Научная статья на тему 'РЕЗУЛЬТАТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

РЕЗУЛЬТАТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ / БЮДЖЕТНАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ / ДОТАЦИОННОСТЬ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тахингов К.Х., Бисултанова А.А.

Автором рассмотрены некоторые насущные вопросы бюджетной системы и бюджетного устройства Чеченской Республики. Автор сделал акцент на тех проблемах, которые требуют усиленного внимания со стороны властей. В очередной раз автором подчеркнута необходимость слаженной работы федеральных и региональных уровней власти для реализации основных направлений бюджетной политики. В результате исследования выражена обеспокоенность тем, что несмотря на уникальный природно-ресурсный потенциал региона, Чеченская Республика все еще остается в числе высокодотационных регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE BUDGET POLICY CARRIED OUT IN THE TERRITORY OF THE CR

The author considers some pressing issues of the budgetary system and the budgetary structure of the Chechen Republic. The author focused on those problems that require increased attention from the authorities. Once again, the author emphasizes the need for coordinated work of the federal and regional levels of government to implement the main directions of budget policy. As a result of the study, concern was expressed that despite the unique natural resource potential of the region, the Chechen Republic is still among the highly subsidized regions.

Текст научной работы на тему «РЕЗУЛЬТАТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

РЕЗУЛЬТАТЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, ПРОВОДИМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

К.Х. Тахингов, магистрант

А.А. Бисултанова, канд. экон. наук, доцент

Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова

(Россия, г. Грозный)

Б01:10.24412/2411-0450-2022-6-2-200-203

Аннотация. Автором рассмотрены некоторые насущные вопросы бюджетной системы и бюджетного устройства Чеченской Республики. Автор сделал акцент на тех проблемах, которые требуют усиленного внимания со стороны властей. В очередной раз автором подчеркнута необходимость слаженной работы федеральных и региональных уровней власти для реализации основных направлений бюджетной политики. В результате исследования выражена обеспокоенность тем, что несмотря на уникальный при-родно-ресурсный потенциал региона, Чеченская Республика все еще остается в числе высокодотационных регионов.

Ключевые слова: бюджет республики, бюджетная обеспеченность, дотационность бюджета.

Принятые федеральные законы от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создали законодательную базу, по-новому регулирующую финансовые взаимоотношения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В части реализации вышеназванного Закона в Чеченской Республике проведена работа по нормативно-правовому обеспечению реформы местного самоуправления, изданы 23 указа Президента Чеченской Республики, 16 постановлений Правительства Чеченской Республики, 4 распоряжения Президента и 2 распоряжения Правительства Чеченской Республики. Однако

существует еще много вопросов, по которым необходимо будет подготовить, как нормативно-правовую, так и методологическую основу реализации основных положений органов местного самоуправления и вопросов урегулирования межбюджетных отношений. Рассмотрим подробнее отчетную информацию об исполнении бюджета Чеченской Республики за 2021 год.

Исполнение республиканского бюджета по доходам на 1 января 2022 года составило 131 776 059,29 тыс. рублей, или 102,8 % от утвержденных бюджетных назначений на 2021 год.

Исполнение республиканского бюджета за 2021 год по группам и подгруппам доходов в соответствии с бюджетной классификацией характеризуется данными, представленными в таблице 1.

Таблица 1. Исполнение республиканского бюджета по доходам на 1 января 2022 года Ед. изм.: тыс. рублей_____

Наименование показателя Бюджетные назначения на 2021 год Исполнено на 01.01.2022 Процент исполнения от утвержденных бюджетных назначений на 2021год Удельный вес в общем объеме доходов, %

ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, всего 128 228 835,83 131 776 059,29 102,8

НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 15 817 683,98 16 524 835,57 104,5 12,5

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ 112 411 151,85 115 251 223,72 102,5 87,5

Источник:Шps://www.mmfinchr.ru

Общий объем доходов республиканского бюджета в 2021 году составил 131 776 059,3 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы 16 524 835,6 тыс. рублей и безвозмездные поступления 115 251 223,7 тыс. рублей.

