Научная статья на тему 'Всероссийскому научно-исследовательскому институту железнодорожной гигиены - 90 лет'

Всероссийскому научно-исследовательскому институту железнодорожной гигиены - 90 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
270
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вильк М.Ф., Капцов В.А., Коротич Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Всероссийскому научно-исследовательскому институту железнодорожной гигиены - 90 лет»

Как существенное достоинство книги необходимо отметить широко представленный опыт авторов не только в совершенствовании методологии анализа рисков (в том числе использование новых методических элементов до сих пор не применявшихся в мировой практике оценки риска), но и в практическом их применении для решения разнообразных задач обеспечения безопасности населения в условиях воздействия разнородных факторов среды обитания и потребительской продукции. Последний аспект практического использования методологии анализа риска здоровью имеет еще и политическое значение. Так, например, оценка опасности, связанной с содержанием в пищевых продуктах остаточных количеств ветеринарных препаратов, проведенная в соответствии с международно-признанными принципами анализа риска, позволила отстоять позиции Российской Федерации в отношении применения мер по минимизации риска здоровью населения при помощи гигиенических нормативов, обоснованных отечественными учеными. Это только один пример использования анализа риска здоровью в решении стратегических задач обеспечения безопасности населения.

В монографии признана роль методологии анализа риска в решении ключевых задач социально-экономического развития страны, таких как повышение эффективности человеческого капитала, обеспечение высоких стандартов благосостояния человека, развитие системы национальной безопасности, обеспечение сбалансированного пространственного развития.

Читателям представлен объемный труд, обобщающий многолетний опыт совершенствования теоретических и методоло-

гических положений анализа риска здоровью, их практическое внедрение в практику государственного и муниципального управления. Книга дает основание для уверенности в том, что в России имеется научный базис не только прогнозирования санитарно-эпидемиологической ситуации, но и осознанного управления ею в долгосрочной, стратегической перспективе.

Монография имеет большое прикладное значение для органов, осуществляющих функции по надзору и контролю. Представленные в монографии теоретические и методические основы оценки риска позволяют разработать и реализовать систему классификации потенциально опасных объектов по степени риска нанесения вреда здоровью.

В дальнейшем использование этих данных для оптимизации государственного надзора позволит, с одной стороны, в более короткие сроки достичь стабильно безопасного состояния контролируемых объектов, а с другой - сконцентрировать внимание надзорных органов на наиболее актуальных объектах, тем самым снизив административную нагрузку на поднадзорные организации.

Монографию «Анализ риска здоровью в стратегии государственного социально-экономического развития» целесообразно рекомендовать особенно для ознакомления и использования в первую очередь лицам, принимающим решения в сфере государственного управления для формирования у них научного базиса стратегии социально-экономической политики государства.

Доктор медицинских наук, профессор Н.В. Шестопалов Академик РАН, профессор М.Г. Шандала

Юбилейные даты

©КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015

М.Ф. Вильк, В.А. Капцов, Л.П. Коротич

ВСЕРОССИЙСКОМУ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ ИНСТИТУТУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ - 90 ЛЕТ

ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены» Роспотребнадзора, 125438, Москва, Россия

Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены (ВНИИЖГ), старейший в стране и за рубежом многопрофильный отраслевой научный, методический и учебный центр транспортной профилактической медицины, отсчитывает свою историю с мая 1925 г., со дня образования Центральной лаборатории по изучению профессиональных болезней на транспорте Управления путей сообщения Наркомздрава РСФСР. Позднее постановлением Совнаркома СССР от 28 апреля 1931 г №113 медико-санитарные учреждения, обслуживающие железнодорожный транспорт, были переданы из ведения Наркомздрава республик в ведение НКПС СССР, а лаборатория была переименована в Центральную научно-исследовательскую психофизиологическую лабораторию Транспортно-санитарного управления НКПС СССР. В 1936 г. она стала называться Центральной научно-исследовательской лабораторией психофизиологии и гигиены труда на транспорте, а в 1939 г. - Центральной научно-исследовательской лабораторией гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте (ЦНИЛГЭ) Управления санитарной службы и лечебно-профилактических учреждений НКПС СССР.

В октябре 1960 г. на базе ЦНИЛГЭ был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Главного врачебно-санитарного управления Министерства путей сообщения СССР, переименованный в 1992 г. во Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Департамента здравоохранения МПС России, а с 2005 г. по настоящее время - ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены»Роспотребнадзора.

