Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ'

СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
60
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГИГИЕНА / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Капцов В.А., Вильк М.Ф.

Представлены современные научные проблемы железнодорожной гигиены, пути их реализации и достижения, а также перспективы по решению исследований аналогичных вопросов на других видах транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY SCIENTIFIC PROBLE MS OF RAILWAY HYGIENE

The authors present contemporary scientific proble ms of railway hygiene, their solutions and prospects, as well as research trends in solving the same problems of other means of transport.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ»

МЕДИЦИНА ТРУДА 1

И ПРОМЫШЛЕННАЯ ЭКОЛОГИЯ 2007

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 613.62:656.216.2

В.А. Капцов, М.Ф. Вильк СОВРЕМЕННЫЕ НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ГИГИЕНЫ

ФГУП ВНИИЖГ, Москва

Представлены современные научные проблемы железнодорожной гигиены, пути их реализации и достижения, а также перспективы по решению исследований аналогичных вопросов на других видах транспорта.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, гигиена, медицинское освидетельствование, профессиональная пригодность, медицинское обеспечение, оценка и управление риском.

V.A. Kaptsov, M.F. Vilk. Contemporary scientific problems of railway hygiene. The authors present contemporary scientific problems of railway hygiene, their solutions and prospects , as well as research trends in solving the same problems of other means of transport.

Key words: railway transport, hygiene, medical examination, occupational fitness, medical maintenance, risk evaluation and management.

Состояние гигиены на железнодорожном транспорте в начале XXI в. характеризуется связью проводимых исследований с основными научно-техническими проблемами развития отрасли и отечественной гигиенической науки, комплексным решением поставленных задач.

Своеобразие железнодорожной гигиены определяется транспортным конвейером, по законам которого работает вся сеть железных дорог. Эта технологическая особенность определяет методологические подходы к организации гигиенических исследований, а также выполнение надзорных функций соответствующими подразделениями санитарной службы.

Теоретическую основу железнодорожной гигиены последнего десятилетия составила концепция безопасности и обеспечения жизнедеятельности человека в связи с эксплуатационной деятельностью железнодорожного транспорта. Взаимосвязанными сторонами этой концепции являются комплексные программы медицины безопасности движения, медицины катастроф на железнодорожном транспорте, охраны труда и комплексного гигиенического

нормирования на подвижном составе, физио-лого-гигиенического регламентирования специфичных технологических и производственных процессов, охраны окружающей природной среды в связи с эксплуатационной деятель -ностью железных дорог, а также концепция комфортных в гигиеническом отношении и безопасных в противоэпидемиологическом отношении условий пассажирских перевозок.

В этой связи научное обеспечение Госсанэпиднадзора на железнодорожном транспорте направлено на совершенствование работы по предупреждению профессиональных заболеваний и снижению заболеваемости железнодорожников с временной утратой трудоспособности.

Проводятся разработки по улучшению санитарно-эпидемиологического контроля всех видов пассажирских перевозок, по совершен -ствованию системы социальной защиты железнодорожников, по обоснованию важнейших экологических программ во всех хозяйствах и службах с поэтапным приближением фактических выбросов (сбросов) предприятий

Москва

© Медицина труда и промышленная экология, 2007

1

к предельно допустимым нормам, по медицинской экспертизе технических решений, направленных на снижение аварийности и совершенствование технологических процессов с постепенным переходом к экологически безопасным и ресурсосберегающим технологиям.

Разрабатывая заказы отрасли, железно -дорожные гигиенисты добиваются конкретного внедрения по всем исследовательским работам в виде оздоровительных рекомендаций, проектов санитарно-нормативных документов, гигиенических требований к проектированию, строительству и реконструкции производственных объектов, подвижного состава, путевой ремонтной техники, новых технологических процессов.

Одним из важнейших достижений железнодорожной гигиены в 90-е гг. прошлого века является разработка проблемы «Медико-профилактические и психологические аспекты безопасности движения на железнодорожном транспорте». Получили широкое развитие такие вопросы, как медицинское обеспечение безопасности движения, предрейсовые медосмотры, психофизиологические проблемы профотбора, гигиенические и социальные аспекты сохранения устойчивой работоспособности, комплекс вопросов предупреждения и ликвидации аварий, прогнозирования последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте.

В последние годы успешно решены многие гигиенические, эргономические и инженерно-психологические вопросы работы машинистов и помощников в кабине современных локомотивов. ВНИИЖГ как аккредитованный центр по проведению санитарно-гигиенических и эргономических испытаний участвует в испытаниях всех образцов локомотивов и путевой техники, создаваемых в отрасли.

