Научная статья на тему 'ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КАК ПРОФЗАБОЛЕВАНИЕ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД'

ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КАК ПРОФЗАБОЛЕВАНИЕ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
напряженность трудового процесса / артериальная гипертензия / профессиональное заболевание работников локомотивных бригад / working stress / essential hypertension / occupational disease in engine crew members

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н.Ф. Копейкин, А.И. Станкевич, А.Р. Бондарева, И.А. Боева

В статье ставится вопрос о включении гипертонической болезни, или артериальной гипертензии, у работников локомотивных бригад в список профессиональных заболеваний (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, режим работы). Заболеваемость с временной утратой трудоспособности у работников локомотивных бригад ЮВжд в случаях и днях выше заболеваемости в целом по дороге. На диспансерном учете с диагнозом гипертонической болезни стоят 32% машинистов (помощников) локомотивов. Основной причиной отстранения от работы при предрейсовых медосмотрах работников локомотивных бригад является гипертоническая болезнь (49,7%). Не отвечают санитарным требованиям условия труда в кабинах локомотивов (шум, инфразвук, микроклимат), в связи с этим регистрируется также профзаболевание — нейросенсорная тугоухость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENTIAL HYPERTENSION AS AN OCCUPATIONAL DISEASE IN ENGINE CREWMEMBERS

The paper raises the question as to whether essential hypertension should be included into a list of occupational diseases (intellectual, sensory, and emotional workloads and working conditions) in engine crew members. In the engine crew members of the South-Eastern Railway, the cases and days lost because of illness and temporary disability are higher than those in the whole railway. 32% of the engine drivers (assistants) are followed up for diagnosed essential hypertension. Hypertension (49.7%) is the main reason for suspending engine crew members from work as evidenced by train pre-trip medical examinations. The working conditions (noise, infrasound, miroclimate) in train engineer’s cabs do not meet the sanitary requirements; in this connection the occupational disease sensorineural hearing loss is also registered.

Текст научной работы на тему «ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КАК ПРОФЗАБОЛЕВАНИЕ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД»

:ена и санитария 3/2011

од, в то время как менее затратные мероприятия 2 и 5 должны были осуществляться в текущем времени. Основываясь на показателях затрат на единицу снижения риска, мы поддерживали именно такой порядок выполнения мероприятий. В то же время рекомендовано провести полный анализ экономических показателей для всех мероприятий с целью более обоснованного определения приоритетных мер по критерию затраты — эффективность.

Таким образом, применение экономических инструментов управления риском для здоровья позволяет выполнять оценку различных мер как в комплексе, так и по отдельным приоритетным направлениям, провести ранжирование различных сценариев с точки зрения их эффективности — оценки затрат на единицу снижения риска и увеличения выгод (снижение ущерба), и с точки зре-

ния оценки дополнительных расходов на единицу

полученных выгод и снижения риска.

Литература

1. Авалиани С. Л., Буштуева К. А., Безпалько Л. Е. и др. // Гиг. и сан. - 2006. - № 1. - С. 40-42.

2. Гурвич В. Б., Плотко Э. Г., Ярушина С. В. // Гиг. и сан. — 2007. -№3. - С 18-21.

3. Новиков С. М., Шашина Т. А., Абалкин И. Л., Скворцова Н. С. Риск воздействия химического загрязнения окружающей среды на здоровье населения. От оценки к практическим действиям / Под ред. Ю. А. Рахманина. — М., 2003. - С. 77.

4. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду / Онищенко Г. Г., Новиков С. М., Рахманин Ю. А. и др.; Под ред. Ю. А. Рахманина, Г. Г. Онищенко. — М., 2002. - 408 с.

5. Рахманин Ю. А., Новиков С. М., Румянцев Г. И., Иванов С. И. // Гиг. и сан. - 2006. - № 5. - С. 4-10.

Поступила 01.02.11

Гигиена труда

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2011 УДК 613.62:616:12-008.331.1]:6S«.Z

ГИПЕРТОНИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ КАК ПРОФЗАБОЛЕВАНИЕ РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД

Н. Ф. Копейкин', А. И. Станкевич2, А. Р. Бондарева3, И. А. Боева4

'Юго-Восточный филиал ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту, 2Юго-Восточный теротдел Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, 'дорожная поликлиника на ст. Воронеж-1 ЮВжд — филиал ОАО "РЖД", 'поликлиника дорожной больницы на ст. Воронеж-1 — филиал ОАО "РЖД", Воронеж

В статье ставится вопрос о включении гипертонической болезни, или артериальной гипертензии, у работников локомотивных бригад в список профессиональных заболеваний (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, режим работы). Заболеваемость с временной утратой трудоспособности у работников локомотивных бригад ЮВжд в случаях и днях выше заболеваемости в целом по дороге. На диспансерном учете с диагнозом гипертонической болезни стоят 32% машинистов (помощников) локомотивов. Основной причиной отстранения от работы при предрейсовых медосмотрах работников локомотивных бригад является гипертоническая болезнь (49,7%). Не отвечают санитарным требованиям условия труда в кабинах локомотивов (шум, инфразвук, микроклимат), в связи с этим регистрируется также профзаболевание — нейро-сенсорная тугоухость.

