Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ГИГИЕНА И МЕДИЦИНА / ГОССАНЭПИДНАДЗОР / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Капцов В.А., Вильк М.Ф.

Представлены основные направления деятельности института по научному обеспечению Государственного санэпиднадзора на транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY SCIENTIFIC PROBLEMS OF RAILWAY HYGIENE

The authors present major trends of the Institute work on scientific basis of State Sanitary and Epidemiologic Supervision on transport

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ»

на сердце у лиц, работающих в ночное время и испытывающих недостаток сна.

Все это свидетельствует о том, что хроническая бессонница и депривация сна могут рассматриваться не только в качестве одного из проявлений хронического стресса, но и самостоятельного фактора, потенцирующего негативные эффекты стресса на здоровье работников. Вышеизложенное обусловило необходимость разработки эффективной системы управления рисками формирования расстройств сна, включающей в себя комплекс санитарно-гигиенических, организационных и лечебно-реабилитационных мероприятий. Предложенная модель предусматривает, наряду с оптимизацией производственных факторов, режимов труда, образа жизни, индивидуальное применение современных методик психопрофилактики для коррекции расстройств сна и связанных с ними соматических заболеваний.

В результате проведенных исследований научно обоснована концепция профилактики расстройств сна у трудоспособного населения, базирующаяся на системном подходе к оценке роли факторов риска, выявлении механизмов формирования расстройств сна и их влияния на состояние здоровья работников, комплексном

УДК 613.6-032.41

применении организационных, гигиенических, лечебно-реабилитационных мероприятий для уменьшения негативных эффектов нарушений сна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вейн А.М., Судаков К.В., Левин Я.И. и др. // Материалы 1-й Российской школы-конференции «Сон — окно в мир бодрствования». — М., 2003. — С.15.

2. Денисов Э.И., Молодкина Н.Н. // Социально-гигиенические проблемы оценки состояния здоровья и медицинского обслуживания работающих в современных условиях: Материалы международной научно-производственной конференции. — М., 2001. — С. 75.

3. Измеров Н.Ф. // Мед. труда. — 2005. — № 11. — С. 3—9.

4. Каллистов Д.Ю. // Вестн. С.-Пб гос. мед. академии им. И.И. Мечникова. — 2004. — № 3.

5. Романов А.И., Решетняк В.К. Сон и его нарушения. — М.: «Слово», 2003.

6. Karasek R., Brisson C., Kawakami N. и др. // J. Occup. Health Psychol. — 1998. — Vol. 3. — P. 322—355.

7. Siegrist J., Starke D., Chandola T. и др. // Soc. Sci. Med. — 2004. — Vol. 58. — P. 1483—1499.

Поступила 01.12.08

В.А. Капцов, М.Ф. Вильк СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ

НИИ железнодорожной гигиены, Москва

Представлены основные направления деятельности института по научному обеспечению Государственного санэпиднадзора на транспорте.

Ключевые слова: железнодорожная гигиена и медицина, Госсанэпиднадзор, медицинское обеспечение, профилактические мероприятия.

V.A. Kaptsov, M.F. Vilk. Contemporary scientific problems of railway hygiene. The authors present major trends of the Institute work on scientific basis of State Sanitary and Epidemiologic Supervision on transport

Key words: railway hygiene and medicine, State Sanitary and Epidemiologic Supervision, medical support, prevention measures.

Теоретическую основу железнодорожной гигиены последнего десятилетия составила концепция безопасности и обеспечения жизнедеятельности человека в связи с эксплуатационной деятельностью железнодорожного транспорта. Взаимосвязанными сторонами этой концепции являются комплексные программы медицины

безопасности движения, медицины катастроф на железнодорожном транспорте, охраны труда и комплексного гигиенического нормирования на подвижном составе, физиолого-гигиенического регламентирования специфичных технологических и производственных процессов, охраны окружающей природной среды в связи с экс-

плуатационной деятельностью железных дорог, а также комфортных в гигиеническом отношении и безопасных в противоэпидемическом отношении условий пассажирских перевозок.

