Научная статья на тему 'Развитие внутреннего туризма в регионе'

Развитие внутреннего туризма в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
8190
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / TOURISM / DOMESTIC TOURISM / REGION / ECONOMY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Леонидова Екатерина Георгиевна

Туризм является отраслью, которая оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие территорий. Данный вид народнохозяйственной деятельности характеризуется мультипликативным эффектом, генерируя образование доходов в смежных отраслях экономики. Среди видов туризма ключевую роль стал играть внутренний туризм как основной источник финансовых поступлений от туристской деятельности. В регионах Российской Федерации внутренний туризм развит слабо, что связано с несовершенной инфраструктурой отрасли, несоответствием цены на туристские продукты их качеству, а также недостатком квалифицированных кадров. В последнее время особую значимость для данного направления приобрело воздействие внешних факторов, таких как неспокойная геополитическая обстановка в ряде стран, кризисные явления в экономике, запрет выезда россиян на популярные зарубежные курорты. Вопросы развития внутреннего туризма отражены в работах Д.Р. Макеевой, Е.В. Семеновой, Н.В. Масловой, Л.И. Черниковой, Г.Р. Фаизовой. Целью исследования является научное обоснование направлений, обеспечивающих развитие внутреннего туризма в регионе с учетом влияния внешних факторов. При этом используются научные методы сравнения, обобщения, анализа, синтеза, PEST-анализа, метод экспертного опроса. На основании анализа статистических данных выявлено сокращение числа поездок россиян в туристских целях с одновременным ростом их спроса на гостиничные услуги внутри страны. Кроме того, имеющийся в настоящее время туристический потенциал позволяет развивать широкий спектр видов туризма для внутренних туристов. Как выяснилось, препятствуют этому недостаток в регионе турпродуктов, привлекающих внутренних туристов, несовершенство туристической инфраструктуры и отсутствие у населения денежных средств на осуществление туристической поездки. В заключении статьи определены на основе PEST-анализа направления, способствующие наиболее эффективному развитию внутреннего туризма в регионе, учитывающие экономическую и геополитическую конъюнктуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic Tourism Development in a Region

Tourism is a sector which has a significant impact on the socio-economic development of territories. This type of national economic activity is characterized by a multiplier effect, generating incomes in related economic sectors. Among all types of tourism, the key role belongs to domestic tourism as the main source of income from tourist activities. Russian regions, domestic tourism is poorly developed due to imperfect infrastructure of the sector, lack of correlation between prices for tourism products and their quality, and lack of qualified personnel. In recent years, external factors are of particular significance for this sector; they include turbulent geopolitical situation in some countries, crisis phenomena in the economy, ban on travelling to popular foreign resorts for Russian citizens. The issues of domestic tourism development are reflected in works by D.R. Makeeva, E.V. Semenova, N.V. Maslova, L.I. Chernikova, G.R. Faizov. The purpose for the research is to study directions for domestic tourism development in the region taking into account the influence of external factors. The author uses scientific methods of comparison, generalization, analysis, synthesis, PEST-analysis, and the method of expert survey. Statistical data analysis helped reveal the reduction in the number of Russians' tourist trips and a simultaneously increasing demand for hotel services in the country. It has been revealed that the currently available tourism potential helps develop a wide range of types of domestic tourism. The reasons hindering domestic tourism development are lack of tourism products in the region which would attract domestic tourists; inadequate tourist infrastructure and the population's lack of funds for tourist trips. In conclusion, based PEST-analysis, the author specifies directions which ensure efficient domestic tourism development in the region, taking into account the economic and geopolitical situation.

Текст научной работы на тему «Развитие внутреннего туризма в регионе»

МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ

DOI: 10.15838/esc/2017.2.50.15 УДК 338.48, ББК 65.433

© Леонидова Е.Г.

