Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильясова Карина Хасановна, Солумов Рустам Русланович, Юсупова Таус Альвиевна

В статье на примере Чеченской Республики раскрыто влияние реализации бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое развитие региона. Проведен анализ показателей, отражающих экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры республики, в том числе и социальной инфраструктуры. Определены меры по повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики. Определены комплекс взаимосвязанных проблем, которые препятствуют развитию региона, и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CHECHEN REPUBLIC

In the article, on the example of the Chechen Republic, the impact of the implementation of the fiscal policy on the socio-economic development of the region is revealed. An analysis was made of indicators reflecting economic growth, improving the quality of life and developing the infrastructure of the republic, including social infrastructure. Measures have been determined to increase the level of collection of tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the republic. A set of interrelated problems that hinder the development of the region and ways to solve them are identified.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_8_668 УДК 330

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ

РЕСПУБЛИКЕ

Ильясова Карина Хасановна,

старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Karina.i86@mail.ru

Солумов Рустам Русланович,

исследователь, исследователь-преподаватель, e-mail: rsolumov@gmail. com

Юсупова Таус Альвиевна,

ассистент кафедры менеджмента, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: 666_chima@mail.ru

В статье на примере Чеченской Республики раскрыто влияние реализации бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое развитие региона. Проведен анализ показателей, отражающих экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры республики, в том числе и социальной инфраструктуры. Определены меры по повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики. Определены комплекс взаимосвязанных проблем, которые препятствуют развитию региона, и пути их решения.

Ключевые слова: региональное развитие; бюджетно-налоговая политика; Чеченская Республика; социально-экономическое развитие; региональная политика.

UDC 330

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CHECHEN REPUBLIC

Ilyasova Karina Khasanovna,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Karina.i86@mail.ru

Solumov Rustam Ruslanovich,

researcher, researcher-teacher, e-mail: rsolumov@gmail.com Yusupova Taus Alvievna,

Assistant of the Department of Management, Chechen State University named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: 666_chima@mail.ru

In the article, on the example of the Chechen Republic, the impact of the implementation of the fiscal policy on the socio-economic development of the region is revealed. An analysis was made of indicators reflecting economic growth, improving the quality of life and developing the infrastructure of the republic, including social infrastructure. Measures have been determined to increase the level of collection of tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the republic. A set of interrelated problems that hinder the development of the region and ways to solve them are identified.

Keywords: regional development; fiscal policy; Chechen Republic; socio-economic development; regional policy.

Проблемам социально-экономического развития на протяжении длительного времени уделялось достаточно пристальное внимание. Данная тема приобрела особую актуальность в условиях, когда наша страна переживает беспрецедентное давление со стороны стран Запада и Америки, что обусловливает продолжение необходимости исследования с целью выработки мер помощи субъектам Российской Федерации в условиях санкций.

Таким образом, актуальным предстает исследование инструментов бюджетно-налоговой политики и налогового администрирования на примере Чеченской Республики, выявление проблем, а также выработка мероприятий, направленных на их совершенствование.

Проведение бюджетно-налоговой политики России в 2022 г. происходит в условиях жестких внешних санкций, в том числе включая замораживание валютных активов Правительства Российской Федерации. Из теоретических моделей следует, что увели-

чение государственных расходов стимулирует рост выпуска, но сопровождается сокращением потребления домашних хозяйств. Вместе с тем эмпирические исследования влияния санкций показывают, что потери от одновременного применения финансовых санкций, замораживания активов и торговых ограничений могут составить 4-5 % ВВП. Состояние федерального бюджета в I полугодии 2022 г. благодаря росту цен на углеводороды оставалось стабильным. Рост дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета покрыл возросший ненефтегазовый дефицит. Внешние санкции и ответные меры монетарных и финансовых властей критически повлияли на состояние рынка внутреннего государственного долга. Возвращение к показателям начала 2022 г. произошло на фоне падения объемов торгов, а новые выпуски государственных облигаций не проводились в период с конца февраля по август 2022 г.

