ЛИТЕРАТУРА. Аптекман Г. Н. Информационное обеспечение АСУ. М., 1973. — Кандауров Н. Н., Шиманский К. А. Принципы создания отраслевых АСУ. Минск, 1974. — М е д и н А. А., Ефимов В. Н., Коротяев М. Ф. и др. Предпроектный анализ системы управления при создании АСУ. М., 1976. — С h г i -stensen Н. Е., L u g i n b у h 1 Т. Т., С а г г о 1 В. S. Registry of toxic effects of chemical substances (National institute for occupational safety and health). Rockville, 1975.— M i 1 1 e г К. C. et a. — tj. chem. Document.», 1974, v. 14, p. 32—36. — Peachy J. E.— tProc. roy Soc. Lond., В.», 1974, v. 185, p. 209—219.
Поступила 26/V 1977 r.
УДК в 13.74/.79:в 13.61-055.2
Е. Б. Гурвич
СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОЙ ЗАНЯТОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН
Научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР,
Москва
Цель проведенных нами исследований — изучить сочетанное влияние производственных и семейно-бытовых обязанностей не только на социально-бытовые условия жизни женщин, но и на их самочувствие, работоспособность и здоровье.
Были изучены условия труда 747 закройщиц и заготовщиц обувной фабрики «Парижская Коммуна» (Москва), проведен личный опрос их по специально разработанной анкете с заполнением 2 карт о затратах времени на различные виды деятельности в течение рабочего и выходного дня1 (проанализировано 1545 суточных бюджетов времени), разработана заболеваемость с временной утратой работоспособности за 3 года (1973—1975), а также выполнены физиологические исследования в производственных и домашних условиях. Статистическая обработка полученных данных, включающая одно* и многофакторный дисперсионный, а также дискриминантный анализ, осуществлялась на ЭВМ БЭСМ-6. Среди опрошенных 58,3% женщин были в возрасте до 40 лет. Основная группа ра&этниц имела стаж работы 10 и более лет в данной профессии (68,2%).
Среди общего числа опрошенных работниц 338 женщин (45,2%) имели детей, в том числе 129 (17,3%) — дошкольного возраста. У подавляющего большинства закройщиц и заготовщиц бытовые условия были хорошими: доход семьи у более половины всех опрошенных составлял свыше 100 руб. на душу; около 30% имели доход 76—100 руб.; 65,9% жили в отдельных квартирах, у 91,5% квартиры имели все или основные виды удобств. Приведенные данные позволяют исключить отрицательное влияние на здоровье женщин материальных и жилищно-бытовых условий и подойти к непосредственной оценке воздействия производственной и семейно-бытовой нагрузки. При сравнительном анализе данных о заболеваемости с временной утратой трудоспособности закройщиц и заготовщиц было установлено, что среди первых были достоверно более высокими следующие показатели: число болевших лиц, случаев и дней нетрудоспособности на 100 круглогодовых лиц в год, число часто и длительно болеющих, повторяемость и повторность острых и хронических заболеваний; «индекс здоровья» был более низким. Причиной этого является более выраженная тяжесть труда последних и менее благоприятные условия производственной среды (3. А. Волкова; А. И. Самойлова).
Анализ суточных бюджетов времени работниц показал следующее: в обычный рабочий день все женщины затрачивали 36,1—36,5% времени на производственную деятельность. Этот вид затрат времени является основ-
1 Социологическое обследование проводилось совместно с сотрудниками Института международного рабочего движения АН СССР Э. С. Чертихиной, Е. Б. Груздевой и др.
ным и определяет возможность выделения времени для других видов деятельности, а также на отдых и сон. В силу этого в рабочие дни не отмечается существенной разницы в количестве времени, выделяемом женщинами, имеющими и не имеющими детей, на домашний труд и отдых.
