Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гайрбекова Рукият Сараповна, Ильясова Карина Хасановна, Солумов Рустам Русланович

В статье на примере Чеченской Республики раскрыто влияние реализации бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое развитие региона. Проведен анализ показателей, отражающих экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры республики, в том числе и социальной инфраструктуры. Определены меры по повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики. Также определены комплекс взаимосвязанных проблем, которые препятствуют развитию региона, и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CHECHEN REPUBLIC

In the article, on the example of the Chechen Republic, the impact of the implementation of the fiscal policy on the socio-economic development of the region is revealed. An analysis was made of indicators reflecting economic growth, improving the quality of life and developing the infrastructure of the republic, including social infrastructure. Measures have been identified to increase the level of collection of tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the Chechen Republic. A set of interrelated problems that impede the development of the region and ways to solve them are also identified.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_9_757 УДК 33

СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Гайрбекова Рукият Сараповна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Чеченский государственный университет, г. Грозный, Россия, e-mail: mchajaev@mail.ru

Ильясова Карина Хасановна,

старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: Karina.i86@mail.ru

Солумов Рустам Русланович,

исследователь, исследователь-преподаватель, e-mail: rsolumov@gmail. com

В статье на примере Чеченской Республики раскрыто влияние реализации бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое развитие региона. Проведен анализ показателей, отражающих экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры республики, в том числе и социальной инфраструктуры. Определены меры по повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики. Также определены комплекс взаимосвязанных проблем, которые препятствуют развитию региона, и пути их решения.

Ключевые слова: региональное развитие; бюджетно-налоговая политика; Чеченская Республика; социально-экономическое развитие; региональная политика.

UDC 33

SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT IN THE CHECHEN REPUBLIC

Gairbekova Rukiyat Sarapovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of State and Municipal Administration, Chechen State University, Grozny, Russia, e-mail: mchajaev@mail.ru

Ilyasova Karina Khasanovna,

Senior Lecturer, Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: Karina.i86@mail. ru

Solumov Rustam Ruslanovich,

researcher, researcher-teacher, e-mail: rsolumov@gmail.com

In the article, on the example of the Chechen Republic, the impact of the implementation of the fiscal policy on the socio-economic development of the region is revealed. An analysis was made of indicators reflecting economic growth, improving the quality of life and developing the infrastructure of the republic, including social infrastructure. Measures have been identified to increase the level of collection of tax and non-tax revenues of the consolidated budget of the Chechen Republic. A set of interrelated problems that impede the development of the region and ways to solve them are also identified.

Keywords: regional development; fiscal policy; Chechen Republic; socio-economic development; regional policy.

В современных условиях экономическому развитию регионов в России уделяется значительное внимание. При этом возрастающее экономическое санкционное давление со стороны стран Запада и США приводит к необходимости кардинальных изменений в проводимой экономической политике с целью поддержания регионов и страны в целом. В этой связи представляется актуальным изучение механизмов реализации бюджетно-налоговой политики и налогового администрирования на примере Чеченской Республики, определение экономических проблем региона и выявление направления их совершенствования в новых условиях.

Исследование бюджетно-налоговой политики, как в масштабах страны, так и на регио -нальном уровне является актуальным в усло-

виях современного экономического кризиса, и в том числе учитывая специфику бюджетной политики России, где большинство региональных бюджетов являются дотационными [1; 2; 5; 6; 8; 9]. Реализация экономически обоснованной бюджетно-налоговой политики оказывает влияние на развитие региона, в том числе и социальное, что безусловно является объектом исследования авторов. Так, например, Т. Ю. Ткачевой определены стратегические направления бюджетной и налоговой политики, которые могут применяться в качестве ориентира в любом регионе [7]. Механизм анализа исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики приведен в работах М. А. Хамурадова, М. М. Алдамова, М. А. Мадаева [10; 11].

Рисунок 1 - Административная карта ЧР

Реализации бюджетно-налоговой поли- Основные цели ее реализации представле-тики в ЧР отводится пристальное внимание. ны на рис. 2.