Гигиенические исследования на стадии проектирования и создания новых локомотивов, а также гигиеническая экспертиза в рамках сертификации и приемочных испытаний уже давно стали обязательной составной частью создания новой железнодорожной техники. Без гигиенических испытаний немыслимо создание современных локомотивов. Гигиенические, эргономические и физиологические требования органично входят в технические задания (ТЗ) на разработку и приемку железнодорожной техники.

Таким образом, современный этап развития железнодорожной гигиены в ее разделах, посвященных условиям труда на локомотивах, путевых ремонтных машинах и другой

железнодорожной технике, характеризуется переходом от описательных исследований к конструктивным медико-техническим и гигиеническим решениям, позволяющим существенно оптимизировать производственную среду и рабочее место.

Значительные результаты достигнуты в вопросах физиолого-гигиенической и эргономической рационализации управляющей деятельности машиниста. Эргономическое совершен -ствование пульта управления современного локомотива на основе совместных исследований технических специалистов (Андреев Г.Л., Донов А.Я.) и гигиенистов ВНИИЖГ позволило улучшить не только физиологическое состояние работающего машиниста, но и оптимизировать профессиональную сторону его деятельности. Учет антропометрических и физиологических характеристик человека в решении вопросов эргономической системы «машинист — локомотив» позволил уменьшить число ошибок в деятельности машиниста и существенно повысить безопасность движения. Гигиенисты участвуют во многих принципиально важных дизайнерских и эргономических разработках по совершенствованию кабин управления, макетированию, отбору средств отображения информации (СОИ) и органов управ-ления (ОУ).

То, что раньше обосновывалось в теоретических работах по медицине безопасности движения, в последнее десятилетие обрело реальное воплощение в конструкторских разработках и практических решениях, в нормативных документах по гигиенической оценке новой техники.

Достоянием практики стали результаты проведенных в 90-е гг. комплексных гигиенических исследований труда поездных диспетчеров и локомотивных бригад, работающих по усложненным технологиям (вождение длинно-составных и тяжеловесных поездов, работа «в одно лицо», то есть без помощника, работа без отдыха в пункте оборота), осмотрщиков вагонов, осуществляющих безотцепочный осмотр и текущий ремонт, железнодорожных строителей, работающих вахтовым методом, рефрижераторных бригад в длительных турных поездках, ремонтных рабочих метрополитенов, занятых исключительно в ночные смены. В настоящее время специалисты института участвуют в разработке требований к электропоезду для высокоскоростного движения.

Транспортный конвейер и специфика организации железнодорожного здравоохранения

обусловливают особенности медицинского наблюдения за состоянием здоровья рабочих и особенности оценки показателей здоровья. Наряду с традиционным и для отечественного здравоохранения предварительными и периодическими медицинскими осмотрами работающих в условиях влияния вредных факторов, на железнодорожном транспорте существует обязательное медицинское освидетельствование работников, связанных с движением поездов, а следовательно, с обеспечением безопасности движения. Контингент групп осматриваемых рабочих весьма велик и включает в себя машинистов всех видов тягового подвижного состава, многочисленные группы, регулирую -щие движение — диспетчерскую, станционно-маневровую, энергоснабжения, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), связи, — профессиональные группы, сопровождающие поезда (поездные бригады и кондукторы всех наименований), — группы рабочих путевого хозяйства, а также руководящий состав, обеспечивающий безопасность движения.

Многолетняя исследовательская работа в этом научном направлении завершилась разработкой приказа Министерства путей сообщения по вопросам медицинского освидетельствования работников железнодорожного транспорта, связанных с движением поездов. В настоящее время уже по заданию ОАО «РЖД» специалисты института перерабатывают этот документ применительно к современным требованиям. Динамическая картина здоровья локомотивных бригад дополняется регулярными предрейсовыми фельдшерскими медицинскими осмотрами, а также периодическим освидетельствованием всех лиц, работающих в условиях повышенного риска транспортных травм. Подобная своеобразная система медицинских осмотров отвечает самым высоким требованиям диспансеризации.

Наряду с общепринятыми понятиями временной и стойкой нетрудоспособности, железнодорожное здравоохранение руководствуется также разработанными группой авторов ВНИИЖГ (Панкова В.Б., Цфасман А.З., Кудрин В.А., Соснова Т.Л.) представлениями о профессиональной непригодности к работе в определенной профессии по соображениям безопасности движения. Профессиональная непригодность обусловливается не только клиническими изменениями организма, но и несоответствием требованиям аудиологии, офтальмологии и физиологии цветового зрения. В последние годы институт разрабатывал новые методы и при-

боры для выявления цветовой патологии, а также методики тренировки и улучшения недостаточных функций цветового зрения.