Научное обеспечение Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте направлено на совершенствование работы по предупреждению профессиональных заболеваний и снижению заболеваемости железнодорожников с временной утратой трудоспособности.

Одним из важнейших достижений железнодорожной гигиены в 90-е гг. прошлого века является разработка проблемы «Медико-профилактические и психологические аспекты безопасности движения на железнодорожном транспорте». Получили широкое развитие такие вопросы, как медицинское обеспечение безопасности движения, предрейсовые медосмотры, психофизиологические проблемы профотбора, гигиенические и социальные аспекты сохранения устойчивой работоспособности, комплекс вопросов предупреждения и ликвидации аварий, прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте.

ВНИИЖГ как аккредитованный центр по проведению санитарно-гигиенических и эргономических испытаний участвует в испытаниях всех образцов локомотивов и путевой техники, создаваемых в отрасли.

Гигиенические исследования на стадии проектирования и создания новых локомотивов, а также гигиеническая экспертиза в рамках сертификации и приемочных испытаний уже давно стали обязательной составной частью создания новой железнодорожной техники. Гигиенические, эргономические и физиологические требования органично входят в технические задания на разработку и приемку железнодорожной техники.

Значительные результаты достигнуты в вопросах физиолого-гигиенической и эргономической рационализации управляющей деятельности машиниста. Эргономическое совершенствование пульта управления современного локомотива на основе совместных исследований технических специалистов (Андреев Г.Л., Донов А.Я.) и гигиенистов ВНИИЖГ позволило улучшить не только физиологическое состояние работающего машиниста, но и оптимизировать профессиональную сторону его деятельности. Учет антропометрических и физиологических характеристик человека в решении вопросов эргономической системы «машинист — локомотив» позволил уменьшить число ошибок в деятельности машиниста и существенно повысить безопасность движения.

Достоянием практики стали результаты проведенных в 90-е гг. комплексных гигиенических исследований труда поездных диспетчеров и локомотивных бригад, работающих по усложненным технологиям (вождение длинносоставных и тяжеловесных поездов, работа «в одно лицо», то есть без помощника, работа без отдыха в пункте оборота), осмотрщиков вагонов, осуществляющих безотцепочный осмотр и текущий ремонт, железнодорожных строителей, работающих вахтовым методом, рефрижераторных бригад в длительных турных поездках, ремонтных рабочих метрополитенов, занятых исключительно в ночные смены. В настоящее время разрабатываются требования к электропоезду для высокоскоростного движения.

Транспортный конвейер и специфика организации железнодорожного здравоохранения обусловливают особенности медицинского наблюдения за состоянием здоровья рабочих и особенности оценки показателей здоровья. Наряду с традиционными для отечественного здравоохранения предварительными и периодическими медицинскими осмотрами работающих в условиях влияния вредных факторов, на железнодорожном транспорте существует обязательное медицинское освидетельствование работников, связанных с движением поездов, а следовательно, с обеспечением безопасности движения.

Многолетняя исследовательская работа в этом научном направлении завершилась разработкой приказа Министерства путей сообщения (МПС) по вопросам медицинского освидетельствования работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов. В настоящее время по заданию ОАО «РЖД» перерабатывается этот документ применительно к современным требованиям. Динамическая картина здоровья локомотивных бригад дополняется регулярными предрейсовыми фельдшерскими медицинскими осмотрами, а также периодическим освидетельствованием всех лиц, работающих в условиях повышенного риска транспортных травм. Подобная своеобразная система медицинских осмотров отвечает самым высоким требованиям диспансеризации.

