Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативная среда как культурный фактор детства'

Информационно-коммуникативная среда как культурный фактор детства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
180
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фурсова Дарья Аветисовна

В статье обозначены проблемы, связанные как с онтогенетической полифункциональностью детства, обусловливающей информационно-коммуникативную ориентацию индивида в этом возрастном периоде, так и со спецификой современной информационно-коммуникативной среды как факторов, детерминирующих развитие индивида, обозначены некоторые формы проявления этой детерминации, а также указаны её причины. Делаются выводы о том, что основные проблемы детерминации детства ИКТ связаны с такими характеристиками детства, как информационно-коммуникативная ориентация, несформированность навыков критического отношения к получаемой информации и навыков определения качества источника, коммуникативного посредника, самой информации, отсутствие самостоятельности в интерпретации полученной информации и пр., а также со спецификой современной информационно-коммуникативной среды: её избыточностью, проявляющейся и в формальном, и в содержательном плане, растабуированностью, насыщенностью инокультурными кодами и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT AS A CULTURAL FACTOR OF CHILDHOOD

This article is devoted to the items which are connected both with ontogenetic polyfunction of childhood (which determines informative and communicative orientation of person in this period) and with specific of modern informative and communicative sphere as a determine factor of personal development. Also the article concerns some forms of existence of this determination and points out some reasons of it. The conclusion which is made shows that the main problems of determination of childhood by informative and communicative sphere are caused by such characteristics of childhood as informative and communicative orientation, lack of critical and

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативная среда как культурный фактор детства»



НФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФАКТОР ДЕТСТВА

УДК 347.635:004.946

Д. А. Фурсова

Московский государственный институт культуры

В статье обозначены проблемы, связанные как с онтогенетической полифункциональностью детства, обусловливающей информационно-коммуникативную ориентацию индивида в этом возрастном периоде, так и со спецификой современной информационно-коммуникативной среды как факторов, детерминирующих развитие индивида, обозначены некоторые формы проявления этой детерминации, а также указаны её причины. Делаются выводы о том, что основные проблемы детерминации детства ИКТ связаны с такими характеристиками детства, как информационно-коммуникативная ориентация, несформированность навыков критического отношения к получаемой информации и навыков определения качества источника, коммуникативного посредника, самой информации, отсутствие самостоятельности в интерпретации полученной информации и пр., а также со спецификой современной информационно-коммуникативной среды: её избыточностью, проявляющейся и в формальном, и в содержательном плане, растабуированностью, насыщенностью инокультурными кодами и пр.

Ключевые слова: детство, информационно-коммуникативная среда.

D. A. Fursova

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT AS A CULTURAL FACTOR OF CHILDHOOD

This article is devoted to the items which are connected both with ontogenetic polyfunction of childhood (which determines informative and communicative orientation of person in this period) and with specific of modern informative and communicative sphere as a determine factor of personal development. Also the article concerns some forms of existence of this determination and points out some reasons of it. The conclusion which is made shows that the main problems of determination of childhood by informative and communicative sphere are caused by such characteristics of childhood as informative and communicative orientation, lack of critical and

ФУРСОВА ДАРЬЯ АВЕТИСОВНА - аспирантка кафедры теории, истории культуры, этики и эстетики социально-гуманитарного факультета Московского государственного института культуры

FURSOVA DARYA AVETISOVNA - doctoral student of Department of Theory, History of Culture, Ethics and Aesthetics, Faculty of Social Sciences and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: da_fursova@mail.ru © Фурсова Д. А., 2017

analyzing skills which are important in work with information; children also cannot check the quality of information they use, and the veracity of communicative mediator they deal with, lack of personal independence in interpretation of information. The other reason is the specific of informative and communicative sphere, its superfluity, which is in formal and substantial plans, lack of social taboos, different cultural codes and etc.

Keywords: childhood, informative and communicative sphere.

Для цитирования: Фурсова Д. А. Информационно-коммуникативная среда как культурный фактор детства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 105-110.

Постиндустриальная эпоха с её развитыми информационными технологиями, стремительно меняющимся и растущим количеством информации, вывела информацию и коммуникацию в разряд среды новой нематериальной природы. «Мировой цифровой сдвиг», модифицируя формы чувственного восприятия, визуальной репрезентации, формы межличностной коммуникации, изменяет архетипические структуры человека и матрицы пространственно-временных отношений в общественных практиках [6, с. 39]. Всё это оказывает огромное влияние на личность, прежде всего, в период формирования её структур, то есть в период детства.

Под детством, согласно принятой в научном дискурсе концепции периодизации психического развития личности Д.Эльконина, опиравшегося на идеи Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, рассматривавших процесс формирования личности ребёнка как непрерывную смену разных форм деятельности при одной ведущей в каждом периоде, мы понимаем период от рождения до окончания средней школы. Д. Эльконин выделял три эпохи, состоящие из двух периодов. Детство в российской культурной практике - это достаточно продолжительный период (с рождения до 17-18

лет), во время которого последовательно формируются, при функционировании ведущей деятельности, определённые психические новообразования: от непосредственно-эмоционального общения, развития речи и наглядно-действенного мышления (младенцы и дети раннего возраста), ролевой игры и учебной деятельности (дошкольники и младшие школьники) до интимно-личностного общения с формированием самооценки, критического отношения к другим, стремления к автономности, подчинения конвенциональным нормам (подростки) и учебно-профессиональной деятельности, реализуемой в процессе формирования мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания, ценностных ориентиров (старшеклассники) [8, с. 50].

