Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, №1(6), 2010
УДК 616.12-008.331.1
РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ У РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
© 2010 Н.Н. Крюков1, О.Е. Габерман2
1 Самарский Государственный медицинский Университет 2 НУЗ Дорожная клиническая больница на станции Самара ОАО "РЖД"
Поступила в редакцию 14.07.2010
Проанализирована заболеваемость артериальной гипертонией и временная утрата трудоспособности среди машинистов и помощников машинистов Самарского отделения Куйбышевской железной дороги ОАО " РЖД". Отмечается рост заболеваемости с гипертонической болезнью у работников локомотивных бригад (в 2006 году - 21%, в 2009 году - 27%). Необходимо комплексное решение проблемы профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии для снижения уровня заболеваемости и временной нетрудоспособности. Ключевые слова: артериальная гипертония, работники локомотивных бригад, распространенность артериальной гипертонии.
Распространенность артериальной гипертонии (АГ) остаётся чрезвычайно высокой как в Европе, так и в Северной Америке. В мире насчитывается около 1 млрд лиц с повышенным артериальным давлением (АД).
Несмотря на доступность многочисленных ан-тигипертензивных препаратов, по данным популя-ционных исследований, от 40 до 80% лечащихся больных не достигают целевого уровня АД либо из-за неадекватных доз, либо вследствие низкой приверженности к лечению. артериальную гипертонию (АГ) без преувеличения можно назвать глобальной проблемой современной медицины. По данным, опубликованным в журнале Lancet, в настоящее время в развивающихся странах число больных с повышенным артериальным давлением (АД) составляет 639 млн, в развитых - 333 млн. К 2025 г. ожидается увеличение их числа до 1150 и 413 млн пациентов соответственно.
В России, по данным С.А. Шальновой и со-авт., распространенность АГ составляет среди женщин 40,4%, среди мужчин 37,2%. Но социально значимой проблема АГ является не столько вследствие её широкого распространения, сколько из-за того, что это заболевание -основная причина возникновения инфарктов миокарда (ИМ) и мозговых инсультов (МИ), т.е. основных сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ), приводящих к смерти больных. В структуре смертности основные осложнения АГ - мозговой инсульт и ИБС - составляют 64,5 и 26,6 % соответственно среди всех. Тревогу вызывает широкое распространение АГ среди особых профессиональных групп мужчин трудоспособного
Крюков Николай Николаевич, доктор медицинских наук, профессор, первый проректор, проректор по научной и инновационной работе, заведующий кафедрой внутренних болезней. E-mail: [email protected].
Габерман Ольга Евгеньевна, заведующая отделением восстановительного лечения.
возраста, а также ранняя инвалидность и снижение продолжительности их жизни
Трудно переоценить значение железнодорожного транспорта для России с её огромной территорией, традициями, расположением природных ресурсов, производительных сил. ОАО «РЖД» удерживает ситуацию под контролем во многом благодаря тому, что удаётся сохранить кадровый состав профессионалов, работающих на железнодорожном транспорте. Работники локомотивных бригад являются группой повышенного риска развития артериальной гипертонии, это обусловлено высоко стрессовой профессией, которая сочетает ряд вредных экзогенных факторов, а, кроме того, приводит к изменению пищевого поведения, курению, злоупотреблению алкоголем.
Актуальность данной проблемы связана с ежегодным ростом заболеваемости АГ и повышением её роли в медицинском обеспечении безопасности движения поездов. За пятилетний период (2002-2006) заболеваемость с АГ у работников Куйбышевской железной дороги выросла в 2 раза с 62,1 на 1000 взрослого населения в 2002 году до 119,6 на 1000 взрослого населения в 2006 году, в т.ч. отмечается рост впервые выявленной АГ в более чем 4.5 раза. У работников дороги, болезни связанные с повышением кровяного давления в структуре болезней системы кровообращения занимают 85,2% случаев, в то время как у работников локомотивных бригад - 96,5% случаев. Специальные вопросы артериальной гипертонии у машинистов и помощников машинистов должны учитываться при решении следующих проблем:
- влияния профессии на возникновение заболевания: имеют значение как особенности самого процесса труда, так и весь образ жизни, на который профессия может откладывать свой отпечаток;
- особенности диагностики, связанных с нередким сокрытием гипертонической болезни и
1554
Экология труда. Социально-гигиенические и социально-медицинские аспекты качества жизни
некоторых других проявлений заболевания.