Обеспечение долгосрочной устойчивости консолидированного бюджета ЧР

Создание условий ;мм устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности вЧР

Фтгпансовопе обеспечение реализации проектов (програйм), направленных на достижение ннципня:ьных целей и стратегтгческих задач развития_

Безусловное исполнение действующих расходных обязательств ЧР. в первую очередь социально значимых

Рисунок 2 - Основные цели бюджетно-налоговой политики ЧР

В целях экономического развития региона предпринимаются меры по повышению уровня собираемости налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета ЧР. Можно выделить такие основные меры, как:

- обеспечение сбалансированности финансовой устойчивости республиканского бюджета посредствам сбалансированности расходов и мобилизации имеющихся ресурсов;

- создание условий для стимулирования экономического роста и развития предпринимательской и инвестиционной активности за счет упрощения условий применения пониженных ставок для участников региональных инвестиционных проектов, а также посредством снижения налогооблагаемой базы;

- обеспечение совершенствования системы налогообложения по региональным

Из представленных в табл. 1 данных можно сделать следующие выводы:

За последние 4 года в ЧР наблюдается

и местным налогам под влиянием факторов неопределенности и риска для поддержания организаций и физических лиц в период экономического кризиса.

Применение предложенных мер позволит обеспечить увеличение собираемости налоговых и неналоговых доходов в бюджет, что, безусловно, положительно отразится на экономике ЧР.

Далее проведем анализ влияния проводимой бюджетно-налоговой политики на социально-экономическое развитие ЧР. Стоит отметить, что социально-экономическое развитие Чеченской Республики за период с 2011 по 2021 гг. достигло существенных успе -хов в экономической и социальной сфере, что подтверждают показатели, отражающие экономический рост, повышение качества жизни и развитие инфраструктуры (табл. 1).

тенденция к увеличению численности населения, так, рост составил в 2021 г. по сравне -нию с 2018 г. 5,6 %. Увеличение численности

Таблица 1 - Показатели, отражающие экономический рост, повышение качества жизни

и развитие инфраструктуры ЧР

Показатели 2018 2019 2020 2021

Численность населения, тыс. чел. [5] 1436 1457 1490 1516

ВПР, млн руб. 193077,1 218852,9 203250 226527,1

Оборот розничной торговли, млн руб. 167530,5 176225,3 173106,1 184266

Продукция сельского хозяйства, млн руб. 27777,7 32420,9 32907,3 34062,3

ВЭД экспорт, млн долл. 3,7 5,3 3,4 6,2

ВЭД импорт, млн долл. 53,6 61,0 24,2 63,9

Оборот малых и средних предприятий, млрд руб. 109 116,7 116,7 123,7

Инвестиции в основной капитал, млн руб. 743 67,8 82653,1 82102,2 83009,7

Доходы на душу населения, руб. 23 197 24 138 24 596 31272

Прожиточный минимум на душу населения 10285 10910 11560,2 12231

Уровень безработицы (по методике МОТ, % к рабочей силе) 13,7 13,5 31,0 11,9

населения свидетельствует о положительном эффекте проводимой социально-экономической политики.

Валовой региональный продукт также имеет тенденцию к росту. Так, в 2021 г. по сравнению с 2018 г. рост составил 17,3 %.

Безусловно, пандемия COVID-19 негативно повлияла на оборот розничной торговли в ЧР: по сравнению с 2019 г. в 2020 г. произошло снижение на 1,8 %. Проводимая в регионе экономическая политика поддержки населения и предпринимателей позволила в 2021 г. достигнуть роста в 6,4 %.

Сельскохозяйственное производство является важнейшим сектором экономики ЧР не только по причине наличия в республике благоприятных агроклиматических ресурсов, но и в силу высокой концентрации сельского населения на территории республики. Ежегодный рост продукции сельского хозяйства свидетельствует об эффективности проводимой аграрной политики в ЧР. Так, в 2021 г. по сравнению с 2018 г. увеличение составило 22,6 %.