В выходные дни (суббота и воскресенье) свободное время женщинами, имеющими и не имеющими детей, расходуется по-разному. Прежде всего отмечается существенная разница в количестве времени, затрачиваемом на домашний труд. Этот вид затрат составляет у женщин, не имеющих детей, в субботу в среднем 4,3 ч, а у женщин с детьми — 7,1 ч, т. е. у последних он в 1,7 раза больше, а вместе с уходом за детьми (всего 7,9 ч) — в 1,9 раза. Как и в рабочие дни, женщины, не имеющие детей, затрачивают больше времени на учебу и общественную деятельность, культурный досуг, отдых, включая спорт. Расход времени на эти виды деятельности составляет у них в субботу в среднем 6,1 ч (25,3% от суточного бюджета времени), а в группе женщин, имеющих детей, — 3,5 ч (14,0%). В субботний день становится заметней разница в возможности удовлетворения женщинами культурных потребностей при наличии детей различного возраста. В этом случае время, которое в среднем затрачивается женщинами, имеющими детей дошкольного возраста, еще меньше, а именно 3 ч (12,6%). Такая же закономерность может быть отмечена при оценке количества времени, приходящегося на сон. Значительная разница в бюджетах времени женщин, относящихся к указанным группам, отмечается и в воскресенье, хотя в этот день на домашний труд женщины расходуют меньше времени, чем в субботу. Соответственно меньшее количество времени, как и в субботу, расходуется женщинами, имеющими детей, на отдых и удовлетворение культурных потребностей. Наши данные показывают увеличение недельной семейно-бытовой нагрузки женщин, имеющих детей, по сравнению с бездетными женщинами (в 1,5 раза) и, наоборот, уменьшение продолжительности сна у первых на 5,2 ч в неделю.
Таким образом, изучение бюджетов времени показывает, что существенный отпечаток на образ жизни женщины накладывает наличие в семье детей. В этой связи представляет интерес определить силу влияния этого фактора на затраты времени по основным видам деятельности в зависимости от наличия детей и их возраста (дошкольного или школьного). С этой целью был проведен дисперсионный анализ бюджетов времени.
Результаты дисперсионного анализа свидетельствуют о достоверном влиянии изучаемого фактора на структуру бюджета времени, особенно отчетливо проявляющемся в выходные дни. Это подтверждает высказанное выше положение о неравноценности условий для отдыха и удовлетворения культурных потребностей у женщин с различным семейным положением.
Полученные нами данные об особенностях бюджета времени женщин, имеющих детей, заставляют предположить, что укороченное время для отдыха может отрицательно сказаться на их нервно-эмоциональном статусе и заболеваемости некоторыми формами болезней.
Представляет интерес субъективная оценка женщинами своего самочувствия, с которым они приступают к работе. На вопрос о самочувствии перед началом первой смены 68,2% бездетных женщин и 59,8% женщин с детьми ответили, что они начинают работать отдохнувшими, в то же вре-
Таблица 1
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности работниц в зависимости от наличия в семье детей (число болевших на 100 круглогодовых лиц в год, М±т)
Группа женщин
Профессия 1-я 2-я а-я
За кройщицы Заготовщицы 58,9^4,7 49,5—3,1 73,62:6,4 60,5—5,6 73,5^:4,3 61,7—3,3
П р и м е ч а и и е. 1-я группа — бездетные женщины; 2-я — женщины, имеющие детей; 3-я — в том числе женщины, имеющие детей только дошкольного возраста.
мя при начале работы во вторую смену удельный вес женщин, отмечающих накопившуюся усталость, составил соответственно 39,9 и 61,5%. Отмеченный факт, очевидно, связан с большими расходами у женщин, имеющих детей, времени и сил на ведение домашнего хозяйства в часы, предшествующие рабочей смене. Это подтверждается данными об ответах женщин на вопрос о трудности сочетания производственной работы с семейными обязанностями. Бездетные женщины лишь в 28,6% случаев отметили имеющиеся трудности, в то время как женщины, имеющие детей, указали на них в 70,4 % случаев.
Показатели, характеризующие заболеваемость работниц в зависимости от наличия в семье детей, представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, процент болевших лиц во 2-й и 3-й группах выше, чем в 1-й, причем различия между группами являются достоверными (Р < < 0,05).
Нами изучена заболеваемость с временной утратой трудоспособности по отдельным нозологическим формам работниц обеих профессиональных групп в зависимости от наличия в семье детей. Мы считали наиболее целесообразным изучить заболеваемость теми формами болезней, уровень которых оказался наиболее высоким при исследовании структуры заболеваемости и определялся, с нашей точки зрения, профессиональным фактором или снижением сопротивляемости организма. В этом случае мы могли ожидать более выраженного повышения уровня заболеваемости за счет влияния на организм женщин дополнительной семейно-бытовой нагрузки. Детальная разработка была проведена по следующим формам: вегетодистония, острые респираторные заболевания, ангина.
