■ ■ ■ Информационный шум в пространстве развития ребёнка: концептуальное обоснование
Полянина А.К.1, Андреева Ю.В.2
1. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университета им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация.
2. Казанский Федеральный университет, Казань, Российская Федерация.
Аннотация. Признание на законодательном уровне необходимости проведения всесторонних исследований информационного пространства современных детей в целях обеспечения их безопасности актуализирует задачу анализа новых рисков и угроз, разработку интегративных межотраслевых подходов, попытка которой осуществлена авторами статьи.
В статье представлена новая концепция информационного шума как рискогенно-го фактора информационного пространства ребёнка. В условиях воздействия цифровой культуры на все аспекты социальной жизни рассматриваются основные подходы к решению проблемы информационного загрязнения, а также связанные с информатизацией и медиатизацией жизни концепции, предлагаемые пути адаптации детей к новому пространству взросления, начиная от психогигиенических подходов до государственно-правового регулирования. Подробно рассматривается соотношение феномена информационного шума с уже устоявшими научными категориями и терминами, указываются отличительные признаки информационного шума как фактора пространства развития ребёнка, его психического и социального благополучия. Авторы основываются на существовании корреляции между уровнем информационного шума, понимаемом в тесной связи с явлением гиперстимуляции психических ресурсов детей, и возникновением информационного стресса (накоплением стресса). На основе анализа имеющихся подходов к пониманию информационного шума и уже устоявшихся в науке, а также используемых в нормативных актах терминов, авторы формулируют собственное определение информационного шума. Среди целей разработки представленной вниманию концепции авторы определяют установление закономерностей формирования условий, тенденций и траекторий адаптационных стратегий информационного поведения ребёнка, путей выработки резистентности к влиянию информационного шума, выявление зависимости социального портрета ребёнка и степени риска.
Ключевые слова: информационный шум, информационная гигиена, медиатизация, информационная безопасность детей, информационная перегрузка, коммуникации, информационная экология, информационное загрязнение
Для цитирования: Полянина А.К., Андреева Ю.В. Информационный шум в пространстве развития ребёнка: концептуальное обоснование // Коммуникология. 2019. Том 7. №2. С. 109-121. РО! 10.21453 / 2311-3065-2019-7-2-109-121.
Сведения об авторах: Полянина Алла Керимовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления Института экономики и предпринимательства Национального исследовательского Нижегородского го-
сударственного университета, им. Н.И. Лобачевского; Андреева Юлия Валентиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры телепроизводства и цифровых коммуникаций Высшей школы журналистики и медиакоммуникации Казанского Федерального университета. Адрес: 603022, Россия, г Нижний Новгород, пр. Гагарина 23. E-mail: [email protected]; [email protected].
Статья поступила в редакцию: 15.05.2019. Принята к печати: 02.06.2019.
Введение
Объявление в России Десятилетия детства с 2018 и утверждение плана мероприятий предполагает соответствующие результаты. Одним из разделов Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, (утв. распоряжением Правительства РФ 6.07.2018 г. № 1375-р) значится Безопасное информационное пространство для детей, который содержит такие мероприятия, результатами которых, в частности, определены: повышение уровня медиаграмотности детей; увеличение числа просветительских мероприятий, направленных на ознакомление родителей и преподавателей с новейшими техническими и программными средствами защиты детей от негативной информации; проведение исследований по оценке эффективности политики по защите детей от негативной информации; повышение уровня информированности детей, их родителей (законных представителей) о рисках и угрозах. Помимо этого план мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы (утв. приказом Минкомсвязи России от 27.02.2018 г. № 88) предполагает разработку методических рекомендаций по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности. Данные нормативные положения свидетельствуют о признании необходимости проведения всесторонних исследований информационного пространства современных детей в целях обеспечения из безопасности, включая выявление новых рисков и угроз. В условиях экспоненциального роста цифровой культуры, трансформирующей социальную жизнь и социальную ситуацию развития ребёнка, актуализируются научные изыскания в области анализа влияния информационной среды на детей и подростков.
