указанной информации дает возможность разработать адекватную модель изучения связи распространенности Нр среди населения с характером водопользования. При этом возможна графическая привязка базы данных к электронной карте изучаемой территории на основе растрового анализа с учетом места проживания обследованных лиц. Это позволит выявить территории и микроучастки с наиболее высокими показателями ин-фицированности, их сопряженность с состоянием водопроводной сети, т. е. с данными об аварийности участков сети и оперативности устранения аварий, техническими данными о материалах и длительности эксплуатации участков водоразводящей сети и пр. Совокупный анализ этих данных позволит определить зависимость инфи-цированности групп населения от качества подаваемой питьевой воды и оценить состояние водопроводной сети с позиции безопасности инфицирования Нр. Можно ожидать, что применение методов молекулярной эпидемиологии, в частности определение ДНК Нр в воде с оценкой инфицированности пользователей, даст более четкие представления о роли водного фактора в распространении инфекции. Для решения этой, как представляется, приоритетной задачи первичной и вторичной профилактики хеликобактериоза необходимо тесное научное сотрудничество эпидемиологов, клиницистов, микробиологов, гигиенистов и специалистов службы технического контроля водообеспечения.
Литер атур а
1. Домарадский И. В., Исаков В. А. // Журн. микробиол. - 2000.
- № 4, прил. - С. 113-117.
2. Жуховицкий В. Г. // Частная медицинская микробиология с техникой микробиологических исследований: Учебное пособие / Под ред. А. С. Лабинской и др. - М.: Медицина, 2005.
- С. 154-171.
3. Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности. СанПиН 1.2.2353-08. -М., 2008.
4. Российский статистический ежегодник. 2004. Стат.сб.- - М.,
2004. - С.217.
5. Руководство ВОЗ. - 2011. http://www.euro.who.int/data/assets/ pdf_file/0008/152846/e95619R.pdf
6. Федичкина Т. П., Соленова Л. Г. // Гиг. и сан. - 2011. - № 4. -С. 30-34.
7. Giao M. S., Azevedo N. F., Wilks S. A. et al. // Appl. Environ. Microbiol. - 2010. - Vol. 76, N5. - P. 1669-1673.
8. http://www.hc-sc.gc.ca/.
9. NayakA. K., Rose J. B. // J. Appl. Microbiol. - 2007. - Vol. 103, N 5. - P. 1931-1941.
10. Percival S. L., Thomas J. G. // J. Water Health. - 2009. - Vol. 7, N 3. - P. 469-477.
11. Queralt N., Araujo R. // Microb. Ecol. - 2007. - Vol. 54, N 4. -P. :771-777.
12. U. S. Environmental Protection Agency. 2005. Announcement of the drinking water contaminant candidate list 2 // Fed. Regist. -
2005. - Vol. 70. - P. 9071-9077.
Поступила 24.02.12
© Ю. Н. КАСЬКОВ, Ю. И. ПОДКОРЫТОВ, 2012 УДК 613.692:656,2
Ю. Н. Каськов, Ю. И. Подкорытов
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ и РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ САНЭПИДБЛАГОПОЛУЧИЯ
на объектах железнодорожного транспорта россии
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту, Москва
Представлен анализ современного санитарно-эпидемиологического состояния объектов железнодорожного транспорта. Средний показатель профессиональной заболеваемости по железнодорожному транспорту в последние годы составляет 1,2 случая на 10 тыс. железнодорожников. От общего количества профзаболеваний по железнодорожному транспорту до 30-40% случаев приходится на долю работников локомотивных бригад (машинисты и помощники машинистов локомотивов), среди которых преимущественно выявляется профессиональная нейросенсорная тугоухость (78,3 ± 3,4%). Пробы воды из источников централизованного и нецентрализованного водоснабжения не соответствовали гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям в 14-18%, а из водопроводов в 4-6% случаев. Даны предложения по совершенствованию санитарно-гигиенического мониторинга на железнодорожном транспорте.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, санитарно-гигиенический мониторинг, питьевая вода, атмосферный воздух
Yu. N. Kaskov, Yu. I. Podkorytov - CURRENT STATUS AND ASPECTS OF SOLVING ISSUES OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING AT THE FACILITIES OF RAILWAY TRANSPORT IN RUSSIA
The Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare at Railway transport, Moscow, Russia
An analysis of modern sanitary-epidemiological status of railway transport is presented. The mean index of occupational morbidity in railway transport workers in recent years is 1.2 cases per 10 thousand railway workers. Workers of locomotive brigades (locomotive drivers and their assistants), in whom occupational sensorineural hearing loss was predominantly revealed (78,3 ± 3,4%) accountedfor 30-40% of cases out of the total number of occupational morbidity in railway transport workers. Water samples from the sources of centralized and noncentralized water supply did not meet health standards for microbiological parameters in the 14-18%, andfrom the water pipes in 4-6% of cases. Suggestions for improving sanitary-hygiene monitoring in railway transport have been given
