Научная статья на тему 'Современные аспекты санитарноэпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте Российской Федерации'

Современные аспекты санитарноэпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY-ND
168
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / УСЛОВИЯ ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ШУМ / САНИТАРНОЗАЩИТНАЯ ЗОНА / RAILWAY TRANSPORT / WORKING ENVIRONMENT / INDUSTRIAL NOISE / SANITARY-PROTECTION ZONE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Каськов Юрий Никитович

Проведен анализ профессиональной заболеваемости и состояния условий труда работников железнодорожного транспорта, работников локомотивных бригад при воздействии производственного шума. Приведены данные инструментальных измерений в кабинах локомотивов. Отмечены актуальность проблемы влияния шума от деятельности железнодорожного транспорта на жилую застройку и необходимость организации санитарно-защитных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Каськов Юрий Никитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern aspects of sanitary and epidemiologic wellbeing on the russian railway transport

The analysis of occupational morbidity and working environment condition of railway workers including locomotive crew members under the influence of industrial noise was carried out. In recent research special data of instrumental measurements in cabs of the locomotives are provided. The urgency issue of noise influence on the residential constructions from the railway transport activities and need of organization sanitary protection zones are marked.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты санитарноэпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте Российской Федерации»

ДШШ №12 (249) ЗНифО

11

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ю.Н. Каськов

MODERN ASPECTS OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING ON THE RUSSIAN RAILWAY TRANSPORT

Yu.N. Kaskov

Управление Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту, г. Москва Проведен анализ профессиональной заболеваемости и состояния условий труда работников железнодорожного транспорта, работников локомотивных бригад при воздействии производственного шума. Приведены данные инструментальных измерений в кабинах локомотивов. Отмечены актуальность проблемы влияния шума от деятельности железнодорожного транспорта на жилую застройку и необходимость организации санитарно-защитных зон.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, условия труда, производственный шум, санитарно-защитная зона.

The analysis of occupational morbidity and working environment condition of railway workers including locomotive crew members under the influence of industrial noise was carried out. In recent research special data of instrumental measurements in cabs of the locomotives are provided. The urgency issue of noise influence on the residential constructions from the railway transport activities and need of organization sanitary protection zones are marked.

Keywords: railway transport, working environment, industrial noise, sanitary-protection zone.

Железные дороги, по сравнению с другими видами транспорта, в меньшей степени воздействуют на окружающую среду. Однако проблема шумового воздействия в железнодорожной отрасли является многосторонней и актуальной: это и воздействие шума как производственного фактора на здоровье работников железнодорожной отрасли, и акустическое загрязнение окружающей среды, и влияние на здоровье населения.

Одним из важнейших направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту является надзор за влиянием вредных факторов, являющихся результатом производственной деятельности железнодорожного транспорта и предприятий транспортной инфраструктуры, в том числе надзор за состоянием условий труда как частью среды обитания человека, фактором, в значительной мере определяющим здоровье работающих.

Управлением Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту осуществляется федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за 4 720 промышленными предприятиями, на которых по состоянию на 1 января 2013 г. заняты свыше 890 тыс. работающих. В условиях неблагоприятного воздействия вредных, опасных веществ и производственных

30

25

20

15

10

пары и газы

пыль и аэрозоли

шум

' 2008 ■ 2009 II 2010 Я 2011 1 2012

Рис. 1. Динамика удельного веса лабораторных исследований производственных факторов, не соответствующих гигиеническим нормативам, на рабочих местах в 2008—2012 гг. (%).

факторов на промышленных предприятиях железнодорожной отрасли работает более 480 тыс. человек.

По данным федеральной статистической отчетности за 2008—2012 гг., удельный вес лабораторных исследований производственных факторов, не соответствующих гигиеническим нормативам, улучшение условий труда отмечается только по показателям микроклимата на рабочем месте.

По химическим загрязнителям воздуха рабочей зоны и физическим факторам отмечается тенденция к ухудшению показателей (рис. 1).

Основным вредным производственным фактором, являющимся результатом деятельности железнодорожного транспорта, воздействующим на работников железнодорожного транспорта и служащим непосредственной причиной возникновения профессиональных заболеваний, является шум [1].

За период с 2010 по 2012 гг. среди железнодорожников удельный вес профессиональных заболеваний, вызванных воздействием повышенного уровня шума, колеблется от 59,0 до 72,9 % от всех выявленных случаев. При этом удельный вес рабочих мест с уровнем шума, превышающим ПДУ, колеблется от 21,4 до 25,9 %.

К числу ведущих и наиболее ответственных профессий железнодорожной отрасли, обеспечивающих безопасность движения, относятся машинисты локомотивов и их помощники.

В надзорной деятельности Управления одним из приоритетных направлений является надзор за условиями труда работников локомотивных бригад.

В 2012 г. обследованы 343 кабины локомотивов в 103 локомотивных депо. По уровню физических факторов не соответствовали гигиеническим нормативам 43,4% обследованных кабин (рис. 2).