Внешняя торговля также положительно сказывается на экономике региона, однако стоит отметить, что Чеченская Республика в основном импортирует товары, экспорт незначителен. Для дальнейшего развития

Из данных, представленных в табл. 2, видим, что расходы республиканского бюджета ЧР превышают доходы. Так, например, безвозмездные поступления за 2021 г. составили 115251,22 млн руб., а налоговые и неналоговые поступления - 16524,84 млн руб., это означает, что 87,5 % финансирования расходных статей регионального бюджета осуществляется за счет финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Необходимо предпринимать меры со стороны Правительства ЧР для наращивания собственных налоговых и неналоговых поступлений, в том числе и за счет проведения эффективной налоговой политики для

региона стоит создать условия для возможности, в том числе и наращивания, экспорта сельхозпродукции, например, за счет создания новых собственных производств (и дальнейшего поступательного увеличения инвестиционных вложений в основной капитал), способных быть конкурентоспособными на международных рынках, с учетом возросшего спроса в мире на сельхозпродукцию.

Заметно увеличились и доходы на душу населения - в 2021 г. по сравнению с 2018 г. рост составил 34,8 %. Естественно, рост доходов населения приводит и к росту оборота розничной торговли и услуг, что положительно влияет на экономику региона в целом.

Увеличение безработицы в 2020 г., вызванное пандемией COVID-19, негативно сказалось на экономическом положении населения. Однако в 2021 г. ситуация стабилизировалась за счет грамотной работы Правительства ЧР в условиях кризиса. Также было обеспечено повышение эффективности взаимодействия работодателей региона с высшими учебными заведениями ЧР в целях трудоустройства выпускников.

Рассматривая методику, приведенную в [10], оценим доходы и расходы бюджета ЧР за 2018-2021 гг.

привлечения дополнительных инвестиций в экономику региона.

В ходе комплексной диагностики состояния социально-экономического развития Чеченской Республики было определено, что сильными сторонами региона являются следующие:

- способность руководства региона осуществлять масштабные преобразования, продемонстрированная на примере успешного восстановления экономики ЧР после окончания вооруженного конфликта;

- природно-климатические ресурсы, способствующие развитию агропромышленного комплекса;

Таблица 2 - Доходы и расходы бюджета Чеченской Республики за 2018-2021 гг.

Показатели 2018 2019 2020 2021

Доходы консолидированного бюджета 80806,5 97634,9 127102,6 131776,06

Расходы консолидированного бюджета 80510,8 97846,3 128239,4 134025,98

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) 295,7 -211,4 1136,7 -2249,92

- природно-климатические ресурсы для - геотермальные и гидроресурсы для раз-развития лечебно-оздоровительного и гор- вития энергетики.

нолыжного туризма; Слабые стороны ЧР представлены

- минеральное сырье для производства на рис. 3. стройматериалов;

недостаток драйверов экономического развития

нусокая дотационность региона

высокая доля теневоП экономики а неформального сектора

дефицит финансовых ресурсов дня развития

Рисунок 3 - Слабые стороны Чеченской Республики

Факторы, негативно влияющие на развитие ЧР, подробно описаны в статье Н. Д. Эмирова и Э. И. Алиевой [12]. Дальнейшему развитию Чеченской Республики препятствует комплекс взаимосвязанных проблем, которые отражены ниже.

Недостаток факторов экономического развития обусловлен, в частности, низкой долей секторов, являющихся драйверами роста экономики республики. Также нужно отметить, что доля госсектора (16,5 %) в структуре экономики более чем в 1,5 раза превышает среднюю по Северо-Кавказскому федеральному округу, а производительность труда в Чеченской Республике на 35 % ниже средней по округу [4]. Решением данной проблемы может стать создание крупных предприятий на территории ЧР. Реализация предложенного направления позволит создать дополнительные рабочие места, а также обеспечить дополнительные налоговые поступления.

