Научная статья на тему 'Распространенность соматоформных расстройств, тревоги и депрессии у иностранных студентов на примере медицинского университета'

Распространенность соматоформных расстройств, тревоги и депрессии у иностранных студентов на примере медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
617
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА / ТРЕВОЖНОСТЬ / ДЕПРЕССИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШЕТЕЛ СТУДЕНТТЕРі / СОМАТОФОРМАЛЫқ БұЗЫЛУЛАР / қОРқЫНЫШ / МЕДИЦИНАЛЫқ БіЛіМ / FOREIGN STUDENTS / SOMATOFORM DISORDERS / ANXIETY / DEPRESSION / MEDICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ибраева Ж.Б., Алдынгуров Д.К., Мысаев А.О., Сергазина Г.М., Кадирсизова Ш.Б.

Введение Интенсивное обучение в медицинском университете и ответственность перед выбранной профессией сопровождаются психологическими расстройствами. Многочисленные исследования показывают распространенность депрессии, тревожности и соматоформных расстройств среди студентов медицинских специальностей и по результатам данных исследований распространенность достигает почти у 1/3 студентов. Целью исследования явилось измерение распространенности уровня соматоформных расстройств, тревоги и депрессии у иностранных студентов, обучающихся в медицинском университете. Материалы и методы исследования. Поперечное исследование было проведено среди студентов Государственного медицинского университета города Семей в период с 2014 по 2016 годы. Всего в исследование вошли результаты анкетирования 360 студентов иностранного отделения 1 курса общемедицинского факультета. В исследовании был использован опросник PHQ-SADS, разработанный Drs. Robert L. Spitzer, Janet B.W. Williams, Kurt Kroenke и коллегами в начале 1990-х годов, который позволяет оценить уровень депрессивных тревожных и соматических симптомов, состоящий из трех модулей PHQ-15 для диагностики наличия и тяжести соматической симптоматики, GAD-7 -для диагностики наличия и тяжести тревожной симптоматики, PHQ-9 для диагностики наличия и тяжести депрессии. Для описания качественных данных использовались частоты, доли в процентах и стандартная ошибка. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программы SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) версия 20.0 для Windows. Результаты. По результатам анкеты PHQ-SADS по первому блоку вопросов (модуль PHQ-15) распространенность соматоформных расстройств составила 11,1% (40/360). По второму блоку вопросов (модуль GAD 7), распространенность тревоги среди иностранных студентов наблюдалась у 12% (39/360) опрошенных. Распространенность депрессии (модуль PHQ-9) среди иностранных студентов наблюдалась у 10,9 % (39/360). Выводы. Иностранные студенты, обучающиеся в медицинском университете, испытывают соматоформные расстройства, депрессию и тревожность, но распространённость данных расстройств не высокая и в среднем наблюдается у 1/10 студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ибраева Ж.Б., Алдынгуров Д.К., Мысаев А.О., Сергазина Г.М., Кадирсизова Ш.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PREVALENCE OF SOMATOFORM DISORDERS, ANXIETY AND DEPRESSION AMONG FOREIGN STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE MEDICAL UNIVERSITY

Introduction. Intensive training in a medical university and responsibility before a chosen profession is often accompanied by psychological disorders. Numerous studies show the prevalence of depression, anxiety and somatoform disorders among students of medical specialties and according to the results of many studies are observed in almost 1/3 of the students. The aim of the study was to measure the prevalence of somatoform disorders, anxiety and depression among foreign students enrolled in a medical university. Materials and methods of research This study used a cross-sectional design. The study was conducted among students of the medical university in the period from 2014 to 2016. In total, the study included the results of a questionnaire survey of 360 students of the foreign department of the 1st year of the general medical faculty. The study used a questionnaire PHQ-SADS, developed by Drs. Robert L. Spitzer, Janet B.W. Williams, Kurt Kroenke and colleagues, which allows to assess the level of depressive anxiety and somatic symptoms, consisting of three modules PHQ-15 for diagnosing the presence and severity of somatic symptoms, GAD-7 for diagnosing the presence and severity of anxiety symptoms, PHQ-9 for diagnosis of the presence and severity of depression. To describe qualitative data, we used frequencies, percentages, and standard errors. The statistical processing of the results was carried out using the statistical package SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) version 20.0 for Windows (license of the GMU of Semey). Results. According to the results of the PHQ-SADS questionnaire on the first block of questions (module PHQ-15), the prevalence of somatoform disorders was 11.1% (40/360). In the second block of questions (module GAD-7), the prevalence of anxiety among foreign students was observed in 12% (39/360) of the respondents. The prevalence of depression (module PHQ-9) among foreign students was observed in 10.9% (39/360). Conclusion. Foreign students studying at a medical university experience somatoform disorders, depression and anxiety, but the prevalence of these disorders is not high and on average is observed in 1/10 students.

Текст научной работы на тему «Распространенность соматоформных расстройств, тревоги и депрессии у иностранных студентов на примере медицинского университета»

Получена: 19 мая 2018 / Принята: 23 июня 2018 / Опубликована online: 30 июня 2018 УДК: 616.89 - 008.454 - 057.875 - 027.63

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СОМАТОФОРМНЫХ

РАССТРОЙСТВ, ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Жанара Б. Ибраева 1, http://orcid.org//0000-0001 -7298-7869,

Даулет К. Апдынгуров 2,

Аян О. Мысаев 1, http://orcid.org//0000-0001-7332-4856,

Гупьжан М. Сергазина 1,

Шынар Б. Кадирсизова 1,

1 Государственный медицинский университет города Семей, г. Семей, Республика Казахстан;

2 АО «Центр медицинских технологий и информационных систем» медицинского центра управления делами Президента, г. Астана, Республика Казахстан.

