Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ'

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеева Е.В.

Статья посвящена актуальной проблеме государственного долга и его динамики в Республике Мордовия. Проведён анализ динамики доходов и расходов регионального бюджета. Исследованы показатели формирования дефицита/ профицита бюджета РМ и динамика государственного долга.The article is devoted to the actual problem of public debt and its dynamics in the Republic of Mordovia. The analysis of the dynamics of revenues and expenditures of the regional budget is carried out. The indicators of the formation of the budget deficit/ surplus of the Republic of Moldova and the dynamics of the state debt are studied.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдеева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»

УДК 332.1

Экономические науки

Авдеева Е. В., студент ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»,

г. Саранск, Россия

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме государственного долга и его динамики в Республике Мордовия. Проведён анализ динамики доходов и расходов регионального бюджета. Исследованы показатели формирования дефицита/ профицита бюджета РМ и динамика государственного долга.

Ключевые слова: Государственный долг, расходы бюджета, доходы бюджета, бюджетная система, финансовая устойчивость.

Abstract: The article is devoted to the actual problem of public debt and its dynamics in the Republic of Mordovia. The analysis of the dynamics of revenues and expenditures of the regional budget is carried out. The indicators of the formation of the budget deficit/ surplus of the Republic of Moldova and the dynamics of the state debt are studied.

Keywords: Public debt, budget expenditures, budget revenues, budget system, financial stability.

Основное условие достижения финансовой устойчивости Республики Мордовия - сбалансированность объемов доходов и расходов бюджета бюджетной системы региона, за счет которого обеспечиваются их бюджетная самостоятельность и платежеспособность, а также причины формирования государственного долга.

Бюджетную систему региона наиболее информативно характеризуют такие показатели как доходы и расходы бюджета.

Рассмотрим динамику данных показателей, начиная с доходов регионального бюджета (табл. 1).

Таблица 1 - Динамика доходов регионального бюджета Республики Мордовия в 2016 -

2020 гг., млн. р.

Абсолютное отклонение от Темп роста текущего

Год Доходы, тыс. р. предыдущего года, +,- года от предыдущего, %

2016 36946,0 - -

2017 34764,5 -2181,5 94,1

2018 36135,4 1370,9 103,9

2019 41587,0 5451,6 115,1

2020 51945,4 10358,4 124,9

Из таблицы 1 видно, что в 2017 году отмечено снижение доходов регионального бюджета на 2181,5 млн. р. или на 5,9% от уровня 2016 года. В 2018 году произошел рост доходов регионального бюджета на 1370,9 млн. р. или на 3,9%, что обусловлено ростом налоговых доходов за 201 - 2018 гг. и поступление из других бюджетов на проведение Чемпионата Мира по футболу 2018 г. В 2019 году также отмечается рост бюджетных доходов на 5451,6 млн. р. от уровня 2018 года или на 15,1%. Самый стремительный рост доходов регионального бюджета отмечен в 2020 году по отношению к 2019 году на 10358,4 млн. р. или на 24,9%. На протяжении 2016 - 2020 гг. также отмечено стабильное увеличение всей суммы доходов бюджета в сумме 14999,4 тыс. р или на 40,6 %. Следует отметить, что данная ситуация обусловлена многими макроэкономическими факторами. Так, рост доходной части регионального бюджета складывался на фоне роста объемов налоговых поступлений. На рисунке 1 представим структуру доходов регионального бюджета.

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

□ Налоговые и неналоговые доходы □ Безвозмездные поступления

Рисунок 1 - Структура доходов регионального бюджета 2016 - 2020 гг, %

В 2016 году структура доходов выглядела следующим образом: 61,8 % - налоговые и неналоговые доходы, а 38,2 % - безвозмездные поступления. В 2017 году ситуация в структуре доходов несколько изменилась. Уменьшились безвозмездные поступления, увеличились до уровня 63,7% налоговые и неналоговые доходы. Структура неналоговых доходов в 2018 голу также неустойчива: произошло увеличение в сравнении с уровнем предшествующего года налоговых и неналоговых доходов до уровня 65,7%.

