Научная статья на тему 'Социально-гигиеническая оценка состава иностранных студентов, обучающихся в КГМА'

Социально-гигиеническая оценка состава иностранных студентов, обучающихся в КГМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. С. Шабдарбаева, А. А. Утеев, А. М. Смагулов

The objects of the research were 356 foreign students, studying in KSMA. It was determined, that young people had come from the different world countries: India, Pakistan, Syria, Malajzia, Yugoslavia, China, Mongolia, Turkey, Poland and German. There is the prevalence of male persons among the foreign students of KSMA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. С. Шабдарбаева, А. А. Утеев, А. М. Смагулов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-HYGIENIC ESTIMATION OF FOREIGN STUDENTS CONTINGENT, STUDYING IN KSMA

Зерттеу нысанына ҚММА-да оқитын 356 шетелдік студенттер алынды. Студент жастар Индия, Па-кистан, Сирия, Малайзия, Югославия, Қытай, Моңғолия, Түркия, Польша және Германия елдерінен келгені анықталды. ҚММА-да оқитын студент жастардың арасында басым көпшілігі жігіттер болып табылады.

Текст научной работы на тему «Социально-гигиеническая оценка состава иностранных студентов, обучающихся в КГМА»

2. В состоянии разбалансировки ВНС характер связей в корреляционных плеядах свидетельствует о нестабильном функционировании исследуемых систем и недостаточности функциональных резервов для поддержания гомеостаза. ЛИТЕРАТУРА

1. Адаменко Г. П. Модификация метода Manchini для количественного определения иммуноглобулинов //Лаб. дело. - 1981. - №6. -С. 371.

2. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем (метод. рекомендации) /Р. М. Баевский, Г. Г. Иванов, Л. В. Чирейкин и ^вт. //Вестн. аритмологии. - 2001. - №24. -С 65 - 87.

3. Баевский Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний /Р. М. Баевский, А. П. Берсенева. - М.: Медицина, 1997. - 265 с.

4. Зингерман А. М. Энтропийно-статистичес-

кие, спектральные, условно-вероятностные и детерминированные характеристики сердечного ритма в различных функциональных состояниях человека /А. М. Зингерман, М. А. Константинов,

B. С. Логвинов //Успехи физиологических наук. -1989. - Т. 20, №2. - С. 40 - 56.

5. Касти Дж. Большие системы: связность, сложность и катастрофы. - М.: Мир, 1982. -216 с.

6. Лебедев К. А. Иммунная недостаточность. Выявление и лечение /К. А. Лебедев, И. Д. Поня-кина. - М.: Мед. книга, 2003. - 443 с.

7. Меньшиков В. В. Лабораторные методы исследования в клинике: Справочник. - М., 1987. - 365 с.

8. Михайленко А. А. Роль корреляционных взаимосвязей в оценке функциональных возможностей иммунной системы /А. А. Михайленко, Т. А. Федотова //Иммунология. - 2000. - №6. -

C. 59 - 61.

9. Ройт А. Иммунология /А. Ройт, Д.

I. M. Ricklefs, K. E. Mhitaryan, N. V. Kozachenko

DISTRIBUTION OF CORRELATIONS OF HEART RATE AND IMMUNOGRAM PARAMETERS DEPENDING ON TYPE OF AUTONOMOUS NERVOUS SYSTEM REGULATION

In the present research, we have evaluated the correlations of parameters of heart rate and immunogram in healthy men of 18-25 years of age with different activity of sympathetic and parasympathetic branches of autonomous nervous system (vagotonic, normotonic, sympathotonic). It has been shown that in persons with the disturbed vegetative balance, the distribution of correlations in correlation patterns testify about the instable functioning of the analyzed systems as well as about functional backup failure in homeostasis maintenance.