Резюме

Введение Интенсивное обучение в медицинском университете и ответственность перед выбранной профессией сопровождаются психологическими расстройствами. Многочисленные исследования показывают распространенность депрессии, тревожности и соматоформных расстройств среди студентов медицинских специальностей и по результатам данных исследований распространенность достигает почти у 1/3 студентов.

Целью исследования явилось измерение распространенности уровня соматоформных расстройств, тревоги и депрессии у иностранных студентов, обучающихся в медицинском университете.

Материалы и методы исследования. Поперечное исследование было проведено среди студентов Государственного медицинского университета города Семей в период с 2014 по 2016 годы. Всего в исследование вошли результаты анкетирования 360 студентов иностранного отделения 1 курса общемедицинского факультета.

В исследовании был использован опросник PHQ-SADS, разработанный Drs. Robert L. Spitzer, Janet B.W. Williams, Kurt Kroenke и коллегами в начале 1990-х годов, который позволяет оценить уровень депрессивных тревожных и соматических симптомов, состоящий из трех модулей PHQ-15 - для диагностики наличия и тяжести соматической симптоматики, GAD-7 -для диагностики наличия и тяжести тревожной симптоматики, PHQ-9 - для диагностики наличия и тяжести депрессии.

Для описания качественных данных использовались частоты, доли в процентах и стандартная ошибка. Статистическая обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета программы SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) версия 20.0 для Windows.

Результаты. По результатам анкеты PHQ-SADS по первому блоку вопросов (модуль PHQ-15) распространенность соматоформных расстройств составила 11,1% (40/360). По второму блоку вопросов (модуль GAD - 7), распространенность тревоги среди иностранных студентов наблюдалась у 12% (39/360) опрошенных. Распространенность депрессии (модуль PHQ-9) среди иностранных студентов наблюдалась у 10,9 % (39/360).

Выводы. Иностранные студенты, обучающиеся в медицинском университете, испытывают соматоформные расстройства, депрессию и тревожность, но распространённость данных расстройств не высокая и в среднем наблюдается у 1/10 студентов.

Ключевые слова: иностранные студенты, соматоформные расстройства, тревожность, депрессия, медицинское образование.

Summary

THE PREVALENCE OF SOMATOFORM DISORDERS, ANXIETY AND DEPRESSION AMONG FOREIGN STUDENTS ON THE EXAMPLE OF THE MEDICAL UNIVERSITY

Zhanara B. Ibrayeva 1, http://orcid.org//0000-0001-7298-7869, Daulet K. Aldyngurov 2,

Ayan O. Myssayev 1, http://orcid.org//0000-0001-7332-4856, Gulzhan M. Sergazina 1, Shynar B. Kadirsizova 1

1 Semey State Medical University, Semey c., the Republic of Kazakhstan;

2 "Center for Medical Technologies and Information Systems" of the Medical Center for Administration of Affairs of the President,

Astana c., the Republic of Kazakhstan.

Introduction. Intensive training in a medical university and responsibility before a chosen profession is often accompanied by psychological disorders. Numerous studies show the prevalence of depression, anxiety and somatoform disorders among students of medical specialties and according to the results of many studies are observed in almost 1/3 of the students.

The aim of the study was to measure the prevalence of somatoform disorders, anxiety and depression among foreign students enrolled in a medical university. Materials and methods of research

This study used a cross-sectional design. The study was conducted among students of the medical university in the period from 2014 to 2016. In total, the study included the results of a questionnaire survey of 360 students of the foreign department of the 1 st year of the general medical faculty.

The study used a questionnaire PHQ-SADS, developed by Drs. Robert L. Spitzer, Janet B.W. Williams, Kurt Kroenke and colleagues, which allows to assess the level of depressive anxiety and somatic symptoms, consisting of three modules PHQ-15 - for diagnosing the presence and severity of somatic symptoms, GAD-7 - for diagnosing the presence and severity of anxiety symptoms, PHQ-9 - for diagnosis of the presence and severity of depression.

To describe qualitative data, we used frequencies, percentages, and standard errors. The statistical processing of the results was carried out using the statistical package SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) version 20.0 for Windows (license of the GMU of Semey).

Results. According to the results of the PHQ-SADS questionnaire on the first block of questions (module PHQ-15), the prevalence of somatoform disorders was 11.1% (40/360). In the second block of questions (module GAD-7), the prevalence of anxiety among foreign students was observed in 12% (39/360) of the respondents. The prevalence of depression (module PHQ-9) among foreign students was observed in 10.9% (39/360).

Conclusion. Foreign students studying at a medical university experience somatoform disorders, depression and anxiety, but the prevalence of these disorders is not high and on average is observed in 1/10 students.

Keywords: foreign students, somatoform disorders, anxiety, depression, medical education.

