Научная статья на тему 'Социально-коммуникативное пространство и экология коммуникации'

Социально-коммуникативное пространство и экология коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
416
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / SOCIO-COMMUNICATIVE SPACE / ХОЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / HOLISTIC APPROACH / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ / INFORMATION ECOLOGY / ЭКОЛОГИЯ КОММУНИКАЦИИ / ECOLOGY OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ивлева Марина Ивановна

В статье предпринимается анализ эволюции воззрений на природу социально-коммуникативного пространства, исходя из реалий современного информационного общества, а также рассматривается перспектива применения холистического информационно-экологического подхода на основе изучения воззрений Н. Постмана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-communicative space and communication ecology

The article gives an analysis of the evolution of views on the nature of socio-communicative space, based on the realities of the modern information society. Also the future application of a holistic information-ecological approach based on the study of N. Postman views is considered.

Текст научной работы на тему «Социально-коммуникативное пространство и экология коммуникации»

М.И. ИВЛЕВА кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории и философии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова*

Социально-коммуникативное пространство и экология коммуникации

Социально-коммуникативное пространство представляет собой сложную организованную систему, состоящую из уровней разного порядка, от индивидуального до уровня социума в целом. Социально-коммуникативное пространство является одним из важнейших факторов существования и функционирования человеческого общества, и в последние десятилетия наблюдается пристальное внимание философов к проблемам его онтологии, организации и специфики его детерминации. Эти вопросы являются предметом активного изучения и рассмотрения не в последнюю очередь в связи с особым интересом философов к процессам, происходящим в обществе на макро- и микроуровнях, в отношениях между людьми как участниками общественных отношений, в жизни социальных групп, а также между участниками отношений в более широкой системе «общество - природа».

Начало серьезному изучению социально-коммуникативного пространства как целого положили труды известного французского социолога П. Бурдье1, который проследил взаимное влияние традиций, социальных норм и привычек и пространственного фактора в системе общественных связей. В дальнейшем вопросы социально-коммуникативного пространства нашли отражение в трудах известного социолога А. Гидденса в 80-х гг. ХХ столетия, а также в работах Дж. Сиарла и А. Джеффри.

Социально-коммуникативное пространство является неотъемлемым элементом социального пространства в це-

* Ивлева Марина Ивановна, e-mail: stm602@yandex.ru

1 См.: Bourdieu P. Outline of a theory of practice. Cambridge University Press, 1977; Bourdieu P. The logic of practice. Stanford, CA, 1984.

лом, которое в принципе не может существовать без коммуникации, без живого общения между индивидами, равно как и без активного вербального общения, зафиксированного во внешних носителях - письменных источниках, масс-медиа, сети Интернет и т.д. Соответственно к вопросам о том, что собой представляет социально-коммуникативное пространство, какова специфика его функционирования, поддержания его существования и развития, его роль в жизни общества и социальных групп, появился пристальный интерес исследователей из разных областей знаний. Многие из этих исследований основываются на положениях теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса, сформулированных им в одноименном двухтомном труде. Так, С. Кеммис и П. Гротенбоер изучают коммуникативную среду как условие построения практики межиндивидуального общения, А. Беван исследует особенности коммуникативной среды как совокупности действий при общении, которое развивает интеллектуальные способности социальных акторов, С. Эдвард-Гроувз изучает место коммуникативной среды в профессиональном общении, а К. Роннеман и П. Сало рассматривают роль коммуникативной среды в педагогических процессах.

Современное информационное общество, бурное развитие компьютерных технологий, превращение информации и знаний в товар, в стратегический ресурс, возрастание роли информации в обществе в целом, изучение информации как объекта философского исследования, - все эти факторы детерминируют особенности современного социально-коммуникативного пространства. Сегодня оно все более определяется ростом интенсивности различных информационных и коммуникативных потоков и связей. В нем взаимодействуют многообразные типы разномасштабных коммуникаций, происходит качественное изменение его структуры, которое осваивается в научных программах и технологиях современной управленческой деятельности, и вследствие значительного влияния этих процессов на существование и функционирование информационного общества в этой ситуации его устойчивое развитие немыслимо при отсутствии экологии информации.

Ранее различные направления социальной философии акцентировали внимание на социуме, который либо противопоставлялся природе, либо взаимодействовал с ней, используя ее лишь как ресурс. В современных условиях ак-

туальным становится холистический информационно-экологический подход, который глубже и более разносторонне по сравнению с предшествовавшими концепциями социальной философии исследует общество, трактуя последнее как целостную, детерминированную содержательной информацией систему, которая глубоко и всесторонне связана с природой. Экология социально-коммуникативной среды становится важным условием развития здоровой антропосистемы

как сложного взаимодействия между отдельными индиви-

1

дами, а также группами индивидов .

Экологический подход, обращая особое внимание на взаимоотношения между человеком и экосистемой в целом, неотъемлемым элементом которой является информационное общество, исходя из принципов системности и холизма, раскрывает новые аспекты как общества, так и человека как субъекта.

Одним из мыслителей, труды которого внесли серьезный вклад в развитие экологии коммуникации как важнейшей составляющей социально-коммуникативного пространства, был американский философ Нил Постман (19312003). На протяжении более чем трех десятилетий он исследовал онтологию и эпистемологию экологии коммуникаций, его труды разошлись большими тиражами и переиздаются по сей день.

По мнению Постмана, понятие «экология» с необходимостью включает в себя изучение среды, ее структуры, содержания и влияния на людей. Соответственно в экологии коммуникации среда выступает как сложная система сообщений, которая воздействует на образ мышления, восприятия и поведения личности. Эта среда предписывает личности социальные роли и определяет условия их исполнения чаще неявным, а в условиях деловой коммуникации явным и даже формальным способом.