Keywords: railway transport, sanitary and hygiene monitoring, drinking water, ambient air. 37
37
[гиена и санитария 5/2012
Железнодорожная транспортная система Российской Федерации во многом обеспечивает мобильность населения, экономические взаимосвязи между регионами и другими государствами. В настоящее время железнодорожный транспорт РФ является ведущим видом транспорта страны, деятельность которого обеспечивают около 1,3 млн железнодорожников. Ежегодно железнодорожным транспортом перевозится около 1,3 млрд тонн грузов, или 65% от всех видов транспорта. Из общего количества пассажирских перевозок в транспортной системе РФ до 40% приходится на долю российских железных дорог. Сохранение здоровья и жизни работников железнодорожного транспорта является одной из важнейших задач ОАО "Российские железные дороги". Со стороны руководства ОАО "Российские железные дороги" ежегодно проводится значительный объем мероприятий, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологического состояния объектов железнодорожного транспорта, тем не менее, решение многих вопросов по устранению выявляемых недостатков остается актуальной задачей [1—6].
Задачи исследования - провести анализ современного состояния санэпидблагополучия на объектах железнодорожного транспорта и выявить основные направления деятельности по его улучшению.
Материалы и методы
В работе использованы данные государственной статистической отчетности органов и учреждений Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту за 2006-2010 гг. Исследование проводили с использованием общепринятых методов статистической обработки данных: вычисление средних величин (¥±°) и ошибок показателей процентов (P±mp).
Результаты и обсуждение
Показатели профессиональной заболеваемости среди работников железнодорожного транспорта РФ в последние годы колеблются незначительно и составляют в среднем около 1,2 случая на 10 тыс. работающих (по РФ около 1,6 на 10 тыс. работающих). Практически ежегодно регистрируются единичные случаи острых форм профессиональных заболеваний и отравлений, преимущественно химические интоксикации, связанные с нарушением техники безопасности на производстве. В 2007 г. зарегистрировано два случая острых ингаляционных отравлений: приемосдатчика груза ст. Ачинск Красноярской железной дороги - перхлорэтиленом и оператора химической чистки Орловской дирекции по обслуживанию пассажиров - трихлорэтиленом. При анализе динамики выявления профессиональных заболеваний с хроническим течением за период с 2007 по 2010 г. установлено, что в среднем по сети железных дорог ежегодно регистрируется 121,2 ± 13,8 случая. При этом прослеживается тенденция к ежегодному увеличению количества выявленных больных с хронической формой профессионального заболевания (от 107 случаев в 2007 г. до 135 в 2010 г.). Количество профессиональных заболеваний среди женщин колеблется в пределах 6-10% от общего количества зарегистрированных за анализируемый период по сети железных дорог. В структуре регистрируемых профессиональных
Каськов Ю. Н. - канд. мед. наук, рук. Управления. (Pushnina_ [email protected]); Подкорытов Ю. И. - канд. мед. наук, эксперт-врач Управления. ([email protected]).
заболеваний за 2009-2010 гг., как и прежде, преобладала нейросенсорная тугоухость (63,0%), в то же время регистрировались заболевания пылевой этиологии (15,8%), вибрационная болезнь (9,1%), болезни периферической нервной системы (7,5%), хронические интоксикации (2,3%) и пр. (2,3%).
Неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация наблюдается на промышленных предприятиях железнодорожного транспорта. По состоянию на начало 2011 г. промышленные предприятия по группам санитарно-эпидемиологического благополучия соотносятся: 1-я группа - 17,5%, 2-я - 59,5% и 3-я - 23,2% объектов. По сравнению с 2009 г., когда соответствующие показатели составляли 14,5, 58,5 и 27,0%, отмечается некоторая тенденция к улучшению сложившейся ситуации. Результаты анализа санитарно-гигиенического состояния промышленных предприятий и рабочих мест на объектах железнодорожного транспорта по физическим факторам свидетельствуют, что ситуация остается напряженной. Доля рабочих мест, не соответствующих гигиеническим нормативам, достигает: по шуму 26%, по вибрации 11-20%, по освещенности 19-22%, по электромагнитным полям 16-19%, по микроклимату 7-9%.