ВНИИЖГ - единственный в транспортной системе России научно-исследовательский центр медико-профилактического и гигиенического профиля, сохранивший и развивший лучшие традиции железнодорожных врачей и гигиенистов второй половины XIX века с момента строительства и начала эксплуатации первых российских железных дорог до настоящего времени. У истоков железнодорожной медицины стоял выдающийся ученый-гигиенист проф. Ф.Ф. Эрисман, который в своей монографии «Профессиональная гигиена умственного и физического труда», вышедшей в свет в г. Санкт-Петербурге в 1877 г., впервые опубликовал главу «Гигиена служащих на железных дорогах».

Основы транспортной гигиены были заложены по инициативе Н.А. Семашко при организации Клиники социальных и профессиональных заболеваний (1923 г.), директором которой он стал. Одним из сотрудников этого учреждения М.Я. Лукомским были начаты первые гигиенические исследования на железных дорогах. Созданию Центра железнодорожной медицины предшествовали Всесоюзные съезды санитарных врачей и Всероссийские совещания здравотделов транспорта, проводившиеся в начале 1920-х годов. Медико-санитарный отдел путей сообщения Наркомздрава РСФСР, объединявший в те годы врачебно-санитарные службы железных дорог и водных путей, выполнял большую организационную и научно-практическую работу по изучению условий труда, оказанию лечебно-профилактической помощи, предупреждению профессиональных болезней и производственного травматизма, разрабатывал меры по борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями, внедрял новые формы дезинфекции и дератизации транспортных объектов, исследовал особенности профессионального отбора, комму-

нальной гигиены и гигиены населенных мест, водоснабжения, школьной гигиены и санитарного просвещения (М.Г. Тракман, проф. С.Ф. Казанский, М.Г. Рафес, О.Д. Гарш, С.Е. Шрайбер, Л.О. Богин, проф. П.Е. Заблудовский, проф. Н.М. Анастасьев). Л.С. Каминский, железнодорожный санитарный врач, впоследствии известный отечественный ученый в области санитарной статистики, исследовал состояние здоровья и физическое развитие железнодорожников на Северо-Западной ж. д., и на основе этой работы им была написана монография «Здоровье и быт железнодорожных рабочих» (1926 г.). По его инициативе с 1923 г. был начат выпуск журнала «Гигиена и санитария путей сообщения». Значительные научные работы по актуальным проблемам железнодорожного транспорта проводили сотрудники кафедры гигиены Военно-медицинской академии под руководством выдающегося ученого проф. Г.В. Хлопина.

В разные годы Центром железнодорожной гигиены руководили известные ученые и специалисты. Первым директором ЦНИЛТ был проф. М.Я. Лукомский, в последующие годы лабораторию возглавляли А.И. Колодная и И.Н. Кудринский На отдельных железных дорогах в этот период были созданы лаборатории гигиены труда, предшественники будущих санитарно-эпидемиологических станций, которые обеспечивали организационно-методическое руководство и были экспертными органами в работе санитарных районов и врачебных участков железных дорог. Среди специалистов, работавших в этих лабораториях, были известные ученые-гигиенисты: А.П. Кривенко, Е.Ц. Андреева-Галанина (г. Ленинград), М.С. Гершенович (г. Саратов), А.Я. Аверкиев (г. Ростов-на-Дону), Е.И. Кефели (г. Киев),

B.Ю. Гейман (г. Днепропетровск), В.А. Сиворонов (г. Харьков).

Большое участие и помощь в работе железнодорожной

врачебно-санитарной службы оказывал акад. АМН СССР Ф.Г. Кротков, который в течение многих лет являлся главным гигиенистом Красной Армии. По его инициативе и при непосредственном участии в годы Великой Отечественной войны на железных дорогах страны было организовано более 300 санитар-но-контрольных пунктов (СКП), сыгравших значительную роль в предотвращении и распространении эпидемий инфекционных заболеваний. На посту вице-президента АМН СССР он был постоянным консультантом института по научным исследованиям в области радиационной гигиены и рецензентом Сборников научных трудов ВНИИЖГ. В качестве председателя Правления Всесоюзного научного общества гигиенистов и санитарных врачей акад. Ф.Г. Кротков неоднократно участвовал в выездных заседаниях Правления, проводимых на базе института.