Низкая доступность качественных рабочих мест подтверждается сегодня дефицитом высокопроизводительных рабочих мест, низкой доступностью привлекательных рабочих мест для молодежи, разрывом между навыками выпускников учебных заведений и потребностями экономики Чеченской Республики. Решение данной проблемы видится в дальнейшей реализации проекта по созданию пригодных для обучения объектов и обеспечении конкурентоспособной оплаты труда для педагогов в регионе.

Высокая доля теневой экономики и неформального сектора косвенно подтвержда-

ется преимущественно наличным денежным оборотом между субъектами хозяйственных операций. Решить проблему можно за счет обязательного перевода проведения операций в цифровой формат, что позволит государственным органам отслеживать совершаемые операции и поступление по ним средств.

Дефицит финансовых ресурсов для экономического развития вызван недостатком банковских и страховых продуктов, адаптированных под потребности региона, невысоким уровнем финансовых компетенций бизнеса, низкой финансовой грамотностью населения. Решение проблемы видится в активизации работы банковского сектора по обучению граждан и бизнеса основам финансовой грамотности. Создание интерактивных обучающих платформ позволит решить существующую проблему.

Высокая дотационность региона на фоне сокращения возможностей федерального бюджета вызвана низким качеством налоговой базы. Безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют сегодня 80-85 % доходов бюджета Чеченской Республики. Из-за геополитического давления на Россию остаются риски сокращения финансовых возможностей федерального бюджета для оказания помощи регионам, в том числе и Чеченской Республике. Дотации на одного жителя Чеченской Республики (29 тыс. руб. на человека) в семь раз выше средних значений по России (4 тыс. руб. на человека) и в два раза выше среднего значения по Северо-ШСКИЙ ЖУРНАЛ

Кавказскому федеральному округу (14 тыс. руб. на человека) [3]. Основным источником безвозмездных доходов являются дотации на выравнивание выделенных бюджетных средств и обеспечение сбалансированности бюджетов (их доля составляет 61 % в безвозмездных поступлениях, в то время как по России они занимают всего около 20 %) [13]. Решение проблем видится в создании условий в регионе для увеличения собственного производства, а также развитии предоставления туристических услуг.

Подводя итог, можно сказать, что проводимая в Чеченской Республике бюджетно-

налоговая политика положительно влияет на социально-экономическое положение региона. Однако остаются нерешенными ряд проблем, которые тормозят развитие ЧР. Эти проблемы требуют пристального внимания со стороны Регионального правительства, их разрешение должно стать стратегически важной целью для органов власти при решении экономических проблем региона. При этом предложенные в работе варианты решения указанных проблем могут быть использованы в качестве ориентира для реализации экономической и финансовой политики региона.

Список литературы_

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 30.09.2022).

2. Закон Чеченской Республики «Об инвестициях и гарантиях инвесторам» от 10 июля 2006 года № 16-РЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 30.09.2022).

3. Распоряжение Правительства Чеченской Республики от 04.03.2021 № 62-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Чеченской Республики до 2035 года». Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 25.09.2022).

4. Акопян Е. А., Гусельщикова Н. Б. Рынок труда в Чеченской Республике: анализ и тренды развития // Вестник экспертного совета. 2021. № 3(26). С. 37-46.

5. Сайдулаев Д. Д., Эмиров Н. Д. Роль налоговой политики в развитии экономики региона // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. 2020. № 1(73). С. 117-121.

6. Сборник «Социально-экономическое положение Северо-Кавказского ФО». URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/sev-kavkaz_fo_21.pdf (дата обращения: 25.09.2022).

7. Ткачева Т. Ю. Стратегические приоритеты бюджетно-налоговой политики в целях устойчивого развития регионов // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития : сборник научных статей 2-й Межрегиональной научно-практической конференции. Курск, 2020. С. 440-443.

8. Официальный сайт Главы Чеченской Республики. Административно-территориальное устройство. URL: https://chechnya.gov.ru/respublika/administrativno-territorialnoe-ustrojstvo/ (дата обращения: 30.09.2022).

