УДК 614
О. С. Юдаева
АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ТРУДА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ПРОВОДНИКОВ
ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ
Статья рассматривает обеспечение условий труда проводников пассажирских вагонов. В связи с появлением новых полимерсодержащих конструкционных и отделочных материалов во внутреннем оборудовании вагона в воздушную среду помещений поступает значительное количество химических веществ, которые могут представлять опасность для проводников и пассажиров при штатных условиях эксплуатации вагона.
С целью обеспечения безопасных условий труда работников пассажирской службы в ОАО «РЖД» в установленном порядке осуществляется специальная оценка условий труда. Профессия проводника пассажирского вагона является одной из наиболее массовых профессий пассажирской службы.
Основные вредные и неблагоприятные производственные факторы, присущие этой профессии: вибрация, шум, запыленность, химические вещества, неблагоприятная микробиологическая атмосфера и др.
Безусловно, все эти факторы не могут не отражаться на состоянии здоровья и условиях труда проводников.
Труд проводников относится к категории «разъездных» профессий, причем большее число проводников заняты в длительных поездках, перемещаясь в течение трех и более (до семи) суток.
Проведенные во ВНИИЖГе исследования условий труда и заболеваемости проводников пассажирских вагонов (А. А. Прохоров, В. А. Кудрин, 1992 г.) подтвердили тот факт, что полученные показатели связаны не только с возрастными особенностями, но и с характерными факторами производственно-профессиональной деятельности этой категории работников железнодорожного транспорта. Величина показателей заболеваемости с временной утратой трудоспособности среди проводников выше на 8,4 % в случаях и на 11,9 % в днях временной нетрудоспособности по сравнению с другими профессиональными группами женщин-железнодорожников.
Структура заболеваемости также имеет ряд отличий: у проводников пассажирских вагонов преобладают болезни органов дыхания, органов кровообращения, костно-мышечной системы, травмы и аллергические заболевания. Болезни дыхательной системы у проводников вагонов составляют более половины всех случаев временной нетрудоспособности и встречаются преимущественно в виде ОРЗ, ринитов, бронхитов и пневмоний, что указывает на необходимость регулирования и нормализации воздушной среды пассажирского вагона, который является объектом длительного пребывания и рабочим местом проводника. Кроме того, болезни органов дыхания достоверно чаще на 12,5 % являются причиной утраты профессиональной пригодности к труду по состоянию здоровья у проводников по сравнению с другими работниками железнодорожного транспорта, в основном за счет бронхиальной астмы и других рецидивирующих хронических заболеваний бронхиально-легочной системы за счет высокой бактериальной загрязненности воздушной среды вагона, присутствия в воздухе различных химических соединений и неблагоприятного микроклимата.
В последние годы санитарно-химическими исследованиями по изучению свойств полимерных материалов занимались ведущие научно-исследовательские организации: Институт экологии человека имени А. Н. Сысина; Московский научно-исследовательский институт гигиены имени Ф. Ф. Эрисмана; Киевский научно-исследовательский институт общей и коммунальной гигиены имени А. Н. Марзеева; кафедра коммунальной гигиены I Московского медицинского института и Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены.
№,2118) ИЗВЕСТИЯ Транссиба 115
Разработке гигиенических требований, предъявляемых к полимерным синтетическим материалам, посвящены работы К. И. Станкевича, А. Н. Бокова с соавторами и др. Все авторы на первое место ставят требование химической стабильности полимерных материалов.
В последние годы значительно возрос поток пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, изменились условия и характер труда проводников пассажирских вагонов, требования к обслуживанию пассажиров, графики работы проводников, организация условий труда, питания и бытового обеспечения поездных бригад.
В Единых методических рекомендациях по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда проводников пассажирских вагонов, утвержденных начальником департамента дальних пассажирских перевозок ОАО «РЖД» О. А. Никитиным (2003 г.), указано, что в процессе работы проводники могут подвергаться воздействию различных вредных и опасных факторов производственной среды (шум, вибрация, химический фактор, тяжесть и напряженность трудового процесса, неудовлетворительные микроклиматические условия, недостаточная искусственная освещенность), испытывают физические и психоэмоциональные нагрузки. Сопутствующие труду проводников вредные и опасные производственные факторы способны обусловливать развитие как неспецифической, так и специфической патологии. Степень воздействия производственных факторов во многом зависит от специфики работы, выполняемой проводником, а также от особенностей организации и условий труда, характерных только для данной профессии. Причем некоторые выявленные факторы не могут быть напрямую устранены организационными и профилактическими мероприятиями (Б. Б. Елизаров, Л. Г. Кузина, Т. П. Синявская, А. С. Сыромятников, Н. Г. Лосавио).