Подходы к проблеме информационного загрязнения и информационного шума
Информационный взрыв системы социальных коммуникаций повлиял на возникновение новой формы загрязнения — информационного загрязнения. Реальное потребление информации стало значительно расходится с запланированным и обусловило появление проблемы информационной экологии, изучающей закономерности влияния информации на человека, человеческие сообщества и человечество в целом; на здоровье как состояние психического, физи-
ческого и социального благополучия. Задачей информационной экологии является выработка методов совершенствования информационной среды человека и, следовательно, разработка нормативов и стандартов информационной среды, а именно информационной гигиены как нового раздела профилактической медицины [Денисов]. Информационная гигиена ориентирована на поиск гигиенических подходы для сохранения здоровья, в особенности, детей и подростков в новой доминирующей информационной среде, а также предупреждение отрицательного влияния информации на здоровье человека, социальных групп и населения в целом, профилактика заболеваний, связанных с информацией. Предпринимаются попытки ввести в научный оборот понятие «информационного здоровья» как элемента социального благополучия [Смирнов].
Исследователями предлагается множество путей решения проблемы информационного загрязнения. Это, прежде всего, развитие медиграмотности (ме-диаобразования) населения; развитие навыков фильтрации информации и осознанного информационного потребления, включая планирование, управление и контроль, оценку поступающей информации; государственно-правовое регулирование информационной сферы. При этом отмечаются требующие решения проблемы, прежде всего, в области информационной дозометрии и объектов измерения (сигналов-носителей или смыслы); приборов измерения, методов учёта, анализа и регистрации эффектов со стороны мозга [Kaku]. В настоящее время актуализируются вопросы разработки психогигиенических технологий работы с информацией [Большаков, Крутько, Кутепов, Мамиконова, Потемкина, Розенблит, Чанков]. В качестве нового гигиенически значимого физического фактора изучены информационные нагрузки и возникающие в этой связи умственные нагрузки [Бухтияров, Денисов, Еремин].
Одним из рискогенных явлений информационного общества признаётся информационная перегрузка, возникающая в связи расширением цифровой культуры, хотя некоторые идеи, касающиеся негативных последствий информационной перегрузки, заметил ещё Г. Зиммель, отмечавший возможность появления нарушений способности к адекватной реакции жителей городов, связанной насыщенностью ощущений в городском пространстве [Simmel]. Связанным с информационной перегрузкой явлением зарубежные исследователи называют явление информационного обжорства. Учёные отмечают связь информационного обжорства (infobesity) и стресса [Rogers; Puryear, Root]; исследуют явление «инфоксикации» (infoxication, информационная интоксикация) в связи с искажением реальной картины мира и усилением стереотипизации сознания (снижение творческого потенциала, блокирование сомнения как источники творческого начала) [Chamorro-Premuzic]. Появление «информационной тревоги вследствие перегрузки данными, определяется существенным различием между данными и информацией (необходимой для понимания, то есть полезными данными), информацией, «призванной уменьшить неопределённость [Wurman]. Близким по значению к информационной перегрузке является также информационный взрыв, то есть чрезмерное количество информации. Исполь-
зование термина «информационная перегрузка» имеет место при объяснении последствий превышения объёма входных данных пропускной способности системы, способности когнитивной обработки.
Информационная перегрузка рассматривается Питером Гордоном как состояние, при котором набор информационных сигналов, характеризующихся избыточностью, противоречивостью и рассогласованностью, препятствует принятию оптимального решения [Gordon]. Им же утверждается различие между когнитивной перегрузкой (превышение объёма информации способности её осознать) и перегрузкой, вызванной недостаточностью временных ресурсов. В первом случае речь идёт об ограниченности индивидуальных способностей воспринимающего субъекта, а во втором - об ограничении временных ресурсов, объективно не позволяющим переработать данные вне зависимости от индивидуальных характеристик. Исходя из данного подхода, основными факторами информационной перегрузки являются: большой объём данным поставляемых в малый промежуток времени и индивидуальные способности субъекта по переработке информации (или иначе, способность к многозадачности). Информационная перегрузка, отмечают исследователи, действует по нескольким направлениям, главные из которых: интенсивность воздействия на сознание; чрезмерное неконтролируемое потребление (информационное обжорство); избыточность информации и данных.