Утвержденные бюджетные назначения республиканского бюджета за 2021 год, в общем их объеме, исполнены на 102,8 %, в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 104,5%, по безвозмездным поступлениям на 102,5 %.

Удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общем объеме поступлений до-

ходов республиканского бюджета в отчетном периоде составил 12,5 %.

Исполнение республиканского бюджета по расходам за 2021 год составило 134 025 980,12 тыс. рублей или 96,2 % от бюджетных назначений на текущий финансовый год.

Исполнение республиканского бюджета по расходам за отчетный период в разрезе функциональной структуры расходов характеризуется данными, представленными в следующей таблице 2:

Таблица 2. Исполнение республиканского бюджета по расходам на 1 января 2022 года Ед. изм.: тыс. руб._____

Наименование показателя утвержденные бюджетные назначения Исполнено % исполнения Удельный вес в общем объеме расходов

Расходы - всего 139 387 226,36 134 025 980,12 96,2 100

в том числе: расходы на оплату труда и взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников и иные выплаты работникам учреждений (в том числе бюджетных и автономных) 13 515 545,91 13 247 911,66 98,0 9,9

Социальное обеспечение и иные выплаты населению 46 397 757,26 45 990 300,91 99,1 34,3

Общегосударственные вопросы 5 266 026,98 4 797 383,78 91,1 3,6

Национальная оборона 40 479,80 40 342,71 99,7 0,0

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 407 066,19 396 485,44 97,4 0,3

Национальная экономика 10 014 803,89 9 438 024,04 94,2 7,0

Жилищно-коммунальное хозяйство 5 378 077,40 5 329 428,14 99,1 4,0

Охрана окружающей среды 727 662,37 723 056,32 99,4 4,0

Образование 47 962 811,48 46 498 235,29 96,9 34,7

Культура и кинематография 1 848 775,98 1 804 259,40 97,6 1,3

Здравоохранение 7 988 914,43 6 969 883,67 87,2 5,2

Социальная политика 50 778 527,35 50 030 014,92 98,5 37,3

Физическая культура и спорт 4 055 773,32 3 453 801,00 85,2 2,6

Средства массовой информации 623 216,79 577 682,57 92,7 0,4

Обслуживание государственного и муниципального долга 3 770,70 3 770,70 100,0 0,0

Источник:Шps://www.mmfinchr.ru

Основной удельный вес в структуре расходов республиканского бюджета за отчетный период приходится на расходы по следующим разделам функциональной классификации расходов:

- образование - 34,7% от общего объема расходов;

- социальная политика - 37,3% от общего объема расходов;

- национальная экономика - 7,0% от общего объема расходов;

- здравоохранение - 5,2% от общего объема расходов.

В рассматриваемом периоде Правительством Чеченской Республики реализовы-вались меры, направленные на снижение уровня дотационности бюджета Чеченской Республики и увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики, в том числе обязательства по реализации Программы оздоровления государственных финансов Чеченской Республики на 20182024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Чеченской Республики от 30 марта 2018 года № 80-р.

В результате реализации вышеуказанных мер, стоит отметить то, что общий объем доходов консолидированного бюджета Чеченской Республики по итогам 2021 года составил 138 140 382,9 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы - 22 938 889,1 тыс. рублей, из них налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета - 16 524 835,6 тыс. рублей.

Исходя из приведенных цифр понятно то, что бюджет Чеченской Республики из года в год остается в числе высокодотационных. Этот факт не может не свидетельствовать о том, что реализуемая на территории Чеченской Республики бюджетная политика является малоэффективной. Понятно то что несмотря на все старания региональных и федеральных уровней власти собственных средств бюджета явно недостаточно для нужд республики. Это свидетельствует об острой необходимости пересмотра основных ориентиров и целей бюджетной политики, проводимой на территории республики. Исходя из того уникального природно-ресурсного и челове-

ческого капитала, которым владеет Чеченская Республика, при полномасштабном развитии, при взвешенной и компетентной экономической политике, проводимой на территории Чеченской Республики, можно сделать вывод о том, что это позволит превратить республику в один из лучших уголков России. Чеченской Республике, несмотря на то, что война осталась позади, еще предстоит воссоздать заново весь производственный ресурс, который был практически полностью уничтожен военными действиями [1, 2].