Проводники пассажирских вагонов относятся преимущественно к женским профессиям (по данным анкетирования ФГУП «ВНИИЖГ» Роспотребнадзора 2007 - 2011 гг).
Проведенный анализ условий труда и заболеваемости проводников показал необходимость проведения натурных санитарно-химических исследований воздушной среды пассажирских вагонов различных типов с решением следующих задач: уточнение источников выделения вредных веществ; идентификация химически активных примесей; расчет возможного сочетанного и комбинированного действия на проводников выделяемых химических веществ с аддитивным или кумулятивным эффектом; ориентировочная оценка риска для здоровья проводников от выявленных неблагоприятных факторов.
Профессия проводника пассажирских вагонов относится преимущественно к женским профессиям, поэтому показатели заболеваемости, как правило, приводятся и анализируются только у работающих проводниками женщин.
Для целей анализа заболеваемости проводников пассажирских вагонов показатели их заболеваемости сравнивали (таблица 1) со среднесетевыми показателями женщин, работающих на железнодорожном транспорте тех же возрастно-стажевых групп.
Таблица 1 - Повозрастные показатели общей заболеваемости проводников пассажирских вагонов
Возраст 30 - 39 лет 40 - 49 лет 50 - 59 лет
Проводники пассажирских вагонов 1483,1 1646,4 1902,7
Среднесетевые показатели среди женщин, работающих на железнодорожном транспорте 1591,9 1738,5 1806,3
Примечание. Случаи на 1000 работающих.
Среднесетевые показатели общей заболеваемости проводниц среди остальных профессиональных групп женщин, работающих на железнодорожном транспорте, на 2,4 % выше. Таким образом, уровень здоровья женщин-проводников практически не отличается от средних отраслевых параметров, что свидетельствует о наличии одинакового влияния комплекса производственно-профессиональных, гигиенических и других факторов на здоровье женщин, работающих на железнодорожном транспорте.
116 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(18) 2014
— I —20 1 4
Таблица 2 - Общая заболеваемость проводников пассажирских вагонов по классам заболеваний в сравнении со среднесетевыми показателями по железнодорожному транспорту
Возраст
Класс заболеваний 30 - 39 лет 40 - 49 лет 50 - 59 лет всего
1 2 1 2 1 2 1 2
I Инфекционные и паразитарные заболевания 44,9 31,2 71,2 47,5 32,5 41,7 49,5 40,1
III Болезни эндокринной
системы, расстройства питания, нарушения об- - 16,6 - 20,0 32,4 21,6 32,4 23,5
мена веществ и иммуни-
тета
VIII Болезни органов дыхания 651,6 708,1 595,9 628,8 648,6 563,2 632 633,4
IX Болезни органов пищеварения 22,4 109,8 60,6 141,6 151,3 167,9 78,1 139,7
XII Болезни кожи и подкожной клетчатки 157,3 60,6 70,7 53,6 54,0 56,3 94 56,8
Всего 876,2 926,3 798,4 891,5 918,8 850,7 886 893,5
Вместе с тем среди проводников пассажирских вагонов преобладает так называемый показатель «процент болевших лиц», который составляет 46,8 (при величине среднеотраслевого, равной 40,7). Кроме того, в исследуемой профессии несколько выше численность работников, относящихся к «группе длительно и часто болеющих лиц», которая суммарно составляет 8 % (среднеотраслевой показатель равен 6,7 %).
Как видно из данных таблицы 2, наиболее распространенными заболеваниями являются болезни органов дыхания, второе место занимают болезни кожи и подкожной сетчатки, третье - инфекционные болезни.
Следствием проведенного анализа является тот факт, что происходит постоянный рост показателей общей заболеваемости у проводников, при этом в возрасте до 50 лет проводники пассажирских вагонов болеют относительно реже по сравнению с другими профессиональными группами и лишь после 50 лет наблюдается нарастание заболеваемости.
Проведенный анализ заболеваемости проводников показал необходимость проведения натурных санитарно-химических исследований воздушной среды пассажирских вагонов различных типов с решением следующих задач:
- уточнение источников деструкции в пассажирских вагонах;
- идентификация химически активных примесей;
- токсикологическая характеристика выявленных химических веществ с определением класса опасности;
- расчет возможного сочетанного и комбинированного действия на проводников выделяемых химических веществ с аддитивным или кумулятивным эффектом;
- ориентировочная оценка риска для здоровья проводников от выявленных неблагоприятных факторов.
В анкетировании принимали участие 80 проводников поездов дальнего следования (Москва - Северодвинск - Москва, Москва - Адлер - Москва).