Наряду с общепринятыми понятиями временной и стойкой нетрудоспособности железнодорожное здравоохранение руководствуется также разработанными группой авторов ВНИИЖГ (Панкова В.Б., Цфасман А.З., Кудрин В.А., Соснова Т.Л.) представлениями о профессиональной непригодности к работе в определенной профессии по соображениям безопасности движения. Профессиональная непригодность

обусловливается не только клиническими изменениями организма, но и несоответствием требованиям аудиологии, офтальмологии и физиологии цветового зрения.

Последние годы специалисты ВНИИЖГ много работают по таким проблемам, как:

— научное обоснование медицинского отбора лиц, связанных с обеспечением безопасности движения поездов;

— совершенствование и автоматизация пред-рейсовых медицинских осмотров локомотивных бригад. Лекарственные средства и безопасность движения;

— психофизиологический профессиональный отбор кандидатов в машинисты;

— психофизиологический профессиональный подбор машинистов для работы в усложненных условиях (выбор машинистов из уже работающего контингента для вождения поездов по новым технологиям, предъявляющим, повышенные требования к индивидуальным профессиональным характеристикам);

— тренировочная подготовка машинистов к действиям в критических, аварийных ситуациях;

— оценка функционального состояния машиниста перед поездкой и в процессе управления локомотивом;

— оценка эффективности и проектирование систем контроля состояния машиниста в пути следования (вопросы медико-психологической экспертизы технических устройств контроля засыпания машинистов и алгоритмов работы таких устройств, а также разработка систем, контролирующих физиологические показатели состояния, например, частоту пульса и электрокожное сопротивление машиниста);

— комплектация локомотивных бригад с учетом психологической совместимости;

— психологическая экспертиза работников локомотивных бригад, допустивших грубые нарушения безопасности движения;

— медико-профилактические вопросы предупреждения и ликвидации последствий экстремальных ситуаций на железнодорожном транспорте;

— разработка оптимальных режимов труда и отдыха членов локомотивных бригад.

Тесно связаны с проблематикой безопасности движения вопросы медицины катастроф. Поэтому традиционными и наиболее ответственными задачами, поставленными перед ведомственной Госсанэпидслужбой, следует считать гигиеническое регламентирование условий перевозки и порядка обращения с грузами на всех этапах перевозочного процесса, а также разработку

комплекса предупредительных и защитных мер применительно к аварийной обстановке.

Среди профилактических мероприятий центральная роль отводится обоснованию и реализации санитарно-гигиенических требований к организации грузовых перевозок. Итогом многолетних исследований и практического опыта в этой области стало издание в 2003 г. «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте».

Правила определяют санитарно-гигиенические требования к проектированию, планировке, оборудованию и работе грузовых станций и складов железнодорожного транспорта, сортировочных станций, промывочно-пропарочных и дезинфекционно-промывочных предприятий, а также к условиям перевозки различных видов грузов.

В комплекс предупредительных мер входит обязательный контроль обработки, обезвреживания и дальнейшего использования грузовых вагонов после перевозки в них ядовитых и едких веществ. Эта важная функция органов санитарного надзора закреплена основным отраслевым документом по перевозке опасных грузов и обеспечивает защиту от случайных поражений остаточными количествами токсичных веществ.

Особо следует подчеркнуть значимость научно-практических разработок в отношении отдельных категорий грузов, аварийных ситуаций, которые могут привести к тяжелым медицинским и экологическим последствиям. В первую очередь это касается радиоактивных веществ (РВ), включая ядерные материалы.

Результаты многолетних исследований в этой области были использованы при создании правил, инструкций и руководств, являющихся правовой основой безопасности и санитарного надзора за условиями железнодорожных перевозок радиационных грузов, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных аварийных ситуаций с радиационными грузами.

Традиционно важнейшим разделом железнодорожной гигиены остаются исследования по гигиеническому обеспечению пассажирских перевозок. На основе единой типовой методики гигиенической характеристики новых типов пассажирских вагонов дальнего следования, вагонов-ресторанов и салонов дизель- и электропоездов, разработанной специалистами ВНИИЖГ, исследуются и оцениваются практически все типы вновь поступающих вагонов.