После Великой Отечественной войны ЦНИЛГЭ руководили И.И. Могилевский, Б.А. Иванов и А.В. Бордуков В 1950 г. одним из руководителей лаборатории проф. С.Ф. Казанским был издан основополагающий научный труд «Железнодорожная гигиена», который и в настоящее время остается классическим учебно-методическим руководством для санитарных врачей. С организацией ВНИИЖГ в 1960 г., исполняющим обязанности директора был А.В. Бордуков, с 1962 г. директором назначен проф. П.Н. Матвеев. С 1964 по 1986 гг. ВНИИЖГ возглавлял его непосредственный организатор, известный ученый-гигиенист и педагог, заслуженный деятель науки РФ, проф. А.А. Прохоров В этот период институт значительно расширился, укрепилась его материально-техническая база, было завершено строительство главного корпуса и комплекса других зданий института, созданы новые научные подразделения, определены медико-профилактические направления научно-исследовательской работы, соответствующие технической политике и развитию отечественного железнодорожного транспорта. В институте открылась аспирантура, он пополнился квалифицированными и молодыми научными сотрудниками и специалистами, были изданы книги, руководства и периодические сборники научных трудов «Гигиена, физиология и эпидемиология на железнодорожном транспорте». С 1986 по 1992 г. институтом руководил Ю.Н. Коршунов, с 1992 по 1993 г. исполняющим обязанности директора института был проф.

C.В. Суворов. С 1993 по 2005 г. институтом руководил член-корреспондент РАН, профессор В.А. Капцов, а с 2005 г. по настоящее время институт возглавляет доктор мед наук, проф. М.Ф. Вильк.

В научную летопись ВНИИЖГ вписаны имена таких известных ученых и организаторов железнодорожной медицинской

науки, как А.З. Абританин, М.Г. Бабаджанян, В.А. Башенин, Ю.С. Боровер, Е.Д. Бренер, В.К. Варищев, И.М. Гелис, Л.Г. Гро-машевский, И.Ф. Запалкевич, А.Я. Запорожченко, Г.П. Зарубин, С.Ф. Казанский, И.А. Кассирский, Э.Г. Кассирская, Я.С. Конь, И.Г. Матульский, П.И. Никитин, И.П. Овчинкин, Е.Б. Рабкин, Д.Л. Сац. Заложенные ими научные традиции успешно продолжили ученые следующего поколения: А.А. Прохоров, А.Л. Вил-ковыский, А.М. Волков, Э.И. Гольдман, И.С. Кандрор, А.И. Кико-лов, В.З. Кучеренко, А.М. Лакшин, С.В. Суворов, А.З. Цфасман.

Сегодня продолжается большая научно-методическая работа по охране здоровья железнодорожников и обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах железнодорожного транспорта, в которой принимают активное участие руководители и ведущие специалисты научных подразделений института проф. А.Г. Базазьян, к.м.н. В.С. Викторов, В.В. Галкина, к.м.н. А.Б. Кирпичников, проф. Ю.М. Комаров, к.м.н. Л.П. Коротич, д.м.н. В.А. Кудрин, к.м.н. А.Г. Лексин, проф. В.Б. Пан-кова, проф. В.А. Полякова, д.м.н. Ж.В. Овечкина, к.м.н. В.В. Романов, к.м.н. Т.С. Тихова, к.б.н. М.Ю. Трошина.

На протяжении всего периода существования ВНИИЖГ в его стенах разрабатывались фундаментальные и прикладные научные проблемы медицины труда, гигиены, эпидемиологии, экологии, организации здравоохранения и профпатологии работающих на объектах железнодорожного транспорта, транспортного строительства и метрополитена.

Ведущее место в перечне отраслевых проблем железнодорожной медицины и гигиены в последние годы занимают следующие научные направления:

- научное обоснование и адаптация гигиенических и медико-профилактических мер по улучшению условий труда и охране здоровья работников ведущих профессий железнодорожного транспорта;

- санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение массовых пассажирских перевозок на вокзалах и в пути следования, разработка гигиенических норм рационального питания пассажиров в пути следования и на вокзалах;

- гигиеническое обеспечение и разработка нормативно-технической и методической документации по проектированию и созданию современного и перспективного подвижного состава;

- разработка и обоснование мер по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий аварий и крушений пассажирских и грузовых поездов;

- исследование совместного и изолированного действия производственно-профессиональных факторов и условий трудовой деятельности на железнодорожном транспорте, гигиеническая оценка и нормирование, научное обоснование мер по снижению их неблагоприятного влияния на организм работающих;

- изучение гигиенических основ и разработка практических рекомендаций по вопросам экологии и охраны окружающей среды от загрязнения в результате эксплуатационной деятельности железнодорожного транспорта;

