references
1. Alkier Radnic R, Vedran Milojica, and Danijel Drpic. 2012. Sustainable Rural Tourism in Croatia and the Role of Cultural Resources. Journal of International Scientific Publications: Economy and Business 6 (3): 254-264.
2. Kapital, Media Group. Tourism magazine. 2008. Skopje.
3. Government of RM. 2009. National strategy for tourism development 2009-2013. Skopje: Government of RM.
4. Panov M. 1998. Encyclopaedia of villages in Republic Macedonia. Skopje: Leksikografija.
5. Panov N. 1996. Rural tourism as a factor for economical development in insufficiently developed regions. Anthology of papers from ecological-educative seminar, Probishtip, 1996.
6. Republic health protection institution, Skopje, 2009.
7. Stojanovski B. 1994. Ljubanci and Skopska Crnogora. Book 11. Skopje: Library Macedonian settlements.
8. Study for the state of the environment, TETO AD Skopje, Skopje, 2009.
9. Stojmilov A. 1975. Tourism values of the mountains in SR Macedonia. Year anthology, book 21, Skopje.
10. Strategic development plan of municipality Butel 2009-2012.
11. URL: http://www.zrnovci.gov.mk
12. URL: http://www.economy.gov.mk
13. URL: http://www.dw-world.de/dw/ article/0,3097644,00.html/
УДК 338.486:711.2
П.Ю. КЛАРК
социально-экономическое развитие туристских регионов в россии
Анализируются факторы, влияющие на развитие туристских регионов, а также подходы к их классификации. Автор делает вывод, что сегодня актуальна работа по оценке и позитивному воздействию на «мягкие» факторы социально-экономического развития региона.
Ключевые слова: туризм, туристский регион, факторы развития регионов.
This text is dedicated to factor analysis of the development impact in the national tourism regions, gives different analytical approaches and classifications. The author concludes that in currently, there is a trend to evaluate "soft" factors ofsocial-economical development in regions.
Key words: tourism, tourism region, region development factors.
Экономическое и социальное развитие туристских регионов в России испытывает возрастающее влияние двух главных факторов [4]:
• конкурентного - усиление конкурентной борьбы на всех перечислен-
© Кларк П.Ю., 2015
ных рынках, особенно неценовой конкуренции - конкуренции в области качества туристского продукта и управления различного рода инновационными проектами;
• производственного - постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства
туристского продукта, что подразумевает замену массового производства туристского продукта индивидуальным, вертикальной организации труда - горизонтальной, низкой индивидуальной ответственности - соучастием персонала в производственном процессе создания туристского продукта.
Перечисленные факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков - к дифференцированным, а в целом - от национальной региональной политики - к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Российской Федерации.
Следовательно, факторы, благоприятные в настоящее время для размещения в регионе организаций индустрии туризма, в последующем способствуют созданию дополнительных возможностей для привлечения инвестиций, увеличения занятости и решения других назревших региональных проблем, т.е. они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-экономического развития туристских регионов в будущем.
Таким образом, необходимо учитывать воздействие этих изменений на конкурентоспособность и региональных организаций, и туристских регионов. Например, для регионов это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных отраслях, специфических сферах. В связи с этим актуальным является вопрос о том, какие факторы должны в первую очередь учитывать региональные организации индустрии
туризма и какие факторы должны использовать регионы для повышения своей конкурентоспособности.
Большое количество факторов, оказывающих влияние на развитие туристских регионов, предопределяет их огромное разнообразие и вызывает необходимость группировки однородных факторов. Для этого в теории и практике менеджмента туризма используются различные критерии, т.е. признаки, на основании которых производится классификация.
Существуют разные подходы [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8; 10] к выделению критериев, на основании которых можно группировать факторы. В данной работе предложена и обоснована классификация на основании следующих критериев: по способу развития, по отношению к среде функционирования туристского региона, по способу влияния на функционирование и развитие туристского региона, по способу измерения.