вибрация

5

0

28

ЗНиСО ДЕКАбРЬ №12 (249)

Рис. 2. Динамика удельного веса кабин подвижного состава, не соответствующих гигиеническим требованиям по параметрам физических факторов, за 2009—2012 гг. (%).

□ 2010

□ 2012

до 5 дБА

510 дБА

1015 дБА

Рис. 3. Динамика удельного веса кабин, не соответствующих

гигиеническим нормативам по уровню превышения ПДУ вибрации за 2010—2012 гг. (%)

За последние три года удельный вес кабин, где уровни шума превышают предельно допустимые на 10—15 дбА, увеличился более чем в два раза (рис. 3).

Таким образом, тенденции к улучшению санитарного состояния кабин подвижного состава по физическим факторам за период 2009—2012 гг. не прослеживается. Увеличение удельного веса кабин локомотивов со значительным превышением ПДУ шума и вибрации свидетельствует о необходимости совершенствования проводимых мероприятий по снижению шумовой и вибрационной нагрузки — замену устаревших локомотивов вместо проведения технического ремонта.

В настоящее время при участии Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транс -порту разрабатывается Программа по улучшению условий труда, отдыха и питания для работников локомотивных бригад Дирекции тяги ОАО «РЖД».

Хотя работники локомотивных бригад составляют лишь 5% от общего числа работников отрасли, 40% всей профессиональной патологии регистрируется среди машинистов и их помощников. Основная патология, регистрируемая у работников локомотивных бригад, — это нейросенсорная тугоухость — 70% и вибрационная болезнь — 28%.

Проблема акустического влияния объектов железнодорожного транспорта на среду обитания человека является чрезвычайно актуальной в зоне жилой застройки, где неудовлетворитель-

ные условия проживания создает шум от проходящего подвижного состава, речевых информаторов на станциях и остановочных пунктах. Количество обращений граждан об ухудшении условий проживания за три года увеличилось с 117 в 2010 г. до 203 в 2012 г. В населенных пунктах отсутствуют сведения о территориях, находящихся в зонах повышенного шумового воздействия, а также о доли населения, проживающего в зонах шумового дискомфорта.

Удельный вес неудовлетворительных результатов замеров уровня шума от железнодорожного транспорта, проходящего через жилую застройку, в 2007—2012 гг. колеблется в городских поселениях от 24,7 до 76,9 %, в сельских поселениях — от 12,5 до 79,6 %. Одним из основных мероприятий по снижению негативного влияния производственных объектов на окружающую среду является организация санитарно-защитных зон промышленных предприятий и санитарных разрывов от линейных объектов железнодорожного транспорта [3].

В связи с изменениями в санитарном законодательстве значительно уменьшилось количество предприятий, требующих разработки проекта организации санитарно-защитных зон [4]. Проведена корректировка реестра предприятий, требующих разработки проекта санитарно-защитной зоны, и количества населения, проживающего в санитарно-защитных зонах.

По сети железных дорог в пределах санитарно-защитных зон объектов железнодорожной отрасли проживает свыше 111 тыс. чел. Под контролем Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту находится 4 720 промышленных объектов, не соблюдаются размеры ориентировочной санитарно-защитной зоны на 577 объектах.

Согласованные в установленном порядке проекты организации санитарно-защитной зоны имеются на 502 объектах.

По сети железных дорог разработка проектов организации санитарно-защитных зон необходима для 686 объектов. Кроме того, для линий железнодорожного транспорта требуются расчеты санитарных разрывов.

В дальнейшем решение вопросов защиты населения от шума представляет значительную сложность, так как требует взаимодействия различных федеральных, региональных и частных ведомств и организаций и финансовоемких мероприятий.

Таким образом, проблема шумового воздействия в железнодорожной отрасли остается актуальной как внутри отрасли, так в связи в внешним воздействием неблагоприятных факторов от деятельности железнодорожного транспорта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вильк М.Ф., Капцов В.А., Панкова В.Б. Профессиональный риск работников железнодорожного транспорта. Издание 2-е. М., 2007.

2. Материалы сетевой школы ОАО «РЖД» «Организация инфраструктуры управления отходами. Малоотходные и ресурсосберегающие технологии. Подходы к вопросам ликвидации

60

50

30

10

0

90

81,6

80

70

60

50

40

30

20

13,4

10

0

ЦШШ №12 (249) ЗНиСО

29

экологических последствий прошлых лет (тезисы докладов)». Иркутск, 2013.

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03). Новая редакция. М., 2008. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 сентября 2010 г. № 122 «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739—10 «Изменения и до-

полнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200—03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция». М., 2010.