Развитие внутреннего туризма в регионе

Екатерина Георгиевна ЛЕОНИДОВА

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук

Вологда, Российская Федерация, ул. Горького, д. 56а E-mail: [email protected]

Аннотация. Туризм является отраслью, которая оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие территорий. Данный вид народнохозяйственной деятельности характеризуется мультипликативным эффектом, генерируя образование доходов в смежных отраслях экономики. Среди видов туризма ключевую роль стал играть внутренний туризм как основной источник финансовых поступлений от туристской деятельности. В регионах Российской Федерации внутренний туризм развит слабо, что связано с несовершенной инфраструктурой отрасли, несоответствием цены на туристские продукты их качеству, а также недостатком квалифицированных кадров. В последнее время особую значимость для данного направления приобрело воздействие внешних факторов, таких как неспокойная геополитическая обстановка в ряде стран, кризисные явления в экономике, запрет выезда россиян на популярные зарубежные курорты. Вопросы развития внутреннего туризма отражены в работах Д.Р. Макеевой, Е.В. Семеновой, Н.В. Масловой, Л.И. Черниковой, Г.Р. Фаизовой. Целью исследования является научное обоснование направлений, обеспечивающих развитие внутреннего туризма в регионе с учетом влияния внешних факторов. При этом используются научные методы сравнения, обобщения, анализа, синтеза, PEST-анализа, метод экспертного опроса. На основании анализа статистических данных выявлено сокращение числа поездок россиян в туристских целях с одновременным ростом их спроса на гостиничные услуги внутри страны. Кроме того, имеющийся в настоящее время туристический потенциал позволяет развивать широкий спектр видов туризма для вну-

Для цитирования: Леонидова, Е.Г. Развитие внутреннего туризма в регионе / Е.Г. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2017. — Т 10. — № 2. — С. 271-283. DOI: 10.15838/esc/2017.2.50.15 For citation: Leonidova E.G. Domestic tourism development in a region. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2017, volume 10, no. 2, pp. 271-283. DOI: 10.15838/esc/2017.2.50.15

туристов. Как выяснилось, препятствуют этому недостаток в регионе турпродуктов, привлекающих внутренних туристов, несовершенство туристической инфраструктуры и отсутствие у населения денежных средств на осуществление туристической поездки. В заключении статьи определены на основе РБ8Т-анализа направления, способствующие наиболее эффективному развитию внутреннего туризма в регионе, учитывающие экономическую и геополитическую конъюнктуру.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, регион, экономика.

Введение. Для российских регионов, характеризующихся монопрофильностью структуры экономики, актуальной задачей является поиск внутренних источников развития. При этом особое значение для территории приобретает развитие отраслей, которые обладают мультипликативным эффектом, то есть положительно влияют на смежные отрасли народного хозяйства, создавая новые рабочие места, повышая мобильность населения, а также вклад в бюджеты всех уровней, обеспечивая экономический рост территории. В качестве сектора экономики, обладающего подобными характеристиками, может рассматриваться туризм. Согласно данным Всемирной туристской организации, на эту сферу приходится 9,8% мирового валового внутреннего продукта, каждое 11-е рабочее место [18;20]. Туристская отрасль индуцирует развитие до 32 смежных отраслей народного хозяйства. Кроме того, она выступает в качестве способа диверсификации экономики, обусловливая повышение устойчивости социально-экономических систем. При этом следует отметить, что развитие данной отрасли не исключает традиционного пути развития производственного сектора экономики (машиностроение, обрабатывающая промышленность, нефтегазовый сектор и т.д.), а способствует более эффективному использованию имеющегося у региона потенциала, в частности туристских ресурсов.

В 2014—2016 гг. в структуре туристического рынка Российской Федерации про-

изошли серьезные изменения, связанные с сокращением выездного турпотока вследствие существенного снижения курса национальной валюты, влиянием экономического кризиса, длительным запретом на продажу туров для россиян по ведущим выездным направлениям (Турция и Египет), а также неспокойной геополитической обстановкой в мире. Это обусловило сокращение спроса россиян на зарубежные направления и увеличило интерес к отдыху внутри страны.

В Российской Федерации внутренний туризм, предполагающий перемещения граждан внутри страны в целях туризма, развит не в полной мере. Между тем в экономике зарубежных стран (США, Китай, Япония и др.) он обеспечивает до 80% денежных поступлений в структуре видов туризма (рис. 1).