Вместе с тем. своевременная и точная диагностика важна здесь и с позиций обеспечения безопасности движения:
- профилактика заболевания с учётом профессии;
- применение соответствующие медикаментов без отрыва от работы.
Вышеизложенные данные определяют актуальность исследования распространенности АГ у работников железнодорожного транспорта.
На заболеваемость АГ у работников железнодорожного транспорта доминирующее влияние оказывает организация режима и условий труда, повышенная требовательность работодателя к выполнению работ, непосредственно связанных с движением поездов, поэтому организация мероприятий по профилактике и снижению заболеваемости АГ играет ведущую роль.
Среди работников, обеспечивающих движение поездов, проводился активный поиск факторов риска развития АГ. Положительным моментом при этом является рост показателя диспансеризации больных АГ с темпом, опережающим рост заболеваемости. Также результатом проводимой профилактической работы является тот факт, что при росте заболеваемости АГ заболеваемость инфарктом миокарда и цереброваскуляр-ными заболеваниями осталась стабильной. Охват диспансерным наблюдением по АГ у работников первой категории составил 78,8%, а у работников локомотивных бригад - 100%.
Цель работы. Оценить распространённость артериальной гипертонии у работников локомотивных бригад, наиболее подверженных психо-эмоциальным перегрузкам.
Материалы и методы. Проанализирована заболеваемость АГ и временная утрата трудоспособности среди машинистов и помощников машинистов Самарского отделения Куйбышевской
железной дороги ОАО "РЖД".
Количество работающих в локомотивных бригадах за период с 2006-2009 год составило в среднем 541 человек.
Результаты. В 2009 году АГ выявлена у 147 (27%) машинистов и помощников машинистов Самарского отделения Куйбышевской железной дороги ОАО "РЖД". В период с 2006 по 2009 год отмечался рост заболеваемости с гипертонической болезнью у работников локомотивных бригад ( в 2006 году - 21 %, в 2009 году 27 %). Заболеваемость с временной утратой трудоспособности по артериальной гипертонии у работников локомотивных бригад выросла в случаях и днях (с 1,4 до 2,2 в случаях и с 15 до 25 в днях на 100 работающих). В 2009 году отмечалось снижение в структуре отстраненных от рейса при проведении предрейсового медицинского осмотра по причине повышенного АД до 2 случаев. Временная утрата трудоспособности за 2006-2008 год по АГ у данной категории больных составила более 676 дней, что является значительным экономическим ущербом для данного акционерного общества.
Выводы:
1. Среди работников локомотивных бригад необходимо проводить комплексное решение проблем профилактики, диагностики, лечения артериальной гипертонии и реабилитации больных с ее осложнениями, что позволит снизить уровень заболеваемости и временную нетрудоспособность по артериальной гипертонии.
2. Внедрение программы стратификации факторов риска артериальной гипертонии, оптимизации мероприятий по влиянию режима и условий труда на заболеваемость артериальной гипертонией у работников локомотивных бригад способствует раннему выявлению, диагностике, лечению, диспансеризации и профилактике гипертонической болезни.
PREVALENCE OF THE ARTERIAL HYPERTENSION AT WORKERS OF LOCOMOTIVE BRIGADES
© 2010 N.N.Krjukov1, O.E.Gaberman2
1 The Samara State Medical University 2 Road Clinical Hospital at Station Samara of Open Society " RZD ".
Desease by an arterial hypertension and time disability among engineman and assistants engineman Samara branch Kujbyshevskoj of the railway of Open Society " RZD" is analysed. Growth of desease with hypertonic illness at workers of locomotive brigades (in 2006 - 21 %, in 2009 - 27 %) is marked. The complex decision ofa problem ofpreventive maintenance, diagnostics, treatment of an arterial hypertension for decrease(reduction) in a level of desease and time invalidity is necessary. Key words: an arterial hypertension, workers of locomotive brigades, prevalence of an arterial hypertension.
Nikolay Krykov, the Doctor of Medical Sciences, the Professor, the First Prorector, the Prorector on the Scientific and Innovative work, managing Faculty of Internal Illnesses. E-mail: [email protected].
Olga Gaberman, Managing Branch of Regenerative Treatment.
1555