Серьезной проблемой является гигиеническое и противоэпидемическое обеспечение железнодорожных пассажирских и грузовых перевозок, которые решаются при проведении отраслевого санитарно-эпидемиологического надзора, а также путем организации соответствующего медицинского обеспечения. Решение большинства возникающих вопросов железнодорожной гигиены и медицины имеет общегосударственное значение.

Последние годы специалисты ВНИИЖГ много работают по таким направлениям этой проблемы, как:

— научное обоснование медицинского отбора лиц, связанных с обеспечением безопасности движения поездов;

— совершенствование и автоматизация предрейсовых медицинских осмотров локомотивных бригад. Лекарственные средства и безопасность движения;

— психофизиологический профессиональный отбор кандидатов в машинисты;

— психофизиологический профессиональный подбор машинистов для работы в усложненных условиях (то есть выбор машинистов из уже работающего контингента для вождения поездов по новым технологиям, предъявляющим, повышенные требования к индивидуальным профессиональным характеристикам);

— тренировочная подготовка машинистов к действиям в критических, аварийных ситуациях;

— оценка функционального состояния машиниста перед поездкой и в процессе управления локомотивом;

— оценка эффективности и проектирование систем контроля состояния машиниста в пути следования (вопросы медико-психологической экспертизы технических устройств контроля засыпания машинистов и алгоритмов работы таких устройств, а также разработка систем, контролирующих физиологические показатели состояния, например, частоту пульса и электрокожное сопротивление машиниста);

— комплектация локомотивных бригад с учетом психологической совместимости;

— психологическая экспертиза работников локомотивных бригад, допустивших грубые нарушения безопасности движения;

— медико-профилактические вопросы предупреждения и ликвидации последствий экстремальных ситуаций на железнодорожном транспорте;

— разработка оптимальных режимов труда и отдыха членов локомотивных бригад.

Тесно связаны с проблематикой безопасности движения вопросы медицины катастроф.

Поэтому традиционными и наиболее ответственными задачами, поставленными перед ведомственной Госсанэпидслужбой, следует считать гигиеническое регламентирование условий перевозки и порядка обращения с грузами на всех этапах перевозочного процесса, а также разработку комплекса предупредительных и защитных мер применительно к аварийной обстановке.

В последние годы решение указанных задач приобрело системный характер, благодаря исследованиям в русле совершенствования проблемы безопасности грузовых перевозок.

Среди профилактических, а точнее предупредительных, мероприятий центральная роль отводится обоснованию и реализации санитарно-гигиенических требований к организации грузовых перевозок. Итогом многолетних исследований и практического опыта в этой области стало издание в 2003 г. «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте», которые утверждены и введены в действие Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации.

Санитарные правила представляют собой сводный документ межотраслевого уровня, имеющий правовой статус и содержащий только все ранее разработанные гигиенические требования и рекомендации, но и ряд новых регламентирующих и нормативных критериев безопасности применительно к объектам грузового хозяйства.

В частности, правила определяют санитарно-гигиенические требования к проектированию, планировке, оборудованию и работе грузовых станций и складов железнодорожного транспорта, сортировочных станций, промывочно-пропарочных и дезинфекционно-промывочных предприятий, а также к условиям перевозки различных видов грузов.

Можно с уверенностью утверждать, что с введением настоящих правил эффективность надзорных и контрольных функций учреждений госсанэпидслужбы в сфере грузовых перевозок существенно повысилась.

В комплекс предупредительных мер входит обязательный контроль обработки, обезвреживания и дальнейшего использования грузовых вагонов после перевозки в них ядовитых и едких веществ. Эта важная функция органов

санитарного надзора закреплена основным отраслевым документом по перевозке опасных грузов и обеспечивает защиту от случайных поражений остаточными количествами токсичных веществ.

Говоря о важности профилактического направления в решении проблем безопасности грузовых перевозок, следует особо подчеркнуть значимость научно-практических разработок в отношении отдельных категорий грузов, аварийных ситуаций, которые могут привести к несравненно тяжелым медицинским и экологическим последствиям. В первую очередь это касается радиоактивных веществ (РВ), включая ядерные материалы (ЯМ).