Неявным, по мнению Постмана, является воздействие на личность среды, формируемой средствами массовой информации, такими, как печатная продукция, радио, кино, телевидение. Это происходит не в последнюю очередь вследствие широко распространенного в обществе мнения о том, что в

1 См.: Баркова Э.В. К возрождению человеческого измерения в современной философии // Вестник Орловского государственного университета, 2015, 1 (42), с. 245-249.

данном случае нет коммуникации как таковой, а присутствует лишь взаимодействие инструментального характера, взаимодействие личности с системой передачи информации. Следовательно, задача экологии коммуникации - выявить и исследовать это скрытое воздействие среды, организуемой средствами массовой информации, на личность.

Таким образом, Н. Постман продолжает направленность исследований, заданную в 60-х гг. ХХ в. М. Маклюэном. Постман выводит экологию коммуникации на уровень экологии личности, вначале констатируя сам факт непосредственного воздействия средств массовой информации на формирование и существование личности, а затем переходя к постановке вопроса о том, каким образом система передачи информации влияет на глубинную суть человеческой личности, какие угрозы для смысложизненных основ личности несет система массовой информации с ее скоростью передачи данных и объемами охвата аудитории. С особой силой этот вопрос был поставлен в книге «Amusing ourselves to death (Развлекая себя до смерти)», опубликованной в 1985 г. Игра слов в заглавии означает два уровня проблемы: с одной стороны, в современном обществе перед человеком стоит угроза легковесности существования, когда вплоть до момента физической смерти он некритически воспринимает информацию, предоставляемую масс-медиа, а, с другой стороны, он разрушает тем самым свою личность, доводит ее до уничтожения.

Причина столь серьезной угрозы, согласно Постману, заключается в том изменении бытийных основ информации, которое произошло вследствие широкого распространения средств массовой информации, когда широкой публике открылся доступ к ее большим объемам в течение короткого отрезка времени. Проблема, как считает ученый, заключается в том, какая цель ставится в процессе распространения информации посредством масс-медиа в современном обществе. В первую очередь это цель расширения доступности информации, скорости ее распространения, и, что очень важно, быстрого доступа к информации любого рода независимо от ее содержания. Цель получения качественной, содержательной информации, необходимой для развития социума, его экономических отношений или для реализации сущностных потребностей личности, отсутствует или является второстепенной по сравнению с ценностью информационной

доступности. Вследствие такой переоценки ценностей важными характеристиками массовой информации стали новизна и способность развлечь того, кто ее воспринимает. В результате в современном обществе изменилось содержание понятия «быть информированным». Средства массовой информации фактически несут потребителю, по словам Пост-мана, дезинформацию, это не ложь, но информация, вводящая его в заблуждение, нерелевантная, фрагментирован-ная, поверхностная; информация, которая создает у личности иллюзию познания предмета, о котором идет речь, но фактически уводит в сторону от истинного знания.

Поэтому так важен, по мнению Постмана, вопрос о психических, политических и социальных последствиях информационного воздействия на личность средств массовой информации, в первую очередь телевидения и компьютеров. Этот вопрос имеет непосредственное отношение к проблеме экологии личности, ее целостности, сосредоточенности на ценностях и целях, глубинно важных для существования человека и человечества.

Инновационные технологии и средства передачи информации создаются в первую очередь с целью генерировать, хранить и распространять данные больших объемов с невиданной до этого времени скоростью. На вопрос о том, какую проблему решает информация, следует ответ: «Как получать и распространять как можно больше информации, быстрее и удобнее для потребителя». В результате информация получает метафизический статус, как средство и цель человеческого творчества. Ученый отмечает, что мы привыкли проводить жизнь в поисках доступа к информации, не задумываясь, какова цель получения информации и какого рода эта информация должна быть.

Как следствие океан окружающей нас повсюду информации стал источником информационного мусора: информации, не просто неспособной ответить на фундаментальные вопросы человеческого бытия, но бесполезной даже для решения повседневных «приземленных» проблем1. Таким образом, медиаэкология и экология личности получают новую точку соприкосновения: «очищение» информации от бессмысленных и не имеющих интеллектуальной и практи-

1 См.: Postman N. Technopoly: The Surrender of Culture to Technology. N. Y., 1992, р. 69-70.

ческой пользы данных неотделимо от качественных бытийных характеристик личности.

Иными словами, в среде, в которой процветает «технопо-лия», разорвана связь между информацией и человеческим целеполаганием, т.е. информация появляется беспорядочно, никому конкретно не предназначенная, в огромных объемах, на высокой скорости передачи и распространения и одновременно оторванная от какой-либо теории, смысла и цели. В современной культуре идею прогресса человека заменила идея технологического прогресса, и цель потребления информации - не избавление от невежества и предрассудков, а приспособление к требованиям новых технологий.

Следует отметить, что идеи Постмана, раскрывающие проблемы экологии коммуникации в социально-коммуникативном пространстве, несмотря на, казалось бы, глубинные изменения и преобразования современного информационного общества являются актуальными и по сей день.

Ивлева М.И. Социально-коммуникативное пространство и экология коммуникации. В статье предпринимается анализ эволюции воззрений на природу социально-коммуникативного пространства, исходя из реалий современного информационного общества, а также рассматривается перспектива применения холистического информационно-экологического подхода на основе изучения воззрений Н. Постмана.

Ключевые слова: общество, личность, социально-коммуникативное пространство, холистический подход, информационная экология, экология коммуникации.

Ivleva M.I. Socio-communicative space and communication ecology. The article gives an analysis of the evolution of views on the nature of socio-communicative space, based on the realities of the modern information society. Also the future application of a holistic information-ecological approach based on the study of N. Postman views is considered.

Keywords: society, personality, socio-communicative space, holistic approach, information ecology, ecology of communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.