Учёные утверждают, что информационная перегрузка возникает в связи с неправильной работой фильтров. Однако упускается из вида, что информационная перегрузка возникает гораздо раньше необходимости в создании фильтров, а так же тот факт, что отдельные социальные группы и вовсе не имеют пока способности к эффективной фильтрации информации в связи со становящейся психикой - дети, при том, что наиболее отчётливо ощущают на себе все негативные последствия информационной перегрузки, поскольку зачастую не имеют возможности влиять на ситуацию, например, не могут выключить радио, которое слушают родители. Поэтому ребёнок наиболее уязвим в связи с тем, что он не имеет возможности влиять информационное пространство [Полянина]. Ребёнок попросту не в силах использовать фильтр, который требует влияния (власти).
Отличие «информационного шума» от «информационной перегрузки»
и других категорий
Влияние информации на детей изучается в связи с информационной перегрузкой ситуации развития современных детей. Информационная перегрузка — фактор среды, который приводит к ситуации, когда с увеличением объемов поступающей к человеку информации снижается эффективность ее обработки, анализа и интерпретации. В свою очередь, это имеет последствия — физические, психические, социальные, политические, экономические и культурные. Сегодня информационная перегрузка касается практически всех, кто включен в новую медиасреду или находится в процессе включения.
Информационная перегрузка есть результат нарушения в использовании технологий, сбой фильтров, вследствие чего размываются границы истинного и ложного, человек лишается уверенности, возникает «культурный ВИЧ» [Postman]. Информационная перегрузка есть такое количество передаваемой информации, которое превышает биолого-физиологические и социальные возможности человека по её восприятию, в том числе в связи с ускорением движения информации (ускорением информационных потоков). В результате качество информации падает, а количество растёт, возникает информационный мусор, хлам, отходы. В широком смысле «обостряется противоречие между обществом, производящим информацию и человеком, вынужденном потреблять информацию в избыточном количестве, в количестве, которое он не может воспринять и осознать в связи с ограниченными возможностям» [Еляков].
В социологическом смысле человек теряет роль «целерационального субъекта» [Weber], поскольку перестаёт контролировать поток информации, его плотность, скорость и содержание, а данные передаются вне логического порядка, фрагментарно и хаотически, в виде «вермишельной информации». Последствиями информационной перегрузки (перенасыщение информацией) учёные называют: невосприятие большей части информации; восприятие, но позднее срока; искажённое восприятие; снижение творческих потенций; появление острого дефицита времени.
Однако понятие информационной перегрузки отличается от информационного шума. Перегрузка уже представляет собою негативное следствие, результат негативного влияния информационной среды. В соответствии с предлагаемой нами концепцией влияния информационного шума на детей, информационный шум так соотносится с информационной перегрузкой, как причина и следствие. Информационный шум может вызвать информационную перегрузку, а может и не вызвать в зависимости от объективных причин (параметры шума) и субъективных факторов (личные характеристики потребляющего субъекта).
Информационный шум характеризуется неосознанностью для потребителя и не фокусируется в рамках определённого потока, но состоит из множества пресекающихся, наслаивающихся друг на друга потоков, превращаясь в каскад информационных стимулов, принуждающих человека к той или иной реакции, принуждающей внимание и восприятие. Например, аудиореклама в торговых центрах или других досуговых площадках, проигрывание радио в домашних условиях параллельно с потреблением иной информации в (например, чтения учебника), наружная реклама с использованием специальных эффектов, привлекающих внимание. Всё это имеет связь с таким явлением как многозадачность, а в случае с информационным шумом - это вынужденная многозадачность. Исследователями отмечается существующая неопределённость в отношении пропускной способности мозга (памяти) [Klingberg], утверждается её существенная дифференциация, коррелирующая со способностью человека к фильтрации информации (скоростью отсеивания).
Явление информационного шума имеет отношение к пониманию информационных потоков или медипотоков, характеризующихся определённым источником, направлением, интенсивностью, скоростью, периодичностью, степенью постоянства, структурой объёмом и плотностью, видом носителя, информационной ёмкостью, степенью использования. Однако в отличие от информационного потока информационный шум может исключать такие характеристики первого, как: чёткая структура, направленность, определённость источника. Чаще всего информационный шум является в виде нескольких информационных потоков, которые пересекаясь и наслаиваясь, образуют каскад информации, уже не имея одного источника, с различной скоростью, интенсивность, направленностью и видом носителя.