- клинические исследования основных форм профессиональных и производственно-зависимых заболеваний, совершенствование диагностики болезней на ранних стадиях, обоснование мер профилактики профессиональной патологии;

- изучение современных теоретических и научно-практических аспектов физиологии и патологии цветового зрения;

- оптимизация условий и режимов труда в отдельных службах и хозяйствах железнодорожного транспорта, предупреждение производственного травматизма, научно-методическое обеспечение специальной оценки условий труда на предприятиях и транспортных объектах;

- научно-методические разработки по санитарно-гигиеническому обеспечению безопасности железнодорожных перевозок опасных химических грузов и источников ионизирующего излучения;

- гигиеническая экспертиза и сертификация новых образцов железнодорожной техники и подвижного состава;

- разработка новых высокоэффективных технологий профилактики инфекционных и паразитарных болезней при пассажирских перевозках на основе современных методов дезинфекции и дезинсекции.

Сегодня в структуре ВНИИЖГ 4 крупных научных отдела, объединяющих 13 лабораторий, отделений и секторов. В подраз-

делениях работают 12 докторов медицинских наук, в том числе 5 профессоров, член-корреспондент РАН, 22 кандидата наук, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный врач РФ, 13 сотрудников института награждены знаком «Почетный железнодорожник».

Институт проводит большую работу по подготовке и повышению квалификации научных сотрудников и санитарных врачей железнодорожного транспорта. В 1994 г. на базе ВНИИЖГ была создана кафедра железнодорожной гигиены медико-профилактического факультета последипломного профессионального образования Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова, которая проработала до 2014 г.

В 2001 г. на базе института был открыт сначала кандидатский, а затем и докторский специализированный диссертационный совет по специальностям 14.02.01 «Гигиена» и 14.02.03 «Общественное здоровье и организация здравоохранения».

Заказчиками договорных работ, выполняемых в институте, являются различные департаменты ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), службы, хозяйства, предприятия и акционерные общества железнодорожного транспорта, научно-практические учреждения и организации других министерств и ведомств.

Практически все разработки ВНИИЖГ были поэтапно внедрены в работу железных дорог страны. Среди них: вопросы обеспечения санитарно-гигиенического благополучия; гигиенического обеспечения безопасности железнодорожных перевозок особо опасных грузов и источников ионизирующего излучения; санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения массовых пассажирских перевозок; предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий аварий и крушений пассажирских и грузовых поездов; современные теоретические и научно-практические аспекты физиологии и патологии цветового зрения; критерии и методы профессионального и психофизиологического отбора лиц, связанных с движением поездов и многие другие.

В последние годы специалисты института активно участвовали в Программе научно-технического сопровождения высокоскоростного движения в части обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности, а также в Программе по обеспечению высокоскоростного и скоростного движения «Транспортное обеспечение Олимпийских и Паралимпийских игр Сочи - 2014».

Говоря о важности профилактического направления в решении проблем безопасности грузовых перевозок, следует особо подчеркнуть значимость научно-практических разработок в отношении отдельных категорий грузов, аварийных ситуаций, которые могут привести к несравненно тяжелым медицинским и экологическим последствиям. В первую очередь это касается радиоактивных веществ (РВ), включая ядерные материалы (ЯМ). Многолетние исследования в этой области были положены в обоснование регламентирующих санитарно-гигиенических требований к организации перевозок таких грузов, включая безопасные технологии и эффективные меры защиты от облучения различных контингентов, работающих на железнодорожном транспорте. Впоследствии данный материал был широко использован при издании правил, инструкций и руководств, являющихся правовой основой безопасности и санитарного надзора за условиями железнодорожных перевозок радиационных грузов, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных аварийных ситуаций с радиационными грузами.

Важным многолетним направлением явилась разработка системы «Медико-профилактические и психологические аспекты безопасности движения на железнодорожном транспорте». Система включала медицинские, психофизиологические, гигиенические и социальные аспекты. Именно тогда были успешно решены гигиенические, эргономические и инженерно-психологические вопросы безопасности рабочего места машинистов.

Специалисты ВНИИЖГ в течение первой половины 1990-х годов провели испытания всех новых образцов локомотивов и дали предложения по оптимизации условий труда в кабинах.

Гигиенические исследования на стадии разработки и создания новых локомотивов, а также гигиеническая экспертиза в рамках приемочных и сертификационных испытаний стали обязательной составной частью создания новой железнодорожной техники.