В системе Терминально-складского комплекса ОАО "Российские железные дороги" на всех железных дорогах функционируют объекты, специализирующиеся на оказании терминально-складских услуг, включая погрузочно-разгрузочные работы, очистку и помывку вагонов и пр. В структуре обращений с грузами значительная доля (37%) приходится на насыпные грузы. При исследовании воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны превышение ПДК паров и газов 1-го и 2-го классов опасности выявлено в 4,5 ± 1,0%, а пыли и аэрозолей 1-го и 2-го классов опасности
- в 9,0 ± 1,4% исследованных проб. На рабочих местах терминально-складских объектов превышение ПДУ шума выявлено в 14,9 ± 1,5%, вибрации - в 11,2 ± 1,5%, электромагнитного поля - в 13,2 ± 1,5%, освещенности
- в 15,2 ± 1,0% случаев. Несоответствие санитарным нормам по микроклимату выявлено на 5,7 ± 0,7% обследованных рабочих мест. На рабочих местах грузовых дворов терминально-складских объектов несоответствие санитарным нормам по освещенности достигает 20,7 ± 3,4%, а по электромагнитным полям - 27,1 ± 6,4%.
Большинство (до 80%) шпалопропиточных заводов относятся ко 2-й группе санэпидблагополучия (неудовлетворительные). На рабочих местах шпалопропиточных заводов превышение ПДУ шума выявлено в 40,0 ± 7,7% случаев, освещенности - в 36,1 ± 4,3%, электромагнитного поля - в 15,7 ± 5,1% случаев, в 5,0 ± 1,8% обследований выявлено несоответствие санитарным нормам микроклимата, а также превышение ПДК паров и газов (5,9 ± 1,6%), пыли и аэрозолей (17,2 ± 3,8%).
На заводах по ремонту подвижного состава зарегистрировано 17 случаев профессиональных заболеваний, из них: 7 - нейросенсорная тугоухость, 8 - заболевания пылевой этиологии, 2 - вибрационная болезнь. Наибольшее число профессиональных заболеваний зарегистрировано на Новосибирском стрелочном заводе -6 случаев, Люблинском литейно-механическом заводе -4 случая. Заболевания пылевой этиологии выявлялись в основном среди мужчин в возрасте от 41 до 60 лет со стажем работы 10-25 лет, работающих газоэлектросварщиками. Профессиональные заболевания среди женщин выявляются в том же возрасте 41-60 лет. Значительная доля профессиональных заболеваний приходилась на
38
работников путевого хозяйства (машинисты путевых машин, монтёры пути) и вагонного хозяйства (механики рефрижераторных секций вагонов, кузнецы, газоэлектросварщики, осмотрщики вагонов). Наибольшее количество профессиональных заболеваний и отравлений зарегистрировано на Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Западно-Сибирской, Куйбышевской, Приволжской железных дорогах.
Профессиональные заболевания ежегодно выявляются среди работников локомотивных бригад. В их структуре преобладает нейросенсорная тугоухость (78,3 ± 3,4% случаев), реже выявляются вибрационная болезнь (7,1 ± 2,0%), заболевания периферической нервной системы и опорно-двигательного аппарата (3,2 ± 1,4%). В структуре общих болезней среди работников локомотивных бригад за 2010 г. преобладали профессионально-обусловленные заболевания (85,2%), в том числе: гипертоническая болезнь - 51,2%, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки - 13,3%, болезни ЛОР-органов - 10,7%, болезни костно-мышечной системы - 5,5%, болезни нервной системы - 4,5%, болезни органов дыхания - 3,9%.
Машинисты локомотивов и их помощники относятся к группе ведущих профессий железнодорожного транспорта, от которых в значительной мере зависит безопасность движения поездов. Условия труда работников локомотивных бригад, прежде всего магистральных локомотивов, связаны с воздействием высокого психоэмоционального напряжения, гиподинамии и неблагоприятных физических факторов воздействия в кабинах машинистов.
Результаты санитарно-гигиенических обследований кабин локомотивов свидетельствуют, что отмечается некоторое улучшение условий труда машинистов и их помощников. Так, по данным обследований кабин локомотивов пассажирского и грузового подвижного состава за 2010 г., выявлено значительное улучшение их состояния по физическим факторам. Превышение предельно допустимого уровня выявлено: по шуму - в 20,2 ± 2,2% (в 2009 г. - 41,4%), из них до 5дБА составили 76,1%, 5-10дБА - 19,4%, 10-15дБА - 4,5%; по вибрации - в 16,7 ± 2,3% (в 2009 г. - 22,2%), из них до 5дБ - 67,4%, 5-10дБ
- 19,6%, 10-15дБ - 13,0%; по параметрам инфразвука
- в 31,0 ± 7,1% (в 2009 г. - в 38,1%); по освещенности в кабинах - в 2,0 ± 0,6% (в 2009 г. - в 5,4%). Однако выявлено увеличение доли кабин, не соответствующих гигиеническим нормативам по микроклимату - 8,5 ± 1,2% (в 2009 г. - в 5,6%). Неисправность кресел машинистов и их помощников выявлена в 62,8 ± 2,3% (в 2009 г. - в 53,8%) обследованных кабин.