Применение инструментов бюджетно-налоговой политики влияет как на социальную

Наурский МР

ШелКииойМР

Надтеречный МР

Аргун Гудермкс*ий МР нурчлливцшй МР

У'руС-МлрТ¿нЭЬС^Н м

ШЙПИНСЧ'ИИ МР

Ножпй-Юрмский МР

ВедпнкнйИР

Ашй-^ршшшй МР ШлтоЯяий МР

Ит)«*Алннекий МР

Шаройсккй МР

Рисунок 1- Административная карта Чеченской Республики НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

политику субъекта Российской Федерации, так и на его экономическое развитие. Данная проблема не раз поднималась в трудах многочисленных исследователей, в том числе и Т. Ю. Ткачевой [2; 4]. Параметры, которые применяются для оценки реализации консолидированного бюджета Чеченской Республики, приводятся в работах М. А. Хамура-дова, М. М. Алдамова, М. А. Мадаева [5].

Все выше обозначенное еще раз определяет актуальность проведения исследования.

Следовательно, необходимо провести анализ применения инструментов бюджет-

но-налоговой политики, направленной на социально-экономическое развитие Чеченской Республики.

Чеченская Республика является одним из субъектов Российской Федерации, в которую входит 17 административно-территориальных образований и включает 2 городских округа и 15 муниципальных районов (рис. 1).

Механизм бюджетно-налоговой политики, который осуществляется в Чеченской Республике, что вполне естественно, попадает в поле зрения различных исследователей. Так, ее важнейшие цели отображены на рис. 2.

Рисунок 2 - Основные цели бюджетно-налоговой политики Чеченской Республики

Для повышения социально-экономиче- и неналоговых доходов консолидированного

ского развития региона на уровне субъекта бюджета республики. Среди них можно от-

предпринимаются различные инструменты метить следующие (рис. 3). для роста уровня собираемости налоговых

покрытии ураш [р пешею тети фимлпеопоп устойчивости регионального бюджета через сбалансированность затрат и мобилизации существующих ресурсов;

созданное оптимальных Обстоятельств для роста "нкопомнкн и развития предпримиматсяьской н инвестиционной активности за сч^г упрощения условий применения пониженных стерок лля участников региональных инвестиционных проектов, а также посредством снижения налогооблагаемой оа?ы:

ооеспвчепне еовсршекспювання системы налогообложения но региональным о местный налогам нол влиянием факторе»1 неопредеяЕвносгн н риска для поддержания организаций и физических лиц и период экояом и чес кого кризиса.

Рисунок 3 - Инструменты бюджетно-налоговой политики в Чеченской Республике

Так, следует отметить, что в Чеченской Республике принят Закон № 16-РЗ, который предусматривает использование различных налоговых льгот по налогу на прибыль лицам, которые осуществляют инвестиции на уровне региона. Данные субъекты обязаны реализовывать инвестиционную деятельность, главным образом, в наиболее значимых сферах экономики, а во-вторых, на территории Чеченской Республики. Следовательно, рассматриваемый нормативный акт предусматривает методы налоговой по-

литики для привлечения средств для развития региона [1].

Использование данных инструментов сможет повысить уровень консолидированного бюджета, что, несомненно, отразится на социально-экономическом развитии региона.

Обратимся к анализу инструментов бюджетно-налоговой политики в 2018-2021 гг.

Необходимо, прежде всего, отметить положительную демографическую ситуацию в регионе, что проявляется в росте численности населения (рис. 4).

Рисунок 4 - Динамика численности населения Чеченской Республики в 2018-2021 гг.

Данные результаты говорят об эффективности применения инструментов бюджетно-налоговой политики, реализуемой в регионе, и о положительном эффекте социально-эко-

номической политики.

ВВП также имеет тенденцию к увеличению. Так, в 2021 г. по сравнению с 2018 г. рост составил 17,3 % (рис. 5).

230000

220000

1С 210000

ь: I 200000

190000

180000

170000

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Рисунок 5 - ВВП в Чеченской Республике в 2018-2021 гг.

В 2020 г. вся страна столкнулась с нега- многих секторах экономики, в том числе на тивным воздействием коронавирсуной ин- темпах развития розничной торговли (рис. 6). фекции, которая отрицательно сказалась на

190000 ^ 180000 ■ | 170000

I 160000

150000

184266

т Л 1 и.

