Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИА ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ Н.ПОСТМАНА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИА ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ Н.ПОСТМАНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
283
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ИНФОРМАЦИЯ / INFORMATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / МЕДИА ЭКОЛОГИЯ / MEDIA ECOLOGY / ЭКОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ / ECOLOGY OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивлева Марина Ивановна

Статья исследует развитие теории медиа экологии как раздела экологии коммуникаций современного информационного общества в трудах американского мыслителя Н. Постмана. На основании проведенного анализа проблематики и содержания концепции информации как важнейшего элемента коммуникации в воззрениях Постмана делается вывод о развитии ученым экологии личности на основе концепта медиа экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERCONNECTION OF MEDAIECOLOGY AND EKCOLOGY OF PERSON IN THEORY OF COMMUNICATION OF N.POSTMAN

The article researched the development of theory of mediaecology as a section of the ecology of communication of modern information society in the works of the American thinker N. Postman. Analyzing the concept of information as the most important element of communication in Postman's views and the problems he raised there, the article concludes that the scientist developed ecology of personality on the basis of the ecology media concept.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИА ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ Н.ПОСТМАНА»

УДК 1(091)

ИВЛЕВА М.И.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДИА ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ТЕОРИИ

КОММУНИКАЦИИ Н.ПОСТМАНА

Ключевые слова: экология, информация, информационное общество, медиа экология, экология личности

Статья исследует развитие теории медиа экологии как раздела экологии коммуникаций современного информационного общества в трудах американского мыслителя Н. Постмана. На основании проведенного анализа проблематики и содержания концепции информации как важнейшего элемента коммуникации в воззрениях Постмана делается вывод о развитии ученым экологии личности на основе концепта медиа экологии.

IVLEVA, M.I.

THE INTERCONNECTION OF MEDAIECOLOGY AND EKCOLOGY OF PERSON IN THEORY

OF COMMUNICATION OF N.POSTMAN

Keywords: ecology, information, information society, media ecology, ecology of the person

The article researched the development of theory of mediaecology as a section of the ecology of communication of modern information society in the works of the American thinker N. Postman. Analyzing the concept of information as the most important element of communication in Postman's views and the problems he raised there, the article concludes that the scientist developed ecology of personality on the basis of the ecology media concept.

Современное информационное общество представляет собой сложнейшую систему потоков коммуникаций, поддерживаемых и распространяемых при помощи новейших технологий. Эта система формирует среду социального обитания человека, выступает как фактор формирования, регуляции и развития сознания общества в целом и человеческой личности, в частности, оказывает непосредственное влияние на социальные связи и отношения между индивидами. Именно поэтому теорния социальных коммуникаций сегодня стала предметом активного научного изучения и практического освоения.

Важное место социокультурных коммуникаций в жизни современного общества обусловило пристальный интерес к их изучению со стороны философов, культурологов, социологов, которые в числе исследуемых аспектов выделяют такой, как экология коммуникации. В первую очередь, экологические проблемы были подняты в рамках медиа экологии, как исследование влияния средств массовой информации, технологий и коммуникации на жизнь социума, в трудах Маршалла Маклюэна в 1964 году [1]. Маклюэн определяет, что медиа экология рассматривает вопрос о том, как средства массовой коммуникации влияют на восприятие, понимание, чувства и ценности личности, а также утверждает, что в системе коммуникации окружающая среда как предмет экологического исследования - это сложная система сообщений, которая детерминирует определенные способы мышления, чувства и поведения человека.

Позднее исследования в области экологии коммуникаций, кроме медиа, стали затрагивать широчайший спектр вопросов экологии коммуникативной среды в целом. Так, например, в настоящее время весьма широко распространены исследования экологии языка, используемого в процессе коммуникации. Язык и общение, коммуникация являются как генетическими, так и конститутивными элементами человеческой жизни, и эколингвистика стала частью научного движения, рассматривающего Землю в целом как экологическую сущность, состоящую из разных биотопов во всем мире, которые находятся в состоянии жизненно важного баланса.

Не менее интенсивно в современной научной мысли развиваются исследования в области медиа экологии. Как крупную работу в этой области, можно отметить диссертацию Кристины Нистром, защищенную в США в 1973 году, в которой медиа экология определялась как область формального изучения и утверждалась мысль о параллелях между медиа экологией, кибернетикой и теорией систем [2]. Большая роль в изучении проблем

медиа экологии принадлежит Д.Альтеиду, который определил такие три аспекта экологии коммуникации в целом, как технологии передачи информации, формат коммуникации как тот медиум, который непосредственно передает информацию, и социальная деятельность; а также обратил особое внимание на тот факт, что коммуникация зависит от социально-культурного контекста [3]. Проблемы медиаэкологии, вопрос о ее месте в системе экологии человека в целом по сей день остается одним из важнейших предметов исследования в современной философии [4, 5, 6].

