Научная статья на тему 'ПУТИ К СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА'

ПУТИ К СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА / УРОВНИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бисултанова А.А.

Автор в своем исследовании поднимает проблему дефицита регионального бюджета и выделяет те меры, которые предпринимаются на разных уровнях власти для его преодоления. Однако, по результатам многочисленных исследований региональные диспропорции только увеличиваются. Следовательно, необходимо начиная с федерального уровня власти пересматривать проводимую бюджетную политику, вносить изменения необходимо комплексно, начиная с правовых основ и заканчивая экономическими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO BALANCING THE REGIONAL BUDGET

In his research, the author raises the problem of the regional budget deficit and highlights the measures that are being taken at different levels of government to overcome it. However, according to the results of numerous studies, regional disparities are only increasing. Consequently, it is necessary, starting from the federal level of government, to revise the current budgetary policy; it is necessary to make changes in a comprehensive manner, starting from the legal basis and ending with the economic ones.

Текст научной работы на тему «ПУТИ К СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА»

ПУТИ К СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА РЕГИОНА

А.А. Бисултанова, канд. экон. наук, доцент

Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова

(Россия, г. Грозный)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-1-80-83

Аннотация. Автор в своем исследовании поднимает проблему дефицита регионального бюджета и выделяет те меры, которые предпринимаются на разных уровнях власти для его преодоления. Однако, по результатам многочисленных исследований региональные диспропорции только увеличиваются. Следовательно, необходимо начиная с федерального уровня власти пересматривать проводимую бюджетную политику, вносить изменения необходимо комплексно, начиная с правовых основ и заканчивая экономическими.

Ключевые слова: бюджетный дефицит, сбалансированность бюджета, уровни бюджетной системы.

Бюджетный дефицит оказывает на экономику крайне негативное влияние, в первую очередь, они касаются социальных последствий, вызывает повышение социальной напряженности в стране, углубление социального неравенства. Также бюджетный дефицит ведет к замедлению экономического роса, а также усилению структурных диспропорций в экономике. Однако, многие экономисты приходят к мнению, что бюджетный дефицит в умеренной масштабе может влиять положительно на некоторые сферы экономики страны. Само наличие в бюджете дефицита говорит о несоответствии поступлений и платежей в бюджет, о возможном неполном использовании потенциала ресурсного потенциала страны, следовательно, о некачественной бюджетной политике. Дефицит бюджета является одним из основных показателей неблагополучного состояния финансовой системы страны. Стоит сказать о том, что окончание бюджетного периода с дефицитом из года в год ведет к отягощению экономики региона необходимостью постоянно изыскивать средства для достижения баланса, что, в свою очередь, приводит к росту внешней и внутренней задолженности региона [1, 2]. Примером сбалансированного бюджета является бюджет Японии, что свидетельствует, в первую очередь, о квалифицированной и взвешенной бюджетной политике, проводимой в стране. Важное значение в данном случае имеют мероприятия по

непосредственному проведению национальной ревальвации денежной единицы. По мнению российских и зарубежных экономистов большое значение в причинах возникновения бюджетного дефицита играет недостоверная оценка показателей, и, следовательно, неправильный расчет.

Таким образом, стоит сделать еще раз акцент на том, что решение проблем дефицита государственного бюджета непосредственно связано с проводимой в стране бюджетной политикой, а именно с правильностью оценки и расчетов необходимых показателей, а также с принятием продуманных законов для увеличения доходной части бюджета, поддержки тех отраслей экономики, ситуация в которых сложилась не лучшим образом.

Согласно проведенным исследованиям, наибольший удельный вес в общей структуре доходов регионального бюджета ЧР около 85% занимаю безвозмездные поступления [3]. Это предоставляемые денежные средства из федерального бюджета региональному бюджету Чеченской Республики на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, в целях софинансирования расходных обязательств, а также на исполнение отдельных расходных обязательств субъекта РФ. Бюджетная политика Чеченской Республики в условиях высокого уровня дефицита республиканского бюджета была направлена в первую очередь на решение задач бюджетной консолидации, обеспе-

чение устойчивости и сбалансированности консолидированного бюджета Чеченской Республики, безусловное выполнение всех социально значимых обязательств Чеченской Республики.

В этих целях реализовывалась Программа оздоровления государственных финансов Чеченской Республики на 20182024 годы, утвержденная распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 марта 2018 года № 80-р (в редакции распоряжения Правительства Чеченской Республики от 27 мая 2019 года № 164-р), предусматривающая комплекс мероприятий, направленных на увеличение налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, оптимизацию расходов и сокращение государственного внутреннего долга Чеченской Республики.

В рамках реализации мероприятий указанной Программы в целях обеспечения сбалансированности республиканского бюджета в 2018-2019 годах осуществлялось поэтапное сокращение расходов республиканского бюджета, изыскание и мобилизация резервов увеличения налоговых и неналоговых доходов в республиканский бюджет и бюджеты муниципальных образований Чеченской Республики, проводились мероприятия, направленные на управление государственным долгом Чеченской Республики и создание условий для устойчивого социально-

экономического развития Чеченской Республики.