Улучшение условий труда в свете обеспечения безопасности вождения поездов во многом связано с приведением в соответствие с требованиями санитарных правил организации питания и отдыха работников локомотивных бригад.
В 2010 г. укомплектование продуктовых наборов для машинистов и их помощников для питания в пути следования осуществлялось в 16,5 ± 2,8% проверенных домах отдыха локомотивных бригад (в 2009 г. не проводилось). Диетическое меню и щадящие блюда готовятся в 36,7 ± 3,8% столовых (в 2009 г. практически отсутствовали). Организовано осуществление С-витаминизации третьих блюд в 12,0 ± 2,8% обследованных столовых (в 2009 г. практически не осуществлялось). Однако выявлена необходимость принятия дополнительных мер по улучшению состояния домов и комнат отдыха локомотивных бригад. В некоторых из них не оборудованы по-
мещения для сушки спецодежды и обуви, отсутствуют комнаты психологической разгрузки машинистов и их помощников, на железных дорогах южного направления не все дома и комнаты локомотивных бригад оборудованы кондиционерами, спальные комнаты не соответствуют нормативам по площади и др.
В целях обеспечения мониторинга здоровья работников локомотивных бригад улучшено состояние их диспансеризации. По данным Департамента здравоохранения ОАО "Российские железные дороги", в сети железных дорог в 2010 г. на диспансерном учете состояли 74,3% работников локомотивных бригад (в 2009 г. - 41,8%).
Средняя изношенность водопроводных сетей на объектах железнодорожного транспорта достигает 80%, что нередко приводит к авариям и вторичному загрязнению питьевой воды. Питьевое водоснабжение многих железнодорожных объектов и подвижного состава осуществляется из систем водоснабжения находящихся в ведении различных административных образований субъектов РФ. Поэтому показатели качества питьевой воды во многом согласуются со средними показателями по РФ [3].
Результаты лабораторных исследований питьевой воды на объектах железнодорожного транспорта за 2006-2010 гг. свидетельствуют, что процент проб воды не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по микробиологическим показателям колеблется: по источникам централизованного и нецентрализованного водоснабжения в пределах 14-18% (р < 0,01); по водопроводам - 4-6% (р < 0,01). При этом в единичных пробах были обнаружены представители патогенной микрофлоры и возбудители паразитарных заболеваний.
Из общего количества исследованных проб атмосферного воздуха в зоне влияния промышленных предприятий превышение предельнодопустимых концентраций (ПДК) вредных для здоровья человека веществ наблюдалось в 0,97 ± 0,04% случаев. Превышение ПДК преимущественно выявлено по формальдегидам (2,8 ± 0,8%) и углеводородам (1,0 ± 0,1%). При этом превышений ПДК в 5 раз и более не выявлено. Удельный вес веществ 1-го и 2-го классов опасности из общего числа выбрасываемых в атмосферу ингридиентов в среднем по сети железных дорог составляет 20%, а на отдельных железных дорогах достигает 50%.
По результатам лабораторных исследований проб воздушной среды закрытых помещений и воздуха рабочей зоны на промышленных предприятиях железнодорожного транспорта за 2010 г. на некоторых железных дорогах выявлено значительное превышение ПДК различных паров и газов, пыли и аэрозолей, в том числе содержащих вещества 1-го и 2-го классов опасности.
В связи с актуальностью проблемы охраны труда железнодорожников и профилактики профессиональных заболеваний, и в первую очередь работников локомотивных бригад, при участии Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту разработаны и утверждены: "Комплексная программа по улучшению условий труда в ОАО "Российские железные дороги" на 2010-2012 годы", "Комплексная программа по улучшению условий труда, отдыха и питания работников локомотивных бригад".
Заключение
Результаты анализа современного санитарно-эпидемиологического состояния объектов железнодорожного транспорта свидетельствуют, что многие вопросы улучшения санэпидблагополучия остаются актуальными.