Одним из мыслителей, труды которого внесли серьезный вклад в развитие медиа экологии, был американский ученый, философ Нил Постман (1931-2003). На протяжении более чем трех десятилетий Постман исследовал онтологию и эпистемологию медиа экологии, его труды разошлись большими тиражами и по сей день переиздаются и после кончины мыслителя.

По мнению Постмана, понятие «экология» необходимым образом включает в себя изучение среды, ее структуры, содержания и влияния на людей. В медиа экологии среда выступает как сложная система сообщений, которая воздействует на образ мышления, восприятия и поведения личности. Эта среда предписывает личности социальные роли и определяет условия их исполнения, чаще неявным, а в условиях деловой коммуникации, явным и даже формальным образом.

Неявным, по мнению Постмана, является воздействие на личность среды, формируемой средствами массовой информации, такими, как печатная продукция, радио, кино, телевидение. Это происходит не в последнюю очередь вследствие широко распространенного в обществе мнения о том, что в данном случае нет коммуникации как таковой, а присутствует лишь взаимодействие инструментального характера, взаимодействие личности с системой передачи информации. Следовательно, задача медиа экологии -выявить и исследовать это скрытое воздействие среды, организуемой средствами массовой информации, на личность [7].

Таким образом, Постман продолжает линию исследований, обозначенную и установленную М.Маклюэном, выводя изучение экологии медиа на уровень экологии личности, вначале констатируя сам факт непосредственного воздействия медиа на формирование и существование личности, и затем переходя к постановке вопроса о том, каким образом система передачи информации влияет на глубинную суть человеческой личности, какие угрозы для смысложизненных основ личности несет система массовой информации, с ее скоростью передачи данных и объемами охвата аудитории. С особой силой этот вопрос был поставлен в книге «Amusing ourselves to death», опубликованной в 1985 году, название которой обычно переводят на русский язык, как «Развлекая себя до смерти», забывая при этом о том, что слово «death» переводится также, как «разрушение». Фактически название этой книги звучит, как «Развлекая себя до саморазрушения», о чем Постман непосредственно предупреждает своего читателя во введении, напоминая об опасениях известных антиутопистов первой половины ХХ века, Олдоса Хаксли и Джорджа Оруэлла, которые в своих антиутопиях изображали социум будущего, где происходит разрушение человека как личности. Завершает свою речь Постман словами: эта книга о том, что, возможно, Хаксли и Оруэлл были правы [8].

Причина столь серьезной угрозы, согласно Постману, заключается в том изменении бытийных основ информации, которое произошло вследствие широкого распространения средств массовой информации, когда широкой публике открылся доступ к ее большим объемам в течение короткого отрезка времени. Проблема, как считает мыслитель, заключается в том, какая цель ставится в процессе распространения информации посредством СМИ: в современном обществе это цель быстрого доступа к любой информации, независимо от ее содержания, а не цель получения качественной, содержательной информации, необходимой для развития социума, его экономических отношений или для реализации сущностных потребностей личности. Ценными характеристиками массовой информации стали новизна и способность развлечь того, кто ее

воспринимает. В результате в современном обществе изменилось содержание понятия «быть информированным». Средства массовой информации фактически несут потребителю, по словам Постмана, дезинформацию, - это не ложь, но информация, вводящая его в заблуждение, нерелевантная, фрагментированная, поверхностная; информация, которая создает у личности иллюзию познания предмета, о котором идет речь, но фактически уводит в сторону от истинного знания.

Поэтому так важен, по мнению Постмана, вопрос о психических, политических и социальных последствиях информационного воздействия на личность средств массовой информации, в первую очередь, телевидения и компьютеров, как такой среды, которая обладает способностью наибольшего охвата аудитории. Этот вопрос имеет непосредственное отношение к проблеме экологии личности, ее целостности, сосредоточенности на ценностях и целях, существенно важных для существования человека и человечества.

Постман продолжил свои исследования в книге «Те^поро1у» («Технополия»), изданной в 1992 году. За прошедшее десятилетие со дня выхода предыдущей книги компьютеризация стала неотъемлемым фактом социально-экономической жизни, но она не только стала катализатором позитивных социальных изменений, но и усугубила, по мнению ученого, те проблемы экологии личности, что были детерминированы бурным развитием средств массовой информации в течение ХХ столетия. Под термином «технополия» Постман подразумевает современный этап развития информационного общества, а его представитель, так называемый «технополист», - это человек, который убежден в том, что получение как можно большего объема информации является единственной насущной потребностью мира.

Не отрицая важного значения информации и развития технологии для общества, Постман обращает внимание на те угрозы для бытия человеческой личности, которые существуют в современном информационном мире и появляются вследствие того, что личность перестала в нем быть важнейшей ценностью, а это место заняла информация.

Инновационные технологии и средства передачи информации создаются в первую очередь с целью генерировать, хранить и распространять данные больших объемов с невиданной до этого времени скоростью. На вопрос, какую проблему решает информация, следует ответ: «Как получать и распространять как можно больше информации, быстрее и удобнее для потребителя». В результате информация получает метафизический статус, как средство и цель человеческого творчества. Ученый отмечает, что мы привыкли проводить жизнь в поисках доступа к информации, не задумываясь, какова цель получения информации и какого рода эта информация должна быть.