Многолетние исследования в этой области были направлены на обоснование регламентирующих санитарно-гигиенических требований к организации перевозок таких грузов, включая безопасные технологии и эффективные меры защиты от облучения различных контингентов, работающих на железнодорожном транспорте. Впоследствии данный материал был широко использован при издании правил, инструкций и руководств, являющихся правовой основой безопасности и санитарного надзора за условиями железнодорожных перевозок радиационных грузов, а также мероприятий по предупреждению и ликвидации возможных аварийных ситуаций с радиационными грузами.

Традиционно крупнейшим и важнейшим разделом железнодорожной гигиены остаются исследования по гигиеническому обеспечению пассажирских перевозок. На основе единой типовой методики гигиенической характеристики новых типов пассажирских вагонов дальнего следования, вагонов-ресторанов и салонов дизель- и электропоездов, разработанной специалистами ВНИИЖГ, исследуются и оцениваются практически все типы вновь поступающих вагонов.

Разработаны и утверждены отраслевые гигиенические нормы по шуму, вибрации и инфразвуку при их сочетанном действии. Нормы ужесточены на 5 дБА и соответствуют мировому уровню с учетом возможного в перспективе повышения скоростей движения. Ужесточены нормы по вибрации. Они ориентированы на условия комфортного проезда пассажиров и совпадают с международными стандартами. Обоснованы также нормативы по инфразвуку для пассажирских вагонов. Эти нормативы являются самыми жесткими среди имеющихся нормативов в других странах.

Среди всех объектов санитарного надзора на железнодорожном транспорте особое место занимают так называемые объекты массового скопления людей — железнодорожные вокзалы, пассажирские поезда, метрополитены. В связи с постоянной и значительной по своим масштабам миграцией населения эти объекты требуют повышенного внимания гигиенистов и санитарных врачей. Здесь трудится многотысячный контингент работников, обеспечивающих непрерывный режим пассажирских перевозок. Охрана здоровья этих работников также рассматривается в качестве одной из приоритетных задач отраслевого здравоохранения. Понимая значимость этой проблемы, специалисты ВНИИЖГ под руководством проф. В.А. Поляковой совместно с Департаментом здравоохранения МПС России начали научно-методическую работу по организации непрерывного контроля за медико-биологическим состоянием объектов массового сосредоточения людей (медико-санитарный мониторинг).

Мониторинг на ОМСЛ является с одной стороны частью эпидемиологического надзора, отвечающего за диагностику ситуации и разработку непосредственных тактических действий санитарно-эпидемиологической службы. В то же время его можно рассматривать как часть социально-гигиенического мониторинга (СГМ), принимая во внимание те задачи, которые он решает.

Одной из важных задач медико-санитарного мониторинга является разработка информационно-аналитической системы и накопление данных о состоянии здоровья и среде, позволяющих создать целевые программы по улучшению санитарно-гигиенической обстановки на пассажирских объектах, определению наиболее уязвимых или подверженных риску заболеваний профессиональных и организованных кон-тингентов, а также обоснованию «сигнальных» показателей мониторинга для оценки состоя -ния их здоровья в условиях чрезвычайной ситуации.

На основе проведенных ФГУП ВНИИ ЖГ многолетних исследований разработаны и внедрены в практику работы ЦГСЭН железных дорог и метрополитенов критерии санитарно-гигиенической и санитарно-микробиологической оценки воздушной среды помещений подконтрольных объектов. В зависимости от специфики функционирования объекта фоновые показатели рассчитывались по сезонам года, месяцам, периодам максимального пассажиропотока (часы «пик»). Кратность отбора проб

воздуха на подконтрольных объектах в обычных штатных условиях их эксплуатации составляет 1 раз в квартал, а при введении режима повышенной готовности — ежемесячно (при необходимости еженедельно).

Большое место в работах института начиная с 90-х гг. занимают исследования по научному обеспечению безопасных условий труда и проживания в зонах радиоактивного загрязнения в результате аварий на Чернобыльской АЭС, а также в других зонах, подвергшихся в прошлом радиоактивному загрязнению (отдельные районы расположения ЗападноСибирской, Свердловской и Южно-Уральской железных дорог).

Благодаря этим работам и проведенным на их основе врачебно-санитарными службами мероприятиям среди железнодорожников и членов их семей не было допущено ни одного случая лучевого поражения. Институт продолжает работы по гигиеническому картографированию с целью постоянного уточнения зон загрязнения для более обоснованного решения вопросов предоставления льгот, компенсаций, для систематического осуществления работ по дезактивации и других профилактических мероприятий.