Детство - это период жизни, в который происходят одновременно процессы интенсивного физиологического, психологического, когнитивного развития, социализации и инкультурации индивида, оформления его экзистенциальной уникальности; это период формирования базовых аксиологических ориентиров: этических, эстетических, интеллектуальных, витальных и пр., это период генерализации и стереотипизации полученной информации о мире во всём его многообразии и со всеми разнообразными фено-

менологическими связями, это путь от социогенеза к персоногенезу [1, с. 246].

Полифункциональность этого периода обусловливает его информационно-коммуникативную ориентацию.

В самом деле, именно в этот период индивид получает максимальный объём информации из разных источников, по разным коммуникативным каналам, для удовлетворения своих многочисленных информационно-коммуникативных запросов, обусловленных как индивидуальным когнитивным интересом, так и стремлением соответствовать социокультурным нормам, в конечном счёте — для обретения личностных смыслов [1, с. 256].

Однако повышенная информационно-коммуникативная активность детей несёт в себе некий потенциал опасности. Это связано с тем, что дети не владеют в достаточной мере навыками критического отношения к получаемой информации и не умеют определять качество ни источника, ни коммуникативного посредника, ни самой информации, у них отсутствует самостоятельность в интерпретации полученной информации [2, с. 90].

Согласно современным психологическим исследованиям, потребность в контактах с внешним миром, с Другим, в зрительных впечатлениях от внешнего мира является базовой потребностью ребёнка, причём с младенческого возраста. Жажда визуальных впечатлений, свойственная детям, начиная уже с 2-3-недельного возраста, по мнению психологов, являются основой их дальнейшего когнитивного и эмоционального развития [3, с. 156]. Именно поэтому вопрос содержания семиотической конгруэнтности культурной традиции визуальных образов,

попадающих в зону перцепции ребенка, стоит очень остро. Если естественная потребность ребёнка в визуальных впечатлениях будет реализована путём переключения его внимания на образы виртуальной среды, путём редуцирования гетерогенной естественной среды до искусственной, то у ребёнка может возникнуть виртуальная зависимость. Слишком ранняя привычка к перцептуальной обработке визуальной формы информации из специализированной, технической информационно-коммуникативной среды, а не из естественной, приводит к тому, что у ребёнка снижается интерес к иным формам информации и не развиваются или плохо развиваются структуры мозга, ответственные за обработку пропозициональной информации.

Как наиболее информационно восприимчивая и коммуникативно активная часть социокультурной общности, максимально зависимая от визуальных образов, - дети не просто активно осваивают предлагаемые современной массовой культурой образцы, но и воспринимают их как нормативные. Они, естественно, не рефлексируют ситуацию культурного империализма [7, с. 18] как фактора современной информационно-коммуникативной среды и не знают о проблемах разрушения национальной идентичности, внутреннего колониализма, распространения ценностей консьюмеризма и т.д., воспринимая современное социокультурное пространство и информационно-коммуникативную среду как нормативную, и, соответственно, во-первых, становятся максимально уязвимыми в этой среде, а во-вторых, максимально адаптированными к среде, насыщенной инокультур-ными кодами.

Графическая, или визуальная, революция в корне изменила характер передаваемой информации, сделав её единицей не слово, а визуальный знак. Новая семиотическая среда, вызванная к жизни «графической революцией», разъедает социальные основы, на которых зиждется детство, так как уравнивает ребёнка и взрослого в информационной осведомленности, запуская тем самым одновременно процессы инфантилизации и адалтизации. В растабуированности современной информационно-коммуникативной среды Н. Постман видит реальную угрозу исчезновения человечества как вида и возвращения человечества к докультурному историческому периоду [9, с. 59].

Американские исследователи проблемы влияния информационно-коммуникативной среды на детей, в частности Д. и Дж. Сингеры, считают, что дети, которые для получения информации о мире используют различные визуальные источники, рискуют остаться без глубоких знаний о мире, поскольку при получении информации посредством современных визуализирующих средств базовые интеллектуальные умения: письмо, чтение, — оказываются плохо сформированными. То же самое касается и таких когнитивных механизмов, как воображение, память, речь, мышление. Полифункциональный воображаемый мир, необходимый человеку в детском возрасте для социокультурной адаптации, экзистенциальной зашиты и пр., перестаёт продуцировать образы, работая на постоянное потребление без переработки и усвоения смысла предлагаемой визуальной информации. Дети с плохо развитым воображением хуже отличают реальность от

вымысла; испытывают страх перед реальным миром и агрессию по отношению к нему [5, с. 128].