В 2019 году ситуация в доходах бюджета изменилась, увеличились безвозмездные поступления по отношению к уровню 2018 г. на 7,5% и сократились налоговые доходы на 7,5%. К 2020 году удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме составил 48,4 %, безвозмездные поступления находились в пределах 51,6 %. Таким образом, снижение удельного веса налоговых и неналоговых доходов за 2016 - 2020 гг. составил 13,4 %. Доля безвозмездных поступлений выросла на 13,4 %, составив в процентном соотношении 51,6 % всех доходов бюджета.

Одним из важных составляющих в структуре регионального бюджета субъекта РФ являются расходы бюджета, на рисунке 2 отражена динамика расходов регионального бюджета Республики Мордовия в 2016 - 2020 гг.

60000 ^ 125,1 50000 40000 30000 20000 10000 0

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

I I Расходы бюджета, тыс. р. ♦ Темр роста, %

Рисунок 2 - Динамика расходов регионального бюджета Республики Мордовия в 2016 - 2020

гг.

Данные рисунка 2.2 отражают нестабильную ситуацию регионального бюджета Республики Мордовия. Это заключается в том, что в 2016-2017 гг. отмечается увеличение расходов, а в 2018 - 2019 гг отмечено их сокращение (за счет снижения поступления в бюджет безвозмездных поступлений в этот период). Но к 2020 году ситуация стабилизировалась и расходы бюджета выросли, превысив все предыдущие показатели по годам. Отмечается, что с 2016 - 2017 г. отмечаем, что в 2018 г. касательно 2017 г. темп роста расходной части бюджета Республики Мордовия составил 96,5 %, а показатель сократился на 1557,3 млн. р., в 2020 г. относительно 2019 г. расходы увеличились на 10048,9 млн. р., при темпе роста показателя 125,1 %.

В целом, в анализируемом периоде расходы республиканского бюджета за 2016-2020 гг. увеличился на 9906,9. р., т. е. на 24,6 %.

Следующим этапом в анализе основных показателей бюджета является анализ дефицита (профицита) бюджета РМ (рисунок 3).

60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

-10000

-20000

I I Расходы бюджета I I Доходы бюджета —Дефицит/профицит

Рисунок 3 - Показатели формирования дефицит/профицита регионального бюджета

РМ в 2016 -2020 гг., тыс.р.

На основе рисунка 2.3 можно выявить такой факт, что в 2016-2018 гг. бюджет Республики Мордовия является дотационным, т. е. расходы регионального бюджета превышают величину доходов, но уже в 2019 - 2020 гг. бюджет дохода профицитный. Вносимые изменения в республиканский бюджет связаны с увеличением его расходной части в связи с дополнительными поступлениями собственных доходов и увеличением финансирования из федерального бюджета. Дефицит был полностью покрыт за счет остатков средств бюджета, которые сложились на начало 2019 - 2020.

Однако в настоящее время ситуация может усугубиться в связи с необходимостью противодействия распространению новой коронавирусной инфекции: расходы республиканского бюджета на социальные цели, включая выплаты медицине кому персоналу, проведение дезинфекции и т. п. увеличатся, что может привести к росту дефицита республиканского бюджета. Также ограничения, введенные в экономике и последствия этого (рост безработицы, снижение располагаемых доходов населения) приведут к сокращению ряда поступлений от налогов и сборов.

Следствием проблемы дефицита республиканского бюджета выступило наращивание долговых обязательств, что уже несколько лет является острой проблемой и угрозой бюджетной сфере Республики Мордовия [1; 2; 3; 4;5]. Государственный долг Мордовии состоит из: государственных ценных бумаг;

50145

|1945,4

44326,8

40238,4

36946

42769,5

3 4764,5

40096,441587

36135,4

1490,6

1800,1

2016 г.

2017 г. -9562

2018 г. -6634,1

2019 г.

2020 г.

кредитов от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ: государственных гарантий. Динамика государственного долга Республики Мордовия по видам задолженности на 2016-2020гг. представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика государственного долга Республики Мордовия по видам задолженности на 2016-2020 гг., млн. р.

