10
ЗНиСО Февраль im (20/)
УДК 613.6:629.42
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА РАБОТНИКОВ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
Ю.Н. Каськов1, В.А. Логинова1, С.Д. Кривуля2
Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, Москва, Россия 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», Москва, Россия
Проведена гигиеническая оценка условий труда работников локомотивных бригад за период 2006-2015 гг. по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и гигиенического мониторинга. Установлено, что ведущая роль в формировании профессиональной патологии принадлежит воздействию физических факторов. Ключевые слова: условия труда, железнодорожный транспорт, профессиональные болезни.
Yu.N. Kaskov, V.A. Loginova, S.D. Krivulya □ HYGIENIC ASSESSMENT OF WORKING CONDITIONS OF WORKERS OF LOCOMOTIVE BRIGADES □ Directorate of Rospotrebnadzor on the Russian Railway Transport, Moscow, Russia; Center of Hygiene and Epidemiology on the Russian Railway Transport, Moscow, Russia.
Hygienic assessment of working conditions of locomotive brigades over the period 2006-2015 on the results of the Federal state sanitary and epidemiological surveillance and health monitoring was conducted. It was found that the leading factor in formation of professional pathology is the impact of physical factors.
Key words: working conditions, railway transport, professional illness.
Устойчивое функционирование железнодорожного транспорта существенно зависит от состояния здоровья ведущих профессиональных групп железнодорожников, обеспечивающих безопасность движения. Оценка уровня вредного воздействия отдельных факторов трудового процесса на работника в процессе трудовой деятельности и создание механизмов управления этими факторами с целью снижения до уровней приемлемых рисков позволяет сохранять профессиональное здоровье работающих и ведет к сбережению трудовых ресурсов.
Условия труда работников основных железнодорожных профессий, обеспечивающих безопасность движения поездов, протекают в неблагоприятных производственных условиях, сопровождающихся комплексным воздействием вредных и опасных производственных факторов различной природы и интенсивности [6]. Среди ведущих профессий железнодорожной отрасли - профессии машиниста и помощника машиниста магистральных и маневровых электровозов и тепловозов.
Цель исследования - гигиеническая оценка условий труда работников локомотивных бригад в современных условиях.
Материалы и методы. Были проанализированы результаты контрольно-надзорной деятельности и гигиенического мониторинга, про-
водимых органами и учреждениями Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту [1].
Результаты исследования. Анализ данных за 2006-2015 гг. свидетельствует о неблагоприятных условиях труда в кабинах локомотивов. Превышения гигиенических нормативов физических факторов по различным параметрам в кабинах пассажирского (в том числе моторва-гонного) и грузового подвижного состава отмечаются в 26-53 % кабинах от числа обследованных (рис. 1). В то же время за последние 5 лет (2010—2015 гг.) отмечается улучшение состояния рабочей среды в локомотивах: удельный вес кабин с уровнями физических факторов, не соответствующими нормативам, уменьшился с 53 до 26 %.
По уровню шума удельный вес кабин, не соответствующих гигиеническим нормативам, составлял в разные годы от 20,2 до 45,1 % от числа обследованных (рис. 2). При этом удельный вес кабин (из числа не соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам шума) с превышением предельно допустимого уровня (ПДУ) шума до 5 дБА составлял от 69 до 96,4 %. Превышения ПДУ уровня шума на 5—10 дБА отмечались в 13,4—31 % обследованных кабин, с превышением ПДУ уровня шума на 10—15 дБА — в 2,3—11 %.
36,t
Рис. 1. Динамика удельного веса кабин локомотивов, не соответствующих нормативам по показателям физических факторов, за 2010—2015 гг.
февраль N02 (287) ЗНиСО
19
45,1
Рис. 2. Динамика удельного веса кабин локомотивов
за 2010-
По уровню вибрации удельный вес кабин, в которых выявлены превышения ПДУ, составлял от 3,9 до 35,6 % (рис. 3). Удельный вес кабин (из числа не соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам вибрации) с превышением ПДУ вибрации до 5 дБ составлял от 67,2 до 90 %, с превышением ПДУ вибрации на 5-10 дБ - от 2,7 до 87,5 %, с превышением ПДУ вибрации на 10-15 дБ - от 5,6 до 30,1 %.
Исследования кабин по уровню инфразвука показали превышения ПДУ в 9,6-57,1 % от числа обследованных кабин. По показателям электромагнитных полей превышение ПДУ выявлялись в 3,5-4,0 % случаев (в 2011, 2012 и 2014 гг. превышения ПДУ не регистрировались).
По показателям микроклимата удельный вес кабин, которые не соответствовали гигиеническим нормативам, составлял от 1,3 до 8,5 % (рис. 4).
По параметрам освещенности на пульте управления в кабине локомотива неудовлетво-
2013 2014 2015
не соответствующих нормативам по уровню шума, 2015 гг.
рительные результаты исследования отмечались в 0,5-6,2 % обследованных кабин (рис. 5).
Таким образом, в многолетней динамике отмечается снижение удельного веса кабин подвижного состава, не соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам физических факторов как в целом (с 34,6 до 25,9 %), так и по большинству исследованных факторов, за исключением параметров электромагнитных полей.