Органы государственной санитарной службы на железнодорожном транспорте систематически исследуют радиоактивное загрязнение подвижного состава, обращающегося в зонах радиоактивного загрязнения, сооружений пути, энергетики, сигнализации и других объектов, спецодежды и кожных покровов монтеров пути и другого железнодорожного персонала.

Специалисты ВНИИ ЖГ продолжают исследования по обоснованию безопасности железнодорожных перевозок радиоактивных и ядерных материалов. Проведен анализ, оценены и определены показатели безопасности таких перевозок на примере конкретных маршрутов грузоперевозок. Результаты работы легли в основу ряда книг и методических рекомендаций по обеспечению и повышению безопасности перевозок ядерных материалов на особых условиях в системе специальных перевозок.

По заданию ОАО «РЖД» ведется разработка отраслевой системы контроля радиационной обстановки, выявления незарегистрированных радиационных грузов и источников ионизирующих излучений с целью предотвращения загрязнения подвижного состава, объектов железнодорожного транспорта, защиты окружающей среды и неконтролируемого облучения персонала, железных дорог и пассажиров.

Большое значение в железнодорожной медицине всегда имела проблема физиологии и патологии цветового зрения. Достижения отечественной офтальмологии и физиологии в этой области связаны с уникальной лабораторией физиологии и патологии цветового зрения, созданной в системе МПС в 1943 г. Во всем мире известны «Полихроматические таблицы» руководителя и основателя этой лаборатории — Е.Б. Рабкина, выдержавшие восемь изданий, и вышедший двумя изданиями его оригинальный Атлас цветов.

В последние годы учениками Е.Б. Рабкина (Сосновой Т.А., Лосевой Е.И. и Бухаревой Е.А.) разработан весьма эффективный пигментный метод тренировки цветового зрения для реабилитации железнодорожников с врожденными расстройствами цветоощущения. Эффект тренировок выражен настолько хорошо, что позволяет переводить, например, аномальных трихроматов из категории лиц с выраженной степенью расстройства в группу лиц с более легкой степенью цветовых расстройств. Положительный эффект получен также у дейтер-аномалов и протаномалов. Аечебно-профилак-тические курсы имеют продолжительность от 5 до 20 сеансов. Эффект, вызванный тренировочными воздействиями, сохраняется не менее одного года. Метод позволяет расширить для аномальных трихроматов допуск к работе в профессиях, связанных с безопасностью движения, и сохранить значительную группу опытных работников с большим стажем. Получены обнадеживающие результаты по профессиональной реабилитации лиц, перенесших операции по коррекции аномальной рефракции.

Специалистами ВНИИ Ж Г совместно с сотрудниками Военного университета химической, радиационной и биологической защиты МО РФ выполнен комплекс исследований по медико-санитарной оценке возможных вариантов применения отравляющих веществ в террористических целях на определены размеры зон возможного заражения объектов, вероятные потери среди пассажиров и работающих, подготовлены рекомендации по методам раннего обнаружения О В и средствам защиты и локализации очагов химического поражения.

Показана принципиальная возможность защитного экранирования аварийных проливов ОВ с помощью некоторых быстротвердеющих вспененных материалов. Разработаны и апробированы эффективные пенообразующие рецептуры.

Большую гигиеническую значимость имеет исследование на тему «Экологическая опасность объектов железнодорожного транспорта, ее влияние на состояние здоровья железнодорожников». На основании комплексного медицинского обследования, анализа заболеваемости по обращаемости установлена прямая зависимость состояния здоровья населения (взрослого и детского) от расстояния между местом проживания и железнодорожным объектом (локомотивным депо). При сопоставлении показателей здоровья контрольной и изучаемой групп были выявлены изменения в структуре заболеваемости, увеличение продолжительности случаев заболеваний с временной утратой трудоспособности, снижение показателей физического развития детей, уменьшение антиинфекционной резистентности.

Разработан проект методических рекомендаций для оценки состояния здоровья населения, проживающего в регионах, подвергающихся экологическому влиянию факторов деятельности объектов ж.-д. транспорта, рекомендована величина санитарно-защитной зоны для локомотивных депо.