Туйшдеме

МЕДИЦИНАЛЫК ЖОГАРЫ ОКУ ОРЫНДАРЫНДА ОКИТЫН ШЕТЕЛД1К СТУДЕНТТЕР1И АРАСЫНДА

АЛАИДАУШЫЛЫК ПЕН ДЕПРЕССИЯ ЖЭНЕ СОМАТОФОРМАЛЫК Б¥ЗЫЛУЛАРДЫИ ТАРАЛУЫ

Жанара Б. Ибраева 1, http ://orcid .org//0000-0001 -7298-7869,

Даулет К. Апдынгуров 2,

Аян О. Мысаев 1, http://orcid.org//0000-0001-7332-4856,

Гупьжан М. Сергазина 1,

Шынар Б. Кадирсизова 1

1 Семей каласынын Мемелекеттiк медицина университету Семей к-, Казахстан Республикасы;

2 Президент экiмшiлiгiнiи медицина орталыгынын АК «Медициналык технологиялар жэне акпараттык жуйелер орталыгы»,

Астана к-, Казакстан Республикасы.

Kipicne. Медицина университетiнде каркынды окыту жэне тацдалган мамандыкка деген жауапкерштт психологиялык бузылуларга алып келедi. Кептеген зерттеулер медициналык мамандыктарда окитын студенттерН арасында депрессия, YPей мен соматоформалык бузылулардыц таралуын керсетед iжэне кептегенз ерттеулердН нэтижелерi бойынша студенттердН 1/3 шамасында байкалады.

Зерттеудщ максаты медициналык жогары оку орындарында окитын шетелдт студенттер арасында соматоформалык бузылулардыц таралуын, коркыныш пен депрессияны елшеу.

Зерттеу материалдары мен эдicтepi.

Бул зерттеу келденец. Зерттеу медициналык университетшН студент^ арасында 20142016 жж. аралыгында еткiзiлдi. Зерттеуге жалпы медицина факультетшН 1 курс шетел белiмiнiц 360 студентше сауалнама жYргiзiлген. Зерттеуде Drs. Robert L. Spitzer, Janet B.W. Williams, Kurt Kroenke жэне оныц эрiптестерi эзiрленген PHQ-SADS сауалнамасы колданды. PHQ-15 Yш модулiнен туратын - депрессиялык YPейдi децгейш багалауга мYмкiндiк бередi, бул -соматикалык симптомдардыц болуын жэне ауырлыгын диагностикалау Yшiн, GAD-7 -алацдаушылык симптомдарыныц катысуын жэне ауырлыгын диагностикалау Yшiн, PHQ-9 Депрессияныц болуыныц жэне ауырлык дэрежесшН диагностикасы.

Сапалы деректердi сипаттау Yшiн бiз жиiлiктердi, пайыздарды жэне стандартты кателердi колдандык. Нэтижелердi статистикалык ецдеу Windows Yшiн (Семей каласыныц ММУ лицензиясы) 20.0 нускасы SPSS (StatisticalPackagefortheSocialSciences) статистикалык пакетiн пайдалана отырып жYргiзiлдi.

Нэтижeлepi. PHQ-SADS сауалнамасыныц бiрiншi блоктагы сурактарына сэйкес (PHQ-15 модулi) соматоформалык бузылулардыц таралуы 11,1% (40/360) болды. Сурактардыц екiншi блогында (GAD-7 модул^ шетелдiк студенттер арасында алацдаушылыктыц таралуы респонденттердН 12% (39/360) байкалды. Шетелдт студенттер арасында куйзелстц таралуы 10,9% (39/360) байкалды.

Корытындылар. Медициналык жогары оку орындарында окитын шетелдiк студенттер соматоформалык бузылыстар, депрессия жэне мазасыздыкты сезiнедi, бiрак бул бузылулардыц таралуы жогары емес жэне орта есеппен 1/10-га жуык студенттерде кездеседк

TYÜiHdi свздер: шетел студенттер, соматоформалык бузьлулар, цорцыныш, депрессия, медициналык бт'1м.

Библиографическая ссылка:

Ибраева Ж.Б., Алдынгуров Д.К., Мысаев А.О., Сергазина Г.М., Кадирсизова Ш.Б. Распространенность соматоформных расстройств, тревоги и депрессии у иностранных студентов на примере медицинского университета / / Наука и Здравоохранение. 2018. 3 (Т.20). С. 88-98.

Ibrayeva Zh.B., Aldyngurov D.K., Myssayev A.O., Sergazina G.M., Kadirsizova Sh.B. The prevalence of somatoform disorders, anxiety and depression among foreign students on the example of the medical university. Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2018, (Vol.20) 3, pp. 88-98.

ИбраеваЖ.Б., АлдынгуровД.К., МысаевА.О., Сергазина Г.М., Кадирсизова Ш.Б. Медициналык жогары оку орындарында окитын шетелдк студенттерщ арасында аландаушылык пен депрессия жэне соматоформалык бузылулардыц таралуы / / Гылым жэне Денсаулык сактау. 2018. 3 (Т.20). Б. 88-98.

Введение

На сегодняшний день в мире отмечается рост таких расстройств как депрессия, тревожность и соматоформные расстройства. По уровню распространенности они занимают первое место среди психических расстройств. Так данными видами расстройств страдают до 30% пациентов, обращающихся в учреждения первично медико-санитарной помощи. (H. Wittchen, 2005; H. Akiskal, 1993; A. Frances, L. Donovan,1998).

По данным Всемирной организации здравоохранения, депрессия занимает четвертое место в мире среди ведущих причин инвалидности и к 2020 году может стать второй ведущей причиной потери трудоспособности и смерти населения. ВОЗ выделяет три категории населения, затронутые проблемой депрессии в гораздо большей степени, нежели остальные: молодежь в возрасте 15-24 лет, женщины детородного возраста (особенно молодые матери), а также пожилые люди (старше 60 лет) [16].

