Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ'

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
125
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIO-CULTURAL SITUATION / ЭКОЛОГИЯ МЕДИА / MEDIA ECOLOGY / ЛИЧНОСТЬ / PERSON

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивлев Дмитрий Витальевич

Статья изучает разнообразие подходов социальной философии к вопросу об онтологии и отличительных характеристиках современного информационного общества. Используя методы анализа, сравнения, историко-философского описания, автор изучает выводы ученых о сущностных свойствах информационного общества, как позитивно, так и негативно оценивающие влияние роста генерирования и распространения информации в современном мире. Особое внимание в статье уделяется анализу воззрений американского ученого, философа Н.Постмана, в трудах которого информация предстает в неразрывной связи со средствами ее передачи, что в совокупности оказывает значительное влияние на формирование социальной культуры общества и личности. Исследуется концепция Постмана о трансформации ценности информации в современном обществе и значение его идей в области медиа экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE INFORMATION SOCIETY IN THE WORKS OF MODERN SCIENTISTS

The article studies the diversity of approaches of social philosophy to the question of ontology and the distinctive characteristics of the modern information society. Using the methods of analysis, comparison, historical and philosophical description, the author investigates conclusions of scientists on the essential properties of the information society, which both positively and negatively assess the impact of the generation and distribution of information growth in the modern world. The article pays attention to the analysis of the views of the American scientist, philosopher N. Postman, in whose works the information appears in indissoluble connection with the means of its transfer, which together has a significant influence on the formation of the social culture of society and the individual. The article also researches the concept of Postman on the transformation of the information value in modern society and the importance of his ideas in the field of media ecology.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ»

10. Spenser G. Spravedlivost'. M.: Knizhnoe delo, 1898. 242 s.

ИСМАИЛОВ НУРМАГОМЕД ОМАРОВИЧ - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук Армавирского государственного педагогического университета. ISMAILOV, NURMAGOMED O. - Ph.D. in Philosophy, Associate Professor, Department of philosophy, law and the social Sciences and Humanities Armavir state pedagogical University (nur.is.filosof@rambler.ru)

УДК 1(091)

ИВЛЕВ Д.В.

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

В ТРУДАХ СОВРЕМЕННЫХ УЧЕНЫХ

Ключевые слова: информационное общество, информация, социокультурная ситуация, экология медиа, личность

Статья изучает разнообразие подходов социальной философии к вопросу об онтологии и отличительных характеристиках современного информационного общества. Используя методы анализа, сравнения, историко-философского описания, автор изучает выводы ученых о сущностных свойствах информационного общества, как позитивно, так и негативно оценивающие влияние роста генерирования и распространения информации в современном мире. Особое внимание в статье уделяется анализу воззрений американского ученого, философа Н. Постмана, в трудах которого информация предстает в неразрывной связи со средствами ее передачи, что в совокупности оказывает значительное влияние на формирование социальной культуры общества и личности. Исследуется концепция Постмана о трансформации ценности информации в современном обществе и значение его идей в области медиа экологии.

IVLEV, D.V.

SOCIAL-PHILOSOPHICAL ANALYSIS OF THE INFORMATION SOCIETY IN THE WORKS OF

MODERN SCIENTISTS

Keywords: information society, information, socio-cultural situation, media ecology, person

The article studies the diversity of approaches of social philosophy to the question of ontology and the distinctive characteristics of the modern information society. Using the methods of analysis, comparison, historical and philosophical description, the author investigates conclusions of scientists on the essential properties of the information society, which both positively and negatively assess the impact of the generation and distribution of information growth in the modern world. The article pays attention to the analysis of the views of the American scientist, philosopher N. Postman, in whose works the information appears in indissoluble connection with the means of its transfer, which together has a significant influence on the formation of the social culture of society and the individual. The article also researches the concept of Postman on the transformation of the information value in modern society and the importance of his ideas in the field of media ecology.