Специалист по компьютерным играм Ж.-П. Канторне считает, что виртуальный мир, в котором информация предлагается уже в «упакованном виде», оказывает колоссальное влияние на жизнь детей от 6 до 11 лет, меняя их психологию. В результате чего «сообразительность, поиск результата, потребность учиться и выигрывать берут верх над образной стороной [4, с. 56]». Икони-ческие штампы виртуальной среды программируют ребёнка на победу в игре как на основной вид социальной стратегии; при этом «пренатальные» формы сознания, к которым относятся, в частности, мечта, фантазии, маргинализируются — и это является серьёзной проблемой влияния информационно-коммуникативной среды на детей.

Отличительными чертами современной информационно-коммуникативной среды, кроме визуализированной формы, являются её открытость и неограниченный объём. Как известно, избыток информации, так же как и её недостаток, приводит к дезориентации, неадекватности восприятия действительности и, как следствие, принятию ошибочных решений, выбору неправильных референтных групп, ложных поведенческих тактик и стратегий и прочим экзистенциальным ошибкам. Для обработки большого объёма информации необходимы специальные знания, умения и опыт смысло-извлечения, семиотико-семантического декодирования. Это специализированные знания и умения, которым надо серьёзно обучаться. Дети начинают экзистировать в семантически избыточном семиотиче-

ском пространстве, не имея подобных навыков.

Результатом открытости информационного пространства и появления возможности у ребёнка самостоятельно получать любую информацию становится снижение как детской любознательности, так и авторитета взрослого в вопросе информационного поиска.

Таким образом, основные проблемы детерминации детства ИКТ связаны как со спецификой самого детства (отсутствием информационно-коммуника-

тивной ориентации, несформированно-стью навыков критического отношения к получаемой информации и навыков определения качества источника, коммуникативного посредника, самой информации, отсутствием самостоятельности в интерпретации полученной информации и пр.), так и со спецификой современной информационно-коммуникативной среды (избыточность, проявляющаяся и в формальном и в содержательном плане, растабуированность, насыщенность ино-культурными кодами и пр.).

Примечания

1. Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Смысл : Академия, 2007. 528 с.

2. Беляев Р. В., Григорьева Е. И. Информационная культура личности: ведущие методологические подходы // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 2 (70). С. 90-97.

3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Москва [и др.] : Питер, 2008. 398 с.

4. Керделлан К, Грезийон Г. Дети процессора : как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / [пер. с фр. А. Лущанова]. Екатеринбург : У-Фактория, 2006. 272 с.

5. Пацлаф Р. Застывший взгляд. Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей / пер. с нем. В. Бакусева. Москва : Evidentis, 2003. 244 с.

6. Ремизов В. А., Коробкина А. Н. Медиафилософия как механизм «машины абстракций» и носитель культуры «новой рациональности» // Вестник московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1 (75). С. 39-48.

7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием : пер. с англ. / предисл. Я. Засурского. Москва : Мысль, 1980. 326 с.

8. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : Избранные труды. Москва ; Воронеж : МОДЭК, 2001. 47 с.

9. Postman N. The Disappearance of Childhood. New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994.

References

1. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti: Kul'turno-istoricheskoye ponimaniye razvitiya cheloveka [Personality Psychology: Cultural-historical understanding of human development]. 3nd edition. Moscow, Publishing House "Smysl", Publishing house "Academia", 2007. 528 p.

2. Belyaev R. V., Grigorieva E. I. Personal Information Culture: leading methodological approaches. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2016, no. 2 (70), pp. 90-97.

3. Bozhovich L. I. Lichnost' i yeye formirovaniye v detskom vozraste [Personality and its formation in childhood]. Moscow, etc, PITER Publishing House, 2008. 398 p.

4. Kerdellant Christine. Les enfants-puce (In Rus. ed.: Kerdellan K., Greziyon G. Deti protsessora: kak Internet i videoigry formiruyut zavtrashnikh vzroslykh [Children of the processor: how the Internet and video games form tomorrow's adults]. Ekaterinburg, Ufactory Publishing House, 2006. 272 p.)

5. Patzlaff Rainer. Der gefrorene Blick. Physiologische Wirkungen des Fernsehens und die Entwicklung des Kindes (In Rus. ed.: Patslaf R. Zastyvshiy vzglyad. Fiziologicheskoye vozdeyst-viye televideniya na razvitiye detey [Frozen look. Physiological impact of television on the development of children]. Moscow, Evidentis Publishing House, 2003. 244 p.)

6. Remizov V. A., Korobkina A. N. Media philosophy as the mechanism of the "machine abstraction" and a carrier of culture "new rationality". Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo univer-siteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2017, no. 1 (75), pp. 39-48. (In Russian)

7. Shiller G. Manipulyatory soznaniyem [Manipulators Consciousness]. Moscow, Mysl Publishers, 1980. 326 p.

8. Elkonin D. B. Psikhicheskoye razvitiye v detskikh vozrastakh: Izbrannyye trudy [Mental development in childhood: Selected Works]. Moscow, Voronezh, Publishing house "MODEK", 2001. 47 p.

9. Postman N. The Disappearance of Childhood. New York: Vintage Books, a division of Random House, Inc., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.