[гиена и санитария 5/2013
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 613.692:656.2
Ю.Н. Каськов, Г.А. Фархатдинов, Ю.И. Подкорытов, Н.Ш. Хуснутдинова
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОСТОЯНИЯ И УЛУЧШЕНИЯ САНИТАРНОэпидемиологического благополучия работников и пассажиров железнодорожного ТРАНСПОРТА РОССИИ
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, 115054, Москва
Представлены данные о санитарно-эпидемиологическом состоянии объектов железнодорожного транспорта России. При бактериологическом исследовании питьевой воды, взятой из систем водоснабжения пассажирских вагонов, 3,9—5,0% проб не соответствовали гигиеническим нормативам (р < 0,01). Пробы воздуха рабочей зоны промышленных предприятий не соответствовали гигиеническим нормативам: по парам и газам - 4,6, пыли и аэрозолям - 13,6%. В 52,9 ± 2,6% обследованных кабин машинистов выявлено несоответствие требованиям гигиенических нормативов по физическим факторам: по шуму - 45,1 ± 2,7, вибрации -35,6 ± 2,7% и др. От общего количества профессиональных заболеваний на долю водителей локомотивов приходится около 40% случаев, из них нейросенсорная тугоухость доходит до 80%. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности среди водителей локомотивов на 20-25% выше (р < 0,05), чем в целом по железнодорожному транспорту. Даны предложения по совершенствованию санитарно-гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, мониторинг санитарно-гигиенического состояния, атмосферный воздух, питьевая вода, временная нетрудоспособность, профессиональная заболеваемость
Yu. N. Kas'kov, G. A. Farkhatdinov, Yu. I. Podkorytov, N. Sh. Khusnutdinova — CURRENT ASPECTS OF THE STATE AND IMPROVEMENT OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF WORKERS AND PASSENGERS
of Russian railways
The All-Russian Research Institute of Railway Hygiene of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare, 115054, Moscow, Russian Federation
The data on the sanitary-epidemiological state of Railways objects of Russia are presented. Bacteriological examination of drinking water taken from the water systems ofpassenger cars showed that 3,9-5,0% of the samples did not meet the health standards (p <0.01). Samples of workplace air in industrial enterprises did not meet hygienic standards: on vapors and gases - 4.6%, dust and aerosols - 13.6%. In 52,9 ± 2,6% of examined drivers cabs there was revealed noncompliance to hygienic standards on physical factors: on the noise - 45,1 ± 2,7%, vibration - 35,6 ± 2,7%, etc. Out of the total number of occupational diseases locomotive drivers accountfor about 40% of cases, including sensorineural hearing loss up to 80%. Morbidity with temporary disability among drivers of locomotives are 20-25% higher (p <0,05), than in the whole railway transport. The suggestions on the improvement of sanitary- hygienic monitoring in rail transport are given.
Key words: railway transport, monitoring of sanitary and hygienic state, air, drinking water, temporary disability, occupational morbidity
Создание здоровых и безопасных условий труда, снижение риска воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды на работающее население, а также совершенствование мер профилактики социально обусловленных заболеваний является залогом устойчивого социально-экономического развития любого государства, в том числе и Российской Федерации [1-3]. В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте одним из приоритетных направлений деятельности остается улучшение условий труда работников, обеспечивающих безопасность движения поездов, и благоприятных условий перевозок пассажиров.
Задачи исследования - провести анализ современного состояния санитарно-эпидемиологического благополучия на объектах железнодорожного транспорта и выявить основные направления деятельности по его улучшению.
Для корреспонденции: Подкорытов Юрий Иванович, [email protected].
Материалы и методы
В работе использованы данные официальной государственной статистической отчетности органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту (Роспотребнадзор по железнодорожному транспорту) за 2005-2011 гг. Статистическую обработку данных проводили общепринятыми методами: вычислением средних величин (X± а) и показателей процентов (p ± mр. Достоверность показателей и их различий определяли с использованием t-критерия Стьюдента, которую считали значимой приp < 0,05.