И. М. Риклефс, К. Э. Мхитарян, Н. В. Козаченко

ВЕГЕТАТИВТ1ЖУЙКЕ ЖYЙЕСIН РЕТТЕУШЩ ТИП1НЕ БАЙЛАНЫСТЫ ИММУНОГРАММАНЬЩ Ж6НЕ ЖУРЕК ЫРРАРЫНЬЩ К0РСЕТК1ШТЕР1Н1Ц АРАСЫНДАРЫ КОРРЕЛЯЦИЯЛЬЩ БАЙЛАНЫ-СТАРДЬЩ УЛЕСТ1Р1ЛУ1

¥cbiHbmFaH зерттеуде вегетативт жYЙке жYЙесiнiн симпатикалык жэне парасимпатикалык бeлiм-дер^Н белсенд^ю^мен ерекшелене™ (ваготония, нормотония, симпатотония) жасы 18-ден 25-ке де^нп денi сау ер адамдарда иммунограмма мен жYрек ырFаFынын керсеткштер^щ арасындаFы корреля-циялык байланыстар баFаланFан. Вегетативт баланс бvзылFан кезде зерттелген жYЙелер тураксыз тYPде кызметН аткаратындыFы жэне гомеостазды калыптастыру Yшiн функционалды корлардын жетiспеушiлiгi аныкталFан.

М. С. Шабдарбаева, А. А. Утеев, А. М. Смагулов

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТАВА ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КГМА

Кафедра гигиены №2 Карагандинской государственной медицинской академии

В Государственной Программе развития образования в Республике Казахстан на 2005 -2010 гг. наша страна признана мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период независимости страна достигла значительного экономического роста. В этом контексте возрастает роль и значение системы образования, человеческих ресурсов как критериев уровня общественного разви-

тия, экономической мощи и национальной безопасности страны. Изменения в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуя от него мобильности, адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и соответствия потребностям развития экономики. Развитие международного сотрудничества, расширение экспорта образовательных услуг, повышение имиджа казахстанского образования и признание дипломов за рубежом - все это является бесспорной мотивацией для приближения системы образования РК к международным стандартам. С этой целью Казахстаном подписана и ратифицирована Лиссабонская конвенция, а также заключены двухсторонние соглашения с целым рядом стран по вопросам взаимодействия в сфере образования. Главным событием в европейской системе образования после принятия Лиссабонской конвенции является Болонский

процесс [1, 3]. Это обусловило приезд иностранных студентов для обучения в Казахстан, в частности, в Караганду, в Карагандинскую государственную медицинскую академию. В 2002 г. в КГМА открыто английское отделение, которое способствовует скорейшей адаптации студентов-иностранцев к условиям и формам обучения в академии. Все предметы на первых курсах преподаются на английском языке, одновременно проводится интенсивное обучение иностранных студентов русскому и казахскому языкам [4, 5].

Цель работы - анализ состава, пола и возраста иностранных студентов, обучающихся в КГМА, для разработки медико-профилактических мероприятий.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Объектом исследования были студенты, прибывшие из различных стран мира (356 человек). На каждого прибывшего из-за рубежа студента в студенческой поликлинике составлена специальная карта, где отмечаются паспортные данные, страна, откуда прибыл студент, состояние здоровья на момент прибытия. В карту заносятся все данные о состоянии здоровья студента за весь период обучения.

При обработке материалов использованы методы вариационной статистики. Вычислены относительные величины: интенсивные и экстенсивные показатели, проведен сравнительный анализ.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

С каждым годом количество иностранных студентов, приезжающих в Караганду для обучения в Карагандинской государственной медицинской академии, увеличивается. Иностранные студенты определяются в общежития, где имеются все условия для проживания и подготовки к занятиям. Иностранные студенты, обучающиеся в КГМА, прибыли из различных стран мира: Пакистана, Сирии, Индии, Малайзии, Югославии, Китая, Монголии, Турции, Польши и Германии (табл. 1).

Наибольшее количество иностранных студентов прибыло из Индии, удельный вес которых составил в разные годы от 4,4 до 74,0%. Затем следуют студенты из Пакистана, удельный вес которых был от 25,0 до 44,1%. В 2001 - 2002

учебном году количество студентов, прибывших из Монголии, составило 45,6% от всех иностранных студентов, обучающихся в КГМА.

В 2002 - 2003 учебном году количество студентов из Монголии составило 24,5%. Количество студентов, прибывших из Малайзии, в 2000 - 2001 учебном году составило 64,7%. Относительно мало студентов прибыло из Сирии, Югославии, Турции, Польши, Китая и Германии (табл. 1).

Наибольшее количество иностранных студентов обучалось в КГМА в 2005 - 2006 учебном году (40,3%), в 2002 - 2003 учебном году -21,3%, в 2003 - 2004 и в 2004 - 2005 учебных годах - по 19% от общего количества студентов КГМА. Наименьшее количество иностранных студентов отмечено в 2000 - 2001 учебном году (9,6%).