По способу развития. По этому критерию все факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона целесообразно разбить на две большие группы: статические и динамические [6; 7].
К статическим относится совокупность природно-климатических факторов, которые имеют непреходящее, постоянное значение. Человек приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические условия региона находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (целебные источники, пещеры и т.д.). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории,
культуры и т.д.) тоже в значительной степени можно отнести к статическим.
К динамическим относятся демографические, социально-экономические, материально-технические и политические факторы, которые могут иметь различную оценку, их значение меняется во времени и пространстве.
По отношению к среде функционирования туристского региона. Как и всякая экономическая система, туристский регион имеет внутреннюю и внешнюю среду [2; 5; 8], которые находятся во взаимодействии. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.
Для качественной характеристики и оценки динамики внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих производственно-ресурсный потенциал региона: структуру регионального рынка; кадровый потенциал региона; региональный бюджет; стратегию развития региона, а также факторы, непосредственно воздействующие на региональный туризм, к которым относятся материально-технические факторы, а именно: развитие средств размещения, транспорта, предприятий питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
К внутренним факторам относится ряд факторов, характеризующих функционирование туристского рынка:
• процессы спроса, предложения и распределения (особенностью современного периода развития экономики является превращение спроса на туристские продукты в постоянный спрос, а также рост индивидуального туризма);
• возрастание роли сегментации рынка (усложнение туристских потребностей обусловливает возникно-
вение не только совершенно новых сегментов в туристском спросе, но и значительное число смешанных форм туризма). Сегментирование туристского спроса имеет тенденцию к бесконечности, что обусловливают такие факторы, как усложнение структуры потребностей человека, а также растущее значение отдыха и туризма в жизни общества. В настоящее время в мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествий, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности людей);
• повышение значения координации деятельности в туризме и активизация процессов глобализации (для процесса глобализации бизнеса характерно исчезновение национальных и региональных предпочтений, постепенное выравнивание потребностей и запросов потребителей; экономия на масштабе производства за счет стандартизации производимой продукции или услуг; использование преимуществ мирового маркетинга. Интернационализация рынков привела к тому, что почти в каждой стране работают одни и те же компании-конкуренты);
• привлечение средств массовой информации и связей с общественностью к продвижению, рекламе и реализации разрабатываемых туристских продуктов;
• подготовка кадров (увеличение численности работников, занятых в туризме, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т.д.);
• возрастание роли частного туристского бизнеса (создание условий, при
которых на рынке будет действовать ограниченное количество крупных операторов и значительное количество малых туристских фирм - турагентов; сможет осуществляться эффективная реализация туристского продукта на основе профессионального маркетинга, что потребует повышения квалификации персонала).
Внешняя среда туристского региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами:
• внешними поставщиками товаров и услуг;
• внешними потребителями;
• регионами-конкурентами;
• финансовыми организациями;
• транспортными предприятиями.
Среда косвенного воздействия на туристский регион может включать несколько групп факторов влияния.
• Общеэкономические - среди факторов этой группы наиболее значимым является уровень доходов населения. Очевидно, что туристская активность находится в зависимости от ассигнуемой на отдых части доходов, возрастания (снижения) доли средств, выделяемых обществом на покрытие расходов на туризм и путешествия.
На развитие туризма значительное влияние оказывают внешнеэкономическая деятельность государств, процессы интеграции и глобализации мировой экономики, происходящие во всех ее отраслях. Опосредованно эти тенденции способствует росту деловой активности населения, появлению и развитию новых видов делового туризма. В то же время такие явления, как ужесточение таможенных и визовых формальностей, увеличение въездных и других сборов, финансовая нестабильность (инфляция и т.п.), экономические забастовки, могут значительно
сдерживать деятельность организаций индустрии туризма.