Изменения в социальной жизни, обусловленные современным этапом ее развития -появлением информационного общества, охватывают все ее сферы, способствуя конвергенции самых различных форм социальной деятельности, что влечет за собой появление новой социокультурной ситуации в социуме [1, 2, 3]. Социально-философский анализ информационного общества является одной из важнейших тем исследования современной философии и детерминировал весьма отличающиеся между собой выводы представителей различных философских течений. Так, Э. Тоффлер утверждает, что процесс перехода к информационному обществу вовлекает не только сферу экономики и технологии. «Он также охватывает мораль, культуру, идеи, а также институциональную и политическую структуру общества. Он означает подлинную трансформацию всей человеческой жизни» [4, с. 11].

М. Кастельс строит свою концепцию сетевого общества, фокусируя внимание на допущении, что информация является основой социальной организации, формируя новую социальную морфологию за счет того, что социальные структуры представлены им как сетевые структуры [5]. Информационные сети, оказывая воздействие на организацию времени и пространства, в последнее время стали одной из характерных особенностей социальной организации, конституируя информационную систему на национальном,

международном и глобальном уровнях коммуникации. Понятие физического расстояния в коммуникации потеряло смысл при условиях, когда компьютерные сети объединяют людей из самых отдаленных уголков планеты, и их общение в реальном времени длится независимо от того, находятся ли они неподалеку друг от друга.

Практически во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдаются всевозрастающие мобильность, оперативность, гибкость в адаптации к новым технологиям [6], которые позволяют нивелировать резкую смену технологических платформ за счет плавного естественного перехода к сетевым формам социально-общественной организации. В экономике - это стремление крупных предприятий организовать свои внутренние сети ИНТРАНЕТ; в политической системе - это интерактивность взаимодействия различных политтехнологий со средствами СМИ и информатизацией общества, и наконец, мировая информационная сеть Интернет.

Исследователи современного общества делают акцент на разных факторах его развития - экономических (Ф. Махлуп и другие), технологических (3. Бжезинский и другие), культурных (Ж. Бодрийяр, 3. Бауман и другие), и неоднозначно оценивают как место информационного общества в поступательном развитии культуры человечества, так и его влияние на личность, ее ценностные ориентиры, понимание своего места в мире.

Чарльз Лидбитер в книге « Living on Thin Air», опубликованной в 1999 году, название которой можно перевести, как «Жизнь, основанная на невещественном», утверждает, что в современных условиях благосостояние воспроизводится в первую очередь не благодаря физическим усилиям, но идеям, знаниям, навыкам, таланту и творчеству, и в условиях «нового капитализма» наиболее созидательной силой становится знание, в отличие от «старого капитализма», основанного на таких вещественных элементах, как природное сырье, земля и машины. Быть сообразительным, изобретательным и умело использовать информационные сети, - вот то, что, согласно Лидбитеру, является ключом к новой экономике. Эти воззрения разделяли многие известные ученые, в том числе, такие, как Питер Друкер, который утверждал, что развитие современной экономики зависит от людей, способных эффективно работать с информацией, а именно, создавать ее и использовать в практической деятельности.

Многие исследователи информационного общества оптимистичны в своих выводах о позитивных тенденциях, детерминированных им в структуре социальных процессов современного социума. Так, с точки зрения Т. Стоуньера информационное общество - это эпоха изобилия, в которой «каждый - аристократ, каждый - философ» [7, p. 214] . Т. Стоуньер считает, что развитое индустриальное общество решит проблему недостатка продовольствия, а позднее информационное общество вообще исключит зависимость от материальных нужд в целом, предоставляя необходимую продукцию в изобилии. Таким образом, по Т. Стоуньеру, впервые в истории социальные проблемы будут решаться априори, до их фактического появления, путем правильного прогнозирования.

Отечественный философ В.Л. Иноземцев пишет о том, что на пути в «постэкономическое общество» информационные технологии и ресурсы становятся рычагами перехода от труда к творчеству, от деятельности мотивированной экономическими законами рынка, к творческой деятельности, направленной на самореализацию личности [8, с. 126].