Большинство иностранных студентов учится на лечебном факультете (99%). Так, в 2005 -2006 учебном году на I курсе лечебного факультета обучились 23,8% иностранных студентов, на II курсе - 41,6%, на III курсе - 24,0%, на IV курсе - 4,8%, на V курсе - 3,8%, на VI курсе - 2,0%. На остальных факультетах: стоматологическом, педиатрическом, медико-профилактическом обучались всего 1% от всех иностранных студентов.

Анализ возрастно-полового состава иностранных студентов показал, что в основном в вузе обучаются лица мужского пола. Так, в 2005 -2006 учебном году в КГМА на I курсе лечебного факультета среди иностранных студентов юноши составляли 94%, а девушек было всего 6%. На II курсе сохраняласьта же тенденция: юношей среди них было 91%, девушек - 9%. На последующих курсах отмечено незначительное уменьшение количества лиц женского пола. Установлено, что на III курсе этого же факультета юноши -иностранцы составляли 93%, девушек было 7%, на IV курсе юношей было 95%, девушек 5%, на V курсе девушек было 4%, юношей 96%, на VI курсе девушек было 2%, юношей 98%.

Анализ возрастного состава иностранных студентов показал, что в нашу страну приезжают молодые люди, в основном в возрасте от 17-20 лет. Однако зарегистрированы также студенты

Таблица 1.

Удельный вес иностранных студентов, прибывших из различных стран мира

Страна Учебный год

2000 - 2001 2001 - 2002 2002 - 2003 2003 - 2004 2004 - 2005 2005 - 2006

Пакистан 28,2 31,0 34,5 44,1 30,2 25,0

Сирия 4,7 4.4 2,65 1,8 1,8 -

Индия - 4,4 14,4 64,5 62,5 74,0

Малайзия 64,7 1,1 - 0,5 0,5 0,2

Югославия - 1,1 2,23 0,5 0,6 0,2

Китай - - 0,4 - - 0,2

Монголия - 45,6 24,5 - - -

Турция - - 2,22 - - 0,4

Польша 1,2 8,9 3,7 2,7 0,6 -

Германия 1,2 - 5,8 - 1,8 -

Медицина и экология, 2007, 2

Таблица 2.

Возрастно-половая характеристика иностранных студентов, обучающихся в КГМА

Возраст (г.) I курс II курс III курс IV курс V курс VI курс

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

17-18 33 33,3 14,9 - - 20 - - - - - -

19-20 39,2 66,7 59,6 72,7 31,4 - 6,25 - - - - -

21-22 16,5 - 7,9 18,2 27,2 60 25 100 28,7 100 - -

23-24 5 - 7 9,1 34,3 20 25 - 7,1 - 28,6 -

25-26 1,3 - 5,3 - 4,3 - 25 - 50 - 42,8 -

27-28 5 - 4,4 - 1,4 - 18,75 - 7,1 - 28,6 -

29-30 - - 0,9 - 1,4 - - - - - - -

38 - - - - - - - 7,1 - - -

старше 30 лет (табл. 2).

Иностранные студенты обеспечиваются проживанием в общежитии, где созданы все условия для религиозных обрядов. Иностранные студенты распределены с учетом вероисповедания: мусульмане, католики и другие верующие живут отдельно. Бытовые условия соответствуют гигиеническим требованиям: в каждой секции имеется отдельный санузел, бытовая комната. Иностранные студенты проживают не более двух человек в комнате. На первом этаже общежития функционирует столовая. Общежитие расположено недалеко от учебных корпусов, имеется хорошая транспортная развязка. В общежитии для иностранных студентов и в учебных корпусах расположены библиотеки для студентов, где содержатся учебники в достаточном количестве. Иностранные студенты, также как и казахстанские, обслуживаются студенческой поликлиникой.

Одной из проблем, возникающих у студентов-иностранцев в начале учебы, является проблема адаптации к учебному процессу. Обучение в вузе по любой дисциплине по сравнению с формами обучения в родной стране представляет для них совершенно другой вид деятельности. Новизна заключается не только в содержательной стороне изучаемых предметов, но и в организационной, в способах взаимодействия с окружающими людьми, в методах работы по усвоению учебного материала. Чтобы студент-иностранец адаптировался к новым условиям, требуется время. Студента, адаптировавшегося к новой реальности, отличает вера в себя, в свою способность справляться с трудностями и реализовать свой потенциал. У одних на адаптацию затрачивается месяц, у других этот процесс осуществляется долго и болезненно, приводит к неуверенности в себе. Эти явления наблюдаются особенно у студентов, прибывших из Индии, так как физиологическая адаптация проходит у них гораздо медленнее из-за большой разницы в климате, питании, условиях проживания.