Республика Казахстан, в связи со своей экономической стабильностью, является страной, куда приезжают молодые люди для получения высшего профессионального образования. Также, вступление в Болонский процесс (2010 год) и развитие международных связей увеличило приток иностранных студентов в высшие учебные заведения страны. Казахстан уделяет значительное внимание развитию образовательного туризма и привлечению иностранных студентов и сейчас иностранные студенты являются неотъемлемой частью современной системы образования в Казахстане. По данным статистики, на начало учебного года в Республике Казахстан получают образование около 14 тыс. иностранных студентов.

Прогнозируется, что к 2020 году число иностранных студентов достигнет 50 тысяч. Вместе с тем наиболее популярными направлениями для обучения иностранцы называют технические и медицинские сферы [21]. Так, с каждым годом идет увеличение количества иностранных студентов во всех крупных медицинских Вузах Республики. Присутствие иностранных студентов в ВУЗе демонстрирует востребованность

университета, повышает его рейтинг. [5,10].

Одним из первых медицинских ВУЗов республики обучение иностранных студентов начал Государственный медицинский университет города Семей. Обучение иностранных студентов началось в 1995 году на русском языке и составляло порядка 50 человек из Индии, Пакистана, Палестины, Сирии и Иордана. Позже в 1998 году, было создано иностранное отделение с английским языком обучения, дав возможность большому количеству иностранных студентов обучаться в университете. На сегодняшний день количество студентов иностранного отделения составляет 704 студента из Китая, Индии, Пакистана, Бангладеш, Афганистана, Судана.

В университете иностранные студенты проходят этап социализации и адаптации личности в новых макро- и микросоциальных условиях. Таким образом, поступление иностранных студентов из стран дальнего зарубежья, где условия обучения, климатические особенности и социальные устои сильно отличаются от казахстанских, может нести прямое и косвенное влияние на психологический статус иностранных студентов и в некоторых случаях явиться причиной психических расстройств.

Психические расстройства являются проблемой психического здоровья и часто

встречаются у студенческой молодежи. Данные расстройства очень часто сопровождаются депрессией, тревогой и соматоформными расстройствами. Как показывают некоторые исследования данные виды расстройств сильно выражены среди студентов медицинских специальностей, где распространённость депрессии и тревоги наблюдается практически у 1/3 студентов. [13,14] Это, возможно, связано с тем, что медицинские специальности, в частности, профессия врача несет с собой большую ответственность перед обществом и не все студенты готовы к такому объему нагрузок и напряженной учебе. Также это может быть связано и с субъективным восприятием ситуации и типом высшей нервной деятельности обучающихся. Так, общеизвестно, что флегматики и меланхолики, очень часто воспринимают трудности, которые могут возникнуть во время учебного процесса, как неудачу, крах, то сангвиник и холерик поведет себя в этой же ситуации более собраней и попытается решить вопрос.

Согласно исследованию авторов Хворих П.К., Речовин Н.А. «Систематизация социально-психологических факторов риска развития депрессивного расстройства у студентов вузов» 1 курс является одним из критических периодов у студентов. Изменение социальной роли, повышение ответственности перед собой и обществом в целом вызывает необходимость более гибко регулировать свое поведение. [1].

По некоторым данным психологический дистресс среди врачей берет свое начало в первые годы медицинской школы и может сохраниться на протяжении всей своей карьеры [12]. Согласно данным систематического обзора «A systematic review on gender-specific suicide mortality in medical doctors» уровень самоубийств среди врачей выше, чем среди населения в целом и среди других академических профессиональных групп. [15].

Вследствие того, что данные расстройства часто фиксируются у молодого населения, студенческая молодежь попадает в группу риска развития депрессии, тревожности и соматоформных расстройств и является целевой группой, в которой возможна работа

по профилактике и раннему активному выявлению этих недугов.

Целью исследования явилось измерение распространенности уровня соматоформных расстройств, тревоги и депрессии у иностранных студентов, обучающихся в медицинском университете.

Материалы и методы исследования

Данное исследование является поперечным [3]. Исследование было проведено в Государственном Медицинском университете города Семей, Восточно-Казахстанской области в период с 2014 по 2016 гг. Всего в исследование вошли результаты анкетирования 360 иностранных студентов 1 курса общемедицинского факультета. Практически все опрошенные студенты были выходцами из Индии 359 (99,7%) и 1 (0,3%) студент из Пакистана.

В исследовании был использован опросник PHQ-SADS (Patient Health Questionnaire -распечатанный вариант), который позволяет оценить уровень депрессивных, тревожных и соматических симптомов, так называемая «SAD триада» (т.к. чаще всего они встречаются вместе), состоящий из трех модулей PHQ-15 - для диагностики наличия и тяжести соматической симптоматики (боль в животе, спине, груди, головная боль и др.), GAD-7 -для диагностики наличия и тяжести тревожной симптоматики (чувство тревоги, беспокойства, проблемы с расслаблением и др.), PHQ-9 - для диагностики наличия и тяжести депрессии (чувство депрессии, безнадежности, плохой аппетит или переедание и т.д.). Опросники о состоянии здоровья семейство шкал PHQ были разработаны Drs. Robert L. Spitzer, Janet B.W. Williams, Kurt Kroenke и коллегами. Все шкалы имеются в свободном доступе в сети интернет и для их использования не требуется специальных разрешений для

воспроизведения, перевода, демонстрации или распространения. Шкалы анкет PHQ-SADS оценивают степень тяжести состояния в баллах. Так, 5 баллов означает легкий, 10 -средний, 15 - тяжелый уровень расстройства (депрессии, тревоги и соматоформного расстройства - соответственно используемой шкале) [7]. Ответ в 10 баллов и более во всех трех шкалах рассматривался нами как на

возможное присутствие клинически значимого расстройства. Чувствительность и специфичность данных опросников доказана многими исследованиями [18-20].

