ISSN 2311-8709 (Online) Бюджетно-налоговая система
ISSN 2071-4688 (Print)
ПРОЦЕСС ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ: ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Аза Айндиевна БИСУЛТАНОВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела, Чеченский государственный университет,
г. Грозный, Российская Федерация
История статьи:
Принята 02.11.2015 Одобрена 18.11.2015
УДК 336.1 JEL: Н62, Н68
Ключевые слова: бюджетная дифференциация, сбалансированность бюджета, исполнение бюджета
Аннотация
Предмет. В условиях трансформационных преобразований, направленных на устранение последствий экономического кризиса, особую актуальность и значимость приобретают вопросы бюджетного регулирования и бюджетного выравнивания. Сегодня почти все элементы бюджетной системы подвергаются вполне обоснованной критике и корректировке. Неоспоримым является факт необходимости в разработке направлений и предложений по совершенствованию бюджетной системы в нашей стране. Предметом исследования являются межбюджетные отношения, бюджетный федерализм, проблемы сбалансированности бюджетной системы России.
Цели. Проанализировать аспекты функционирования бюджетной системы РФ, выявить особенности действия бюджетного механизма Чеченской Республики.
Методология. С помощью эконометрических методов сделан комплексный анализ показателей бюджета Чеченской Республики.
Результаты. На основе проведенного анализа выявлены основные положительные и отрицательные тенденции в процессе формирования и исполнения бюджета, а также сопутствующие проблемы. Кроме того, в статье структурирована законодательно-нормативная база формирования и исполнения бюджета, дан краткий экскурс в историю становления бюджетной системы в Чеченской Республике.
Выводы. Предложены и обоснованы конкретные рекомендации по повышению финансовой устойчивости бюджетных систем субъектов РФ. Особо подчеркнута роль федерального центра в разработке и реализации политики региона по повышению его финансовой устойчивости. Только совместными усилиями федерального центра и Правительства Республики возможно качественно и в короткие сроки устранить недостатки в некоторых аспектах функционирования бюджетной системы региона.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Определение бюджетного процесса дается также в ст. 4 Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10.10.1991. Бюджетный процесс - регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней [1].
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов разного уровня в Российской Федерации, а также контроль за их
исполнением, кроме Бюджетного кодекса РФ и вышеназванного Закона, регулируются и другими законами РФ, законами республик в составе РФ и решениями государственных органов власти субъектов РФ, Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, издаваемыми
Министерством финансов РФ на основе бюджетного законодательства1.
Начиная с 2000 г., когда Чеченская Республика вошла в правовое поле Российской Федерации, была проделана большая работа по восстановлению финансовых институтов. В 20002002 гг. финансирование государственных расходов республики осуществлялось согласно смете, утверждаемой Министерством финансов РФ. Вся деятельность государственных финансовых органов в тот период ограничивалась
1 Саранцев В.Н. Расходы государственного бюджета: содержание и трансформация // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2008. № 5. С. 117-119; БеловаИ.А. Эволюция теоретических основ фискальной политики государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27. С. 17-20.
распределением бюджетных средств, выделяемых по указанной смете, между бюджетополучателями Чеченской Республики [2]. Статус республики был определен как распорядителя бюджетных средств.
В 2003 г. отдельной статьей Федерального закона от 24.122.2002 № 176-ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год» было установлено, что до приведения органов государственной власти Чеченской Республики в соответствие с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184 «Об общих принципах законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и согласно Указу Президента Российской Федерации от 19.01.2001 № 52 «О системе органов исполнительной власти Чеченской Республики» консолидированный бюджет Чеченской Республики утверждается главой администрации Чеченской Республики после согласования с Правительством Российской Федерации. В 2003 г. был составлен бюджет Чеченской Республики. Однако все параметры бюджета как при составлении, так и при внесении изменений в него согласовывались с Правительством Российской Федерации.
Бюджет 2004 г., в отличие от бюджета предыдущего финансового года, был построен на основе принципа самостоятельности в соответствии с нормами и требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации. Консолидированный бюджет Республики был утвержден указом Президента Чеченской Республики и согласован с Государственным Советом Чеченской Республики без предварительного согласования в Правительстве Российской Федерации.
