Из практики
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 613.62:656.2
Копейкин Н.Ф.1, Миляев И.А.2, Данилов А.В.3, ТихомировМ.С.1
УСЛОВИЯ ТРУДА И ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ РАБОТАЮЩИХ НА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
'Юго-Восточный дорожный филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», 394036, г. Воронеж, 2Юго-Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, 394000, г. Воронеж, Региональная дирекция медицинского обеспечения на Юго-Восточной железной дороге 394036, г. Воронеж
В статье представлены результаты экспертизы условий труда на предприятиях Юго-Восточной железной дороги, которая потеряла свою эффективность в связи с действием некоторых законов. Показано, что ситуация по условиям труда остается не совсем благополучной. Дан анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности и профессиональной заболеваемости, работающих на дороге. Сделан акцент на условиях труда и заболеваемости работников локомотивных бригад. Ставится вопрос о включении гипертонической болезни работников локомотивных бригад в список профессиональных заболеваний.
Ключевые слова: условия труда; заболеваемость; гипертоническая болезнь. Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 125-127
Kopeykin N. F.1, Milyaev I. A.2, DanilovA.V.3, Tikhomirov M. S.1 WORKING CONDITIONS AND MORBIDITY RATE IN EMPLOYERS AT THE SOUTH-EAST RAILWAY TRANSPORT
1The South-East road branch of the Federal state healthcare agency "Center for Hygiene and Epidemiology on Rail Transport", Voronezh, Russian Federation, 394036; 2The South-East territorial office of the railway transport of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, Voronezh, Russian Federation, 394000; 3Regional Directorate of medical support on the South-East railway medical security Voronezh, Russian Federation, 394036
In the article there are presented the results of the examination of working conditions at factories of the South-Eastern Railway, which has lost its effectiveness due to the action of certain laws. The situation on labor conditions was shown to be not entirely safe. There is given an analysis of the morbidity due to the temporary disability and occupational disease rates in foot-plate staff workers . There was made an emphasis on working conditions and morbidity rate in foot-plate staff workers. There is posed a question about the inclusion of essential hypertension in foot-plate staff workers in the list of occupational diseases.
Key words: labor conditions, morbidity, hypertension. Citation: Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 125-127 (In Russ.)
Решение вопросов улучшения труда на Юго-Восточной железной дороге остается актуальной проблемой. В 2012 г. на Юго-Восточной железной дороге (далее ЮВжд) с учетом постоянно идущей модернизации учтено 504 промышленных предприятия.
Следует подчеркнуть, что действующий Федеральный закон от 28 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и уведомительный характер обследований резко снизили качество, достоверность, эффективность и профилактическую направленность санитарного надзора. Решение вопросов улучшения условий труда на ОАО РЖД тормозит также действующий стандарт ОАО РЖД 1.15.003-2008 «Производственный контроль условий труда в ОАО РЖД. Общие положения».
Даже в условиях действия указанного выше Федерального закона от 28 декабря 2008 г. № 294-ФЗ 83,7% предприятий дороги относятся ко 2-3-й группам санитарно-эпидемиологического благополучия (не отвечают санитарным нормам и правилам).
Для корреспонденции: Копейкин Николай Феоктистович, [email protected]
For correspondence: Kopeikin Nikolay, [email protected].
Многолетние исследования специалистов по гигиене труда свидетельствуют, что условия труда работников основных железнодорожных профессий, обеспечивающих безопасность движения поездов, протекают в неблагоприятных производственных условиях, сопровождающихся комплексом воздействия на организм вредных и опасных производственных факторов различной интенсивности и природы. Во вредных условиях труда работает более 73% всего трудового потенциала дороги[3].
Основными вредными производственными факторами на предприятиях железнодорожного транспорта, наиболее значимыми для профессионального риска, являются физические факторы (шум, вибрация, инфразвук, ультразвук, электромагнитные излучения, микроклимат), химические факторы (пыль, сварочный аэрозоль, углеводороды, окислы углерода, окислы азота и серы и др.), тяжесть труда , напряженность труда [2, 6] .
Для обеспечения текущего санитарного надзора и при производственном лабораторном контроле в 2012 г. по ЮВжд обследовано 12 570 рабочих мест с вредными физическими производственными факторами, из них не отвечающих санитарным правилам и гигиеническим нормативам 1656 (13,2%), в том числе по уровням шума 19,3% ,по вибрации 4,8% , по микроклиматическим показателям 5,4%, по освещенности 13,1%, по электромагнитным полям 16,4%.