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рисунок 6 - Тенденция развития оборота розничной торговли в Чеченской Республике в 2018-2021 гг.

Если сопоставлять данные 2019 и 2020 гг., то снижение розничной торговли составило 1,8 %. Тем не менее принятые меры по поддержке населения и субъектов предпринимательства, как на уровне государства, так и субъекта, позволили не только в 2021 г. обеспечить рост розничной торговли по сравне-

нию с 2020 г. и с докризисным периодом на 4,6 %.

Сельское хозяйство является наиболее значимым сектором для экономики Чеченской Республики (рис. 7) ввиду значительного числа сельских жителей.

О

35000 30000 . 25000

Ъ20000

| 15000 10000 5000 0

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рисунок 7- Темпы развития сельского хозяйства в Чеченской Республике в 2018-2021 гг.

Несмотря на введенные санкции, а также коронавирусную инфекцию, показатели развития сельского хозяйства в Чеченской Республике говорят об эффективности применения мер аграрной политики. Так, в 2021 г. по сравнению с 2018 г. рост продукции составил 22,6 %.

Экспорт и импорт также являются значимым сектором для социально-экономического развития, хотя необходимо отметить, что Чеченская Республика в основном является импортером, так как экспорт региона незначителен (рис. 8).

Рисунок 8 - Динамика экспорта и импорта в Чеченской Республике ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Необходимо отметить, что региону в дальнейшем необходимо выработать меры, которые бы содействовали экспортной деятельности, в том числе экспорту сельскохозяйственной продукции. Нужно создать инвестиционную платформу для увеличения роста вложений в основной капитал, что содействовало бы увеличению конкурентоспособности на международном рынке, в том

числе ввиду увеличения спроса на зерно из-за введенных против России санкционных ограничений.

Также следует отметить положительный эффект от применения инструментов бюджетно-налоговой политики, которые отразились на социально-экономическом развитии региона, а именно на росте доходов населения региона (рис. 9).

35 ООО 30 ООО 25 ООО ^ 20 ООО & 15 ООО 10 ООО 5 ООО 0

2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Рисунок 9 - Динамика доходов населения в Чеченской Республике в 2018-2021 гг.

Произошел существенный рост доходов населения. Так, в 2021 г. по сравнению с 2018 г. рост составил 34,8 %. Соответственно, увеличение доходов населения приводит и к росту оборота розничной торговли и услуг, что положительно влияет на экономику региона в целом.

Рост безработицы в 2020 г., который был вызван коронавирсуной инфекцией и введением ограничительных мер, отрицательно сказался и на уровне государства, и на уровне региона (рис. 10).

Рисунок 10 - Динамика безработицы в Чеченской Республике в 2018-2021 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тем, не менее результативность применения мер со стороны Правительства Чеченской Республики позволила стабилизировать ситуацию на рынке труда. Был отмечен повышенный интерес во взаимодействии с вузами республики со стороны работодателей в целях трудоустройства выпускников.

Рассматривая методику, приведенную в [3], оценим доходы и расходы бюджета Чеченской Республики за 2018-2021 гг. (рис. 11).

Анализируя социально-экономическое развитие Чеченской Республики, можно отметить сильные и слабые стороны развития региона (рис. 12).

О 50000 100000 150000

Рисунок 11 - Доходы и расходы бюджета Чеченской Республики за 2018-2021 гг.

Рисунок 12 - Сильные и слабые стороны социально-экономического развития Чеченской Республики

Факторы, негативно влияющие на развитие Чеченской Республики, подробно описаны Н. Д. Эмировым и Э. И. Алиевой. Развитие региона сдерживает сочетание коррелирующих проблем, которые отображены на рис. 13.

Подводя итог, можно сказать, что применение инструментов бюджетно-налоговой

политики, которые используются в Чеченской Республике, результативно воздействуют на социально-экономическое развитие региона. Тем не менее в регионе имеется масса проблем, которые необходимо решать на ближайшую перспективу не только региональным правительством, но и со стороны муниципалитетов.

