Научная статья на тему 'О БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

О БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ / НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX AND NON-TAX BUDGET REVENUES / BUDGET DEFICIT / TAXES / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бисултанова А.А.

Несмотря на то, что на сегодняшний день Чеченская Республика обладает достаточным потенциалом для успешного социально-экономического развития, ввиду удобного географического расположения, благоприятных природно-климатических условий, положительных изменений в общественно-политической ситуации, Чеченская Республика продолжает оставаться одним из регионов-реципиентов, что не может не отражать актуальность данного исследования. Автор рассмотрел результаты бюджетной политики, проводимой на территории Чеченской Республики в части доходов бюджета, провёл анализ исполнения доходной части бюджета, сделал соответствующие выводы. Автором сделана попытка осветить нормативные изменения, которые отразились на доходной части бюджета, выявить основные тенденции развития бюджетной системы республики. В целях увеличения поступлений местных налогов в консолидированный бюджет республики, совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти были реализованы мероприятия по выявлению собственников незарегистрированных земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению и вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимости. В результате исследования автором предложены направления наращения доходной базы бюджета республики, поставлены первостепенные задачи, требующие особого внимания, так как именно решение этих задач будет способствовать увеличению собственных источников доходов регионального бюджета. Сделан вывод о том, что тех усилий, что принимает руководство республики и федеральный центр, оказывается недостаточно, в связи с тем, что регион остаётся высокодотационным. Также автором приведены в статье основные направления бюджетной политики республики, основными целями которой являются безусловное выполнение всех социально значимых обязательств, создание условий для устойчивого социально-экономического развития Чеченской Республики, с учётом приоритетов социально-экономического развития Чеченской Республики при планировании и финансовом обеспечении расходов республиканского и местных бюджетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON BUDGET FINANCING OF THE SOCIAL SPHERE IN THE CHECHEN REPUBLIC

Today, the Chechen Republic has sufficient potential for successful socio-economic development, due to its convenient geographical location, favorable climatic conditions, positive changes in the socio-political situation, however, despite the progressive pace of development, the Chechen Republic continues to be one of the regions recipients. The author considered the results of the budget policy pursued in the Chechen Republic in terms of budget revenues, conducted an analysis of the execution of the budget revenues, made relevant conclusions. The author made an attempt to highlight the regulatory changes that affected the revenue side of the budget, to identify the main trends in the development of the budget system of the republic. In order to increase the revenues of local taxes to the consolidated budget of the republic, together with the territorial bodies of federal executive bodies, measures were taken to identify the owners of unregistered land plots and other real estate and to bring them to taxation, to involve real estate objects in the tax turnover. As a result of the study, the author proposed directions for increasing the revenue base of the budget of the republic, set primary tasks that require special attention, since it is the solution of these problems that will increase the own sources of revenue of the regional budget. It is concluded that the efforts that the leadership of the republic and the federal center take are not enough, due to the fact that the region remains highly subsidized. The author also presents in the article the main directions of the budgetary policy of the republic, the main objectives of which are the unconditional fulfillment of all socially significant obligations, the creation of conditions for the sustainable socio-economic development of the Chechen Republic, taking into account the priorities of the socio-economic development of the Chechen Republic when planning and financing the expenses of the republican and local budgets.

Текст научной работы на тему «О БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»

VII. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ. ПРОБЛЕМЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И СТАТИСТИКА