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена противоречием между высокой социально-экономической значимостью сферы внутреннего туризма и недостаточным уровнем ее развития в регионах РФ в современных экономических условиях. Целью исследования является научное обоснование направлений, обеспечивающих развитие внутреннего туризма в регионе с учетом влияния внешних факторов. Для ее достижения были рассмотрены имеющиеся подходы к понятию «внутренний туризм», выполнен анализ развития данной сферы в российских регионах, а также определено влияние на нее внешних факторов.

Рисунок 1. Туристские расходы резидентов и международных туристов в 2015 г.,

млрд. долл. США [17; 20].

189,7

805,6

100

200

300

400

500

600

700

800

900

□ Выездной туризм □ Внутренний туризм

0

Методы исследования. Методологические подходы к исследованию базируются на общенаучных методах сравнения, обобщения, анализа, синтеза, PEST-анализа, методе экспертного опроса. Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных экономистов в области методических и практических вопросов управления развитием туризма с учетом региональных особенностей. Вопросы регионального развития освещены в трудах таких ученых, как А.Г. Гран-берг, С.Ю. Глазьев, Р.С. Гринберг и другие [2; 10; 12]. Теоретические и практические походы к развитию туризма широко исследованы и в работах зарубежных ученых, которые применительно к внутреннему туризму рассматривают значимость его развития для экономики территории, фокусируя свое внимание на его проблемах

[19; 21]. Влияние туризма на экономику на региональном уровне отражено в работах отечественных ученых Т.Н. Григоренко, Л.Н. Казьминой, В.И. Кружалина, К.В. Кру-жалина, Н.В. Шабалиной, Т.В. Усковой и др. [1; 3; 6; 11; 13-15; 19; 21]. Проблемы развития внутреннего туризма изучали Д.Р. Макеева, Е.В. Семенова, Н.В. Масло-ва, Л.И. Черникова, Г.Р. Фаизова и другие ученые [7; 9; 6]. Вместе с тем анализ вышеперечисленных работ позволил заключить, что способы стимулирования развития внутреннего туризма на региональном уровне остаются малоизученными. Кроме того, в них нечетко прослеживается связь между внутренним туризмом и региональным развитием.

Результаты исследования. Несмотря на широкое применение термина «внутренний туризм», он до сих пор не имеет общепри-

определения, учитывающего и включающего все его особенности. Согласно ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132 от 24.11.1996 г., внутренний туризм определяется как туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. В.А. Квартальнов предлагает понимать под внутренним туризмом временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях [4].

Рассмотренные определения конкретизируют субъектов внутреннего туризма и их цель, подчеркивают его территориальный аспект, однако не учитывают его экономического и социального влияния на развитие территорий. Хотя известно, что внутренний туризм для экономики региона более значим, чем въездной и выездной, поскольку производство и потребление туристского продукта на территории региона стимулирует местных производителей к расширению производства товаров и услуг и содействует приросту конечного потребления, увеличивая таким образом валовой региональный продукт. Помимо создания новых рабочих мест и удовлетворения потребностей населения в отдыхе, познании и пр., социальная функция внутреннего туризма состоит в развитии человеческого потенциала региона. Так, инфраструктура туризма, включающая сеть коллективных средств размещения, питания, развлечений, оздоровления и спорта, способствует снятию психического и эмоционального напряжения, укреплению здоровья жителей как региона, так и страны в целом.

В целях социально-экономического развития регионов, характеризующихся

снижением макроэкономических показателей, необходим поиск и обоснование внутренних источников роста экономики. Учитывая вышесказанное, отметим, что внутренний туризм может рассматриваться в качестве фактора роста экономики, поскольку производит на основе имеющихся ресурсов туристский продукт, потребление которого туристами позволяет развиваться экономике региона. Представленный подход не противоречит существующим направлениям изучения внутреннего туризма, а дает возможность дополнить сущность данного явления, отражая его роль в социально-экономическом развитии региона.

Анализ статистической информации свидетельствует о том, что новые экономические условия обусловили снижение спроса российских туристов на туры в зарубежные страны. Так, общее число выездных туристских поездок в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократилось почти на 20% (табл. 1).