Среди всех объектов санитарного надзора на железнодорожном транспорте особое место

занимают так называемые объекты массового скопления людей —железнодорожные вокзалы, пассажирские поезда, метрополитены. Здесь трудится многотысячный контингент работников, обеспечивающих непрерывный режим пассажирских перевозок, охрана здоровья которых также рассматривается в качестве одной из приоритетных задач отраслевого здравоохранения. Понимая значимость этой проблемы, специалисты ВНИИЖГ под руководством проф. В.А. Поляковой совместно с Департаментом здравоохранения МПС России начали научно-методическую работу по организации непрерывного контроля за медико-биологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей (медико-санитарный мониторинг).

Одной из важных задач медико-санитарного мониторинга является разработка информационно-аналитической системы и накопление данных о состоянии здоровья и среде, позволяющих создать целевые программы по улучшению санитарно-гигиенической обстановки на пассажирских объектах, наиболее уязвимых или подверженных риску заболеваний профессиональных и организованных контингентов, а также обоснованию «сигнальных» показателей мониторинга для оценки состояния их здоровья в условиях чрезвычайной ситуации.

На основе проведенных ФГУП ВНИИЖГ многолетних исследований разработаны и внедрены в практику работы ЦГСЭН железных дорог и метрополитенов критерии санитарно-гигиенической и санитарно-микробиологической оценки воздушной среды помещений подконтрольных объектов.

Большое место в работах института, начиная с 90-х гг., занимают исследования по научному обеспечению безопасных условий труда и проживания в зонах радиоактивного загрязнения, благодаря которым среди железнодорожников и членов их семей не было допущено ни одного случая лучевого поражения.

Продолжаются работы по гигиеническому картографированию с целью постоянного уточнения зон радиоактивного загрязнения для более обоснованного решения вопросов предоставления льгот, компенсаций, для систематического осуществления работ по дезактивации и других профилактических мероприятий.

Необходимо отметить, что органы государственной санитарной службы на железнодорожном транспорте систематически исследуют радиоактивное загрязнение подвижного состава, обращающегося в зонах радиоактивного загрязнения, сооружений пути, энергетики, сигнализа-

ции и других объектов, спецодежды и кожных покровов монтеров пути и другого железнодорожного персонала.

Специалисты ВНИИЖГ продолжают исследования по обоснованию безопасности железнодорожных перевозок радиоактивных и ядерных материалов. Проведен анализ, оценены и определены показатели безопасности таких перевозок на примере конкретных маршрутов грузоперевозок. Результаты работы легли в основу ряда книг и методических рекомендаций по обеспечению и повышению безопасности перевозок ядерных материалов на особых условиях в системе специальных перевозок.

По заданию ОАО «РЖД», ведется разработка отраслевой системы контроля радиационной обстановки, выявления незарегистрированных радиационных грузов и источников ионизирующих излучений с целью предотвращения загрязнения подвижного состава, объектов железнодорожного транспорта, защиты окружающей среды и неконтролируемого облучения персонала, железных дорог и пассажиров.

Большое значение в железнодорожной медицине всегда имела проблема физиологии и патологии цветового зрения. Достижения отечественной офтальмологии и физиологии в этой области связаны с уникальной лабораторией физиологии и патологии цветового зрения, созданной в системе МПС в 1943 г. Во всем мире известны «Полихроматические таблицы» руководителя и основателя этой лаборатории — Е.Б. Рабкина, выдержавшие 8 изданий, и вышедший двумя изданиями его оригинальный Атлас цветов.