[игиена и санитария 1/2015
В 2012 г. по ЮВжд проведено 12809 исследований воздуха рабочей зоны, при этом в 660 (5,1%) исследованиях уровни ПДК были превышены, в том числе по парам и газам на 2,6%,по пыли и аэрозолям на 10,8%.
В целом ситуация по условиям труда на промышленных предприятиях ЮВжд кардинально не меняется и остается не совсем благополучной.
В условиях резкого снижения контрольно-надзорных мероприятий большую значимость приобретают работа региональной комиссии по охране труда и здоровья работников ЮВжд, инженерно-врачебных бригад, проведение аттестации рабочих мест, производственного лабораторного контроля (носящего иногда формальный характер).
Наиболее неблагоприятные условия труда сохраняются на заводах ОАО «Желдорреммаш», ОАО «Ва-гонреммаш», локомотивных и вагонных депо, где больше всего регистрируется профессиональная заболеваемость.
При анализе показателей временной нетрудоспособности на 100 работников ЮВжд установлено, что они уменьшились в сравнении с 2011 г. и составили 54,4 случая, 668,9 дня нетрудоспособности при средней продолжительности одного случая 12,3 дня (в 2011 г. - 58,1 случая, 712,0 дня, средняя продолжительность одного случая 12,2 дня). По оценочной шкале параметров здоровья работающих на железнодорожном транспорте уровень временной нетрудоспособности на ЮВжд относится к категории низких - до 800 дней на 100 работающих^].
Важным критерием вредного влияния вредных производственных факторов на здоровье рабочих является профессиональная заболеваемость, имеющая незначительную тенденцию к росту.
В 2012 г. зарегистрировано 8 случаев профессиональной патологии (2011 г. - 6 случаев), из них: нейросен-сорная тугоухость 6 (работники локомотивных бригад 3, тепловозоремонтный завод, дирекция материально-технического обеспечения, путевая машинная станция), хроническая обструктивная болезнь легких 1(вагоноре-монтный завод), радикулопатия 1 (дистанция связи).
Ведущей профессией на железнодорожном транспорте является работник локомотивной бригады.
Труд локомотивных бригад протекает без значительных физических нагрузок, но требует большого нервно-эмоционального напряжения. Физиологические исследования показали, что значительные нервно-эмоциональные нагрузки в условиях сменного режима работы и удлиненных рабочих смен (сверхурочные часы работы) формируют в организме состояние перенапряжения [1]. Следствием этого является переутомление [6].
На дороге продолжают эксплуатироваться локомотивы с более чем 20-летним сроком эксплуатации, не отвечающие требованиям СП 2.5.1336-30 (с изменениями) «Санитарные правила по проектированию, изготовлению и реконструкции локомотивов и специального подвижного состава» - по рабочим креслам, освещенности, микроклимату, оборудованию кабин.
Неудовлетворительные условия труда, напряженный режим труда и отдыха, нарушение режима питания являются причиной повышенной заболеваемости работников локомотивных бригад. В 2012 г. заболеваемость с временной утратой трудоспособности работников локомотивных бригад на 100 работающих составила в
случаях 78,1; в днях 860,9; средняя продолжительность случая 11,0 дня (в целом по дороге в случаях 54,4; в днях 668,9; средняя продолжительность случая 12,3 дня).
Среди работников локомотивных бригад регистрируются такие профессиональные заболевания, как ней-росенсорная тугоухость, вибрационная болезнь, остеохондроз с радикулопатией. В то же время возникают заболевания, не считающиеся профессиональными для работников локомотивных бригад, но развитие которых предопределено самим характером работы: артериальная гипертензия и ишемическая болезнь сердца, язва желудка и двенадцатиперстной кишки. Ведущими факторами, влияющими на возникновение этих заболеваний, являются продолжительное психоэмоциональное напряжение в сочетании с частыми стрессовыми ситуациями, на 2-м месте - шум, ночные смены, нарушение режима питания, гиподинамия
На диспансерном учете в поликлиниках ЮВжд состоят 4106 работников локомотивных бригад, в том числе с артериальной гипертензией 41,2%, язвенной болезнью желудка 8,7%, заболеваниями костно-мышечной системы 7,3%,заболеваниями ЛОР-органов 6,1%,забо-леваниями органов дыхания 4,1%.
Все работники локомотивных бригад проходят пред-рейсовые медицинские осмотры согласно действующей «Инструкции о порядке организации и проведения пред-рейсовых осмотров локомотивных бригад», утвержденной приказом Центрального Управления врачебно-сани-тарной службы МПС РФ от 1 мая 1998 г. № 552.