Информационный шум также представляется такими элементами формальной организации текста, которые «препятствуют восприятию информации - искажают ее или делают невозможной ее рецепцию» [Кузнецова]. Речь также идёт и о медиатексте как «дискретной единице потока массовой информации» [Киселев], сочетающей в себе вербальный, визуальный, аудиальный и мультимедийный планы. И здесь уместна трактовка информационного шума как медиашума более подобного значению «спама», или смысловых (содержательных) помех. Однако в отличие от информационного шума источник медиашума всегда может быть установлен [Кобрин], это определённый медиаканал.
Исследователи проблем медиатизации детства отмечают «сдвиги в понимании детства по направлению к индивидуализации, коммерциализации, глобализации». Это связывается с нарастающим влиянием медийных институтов с присущей им вовлеченностью в круговорот символов на всю социальную жизнь, расширением естественных пределов человеческих возможностей коммуникации, замены медиа реальных социальных практик, диффузией медиа, необходимостью акторов общественной жизни приспосабливаться к логике медиа [Livingstone].
Применительно к предлагаемой концепции, следует отметить, что проблема информационного шума выходит далеко за рамки проблемы медиапотребле-ния и медиаобразования, включает их, но превосходит. Проблемы медиатизации сосредоточены, в частности, на семиотическом аспекте, то есть возрастающих возможностей медиа по «семиотическому кодированию мира», по принуждению к принятию логики медиа другими социальными институтами (политика, религия, образование), которые как бы подвергаются колонизации. Исследование воздействия информационного шума учитывает не столько смысловой аспект (знаковый), сколько проблему пороговой эксплуатации органов восприятия, гипперстимуляции информационными стимулами органов восприятия человека, принуждения к реакции и социальные результаты это явления.
Информационный шум представлен также в качестве помех составляющих фон коммуникации и влекущих искажение сообщения, нарушение восприятия реципиентом сообщения [Shannon].
Понимание исследователями собственно информационного шума апеллирует к таким свойствам информационного потока, которые имеют отношение к
нерелевантности его содержания, сложности его фильтрации (или невозможности) (контроля), а так же к высокой концентрации (насыщенности) потока. Широкое понимание информационного шума определяет его как «любые причины и факторы, которые затрудняют восприятие передаваемой информации» [Мясоедов]. Данное явление понимается и как «случайная низкокачественная информация» или «избыточность информации в коммуникативной среде, которая вызывает функциональное расстройство ее систем» [Полудина]. Осуществлялись попытки провести аналогию с акустическими шумами и слетать акцент на таких характеристиках шума как сила и частотность помех [Галкин]. Важнейшими качествами понимаются также наличие или отсутствие преднамеренности информационного шума, то есть существование управляющего шумом внешнего субъекта. Преднамеренным шумом являются, например, информационные войны и технологии черного РР, а непреднамеренным «все помехи, которые влияют на восприятие картины мира аудиторией». Некоторые авторы предполагаю, что информационный шум возникает так же и вследствие чрезмерного накопления нужной (релевантной), но повторяющейся информации [Урсул].