Ключевые слова: напряженность трудового процесса, артериальная гипертензия, профессиональное заболевание работников локомотивных бригад

N. F. Kopeykin, A. I. Slankevich, A. R. Bondareva, 1. A. Boeva. - ESSENTIAL HYPERTENSION AS AN OCCUPATIONAL DISEASE IN ENGINE CREW MEMBERS

The paper raises the question as to whether essential hypertension should be included into a list of occupational diseases (intellectual, sensory, and emotional workloads and working conditions) in engine crew members. In the engine crew members of the South-Eastern Railway, the cases and days lost because of illness and temporary disability are higher than those in the whole railway. 32% of the engine drivers (assistants) are followed up for diagnosed essential hypertension. Hypertension (49.7%) is the main reason for suspending engine crew members from work as evidenced by train pre-trip medical examinations. The working conditions (noise, infrasound, mcroclimate) in train engineer's cabs do not meet the sanitary requirements; in this connection the occupational disease sensorineural hearing loss is also registered.

Key words: working stress, essential hypertension, occupational disease in engine crew members

Гипертоническая болезнь, или артериальная гипертензия (АГ), в настоящее время является наи-

Копейкин Н. Ф. — врач по гигиене труда (о^^иуГ-fguz.ru); Станкевич А. И. — руководитель; Бондарева А. Р. — врач-профпатолог (т. 8(4732)40-84-41); Боева И. А. — зав. терапевтическим отд-нием № 2 (т. 8(4732)65-56-04).

более распространенным сердечно-сосудистым заболеванием среди лиц трудоспособного возраста. В возрасте 35—49 лет у машинистов и помощников машинистов локомотивных депо АГ встречается в 1,5 раза чаще, чем у лиц, не связанных с управлением движения поездов, среди них отмечается вы-

сокий уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности, а также первичного выхода на пенсию по инвалидности и по болезням кровообращения [1].

Работники локомотивных бригад относятся к числу ведущих профессий на железнодорожном транспорте. От их качественной и бесперебойной работы во многом зависят безопасность движения и экономические показатели.

Труд локомотивных бригад протекает без значительных физических нагрузок, но требует большого нервно-эмоционального напряжения и ответственности за результат. Машинист во время управления локомотивом контролирует показания приборов на пульте управления, наблюдает за сигналами и сигнальными знаками, указателями по пути движения поезда, ведет визуальное наблюдение за состоянием пути и контактной сети, при проследовании постов безопасности, перегонов и станций, кривых участков пути следит в открытое боковое окно кабины за состоянием поезда и сигналами дежурного по посту безопасности (всего до 120 информации в час).

Как показывают исследования условий труда в кабинах локомотивов, во многих из них не достигнут оптимум для локомотивных бригад по метеорологическим условиям, параметрам шума и вибрации, инфразвука, загрязнению воздушной среды, освещению, цветовому оформлению, эргономическим показателям кресел машинистов и помощников машинистов.

При обследовании в 2009 г. условий труда (плановый санитарный надзор) в кабинах локомотивов Юго-Восточной железной дороги (40 локомотивов) превышение предельно допустимых уровней шума отмечено на 54 (27,7%) рабочих местах. Техническое состояние кресел машинистов и помощников машинистов (95% проверенных кабин) не отвечает эргономическим требованиям (отсутствуют амортизаторы, подлокотники, регулировка по высоте и горизонтали, обивка сидений). На 37,5% проверенных локомотивов неисправны или отсутствуют предусмотренные конструкционно умывальники и санузлы, холодильники, электроплитки. По результатам аттестации 334 рабочих мест работников локомотивных бригад 250 (75%) условно аттестованы по напряженности труда как относящиеся к классам опасности 3.1 и 3.2 [6]. В то же время, по данным литературы, наибольшее число случаев профессиональной тугоухости регистрируется у работающих в условиях труда этих классов опасности 14].