• Общеполитические - стабильная политическая обстановка в туристском регионе - необходимое условие успешного функционирования туристского бизнеса. Кроме того, для развития туризма в той или иной стране важен тип международных отношений, сложившийся у этого государства с другими государствами, в частности с поставщиками туристов; состояние торгового и платежного баланса данной страны и ее партнеров; международная обстановка в мире или отдельно взятом регионе.
• Научно-технические - в настоящее время благодаря научно-техническому прогрессу сокращается время пребывания в пути при путешествиях на дальние расстояния; совершенствуются стандарты сервисного обслуживания на транспорте, который становится все более комфортабельным; появляются новые прямые авиарейсы, скоростные магистрали (автомобильные, железнодорожные) и т.д.
При обслуживании туристов используются современные компьютерные технологии управления, возможности глобальных компьютерных сетей, позволяющие сформировать оптимальный туристский продукт для индивидуального клиента в короткий срок с учетом различных тарифов и систем поощрения постоянных клиентов. Дальнейшее развитие туризма невозможно без строительства новых и реконструкции существующих объектов туризма с учетом последних достижений науки и техники; повышения культуры и качества обслуживания на основе индустриализации, технологизации и компьютеризации туристской индустрии; рационального использования
имеющихся материальных ресурсов; применения современных, более совершенных технологий обслуживания туристов.
• Демографические - данная группа факторов включает: возраст населения региона, увеличение числа работающих женщин и соответствующее изменение доходов семей, рост количества одиноких людей, тенденции к более позднему вступлению в брак и образованию семьи, рост количества бездетных пар в составе населения региона, уменьшение иммиграционных ограничений, увеличение оплачиваемых командировок и введение более гибких графиков рабочего времени, более ранний выход на пенсию и осознание туристских возможностей. Также к демографическим факторам можно отнести повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения, следствием чего является стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.
По способу влияния на функционирование и развитие туристского региона. Традиционно в отечественной экономической литературе [1; 3; 5] выделяют позитивные (экстенсивные, интенсивные), а также негативные (сдерживающие) группы факторов.
К позитивным экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов инфраструктуры туризма.
Позитивные интенсивные факторы - повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры; техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения дости-
жений научно-технического прогресса; повышение корпоративной культуры, культуры обслуживания клиентов, качества обслуживания потребителей; индустриализация, технологизация и компьютеризация регионального туризма; рациональное использование имеющихся в регионе ресурсов и т.д.
К негативным факторам, отрицательно влияющим на развитие туристского региона, относятся кризисы; рост внешней задолженности; политическая нестабильность; рост цен на предметы потребления; безработица, забастовки, криминогенная обстановка; финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют); сокращение объемов личного потребления; неблагополучие экологической ситуации; банкротство туристских фирм; ужесточение туристских формальностей; невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.
Примером влияния негативных факторов на развитие регионального туризма может служить фактор террористической угрозы, который, похоже, уже прочно занял свое место в современном мире.
По способу измерения. В зарубежной теории и практике в настоящее время [9; 10] принято разделять факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона на две большие группы: так называемые жесткие и мягкие.
Под «жесткими» понимаются количественно измеряемые факторы: ориентированные на производственные ресурсы (земля, персонал, капитал); ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления); установленные государством нало-
ги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки. К наиболее часто используемым «жестким» факторам относятся расходы на услуги со стороны; расходы на энергию; цена земельных участков; уровень заработной платы, включая отчисления на социальные нужды; наличие соответствующих трудовых ресурсов; транспортное положение и транспортные связи; транспортные издержки; наличие телекоммуникаций; наличие технологий и ноу-хау; покупательная способность населения; территориальное расположение, близость рынков; нагрузка на окружающую среду; инфраструктурное оснащение, эффект синергии.