Следующей связанной с пониманием информационного шума категорией является коммуникативное поведение личности и механизм осуществления ею фильтрации поступающей информации. Выявлено существование так называемых дефлекторов - предварительных фильтров, снижающих мощность входящего потока сообщений, как элемента «современного коммуникативного паттерна (устойчивых коммуникативных привычек)», свойственного большинству современных коммуникантов, людей, активно использующих сетевые коммуникационные технологии и средства масс-медиа [Миронов]. Действие таких фильтров, призванных идентифицировать информационный шум, основывается не на оценке релевантности (прагматической ценности), а на небольшом наборе эмпирических правил и анализе наличия/отсутствия одного или нескольких легко опознаваемых признаков. Отмечается, что состав фильтров (дифлекто-ров) персонален в зависимости от индивидуального коммуникативного опыта, но увеличивающееся взамен индивидуальному взаимодействие с онлайновыми информационными ресурсами и потребление сообщений масс-медиа, создаёт закономерности общего коммуникативного паттерна, при котором постоянное потребление информационного шума выступает уже «стандартом» (нормой) коммуникативного паттерна. Современное развитие техносферы влияет на появление неоптимального набора дефлекторов, неспособного препятствовать потреблению информационного шума, потребляемого как одобряемой обществом нормы, унификацию системы фильтров. Это ведёт к повышению уровня информационного шума в коммуникативной среде и развитие психологических механизмов фильтрации входящих сообщений без их полной интерпретации, отсеивание релевантных (полезных) сообщений, неправильно опознанных дефлекторами как информационный шум, стандартизации коммуникативного паттерна и к формированию сходных систем дефлекторов на уровне поколений [Полудина].
В медиа пространстве появляется феноменально новый, «потоковый» принцип подачи материала, развивается виар-журналистика, нарастает эффект погружения в ситуацию. Информационный стресс, постоянное погружение в информационный поток приводит к включению подсознательных ресурсов, снижению эмоционального отклика, уменьшению уровня критическо мышления. Ускорение алгоритма понимания и управления информацией становится необходимым уже в целях выживания. Одновременно усиливается стресс непрерывности деятельности в информационной среде [Андреева].
Также отмечается такое качество информационного шума, как «многослой-ность», избыточность информации, которая «не опирается на исходные данные» [Явдолюк]. Таким образом, информационный шум определяется через понятия: помеха, фактор среды, организация медиатекста.
Итак, выделяются отличительные признаки информационного шума: избыточность информации, неосознанность потребления, принуждение к реакции (неконтролируемость воспринимающим субъектом); многослойность информационных стимулов их пересечение (хаотичность); высокая концентрация стимулов (плотность потоков); нерелевантность содержания (низкое качество информации); фоновый характер. Главными признаками выступают неуправляемость информационного потока воспринимающим субъектом (ведущая в некотором смысле к информационному насилию) и фоновый характер потребления.
Информационный шум ведёт к: искажению мировосприятия, рассогласованности (дезориентации) поведения, искажение рецепции, снижение эффективности обработки, анализа и интерпретации информации; отсеивание полезной (нужной) информации) - дефициту информации; закреплению неадекватных информационной перегрузке фильтров; снижению творческих способностей; острому дефициту времени, умственному напряжению, тревоге, переутомлению и истощению. Он же способствует «дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества, нарушению эволюционно-цивилизационного алгоритма жизни семей и воспитания детей» [Белоусова, Карпов, Уткузова].
Концепция информационного шума как стрессогенного фактора
Гигиенические исследования в области информационных нагрузок на человека, Глоссарий гармонизированных терминов и понятий: труд, информация, здоровье, инновации (под ред. Э.И. Денисова, утв. Научным советом №45 «Медико-экологические проблемы здоровья работающих» 30.10.2013 г.)1 и некоторые правовые определения используемых категорий позволяют при формулировании понятия информационный шум опереться на термины, уже включённые в научный оборот:
1 Глоссарий гармонизированных терминов и понятий: труд, информация, здоровье, инновации. Под ред. Э.И. Денисова. Пособие для специалистов. Утв. Научным советом №45 «Медико- экологические проблемы здоровья работающих» 30 октября 2013 г М.: ФБГУ НИИ МТ РАМН, 2013.
- Трафик - нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи1;
- Количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) - «плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы» позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности;
- Информационная нагрузка - трафик (с учетом интенсивности и качественных характеристик информационных потоков) контента (сведений-сообщений, данных), поступающий на сигналах-носителях, воспринимаемый сенсорными системами и влияющий на ЦНС, способный вызывать как положительные, так и отрицательные последствия для здоровья человека;
- Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) - особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно-эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением регуляторных физиологических систем организма, развитием состояния напряжения или утомления, а также, при кумуляции неблагоприятных сдвигов, перенапряжения или переутомления2.
Анализ и интеграция научных подходов к пониманию природы информационного шума и его отличительных признаков позволил следующим образом сформулировать понятие информационного шума.