Вид задолженности 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Абс. откл.2020 г. к 2016 г., +,- Темп роста, 2020 г. к 2016 г.,%

Государственные гарантии РМ 1671 1825 1725 - - - -

Кредиты кредитных 6122 3558 16283 22626 23852 17730 389,6

организации

Государственные облигации 4400 1500 5800 7400 10000 200 227,3

РМ

Бюджетные кредиты 22630 21062 28407 24451 20494 -2136 90,6

Государственный долг, всего 34823 27945 53215 54887 54346 14033 156,1

Из данных представленной таблицы 2 следует, что в рассматриваемом периоде динамика государственного долга Республики Мордовия по видам задолженности претерпела значительные изменения. Правительство РФ с 2019 года перестало полностью предоставлять государственные гарантии региону, что связано с отсутствием стабильности в бюджетной политике Мордовии.

Совокупный размер кредитов кредитных организаций увеличился до 23852 млн. р. в 2020 году относительно аналогичного показателя 2016 года в 6122 млн. р., значительный прирост данного вида задолженности негативно характеризует долговую политику региона, так как он требует наибольшего обслуживания по процентам.

Долговые облигации возросли с 9800 млн. р. в 2016 году до 10000 млн р. в 2020 году, прирост составил 200 млн. р. Размер бюджетных кредитов, получаемых регионом на льготных условиях обслуживания, увеличился с 22630 млн. р. в 2016 году до 20494 млн. р. в 2020 году.

Структура государственного долга Республики Мордовия по видам задолженности на 2016-2020 гг. представлена на рисунке 4.

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

□ Государственные гарантии □ Облигации

□ Кредиты кредитных организаций □ Бюджетные кредиты

Рисунок 4 - Структура государственного долга Республики Мордовия, %

По данным представленного рисунка следует, что в структуре государственного долга Республики Мордовия по видам задолженности на 2015-2019 гг. основную долю занимают бюджетные кредиты. При этом, к 2019 году наблюдается сокращение долговых обязательств до уровня 45,8%, приходящихся на бюджетное кредитование относительно 2018 года в 53,4%, в том же периоде доля кредитов кредитных учреждений наоборот нарастает с 30,6% до 40,7%. Прирост доли облигаций с 2018 года повышает качество структуры долга так как, при использовании данного источника финансирования бюджета регион поучает средства на выгодных условиях с точки зрения стоимости и «длинных» денег.

Бюджетные кредиты для частичного покрытия дефицита регионального бюджета предоставлялись в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации. В 2017 году в рамках реализуемых Правительством Российской Федерации мер по снижению долговой нагрузки на региональные бюджеты была проведена реструктуризация задолженности регионов по бюджетным кредитам, предоставленным в 2015-2017 годах. Реструктуризация проводилась при условии принятия должником, подлежащих включению в

дополнительные соглашения обязательств, в том числе по сокращению дефицита регионального бюджета и государственного долга региона.

Таким образом, в результате анализа структуры и динамики государственного долга региона было выявлено, что рост доходной части регионального бюджета складывался на фоне роста объемов налоговых поступлений, а также межбюджетных трансфертов. Расходы республиканского бюджета за 2016-2020 гг. увеличились, при этом превышают величину доходов, но уже в 2019 - 2020 гг. бюджет дохода профицитный. Дефицит был полностью покрыт за счет остатков средств бюджета, которые сложились на начало 2019 -2020 гг. Высокий уровень дефицита республиканского бюджета приводит к наращиванию объема источников его финансирования. Следствием проблемы дефицита республиканского бюджета выступило наращивание долговых обязательств, что уже несколько лет является острой проблемой и угрозой бюджетной сфере Республики Мордовия.

Библиографический список:

1. Национальная рейтинговая шкала для Российской Федерации [Электронный ресурс] / АКРА. Режим доступа: URL: https://www.acra-ratings.ru/about-ratings/scales.

2. О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.: закон Республики Мордовия от 26 дек. 2018 г. № 102-3 (принят Гос. Собранием Республики Мордовия 25 дек. 2018 г.). [Электронный ресурс] URL: hup://docs.cnid.ru/docuinenl/446607450.

3. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Рос. Федерации от 13.05.2017 № 208. [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420398070.

4. Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг.: указ Главы Республики Мордовия от 24 сентября 2018 г. № 309-УГ. [Электронный ресурс] URL: http://dws.cnid.ru/dociinicnt/550l98057.

5. Развитие Мордовии: управляемость, администрирование госдолга, инновации, перспективы, риски / АПЭК. - [Электронный ресурс] URL: http: //apecom. ru/proj ects/item. php? SECTION_ID=92&ELEMENT_ID=5915.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.