УДК:336.1

A.A. Bisultanova

ON BUDGET FINANCING OF THE SOCIAL SPHERE IN THE CHECHEN REPUBLIC

Today, the Chechen Republic has sufficient potential for successful socio-economic development, due to its convenient geographical location, favorable climatic conditions, positive changes in the socio-political situation, however, despite the progressive pace of development, the Chechen Republic continues to be one of the regions recipients. The author considered the results of the budget policy pursued in the Chechen Republic in terms of budget revenues, conducted an analysis of the execution of the budget revenues, made relevant conclusions. The author made an attempt to highlight the regulatory changes that affected the revenue side of the budget, to identify the main trends in the development of the budget system of the republic. In order to increase the revenues of local taxes to the consolidated budget of the republic, together with the territorial bodies of federal executive bodies, measures were taken to identify the owners of unregistered land plots and other real estate and to bring them to taxation, to involve real estate objects in the tax turnover. As a result of the study, the author proposed directions for increasing the revenue base of the budget of the republic, set primary tasks that require special attention, since it is the solution of these problems that will increase the own sources of revenue of the regional budget. It is concluded that the efforts that the leadership of the republic and the federal center take are not enough, due to the fact that the region remains highly subsidized. The author also presents in the article the main directions of the budgetary policy of the republic, the main objectives of which are the unconditional fulfillment of all socially

А.А. Бисултанова1

О БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Несмотря на то, что на сегодняшний день Чеченская Республика обладает достаточным потенциалом для успешного социально-экономического развития, ввиду удобного географического расположения, благоприятных природно-климатических условий, положительных изменений в общественно-политической ситуации, Чеченская Республика продолжает оставаться одним из регионов-реципиентов, что не может не отражать актуальность данного исследования. Автор рассмотрел результаты бюджетной политики, проводимой на территории Чеченской Республики в части доходов бюджета, провёл анализ исполнения доходной части бюджета, сделал соответствующие выводы. Автором сделана попытка осветить нормативные изменения, которые отразились на доходной части бюджета, выявить основные тенденции развития бюджетной системы республики. В целях увеличения поступлений местных налогов в консолидированный бюджет республики, совместно с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти были реализованы мероприятия по выявлению собственников незарегистрированных земельных участков и другого недвижимого имущества и привлечению их к налогообложению и вовлечению в налоговый оборот объектов недвижимости. В результате исследования автором предложены направления наращения доходной базы бюджета республики, поставлены первостепенные задачи, требующие особого внимания, так как именно решение этих задач будет способствовать увеличению собственных источников доходов реги-

1 Бисултанова А.А., доцент кафедры финансов и кредита, кандидат экономических наук; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Чеченский государственный университет", г. Грозный

Bisultanova A.A., Associate Professor of the Department of Finance and Credit, PhD in Economics; Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Chechen State University", Grozny E-mail: zhanno44ka@mail.ru

significant obligations, the creation of conditions for the sustainable socio-economic development of the Chechen Republic, taking into account the priorities of the socioeconomic development of the Chechen Republic when planning and financing the expenses of the republican and local budgets.

Keywords: tax and non-tax budget revenues, budget deficit, taxes, tax system.

онального бюджета. Сделан вывод о том, что тех усилий, что принимает руководство республики и федеральный центр, оказывается недостаточно, в связи с тем, что регион остаётся высокодотационным. Также автором приведены в статье основные направления бюджетной политики республики, основными целями которой являются безусловное выполнение всех социально значимых обязательств, создание условий для устойчивого социально-экономического развития Чеченской Республики, с учётом приоритетов социально-экономического развития Чеченской Республики при планировании и финансовом обеспечении расходов республиканского и местных бюджетов.

Ключевые слова: налоговые и неналоговые доходы бюджета, бюджетный дефицит, налоги, налоговая система.

На сегодняшний день первоочередной задачей государственных и муниципальных органов власти является рассмотрение и решение проблем бюджетного финансирования расходов, возникающих в процессе оказания социальных услуг. Особое внимание уделяется соблюдению принципов отражения социальных потребностей и сбалансированности бюджетов. Следует также затронуть необходимость определения эффективности использования бюджетных средств в социальной сфере на основе пропорционального соотношения между социальным развитием и его финансовым обеспечением на нормативной основе. Рассмотрим поподробнее исполнение бюджета Чеченской Республики, в части выполнения социальных обязательств перед населением. Необходимо сделать акцент на том, что на территории региона протекают специфические региональные процессы, характерные именно для этого региона, что обусловливает необходимость использования регионального ракурса социальной политики [1-4]. Рассмотрим некоторые черты региональной политики в области социальной сферы на примере исполнения бюджета Чеченской Республики в расходной части.