Информационный шум - это фактор среды, при котором плотные информационные сигналы поступают в фоновом режиме, неподконтрольны воспринимающему субъекту и принуждают его сенсорные системы (органы восприятия) к реакции, и который способен вызвать информационный стресс.
Информационный шум характеризуется наслоением информационных стимулов (пересечение хаотичных информационных каналов), при котором создаются условия для информационной перегрузки и связных с ней рисков искажения мировосприятия и угроз психологическому здоровью. Информационный шум приводит к ситуации, при которой человек вынужден потреблять разрозненные информационные стимулы, чаще всего нерелевантные для него в данный момент.
Предлагаемая концепция информационного шума какрискогенного фактора информационного пространства ребёнка основывается на существовании корреляции между уровнем информационного шума и возникновение информационного стресса (накоплением стресса). При этом уровень шума определяется степенью выраженности следующих параметров:
- Объективных - концентрации шума (плотность сигнала, количество наслоенных потоков); управляемость (насколько воспринимающий субъект способен влиять на источник шума - сигнал носитель); продолжительности потребления
1 Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 N 126-ФЗ.
2 Методические рекомендации МР 2.2.9.2311-07 Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности.
шума; частота встречи с шумом; ситуации потребления шума (дом, школа, прогулка, путешествие, спорт и тд.).
- Субъективных - возраст ребёнка; сознательное информационное поведение; выработанные адаптационные стратегии поведения (способность к фильтрации); внешний контроль над информационным пространством ребёнка (родителями, педагогами); количество имеющихся в распоряжении ребёнка устройств-источников информационных сигналов (смартфон, телевизор, планшет, проигрыватель и т.д.).
Данная концепция предполагает изучение и анализ ситуации продолжительности и частоты встречи ребёнка с информационным шумом, а именно пребывание ребёнка в ситуации шума, во время фоновой работы источника сигнала (звуковой информации и видео, телевизора, радио, проигрывателя и др.), на которые он не способен влиять; нахождения его в ситуациях постоянной реакции на различные раздражители (шум).
Информационный шум в этом смысле является проблемой гиперэкспуата-ции психических ресурсов, прежде всего, внимания, кратковременной памяти, восприятия, обработки (осмысливания) информации, эмоциональных процессов. Актуализируется необходимость выработки резистентности к влиянию информационного шума.
В рамках предлагаемой концепции информационного шума анализируются потенциал сопротивляемости ребёнка негативному влиянию информационной среды, а также условия, тенденции и траектории адаптационных стратегий (механизмов), пути повышения уровня осознанности информационного потребления. Ожидается, что существуют значительные различия в социальном портрете детей в соответствии с особенностями потребления ими информационного шума, следовательно, разной степенью риска.
Концепция информационного шума как рискогенного фактора пространства развития ребёнка видится новым исследовательским направлением, имеющей конечной целью эффективности политики по защите детей от негативной информации.
Источники
Андреев В.И., Андреева Ю.В. (2015). Акмеоквалитативная концепция развития и саморазвития многомерного мышления и мудрости// Образование и саморазвитие. № 2 (44). С. 10-15.
Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А. (2014). Влияние гаджетов на развитие коммуникации, социализации и речи у детей раннего и дошкольного возраста// Практическая медицина. № 9 (85). С. 108-112.
Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И., Чанков С.В. (2016). Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков // Гигиена и санитария. № 95 (2). С. 172-177.
Бухтияров И.В., Денисов Э.И., Еремин А.Л. (2014). Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций // Гигиена и санитария. С. 5-9.
Галкин В.П. (2005). Некоторые аспекты существования естественных информационных систем в условиях информационного шума // Проблемы научного и вненаучного познания. № 5. С. 59-67.
Денисов Э.И. (2019). Роботы, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность: этические, правовые и гигиенические проблемы // Гигиена и санитария. № 98 (1). С. 5-10.
Еляков А.Д. (2005). Информационная перегрузка людей // Социологические исследования. № 5. С. 114-121.
Киселев А.Г. (2011). Теория и практика массовой информации. Подготовка и создание ме-диатекста: учебник для вузов (2011) / А.Г.Киселев. СПб.: Питер.