За период с 2010 по 2015 год отмечен рост числа россиян, останавливающихся в гостиницах и иных средствах проживания (пансионатах, лагерях, кемпингах и пр.), по всем федеральным округам Российской Федерации (табл. 2). Так, почти в 2 раза увеличилось значение данного показателя в Южном федеральном округе, что объясняется ростом курса национальной валюты и закрытием ведущих пляжных направлений — Турции и Египта. Следует отметить, что за 2014—2015 гг., благодаря вхождению Республики Крым в состав РФ, количество постояльцев в средствах размещения возросло в 4 раза. Эти данные свидетельствуют и о растущем спросе граждан РФ на гостиничные услуги, в том числе обусловленном интересом к внутренним туристским ресурсам.

Таблица 1. Страны с наибольшим числом въездов российских туристов

Страна Число поездок, тыс. Изменение Место в рейтинге по числу поездок

2014 г. 2015 г. % 2014 2015

Финляндия 4 283 3 067 -28,4 1 4

Турция 4 216 3 460 -17,9 2 2

Казахстан 3 330 3 125 -6,2 3 3

Абхазия 3 282 3 824 16,5 4 1

Египет 2 880 2 244 -22,1 5 5

Украина 2 558 1 657 -35,2 6 6

Эстония 1 775 1 477 -16,8 7 7

Китай 1 731 1 284 -25,8 8 9

Польша 1 608 1 322 -17,8 9 8

Германия 1 435 1 111 -22,6 10 10

Тайланд 1 250 675 -46,0 11 13

Греция 1 165 634 -45,6 12 16

Испания 1 140 693 -39,2 13 12

Италия 994 662 -33,4 14 14

Литва 798 743 -6,9 15 11

ОАЭ 737 472 -35,9 16 19

Азербайджан 734 584 -20,4 17 17

Кипр 670 550 -17,9 18 18

Болгария 559 413 -26,1 19 20

Грузия 532 651 22,3 20 15

Франция 521 408 -21,7 21 21

Чехия 513 361 -29,7 22 22

Латвия 404 312 -22,8 23 24

Израиль 361 299 -17,2 24 25

Южная Осетия 358 Менее 321 Менее -10,3 25 Ниже 25

Вьетнам 352 321 -8,8 26 23

Другие страны 5 088 4 041 -20,6 Х Х

Источник: Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. Июль 2016 / под ред. Л.Н. Овчаровой. - М.: НИУ ВШЭ, 2016.

Таблица 2. Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел.

Территория 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015 к 2010, в %

Российская Федерация 27166,7 29310,2 31798,4 32560,6 33798,5 43656,9 161

Центральный федеральный округ 7759,5 8303,2 9029,3 9418,3 9660,9 11921,4 154

Южный федеральный округ 3434,2 3472,3 3651,4 3681,5 4809,4 6846,8 199

Приволжский федеральный округ 4460,2 4914,2 5635,0 5850,9 5707,1 6777,1 152

Северо-Западный федеральный округ 3546,0 3936,0 4051,2 4051,9 4209,1 5415,1 153

Сибирский федеральный округ 3138,8 3402,1 3608,7 3867,3 3519,8 4485,0 143

Уральский федеральный округ 2201,0 2543,7 2987,6 2979,2 2784,4 3054,6 139

Дальневосточный федеральный округ 1607,9 1698,0 1760,9 1609,0 1518,9 2028,6 126

Крымский федеральный округ - - - - 442,1 1825,1 413

Северо-Кавказский федеральный округ 1019,2 1040,6 1074,4 1102,5 1146,7 1303,2 128

Источник: данные Росстата.

^мнению экспертов Высшей школы экономики, более дешевые поездки в пределах страны, переход к стратегиям экономии могут стать фактором роста рынка внутреннего российского туризма [8].

Одним из регионов, наиболее благоприятных для развития туристической деятельности, привлекающих внутренних туристов, является Северо-Западный федеральный округ, в котором сконцентрированы культурно-исторические и природные ресурсы, служащие основой для создания разнообразных турпродуктов. В нем расположено самое большое в стране количество памятников культуры и природы, находящихся под охраной ЮНЕСКО (табл. 3).