В 2005 г. был сделан следующий важный шаг -несмотря на то что не проводились выборы местных законодательных органов власти, был образован второй уровень бюджета. Распоряжениями Правительства Чеченской Республики 28.02.2005 утверждено 17 бюджетов городов и районов, в которых определены собственные доходы местных бюджетов, дотации из республиканского бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, функциональное распределение расходов местных бюджетов. В связи с отсутствием местных органов законодательной власти в Указе Президента Чеченской Республики «О республиканском бюджете Чеченской Республики на 2005 год» было установлено, что консолидированные бюджеты городов и районов Республики утверждаются
главами администраций после согласования с Правительством Чеченской Республики.
В ноябре 2005 г. было завершено формирование полноценной структуры государственной власти Чеченской Республики - был избран Парламент. Это позволило республиканскому бюджету 2006 г. быть принятым в статусе закона Чеченской Республики, что соответствует требованиям бюджетного устройства Российской Федерации. В части подготовки к переходному периоду, а также регламентации межбюджетных отношений, до окончательного ввода в действие в Чеченской Республике Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», министерством финансов Чеченской Республики разработаны принятые Президентом и Правительством Республики следующие нормативно-правовые акты: Указы Президента Чеченской Республики от 15.09.2005 № 371 «О бюджетном процессе в Чеченской Республике»; от 29.09.2005 № 394 «О межбюджетных отношениях в Чеченской Республике»; Постановления Правительства Чеченской Республики от 12.08.2005 № 84 «Об утверждении Порядка предоставления,
использования и возврата местными бюджетами бюджетных кредитов»; от 05.07.2005 № 63 «О порядке ведения реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации».
Важным событием 2006 г. для бюджетной системы Республики стало принятие республиканского закона от 19.07.2006 № 25-рз «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Чеченской Республике». Данный закон определил основы формирования и исполнения республиканского и местных бюджетов на территории Чеченской Республики. Также он распределил часть бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы. Все это позволило повысить качество формирования и исполнения как республиканского бюджета, так и местных.
Консолидированный бюджет Чеченской Республики 2006 г. исполняется по двухуровневой системе с утверждением республиканского бюджета, 15 районных и 2 городских бюджетов. В 2006 г. республиканский бюджет впервые был принят в форме закона. Отсутствие представительных органов в районах на данный момент создает сложности при принятии районных бюджетов, но реализация Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» на территории Чеченской Республики позволит в ближайшее время решить эту
проблему. С 2006 г. по сегодняшний день бюджет Чеченской Республики принимается в форме закона, что соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.
Бюджетный процесс в 2014 г. осуществлялся в строгом соответствии с нормами бюджетного законодательства, а также дополнительными ограничениями для высокодотационных субъектов России, вытекающими из ст. 130 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В состав консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2014 г. входили: 1 республиканский бюджет, 15 бюджетов муниципальных районов, 2 бюджета городских округов, 219 поселенческих бюджетов. Всего 237 обособленных бюджетов (без учета бюджетов государственных внебюджетных фондов)2.
Правовым основанием расходования бюджетных средств в 2014 финансовом году был Закон Чеченской Республики от 31.12.2013 № 44-РЗ «О республиканском бюджете Чеченской Республики на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», а также 236 решений о бюджетах муниципальных образований [3, 4].
Бюджетный цикл Чеченской Республики за 2014 г. можно представить в виде схемы (рис. 1).
Исполнение консолидированного бюджета Чеченской Республики можно охарактеризовать следующим образом: касательно доходной части исполнен на 97,9%, а расходной, соответственно, -на 96,2%.
Объем налоговых и неналоговых поступлений в расчете на душу населения составил 9 370,6 руб. и по отношению к предыдущему году увеличился на 103% (рис. 2). Рост собственных доходов был обусловлен увеличением поступлений по налогу на доходы физических лиц (8 597,2 млн руб.) и по налогу на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (2 160,1 млн руб.) [5].
По уровню расходов консолидированных бюджетов субъектов СКФО в расчете на душу населения за 2014 г. Чеченская Республика уступила лидерство Республике Ингушетия. Расходы бюджета на душу населения составили 52 368,5 руб. (рис. 3).