Большие проблемы возникают у студентов -иностранцев при изучении русского языка. Это обусловлено прежде всего тем, что русский язык студенты I курса изучают параллельно с другими дисциплинами. В связи с этим возникла необходимость отказа от традиционных методов препо-

давания русского языка и внедрения методов интенсивного обучения. Применяемые в настоящее время интенсивные методы обучения русскому языку требуют необходимой языковой адаптации в кратчайшие сроки с целью речевого общения в повседневных ситуациях: в магазине, общежитии, поликлинике, на почте и в других местах. Интенсивный метод обучения позволяет студентам в сжатые сроки овладеть устной речью. В то же время в применении интенсивных методов обучения существуют трудности и нерешенные проблемы: сохранение в речи студентов-иностранцев фонетических и грамматических ошибок. Этот недостаток можно преодолеть путем включения в систему занятий тренировочных упражнений и грамматических пояснений при дальнейшей их коррекции на последующем этапе обучения.

Преподавание информатики и основ программирования иностранным студентам требует особых подходов: необходима унификация подходов к программам обучения и включение в них дисциплин в объеме, необходимом для признания дипломов, выдаваемых вузами Республики Казахстан. В связи с этим возникают новые требования к образованию в медицинском вузе, которое теперь должно обеспечивать не только получение знаний по медицинским дисциплинам, но также обучать навыкам применения компьютерных технологий для решения задач, стоящих перед врачом. Современному врачу в его повседневной работе необходимо не только умение использовать офисные приложения, но также иметь представление о компьютерных системах регистрации физиологических параметров, автоматизированных рабочих мест врача и электронных историях болезни, программировании, статистической обработке данных и некоторых других областях применения компьютеров в медицине [2].

Таким образом, большинство иностранных студентов прибыли из Индии и Пакистана. Среди обучающихся иностранцев преобладают лица мужского пола в возрасте от 17 до 25 лет. Иностранным студентам в Карагандинской государственной медицинской академии предоставлены все условия для проживания и обучения.

ЛИТЕРАТУРА 1. Кулмагамбетов И. Р. Основные принципы создания многоуровневой системы высшего ме-

дицинского образования /И. Р. Кулмагамбетов, Р. С. Досмагамбетова, Н. С. Умбеталина //«Проблемы и перспективы развития многоуровневой системы подготовки врача»: Тез. докл. республ. учеб.-метод. конф. - Караганда, 2003. - С 24.

2. Медведев В. П. Перспективы обучения информационным технологиям на иностранном отделении в медицинском вузе //«Проблемы и перспективы развития многоуровневой системы подготовки врача»: Тез. докл. республ. учеб.-метод. конф. - Караганда, 2003. - С 61.

3. Многоуровневая система медицинского образования как путь в зону европейского высшего образования /П. К. Казымбет, Н. К. Хамзи-на, В. А. Омарова, Р. Т. Сатыбаева //«Проблемы и перспективы развития многоуровневой системы

подготовки врача»: Тез. докл. республ. учеб.-метод. конф. - Караганда, 2003. - С. 16 - 17.

4. Тимохина Т. В. Методы интенсивного обучения русскому языку студентов-иностранцев английского отделения /Т. В. Тимохина, С. И. Елгина, Ж. А. Азимбаев //«Проблемы и перспективы развития многоуровневой системы подготовки врача»: Тез. докл. республ. учеб.-метод. конф. - Караганда, 2003. - С 64.

5. Турумбетова Л. А. Проблемы адаптации студентов-иностранцев //«Проблемы и перспективы развития многоуровневой системы подготовки врача»: Тез. докл. республ. учеб.-метод. конф. - Караганда, 2003. - С 62 - 63.

Поступила 03.04.07

M. S. Shabdarbayeva, A. A. Uteyev, A. M. Smagulov

SOCIAL-HYGIENIC ESTIMATION OF FOREIGN STUDENTS CONTINGENT, STUDYING IN KSMA

The objects of the research were 356 foreign students, studying in KSMA. It was determined, that young people had come from the different world countries: India, Pakistan, Syria, Malajzia, Yugoslavia, China, Mongolia, Turkey, Poland and German. There is the prevalence of male persons among the foreign students of KSMA.

