УДК 613.2-057:656.071.2
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ МАШИНИСТОВ
В. В. Чехова
Кафедра гигиены питания Ростовского медицинского института
В нашей стране вопросы организации рационального питания являются объектом глубокого изучения.
Ведущей профессией на железнодорожном транспорте является профессия работников локомотивных бригад, занятых на тепловозах и электровозах повышенной скорости. Машинисты, работающие на новейших локомотивах, водят поезда по определенному скоростному режиму и обслуживают машины, что требует большого эмоционального напряжения.
Безопасность движения поездов зависит не только от исправности подвижного состава, сигнализации и путевого хозяйства, но и от состояния здоровья машинистов и правильной организации их питания и отдыха. В связи с этим была изучена организация питания машинистов, работающих на тепловозах и электровозах Северо-Кавказской железной дороги и посещающих столовые бригадных домов.
На Северо-Кавказской железной дороге для локомотивных бригад организовано 27 пунктов питания: 14 столовых и 13 буфетов-раздаточных. Все столовые имеют производственные цехи для обработки пищевых продуктов, складские помещения, обеденный зал, моечные цехи. Буфеты-раздаточные организованы для раздачи горячих блюд, приготовленных в столовой депо. Буфеты размещаются в бригадных домах, куда на отдых прибывают локомотивные бригады.
Нами при изучении организации питания локомотивных бригад отмечены нарушения сроков реализации готовых блюд, особенно в буфетах-раздаточных, куда, как правило, готовая пища доставляется в лучшем случае 2 раза в день. Иногда обеды поступали сюда в 12 часов дня и реализовались до 12 часов ночи, что снижало вкусовые качества пищи и могло послужить причиной возникновения пищевого отравления.
Для оценки химического состава готовых блюд и фактического питания локомотивных бригад в пункте оборота было проведено лабораторное исследование 71 суточного рациона, что составляет 497 блюд. Суточный рацион принят троекратный. Завтрак и ужин состоят из 2 блюд, обед — из 3. В результате лабораторного исследования были установлены следующие средние показатели: общее содержание белка — 73,2 г, в том числе животного 27,5 г, содержание жира —144 г, в том числе животного 116 г, содержание углеводов —433,6 г. Общая калорийность составляет 3379,8 кал.
При определении содержания витамина С в готовых блюдах выявлен его резкий дефицит. В овощных блюдах витамин С содержится в количестве от 7 до 12 мг.
На основании проведенного изучения разработаны рекомендации по организации рационального питания машинистов в бригадных домах.
Поступила 13/V11 1970 г.
I
КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 613.5:666.2.004.67
ЖИЛИЩНЫЕ И БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ РАБОЧИХ ПУТЕВЫХ
МАШИННЫХ СТАНЦИЙ
Г. Я- Писаренко
Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены Главсанупра
Министерства путей сообщения, Москва
Путевые машинные станции (ПМС), в которых работают десятки тысяч человек, выполняют наиболее крупные работы по реконструкции и капитальному ремонту железнодорожных путей. До недавнего времени они обслуживали несколько железных дорог, перемещаясь на тысячи километров. В настоящее время каждая ПМС приписана не только к од-
ной железной дорог, но и к определенному ее отделению. И все же длина обслуживаемого ими участка измеряется сотнями километров, что обусловливает необходимость передислокаций ПМС вместе со своим персоналом.
В данной статье мы коснемся только жилищно-коммунальных и бытовых условий рабочих ПМС по данным обследования и опроса 3000 человек в 10 станциях, расположенных в разных климатических поясах СССР.
Данные проведенных исследований показали, что в основном в ПМС поступают рабочие из колхозов и совхозов (53%), преимущественно в возрасте 20—39 лет (74%). Наибольшее число их составляют монтеры пути (62%) и значительную часть — механизаторы (22%). У 80% рабочих стаж работы в ПМС не превышает 9 лет. В ПМС работают 47% женщин, а среди монтеров пути — до 70%.