Кроме того, по состоянию на 2014 г. он занимал второе место в РФ после Центрального федерального округа по числу объектов культурного наследия. Туристические ресурсы СЗФО позволяют развивать

культурно-исторический, экологический, событийный, сельский и другие виды туризма, привлекающие в том числе внутренних туристов.

Однако имеющийся в настоящее время потенциал реализуется неэффективно. Так, анализ продаж туров показал, что в 2010 — 2015 гг. доля туров, проданных турфирмами СЗФО в регионы РФ, не высока (табл. 4). Например, в 2015 году значение данного показателя составило 32% от общего объема реализованных турпакетов.

Число коллективных средств размещения (КСР) в этом регионе увеличивается. В период с 2010 по 2015 г. оно выросло почти на 34% (табл. 5). Причем рост данного показателя отмечен во всех субъектах СЗФО: только в Калининградской области — в 3,5 раза. Такая тенденция обусловлена интересом со стороны представителей гостиничного бизнеса к строительству новых объектов.

Таблица 3. Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, расположенных на территории СЗФО

Название объекта Местоположение объекта Год внесения в список № объекта в списке

Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников г. Санкт-Петербург 1990 540

Архитектурный ансамбль Кижского погоста Республика Карелия 1990 544

Исторические памятники Новгорода и его окрестностей Новгородская область 1992 604

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова» Архангельская область 1992 632

Девственные леса Коми Республика Коми 1995 719

Ансамбль Ферапонтова монастыря Вологодская область 2000 982

Куршская коса Калининградская область (совместно с Литвой) 2003 994

Геодезическая дуга Струве Ленинградская область 2005 1187

Источник: официальный сайт ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). - Режим доступа: http://whc.unesco. org/ (дата обращения: 01.08.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Количество туров, проданных туристскими фирмами СЗФО, тыс. шт.

Число туров 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015 к 2010, в %

Всего 545,4 626,4 790,3 1029,1 496,6 156,2 28,6

из них по территории России 115,2 89,8 141,3 143,4 147,0 49,5 43,0

по зарубежным странам 383,8 468,2 616,1 834,0 284,8 102,8 26,8

Источник: данные Росстата.

Таблица 5. Количество коллективных средств размещения в СЗФО, ед.

Территория 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015 к 2010, в %

Северо-Западный федеральный округ 1454 1532 1893 1504 1556 1942 133,6

г. Санкт-Петербург 360 382 434 382 389 412 114,4

Ленинградская область 265 322 393 253 269 274 103,4

Калининградская область 57 57 81 109 109 201 352,6

Вологодская область 145 142 171 131 120 200 137,9

Республика Карелия 105 125 149 129 133 182 173,3

Архангельская область 124 120 142 112 145 166 133,9

Мурманская область 136 127 183 118 119 143 105,1

Республика Коми 97 76 97 86 87 132 136,1

Новгородская область 92 97 135 110 111 126 137,0

Псковская область 73 84 108 74 74 106 145,2

Источники: Российский статистический ежегодник: стат. сб. - М.: Росстат, 2015. - 728 с.; Культура, туризм и отдых в Псковской области. 2015: стат. сб. / Псковстат. - Псков, 2015. - С. 34.

Таблица 6. Коэффициент загрузки гостиниц и аналогичных средств размещения в Северо-Западном федеральном округе

Территория 2010 2012 2013 2014 2015 2015 к 2010, в %

г. Санкт-Петербург 0,39 0,44 0,37 0,35 0,49 125,6

Северо-Западный федеральный округ 0,33 0,36 0,33 0,30 0,36 109,1

Новгородская область 0,33 0,30 0,28 0,28 0,33 100,0

Архангельская область 0,43 0,37 0,25 0,33 0,33 76,7

Калининградская область 0,15 0,34 0,33 0,20 0,32 213,3

Республика Карелия 0,29 0,29 0,29 0,27 0,30 103,4

Республика Коми 0,31 0,38 0,41 0,33 0,30 96,8

Псковская область 0,32 0,32 0,27 0,19 0,26 81,3

Ленинградская область 0,27 0,29 0,28 0,20 0,25 92,6

Мурманская область 0,28 0,26 0,32 0,25 0,25 89,3

Вологодская область 0,16 0,18 0,23 0,22 0,23 143,8

Источник: Культура, туризм и отдых в Псковской области. 2015: стат. сб. // Псковстат. - Псков, 2015. - С. 36.