М. С. Шабдарбаева, А. А. Утеев, А. М. CMaF^OB

КММА-ДА ОКИТЫН ШЕТЕЛД1К СУДЕНТТЕР К*РАМЫН дЛЕУМЕТТ1К-ГИГИЕНАЛЫК БАРАМДАУ

Зерттеу нысанына КММА-да окитын 356 шетелдк студенттер алынды. Студент жастар Индия, Пакистан, Сирия, Малайзия, Югославия, Кытай, Мо^олия, ТYркия, Польша жэне Германия елдер^ен келген аныкталды. КММА-да окитын студент жастардын арасында басым кепшшп жИттер болып табылады.

К- Е. 6мiреева

Т¥РРЫНДАР ДЕНСАУЛЫК ЖАРДАЙЫНА САЛЫСТЫРМАЛЫ ЖЭНЕ АТРИБУТИВТ1 КАУ1ПТ1 БАРАЛАУ

Екбек гигиенасы жэне кэаби аурулар улттык орталыFы (КараFанды)

К^рп уакытта медицина Fылымдарынык ек непзп басты мiндетi коршаFан ортанык ласта-нуы салдарынан туындаFан колайсыз факторлар-дык адам организмiне эсерiн баFалау болып отыр. Х1Х Fасырда А.П.Доброславиннщ ойы бойынша, гигиена ек алдымен денi сау адамды, содан ке^н барып денсаулыкка эсер етушi кор-шаFан ортаны зерттеу керек деген [2].

КоршаFан орта факторлары (ауа, су жэне топырак) адамнык ^рштк эрекетiне туракты тYPде эсер етт отырады. Сырткы орта факторла-рынык интенсивтiлiгi мен сапасындаFы шамалы Fана ауыткулар адам организмiне де функцио-налдык жэне органикалык бузылыстар шакырып, патологиялык взгерiстерге алып келедi. Климат-тык жаFдайдык взгерiсi, ауадаFы, судаFы жэне топырактаFы улы заттардык концентрациясынык жоFарылауы адамнык бейiмделу мYмкiндiктерiне эсер етт, жалпы аурулармен катар, тYрлi кэсiби ауруларды да дамытады [1, 3].

Зерттеудщ максаты: турFындар денсау-лык жаFдайына салыстырмалы жэне атрибутивт

кауiптi баFалау.

Зерттеудщ мiндетi мен максатына сэйкес зерттеу аймаFына атмосфералык ауадаFы зиянды заттармен ластану дэрежес эртYрлi аймактарды тандап алдык: тэжiрибе ауданына КараFанды каласынын Майкудык ауданы, ал бакылау ауданына КараFанды каласынын ОнтYCтiк-ШыFыс ау-даны алынды.

Кауiптi элеуметпк жэне медико-биология-лык факторлар барын аныктау Yшiн арнайы сура-унама курастырылды. Сураунама КР ДСМ КА жэне ЕГ ¥О Fылыми кенеанде бекiтiлдi. Сураунама Yлкендер, жасеспiрiмдер жэне балалардын ата-анасынан алынды.

Сураунаманы талдау кез^де бiрнеше факторлар сарапталды. Атап айтканда: зерттелетiн ауданда туру узакть^ы, жынысы, жасы, отбасы-лык табыс, кэсiбi, сыркаттану жиiлiгi жэне кеб^е кандай ауру тYрiмен ауырады, езi туратын жер-дегi атмосфералык ауадаFы газ немесе жаFымсыз баска иоердН, ауыз су сапасы жэне кешедеп шудын эсерi деген сиякты факторлардын iшiнен негiзгiлерiн алып топтастырдык.

Жалпы алFанда сураунамаFа катыскан окиFа ауданы бойынша 5 жылFа дейiн туратын-дар iшiнде ерлер 38,2%, эйелдер 30,5%; 5 - 10 жыл аралыFында туратындар арасында ерлер 14,5%, эйелдер 19,2%; 10 жылдан артык туратындар арасында ерлер 47,3%, эйелдер 50,3% курады, ал бакылау ауданында 5 жылFа дейiн туратындар арасында ерлер 17,3%, эйелдер

Медицина и экология, 2007, 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.