Результаты и обсуждение
В последние годы отмечена некоторая тенденция повышения санитарно-гигиенического благополучия на объектах железнодорожного транспорта. Но многие вопросы улучшения условий труда железнодорожников по-прежнему актуальны.
Безопасность движения железнодорожных составов во многом зависит от состояния условий труда и здо-
24
Средние показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности по железным дорогам России в 2010-2011 гг. (по всем причинам заболеваний, X ± п )
Работники Число случаев на 100 работающих Число дней на 100 работающих Продолжительность одного случая(дней)
2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г. 2011 г. 2010 г.
железнодорожного транспорта, всего ... 62,7 ± 7,7 66,9 ± 8,3 833,0 ± 95,5 906,9 ± 114,1 13,3 ± 0,9 13,6 ± 1,1
обеспечивающие безопасность движения поездов 66,7 ± 10,0 69,9 ± 10,6 852,5 ± 124,2 925,8 ± 136,6 12,8 ± 0,8 13,8 ± 0,9
локомотивных бригад 84,3 ± 16,6 84,0 ± 16,0 996,8 ± 177,5 1028,5 ± 160,3 11,8 ± 0,7 12,2 ± 0,8
ровья работников двух отдельных категорий: лиц, чья работа связана с обеспечением безопасности движения поездов (1-я категория работ железнодорожников), и работников локомотивных бригад (машинисты и помощники машинистов локомотивов), работа которых относится к так называемой 1-й группе 1-й категории работ железнодорожников. Работа локомотивных бригад, прежде всего магистральных локомотивов, зависит от психоэмоционального состояния, гиподинамии, моно-тонии, значительной шумовой и вибрационной нагрузки на организм, а в некоторых случаях - неблагоприятных микроклиматических и других факторов в кабинах машинистов.
Показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ЗВУТ) по всем причинам на 100 работающих в целом по ОАО «РЖД» в 2011 г. оставались на уровне 2010 г. (см. таблицу).
Результаты статистической обработки представленного в таблице цифрового материала свидетельствуют: как по числу случаев и дней заболеваний, так и по продолжительности одного случая на 100 работающих во всех анализируемых группах железнодорожников существенных различий между данными за 2011 и 2010 гг. не наблюдается (р > 0,05). Все основные показатели ЗВУТ в группе работников, участвующих в обеспечении безопасности движения поездов, не имеют существенных различий с аналогичными показателями в целом по железным дорогам (р > 0,05). Среди работников локомотивных бригад показатели ЗВУТ по числу случаев и дней заболеваний на 100 работающих достоверно (р < 0,05) выше как по аналогичным данным в целом по железным дорогам (примерно на 20-25%), так и по работникам, обеспечивающим безопасность движения поездов. В то же время средние показатели продолжительности течения одного случая заболевания на 100 работающих среди работников локомотивных бригад достоверно (р < 0,05) ниже как по данным в целом по железным дорогам (примерно на 8-10%), так и по работникам, обеспечивающим безопасность движения поездов. В структуре ЗВУТ среди работников локомотивных бригад в 2011 г. являлись: болезни органов дыхания - 50,6% (2010 г. - 47,0%), травмы и отравления - 12,8% (2010 г. - 13,6%), болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани - 10,8% (2010 г. - 11,3%), болезни органов кровообращения - 7,4% (2010 г. - 8,2%), болезни органов пищеварения - 5,4% (2010 г. - 5,8%).
Данные лабораторно-инструментальных обследований санитарно-гигиенического состояния кабин локомотивов пассажирского и грузового подвижного состава, проведенных в 2011 г., свидетельствуют, что значительное число кабин локомотивов не соответствует требованиям гигиенических нормативов по физическим факторам (52,9 ± 2,6%), в том числе по уровню: шума -
45,1 ± 2,7%, из них с превышением ПДУ шума до 5 дБА
- 81,6%, 5-10 дБА - 13,5%, 10-15 дБА - 4,9%; параметрам инфразвука - 9,6 ± 3,2%, вибрации - 35,6 ± 2,7%, из них с превышением ПДУ вибрации до 5 дБ - 83,3%, 5-10 дБ - 6,7%, 10-15 дБ - 10,0 %, параметрам микроклимата - 1,3 ± 0,6%, неудовлетворительным параметрам освещенности на пульте управления локомотивом (недостаточные уровни освещенности приборов и неравномерность их освещения) - 1,1 ± 0,6%.
