолжение табл.
Научные направлении
Частные научные проблемы
5. Медико-профилактические вопросы предупреждения и ликвидации последствий экстремальных ситуаций на транспорте
6. Гигиенические основы и практические реко- 6.1. мендации в области охраны окружающей природной среды 6.2.
7. Социально-гигиеническая оптимизация труда 7.1. женщин на железнодорожном транспорте
Радиационная безопасность, медико-санитарное и социальное обеспечение железнодорожников и членов их семей, проживающих и работающих в зонах радиоактивного загрязнения
5.1. Медицинские аспекты ликвидации аварий с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам
5.2. Медицинские вопросы профилактики и ликвидации экстремальных ситуаций на подвижном составе и на стационарных железнодорожных объектах
5.3. Токсиколого-гигиенические вопросы снижения пожарной опасности и опасности острых отравлений при пожарах в пассажирских вагонах и вагонах метрополитена
Охрана окружающей природной среды от стационарных объектов (заводы, депо, мастерские)
Охрана окружающей среды в связи с эксплуатацией машин транспортного и производственного назначения (шум, вибрация, выхлопные отработанные газы)
Комплексная оценка рабочих мест, на которых используется труд женщин, по критериям классификации ВНИИЖГ:
i — условия труда, работа в которых не имеет противопоказаний и не оказывает вредного влияния на организм женщин и их потомство;
II — условия труда, работа в которых возможна лишь при льготных условиях труда;
III — условия труда, которые исключают возможность использования труда женщин
7.2. Паспортизация рабочих мест и диспансеризация женщин, работающих в неблагоприятных условиях
7.3. Разработка и внедрение целевой социально-гигиенической программы оптимизации труда женщин
8.1. Мониторинг уровней радиационного воздействия на железнодорожные контингенты в условиях долговременного радиоактивного загрязнения
8.2. Изучение условий производственной деятельности работников различных железнодорожных служб и хозяйств в зонах загрязнения
8.3. Диспансерное наблюдение работающих с учетом медицинского регистра
рантинных противоэпидемических мероприятий. Выполненные в 70—80-е годы большие разработки по гигиене железнодорожного строительства не получили по независящим от института причинам внедрения на БАМ.
В то же время в соответствии с корректировкой прогноза в 1983 г. получили широкое развитие исследования по материально-техническому обеспечению лечебно-профилактиче-ских учреждений и штатным нормативам для них, по улучшению управления и планирования здравоохранения в системе МПС. Принципиально важное значение для отраслевого здравоохранения имела разработанная и утвержденная номенклатура учреждения здравоохранения и врачебных специальностей, а также положения о дорожных и отделенческих больницах и поликлиниках.
В последние годы в связи с разработкой отраслевых научно-технических программ железнодорожного транспорта и на основе анализа выполнения долгосрочного прогноза развития железнодорожной медицины коллективом ведущих экспертов-специалистов разработаны и утверждены МПС основные направления научных исследований по железнодорожной медицине. После корректировки в июне 1993 г. на основе общеотраслевой стратегии научно-технической политики в новых условиях работы железнодорожного транспорта, утвержденной министром путей сообщения 12.05.93, были- сформулированы прогностические направления в области железнодорожной медицины (см. таблицу).
Сопоставление основных направлений исследований на предстоящи^ 15—20 лет с прогнозом 1974 г. выявляет их четкую преемственность, объясняемую сложившимися традициями з раз-
витии железнодорожной медицины и практике отраслевого здравоохранения и санэпиднадзора. Новые основные направления исследований важны для дальнейшего развития отечественной медицинской науки — медицины труда, экологии человека, гигиены детей и подростков, гигиены питания и других научных медицинских дисциплин.
Двадцатилетний опыт долгосрочного прогнозирования развития железнодорожной гигиены подтверждает высокую действенность этого инструмента оптимизации научно-исследовательского процесса. Прогнозирование ориентирует исследователей на наиболее важные области научного поиска и содействует концентрации усилий в научно-прикладной тематике. Прогноз служит своеобразным критерием, подтягивающим исследования до общепринятых социально значимых требований отрасли народного хозяйства. Эта плодотворная взаимосвязь усилена в настоящее время научно-техническим прогнозом МПС, разработанным в 1993 г. на отдаленную перспективу. Прогностические установки являются основой для формирования краткосрочных планов и комплексных целевых программ. Организационно-ме-тодической основой формирования долгосрочного прогноза остается групповая генерация прогностических идей ведущими учеными-экспертами по основным проблемам развития науки, воплощающими в себе не только концентрацию современных научных знаний, но и преемственность в развитии науки и поддержание в ней научных традиций.
Литература
I. Коршунов Ю. Н., Суворов С. В. // Медицина труда и проблемы экологии на железнодорожном транспорте.— М„ 1991,— Вып. 5,— С. 3—11.
2. Ланге К. А. Организация управления научными исследованиями.— Л., 1971.
3. Лисичкин В. А. Теория и практика прогностики.— М„ 1972.
4. Прохоров А. А., Суворов С. В., Гольдман Э. И. и др. // Гиг., физиол. и эпидемиол. на ж-д транспорте.— 1974.— № 46,— С. 3—11.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1994 УДК 613.68:613.165|-074
5. Прохоров А. А., Суворов С. В. // Гиг. и сан,— 1973. № 4,— С. 58—61.