2 Туркаев И.В. Проблемы реализации финансово-бюджетной политики в Чеченской Республике в период реформирования системы местного самоуправления // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2010. № 1. С. 110.
По удельному весу расходов консолидированных бюджетов субъектов СКФО на увеличение стоимости основных средств за отчетный год Чеченская Республика занимает третье место (рис. 4).
По фактическим расходам консолидированных бюджетов субъектов СКФО на увеличение стоимости основных средств за 2014 г. Чеченская Республика уступила лишь Республике Дагестан [6-8]. Расходы консолидированного бюджета Чеченской республики на увеличение стоимости основных средств за отчетный год составили 10 533 227,8 тыс. руб. (рис. 5).
По удельному весу расходов консолидированных бюджетов субъектов СКФО на оплату коммунальных услуг за 2014 г. Республика замыкает перечень регионов СКФО.
Удельный вес расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики на оплату коммунальных услуг за 2014 г. оказался ниже аналогичного параметра по Республике Северная Осетия в два раза, Ставропольскому краю - в четыре раза и Кабардино-Балкарской республике -более чем в пять раза (рис. 6).
Бюджет 2014 г. по функциональной структуре является социально ориентированным (рис. 7). Так, на социальные мероприятия приходится 72,1% от общих расходов. Из них:
— на образование - 34,2%;
— на культуру, кинематографию - 2,8%;
— на здравоохранение - 13,3%;
— на социальную политику - 19,4%;
— на физическую культуру и спорт - 2,4%.
На общеэкономические вопросы в бюджете приходится 17,1% от общей суммы кассового расхода, в том числе:
— на национальную экономику - 12,9%;
— на жилищно-коммунальное хозяйство - 4,1%;
— на охрану окружающей среды - 0,1%.
Организация вопросов общегосударственного характера занимает в расходах консолидированного бюджета 10,8%, из них: общегосударственные вопросы - 8,5%; национальная оборона - 0,2%; национальная безопасность и правоохранительная деятельность - 0,4%; средства массовой информации -
1,5%; обслуживание государственного и муниципального долга - 0,2%.
По функциональной структуре расходов консолидированного бюджета за 2014 г. произошли некоторые изменения относительно структуры предыдущего года, наиболее существенные из них выглядят следующим образом:
— раздел 01 «Общегосударственные вопросы» увеличился на 1,3%;
— раздел 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» уменьшился на 18,9%, что обусловлено сокращением программных бюджетных инвестиций в отрасль;
— раздел 07 «Образование» увеличился на 12,8%, что связано, в частности, с реализацией целевых мероприятий по модернизации образования.
Все изменения в структуре бюджета по функциональной принадлежности были обеспеченны без сокращения финансирования первостепенных вопросов отрасли и обусловлены объективными процессами, протекающими в отдельных направлениях бюджетного сектора республики [9-11].
Соотношение капитальных и текущих расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики (рис. 8) показывает, что в 2014 г. динамика сокращения капитальных расходов сохранилась.
В структуре расходов консолидированного бюджета Республики бюджетные инвестиции в основные фонды составляют 14,9%, текущие расходы - соответственно 85,1% от общих расходов бюджета (рис. 9).
Исходя из проведенного комплексного анализа исполнения бюджета Чеченской Республики, а также сравнительного анализа показателей Чеченской Республики и республик СКФО можно в первую очередь отметить отсутствие четкой продуманной политики со стороны Правительства в части увеличения доходных источников бюджета, а также подчеркнуть отсутствие плодотворности в реализации комплекса мер по расширению доходных источников бюджета на всей территории СКФО. К сожалению, республики СКФО остаются в числе самых ненадежных по показателям финансовой устойчивости регионов.
Проблемы обеспечения финансовой устойчивости региональных бюджетов целесообразно разделить на две группы:
• во-первых, все, что связаны с недостаточностью объема финансовых ресурсов;
• во-вторых, проблемы, вызванные несовершенством финансовой политики государства, деятельности органов управления финансовой системой на федеральном и региональном уровнях, недостатками государственного регулирования и контроля функционирования бюджетно-налоговой и банковской системы Российской Федерации3.