Дефицит факторов экономического развития определен, & первую очередь, малой долей секторов, которые являются драйверами повышения экономики республики. Ь тоы числе,

следуег отметить, что часть государственного сектора (16,5%) в структуре экономики с вы i не чем в L5 раза превосходит среднюю по ОФО, а производительность труда а ЧГ на 35% меньше средней по федеральному округу

■Решением ,ианной iэмблемы может стать соя!юннс крупных предприятий на территории 4P. Реализация

предложенного направления позволят создать дополнительные рабочие моста, а также обсспсчптъ дополнительные налоговые поступления

I ¡схватка качественных рабочих мест

доказывается в настоящее время I ^достатком высокопроиэводитсл ытых рабочих мест, слабо» доступностью привлекательных рабочих мест дня молодого поколения, разрывом между

знаниями выпускников учебных заведений и надобностями экономики Республики

'Решение да к ной проблемы видится в дальнейшей реализации проекта по соэданнщ пригодных для обучения объектов н обеспечении конкурентоспособной оплаты труда для педагогов в регионе

Существенная доля теневого бизнеса н неформальной экономики л ¡jeкоторой степени доказывается, прежде всегоь

наличному обращению между субъектами хозяйственных операций

•Решить проблему можно ja счет обязательного перевода проведения операции к цифровой формат, что позволит государственным органам отслеживать совершаемые операции и поступление по ним средств

Иск ватка финансовых средств дтя экономического развития порожден несовершенством банковских и страховых продуктов, которые должны

быть ада]пиponai 1Ы под надобности региона, низким уровнем финансовых компетенций бизнеса, слабой финансовой грамотностью жителей

■Решение проблемы видится н активизации работы банковского сектора по просвещению граждан и бизнеса

основам финансовой грамотности. Создание интерактивных обучающих платформ позволит решить существующую проблему

Существенная доталиониоеть 4P на фоне сокращения возможностей федерального бюджета порождена слабым качеством налоговой базы

'Решение проблем видится а создании условий в регионе для увеличения собственного производства, а также развитии предоставления туристических услуг

Рисунок 13 - Корреляция проблем социально-экономического развития Чеченской Республики и пути их решения

Список литературы_

1. Закон Чеченской Республики «Об инвестициях и гарантиях инвесторам» от 10 июля 2006 года № 16-РЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 30.09.2022).

2. Акопян Е. А., Гусельщикова Н. Б. Рынок труда в Чеченской Республике: анализ и тренды развития // Вестник экспертного совета. 2021. № 3(26). С. 37-46.

3. Сборник «Социально-экономическое положение Северо-Кавказского ФО». URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/sev-kavkaz_fo_21.pdf (дата обращения: 25.09.2022).

4. Ткачева Т. Ю. Стратегические приоритеты бюджетно-налоговой политики в целях устойчивого развития регионов // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития : сборник научных статей 2-й Межрегиональной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 440-443.

5. Хамурадов М. А., Алдамова М. М., Мадаева М. А. Бюджетно-налоговая политика и ее влияние на формирование консолидированного бюджета региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. № 3(159). С. 123-126.

References_

1. The Law of the Chechen Republic «On Investments and guarantees to investors» dated July 10, 2006 No. 16-FZ. Access from the legal reference system «Garant» (accessed: 30.09.2022).

2. Akopyan E. A., Guselshchikova N. B. Labor market in the Chechen Republic: analysis and development trends. Bulletin of the Expert Council. 2021. No. 3(26). pp. 37-46.

3. Collection «Socio-economic situation of the North Caucasus Federal District». URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/sev-kavkaz_fo_21.pdf (accessed: 25.09.2022).

4. Tkacheva T. Y. Strategic priorities of fiscal policy for sustainable development of regions. Digital economy: problems and prospects of development: collection of scientific articles of the 2nd Interregional Scientific and Practical Conference. Kursk, 2020. pp. 440-443.

5. Khamuradov M. A., Adamova M. M., Madaeva M. A. Fiscal policy and its impact on the formation of the consolidated budget of the region. Economics and Management: scientific and practical journal. 2021. No. 3(159). pp. 123-126.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.