Жилищные условия рабочих ПМС многообразны и имеют свою специфику. Так, из 3000 обследованных 55% постоянно проживают в вагонах, переоборудованных под жилье, 41% обеспечены жилой площадью в домах обычного типа, 3% — в домах гостиничного типа и 1% рабочих — в сборно-разборных домах. Мы сосредоточили свое внимание на специфическом для ПМС типе жилища — вагонах.
Использование вагонов в качестве жилищ обусловливается систематической необходимостью передислокаций ПМС по железнодорожным путям. Примерно до 1956 г. под жилье переоборудовали только вагоны, списанные из товарного парка, в последующие годы — ва-
Планировка жилых вагонов ПМС.
открытого типа; Б —« купейные; / — прихожая; 2 — кладовая; 3 — умываль иая; 4 — кухня; 5 — жилая комната; 6 — сушилка; 7 — котельная.
гоны пассажирского парка. Внешние габариты их различны: длина от 9 до 18 м, ширина около 3 м, высота 2,2—2,8 м. При большом разнообразии внутренней планировки вагонов такого назначения их можно разделить на две основные группы: 1) вагоны открытого типа, разделенные максимум на 2 жилые ячейки и рассчитанные на проживание^ человек и более в каждой, 2) купейные вагоны, в которых оборудовано 4—5 жилых ячеек с меньшим числом проживающих в каждой (см. рисунок).
Данные анализа гигиенических факторов в обследованных жилых вагонах и беседы с рабочими показали, что для работников ПМС более удобны купейные вагоны, поскольку в них предусмотрены не только кухня, но и умывальная, кладовая, антресоли, сушилка, что крайне необходимо рабочим. Кроме того, такая планировка вагонов обеспечивает и лучшую маневренность при заселении их, так как 74% личного состава ПМС — семейные люди и часто муж и жена работают в данной ПМС. Общим недостатком всех обследованных вагонов является низкая теплоизоляция стен и пола, чему в немалой степени способствуют значительная изношенность вагонов и неудовлетворительное качество их ремонта. Поэтому температура стен зимой понижается до 6°, а летом повышается до 39°.
В связи с этим нами были исследованы различные способы защиты вагонов от перегрева в условиях южных широт: озеленение, солнцезащитные устройства, соответствующая ориентация по странам света (см. таблицу). Установлено, что защита жилых вагонов от перегрева зелеными насаждениями снижает температуру воздуха в них в среднем на 5°, оборудование крыши вагона солнцезащитным устройством из строительного шифера, установленного на расстоянии 30—40 см над крышей, — на 1,5°, защита стены вагона со стороны наибольшей солнечной инсоляции — на 1,8°, ориентация окон жилой комнаты на северовосточную сторону (по сравнению с юго-западной) — на 2,6°. Сочетание этих способов дает, естественно, наибольший эффект, но и оно не обеспечивает санитарных нормативов микроклимата. Поэтому для создания лучших микроклиматических условий в вагонах* помимо применения комплекса теплозащитных мер (озеленение, оптимальная ориентация по странам света, сквозное проветривание и др.), необходимо улучшить теплоизоляцию ограждающих конструкций вагонов.