Физиологические исследования показали, что значительные нервно-эмоциональные нагрузки в условиях сменного режима работы и удлиненных рабочих смен формируют функциональное состояние, которое можно расценивать как перенапряжение [1]. Это типичная управляющая и операторская деятельность с большой загрузкой сенсорных систем. Необходимо быстро и точно оценивать внезапно и постоянно меняющуюся ситуацию и реагировать на нее. Следствием этого являются особенности наблюдаемого у машинистов утомления: сенсорное и умственное утомление [5].

Работа машиниста (помощника) связана с воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов, ведущим из которых является интенсивное и продолжительное психоэмоциональное напряжение в сочетании с частыми острыми стрессовыми сутуациями и необходимостью выполнения работы в круглосуточном режиме, что приводит к внешней и внутренней десинхрониза-ции суточных ритмов, изменениям высшей нервной деятельности и снижению функциональных резервов системы кровообращения. По современным представлениям, системная дисрегуляторная дисфункция и дизадаптация имеют решающее значение в формировании АГ, способствуя развитию гипертрофии левого желудочка, что является неблагоприятным прогностическим признаком. Наличие АГ связано со значительным увеличением риска развития сердечно-сосудистых осложнений и смертности, особенно во время профессиональной деятельности в пути следования [1].

Неудовлетворительные условия труда, напряженный режим труда и отдыха, нарушение режима питания являются причиной повышенной заболеваемости работников локомотивных бригад. Так, если в 2008 г. заболеваемость с временной утратой трудоспособности в целом по дороге составила 60,8 случая (738,9 дня нетрудоспособности), то заболеваемость работников локомотивных бригад — 73,1 случая (825,0 дня нетрудоспособности).

В 2009 г. заболеваемость с временной утратой трудоспособности по дороге составила 55,9 случая (691,0 дня нетрудоспособности), заболеваемость работников локомотивных бригад — 75,7 случая (851,2 дня нетрудоспособности).

Из общего числа работников локомотивных бригад по ЮВжд состояли в 2009 г. на диспансерном учете с различными заболеваниями 60,2%, из них с гипертонической болезнью — 39,4%, болезнями органов желудочно-кишечного тракта — 8,7%, болезнями мышечной системы — 7,2%, болезнями ЛОР-органов — 4,8%, болезнями органов дыхания — 4,5%, болезнями нервной системы — 3,7%. По станциям Воронеж-Курский и Отрожка (Воронеж, ЮВжд) с диагнозом АГ на диспансерном учете состоят 29,5% от общего числа работников локомотивных бригад. По станции Отрожка состоят на диспансерном учете с диагнозом АГ 20,7% работников локомотивных бригад, при этом со стажем работы до 5 лет — 3%, до 10 лет — 14%, до 15 лет — 15,4%, до 20 лет — 11%, более 20 лет — 56,6%.

Полученные нами результаты согласуются с данными литературы о прогипертонической направленности заболеваемости у работников локомотивных бригад. Среди факторов риска развития у них гипертонической болезни на 1-м месте стоит психоэмоциональное перенапряжение, на 2-м месте — шум [2, 3, 7, 8].

Анализ случаев отстранения от рейсов машинистов и их помощников свидетельствует об увеличении числа лиц, не допущенных к управлению поездами из-за высокого артериального давления согласно действующей "Инструкции о порядке организации и проведения предрейсовых медицинских

гиена и санитария 3/2011

осмотров локомотивных бригад", утвержденной приказом ЦУВСС МПС РФ от 1 мая 1998 г. № 552.

В 2008 г. было проведено 622 886 медицинских предрейсовых осмотров машинистов и 530 713 осмотров помощников машинистов. При этом были отстранены от работы 553 (13,3% от списочного состава) машиниста и 701 (21,1%) помощник машиниста. Причинами отстранения были гипертоническая болезнь у машинистов (40,5%) и помощников машинистов (21,6%).

В 2009 г. работниками здравпунктов были проведены 425 387 предрейсовых медицинских осмотров машинистов и 342 800 осмотров помощников машинистов, при этом были отстранены от работы 519 (13% от списочного состава) машинистов и 673 (20%) помощника машинистов. Причинами отстранения были гипертоническая болезнь (43,7% машинистов, 19,9% помощников машинистов), заболеваемость верхних дыхательных путей (27,7 и 40,8% соответственно), алкоголь (4,4 и 6,8%), прочие заболевания (18,1 и 27,6%).