Другие мыслители не столь категоричны в своих позитивных оценках, они отмечают, что возрастание роли информации в жизни социума ставит новые исследовательские вопросы и влечет возникновение новых, не существовавших ранее проблем. Внимание ученых, прежде всего, философов, направлено также на исследование изменений культуры общества, обусловленных наступлением «информационной эры», а именно, тем фактом, что информация стала всеобъемлющим компонентом социальных групповых и межличностных отношений, формирующим общественную идеологию и общественное мнение. Этот процесс начался ранее, с внедрением в жизнь таких средств массовой информации, как радиовещание, а затем и телевидение, которые многократно увеличили масштабы аудитории

и одновременно сфокусировали воздействие на нее. Медиа-загруженность общества повлекла за собой изменения в формировании общественного сознания, когда информационная среда исподволь конституирует предпочтения индивидов, от политических до предпочтений в сфере моды, и в этом процессе велика роль символов, благодаря которым люди причисляют себя к той или иной социальной группе и ориентируются в процессе межличностной коммуникации.

Одной из широко известных ныне является концепция роли и места информации в современном обществе американского ученого Нила Постмана, изучавшего предмет своего исследования в онтологическом и аксиологическом аспектах. Вслед за М.Маклюэном, сформулировавшим известный постулат «медиум - это послание», Постман производит философский анализ информации в неразрывной связи со средствами ее передачи, а именно, «медиа», которые представляют собой не только средства массовой информации (их, по мнению Постмана, не существовало вплоть до утверждения капиталистического общества, в то время как информация производилась, генерировалась и передавалась в социуме с начала его существования), но любой путь коммуникации. Исследуя современный этап социального развития информационного общества, Постман сосредотачивает свое внимание, в первую очередь, конечно, на средствах массовой информации, анализируя, каким образом они изменили не только культуру общества в целом, но и индивидуальное сознание личности [9].

Постман обращает особое внимание на тот факт, что средства массовой информации, наличествующие в культуре, оказывают доминирующее влияние на формирование ее интеллектуальных и социальных предпочтений. Более того, по его мнению, они навязывают особые представления о реальности, в первую очередь, посредством символов, используемых для обмена значимой информацией. Эти медиа-метафоры, как их определяет мыслитель, классифицируют мир для нас, упорядочивают его, структурируют, расширяют, сужают, окрашивают и, в конечном счете, обосновывают, что такое мир.

Средства коммуникации изменяют как социальный мир, так и внутренний мир человека, систему его представлений о ценностях. Решающую роль в старте этого процесса, по мнению Постмана, сыграл телеграф в XIX столетии, предтеча технологий будущего информационного общества, изобретение, которое позволило гораздо более быстрый, по сравнению с прошлым, обмен информацией. Однако эта новая возможность быстрого обмена новостями изменила и ценностное восприятие информации: важным и ценным с тех пор становится не только то, что может быть использовано для успешной социально-экономической жизни, как это, по мнению Постмана, было до тех пор, но и то, что просто обладает новизной.

Телеграф породил идею контекстно-свободной информации, идею о том, что ценность информации не должна быть детерминирована какими-либо функциями, которые она может выполнять при принятии решений в социальной и политической сфере и при выборе образа действий в них, но может быть обусловлена любопытством публики. Как следствие, телеграф превратил информацию в товар, «вещь», которую можно было купить и продать независимо от возможностей ее дальнейшего использования или ее смысла. В дальнейшем развитие радиовещания и телевидения позволило не только узнавать информацию быстро, но и распространило контекстно-свободное восприятие этой информации на массовое восприятие.

Ценностные установки общества в вопросе о статусе информации изменились. На первый план вышли ценности возможной скорости распространения информации, масштаба охватываемой ею аудитории, а также новизны данных, к которым не предъявляется требование быть содержательными и полезными.