6. Прохоров А. А., Суворов С. В. // Гиг., физиол. и эпидемиол. на ж-д транспорте.— 1977.— № 58.— С. 3—8.
7. Современные комплексные проблемы на железнодорожном
транспорте и в транспортном строительстве.— М., 1984.
Поступила 28.10.93
Г. Г. Белоголовский, В. А. Стахова, А. Н. Боков, Ю. М. Хабахбашев, А. Ф. Степаненко,
Е. А. Гильденберг, С. П. Стрекаловский
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ НА РЕЧНЫХ СУДАХ
Азово-Волго-Донской бассейновый центр Госсанэпиднадзора на водном транспорте, Ростов-на-Дону
Увеличение скорости современных судов, повышение интенсивности судоходства, научно-техни-ческий прогресс предъявляют повышенные требования к зрительному анализатору судовых специалистов. Поэтому рациональное освещение судовых помещений является одним из важных условий обеспечения высокой работоспособности и полноценного отдыха плавсостава [2]. Однако, по данным отечественных исследователей, процент нестандартных измерений уровней искусственной освещенности в судовых помещениях различного назначения достигает 31,3 [6] и даже 72,7 [3].
Согласно статьи 20 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «При эксплуатации производственных, общественных помещений ... должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха...» [4]. В связи с этим нами было изучено освещение судовых помещений на речных судах Волго-Донского речного пароходства.
Уровни искусственного освещения измеряли электрическим объективным люксметром Ю-116, проходящим ежегодную государственную поверку в центре стандартизации и метрологии, в соответствии с требованиями действующей нормативно-технической документации и справочной литературы [1, 5, 7].
Естественное освещение во всех случаях было достаточное. Из проведенных в нормируемых точках судовых помещений более 12 000 измерений уровней искусственного освещения 25,4 % оказались ниже нормативных величин.
Наиболее низкие уровни искусственного освещения отмечаются в помещениях энергетических отделений судов. Так, на скоростных судах на подводных крыльях («Ракета», «Восход», «Метеор», «Комета») на шкалах приборов главных и вспомогательных двигателей уровень освещения колебался от 2 до 40 лк при норме 200 лк, на главном распределительном щите (ГРЩ) теплохода «Комета» — от 35 до 69 лк при норме 150 лк. На водоизмещающих грузовых и пассажирских судах, в помещениях энергетических отделений и в мастерских, где искусственное освещение осуществляется лампами накаливания, уровни освещения на палубах колебались от 10 до 40 лк (при норме 50 лк); на шкалах приборов ГРЩ — от 50 до 100 лк (при норме 150 лк) ; на шкалах приборов — от 15 до 100 лк (при норме 200 лк). В механических мастерских судов на станках при наличии общего и местного освещения уровни
освещения колебались от 100 до 500 лк (при норме 750 лк).
На современных речных судах в помещениях энергетических отделений, где искусственное освещение создается газоразрядными лампами, уровни освещения на центральном посту управления соответствовали нормативным требованиям, однако на панелях ГРЩ и шкалах приборов они соответственно составили 45—150 лк (при норме 200 лк) и 20—130 лк (при норме 300 лк). В судовых мастерских уровни искусственного освещения на рабочих местах также были ниже нормативных величин — 120—600 лк при норме 1500 лк.
В жилых и служебных помещениях на судах, в системе искусственного освещения которых используются газоразрядные лампы, уровни освещения в оснозном соответствовали нормативным величинам. Системы искусственного освещения, в которых в качестве источников света использованы лампы накаливания, не обеспечивают достаточный уровень освещения в большинстве случаев. Так, на палубах коридоров судов уровень освещения составляет 10—20 лк при норме 30 лк, в пищеблоках на поверхности разделочных столов — 20—100 лк при норме 150 лк, в каютах на высоте 0,8 м от палубы — 18—40 лк при норме 50 лк, на поверхности столов — 40—100 лк при норме 200 лк. В помещениях медицинского назначения уровни искусственного освещения на высоте
0.8.м от палубы составили 20—60 лк при норме 100 лк, на поверхности столов — 200 лк при норме 300 лк.
Полученные результаты послужили основанием для разработки мероприятий по улучшению искусственного освещения речных судов Волго-Донского речного пароходства и включения их в ремонтные ведомости на зимний судоремонт.
Литература
1. Геллер Б. С., Чернова И. //., Шишов Д. М. //Светотехника,- 1981,—№ 10,—С. 10—11.
2. Данциг И. //.//Гиг. труда,— 1983.-№ 5.—С. 15—18.
3. Евстафьев В. //. // Гиг. и сан,— 1984,— № 11,—С. 83—85.
4. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».— М., 1991.
5. Нормы искусственного освещения на судах речного флота, № 2109—79.— М„ 1980.
6. Подунова Л. Г., Пальянов О. И. Состояние и анализ деятельности центров Госсанэпиднадзора на водном транспорте Российской Федерации за 1989—1991 гг.: Информ. письмо № 09РЦ-25-2143.— М., 1992.
7. Санитарные правила для речных судов СССР, № 4058—85,—Л., 1987. Поступила 03.08.93