Научная статья на тему 'ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕГИОНА'

ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамурадов М.А., Асылханов И.У.

Актуальность данной темы обусловлена высоким значением региональной финансовой политики в условиях проблемы социально-экономического разрыва регионов РФ. В статье проводится анализ налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Чеченской Республики за последние годы и на этой основе дается оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в регионе. Отмечена роль межбюджетных трансфертов в формировании бюджетов дотационных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE REGIONAL BUDGET POLICY AS THE BASIS OF THE FINANCIAL STABILITY OF THE REGION

The relevance of this topic is due to the high importance of regional financial policy in the context of the problem of the socio-economic gap of the regions of the Russian Federation. The article analyzes tax and non-tax revenues to the consolidated budget of the Chechen Republic in recent years and on this basis assesses the effectiveness of fiscal policy in the region. The role of inter-budget transfers in the formation of budgets of subsidized regions is noted.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕГИОНА»

ОЦЕНКА РЕГИОНАЛЬНОЙ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАК ОСНОВА ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ РЕГИОНА

М.А. Хамурадов, канд. экон. наук, доцент И.У. Асылханов, магистрант

Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова (Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-11-2-210-212

Аннотация. Актуальность данной темы обусловлена высоким значением региональной финансовой политики в условиях проблемы социально-экономического разрыва регионов РФ. В статье проводится анализ налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Чеченской Республики за последние годы и на этой основе дается оценка эффективности бюджетно-налоговой политики в регионе. Отмечена роль межбюджетных трансфертов в формировании бюджетов дотационных регионов.

Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, консолидированный бюджет, налоговые поступления, межбюджетные трансферты.

В Российской Федерации лицо, которые было наделено правами возглавлять руководство над субъектом РФ является субъектом исполнительной власти, так как оно ответственно перед высшими органами исполнительной власти за обеспечение соблюдения всех законов и правил конституции субъекта РФ, законом, нормативно-правовых актов, а также законов и нормативно-правовых актов федерального уровня, общей Конституции РФ. Таким образом, главенствующее лицо над субъектом РФ носит как властный характер над своим подотчетным субъектом, так и исполнительный характер контроля общефедерального значения.

Рассмотрев систему разграничения полномочий между исполнительными ор-

ганами власти федерального назначения и в пределах субъекта ведения, стоит резюмировать, что в системе финансового регулирования действует принцип строгого разделения полномочий и принципа невмешательства одного уровня власти в сферу деятельности другого. Но, с другой стороны, высшее должностное лицо выполняет роль исполнительного органа Российской Федерации, также оно в праве использовать свои полномочия в управлении субъектом Российской Федерации.

В таблице 1 отражены оперативные данные размещенные на сайте Министерства финансов ЧР по исполнению КБ ЧР по доходам и расходам за 2019-2021 гг.

Таблица 1. Основные показатели исполнения консолидированного бюджета ЧР за 2019-

2021 гг., в тыс. руб. [3]

БЮДЖЕТ Доходы, всего Расходы, всего Профицит, дефицит (-)

Консолидированный бюджет ЧР,2019 г. 97 634 930,819 97 846 265,397 - 211 334,577

Консолидированный бюджет ЧР,2020 г. 138 140 382,886 140 212 994,385 -2 072 611,498

Консолидированный бюджет ЧР,2021г. 127 102 632,256 128 239 372,741 -1 136 740,485

Проанализировав данные исполнения консолидированного бюджета за 20192021 год, можно проследить динамику повышения доходной части бюджета каждый год. Но одновременно с этим расходы

также увеличиваются. В результате образовалось отрицательное сальдо КБ ЧР. На уменьшение объема консолидированного бюджета повлияло и то, что в большинстве расходы из бюджета были безвозмездные.

За анализируемые три года расходы КБ ЧР формируются:

- в 2019 г. за счет собственных средств 20%, за счет средств федерального бюджета - 80%.

- в 2020 г. за счет собственных средств 16,6%, за счет средств федерального бюджета - 83,4%.

- в 2021 г. за счет собственных средств 15%, за счет средств федерального бюджета - 85%.

При рассмотрении показателей доходов и расходов КБ ЧР в периоде с 2019 по 2021 гг., наблюдается увеличение приведенных показателей.

В таблице 3 представлена наглядная информация об объеме доходов консолидированного бюджета ЧР за последние три года.

Таблица 2. Структура и динамика доходов консолидированного бюджета ЧР за 20192021 гг., руб. [31 ____

Наименование показателя 2019 2020 2021 Удельный вес %

2019 2020 2021

Доходы бюджета, всего 97 634 930 819,65 138 140 382 886,70 127 102 632 256,05 100 100 100

Налоговые и неналоговые доходы КБ ЧР, всего 18 838 777 292,34 22 938 889 055 20 198 155 527,80 20 16 15

Безвозмездные поступления в КБ ЧР, всего 78 796 153 527,31 115 201 493 831,94 106 904 476 728,25 80 84 85

Источник: составлено автором на основе данных сайта http://xn--90azh1a.xn--p1ai/ib/ib-rasxod/resp?