Кобрин Н.В. (2014). Понятие медиашума в коммуникативно-социальном аспекте//Фило-логические науки. Вопросы теории и практики. № 7 (37). С. 86-88
Кузнецова А.В. (2012). Проблемы информации и энтропии в медиатексте: автореф. дис. канд. филол. наук. Ростов н/Д.
Миронов Д. Ф. (2015) Информационный шум и образовательный процесс // Вестн. Санкт-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. № 4. С. 24-30.
Мясоедов С. П. (2005). Кросскультурный шок и типичные ошибки общения // Управление персоналом. № 3. С. 55-59.
Полудина В.П. (2011). Информационный шум в Интернете ка проблема потребления коммуникации// Журнал социологии и социальной антропологии. Т. XIV. № 5 (58). С. 386-394.
Полянина А.К. (2015) Понятие информационной продукции как ключевой категории системы правового обеспечения информационной безопасности детей//1_ех Russica. Т. 108. № 11. С. 75-82.
Смирнов Ф.П. (2007) Информационное здоровье общества как объект государственной политики: дис.канд.соц.наук. Санкт-Петербург.
Урсул А. Д. (2009). Информационный шум. М.: Академический Проект.
Явдолюк Н.В. (2011) Информационный шум // Советник. № 6. С. 1.
Gordon P. (2018). Information overload in the information age: a review of the literature from business administration, business psychology, and related disciplines with a bibliometric approach and framework development. Business Research.
Kaku M. (2014). The Future of the Mind: The Scientific Quest to Understand, Enhance, and Empower the Mind.
Klingberg Torkel. (2010). Overflowing Brain: Information Overload and the Limits of Working Memory.
Livingstone S. (2008). On the mediation of everything // Journal of communication. 59 (1). P. 1-18.
Postman N. (1993). Technopoly: the Surrender of Culture to Technology. New York: Vintage Books.
Shannon C. (1948). A Mathematical Theory of Communication.
Simmel G. (1903). Die Großstädte und das Geistesleben.
Weber M. (1925). Wirtschaft und Gesellschaft.
■ ■ ■ Information Noise in Infant Development: conceptual approach
Polyanina A.K.1, Andreeva Yu.V.2
1. Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod, Russia.
2. Kazan Federal University, Kazan, Russia.
Abstract. Recognition at the legislative level of the need to conduct comprehensive studies of the information space of modern children updates the task of analyzing new risks and threats, and the development of integrative intersectoral approaches, the attempt of which is carried out by the authors of the article.
The article represents a new concept of information noise as a risk factor in the information space of the child. In terms of the impact of digital culture on all aspects of social life the authors consider the main approaches to solving the problem of information pollution, as well as related to the informatization and mediatization of life concepts, the proposed ways of adaptation of children to a new space of adulthood, ranging from psychohygenic approaches to state-legal regulation. The correlation of the phenomenon of information noise with already established scientific categories and terms is considered in detail, the distinctive features of information noise as a factor of the space of development of the child, his mental and social well-being are indicated. The authors proceed from the correlation between the level of information noise, understood in close connection with the phenomenon of hyperstimulation of mental resources of children, and the occurrence of information stress (stress accumulation). Based on the analysis of existing approaches to the understanding of information noise, already established in science, and used in regulations terms, the authors formulate their own definition of information noise. Among the objectives of the development of the presented concept, the authors determine the establishment of patterns of formation of conditions, trends and trajectories of the adaptation strategies of the child's informational behavior, ways of developing resistance to the influence of information noise, identifying the dependence of the child's social portrait and risk.
Keywords: information noise, information hygiene, mediatization, information security of children, information overload, communications, information ecology, information pollution
For citation: Polyanina A.K., Andreeva Yu.V. Information Noise in Infant Development: conceptual approach. Communicology (Russia). 2019. Vol. 7. No.2. Р. 109-121. DOI 10.21453/2311-3065-2019-7-2-109-121.