В последние годы кроме определения уровней воздействия производственной среды и сравнения этих уровней с утвержденными нормами становится актуальной оценка производственно-профессионального риска. На основе современных представлений о методологии оценки и управления риском, а также медико-статистической информации о состоянии условий труда и здоровья работающих железнодорожников специалистами института составлены характеристики ведущих профессий железнодорожного транспорта по уровням профессионального риска. С учетом степени и рассчитанных критериев профессионального риска предложены меры предупреждения неблагоприятных воздействий производственной среды и трудового процесса на здоровье работающих. Завершением этой работы явилась монография «Производственно-профессиональный риск железнодорожников», подготовленная специалистами института. Авторы монографии в 2004 г. награждены премией им. Ф.Г.Крот-кова РАМН за лучшую научную работу по общей и радиационной гигиене.

Специалисты института принимают участие в разработке технических регламентов: РТР-08-13 «О безопасности машин и оборудования», РТР-08-09 «О безопасности химической продукции, процессов ее хранения, перевозки, реализации, применения и утилиза-

ции», РТР-08-07 «О требованиях к безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации», «О безопасности железнодорожного транспорта и связанной с ним инфраструктуры».

Значительную долю работы сотрудников института составляет проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы сложных подвижных объектов железнодорожного транспорта. Специалисты ВНИИ ЖГ, как головного эксперта по вопросам гигиены и эпидемиологии на железнодорожном транспорте, по итогам анализа технической документации и результатам испытаний, проведенных в аккредитованных испытательных центрах (лабораториях), готовят экспертные заключения. После предоставления этих заключений в Управление по надзору на транспорте и санитарной охраны территории Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека последняя выдает заинтересованным организациям и лицам санитарно-эпидемиологическое заключение на сложные подвижные объекты железнодорожного транспорта и техническую документацию на них.

Представляется очевидным, что экспертиза сложных объектов железнодорожного транспорта должна проходить только в учреждениях, аккредитованных одновременно в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

Экспертиза такого уровня позволит предотвратить поступление на потребительский рынок страны опасной с гигиенических позиций железнодорожной техники и материалов, а также реализовать Федеральный закон от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Квалификация специалистов и опыт работы по актуальным проблемам медико-профилактического обеспечения на железнодорожном транспорте позволяет институту решать аналогичные вопросы и по другим видам транспорта. В частности, в 2005—2010 гг. предполагаются исследования по следующим проблемам.

— Разработка и создание современной аппаратурной базы для профессионального отбора и определения профессиональной пригодности работников транспорта.

— Разработка комплекса методов определения нормативных показателей устойчивой

работоспособности персонала и системы оценки рисков нарушения здоровья работников различных видов транспорта.

— Разработка научно-методических основ аттестации рабочих мест работников различных видов транспорта по условиям труда.

— Разработка современных организационных форм медицинской помощи и системы восстановительно-оздоровительных мероприятий для обеспечения безопасной деятельности работников транспортной отрасли.

— Разработка системы медико-санитарных мер по снижению рисков возникновения и минимизации последствий аварийных ситуаций при перевозках опасных и особоопасных химических грузов различными видами транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Атьков О.Ю., Вильк М.Ф., Капцов В.А. Руководство по медицинской реабилитации работников железнодорожного транспорта при начальных стадиях и легких формах заболеваний, связанных с профессией.

— М.: «Реинфор», 2006.

2. Гигиенические, противоэпидемические мероприятия и экологическая безопасность при ликвидации последствий аварий с опасными химическими грузами на железнодорожном транспорте / Под ред. В.А. Капцо-ва. — М.: «Реинфор», 2006.

3. Гончаров С.Ф., Седов А.В., Онищенко Г.Г., Капцов В.А. Защита человека от воздействия факторов химической, физической и биологической природы в чрезвычайных ситуациях. Изд. ВЦМК «Защита», 2001.

4. Капцов В.А., Лихонин А.Г., Лучкевич В.С. Особенности медико-социального и гигиенического обеспечения рабочих на строительстве и реконструкции железных дорог. СПб., 2003.

5. Капцов В.А., Мезенцев А.П., Панкова В.Б. Производственно-профессиональный риск железнодорожников. — М.: «Реинфор», 2002.

6. Кривуля С.Д. и др. Руководство по радиационной безопасности на железнодорожном транспорте.

— М.: «Реинфор», 2002.

7. Онищенко Г.Г., Капцов В.А., Вильк М.Ф. Транспортная экогигиена. — М.: «Реинфор», 2006.

8. Руководство по профилактике и ликвидации медико-санитарных последствий террористических акций на пассажирских объектах железнодорожного транспорта и метрополитенов / Под ред. Г. Г. Онищенко. — М.: «Реинфор», 2004.

9. Седов А.В. и др. Защита человека в чрезвычайных ситуациях. — М.: «Реинфор», 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила 24.11.06

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.