«Мягкие» факторы касаются прежде всего количественно трудноизмеряе-мых категорий: уровня развития социальной среды туристского региона, его «дружественности» экономике. В качестве «мягких» факторов целесообразно выделить:
• стабильность политической ситуации;
• стабильность общественного климата;
• квалификацию занятых по найму;
• региональную структуру экономики и отдельных предприятий;
• качество системы образования и профессиональной подготовки кадров;
• оснащение региона вузами, исследовательскими организациями;
• наличие факторов, ориентированных на производство туристских услуг, а также экономический и налоговый консалтинг, реклама, маркетинг;
• отношение к экономике основных действующих лиц региона (предприятий и союзов предпринимателей, работающих по найму и профсоюзов, региональных и муниципальных администраций, политиков);
• качество жизни в регионе (качество жилья, экономическая ситуация, культурные, рекреационные возможности и т.д.).
Соотношение между отдельными факторами социально-экономического развития туристских регионов и их значимость находятся в постоянном движении, однако целесообразно выделить ряд тенденций, которые сохранятся в ближайшее время.
Важнейшей тенденцией является то, что значение «жестких» факторов размещения снизилось в пользу «мягких». Именно последние все чаще становятся условиями социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона. В ходе постоянного развития транспорта и коммуникаций снизилась роль транспортных издержек. В то же время качество транспортных соединений (наличие международных аэропортов, скоростных железнодорожных линий) играет первостепенную роль в развитии туристского региона.
По группе «жестких» факторов в соответствии со структурной перестройкой экономики от первичного (сельское хозяйство) к вторичному (промышленность) и третичному (туристские и прочие услуги) секторам факторы «земля», «близость к источникам сырья», «издержки на заработную плату и первоначальный капитал» теряют свое значение в пользу агломерационных преимуществ (близости рынков, оснащения инфраструктурой и т.д.).
Среди «мягких» факторов определяющий вес получают стабильность экономического, социального и политического положения. Возрастает значение близости к исследовательским центрам, хороших условий жизни для высококвалифицированных кадров.
Важным фактором развития туристского региона становится и само наличие у управленческих структур региона стратегии согласованного развития, которая своей главной целью должна иметь создание благоприятного имиджа туристского региона, его положительной репутации.
Таким образом, управленческому звену организаций индустрии туризма, работникам региональных органов власти необходимо адекватно оценивать реальные факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности туристского региона, а также проводить постоянную работу по выявлению современных тенденций их дальнейшего совершенствования. Для этого из всей совокупности факторов выделяют главные, действующие в конкретном туристском регионе и/или преимущественно воздействующие на выбор местоположения конкретной организации индустрии туризма.
Анализ современных тенденций формирования факторов социально-экономического развития и конкурентоспособности туристских регионов показал, что в настоящее время особенно актуальна работа по оценке и позитивному воздействию на «мягкие» факторы социально-экономического развития региона. Поэтому усилия региональных органов управления, заинтересованных в развитии туристского региона, должны быть направлены на улучшение производственной, социальной, институциональной и экологической инфраструктур региона, создание и поддержание его имиджа как средства привлечения инвестиций в развитие туризма и всего региона в целом.
Иными словами, регион из места реализации маркетинговых решений хозяйствующих субъектов сам превращается в продукт, реализуемый на внутреннем и международном туристском рынке.
литература
1. Агалов В.К., Хомколов Г.В., Цырено-ва Е.Ю. Регулирование инвестиционной деятельности в депрессионных регионах. СПб.: Изд-во ГУЭФ, 2000.
2. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М.:Пресс-Соло, 2002.
3. Воронцов А.П. Рациональное природопользование. М.: ЭКМОС, 2000.
4. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
5. Менеджмент туризма: Основы менеджмента: учебник. М.: Финансы и статистика, 2002.
6. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Менеджмент региональной системы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
7. Региональная экономика / под ред. проф. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 1998.
8. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Се-нин В.С. Социально-экономическое развитие регионов России как фактор формирования спроса на туристские услуги. М.: КНОРУС, 2003.
9. Forsyth P., Larry D. Modelling TourismJobs. Canberra, 1994.
10. Ryan C. Recreational Tourism: A Social Science Perspectives. London, 1991.