Основные вопросы при проведении анкетирования проводников:
- возраст проводников;
- пол;
- стаж работы;
- количество проводников в вагоне;
- количество времени на один рейс;
- ощущают ли проводники посторонние запахи химических веществ.
Результаты анкетирования представлены в таблице 3.
№ 2(18) ЛЛИ Л ИЗВЕСТИЯ Транссиба 117
=2014 ■
Таблица 3 - Результаты анкетирования
Вопросы, задаваемые проводникам пассажирских вагонов Ответы и результаты анкетирования Результаты, %
Возраст 20 - 30 лет 30 - 40 лет 40 - 50 лет 20 51 29
Пол Женский Мужской 83 17
Стаж работы 1 - 5 лет 5 - 10 лет 10 - 15 лет 26 29 45
Количество проводников в вагоне 1 2 26 74
Количество времени на один рейс Более одних суток Более двух суток 31 69
Ощущают ли проводники посторонние запахи химических веществ Да Нет 34 66
На основании изложенного можно сделать выводы:
количество полимерсодержащих материалов, используемых во внутренних помещениях пассажирских вагонах, постоянно увеличивается;
при эксплуатации вагонов, в конструкции которых использованы полимерсодержащие материалы, в воздух вагона выделяются вредные вещества, их количество необходимо регламентировать;
по результатам санитарно-химических испытаний, проведенных в помещениях пассажирских вагонов, были обнаружены химические вещества, превышающие гигиенические нормативы по стиролу в 200 раз, по формальдегиду в 30 раз, также были обнаружены бензол, ксилол и толуол без превышения гигиенических нормативов;
превышение концентраций было обнаружено, когда температура воздуха в помещениях вагона была выше 25 °С, а также при выключенной вентиляции обнаруживалось превышение гигиенических нормативов по двуокиси углерода в семь раз;
актуальность обеспечения параметров гигиенической безопасности по «химическому фактору» помещений пассажирских вагонов делает необходимой разработку перечня критериев и показателей, характеризующих безопасное пребывание пассажиров и поездных бригад в современных пассажирских железнодорожных вагонах.
Список литературы
1. Вильк, М. Ф. О совершенствовании регистрации профессиональной заболеваемости железнодорожников [Текст] / М. Ф. Вильк // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2001. -№ 6. - С. 37, 38.
2. Капцов, В. А. Профессиональная и производственно зависимая заболеваемость железнодорожников [Текст] / В. А. Капцов, В. Б. Панкова, С. В. Суворов // Гигиена и санитария. -М.: Медицина, 1996. - № 6. - С. 16 - 22.
3. Современные проблемы профессиональной заболеваемости на железнодорожном транспорте [Текст] / В. Б. Панкова, Ю. М. Артеменков и др. // Гигиена и санитария. - М.: Медицина, 2006. - № 3. - С. 28 - 32.
4. Юдаева, О. С. Улучшение условий труда проводников при использовании современных полимерсодержащих материалов внутренней отделки пассажирских вагонов: Автореф. дис... канд. техн. наук [Текст] / О. С. Юдаева / Московский гос. ун-т путей сообщения. - М., 2011. - 24 с.
References
1. Vil'k M. F. O sovershenstvovanii registratsii professional'noi zabolevaemosti zheleznodorozhnikov [On improving the registration of occupational disease railroad]. Gigiena i sanitaria - Hygiene and Sanitation, 2001, no. 6, pp. 37 - 38.
118 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 2(18) 2014
— i 2vl 4
2. Kaptsov V. A., Pankova V. B., Suvorov S. V. Professional'naia i proizvodstvenno-zavisimaia zabolevaemost' zhelez-nodorozhnikov [Professional and production-dependent incidence of glands-nodorozhnikov]. Gigiena i sanitaria - Hygiene and Sanitation, 1996, no. 6, pp. 16 - 22.
3. Pankova V. B., Artemenkov Iu. M. Sovremennye problemy professional'noi zabolevaemosti na zhelez-nodorozhnom transporte [Modern problems of occupational diseases on railway transportation]. Gigiena i sanitaria - Hygiene and Sanitation, 2006, no. 3, pp. 28 - 32.
4. Iudaeva O. S. Uluchshenie uslovii truda provodnikov pri ispol'zovanii sovremen-nykh polim-ersoderzhashchikh materialov vnutrennei otdelki passazhirskikh vagonov (Improving working conditions conductors using mod-ern of polymer materials interior trim passenger cars). Ph. D. thesis Moscow, MSTU, 2011, 24 p.
ИЗВЕСТИЯ Транссиба 119