Дополнительно к анкете PHQ-SADS респондентам был задан ряд вопросов социо-демографического характера. Данный раздел был представлен следующими вопросами: половая принадлежность, возраст, семейный статус, место проживания (по месту обучения анкетируемых). Эти факторы использовались в качестве независимых переменных. В качестве зависимых переменных были взяты результаты уровня соматического состояния здоровья, наличия и тяжести симптоматики тревожности и уровня депрессии у иностранных студентов-медиков, приехавших на обучение из дальнего зарубежья.

У всех опрошенных студентов было получено информированное согласие на участие в исследование. Опрос проводился на английском языке, в присутствии интервьюера. Заполнение анкет производилось собственноручно участником. На заполнение анкет давалось время от 30 минут до 60 минут. Характер ответов на вопросы опросника предполагал открытый и закрытый вариант. Испорченных анкет или опросников не было.

Исследование было одобрено этическим комитетом Государственного Медицинского Университета г. Семей (протокол №4 от 14.10.2015 г.).

Для описания качественных данных использовались частоты, доли в процентах и стандартная ошибка [4]. Статистическая обработка результатов анкетирования проводилась с помощью статистического пакета программы SPSS (Statistical Package for the Social Sciences) версия 20.0 для Windows (лицензия ГМУ г. Семей).

Результаты исследования:

Средний возраст респондентов составил 19,62 года (SD=1,87), минимальный 17, максимальный 28.

По половому признаку большинство респондентов были мужского пола 304 (84,4%), женского пола - 54 (15,0%) и 2 (0,6%) респондента не указали принадлежность к полу.

По семейному статусу большинство опрошенных студентов 345 (95,8%) не состояли в браке / в партнерских отношениях с противоположным полом и лишь 14 (3,9%) состояли в браке / находились в партнерских отношениях и 1 (0,3%) не ответил на поставленный вопрос.

По месту проживания практически все студенты проживали в студенческом общежитии - 359 (99,7%) и лишь 1 (0,3%) отметил вариант съемное жилье (Таблица 1).

Таблица 1.

Социально-демографическая характеристика выборки._

Переменная Частота %

(n)

Возраст (Mean ± SD) 19,62 ± 1,87

Пол

мужской 304 84,4

женский 54 15

не ответили на поставленный 2 0,6

вопрос

Семейный статус

не состояли в браке / в 345 95,8

партнерских отношениях с

противоположным полом

состояли в браке / находились 14 3,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в партнерских отношениях

не ответили на поставленный 1 0,3

вопрос

Место проживания

Студенческое общежитие 359 99,7

Съемное жилье 1 0,3

Как видно из таблицы 2, по результатам анкеты PHQ-SADS по первому блоку вопросов (модуль PHQ-15 ) большинство иностранных студентов 65,6% (п = 236) не имели каких-либо расстройств соматического характера. Суммарный балл по данному модулю не превышал 4 баллов у каждого респондента. Респонденты, чьи ответы находились в диапазоне от 5 до 9 баллов (легкая степень) составили 23,3% (п = 84). Распространенность соматоформных расстройств, то есть респонденты, чьи ответы были в диапазоне от «умеренной степени» до «тяжелой» составила 11,1% (40/360) опрошенных студента (Табл. 2).

Таблица 2.

Тяжесть соматических симптомов (PHQ-15),

у иностранных студентов.

Тяжесть соматических симптомов Частота (n) %

нет 236 65,6

легкой степени 84 23,3

средней 31 8,6

выраженной 9 2,5

Итого 360 100,0

По второму блоку вопросов, измерения тяжести расстройств тревожности, более 2/3 иностранных студентов не имели какой - либо симптоматики, то есть их ответы не превышали 4 баллов по оцениваемой шкале (модуль САй-7). В «легкой» и «умеренной» группе оказались 19,2% (п = 69) и 7,2% (п = 26) анкетируемых иностранных студентов соответственно. Респонденты, чьи ответы находились в диапазоне в 10 и более баллов наблюдались у 12% (43/360) респондентов (Таблица 3).

Результаты опроса по 3 блоку вопросов с помощью инструменты РНО-9 (шкала депрессии) демонстрируют отсутствие данного вида расстройств в 71,1% (п=254) случаев.

Обсуждение результатов.

По результатам нашего исследования, практически, все студенты иностранного отделения 1 курса проживали в студенческом общежитии университета, что соответствует политике данного университета по размещению иностранных студентов.

Распространенность соматоформных расстройств составила 11,1% (40/360), тревоги 12% (43/360), депрессии у 11% (39/360) случаях. Данные результаты

Таблица 3.

Тяжесть тревоги (GAD-7) у иностранных студентов.___

Тяжесть тревожной симптоматики Частота (n) %

нет 248 68,8

легкой 69 19,2

умеренной 26 7,2

средне-тяжелой 15 4,2

тяжелой 2 0,6

Итого 360 100,0

Доля лиц, находящихся в «легкой» степени депрессии составила 17,9% (п=64) опрошенных. В умеренной группе, то есть респонденты, чьи ответы были от 10 до 14 баллов отмечены у 8,4% (п = 30) опрошенных студентов. И наименьшее количество респондентов представлено в группах 2,3% (п=8) «средней тяжести» и 0,3% (п = 1) «тяжелой». Трое анкетируемых не заполнили данный модуль и их ответы не вошли в результаты. Так, распространенность депрессии среди иностранных студентов наблюдалась у 11% (39/360) опрошенных студентов иностранного отделения (Табл. 4).