В рассматриваемом случае в процессе планирования и исполнения бюджета в доходной его части превалируют проблемы, связанные с несовершенством финансовой политики государства в части привлечения дополнительных источников за счет повышения инвестиционной привлекательности региона [12-14].
В настоящее время для того чтобы за короткие сроки нарастить собственные доходы в доходной части консолидированного бюджета Чеченской Республики и полноценно интегрировать ее в единое социально-экономическое пространство страны и мирохозяйственные процессы, руководству республики необходимо в регионе достичь следующих результатов [15-17]:
• опережающего развития перспективных отраслей и секторов экономики области на основе селекции и инициирования инвестиционных проектов для этих сфер;
• реализации и продвижения значимых для региона инвестиционных проектов в перспективных отраслях экономики;
• развития нормативной правовой базы, способствующей привлечению инвестиций, в том числе в перспективные отрасли экономики;
• дальнейшего развития инфраструктур, обеспечивающих привлечение в регион инвестиционных ресурсов;
• обеспечения государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, в том числе через механизм государственно-частного партнерства;
• снижения инвестиционных рисков;
• проведения PR-мероприятий по повышению инвестиционного рейтинга региона;
• продвижения Республики как инвестиционно привлекательного региона на национальных и глобальных инвестиционных рынках.
3 Шиммирт Н.Д. Анализ теоретических аспектов финансовой устойчивости регионов // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 3. С. 171-178.
Рисунок 1
Блок-схема бюджетного цикла Чеченской Республики
Рисунок 2
Динамика поступлений налоговых и неналоговых доходов на душу населения по СКФО на 2013-2014 гг., руб.
тип
Источник: URL: http://www.roskazna.ru Рисунок 3
Расходы консолидированных бюджетов СКФО в расчете на душу населения за 2014 г., руб.
Источник: URL: http://www.roskazna.ru
Рисунок 4
Удельный вес расходов консолидированных бюджетов субъектов СКФО на увеличение стоимости основных средств за 2014 г.
Источник: URL: http://www.roskazna.ru Рисунок 5
Фактические расходы консолидированных бюджетов субъектов СКФО на увеличение стоимости основных средств за 2014 г., тыс. руб.
12 ООО ООО 10 ООО ООО
8 ООО ООО
6 ООО ООО
-н г' ITi 1/1 гч
-С Е о » 1 or Т. "
m о ГЛ Т 1 m V) fi
m 1 1
=fc
-çe0
-п && -о çfi
^ С&
№
¿Л
№
сй^
-Çe0
^
те?
Источник: URL: http://www.roskazna.ru
¡if
Рисунок 6
Удельный вес расходов консолидированных бюджетов субъектов СКФО на оплату коммунальных услуг за 2014 г.
Источник: URL: http://www.roskazna.ru Рисунок 7
Функциональная классификация расходов бюджета Чеченской Республики за 2014 г.
Источник: URL: http://www.minfmchr.ru
Рисунок 8
Соотношение капитальных и текущих расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в динамике, тыс. руб.
Источник: URL: http://www.minfmchr.ru Рисунок 9
Соотношение капитальных и текущих расходов консолидированного бюджета Чеченской Республики в 2014 г.
Источник: URL: http://www.minfmchr.ru Список литературы
1. Швецов Ю.Г. Теоретические аспекты бюджета как экономической категории // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. C. 128-132.
2. Bisultanova A.A. The Methodological Aspects of Inter-budgetary Relations in the Russian Federation. Collection of the 7th International Scientific and Practical Conference 'Science and Society', London, 2330 March, 2015. SCIEURO, Berforts Information Press Ltd, 2015, pp. 194-203. Available at: http://scieuro.com/wp-content/uploads/2015/09/March-2015-text2.pdf.
3. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны // Вопросы экономики. 2002. № 4. С. 67-77.
4. Горегляд В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса // Финансы. 2002. № 10. С.14-18.
5. Рассуханов У.А-А., Цакаев А.Х. Оценка и анализ регионального налогового потенциала // Бюджет. 2014. № 7. URL: http://bujet.ru/article/256752.php.