По мнению Постмана, в современном информационном обществе определенные средства передачи информации достигли статуса «метамедиума» - инструмента, который не только направляет и детерминирует наше знание о мире, но и сведения о том, какими путями, каким образом это знание получить. В 70-80-х годах ХХ столетия такую роль выполняло телевидение, которое организовывало коммуникационную среду, в рекламе и

тематических передачах целенаправленно донося до зрителя информацию, какие телефонные системы использовать, какие читать книги, смотреть фильмы, слушать радиопрограммы и т.п. Начиная с 90-х годов, эту роль стали играть и компьютеры, по отношению к которым стала справедливой метафора, сформулированная Постманом по отношению к телевидению: и компьютеры, и телевидение стали фоновой радиацией современной социальной и интеллектуальной вселенной, незаметной для людей. Они присутствуют повсюду, к ним постоянно обращается человек, как в поисках информации, так и для организации своей социальной жизни.

В то время как человек информационного общества не задумывается над вопросами своего существования в потоке информации, общество и государство контролируют этот поток при помощи трех технических средств. Первое из них - это бюрократия, впервые проанализированная с научной точки зрения как социальное явление в трудах М.Вебера. Рационализация общественной жизни, ее усложнение повлекли за собой необходимость бюрократического регулирования общества.

В условиях информационного общества к этим факторам прибавляется еще и объем, и скорость информационных потоков. По мнению Постмана, информационный взрыв имел своим следствием «эффект бюрократии»: чем сложнее стали техники управления информацией, тем большее количество людей и организационных структур потребовалось, чтобы управлять самими этими техниками. Так огромные объемы информации стали причиной возникновения «бюрократических техник», когда все больше бюрократии стало необходимым, чтобы управлять и координировать бюрократов, для чего понадобились новые бюрократические структуры. Из организации, обслуживающей социальные институты, бюрократия превратилась в их хозяина.

В настоящее время бюрократия решает не только проблемы организации общественной жизни, но также и то, что представляют собой проблемы общественной жизни как таковые, а это, согласно точке зрения Постмана, влечет за собой немалую опасность для общества. Поскольку изначально бюрократия была организована в целях наиболее эффективного управления организацией производства, единственной ценностью для нее является ценность эффективности, и когда она исходит из этой ценности при решении вопросов моральных, социальных и политических, в ущерб собственно человеческим гуманистическим ценностям, последствия этого для современного общества могут быть фатальными [10, с. 86].

Второе средство контроля за информацией в современном обществе - это экспертиза. Отличие современных экспертов от экспертов предшествующих столетий, согласно Постману, заключается в следующем. Во-первых, они невежественны во всех вопросах, которые не относятся непосредственно к их специализированной области деятельности, во-вторых, им принадлежит решающее слово не только непосредственно в технических вопросах, но также, как и в случае с бюрократией, в социальных, психологических, моральных, то есть, в тех, которые необходимо требуют широты кругозора и жизненной мудрости, которых у экспертов нет.

Наконец, третьим средством, широко используемым как в экспертизе, так и в бюрократической организации, является особая структура процедур и социальных технологий, которые помогают добиться желаемого результата в управлении информационным обществом. К их числу относятся тесты система ЕГЭ,

унифицированные стандарты поведения, классификации, а также опросы общественного мнения. Зачастую их роль в снижении разнообразия и качества информации, которую получает общество, остается незамеченной, тем самым не замечают и их роль в переосмыслении традиционных понятий. Как справедливо отмечает Постман, ни один тест не может служить мерилом человеческого интеллекта, поскольку интеллект, как общее понятие, используется для определения способности личности решать реальные жизненные проблемы в различных нестандартных новых ситуационных контекстах. В зависимости от условий ситуации и вида проблемы, которая требует решения, одна и та же личность может,

согласно своим способностям, действовать успешно, либо потерпеть неудачу. Если же нас заставляют верить в то, что при помощи теста можно выявить точное «количество» интеллекта, интеллект становится не более, чем баллами, полученными в результате тестирования. Тест превращает абстрактное и многогранное понятие в точный технический термин, и лишает самой его сути.