Кассовое исполнение республиканского бюджета по расходам за 2017 г. составило 72984182,2 тыс. руб. или 94,4 % от бюджетных ассигнований отчётного финансового года.

Функциональная структура расходов республиканского бюджета за 2017 г. характеризуется следующими данными:

- общегосударственные вопросы - 3 783 568,73 тыс. руб. или 5,18 % общего объёма кассовых расходов за 2017 г.;

- национальная оборона - 25 629,94 тыс. руб. или 0,03 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 182 422,64 тыс. руб. или 0,25 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- национальная экономика - 10 454 128,13 тыс. руб. или 14,32 % от общего объёма расходов за 2017 г.;

- жилищно-коммунальное хозяйство - 593176,86 тыс. руб. или 0,81 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- охрана окружающей среды - 295 220,50 тыс. руб. или 0,4 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- образование - 26 205 108,66 тыс. руб. или 35,91 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- культура и кинематография - 1 090 066,12 тыс. руб. или 1,49 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- здравоохранение - 3 409 557,07 тыс. руб. или 4,67 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- социальная политика - 21 703 488,68 тыс. руб. или 29,74 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- физическая культура и спорт - 1 586 780,63 тыс. руб. или 2,17 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- средства массовой информации - 519 796,36 тыс. руб. или 0,71 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- межбюджетные трансферты общего характера бюджетам городов и районов Чеченской Республики - 3 124 972,89 тыс. руб. или 4,28 % общего объёма расходов за 2017 г.

Как и в предыдущие годы, бюджет продолжает сохранять свою социальную направленность, основная доля всех выделенных в прошлом году средств приходится на социальную сферу. Более наглядно распределение представлено на Рис. 1, из которого видно, что 74,2 % приходится на финансирование расходов социальной сферы и 25,3 % приходится на финансирование остальных сфер.

Рис. 1 - Распределение расходов бюджета по функциональному назначению

Социальная сфера - это совокупность отраслей национального хозяйства, создающая социальные блага в виде услуг образования, здравоохранения, культуры, туризма и т.д. Роль социальной сферы в современном обществе, в развитии рыночной экономики нельзя недооценить, поскольку одним из факторов, тормозящих экономический прогресс, является недостаточность финансирования социальной сферы.

Одно из важнейших мест среди отраслей социальной сферы занимает образование. Основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральном законе

"Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Особо следует подчеркнуть роль государства в финансировании образования, так как успешное развитие этой отрасли не может быть обеспечено только рынком.

Расходы на образование составляют, исходя из Табл. 1, - 35,91 % от всех бюджетных расходов за 2017 г.

Таблица 1 - Функциональная классификация расходов бюджета ЧР

Функциональная классификация расходов В тыс. руб. В % от общего объёма расходов за 2017 г.

1 2 3

Общегосударственные 3 783 568,73 5,18

вопросы

Национальная оборона 25 629,94 0,03

Национальная безопас- 182 422,64 0,25

ность

Национальная экономика 10 454 128,13 14,32

Продолжение таблицы 1

1 2 3

Жилищно-коммунальное 593 176,86 0,81

хозяйство

Охрана окружающей сре- 295 220,50 0,4

ды

Образование 26 205 108,66 35,91

Культура и кинематография 1 090 066,12 1,49

Здравоохранение 3 409 557,07 4,67

Социальная политика 21 703 488,68 29,74

Физическая культура и 1 586 780,63 2,17

спорт

Средства массовой информации 519 796,36 0,71

Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам городов и районов Чеченской Республики 3 124 972,89 4,28

Вложение в отрасль "Образование" имеют особое значение для экономики страны. Следует учитывать повышение производительности труда при определении эффективности вложений в данную сферу как следствие вовлечения в производство более квалифицированных рабочих и управленческих кадров [5], [6].

Комплекс "Культура" как отрасль представляет собой совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. Правовая база сохранения и развития отечественной культуры - Закон РФ "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

"Средства массовой информации - это систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы. Учреждения культуры не могут быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом".

Бюджетные расходы на культуру и средства массовой информации показаны в Табл.2.