коррелируют с данными систематического обзора Kurt Kroenke, M.D., Robert L. Spitzer, M.D., Janet B.W. и другими опубликованного в журнале «Psychiatry and Primary Care» в 2010 году, где говорится что депрессия, тревога и соматические расстройства являются наиболее распространенными психическими расстройствами, где каждая из них присутствует, по крайней мере, в 5 -10% случаях и часто сопутствует друг другу [14].

Таблица 4.

Тяжесть депрессии (PHQ-9) у иностранных студентов.__

Тяжесть депрессии Частота (n) %

Валидные нет 254 71,1

легкой 64 17,9

умеренной 30 8,4

средне-тяжелой 8 2,3

тяжелой 1 0,3

Итого 357 100,0

Пропущенные Системные пропущенные 3

В исследовании, проведенном в Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского под руководством профессора Шеметова Г.Н. говорится что, тяжелым уровнем депрессии среди студентов 1 курса страдали 3,8 % обучающихся, что несколько выше данных, представленных в настоящем исследовании. Студенты, которые не имели признаков депрессии, также составили подавляющее большинство [8].

В другом исследовании, проведённом в Винницком национальном медицинском университете (Украина) каждый пятый иностранный студент, вошедший в исследование, имел высокий уровень тревоги, и каждый шестой студент имел высокий уровень депрессии. Данные результаты значительно выше результатов полученных в нашем исследовании [2].

Получение медицинского образования очень серьезное решение и не всегда является осознанным. Зачастую на выбор профессии врача абитуриентом влияют родители или ближайшие родственники. Также, отличительной особенностью медицинского образования является его продолжительность и напряженность на всем протяжении обучения. Многими

исследованиями доказано, что студенты медицинских ВУЗов испытывают более высокий уровень стресса и вытекающих из него последствий (депрессии, психических расстройств и отклонений) [15, 16]. Это может быть связано со многими факторами, так как обучение в медицинском ВУЗе имеет большую нагрузку и ответственность перед выбранной профессией и обществом в целом.

По результатам нашего исследования чуть более 10% иностранных студентов имели расстройства соматического здоровья, тревожности и депрессии. Данные результаты могли зависеть от свойств нервной системы, темперамента, личностных характеристик иностранных студентов. Ведь депрессия, тревожность зависят не столько от внешнего агента, сколько от реакций самого человека. Так как факторы, определяющие стрессоустойчивость, могут быть как внешними, так и внутренними [18]. Личные стрессоры, включают семью, которые могут

быть источником поддержки, но также могут быть источником конфликтов и негативного стресса. Так как иностранные студенты живут в далеке от своих родных, то возможно, они не испытывают действие последних.

Выводы:

В результате проведенного нами исследования среди студентов иностранного отделения нами были выявлены лица, имеющие легкий, средний и тяжелый уровни депрессии, тревожности и соматоформных расстройств.

Так, среди опрошенных респондентов с помощью опросника PHQ-15 уровень распространённости соматоформных

расстройств составил 8,6% (п=31) «средней» и 2,5% (9) «выраженной» тяжести соответственно. Распространённость тревоги, оцениваемой в 10 баллов и более по шкале GAD-7 отмечены в 12% (п=43) случаях. Результаты опроса с помощью инструмента PHQ-9 демонстрируют распространенность депрессии у 11% (п=39) опрошенных студентов.

Применение скринингового анкетирования для определения распространенности тревожно-депрессивных расстройств среди студентов может явиться действенным инструментом для их своевременной диагностики и коррекции.

Результаты проведенного нами исследования могут быть использованы администрацией и психологом университета для внесения коррекционных мероприятий и снижения данных расстройств у студентов.

Данное исследование является поперечным. Результаты описывают психологическое состояние студентов на момент исследования. Для определения иных факторов, влияющих на распространенность данных видов расстройств среди иностранных студентов, необходимо дальнейшие всеобъемлющее исследование с включением всех потенциальных причин.

Конфликт интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов, связанных с написанием и содержанием данной статьи. Части данного исследования не были опубликованы в других печатных изданиях.

Вклад авторов:

Ибраева Ж.Б. - постановка цели,набор и анализ результатов исследования

Алдынгуров Д.К. - частичное выполнение сбора данных, участие в анализе и интерпретации результатов, правка финальной версии статьи

Мысаев А.О. - общее руководство работой, правка финальной версии статьи.

Сергазина Г. М., Кадирсизова. Ш. Б. - помощь в формулировании выводов и переводе статьи.

Финансирование: Работа выполнена в рамках обучения в докторантуре PhD по специальности 6D110200 «Общественное здравоохранение» и не имела финансирования от сторонних организаций.

Литературы:

1. Глушкова Н.Е. Модель совершенствования организации оказания медико-социальной помощи молодежи на примере студентов вузов г. Семей: дис. ... PhD. 2013. 54 с.

2. Гусакова И.В., Омельченко О.Д., Николаенко О.А., Богомаз О.В. Уровень депрессии и тревоги среди студентов, обучающихся в медицинском университете Украины // Juvenis scientia. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-depressii-i-trevogi-sredi-studentov-obuchayuschihsya-v-meditsinskom-universitete-ukrainy (дата обращения: 22.06.2018).