При проведении предрейсовых осмотров работников локомотивных бригад было проведено 1 119 518 осмотров, при этом было не допущены к работе 22,1% работников. Основными причинами отстранения от работы были простудные заболевания - 47,4%, гипертоническая болезнь - 22,5%.У работников локомотивных бригад в возрасте 35-49 лет артериальная гипертензия встречается в 1,5 раза чаще, чем у лиц, не связанных с управлением движения поездов. Среди них отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности, а также первичного выхода на пенсию по инвалидности и по болезням органов кровообращения [1].
Полученные нами результаты подтверждают данные литературы о прогипертонической направленности заболеваемости у работников локомотивных бригад [2, 4, 7]. Среди факторов риска развития у них артериальной ги-пертензии на 1-месте стоит психоэмоциональное напряжение, на 2-м месте - режим труда и отдыха, шум.
Настоятельно требует решения вопрос о включении в список профессиональных заболеваний работников локомотивных бригад (вообще почему-то отсутствующий в приказе Министерства здравоохранения и социального развития от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные медицинские осмотры (обследования) и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда») наряду с нейросенсорной тугоухостью артериальную гипертен-зию, связанную с основным вредным производственным фактором - психоэмоциональной напряженностью трудового процесса.
Литер ату р а
1. Васильева Л.Я. Структурно-функциональные изменения сердечно - сосудистой системы у машинистов локомотивных бригад с артериальной гипертензией и эффективность восстановительной программы на поликлиническом уровне реабилитации: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Уфа; 2009.
2. Вильк М.Ф., Капцов В.А., Панкова В.Б. Профессиональный риск работников железнодорожного транспорта. М.; 2001.
3. Каськов Ю.Н. Гигиеническое обоснование риска развития профессиональных заболеваний у работников железнодорожного транспорта(на примере работников локомотивных бригад): Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. М.; 2006.
4. Копейкин Н.Ф., Станкевич А.И., Бондарева А.Р., Боева И.А. Гипертоническая болезнь как профзаболевание работников локомотивных бригад. Гигиена и санитария. 2011; 3: 28-9.
5. Кудрин В.А. Состояние здоровья работников локомотивных бригад. В кн.: Сборник научных трудов «Теоретические и прикладные проблемы современного здравоохранения и медицинской науки». Сборник научных работ в 2-х частях МПС Российской Федерации. М., 2001; 2: 344-51.
6. Прохоров А.А., Суворов С.В., Грибанов О.И. Руководство по гигиене труда на железнодорожном транспорте. М.;1981.
7. Сибилев В.М., Коршунов Ю.Н., Цфасман А.З. «Руководство по железнодорожной медицине» в 3-х томах. М.; 1991.
References
1. Vasil'eva L.Ya. Structural and fanctional changesin the cardiovascular system in locomotive engineers with hypertension and reducing the effectiveness of the program at the level of outpatient rehabilitation: Diss. Ufa; 2009. (in Russian)
2. Vil'k M.F., Kapcov V.A., Pankova V.B. Occupational harard of railway workers. [Professional'nyy risk rabotnikov zhe-leznodorozhnogo transporta]. Moscow; 2001. (in Russian)
3. Kas'kov Yu.N. Hygienie substantiation of the risk of occupational diseases amang railway employees (For example, employees locomotive crews): Diss. M.; 2006. (in Russian)
4. Kopeykin N.F., Stankevich A.I., Bondareva A.R., Boeva I.A. Hypertensive heart disease as an occupatuinal disease of locomotive briades. Gigiena i sanitariya. 2011; 3: 28-9. (in Russian)
5. Kudrin V.A. The health status of workers locomotive crews. In: Collectionof scientific papers «Theoretical and applied problems of modern health care and medical sience». Collection of sein-tific works in 2 parts Ministry of Railways f the Russuan Federation [Sbornik nauchnykh trudov «Teoreticheskie i prikladnye problemy sovremennogo zdravookhraneniya i meditsinskoy nau-ki». Sbornik nauchnykh rabot v 2-h chastyakh MPS Rossiyskoy Federatsii]. Moscow; 2001. (in Russian)
6. Prokhorov A.A., Suvorov S.V., Gribanov O.I. Guide to Health in rail transport [Rukovodstvo po gigiene truda na zheleznodorozh-nom transports]. Moscow; 1981. (in Russian)
7. Sibilev V.M., Korshunov Yu.N., Tsfasman A.Z. Guide railmedit-sine in 3 volumes [Rukovodstvo po zheleznodorozhnoy medit-sine» v 3-kh tomakh]. Moscow; 1991.
Поступила 14.06.2013 Received 14.06.2013