Таблица 2 - Бюджетные расходы на культуру и средства массовой информации

Функциональная классификация расходов В тыс. руб. В % от общего объёма расходов за 2017 г.

Культура и кинематография 1 090 066,12 1,49

Средства массовой информации 519 796,36 0,71

Итого: 1 609 862,48 2,2

Ещё одной важной отраслью социальной сферы является здравоохранение и физическая культура. В России по Конституции РФ "каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, из чего следует то, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно".

Физическая культура - составная часть общей культуры, область социальной деятельности, направленной на достижение физического развития человека при помощи осознанной двигательной активности (физических упражнений). Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру показаны в Табл. 3 и составляют 6,84 % от общей суммы расходов бюджета за 2017 г.

Таблица 3 - Расходы бюджета на здравоохранение и физическую культуру

Функциональная классификация расходов В тыс. руб. В % от общего объёма расходов за 2017 г.

Здравоохранение 3 409 557,07 4,67

Физическая культура и 1 586 780,63 2,17

спорт

Итого: 4 996 337,7 6,84

«Следует также сказать о том, что эффективность вложения средств в здравоохранение в обществе определяется увеличением фонда фактически отработанного времени в смежных отраслях экономики вследствие снижения заболеваемости и продления работоспособности человека. Судить о росте социально-экономических результатов от вложений в отрасль "Здравоохранение" можно по улучшению медицинского обслуживания населения и строительству новых учреждений здравоохранения.

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [7].

«Правовой основой социальной политики является Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и ряд других законов и законодательных актов.

Распределение расходов республиканского бюджета за 2017 г. по их экономическому содержанию характеризуется следующими данными:

- расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казёнными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами - 4 390 451,58 тыс. руб. или 6,0 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд - 7 295 613,04 тыс. руб., или 10,0 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- социальное обеспечение и иные выплаты населению - 19014483,1 тыс. руб. или 26,0 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности - 6 389 155,06 тыс. руб., или 8,75 % от общего объёма расходов за 2017 г.;

- перечисления другим бюджетам - 20 532 556,84 тыс. руб. или 28,1 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям - 10 143 555,86 тыс. руб. или 13,9 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- обслуживание государственного долга - 10 262,96 тыс. руб. или 0,014 % общего объёма расходов за 2017 г.;

- иные бюджетные ассигнования - 5 208 103,73 тыс. руб. или 7,14 % общего объёма расходов за 2017 г.

Остаток средств на счёте республиканского бюджета составил по итогам 2017 г. 151 930, 34 тыс. руб., в том числе 22,0 тыс. руб. - остаток неиспользованных целевых средств федерального бюджета, которые в установленном порядке возвращены в федеральный бюджет.

Результат исполнения республиканского бюджета за 2017 г. составил (-) 432 099,98 тыс. руб.

Завершая исследование, остаётся подчеркнуть то, что развитие системы финансирования социальной сферы в Чеченской Республике является приоритетным направлением развития экономики, так как только её достаточный уровень позволит ликвидировать структурные диспропорции в экономике. Учитывая всё вышеизложенное, следует указать на необходимость проведения анализа состояния социальной сферы, разработке научно-практических рекомендаций по её оздоровлению. Следует отметить то, что для Чеченской Республики характерно наличие достаточного потенциала, необходимого для решения задач развития социальной сферы.

«Главное в данном случае - эффективно и по назначению использовать выделяемые средства, осознавать то, что от развития системы финансирования социальной сферы во многом зависит уровень жизни большинства населения республики и экономики в целом.

Для более эффективного и рационального использования бюджетных средств, прежде всего, стоит прибегнуть к пересмотру нормативно-правовой и законодательной базы. Целью социального законодательства должно стать перераспределение национального дохода в интересах общества в целом, а реализация этого законодательства, т.е. количество и качество социальных благ, распределяемых за счёт госбюджета и соответствующих фондов, зависит от объективных экономических возможностей и социальной политики. Социальная политика в области здравоохранения, образования, культуры должна быть направлена на максимальный охват населения.