3. Гржибовский А.М., Иванов С.В. Поперечные (одномоментные) исследования в здравоохранении // Наука и здравоохранение. 2015. 2. С. 5-18.

4. Гржибовский А.М. Иванов С.В., Горбатова М.А. Экологические (корреляционные) исследования в здравоохранении // Наука и Здравоохранение. 20l5. № 5. С. 5-18

5. Ибраева Ж.Б., Семенова Ю.М., Алдынгуров Д.К., Мысаев А.О., Даулетъярова М.А., Сергазина Г.М., Оразалина А.С. Удовлетворенность иностранных студентов социокультурным сопровождением медицинского университета Республики Казахстан // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2016, №1, С. 39-43.

6. Мерлин В.С. Очерки теории темперамента - изд.2-е. - Пермь, 1973 - 147 с

7. Руководство по использованию шкал "Оценка здоровья пациента" (PHQ) и GAD-7 www.phqscreeners.com (Дата обращения: 10.12.2016)

8. Самедов С.В., Беляева Ю.Н. Депрессия у студентов медицинского ВУЗа: миф или реальность? Сборник 78-ой

студенческой межрегиональной научно-практической конференции «Молодые ученые - здравоохранение»

https://medconfer.eom/node/14404 (Дата обращения: 10.12.2017)

9. Хворих П.К., Речовин Н.А. Систематизация социально-психологических факторов риска развития депрессивного расстройства у студентов вузов // Тезисы докладов VII Международной научной конференции. 2009. С. 18-19

10. Шабдарбаева М.С., Утеев А.А., Смагулов А.М. Социально-гигиеническая оценка состава иностранных студентов, обучающихся в КГМА // Медицина и экология. 2007. № 2. С. 32-35.

11. Abdel Rahman A.G., Al Hashim B.N. Stress among medical Saudi students at college of Medicine. King Faisal University // Prev Med Hyg.-2013, December. №54(4) P.195-199

12. Dyrbye L.N., Thomas M.R., Shanafelt T.D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical students.Acad Med. 2006 Apr; 81(4):354- 73. PMID: 16565188

13. Mousa O.Y., Dhamoon M.S., Lander S., Dhamoon A.S. The MD Blues: Under-Recognized Depression and Anxiety in Medical Trainees. PLoS One. 2016 Jun 10;11(6):e0156554.).

14. Melese Biniam, Birhanu Bayu, Fikir Wondwossen, Kalkidan Tilahun, Seti Lema, Moges Ayehu and Eskindir Loha Prevalence of mental distress and associated factors among Hawassa University medical students, Southern Ethiopia: a cross-sectional study; BMC Research Notes s (2016) 9:485 DOI 10.1186/s13104-016-2289-7

15. Lindeman S., Laara E, Hakko H., Lonnqvist J. A systematic review on gender-specific suicide mortality in medical doctors // Br J Psychiatry 1996; 168:274-93. PMID: 8833679

16. Kessler Ronald C., Bromet Evelyn J. The epidemiology of depression across cultures.Annu Rev Public Health.2013; 34: 119-138. doi: 10.1146/annurev-publhealth-031912-114409 PMCID: PMC4100461

17. Kroenke K., Spitzer R.L., Williams J.B., Monahan P.O., Löwe B. Anxiety disorders in primary care: prevalence, impairment, comorbidity, and detection. Ann Intern Med

2007;146:317-325. [validation data on GAD-7 and GAD-2 in detecting 4 common anxiety disorders)]

18. Kroenke K., Spitzer R.L., Williams J.B. The PHQ-15: Validity of a new measure for evaluating somatic symptom severity // Psychosom Med. 2002;64:258-266.

19. Spitzer R.L., Kroenke K., Williams J.B. Löwe B. A brief measure for assessing generalized anxiety disorder: the GAD-7. Arch Intern Med 2006;166:1092-1097.

20. Selye H.A. Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents // Nature-1936, july 4.-Vol.138 - P 32;

21. https://tengrinews.kz/kazakhstan news/b olshe-inostrannyih-studentov-hotyat-privlech-v-kazahstan-331277/ Больше иностранных студентов хотят привлечь в Казахстан (Дата обращения: 05.05.2018)

References:

1. Glushkova N.E. Model' sovershenstvovanija organizacii okazanija mediko-social'noj pomoshhi molodezhi na primere studentov vuzov g. Semei, PhD dis. [Model perfection of the organization of rendering of medico-social help of youth on an example of students of high schools of Semey: PhD dis. ...], 2013, 54 p. [in Russian]

2. Gusakova I.V., Omelchenko O.D., Nikolaenko O.A., Bogomaz O.V. Uroven' depressii i trevogi sredi studentov, obuchayushchikhsya v meditsinskom universitete Ukrainy [The level of depression and anxiety among students studying at the Medical University of Ukraine]. Juvenis scientia. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uroven-depressii-i-trevogi-sredi-studentov-obuchayuschihsya-v-meditsinskom-universitete-ukrainy (accessed: 22.06. 2013). [in Russian]

3. Grzhibovskij A.M., Ivanov S.V. Poperechnye (odnomomentnye) issledovaniya v zdravookhranenii [Cross-sectional studies in health sciences. Nauka i Zdravoohranenie [Science & Healthcare]. 2015, 2, pp. 5-18. [in Russian]