В последние годы учениками Е.Б. Рабкина (Сосновой Т.Л., Лосевой Е.И. и Бухаревой Е.А.) разработан весьма эффективный пигментный метод тренировки цветового зрения для реабилитации железнодорожников с врожденными расстройствами цветоощущения. Эффект тренировок выражен настолько хорошо, что позволяет переводить, например, аномальных трихроматов из категории лиц с выраженной степенью расстройства в группу лиц с более легкой степенью цветовых расстройств. Положительный эффект получен также у дейтераномалов и протанома-лов. Лечебно-профилактические курсы имеют продолжительность от 5 до 20 сеансов. Эффект, вызванный тренировочными воздействиями, сохраняется не менее одного года. Метод позволяет расширить для аномальных трихроматов допуск к работе в профессиях, связанных с безопасностью движения, и сохранить значительную группу опытных работников с большим стажем. Получены обнадеживающие результаты по про-

фессиональной реабилитации лиц, перенесших операции по коррекции аномальной рефракции.

Специалистами ВНИИЖГ совместно с сотрудниками Военного университета химической, радиационной и биологической защиты МО РФ выполнен комплекс исследований по медико-санитарной оценке возможных вариантов применения отравляющих веществ в террористических целях на ОМСЛ, определены размеры зон возможного заражения объектов, вероятные потери среди пассажиров и работающих, подготовлены рекомендации по методам раннего обнаружения ОВ и средствам защиты и локализации очагов химического поражения.

Показана принципиальная возможность защитного экранирования аварийных проливов ОВ с помощью некоторых быстротвердеющих вспененных материалов. Разработаны и апробированы эффективные пенообразующие рецептуры.

Большую гигиеническую значимость имеет исследование на тему «Экологическая опасность объектов железнодорожного транспорта, ее влияние на состояние здоровья железнодорожников». На основании комплексного медицинского обследования, анализа заболеваемости по обращаемости установлена прямая зависимость состояния здоровья населения (взрослого и детского) и удаленностью места проживания от железнодорожного объекта (локомотивного депо). При сопоставлении показателей здоровья контрольной и изучаемой групп были выявлены изменения в структуре заболеваемости, увеличение продолжительности случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности, снижение показателей физического развития детей, уменьшение антиинфекционной резистентности.

Разработан проект методических рекомендаций для оценки состояния здоровья населения, проживающего в регионах, подвергающихся экологическому влиянию факторов деятельности объектов железнодорожного транспорта, рекомендована величина санитарно-защитной зоны для локомотивных депо.

В последние годы становится актуальной оценка производственно-профессионального риска.

Специалистами института составлены характеристики железнодорожников ведущих профессий по уровням профессионального риска. С учетом степени и рассчитанных критериев профессионального риска предложены меры профилактики. Завершением этой работы явилось написание монографии «Производственно-профессиональный риск железнодорожников»,

авторы которой в 2004 г. отмечены премией им. Ф.Г. Кроткова РАМН за лучшую научную работу по общей и радиационной гигиене.

Специалисты института принимают участие в разработке технических регламентов: РТР-08-13 «О безопасности машин и оборудования», РТР-08-09 «О безопасности химической продукции, процессов ее хранения, перевозки, реализации, применения и утилизации», РТР-08-07 «О требованиях к безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации», «О безопасности железнодорожного транспорта и связанной с ним инфраструктуры».

Значительное место в работе сотрудников института составляет проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы сложных подвижных объектов железнодорожного транспорта.

Представляется очевидным, что экспертиза сложных объектов железнодорожного транспорта должна проходить только в учреждениях, аккредитованных одновременно в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Экспертиза такого уровня позволит предотвратить поступление на потребительский рынок страны опасной с гигиенических позиций железнодорожной техники и материалов, а также реализовать Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Квалификация специалистов и опыт работы по актуальным проблемам медико-профилактического обеспечения на железнодорожном транспорте позволяет институту решать аналогичные вопросы и по другим видам транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атьков О.Ю., Вильк М.Ф., Капцов В.А. Руководство по медицинской реабилитации работников железнодорожного транспорта при начальных стадиях и легких формах заболеваний, связанных с профессией. —

М.: «Реинфор», 2006.