Inf. about the authors: Polyanina Alla Kerimovna, Cand. Sc. (Soc.), associate professor of the department of management and public administration of the Institute of Economics and Entrepreneurship of the Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod; Andreeva Yulia Valentinovna, Dr. Sc. (Ped.), professor of the department of television production and digital communications, Higher School of Journalism and Media Communication, Kazan Federal University. Address: 603022, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarin ave, 23. E-mail: [email protected]; [email protected].
Received: 15.05.2019. Accepted: 02.06.2019.
References
Andreev V.I., Andreeva Yu.V. (2015). Acmeoqualitative concept of development and self-development of multidimensional thinking and wisdom. Education and self-development. No. 2 (44). p. 10-15 (In Rus.).
Belousova M.V., Karpov A.M., Utkuzova M.A. (2014). The impact of gadgets on the development of communication, socialization and speech in children of early and preschool age. Practical medicine. No. 9 (85). P. 108-112 (In Rus.).
Bolshakov A.M., Krutko V.N., Kutepov E.N., Mamikonova O.A., Potemkina N.S., Rozenblit S.I., Chankov S.V. (2016). Information loads as a new relevant section of the hygiene of children and adolescents. Hygiene and Sanitation. No. 95 (2). P. 172-177 (In Rus.).
Bukhtiyarov I.V., Denisov E.I., Eremin A.L. (2014). Basics of informational hygiene: concepts and problems of innovation. Hygiene and sanitation. P. 5-9 (In Rus.).
Denisov E.I. (2019). Robots, artificial intelligence, augmented and virtual reality: ethical, legal and hygienic problems. Hygiene and sanitation. No. 98 (1). P. 5-10 (In Rus.).
Elyakov A.D. (2005). Information overload of people. Sociological studies. No.5. P. 114-121 (In Rus.).
Galkin V. P. (2005). Some aspects of the existence of natural information systems in the conditions of information noise. Problems of scientific and extra-scientific knowledge. No. 5. P. 59-67 (In Rus.).
Gordon P. (2018). Information overload in the information age: a review of the literature from business administration, business psychology, and related disciplines with a bibliometric approach and framework development. Business Research.
Kaku M. (2014). The Future of the Mind: The Scientific Quest to Understand, Enhance, and Empower the Mind.
Kiselev A.G. (2011). Theory and practice of mass media. Preparation and creation of a media text: a textbook for universities (2011) / A.G. Kiselev. SPb .: Peter (In Rus.).
Klingberg Torkel. (2010). Overflowing Brain: Information Overload and the Limits of Working Memory.
Kobrin N.V. (2014). The notion of media average in the communicative social aspect. Philological sciences. Questions of theory and practice. No. 7 (37). P. 86-88 (In Rus.).
Kuznetsova A.V. (2012). Problems of information and entropy in the media text: author. dis. Cand. filol. sciences. Rostov-on-Don (In Rus.).
Livingstone S. (2008). On the mediation of everything. Journal of communication. 59 (1). P. 1-18.
Mironov D.F. (2015) Informational noise and educational process. Herald of St. St. Petersburg. State Univ. of Culture and Arts. No. 4. P. 24-30 (In Rus.).
Myasoedov S.P. (2005). Cross-cultural shock and common communication errors // Personnel Management. No.3. P. 55-59 (In Rus.).
Poludina V.P. (2011). Information noise in the Internet ka problem of communication consumption. Journal of Sociology and Social Anthropology. Vol. XIV. No. 5 (58). P. 386-394.
Polyanin A.K. (2015). The concept of information products as a key category of the system of legal support of children's information security. LexRussica. Vol. 108. No. 11. P. 75-82 (In Rus.).
Postman N. (1993). Technopoly: the Surrender of Culture to Technology. New York: Vintage Books.
Shannon C. (1948). A Mathematical Theory of Communication.
Simmel G. (1903). Die Großstädte und das Geistesleben.
Smirnov F.P. (2007). Informational health of society as an object of state policy: dis. cand.soc. sc. St. Petersburg (In Rus.).
Ursul A.D. (2009). Information noise. Moscow: Academic Project (In Rus.).
Weber M. (1925). Wirtschaft und Gesellschaft.
Yavdolyuk N.V. (2011). Informational noise. Advisor. No. 6. P. 1 (In Rus.).