Следствием неудовлетворительных условий труда работников локомотивных бригад являются регистрирующиеся ежегодно среди них случаи профессиональной заболеваемости: по ЮВжд в 2008 г. — 2 (50%) случая из 4 зарегистрированных по дороге, в 2009 г. — 2 (20%) случая из 10 зарегистрированных по дороге с диагнозом двусторонней нейросенсорной тугоухости. Большинство заболеваний выявляется при медицинских осмотрах. Однако выявляемый уровень профессиональной заболеваемости не отражает истинной ситуации. Это связано с высоким процентом рабочих мест машинистов и помощников машинистов, не отвечающих санитарным нормам, а также с недостаточным качеством предварительных и периодических медицинских осмотров.

Определенный вклад в развитие профессиональной патологии работников локомотивных бригад вносят и сверхурочные часы работы, которых по дороге было в 2008 г. у машинистов 421 496 ч, у помощников машинистов 274 784 ч, в 2009 г. (6 мес) — 108 715 и 96 825 ч соответственно.

В целях улучшения условий труда и снижения заболеваемости работников локомотивных бригад необходимы конструктивные изменения в кабинах всех типов локомотивов. В них должны обязатель-

но быть кондиционеры, плитки для подогрева пищи, холодильники, умывальники с подогреваемой водой, обогрев окон, кресла с амортизацией, подлокотниками, регулировкой по высоте и горизонтали, машинисты должны быть обеспечены изотермическими сумками для пищевых продуктов.

Многочисленные данные литературы, исследования разных авторов и полученные нами результаты, согласующиеся с ними, позволяют ставить вопрос о включении в список профессиональных заболеваний (приложение № 5 к приказу Мин-здравмедпрома РФ от 14.03.96 № 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии") работников локомотивных бригад наряду с нейросенсорной тугоухостью, АГ с вредным производственным фактором — напряженностью трудового процесса (нервно-эмоциональная и сенсорная нагрузка с повышенной ответственностью за результаты собственной деятельности, режим работы).

Литература

1. Васильева Л. Я. Структурно-функциональные изменения сердечно-сосудистой системы у машинистов локомотивных бригад с артериальной гипертензией и эффективность восстановительной программы на поликлиническом уровне реабилитации: Автореф. дис.... канд. мед. наук. — Уфа, 2009. - С. 3-4.

2. Вильк М. Ф., Капцов В. А., Панкова В. Б. Профессиональный риск работников железнодорожного транспорта. — М., 2007. - С. 10-16; 268-285.

3. Каськов Ю. Н. Гигиеническое обоснование риска развития профессиональных заболеваний у работников железнодорожного транспорта (на примере работников локомотивных бригад): Дис. ... канд. мед. наук. — М., 2006. — С. 127.

4. Панкова В. Б., Козин О. В. // Материалы IV Всероссийской науч.-практ. конф. "Надежность и достоверность научной информации в оториноларингологии". — М., 2005.

5. Прохоров А. А., Суворов С. В., Грибанов О. И.Руководство по гигиене труда на железнодорожном транспорте. — М., 1981. - С. 59.

6. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05. - М„ 2005.

7. Сибилев В. М., Коршунов Ю. Н., Цфасман А. 3. Руководство по железнодорожной медицине. — М., 1991. — Т. 1. — С. 38; 1993. - Т. 2. - С. 227.

8. Чернов Ю. Н., Батищева Г. А., Митичкин А. В., Астанина М. А. // Науч.-мед. вестн. Центрального Черноземья. — 2004. - № 4, ч. 2.

Поступила 22.04.10

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2011 УДК 613.693:616-006.04-02

И. В. Федотова', Е. Ф. Черникова2, Л. В. Кузнецова1, В. П. Ипполитова', И. А. Петрова' ОЦЕНКА КАНЦЕРОГЕННОГО РИСКА В ГРУППЕ АВТОИНСПЕКТОРОВ

'ФГУН Нижегородский НИИ гигиены и профессиональной патологии Роспотребнадзора, 2ГОУ ВПО Нижегородская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ

На основании исследования загрязненности воздуха в зоне дыхания инспекторов дорожно-патрульной службы ГИБДД, осуществляющих контроль безопасности дорожного движения на стационарных контрольных постах милиции (КПМ) и на участках наиболее загруженных автомагистралей города, определили канцерогенный риск, обусловленный воздействием канцерогенных агентов: бенз(а)пирена, бензола и формальдегида. Средние концентрации этих веществ не превышали гигиенические регламенты. Канцерогенный риск для инспекторов КПМ по величине индекса опасности (1,04) и индивидуального канцерогенного риска (4,8 ■ 10~5) может считаться допустимым. Доя автоинспекторов-регулировщиков оба показателя свидетельствуют о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.