В связи с переходом на управление подвижным составом «в одно лицо» и с возрастанием скоростей движения поездов повышается нервно-эмоциональная напряженность деятельности машиниста. Дополнительное воздействие комплекса неблагоприятных факторов рабочей среды приводит к резкому возрастанию риска появления ошибок и сбоев в управляющей деятельности.

В подобных ситуациях единственным способом обеспечения надежной работы машиниста является переход от допустимых уровней профессиональных факторов к оптимальным, уменьшающим риск нарушений алгоритма управляющей деятельности. Этот принцип был использован при разработке нормативных документов, регламентирующих уровни производственных факторов в кабинах управления.

Специалисты института участвовали в подготовке «Санитарных правил по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава железнодорожного транспорта» СП 2.5.1336-03, «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5.1250-03, «Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» СП 2.5. 1198-03 и других нормативных документов.

В рамках реформы технического регулирования и гармонизации нормативов с документами Таможенного союза специалисты института разрабатывали предложения в технические регламенты по железнодорожному транспорту, ГОСТы по методам санитарно-гигиенических испытаний подвижного состава, своды правил и другие нормативно-методические документы.

Традиционно важнейшим разделом железнодорожной гигиены остаются исследования по гигиеническому противоэпидемическому обеспечению пассажирских перевозок.

За последнее десятилетие с привлечением специалистов железнодорожной санитарной службы создана правовая и методическая база для предупредительного и текущего санитарного надзора в области гигиены и эпидемиологии пассажирских перевозок.

Специалисты института принимают непосредственное участие в решении вопросов проектирования и выпуска новых видов пассажирского подвижного состава, оценивают качество заводского и деповского ремонта, работу технических станций, где обеспечивается подготовка вагонов в рейс. Гигиенической экспертизе подлежат все новые типы вагонов поездов дальнего, межобластного и пригородного сообщений, дизельпоездов и вагонов-ресторанов, а также вагоны после капитально-восстановительного ремонта.

Обязательной гигиенической оценке подлежат все строительные и отделочные материалы, дезинфицирующие и моющие средства, оборудование, продукты питания и виды услуг. Полученные результаты сразу становятся достоянием практики.

Последние годы проводится большая работа по улучшению водоснабжения пассажирских вагонов дальнего следования, что обеспечивает профилактику кишечных инфекций на железнодорожном транспорте. Разрабатываются и активно внедряются методы обеззараживания питьевой воды и систем водоснабжения пассажирских вагонов, а также методы контроля источников водоснабжения.

Среди всех объектов санитарного надзора на железнодорожном транспорте особое место занимают так называемые объекты массового скопления людей - железнодорожные вокзалы, пассажирские поезда, метрополитен. В связи с постоянной и значительной по своим масштабам миграцией населения эти объекты требуют повышенного внимания гигиенистов и санитарных врачей.

Понимая значимость этой проблемы, специалисты ВНИ-ИЖГ под руководством профессора В.А. Поляковой совместно с Департаментом здравоохранения МПС СССР в конце 1980-х годов провели научно-методическую работу по организации непрерывного контроля за медико-биологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей (медико-санитарный мониторинг). Мониторинг предусматривал плановый контроль за санитарно-гигиеническими и микробиологическими показателями воздушной среды пассажирских и служебных помещений железнодорожных вокзалов и пассажирских поездов, особенно международного сообщения.

Кроме того мониторинг включал контроль за показателями здоровья работников, обеспечивающих пассажирские перевозки. Внедрение мониторинга послужило действенным инструментом значительного улучшения гигиенического и противоэпидемического обеспечения пассажирских перевозок.

Наработанный опыт ликвидации последствий пожаров в пассажирских вагонах позволил включить в перечень обязательных требований при сертификации вагонной продукции показатели пожарной безопасности отделочных материалов и постельных принадлежностей. По инициативе института в практике отечественного вагоностроения применяются только трудногорючие материалы, что значительно снизило вероятность поражения людей при пожарах на подвижном составе.

Принципиально новым гигиеническим требованием к создаваемым пассажирским вагонам является оборудование их экологически чистыми замкнутыми системами сбора и удаления канализационных стоков. Оснащение вагонов таким оборудованием существенно повысило безопасность работы поездных бригад и пассажиров, а также позволило принципиально решить вопросы защиты окружающей среды от микробного и паразитарного загрязнения железнодорожным транспортом.

Большое место в работах института, начиная с 1990-х годов, занимают исследования по научному обеспечению безопасных условий труда и проживания в зонах радиоактивного загрязнения в результате аварий на Чернобыльской АЭС, а также в других зонах, подвергшихся в прошлом радиоактивному загрязнению (отдельные районы расположения Западно-Сибирской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог).