Нарушения исправности оборудования тягового подвижного состава, влияющие на гигиенические параметры рабочей среды и здоровья работников локомотивных бригад, выявлялись в 12,7-67,1 % случаев. Неисправность кресел машинистов отмечалась в 9,1-62,8 %, нарушение обивки сидений - в 5,5-37 %, отсутствие амортизаторов - в 13-35,7 %, отсутствие возможности регулировки кресла по высоте - в 9,1-21,7 %, неисправность отопления - в 0,7-3,6 % обследованных кабин (рис. 6).
Рис. 3. Динамика удельного веса кабин локомотивов, не соответствующих нормативам по уровню вибрации, за 2010-2015 гг.
Рис. 4. Динамика удельного веса кабин локомотивов, не соответствующих нормативам по показателям микроклимата, за 2010-2015 гг.
20
ЗНиСО Февраль N2 (207)
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. 5. Динамика удельного веса кабин локомотивов, не соответствующих нормативам по параметрам освещенности, за 2010-2015 гг.
67,1
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 6. Динамика удельного веса кабин локомотивов, не соответствующих нормативам по показателям микроклимата, за 2010-2015 гг.
На риски приобретения профессиональной патологии в течение трудовой деятельности существенно влияет комплекс производственных факторов на рабочих местах. Неудовлетворительные условия труда как результат нарушения требований санитарного законодательства являются основной причиной, вызывающей развитие профессиональных и профессионально-обусловленных заболеваний.
В 2007-2015 гг. по сети железных дорог выявлено 437 случаев профессиональных заболеваний среди работников локомотивных бригад (рис. 7). В общей структуре профессиональных заболеваний среди работников железнодорожной отрасли удельный вес работников локомотивных бригад составляет ежегодно от 30 до 43 %. Показатель заболеваемости в 2015 г.
составляет 3,0 на 10 тыс. работников при показателе по сети железных дорог 1,32 на 10 тыс. работников [2, 5].
В структуре нозологических форм основную долю составляет нейросенсорная тугоухость - 93,4 % случаев. Вибрационная болезнь установлена в 9,4 %, заболевания периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата - в 1,3 % случаев [3].
Вопросы состояния условий труда и профессиональной заболеваемости работников локомотивных бригад заслушиваются ежегодно на сетевых школах передового опыта ОАО «РЖД», на международной научно-практической конференции «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте», которая проводится 1 раз в 2 года.
2007 200Й 2003 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 7. Динамика количества профессиональных заболеваний среди работников локомотивных бригад за 2007-2015 гг.
февраль N02 (287) ЗНиСО
21
На основании проведенной оценки и представления руководству ОАО «РЖД» результа-^^ тов утверждена «Комплексная программа по улучшению условий труда, отдыха и питания работников локомотивных бригад 2013—2015 гг.». Установлен контроль за реализацией меро-
I_ приятий программы. Отчетная информация по
выполнению программы и проблемные вопросы по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности работников рассматриваются на заседаниях Центральной комиссии по охране труда и здоровья работников ОАО «РЖД», образованной в 2010 году по предложению Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту и являющейся координационным органом для системного управления вопросами сохранения жизни и здоровья работников. В состав Центральной комиссии входит руководство органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту. В работе Центральной комиссии установлен порядок рассмотрения и заслушивания руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД», а также принятия оперативных мер по принятым решениям [4].
Выводы. В формировании условий труда работников локомотивных бригад основную роль играют физические факторы трудового процесса: шум и вибрация. Среди машинистов и помощников машинистов ежегодно регистрируется от 30 до 43 % случаев профессиональных болезней от общего числа по сети железных дорог. Основную долю профессиональной патологии составляют заболевания от воздействия физических факторов, что является результатом неудовлетворительных условий труда по показателям физических факторов. Осуществление мониторинга санитарно-гигиенического состояния условий труда работников локомотивных бригад, включая контроль соответствия кабин подвижного состава после ка-
питального и технического ремонта, позволит получать информацию о факторах вредного воздействия в процессе трудовой деятельности и устанавливать причинно-следственные связи в формировании профессиональной и профессионально-обусловленной патологии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анализ санитарно-гигиенического состояния промышленных предприятий железнодорожного транспорта и профессиональной заболеваемости: Информационный бюллетень. М.: Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту; ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту», 2006—2015.
2. Государственный доклад Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту. М., 2007—2015.
3. Деятельность негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД». Показатели состояния здоровья работников ОАО «РЖД», членов семей работников ОАО «РЖД», неработающих пенсионеров ОАО «РЖД» и прикрепленного территориального населения»: Сб. стат. мат. М., 2007—2015.
4. История становления и развития медико-санитарной службы на железнодорожном транспорте России / Под ред. Г.Г. Онищенко. М., 2016. С. 118—119.
5. Каськов Ю.Н. Актуальные вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте России / Ю.Н. Каськов // Сборник трудов 3-го съезда врачей железнодорожного транспорта России. Ростов-на-Дону, 2013. С. 364—366.
6. Каськов Ю.Н. Гигиеническое обоснование риска развития профессиональных заболеваний у работников железнодорожного транспорта (на примере работников локомотивных бригад): Дисс... канд. мед. наук: 14.00.27 / Каськов Юрий Никитович. М.: ФГУП «ВНИИЖГ», 2006. 115 с.
Контактная информация:
Каськов Юрий Никитович, тел.:+7 (499) 235-25-72, e-mail: kaskov.mps@bk.ru Contact information: Kaskov Yury, phone:+7 (499) 235-25-72, e-mail: kaskov.mps@bk.ru