4 Гигиена и санитария № 6
97
Температурный режим жилых помещений вагонов ПМС при температуре наружного
воздуха 30—35°
Температура воздуха (в градусах)
Характеристика объекта <я «в ж я л * О &> минимальная максимальная Достоверность различий
53 ё средняя
Пассажирские вагоны открытого типа: не защищенные от солнца с солнцезащитным устройством для крыши Товарные вагоны: юго-западная сторона которых защищена от солнца не защищенные от солнца защищенные от солнца деревьями 43 43 45 45 20 33,1 ±0,29 31,6±0,26 32,8 ± 0,25 34,6 ±0,23 29,4 ±0,33 28,5 27,5 28,2 30,0 25,3 37,0 35,0 36,0 37.0 31.1 <0,001 <0,001 <0,001 •
Для коммунально-бытового обслуживания рабочих ПМС предусмотрены баня, прачечная, столовая, магазин, клуб, размещенные в соответственно оборудованных железнодорожных вагонах. Однако организацию их работы в ряде ПМС большинство опрошенных (72%) оценивают как неудовлетворительную. Кроме того, нередко ПМС размещаются вдали от населенных пунктов и рабочие испытывают трудности, связанные с пошивом одежды, химчисткой вещей, пользованием парикмахерской. В таких случаях необходимо организовывать 2 раза в месяц вызов мастеров из ателье, парикмахерской, химчистки и других служб быта.
Специфический характер труда рабочих обусловливает большую потребность их в питьевой воде: до 4—6 л на 1 человека за смену в жаркий день. Поэтому очень важно обеспечить работающих на перегоне доброкачественной питьевой водой, однако в ряде ПМС этому вопросу не уделяют должного внимания. Нередко рабочим приходилось пользоваться водой из случайных водоемов, что могло способствовать распространению среди них кишечных инфекций.
Анализ бюджета времени работников ПМС показал значительную затрату времени на дорогу к месту работы и обратно — до 4 часов, большая часть которого (60%) тратилась на ожидание прибытия или отправления рабочего поезда. Много времени (около 5 часов), особенно у семейных женщин, затрачивается на домашнюю работу. В результате остается мало свободного времени для отдыха и удовлетворения культурных запросов, поэтому так мал процент лиц, повышающих свой общеобразовательный уровень (4), при наличии 46% рабочих, не имеющих 7—8-летнего образования. Недостаток свободного времени является главной причиной неудовлетворительного отдыха рабочих. Распространенность некоторых видов отдыха у работников ПМС значительно ниже, чем среди рабочих ряда городов (Б. А. Грушин): посещение театров и концертов в 4 раза, музеев в 3 раза, чтение в 2 раза, занятия физкультурой и спортом в 50 раз; и только просмотр кинофильмов примерно одинаковый.
Из-за отсутствия регламентированного обеденного перерыва и доставки горячих обедов на перегон, а также непостоянства времени окончания работы и возвращения домой, у работающих на перегоне нет правильного режима питания: 78% принимают пищу в разное время дня и значительная часть (свыше 1/з) — всего 2 раза в день.
При выборе участка для размещения путевых машинных станций санитарные требования не всегда учитываются, что приводит к размещению некоторых ПМС на заболоченной местности, участках без источника водоснабжения. Жилые вагоны часто располагают на боковых путях вблизи железнодорожной магистрали, что приводит к чрезмерному шуму не только в дневное время, но и ночью.
В структуре заболеваемости рабочих с временной утратой трудоспособности (по данным анализа, 10,5 тыс. случаев) наибольшее место занимают болезни органов дыхания (46%), нервной системы (11%), органов пищеварения (10%), движения (8%), болезни кожи (6%), т. е. заболевания в той или иной мере непосредственно связанные с неблагополучными санитарными условиями их труда и быта. При этом отчетливо прослеживается влияние неблагоприятных жилищных условий: у проживающих в вагонах (при той же профессии и возрастном составе) заболеваемость на 30% выше, чем у живущих в домах.
Отмеченные особенности и недостатки условий быта рабочих вызывают значительную текучесть кадров (в среднем 40%, по отдельным ПМС до 84%), что настоятельно требует устранения указанных выше и других недостатков в организации их труда и быта. На основании данных проведенных исследований нами предложен ряд мер санитарно-гигиенического и организационного характера по улучшению условий быта и труда рабочих путевых машинных станций.
ЛИТЕРАТУРА
Грушин Б. А. Свободное время и отдых. М., 1967.
Поступила 2/Х 1970 г.