Благодаря этим работам и проведенным на их основе вра-чебно-санитарными службами мероприятиям, среди железнодорожников и членов их семей не было допущено ни одного случая лучевого поражения.

Транспортный конвейер и специфика железнодорожного здравоохранения обусловливают особенности медицинского наблюдения за состоянием здоровья рабочих и особенности оценки показателей здоровья.

Наряду с традиционными предварительными и периодическими медицинскими осмотрами работающих на железнодорожном транспорте существует обязательное предрейсовое медицинское освидетельствование работников, связанных с движением поездов, а следовательно, с обеспечением безопасности движения. Многолетняя исследовательская работа института в этом направлении завершилась подготовкой «Методических указаний о порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников на федеральном железнодорожном транспорте» и постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 № 1020 «Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам».

Железнодорожное здравоохранение руководствуется также разработанными группой авторов ВНИИЖГ представлениями о профессиональной непригодности к работе в определенной профессии по соображениям безопасности движения.

Профессиональная непригодность связана не только с клиническими изменениями организма, но и с несоответствием работника требованиям аудиологии, офтальмологии и физиологии цветового зрения.

Разработанное в ВНИИЖГ направление физиологии и патологии цветового зрения по-прежнему является предметом гордости отечественной медицины. Достижения отечественной физиологии и офтальмологии в этой области связаны с созданной в системе МГТС в 1943 г. уникальной лабораторией физиологии

и патологии цветового зрения. Во всем мире известны «Полихроматические таблицы» Е.Б. Рабкина, выдержавшие восемь изданий, а также вышедший двумя изданиями его оригинальный «Атлас цветов».

В последние годы учениками Е.Б. Рабкина (Т. Л. Сосновой, Е.А. Бухаревой) разработан весьма эффективный пигментный метод тренировки цветового зрения для реабилитации железнодорожников с врожденными расстройствами цветоощущения.

В результате создания в 1977 г. во ВНИИЖГ отдела гигиены метрополитена была подготовлена вся нормативно-методическая база по этой новой для института проблеме. Разработанные гигиенические требования и рекомендации были включены в строительные нормы и правила (СНиП), по которым велось проектирование и строительство метрополитена страны. С учетом разработок института внедрялись меры по снижению уровней шума и вибрации, улучшению условий труда, создавались новые образцы метропоездов (И.Ф. Боярчук, Б.Б. Елизаров).

Разработанный институтом комплексный методический подход к решению задач, связанных с проведением аттестации рабочих мест, дает возможность иметь более полную характеристику условий труда работников железнодорожного транспорта. Это способствует объективной оценке степени влияния различных вредных производственных факторов, разработке полноценных планов медико-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий на объектах железнодорожного транспорта. Лаборатория специальной оценки условий труда, которую много лет возглавлял Б.Б. Елизаров, признана научно-методическим центром на железнодорожном транспорте.

Не менее важны и вопросы медицины катастроф на железнодорожном транспорте. В институте были разработаны и внедрены в практику основы анализа и прогнозирования экстремальных ситуаций.

Основным итогом этих исследований явилось участие гигиенистов и токсикологов в разработке новой редакции (1996 г.) «Правил безопасности и порядка ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их железнодорожным транспортом».

В последние годы в институте сформировалось новое направление по физиологической оценке источников света, обеспечивающих достаточный уровень освещения при снижении энергопотребления. В 2012 г. было проведено исследование влияния светодиодного освещения на функциональное состояние и работоспособность железнодорожников.

В результате выявлены тенденции к снижению функциональной устойчивости к цветоразличению зеленого и красного сигналов, удлинение времени реагирования при сложной зрительно-моторной реакции, снижение готовности к экстренному действию обследованных лиц.

Следует подчеркнуть гигиеническую, социальную и практическую значимость всех исследований, проводимых научными подразделениями ФГУП ВНИИЖГ.

Итоги научной деятельности института свидетельствуют о его высоком научном потенциале и конкурентоспособности по основным проблемам транспортной медицины и гигиены. Научно-исследовательская, экспертная и педагогическая работа ВНИИЖГ соответствует приоритетным направлениям развития железнодорожного транспорта и других отечественных транспортных систем. В настоящее время трудовой коллектив ВНИИЖГ продолжает решать наиболее важные медико-профилактические проблемы обеспечения безопасности железнодорожных перевозок и охраны здоровья работников железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.