Учитывая, что бюджетная система крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации, следует при формировании бюджетного прогноза в полной мере рассчитывать прогнозируемые риски развития экономики и предусматривать адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на финансовые показатели региона и, в конечном счете, на качество жизни населения Чеченской Республики.

В условиях экономической нестабильности наиболее негативными последствиями и рисками для бюджетной системы Чеченской Республики

являются:

1) несоответствие запланированных темпов роста налоговых и неналоговых доходов бюджета (нереалистичный прогноз доходов);

2) изменение федерального налогового и бюджетного законодательства в части налогообложения и нормативов зачисления налоговых и неналоговых доходов в бюджеты бюджетной системы РФ;

3) рост сокрытой налоговой базы, в том числе по налогу на доходы физических лиц в связи с возможным ростом «теневой» заработной платы;

4) сокращение объема финансовой помощи из вышестоящего бюджета;

5) неисполнение налогоплательщиками налоговых обязательств или исполнение налоговых обязательств не в полном объеме;

6) высокий уровень дефицита республиканского бюджета, рост государственного долга.

Следует также особо отметить вопрос отсутствия четкого разграничения расходных бюджетных полномочий по уровням бюджетной системы РФ, отсутствие четкой законодательно-нормативной базы бюджетной системы РФ, не вызывающей никаких вопросов по поводу распределения полномочий [3, 4].

Взаимоотношения с местными бюджетами должно быть направлено на всяческое укрепление доходной части местных бюджетов, повышении заинтересованности в расширении налогового потенциала местных бюджетов, повышение эффективности управления местными финансами. Одним из важнейших методов расширения налогооблагаемой базы местных бюджетов должен стать принцип полноты отра-

жения информации о налогоплательщике и объектах налогообложения в соответствующих органах контроля. Необходимо также не забывать о принципе экономности и рациональности использования бюджетных средств, придерживаться оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления. Следует также особо отметить отсутствие четкой законодательно-нормативной базы бюджетной системы РФ, не вызывающей никаких вопросов по поводу распределения полномочий. Необходимо в очередной раз подчеркнуть, что только слаженная, совместная политика региональных и федеральных властей в долгосрочной и среднесрочной перспективе поможет решить проблемы, возникшие в бюджетной системе РФ.

Библиографический список

1. Липина С.А. Чеченская Республика: Экономический потенциал и стратегическое развитие. - М.: Изд-во ЛКИ. 2007. - 320 с. ISBN 978-5-382-00252-1

2. Хасуева А.Ш. Стратегические приоритеты устойчивого развития Чеченской Республики // Пространство экономики. - 2012. - №1-2.

3. Бисултанова А.А. Пути к сбалансированности бюджета региона // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №12-1 (82). - С. 80-83.

4. Хамурадов М.А., Эдиева З.У. Проблемы и пути преодоления бюджетного дефици-тадотационного региона // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №10-2. -С. 138-140.

RESULTS OF THE BUDGET POLICY CARRIED OUT IN THE TERRITORY OF THE CR

K.Kh. Takhingov, Graduate Student

A.A. Bisultanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Chechen State University named after A.A. Kadyrov (Russia, Grozny)

Abstract. The author considers some pressing issues of the budgetary system and the budgetary structure of the Chechen Republic. The author focused on those problems that require increased attention from the authorities. Once again, the author emphasizes the need for coordinated work of the federal and regional levels of government to implement the main directions of budget policy. As a result of the study, concern was expressed that despite the unique natural resource potential of the region, the Chechen Republic is still among the highly subsidized regions.

Keywords: budget of the republic, budget security, subsidization of the budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.