Система финансирования здравоохранения должна, прежде всего, строиться по принципу адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

Также, для развития финансирования в сфере здравоохранения необходимо:

во-первых, создание новой законодательной базы в сфере здравоохранения,

во-вторых, реализация подушевого принципа финансирования здравоохранения (формирование, распределение и расходование финансовых ресурсов),

в-третьих, многоканальное финансирование в системе охраны здоровья населения в соответствии с объёмом и качеством предоставляемых услуг.

Для повышения эффективности финансирования сферы культуры необходима реализация следующих мер [8], [9]:

1 существенное увеличение доли ассигнований, выделяемых в форме субсидий;

2 активное внедрение принципов долевого финансирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 создание благоприятных условий для участия негосударственных коммерческих организаций в реализации государственных и муниципальных культурных программ;

4 реализация принципов открытости и прозрачности финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств в сфере культуры.

Для развития системы финансирования сферы образования необходимо:

- использование внебюджетных средств, как альтернативный источник ресурсов;

- разработка региональных программ, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические особенности Чеченской Республики;

- активное использование вариантов самофинансирования за счёт внебюджетных средств.

Модель финансирования образования, культуры и здравоохранения предполагает отражение сумм всех расходов по обеспечению государственного стандарта образования [10].

Таким образом, для развития системы финансирования социальной сферы региона в целом необходимо:

- внести соответствующие изменения в действующие правовые акты в сфере социального обеспечения;

- усовершенствовать методы финансирования социальной сферы;

- использовать альтернативные варианты финансирования учреждений социальной сферы;

- привлекать частные инвестиции в социальную сферу;

- создавать благоприятные условия для участия коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных ассоциаций;

- увеличить количество организаций в оказании социальной помощи и эффективной реализации социальной политики.

Список использованных источников

1. Асланова С.Х., Топсахалова Ф.М.-Г., Лайпанов А.Ю. Социальная политика: сущность, современное состояние, проблемы и совершенствование отдельных сфер на уровне региона // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 3-1. - С. 113-117. - URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=40015 (дата обращения: 10.11.2019).

2. Васильева Е.Г. "Оценка эффективности социальной политики: региональная практика" // Экономика и экономические науки. - 2014. - № 12. - С. 29-33.

3. Галиева И.С. Региональная социальная политика: проблемы и противоречия в современных российских условиях // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2013. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-sotsialnaya-

politika-problemy-i-protivorechiya-v-sovremennyh-rossiyskih-usloviyah (дата обращения: 10.11.2019).

4. Лачинина Т.А., Чистяков М.С. Социально-экономическая политика развития дотационного региона // Проблемы современной экономики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 116-118. - URL https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7331/ (дата обращения: 10.11.2019).

5. Леванов С.И. О финансировании образования // Финансы. - 2006. - № 8. - С.

12-17.

6. Липина С.А. Чеченская Республика: перспективы восстановления и развития социальной сферы // ЭКО. - 2007. - № 3(393). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chechenskaya-respublika-perspektivy-vosstanovleniya-i-razvitiya-sotsialnoy-sfery (дата обращения: 10.11.2019).

7. Мартынов Н.А. О финансировании муниципального здравоохранения // Финансы. - 2009. - № 10. - С. 25-30.

8. Приходченко О.С. "Повышение эффективности бюджетных расходов в целях социально-экономического развития территории" // Экономика и экономические науки. -2014. - № 12. - С. 180-184.

9. Саиев З.А. Проблемы развития социальной сферы Чеченской республики (на примере реализации приоритетных национальных проектов "Образование" и "Здоровье") // Пространство экономики. - 2011. - № 1-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-sotsialnoy-sfery-chechenskoy-respubliki-na-primere-realizatsii-prioritetnyh-natsionalnyh-proektov-obrazovanie-i (дата обращения: 10.11.2019).

10.Черкашнев Р.Ю. Социально-экономическая политика развития региона-реципиента: сущность, особенности разработки и реализации // Социально-экономические явления и процессы. - 2013. - № 3(049). - С. 145-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.