В целях элиминации возможного влияния на уровень заболеваемости неодинакового возрастного состава в изучаемых группах была проведена стандартизация показателей по этому фактору косвенным методом. При этом вычислялись ожидаемые показатели болевших лиц для 1-й группы, принимая за стандарт в одном случае возрастной состав 2-й группы, а в другом — 3-й. Процент болевших лиц как у закройщиц, так и у заготовщиц в группах женщин, имеющих детей, а также только детей дошкольного возраста, в абсолютном большинстве случаев оказался достоверно выше, чем в группе бездетных женщин. Обращает на себя внимание существенное превышение этого показателя по вегетодистонии у женщин обеих профессий с детьми дошкольного возраста по сравнению с женщинами, не имеющими детей: у закройщиц в 3,5 раза, а у заготовщиц в 2,9 раза. Разработка других показателей заболеваемости показала, что в обеих профессиональных группах у женщин, имеющих детей, по сравнению с бездетными меньше процент неболевших лиц, а также больше число лиц, часто и длительно болеющих.
Предполагая, что выявленная более высокая заболеваемость женщин с детьми объясняется в первую очередь их большей бытовой нагрузкой, мы сделали попытку количественно охарактеризовать силу влияния этого фактора на уровень заболеваемости с временной утратой трудоспособности наряду с такими значимыми факторами, как профессия и возраст. Оказалось, что в суммарном влиянии организованных факторов возраст составляет 38,5%, профессия — 25,0%, бытовая нагрузка— 17,1%; взаимодействия различных сочетаний факторов незначительны (от 2,8 до 6,5%). Влияние как возраста, так и профессии является достоверным с доверительной вероятностью 0,999, а бытовой нагрузки'— с вероятностью 0,99. Таким образом, бытовая нагрузка оказывает существенное воздействие на заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Влияние наличия в семье детей на заболеваемость женщин некоторыми ф формами болезней изучалось также с помощью дискриминантного анализа. Сила влияния профессионального фактора принималась при этом за единицу, а влияние возраста женщин и наличия детей характеризовалось коэффициентами Сх и С2 соответственно. Результаты обработки приведены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, влияние наличия в семье детей на заболеваемость женщин вегетодистонией приближается к степени влияния таких факторов, как профессия и возраст, что согласуется с полученными путем дисперсионного анализа данными о влиянии соответствующих факторов на общую заболеваемость. Что касается заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и ангиной, то роль возраста в этом случае мала, на первый же план выступает фактор наличия в семье детей. Можно предположить, что на фоне повышенной утомляемости этой группы женщин имеет место некоторое ослабление резистентности организма, способствующее возникновению у них заболеваний при уходе за больными детьми.
Приведенные выше данные, с нашей точки зрения, позволяют сделать вывод о существенном влиянии на состояние здоровья и работоспособность женщин, воспитывающих детей, больших затрат времени на ведение домашнего хозяйства, включая уход за детьми, меньшей длительности досуга и сна, в частности в выходные дни. Проведенное социально-гигиеническое исследование в известной мере вскрывает причины высказанного демографами положения о том, что ограничение рождаемости в семье, начиная со второго ребенка, связано с трудностями совмещения производственных и семейно-бытовых обязанностей работающими женщинами.
Установленные факты служат обоснованием необходимости разработки специальных профилактических мероприятий по режиму труда и организации быта женщин, воспитывающих детей, причем особенно остро стоит вопрос о матерях детей дошкольного 'возраста.
В «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы», принятых на XXV съезде КПСС, предусмотрены меры по улучшению условий труда и быта работающих женщин, в частности обеспечение женщинам, имеющим детей, более широких возможностей работать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Шире и в бокее конкретной форме эти положения определены в Основном Законе страны—в новой Конституции СССР.
По нашим данным, 43,2% женщин, имеющих детей, высказали желание работать с указанным режимом. Существенно важным является возможное улучшение условий труда, а также организация предприятиями бытового обслуживания работающих женщин. Ряд сделанных нами предложений в этом направлении включен в план социального развития коллектива фабрики «Парижская Коммуна».
ЛИТЕРАТУРА. Волкова 3. А. — В кн.: Руководство по гигиене труда. Т. 3. М., 1961, с. 543—579. — Самойлова А. И. Организация труда и охрана здоровья женщин. Казань, 1974.
Поступила 19/1X 1977 г.
Таблица 2
Сравнительное влияние профессии, возраста и наличия в семье детей на заболеваемость по отдельным нозологическим формам
Коэффициент Острые респираторные заболевания Ангина, ост» рый тонзиллит Вегетоднсто-ння
С1 С* 0,26 1,1 0,14 0,85 0,93 0,7