Контактная информация: Contact information:

Каськов Юрий Никитович, Kaskov Yury

тел.: 8 (985) 970-38-01, tel.: 8 (985) 970-38-01,

e-mail: kaskov.mps@bk.ru e-mail: kaskov.mps@bk.ru

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АКУСТИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ И ВОДИТЕЛЕЙ ТЯЖЕЛЫХ ГРУЗОВИКОВ И СПОСОБЫ ИХ ЗАЩИТЫ ОТ ШУМА

С.П. Драган1, В.Н. Зинкин2, Ю.А. Кукушкин2, С.К. Солдатов2

HYGIENIC EVALUATION OF ACOUSTIC WORKPLACE ENVIRONMENT OF AVIATION PROFESSIONALS AND THE DRIVER HEAVY TRUCK AND METHODS OF THEIR ANTI-NOISE

S.P. Dragan, V.N. Zinkin, Yu.A. Kukushkin, S.K.Soldatov 'ГНЦ РФ - ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, г. Москва; 2ФГКУ «4 ЦНИИ» Минобороны России, г. Москва

Показано, что по шумовому фактору условия труда авиационных специалистов квалифицируются как вредные и опасные, а водителей тяжелых грузовиков — как допустимые и вредные; дана характеристика возможных средств и методов защиты представителей исследуемых групп от шума.

Ключевые слова: акустическая обстановка, низкочастотный шум, транспортный шум, авиационный шум, медицинская акустика, защита от шума.

It is shown that the noise factor working conditions aviation specialists are qualified as harmful and dangerous, and drivers of heavy trucks — as acceptable and harmful, given the characteristics of the possible means and methods of the representatives of the groups from the noise.

Keywords: acoustic conditions, low-frequency noise, traffic noise, aircraft noise, medical acoustics, noise control.

Неблагоприятное действие шума продолжает оставаться актуальной проблемой на производстве и транспорте, доля рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам по шуму, занимает в России первое место среди физических факторов [2, 5, 6].

Зачастую производственный шум имеет сложный спектральный состав, одновременное действие шума разных акустических диапазонов может сопровождаться изменением (модификацией) клинических проявлений шумовой патологии [4]. Такая ситуация характерна для промышленных и особенно транспортных шумов из-за наличия нескольких источников шума, высокой энерговооруженности и крупных габаритов транспортных средств. Поэтому весьма актуальными являются исследования акустической обстановки и условий труда на рабочих местах специалистов, подвергающихся воздействию транспортного шума, для выявления особенностей действия шума в интересах разработки эффективных средств, способов и методов защиты от него.

Исследование акустической обстановки и условий труда на рабочих местах в двух профессиональных группах — авиационные специалисты (АС) и водители тяжелых грузовиков, показало, что уровни звукового давления (УЗД) на рабочих местах АС в инфразвуковом диапазоне колебались от 95 до 113 дБ, а у водителей — от 65 до 113 дБ. Во всех случаях максимальные выявленные значения УЗД превышали предельно допустимые уровни (ПДУ) в октавных полосах 2—16 Гц. Минимальные значения УЗД на рабочих местах водителей были ниже ПДУ, а у АС — равны или превышали допустимые значения [3, 7].

В звуковом (слышимом) диапазоне УЗД на рабочих местах АС колебались от 96 до 128 дБ и были выше, чем в области инфразвука, превышая ПДУ практически во всех октавных полосах на 2—46 дБ. На рабочих местах водителей значения этого показателя изменялись в диапазоне от 53 до 99 дБ и были ниже, чем в области инфразвука (ИЗ).

Эквивалентный уровень звука на рабочих местах АС колебался от 94 до 120 дБА и был выше ПДУ на 14—40 дБА, а у водителей — существенно ниже (70—90 дБА), максимальные значения его превышали допустимые значения до 10 дБА. Общий эквивалентный УЗД на рабочих местах АС колебался от 117 до 129 дБ Лин и был выше ПДУ на 17—29 дБ Лин, у водителей УЗД достигали лишь 77—113 дБ Лин, максимальные значения УЗД превышали допустимые значения на 13 дБ Лин. На рабочих местах АС максимальные величины УЗД приходились практически на все октав-ные частоты звукового диапазона, а у водителей — на инфразвуковой диапазон [3, 5, 7].

Таким образом, АС и водители на своих рабочих местах подвергаются сочетанному воздействию двух вредных факторов — непостоянного широкополосного шума и (ИЗ). У АС уровни шума и ИЗ достигают высокоинтенсивных значений, так как УЗД превышают 100 дБ практически во всех октавных полосах частот с максимумом акустического спектра в области звукового диапазона от низких до высоких частот. На водителей действует интенсивный шум (УЗД в октавных полосах звукового диапазона не превышают 100 дБ) и высокоинтенсивный инфразвук (УЗД в октавных полосах инфраз-вукового диапазона превышают 100 дБ) с максимумом акустического спектра в области ин-фразвуковых частот.

Гигиеническая оценка рабочей среды для представителей двух сопоставляемых групп, показала, что условия труда:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— АС относятся к вредным и опасным: уровни шума на рабочих местах превышают ПДУ на 14—40 дБА, поэтому условия их труда по шуму соответствуют классам 3.2—4, по ИЗ (превышение ПДУ на 17—29 дБ Лин) - классам 3.3—4;

— водителей квалифицируются как допустимые и вредные: превышение ПДУ шума до 10 дБА (классы 2—3.2), превышение ПДУ ИЗ до 13 дБ Лин (классы 2—3.3).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.