39
[гиена и санитария 5/2012
Значительный процент рабочих мест, не отвечающих требованиям санитарных норм, остается высоким. Ведение мониторинга санитарно-эпидемиологического состояния объектов с накоплением информационной базы данных позволит получать оперативные сведения по установлению факторов неблагоприятного воздействия окружающей среды и осуществлять детальный текущий и ретроспективный анализ причинно-следственных связей в формировании профессиональной заболеваемости как на отдельных предприятиях, так и в целом по железнодорожному транспорту РФ. Положительным моментом может оказаться организация специальных санитарно-эпидемиологических исследований по установлению зависимостей: окружающая среда-здоровье человека, с использованием данных Департамента здравоохранения ОАО "Российские железные дороги" и социально-гигиенического мониторинга в субъектах РФ, по которым проходят железные дороги. Планирование объемов работы по мониторингу санитарноэпидемиологического состояния конкретных объектов железнодорожного транспорта, в том числе и рабочих мест, должно осуществляться с учетом получения статистически достоверных результатов обследований. Улучшение условий труда работников локомотивных бригад будет способствовать продлению их профессионального долголетия и в значительной степени безопасности движения поездов.
Выводы. 1. Выявлена необходимость разработки программ и баз данных для ведения мониторинга санитарно-эпидемиологического состояния объектов железнодорожного транспорта с учетом природнотерриториальных особенностей субъектов РФ.
2. Комплексные программы по улучшению условий труда железнодорожников, разработанные с использованием данных санитарно-эпидемиологического обследования объектов, в первую очередь промышленных предприятий, позволят принимать более рациональные меры по предупреждению профессиональных заболеваний.
Литер атура
1. Каськов Ю. Н. // Железнодорожный транспорт. - 2011. - № 7. - С. 70-72.
2. Каськов Ю. Н. // Железнодорожный транспорт. - 2006. - № 9. - С. 50-51.
3. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2009. - № 2. - С. 4-13.
4. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2009. - № 3.-С. 66-71.
5. Рахманин Ю. А. // Материалы пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды РАМН и Минздравсоцразвития РФ (17-18 декабря 2008 г.) / Под ред. Ю. А. Рахманина. - М., 2008. - С. 3-11.
6. Черкасов В. В. // Железнодорожный транспорт. - 2010. - №
6. - С. 22-29.
Поступила 09.02.12
© Е. В. АГБАЛЯН, 2012 УДК 613.2(98)
Е. В. Агбалян
ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ МИГРАНТОВ АРКТИКИ И АКТИВНОСТЬ СИМПАТОАДРЕНАЛОВОй СИСТЕМы
ГБУ Ямало-Ненецкий научный центр изучения Арктики, Салехард
Комплекс экстремальных факторов Арктики и разбалансированное питание оказывают неблагоприятное влияние на человека и изменяют функциональную активность симпатоадреналовой системы. Обследована репрезентативная выборка из мигрантов Арктики с целью изучения структуры питания как фактора воздействия на активность симпатоадреналовой системы. Фактическое питание мигрантов Арктики выступает в роли стрессирующего фактора, повышающего тонус симпатоадреналовой системы.
Ключевые слова: Арктика, мигранты, фактическое питание, симпатоадреналовая система
E. V Agbalyan - ASSESSMENT OF ACTUAL NUTRITION OF ARCTIC MIGRANTS SYMPATHOADRENAL AND THE ACTIVITY OF THE SYMPATHOADRENAL SYSTEM
State budgetary institution "The Yamal-Nenets Arctic research center", Salekhard, Russia
The complex of extreme factors of the Arctic and unbalanced diet have an adverse effect on a human and alter the functional activity of his sympathoadrenal system. Representative sample of migrants in the Arctic was examined to study the structure of nutrition as a factor of influence on the activity of the sympathoadrenal system. The actual nutrition of migrants in the Arctic plays a role of a stressing factor that increases the tone of the sympathoadrenal system.
Key words: the Arctic, migrants, the actual nutrition, sympathoadrenal system
Симпатоадреналовая система (САС) является одной из ведущих систем, обеспечивающих нормальное течение адаптационных процессов организма человека в Арктике, нарушение которой ведет к формированию
Агбалян Е. В. - д-р биол. наук, вед. науч. сотр. отд. этнологии коренных малочисленных народов Севера ([email protected])
патологии. Известно, что комплекс экстремальных факторов Арктики оказывает неблагоприятное влияние на человека и изменяет функциональную активность симпатоадреналовой системы [1-3]. По данным Я. А. Бабиновой [4], более половины (59,9%) обследованных мигрантов Арктики находились в состоянии напряжения, что выражалось в повышенной активности САС.
40