В целях сокращения долговой нагрузки на республиканский бюджет осуществлена реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета в 2015-2017 годах, на общую сумму 3,8 млрд рублей. Бюджетный эффект от проведенной реструктуризации составляет в 2018-2019 годах более 2,4 млрд рублей. Благодаря реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам и взвешенной долговой политике, проводимой Правительством Чеченской Республики, уровень долговой нагрузки республиканского бюджета сохраняется на экономически безопасном уровне.

В целях повышения качества бюджетного планирования, повышения результативности и эффективности использования средств республиканского бюджета в 2018-2019 годах проводилась работа по следующим направлениям:

- формирование и исполнение республиканского бюджета в программном формате на основе государственных программ Чеченской Республики;

- формирование регионального перечня (классификатора) государственных (муниципальных) услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, выполняемых государственными (муниципальными) учреждениями;

- формирование государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Чеченской Республики;

- применение системы поощрения главных распорядителей средств республиканского бюджета, показавших наилучшие результаты по итогам проводимого мониторинга качества финансового менеджмента;

- обеспечение открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе и исполнении республиканского бюджета посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для всех заинтересованных лиц, в том числе для граждан в доступной форме;

- ежегодное проведение публичных слушаний по годовому отчету об исполнении республиканского бюджета и по проекту республиканского бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в целях повышения информационной открытости деятельности Правительства Чеченской Республики и выявления общественного мнения по вопросам формирования и исполнения республиканского бюджета Правительством Чеченской Республики и Минфином России.

В рамках работы по обеспечению сбалансированности республиканского бюджета и сокращению его дефицита, начиная

с 2018 года, реализуется комплекс мероприятий по ограничению доведения лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета (за исключением социально значимых расходов республиканского бюджета, а также расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств дорожного фонда Чеченской Республики).

Кроме того, в целях недопущения просроченной кредиторской задолженности по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета в условиях дефицита бюджета, в 2018-2019 годах вводились ограничения на принятие получателями средств республиканского бюджета бюджетных обязательств по государственным контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, осуществлялся контроль за соблюдением получателями средств республиканского бюджета установленных ограничений.

В результате принятых мер Правительством Чеченской Республики в условиях высокого уровня дефицита республиканского бюджета обеспечивается своевременное и полное финансирование первоочередных расходов бюджета, в том числе расходов на оплату труда работников бюджетной сферы с учетом сохранения достигнутых в предыдущие годы в рамках реализации указов Президента Российской

ния оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и среднемесячного дохода от трудовой деятельности в республике, расходов на осуществление мер социальной поддержки населения и иных выплат социального характера, по оплате коммунальных платежей, налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, других первоочередных расходов, не допускается возникновение просроченной кредиторской задолженности по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета, бюджетных (автономных) учреждений Чеченской Республики.

В целях сокращения уровня бюджетного дефицита федеральным и региональным властям необходимо повысить эффективность бюджетной политики, проводимой на всех уровнях власти в условиях роста социальных обязательств и сокращения доходной базы [4, 5]. Способствовать повышению эффективности бюджетной политики будет усовершенствование налоговой политики, проводимой на территории Чеченской Республики; дальнейшее расширение территории свободных экономических зон. Стоит также подчеркнуть, что в Чеченской Республике МСБ является крупнейшим работодателем, в нем занято более 34% населения, следовательно, необходимо и дальше поддерживать и всячески стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в регионе.

Федерации от 7 мая 2012 года соотноше-

Библиографический список

1. Баклаева Н.М. Проблемы реализации экономических интересов регионов как субъектов межбюджетных отношений в кризисных условиях // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - №1 (436).

2. Морозов О. В., Бирюков А. Г., Васильев М. А. Статистика межрегиональных различий и состояние бюджетной системы Российской Федерации // Статистика и экономика. -2019. - №4.

3. Хамурадов М.А., Эдиева З.У. Проблемы и пути преодоления бюджетного дефицита дотационного региона // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №10-2. -С. 138-140.

4. Домбровский Е.А. Десять шагов к сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации // Финансы и кредит. - 2015. - №37 (661).

5. Шаш Н.Н., Бородин А.И. Приоритеты бюджетной политики России и бюджетные проблемы регионов // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». -2014. - №1.

WAYS TO BALANCING THE REGIONAL BUDGET

A.A. Bisultanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Chechen State University named after A.A. Kadyrova (Russia, Grozny)

Abstract. In his research, the author raises the problem of the regional budget deficit and highlights the measures that are being taken at different levels of government to overcome it. However, according to the results of numerous studies, regional disparities are only increasing. Consequently, it is necessary, starting from the federal level of government, to revise the current budgetary policy; it is necessary to make changes in a comprehensive manner, starting from the legal basis and ending with the economic ones.

Keywords: budget deficit, budget balance, levels of the budget system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.