Возвращаясь к ранее составленной таблице 2, можно сделать вывод, что налоговые и неналоговые поступления в консолидированный бюджет ЧР весьма неравномерны и не стабильны. Динамика поступлений связана с налоговой деятельностью центра. Бюджетообразующая доля основывается на межбюджетных перечислениях из федерального бюджета. На их долю в 2019 году выпало 20%, далее процент растет с каждым годом. Доля общих доходов, наоборот, снижается. Если в 2019 году они составляли 20%, то к концу 2021 года их процент составлял 15%.

Повышение уровня доходов выросло за счет собственных поступлений внутри субъекта, так и за счет безвозмездных источников. Последние играют важную роль в формировании консолидированного бюджета Чеченской республики:

- общий объем доходов в 2019 г. составил 97 634 930 819,65 руб.;

- в 2020 г. этот показатель увеличился до отметки 138 140 382 886,70 руб.;

- в 2021 г. идет снижение поступлений в бюджет до 127 102 632 256,05.

Сокращение пополнения КБ ЧР связано с сокращением собственных доходов и со-

кращением поступлений на безвозмездной основе. Для Чеченской республики налоговая политика и налоговые сборы являются основополагающей статьей доходной части консолидированного бюджета. За счет поступающих средств, республика проводит социально-экономические мероприятия, что является гарантией исполнения обязательств перед народом.

Безвозмездные поступления является основной доходной частью КБ ЧР, поскольку собственной базой республика располагает не в полной степени, существуют сложности в собственном производстве и доходы с хозяйственно-производственного сектора не составляют должного уровня дохода, на фоне расходной части бюджета. Поэтому республика вынуждена применять косвенные меры и использовать запасные ресурсы пополнения федерального бюджета. Внешнеэкономические ситуации создают риск финансовой системы ЧР, поэтому региону необходим дополнительный источник поступления денежных средств в бюджет страны.

Таким образом, отметим, что налоговые поступления формируются на каждом

уровне бюджетной системы и являются основным ключом к нормализации состояния бюджета страны. Стране и регионам необходимо вести непрерывный анализ структуры налоговых доходов, с целью быстрого выявления проблемных аспектов системы и быстрой реакции на их ликвидацию.

Экономика страны, несмотря на то, что основные налоги поступают в бюджет от функциональной деятельности субъектов экономики, имеет единственный источник собственных финансовых ресурсов - прибыль. В условиях слабого технико-технологического развития при действующей системе налогообложения хозяйствующие субъекты остаются при малых финансовых ресурсах, что не позволяет им улучшить технико-технологическую базу собственного производства, а соответственно - укрепить финансовую устойчивость. Это говорит о том, что государственный бюджет пока не стал эффективным инструментом финансового регулирования хозяйственной деятельность непосредственно производителя материальных благ [1].

Таким образом, являясь одним из ключевых механизмов, который позволяет

любому государству осуществить как социальное, так и экономическое регулирование, является финансовая система общества, основным звеном которой является налогово-бюджетная политика. Она обладает определенной самостоятельностью, которая проявляется в специфических проявлениях влияния на развитие экономики. В силу этого она может осуществляет различного рода влияние на состояние финансовой системы государства: в одних случаях из - за проведения политических мероприятий создаются условия для экономического роста в других - этот рост тормозится [2].

Общий вывод по системе формирования финансовых ресурсов государства следующий: система формирования государственного бюджетного фонда рассчитана на мобилизацию денежных средств между региональными и местными бюджетами. Перераспределение нормативов -основной источник пополнения бюджета как регионов, так и федеральный бюджет страны в целом. Существуют косвенные источники развития финансовых ресурсов страны, но они весьма нестабильны, как это было выявлено на практике, исходя из составленных таблиц и диаграмм.

Библиографический список

1. Абдугалимов А.М. Взаимосвязь расходных обязательств региона и доходов бюджета // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. - 2021. -№4 (44).

2. Хамурадов М.А., Эдиева З.У., Эдиева З.У. Пути совершенствования региональных доходов посредством оценки консолидированного бюджета региона // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2021. - №6.

3. Официальный сайт Росстата. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru.

ASSESSMENT OF THE REGIONAL BUDGET POLICY AS THE BASIS OF THE FINANCIAL STABILITY OF THE REGION

M.A. Khamuradov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

I.U. Asylkhanov, Graduate Student

Chechen State University named after A.A. Kadyrov

(Russia, Grozny)

Abstract. The relevance of this topic is due to the high importance of regional financial policy in the context of the problem of the socio-economic gap of the regions of the Russian Federation. The article analyzes tax and non-tax revenues to the consolidated budget of the Chechen Republic in recent years and on this basis assesses the effectiveness of fiscal policy in the region. The role of inter-budget transfers in the formation of budgets of subsidized regions is noted.

Keywords: fiscal policy, consolidated budget, tax revenues, inter-budget transfers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.