6. Тавбулатова З.К., Абаев Р.М. Особенности формирования муниципальных бюджетов Чеченской Республики // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2012. № 3. С. 154-161.
7. Черковец О.В., Решиев С.С. Характер формирования и исполнения консолидированного бюджета Чеченской Республики и его влияние на привлекательность региона // Экономика региона. 2008. № 3. С. 235-241.
8. Мамбетова Ф.А., Маршанов Б.М. Оценка социально-экономического потенциала региона для выявления стратегических приоритетов развития территорий // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2010. № 4. С. 33-42.
9. Ларсанова Л.Д., Магомадова М.М. Оценка социально-экономического развития региона на примере Чеченской Республики // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 1. С. 85-89.
10. Бисултанова А.А., Мамбетова Ф.А. Управление социально-экономической системой мезоуровня в условиях межрегиональной дифференциации (на примере субъектов ЮФО): монография. Нальчик: КБНЦ РАН., 2010. 169 с.
11. Мальцагова Т.М. Финансирование инвестиционного процесса на региональном уровне: монография. Грозный: ЧГУ, 2013. 163 с.
12. Юсупов М.М. Специфика управления регионом в постконфликтной ситуации // Социум и власть. 2012. № 5. С. 71-75.
13. Колесов А.С. Финансовая политика: цели и задачи // Финансы. 2002. № 10. С. 8-13.
14. Богачева О.В., Амиров В.Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления // Финансы. 1997. № 9. С. 17-20.
15. Баснукаев М.Ш. Чеченская Республика и геополитика // Россия и мусульманский мир. 2015. № 4. С.51-56.
16. Баснукаев М.Ш. Место и роль инвестирования инновационной деятельности в интеграционных процессах экономических систем региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2. С.253-255.
17. Баснукаев М.Ш., Шлафман А.И. Место и роль предпринимательских инноваций в развитии бизнеса // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31377.
ISSN 2311-8709 (Online) Fiscal System
ISSN 2071-4688 (Print)
THE PROCESS OF THE CHECHEN REPUBLIC'S BUDGET IMPLEMENTATION: KEY RESULTS AND TRENDS
Aza А. BISULTANOVA
Chechen State University, Grozny, Chechen Republic, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 2 November 2015 Accepted 18 November 2015
JEL classification: H62, H68
Abstract
Subject The article addresses intergovernmental fiscal relations, fiscal federalism, and problems related to the balance of the budgeting system of Russia.
Objectives The purpose of the study is to analyze aspects of the budgetary system of the Russian Federation, and identify the specific features of budget mechanism of the Chechen Republic. Methods The study rests on econometric methods to perform a comprehensive analysis of budget targets of the Chechen Republic.
Results The analysis identified major positive and negative trends in the formation and execution of the budget. Furthermore, the paper structures the legislative and regulatory framework of the budget formation and execution, provides a brief description of the history of the budget system formation in the Chechen Republic.
Conclusions and Relevance I propose and justify specific recommendations to improve the financial stability of the budget system of subjects of the Russian Federation. I also emphasize the role of the Federal Center in developing and implementing the policy of the region to improve its fiscal sustainability. Only joint efforts of the Federal Centre and the government of the Republic may Keywords: budget differentiation, help qualitatively and promptly cope with major deficiencies in some aspects of the region's balanced budget, budget execution budgetary system functioning.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Shvetsov Yu.G. Teoreticheskie aspekty byudzheta kak ekonomicheskoi kategorii [Theoretical aspects of the budget as an economic category]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2011, no. 3, pp. 128-132.
2. Bisultanova A.A. The Methodological Aspects of Inter-budgetary Relations in the Russian Federation. Collection of the 7th International Scientific and Practical Conference 'Science and Society', London, 23-30 March, 2015. SCIEURO, Berforts Information Press Ltd, 2015, pp. 194-203. Available at: http://scieuro.com/wp-content/uploads/2015/09/March-2015-text2.pdf.
3. Goreglyad V. Byudzhetnaya sistema i ekonomicheskii potentsial strany [Budget system and the economic potential of the country]. Voprosy Ekonomiki, 2002, no. 4, pp. 67-77.