4. Grzhibovskij A.M., Ivanov S.V., Gorbatova M.A. Jekologicheskie (korreljacionnye) issledovanija v zdravoohranenii [Ecological (correlation) studies in health sciences]. Nauka i Zdravookhranenie [Science & Healthcare]. 2015, 5, pp. 5-18. [in Russian]

5. Ibraeva Zh.B., Semenova Ju.M., Aldyngurov D.K., Mysaev A.O, Dauletjarova M.A., Sergazina G.M., Orazalina A.S. Udovletvorennost' inostrannyh studentov sociokul'turnym soprovozhdeniem medicinskogo universiteta Respubliki Kazahstan [Udovletvorennost' inostrannykh studentov sotsiokul'turnym soprovozhdeniem meditsinskogo universiteta Respubliki Kazakhstan]. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny [Problems of social hygiene, health and history of medicine]. 2016, №1, pp. 39-43. [in Russian]

6. Merlin V. S. Ocherki teorii temperamenta [Essays on the theory of temperament]. izd. 2-e. -Perm', 1973. 147 [in Russian]

7. Rukovodstvo po ispol'zovaniyu shkal "Ocenka zdorov'ya patsienta" (PHQ) i GAD-7 [Guidelines for using the Patient Health Assessment (PHQ) and GAD-7] URL: www.phqscreeners.com (accessed: 10.12.2016) [in Russian]

8. Samedov S.V., Belyaeva Yu.N. Depressiya u studentov meditsinskogo VUZa: mif ili real'nost'?» [Depression in medical university students: a myth or reality?]. Sbornik 78-oi studencheskoi mezhregional'noi nauchno-prakticheskoii konferentsii «Molodye uchenye — zdravookhranenie» [Collection of the 78th student interregional scientific and practical conference "Young Scientists - Health Care"] URL:https://medconfer.com/node/14404 (accessed: 10.12.2017) [in Russian]

9. Hvorikh P.K., Rechovin N.A. Sistematizatsiya sotsial'no-psikhologicheskikh faktorov riska razvitiya depressivnogo rasstroistva u studentov vuzov [Systematization of socio-psychological risk factors for the development of depressive disorder in university students]. Tezisy dokladov VII Konferentsii [Abstracts of the VII International Scientific Conference]. 2009. pp. 18-19. [in Russian]

10. Shabdarbaeva M.S., Uteev A.A., Smagulov A.M. Sotsial'no-gigienicheskaya otsenka sostava inostrannykh studentov, obuchayushhikhsya v KGMA [Socio-hygienic assessment of the composition of foreign students studying at KSMA]. Meditsina i ekologiya [Medicine and Ecology] 2007, 2, p. 32-35. [in Russian].

11. Abdel Rahman A.G., Al Hashim B.N. Stress among medical Saudi students at college of Medicine. King Faisal University. Prev Med Hyg. - 2013, December. 54(4), P.195-199

12. Dyrbye L.N., Thomas M.R., Shanafelt T.D. Systematic review of depression, anxiety, and other indicators of psychological distress among U.S. and Canadian medical students. Acad Med. 2006. Apr; 81 (4):354, 73. PMID: 16565188

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Mousa O.Y., Dhamoon M.S., Lander S., Dhamoon A.S. The MD Blues: Under-Recognized Depression and Anxiety in Medical Trainees. PLoS One. 2016 Jun 10;11(6):e0156554.).

14. Melese Biniam, Birhanu Bayu, Fikir Wondwossen, Kalkidan Tilahun, Seti Lema, Moges Ayehu and Eskindir Loha Prevalence of mental distress and associated factors among Hawassa University medical students, Southern Ethiopia: a cross-sectional study; BMC Research Notes s (2016) 9:485 DOI 10.1186/s13104-016-2289-7.

15. Lindeman S., Laara E., Hakko H., Lonnqvist J. A systematic review on gender-specific suicide mortality in medical doctors. Br J Psychiatry. 1996; 168:274-93. PMID: 8833679

16. Kessler Ronald C., Bromet Evelyn J. The epidemiology of depression across cultures. Annu

Rev Public Health. 2013; 34: 119-138. doi: 10.1146/annurev-publhealth-031912-114409 PMCID: PMC4100461

17. Kroenke K., Spitzer R.L., Williams J.B., Monahan P.O., Löwe B. Anxiety disorders in primary care: prevalence, impairment, comorbidity, and detection. Ann Intern Med. 2007;146:317-325. [validation data on GAD-7 and GAD-2 in detecting 4 common anxiety disorders)]

18. Kroenke K., Spitzer R.L., Williams J.B. The PHQ-15: Validity of a new measure for evaluating somatic symptom severity. Psychosom Med. 2002; 64: 258-266.

19. Spitzer R.L., Kroenke K., Williams J.B., Löwe B. A brief measure for assessing generalized anxiety disorder: the GAD-7. Arch Intern Med. 2006; 166: 1092-1097.

20. Selye H.A. Syndrome Produced by Diverse Nocuous Agents. Nature. 1936, july 4. Vol.138, P 32;

21. https://tengri news.kz/kazakhstan_news/bol she-inostrannyih-studentov-hotyat-privlech-v-kazahstan-331277/ More foreign students want to attract to Kazakhstan Date of circulation (accessed: 05.05.2018)

Контактная информация:

Ибраева Жанара Бейсенгалиевна - докторант 3-го года обучения по специальности "Общественное здравоохранение" Государственного медицинского университета города Семей. Почтовый адрес: Республика Казахстан, 071400 г.Семей, ГМУ города Семей, Абая, 103 e-mail: zhanikusya@mail.ru Телефон: 87087456017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.