2. Гигиенические, противоэпидемические мероприятия и экологическая безопасность при ликвидации последствий аварий с опасными химическими грузами на железнодорожном транспорте / Под ред. В.А. Капцова. — М.: «Реинфор», 2006.

3. Гончаров С.Ф., Седов А.В., Онищенко Г.Г., Капцов В.А. Защита человека от воздействия факторов

химической, физической и биологической природы в чрезвычайных ситуациях. — Изд. ВЦМК «Защита», 2001.

4. Капцов В.А., Лихонин А.Г., Лучкевич В.С. Особенности медико-социального и гигиенического обеспечения рабочих на строительстве и реконструкции железных

дорог. — С.-Пб., 2003.

5. Капцов В.А., Мезенцев А.П., Панкова В.Б. Производственно-профессиональный риск железнодорожников. — М.: «Реинфор», 2002.

6. Кривуля СД. и др. Руководство по радиационной безопасности на железнодорожном транспорте. — М.:

«Реинфор», 2002.

7. Онищенко Г.Г., Капцов В.А., Вильк М.Ф. Транспортная экогигиена. — М.: «Реинфор», 2006.

8. Руководство по профилактике и ликвидации медико-санитарных последствий террористических акций на пассажирских объектах железнодорожного транспорта и метрополитенов / Под ред. Г.Г. Онищенко. — М.: «Реинфор», 2004.

9. Седов А.В. и др. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. — М.: «Реинфор», 2002.

Поступила 07.11.08

УДК 613.6 : 622.276

Р.Ф. Камилов, Р.Р. Абзалов, Т.В. Ханов, В.П. Кудрявцев, О.В. Сидорчева, Р.Н. Яппаров,

Э.Д. Шакирова, Д.Ф. Шакиров

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Федерального агентства по

здравоохранению и СР РФ, г. Уфа

Дана оценка состояния здоровья рабочих основных производственных цехов нефтехимической промышленности. В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) у рабочих ведущее место занимают болезни нервной и сердечно-сосудистой систем, печени, желудочно-кишечного тракта и органов дыхания.

Ключевые слова: нефтехимическая промышленность, заболеваемость с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ), вредные профессиональные воздействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R.F. Kamilov, R.R. Abzalov, T.V. Khanov, V.P. Koudriavtsev, O.V. Sidortcheva, R.N. Yapparov, E.D. Shakirova, D.F. Shakirov. Health state of workers in petrochemical enterprise. The article covers evaluation of health state in workers of main petrochemical workshops. Leading place in structure of transitory disablement morbidity in workers is occupied by cardiovascular and nervous disorders, diseases of liver, gastrointestinal tract and respiratory system.

Key words: petrochemical industry, transitory disablement morbidity, hazardous occupational influences.

Одной из приоритетных проблем медицины является охрана здоровья работающего населения, составляющего до 60 % народонаселения [3, 15]. Анализ состояния здоровья работающих свидетельствует о его ухудшении за последние годы [6]. Наблюдается рост заболеваемости как в целом по стране, так и в ведущих отраслях промышленности [10]. Современные предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности являются источником поступления в окружающую среду значительного количества загрязняющих веществ [7], что приводит к напряжению адаптационных механизмов, возрастанию вероятности формирования различной патологии [2]. Большую группу химических соединений, ис-

пользуемых на предприятиях шинной, резиновой и резинотехнической промышленности, составляют различные органические растворители, и в первую очередь бензин-растворитель марки БР-1 [4, 7, 9]. Особенностью данного растворителя, в отличие от других, является то, что он представляет собой сложную многокомпонентную смесь, включающую свыше 50 углеводородов, обладающих различной токсичностью [17]. В процессе его применения возможно загрязнение воздуха производственных помещений и возникновение острых и хронических отравлений [7]. Опасность бензина-растворителя для здоровья человека усугубляется наличием примесей высокотоксичных соединений — бензола и его алкилпроизводных (этилбензол, стирол

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.