4. Goreglyad V.P. Ob osobennostyakh sovremennogo byudzhetnogo protsessa [On the specifics of the modern budget process]. Finansy = Finance, 2002, no. 10, pp. 14-18.
5. Rassukhanov U.A-A., Tsakaev A.Kh. Otsenka i analiz regional'nogo nalogovogo potentsiala [Evaluation and analysis of the regional tax capacity]. Byudzhet = Budget, 2014, no. 7. Available at: http://bujet.ru/article/256752.php. (In Russ.)
6. Tavbulatova Z.K., Abaev R.M. Osobennosti formirovaniya munitsipal'nykh byudzhetov Chechenskoi Respubliki [Specific features of municipal budget formation of the Chechen Republic]. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN = News of Kabardino-Balkarian Scientific Center of Russian Academy of Sciences, 2012, no. 3, pp. 154-161.
7. Cherkovets O.V., Reshiev S.S. Kharakter formirovaniya i ispolneniya konsolidirovannogo byudzheta Chechenskoi Respubliki i ego vliyanie na privlekatel'nost' regiona [The nature of consolidated budget's formation and execution of the Chechen Republic and its influence on the region's appeal]. Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2008, no. 3, pp. 235-241.
8. Mambetova F.A., Marshanov B.M. Otsenka sotsial'no-ekonomicheskogo potentsiala regiona dlya vyyavleniya strategicheskikh prioritetov razvitiya territorii [Assessing the socio-economic potential of the region to reveal strategic priorities of territorial development]. Izvestiya Kabardino-Balkarskogo
nauchnogo tsentra RAN = News of Kabardino-Balkarian Scientific Center of Russian Academy of Sciences, 2010, no. 4, pp. 33-42.
9. Larsanova L.D., Magomadova M.M. Otsenka sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona na primere Chechenskoi Respubliki [Assessing the socio-economic development of the region: the Chechen Republic case]. Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoi nauki = Theoretical and Applied Aspects of Modern Science, 2014, no. 1, pp. 85-89.
10. Bisultanova A.A., Mambetova F.A. Upravlenie sotsial'no-ekonomicheskoi sistemoi mezourovnya v usloviyakh mezhregional'noi differentsiatsii (na primere sub"ektov YuFO): monografiya [Managing the meso-level socio-economic system under conditions of regional differentiation (the case for the subjects of the Southern Federal District): a monograph]. Nalchik, KBSC of RAS Publ., 2010, 169 p.
11. Mal'tsagova T.M. Finansirovanie investitsionnogo protsessa na regional'nom urovne: monografiya [Financing the investment process at the regional level: a monograph]. Grozny, Chechen State University Publ., 2013, 163 p.
12. Yusupov M.M. Spetsifika upravleniya regionom v postkonfliktnoi situatsii [Specificity of regional governance in post-conflict situations]. Sotsium i vlast' = Society and Power, 2012, no. 5, pp. 71-75.
13. Kolesov A.S. Finansovaya politika: tseli i zadachi [Fiscal policy: goals and objectives]. Finansy = Finance, 2002, no. 10, pp. 8-13.
14. Bogacheva O.V., Amirov V.B. Problemy ukrepleniya byudzhetov sub"ektov Federatsii i mestnogo samoupravleniya [Problems of strengthening the budgets of subjects of the Russian Federation and local self-government]. Finansy = Finance, 1997, no. 9, pp. 17-20.
15. Basnukaev M.Sh. Chechenskaya Respublika i geopolitika [The Chechen Republic and geopolitics]. Rossiya i musul'manskii mir = Russia and the Muslim World, 2015, no. 4, pp. 51-56.
16. Basnukaev M.Sh. Mesto i rol' investirovaniya innovatsionnoi deyatel'nosti v integratsionnykh protsessakh ekonomicheskikh sistem regiona [A place and role of investment in innovation activity in the integration processes of economic systems of the region]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 6-2, pp. 253-255.
17. Basnukaev M.Sh., Shlafman A.I. Mesto i rol' predprinimatel'skikh innovatsii v razvitii biznesa [A place and role of entrepreneurial innovation in business development]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii = Modern Scientific Researches and Innovations, 2014, no. 3. (In Russ) Available at: http://web.snauka.ru/issues/2014/03/31377.