Как следствие, океан окружающей нас повсюду информации стал источником информационного мусора: информации, не просто неспособной ответить на фундаментальные вопросы человеческого бытия, но бесполезной даже для решения повседневных «приземленных» проблем [9, р.69-70]. Таким образом, медиа экология и экология личности получают новую точку соприкосновения: «очищение» информации от фактически информационного шума, бессмысленных и не имеющих интеллектуальной и практической пользы данных неотделимо от качественных бытийных характеристик личности.

Иными словами, в среде, в которой процветает Технополия, разорвана связь между информацией и человеческим целеполаганием, то есть информация появляется беспорядочно, никому конкретно не предназначенная, в огромных объемах, на высокой скорости передачи и распространения, и одновременно оторвана от какой-либо теории, смысла и цели. В современной культуре идею прогресса человека заменила идея технологического прогресса, и цель потребления информации - не избавление от невежества и предрассудков, а приспособление к требованиям новых технологий. Мы потребляем информацию, будучи неспособными контролировать этот процесс, не задумываясь о том, что точно так же, как от недостатка информации, общество может страдать от ее избытка, в случае, если информация не имеет смысла и отсутствуют механизмы контроля ее существования.

В условиях Технополии себя комфортно чувствует тот, кто привык считать технологический прогресс величайшим достижением человечества и единственным инструментом для решения глубочайших затруднений общества. В погоне за информацией ради информации социальные, психологические и нравственные вопросы отходят на второй план.

Единственно возможный выход из этой антигуманистической ситуации в жизни современного общества Постман видит в формировании медиасознания как общества в целом, так и личности, в частности. Медиасознание означает способность критически мыслить, контролировать информацию, выделять в ее огромном потоке действительно важные и серьезные по последствиям для жизни личности и общества данные, не быть пассивным потребителем информации любого содержания, основным достоинством которой является ее новизна. Эта задача требует воспитания личности уже в рамках школы, как средней, так и высшей, для чего необходимо изменение учебной программы.

В настоящее время медиасознание учителей, пишет Постман, сконцентрировано на вопросе, как можно использовать телевидение и компьютеры в обучении и для контроля за обучением (любопытно, что за прошедшие со времени написания книги тридцать лет, несмотря на быстрые, зачастую скачкообразные изменения информационной среды, в этом вопросе практически ничего не изменилось, разве что внимание современных учителей сконцентрировано не на телевидении, а на возможностях компьютеризации обучения и использования сети Интернет с целью уменьшения непосредственного общения с учителем в образовательном процессе). В то время как насущный вопрос, по мнению ученого, должен быть поставлен с точностью до наоборот: как можно использовать обучение, образование для развития личности, ее способностей критического мышления, для того, чтобы научиться контролировать информацию, получаемую посредством СМИ, телевидения, компьютеров?

Проблема воздействия технологии на развитие общества и личности является одной из наиболее распространенных в современных философских исследованиях, и получила самые различные решения и оценки в трудах многочисленных мыслителей. Качественная особенность воззрений Н.Постмана заключается в том, что он конкретизирует понятие инновационной технологии в первую очередь как технологии передачи информации и изучая специфику ее существования в пределах исследований медиа экологии, прослеживает, в том числе, детерминированные ее воздействием проблемы бытия личности.

Литература и источники

1. McLuhan, M. Understanding media. New York: Mentor, 1964.

2. Nystrom, C. L. Toward a science of media ecology the formulation of integrated conceptual paradigms for the study of human communication systems. Doctoral Dissertation, New York University, 1973.

3. Altheide D.L. An Ecology of Communication: Toward a Mapping of the Effective Environment. // The Sociological Quarterly, Vol. 35, No. 4,1994, pp. 665-683.

4. Баркова Э.В. Жизнетворческая миссия экофилософии в горизонте тенденций современности // Право и практика. 2017. №1. С. 148-157.

5. Бузская О.М. Современные социокультурные коммуникации: эколого-аксиологическое измерение. Дисс. ... канд. философ. наук. М., 2014.

6. Barkova E., Ivleva M., Buzskaya O., Buzskij M. Ecology of culture in the space of social and humanitarian knowledge // Proceedings of the 2017 2rd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities 2017. С. 12-15.

7. Postman N. The Reformed English Curriculum. /A.C. Eurich, ed., High School 1980: The Shape of the Future in American Secondary Education, Pitman: New York, 1970, pp.160-168.

8. Postman N. Amusing ourselves to death: Public Discourse in the Age of Show Business, Penguin books, 1985.

9. Postman N. Technopoly: The Surrender of Culture to Technology, New York, 1992.

ИВЛЕВА МАРИНА ИВАНОВНА - кандидат философских наук, доцент кафедры истории и философии РЭУ имени Г.В. Плеханова

IVLEVA, MARINA I. - Ph.D. in Philosophy, Assoriate Professor, Department of of history and philosophy, Plekhanov Russian University (stm602@yandex.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.