Таким образом, по мнению Постмана, в современном информационном обществе сложились условия, при которых исчезает ценность развитой и образованной человеческой личности. Ее место занимает некритичный потребитель информации, чья духовная жизнь успешно контролируется. Поэтому ученый неустанно обращает внимание своих читателей и последователей на жизненную важность развития экологии медиа, экологии средств массовой информации и коммуникации, в целом. Учитывая активное воздействие медиа на личность и социум [11], общественные ценности и культуру, это положение философских воззрений Постмана остается своевременным и актуальным.

Литература и источники

1. Ivlev V.Yu., Barkova E.V., Ivleva M.I., Buzskaya O.M. Environmental approach to the study of the modern stage of information society development: research prospects // International Journal of Environmental and Science Education.

2016. Т. 11. № 16. С. 9113-9124

2. Баркова Э.В. Роль экорациональности в формировании методологии теории природно-культурного наследия // Право и практика. 2016. № 4. С. 142-146.

3. Agibalova E., Barkova E., Ivleva M. Information ecology in structuring sociocultural space of modern society // Proceedings of the 2017 2rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities

2017. С. 1146-1150.

4. Toffler A. The Third Wave. N.-Y.: Bantam Books. 1990

5. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Oxford, UK: Blackwell. 1996.

6. Ивлева М.И., Левченко К.Г. Полиаспектность современного образовательного процесса // Современные направления развития гуманитарных, юридических и экономических наук Сборник трудов международной научно-практической конференции. 2013. С. 16-20.

7. Stonier T. The Wealth of Information: A Profile of the Post-Industrial Economy. London: Thames-Methuen. 1983.

8. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества: Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia: Наука. 1998.

9. Postman N. Amusing ourselves to death: Public Discourse in the Age of Show Business, Penguin books, 1985

10. Postman N. Technopoly: The Surrender of Culture to Technology, New York, 1992

11. Barkova E., Ivleva M., Buzskaya O., Buzskij M. Ecology of culture in the space of social and humanitarian knowledge. В сборнике: Proceedings of the 2017 2rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities 2017. С. 12-15.

References and Sources

1. Ivlev V.Yu., Barkova E.V., Ivleva M.I., Buzskaya O.M. Environmental approach to the study of the modern stage of information society development: research prospects // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. T. 11. № 16. S. 9113-9124

2. Barkova EH.V. Rol' ehkoracional'nosti v formirovanii metodologii teorii prirodno-kul'turnogo naslediya // Pravo i praktika. 2016. № 4. S. 142-146.

3. Agibalova E., Barkova E., Ivleva M. Information ecology in structuring sociocultural space of modern society // Proceedings of the 2017 2rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities 2017. S. 1146-1150.

4. Toffler A. The Third Wave. N.-Y.: Bantam Books. 1990

5. Castells M. The Information Age: Economy, Society and Culture: The Rise of the Network Society. Oxford, UK: Blackwell. 1996.

6. Ivleva M.I., Levchenko K.G. Poliaspektnost' sovremennogo obrazovatel'nogo processa // Sovremennye napravleniya razvitiya gumanitarnyh, yuridicheskih i ehkonomicheskih nauk Sbornik trudov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2013. S. 16-20.

7. Stonier T. The Wealth of Information: A Profile of the Post-Industrial Economy. London: Thames-Methuen. 1983.

8. Inozemcev V.L. Za predelami ehkonomicheskogo obshchestva: Postindustrial'nye teorii i postehkonomicheskie tendencii v sovremennom mire. M.: Academia: Nauka. 1998.

9. Postman N. Amusing ourselves to death: Public Discourse in the Age of Show Business, Penguin books, 1985

10. Postman N. Technopoly: The Surrender of Culture to Technology, New York, 1992

11. Barkova E., Ivleva M., Buzskaya O., Buzskij M. Ecology of culture in the space of social and humanitarian knowledge. V sbornike: Proceedings of the 2017 2rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities 2017. S. 12-15.

ИВЛЕВ ДМИТРИЙ ВИТАЛЬЕВИЧ - научный сотрудник, Государственный НИИ авиационных систем. IVLEV, DMITRY V. - Researcher, State Research Institute of Aviation Systems (mcint@yandex.ru ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.