9. Официальный сайт Министерства финансов Чеченской Республики. URL: https://minfinchr.ru/deyatelnost/ otkrytyj-byudzhet/byudzhet-dlya-grazhdan (дата обращения: 30.09.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Хамурадов М. А., Алдамова М. М., Мадаева М. А. Бюджетно-налоговая политика и ее влияние на формирование консолидированного бюджета региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2021. № 3(159). С. 123-126.

11. Хамурадов М. А., Курбанов С. А. Оценка региональной налоговой политики (на примере Чеченской Республики) // Экономика и управление: проблемы, анализ тенденций и перспектив развития : сборник материалов I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 60-65.

12. Эмиров Н. Д., Алиева Э. И. Инвестиционная политика: региональный аспект (на примере Чеченской Республики) // Проблемы современной экономики. 2021. № 1(77). С. 123-126.

13. 300 млрд на содержание «пехотинца президента» и жителей Чечни: все ли верно в подсчетах главы Чечни. URL: https://expertsouth.ru/news/rossiya-tratit-na-soderzhanie-pekhotintsa-prezidenta-i-zhiteley-chechni-300-mrd-rubley-v-god/ (дата обращения: 28.09.2022).

References_

1. The Tax Code of the Russian Federation. Part 1. Access from the reference legal system "Garant" (accessed 30.09.2022).

2. The Law of the Chechen Republic "On Investments and guarantees to investors" dated July 10, 2006 No. 16-FZ. Access from the legal reference system "Garant" (date of application: 30.09.2022).

3. Order of the Government of the Chechen Republic dated 04.03.2021 No. 62-r "On approval of the Strategy of socioeconomic development of the Chechen Republic until 2035". Access from the Garant legal reference system (accessed 25.09.2022).

4. Akopyan E. A., Guselshchikova N. B. The labor market in the Chechen Republic: analysis and development trends. Bulletin of the Expert Council. 2021. No. 3(26). pp. 37-46.

5. Saidulaev D. D., Emirov N. D. The role of tax policy in the development of the economy of the region. Problems of modern economics. Eurasian International Scientific and Analytical Journal. 2020. No. 1(73). pp. 117-121.

6. Collection "Socio-economic situation of the North Caucasus Federal District". URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/sev-kavkaz_fo_21.pdf (accessed: 25.09.2022).

7. Tkacheva T. Y. Strategic priorities of fiscal policy for sustainable development of regions. Digital economy: problems and prospects of development: collection of scientific articles of the 2nd Interregional Scientific and Practical Conference. Kursk, 2020. pp. 440-443.

8. Official website of the Head of the Chechen Republic. Administrative-territorial structure. URL: https://chechnya. gov.ru/respublika/administrativno-territorialnoe-ustrojstvo / (accessed: 30.09.2022).

9. Official website of the Ministry of Finance of the Chechen Republic. URL: https://minfinchr.ru/deyatelnost/otkrytyj-byudzhet/byudzhet-dlya-grazhdan (accessed: 30.09.2022).

10. Khamuradov M. A., Aldamova M. M., Madaeva M. A. Fiscal policy and its impact on the formation of the consolidated budget of the region. Economics and Management: a scientific and practical journal. 2021. No. 3(159). pp. 123-126.

11. Khamuradov M. A., Kurbanov S. A. Assessment of regional tax policy (on the example of the Chechen Republic). Economics and management: problems, analysis of trends and development prospects : collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference. 2017. pp. 60-65.

12. Emirov N. D., Alieva E. I. Investment policy: Regional aspect (on the example of the Chechen Republic). Problems of modern economy. 2021. No. 1(77). pp. 123-126.

13. 300 billion for the maintenance of the "infantryman of the president" and the inhabitants of Chechnya: is everything correct in the calculations of the head of Chechnya. URL: https://expertsouth.ru/news/rossiya-tratit-na-soderzhanie-pekhotintsa-prezidenta-i-zhiteley-chechni-300-mrd-rubley-v-god (accessed: 09/28/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.