В структуре регистрируемых по сети железных дорог России профессиональных заболеваний преобладают нейросенсорная тугоухость (63,0%), пылевая этиология (15,8%), вибрационная болезнь (9,1%), болезни периферической нервной системы (7,5%), хронические интоксикации (2,3%) и прочие (2,3%). От общего количества профессиональных заболеваний, регистрируемых по сети железных дорог, на долю работников локомотивных бригад приходится около 40% случаев, при которых доля заболеваний нейросенсорной тугоухостью достигает 80%. В то же время среди работников локомотивных бригад регистрируются профессионально обусловленные заболевания - 71,4%, в том числе: гипертоническая болезнь
- 40,4, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки -9,4, болезни ЛОР-органов - 9,6, костно-мышечной системы - 7,2, нервной системы - 4,7%.
Основными факторами, определяющими развитие неинфекционной патологии у работников железнодорожного транспорта, являются физические (шум, вибрация, микроклимат, пыль, газы и др.). В связи с актуальностью задач улучшения условий труда железнодорожников и профилактики профессиональных заболеваний распоряжением президента ОАО «Российские железные дороги» от 31.07.2010 № 1721-р утверждено «Положение об инженерно-врачебной бригаде». На всех железных дорогах созданы комиссии по охране труда, а также инженерно-врачебные бригады, задача которых - ведение мониторинга условий труда работников, анализ структуры и причин заболеваемости, разработка планов профилактических мероприятий. Результаты лабораторно-инструментальных исследований на объектах пассажирского комплекса (вокзалы, пассажирские поезда дальнего и пригородного сообщения) за 2005-2011 гг., свидетельствуют о тенденции к некоторому улучшению их санитарно-гигиенического состояния. Так, частота выявления нарушений требований санитарно-гигиенических нормативов в пассажирских составах дальнего следования снизилась с 4,8% в 2005-м до 2,8% в 2011 г. По пассажирским поездам пригородного сообщения эти показатели также изменились с 7,5% в 2005 до 3,3% в 2011 г. При исследовании проб воздушной среды в пассажирских вагонах дальнего следования доля неудовлетворительных результатов уменьшилась с 4,1% в 2005 до 0,9% в 2011 г.
25
[гиена и санитария 5/2013
Особое внимание в системе профилактики заболеваний среди пассажиров уделяется перевозке организованных детских коллективов. За период с 28.05.2012 по 04.09.2012 перевезено 9593 организованных детских коллективов в количестве 424 454 детей (в 2011 году -8744 групп, 413 503 детей). Из них горячим питанием были обеспечены 311 105 (73,3%) человек (в 2011 году
- 66,2%), сухим пайком - 108 725 (25,6%) детей (2011 г.
- 33,1%). При перевозках детей регистрировались в основном единичные случаи воздушно-капельных инфекций (2012 г. - 28, 2011 г. - 132 случая), при этом около 85% случаев зарегистрировано в пути следования детей из мест отдыха к местам постоянного проживания.
Качество питьевой воды на объектах железнодорожного транспорта, в том числе пассажирского комплекса, во многом зависит от водоснабжения в субъектах РФ, в том числе в местах пополнения запасов питьевой воды в пути следования пассажирских составов. При бактериологическом исследовании питьевой воды, забранной из систем водоснабжения пассажирских вагонов в пунктах формирования поездов дальнего следования, процент проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, составил 3,9-5,0% (р < 0,01), в вагонах-ресторанах -3,1-4,3% (р < 0,01).
Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на объектах железнодорожного транспорта выполняется в соответствии с действующими правовыми актами федерального уровня и направлен на реализацию ведомственных целевых программ (ВЦП): «Санитарный щит», «Гигиена и здоровье», «Защита прав потребителей», «Стоп, инфекция», «Санитарная охрана территории» - по железнодорожному транспорту. Индикативные показатели ВцП разрабатываются ежегодно по всем территориальным отделам Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту на железных дорогах - филиалах ОАО «Российские железные дороги» в соответствии с приоритетными направлениями деятельности и с учетом данных за предыдущий год. Выполнение планируемых индикативных показателей по санитарно-противоэпидемическому состоянию объектов в основном достигает 82-88%. Однако на многих объектах не удается достичь снижения уровня показателей удельного веса, не отвечающих гигиеническим нормативам проб: питьевой воды из источников централизованного водоснабжения - по санитарно-химическим показателям, воздушной среды - по парам, газам, а также по пыли и аэрозолям. Анализ многолетней динамики исследований воздуха рабочей зоны показывает, что за период 2005-2011 гг. существенного снижения уровней загрязнения воздуха рабочей зоны не наблюдается. По данным лабораторных исследований воздуха рабочей зоны промышленных предприятий в 2011 г., количество проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, составило по парам и газам - 4,6 (2010 г. - 4,3), пыли и аэрозолям - 13,6% (2010 г. - 11,7).
Заключение
Результаты анализа современного состояния объектов железнодорожного транспорта свидетельствуют, что многие вопросы улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия остаются актуальными. Ведение мониторинга санитарно-эпидемиологического состояния объектов с накоплением информационной
базы данных позволит получать оперативные данные по установлению факторов неблагоприятного воздействия окружающей среды и осуществлять детальный текущий и ретроспективный анализ причинно-следственных связей в формировании профессиональной заболеваемости как на отдельных предприятиях, так и в целом по железнодорожному транспорту России.
Выводы. 1. Частота заболеваний с временной утратой трудоспособности среди работников локомотивных бригад как по числу случаев, так и по количеству дней заболеваний достоверно выше, чем среди прочих работников железнодорожного транспорта.
2. При осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора вопросы комплексной гигиенической диагностики факторов неблагоприятного воздействия окружающей среды на работников железнодорожного транспорта необходимо решать с использованием данных мониторинга санитарно-эпидемиологического состояния объектов и данных ретроспективного и текущего анализа причинно-следственных связей в формировании общей и профессиональной заболеваемости.
3. В системе профилактических мероприятий по охране здоровья работников железнодорожного транспорта наиболее действенными можно считать разработку комплексных программ по улучшению условий труда на конкретных объектах и контроль за их выполнением.
Литер атура
1. Измеров Н.Ф., Бухтияров И.В., Прокопенко Л.В. Вопросы профессиональной заболеваемости: ретроспектива и современность. В кн.: Материалы XI Всероссийского конгресса «Профессия и здоровье». Москва, 27-29 ноября 2012 г. М.: ФГБУ «НИИ МТ» РАМН; 2012: 29-36.
2. Онищенко Г.Г. Состояние условий труда и профессиональная заболеваемость работников в Российской Федерации. Гигиена и санитария. 2009; 3: 66-71.
3. Рахманин Ю.А., Синицына О.О. Состояние и актуализация задач по совершенствованию научно-методологических и нормативно-правовых основ в области экологии человека и гигиены окружающей среды. В кн.: Материалы Пленума Научного совета по экологии человека и окружающей среды Российской Федерации. Москва, 13-14 декабря 2012 г. М.; 2012: 3-7.
Reference s
1. Izmerov N.F., Bukhtiyarov I.V., Prokopenko L.V. Questions of occupational disease: retrospective and present. In: Proceedings of XI All-Russian Congress “Occupation and Health”. Moscow, November 27-29, 2012. Мoscow: FGBU “Research Institute of Occupational Medicine” of the Russian Academy of Medical Sciences ; 2012: 29-36 (in Russian).
2. Onishchenko G.G. Working conditions and occupational morbidity of workers in the Russian Federation. Gigiena i sanitariya. 2009; 3: 66-71 (in Russian).
3. Rakhmanin Yu.A., Sinitsyna O.O. Status and update tasks to improve the scientific and methodological and regulatory frameworks in the field of human ecology and environmental hygiene. In.: Proceedings of the Plenum of the Scientific Council for Human Ecology and Environment of the Russian Federation. Moscow, 13-14 December 2012. Мoscow; 2012: 3-7 (in Russian).
Поступила 31.01.13
26