В то же время, как показал анализ коэффициента загрузки КСР, их заполняе-мость в СЗФО достаточно низкая — 0,36 (табл. 6). При этом за исследуемый период значение данного показателя в Архангельской, Псковской, Ленинградской, Мурманской областях, Республике Коми уменьшилось.

Данный факт можно объяснить тем, что на рынке гостиничных услуг имеет место ситуация, которая характеризуется высокой конкуренцией со стороны предприятий, предоставляющих услуги проживания, и недостатком туристского продукта,

способного удовлетворить потребителей и, таким образом, задержать туриста в месте пребывания, загрузив гостиницы и аналогичные средства размещения. В большинстве субъектов СЗФО турфирмами предлагаются однотипные туры, основанные только на осмотре историко-культурных достопримечательностей.

Кроме того, растущий спрос населения РФ на услуги средств размещения тормозится сокращением его реальных денежных доходов и уровнем заработной платы. В течение 2012 — 2015 гг. отмечена тенденция к снижению данных показателей (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения РФ

108 106 -104 102 100 -98 96 -94 92

108,4

105,9

105,2

104,8

101,2

100,5

110

105

100

- 95

90

85

80

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

■ Реальные располагаемые денежные доходы по Российской Федерации, в%к предыдущему году

■ Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников, в%к предыдущему году

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики РФ. - Режим доступа:www.gks.ru/free_doc/ г^_в11е/рори!айопЛгиЛ'8г-2агр!а1аЛ5.Ьос; http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_12kv.htm

Другой проблемой развития внутреннего туризма в регионе является несоответствие инфраструктуры мировым стандартам качества и уровня обслуживания. Так, например, здесь только половина всего дорожного полотна (53,3%) имеет качественное покрытие (табл. 7). Этот факт снижает транспортную доступность внутренних туристов к достопримечательностям региона.

Во многих субъектах Российской Федерации отсутствует система классификации гостиниц, пляжей, горнолыжных объектов и других туристических объектов, что влияет на качество предоставляемых услуг. Между тем классификация гостиничных предприятий является одним из важнейших механизмов управления качеством обслуживания, так как дает возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность для потребителя [5].

Таким образом, развитие внутреннего туризма в Российской Федерации в целом и в Северо-Западном федеральном округе в частности сопряжено с определенными проблемами. Среди всех субъектов СЗФО Вологодская область характеризуется высоким культурно-историческим потенциалом, служащим для развития широкого спектра видов туристической деятельности.

В ходе анализа воздействия внешних факторов на развитие данного направления туристского рынка использовался метод РББТ-анализа, который базировался на агрегировании результатов экспертного опроса. В состав группы экспертов вошли специалисты Департамента культуры и туризма Вологодской области, представители турфирм, занимающихся разработкой туров внутри региона, а также научные сотрудники ИСЭРТ РАН, представители

Таблица 7. Некоторые показатели качества автомобильных дорог за 2015 г.

Территория Общая протяженность автодорог, км Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с усовершенствованным покрытием* в протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, %

Северо-Западный федеральный округ 142 080,9 53,3

г. Санкт-Петербург 3 412,1 92,5

Мурманская область 3 523,4 77,8

Калининградская область 8 671,8 70,5

Республика Коми 7 595,3 68,2

Ленинградская область 22 286,9 61,4

Новгородская область 14 877,6 55,3

Республика Карелия 10 761,8 50,5

Псковская область 22 773,7 43,5

Вологодская область 28 531,8 42,7

Архангельская область 19 646,5 33,9

* К автомобильным дорогам с усовершенствованным покрытием относятся дороги со следующими видами покрытия: цементобетонным, асфальтобетонным, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами. Источник: данные Федеральной службы государственной статистики РФ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/transport/

Таблица 8. Ранжирование наиболее значимых факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие внутреннего туризма Вологодской области

Фактор К вл. 1* Квл. 2*

Политико-правовые факторы

Наличие программных документов развития сферы туризма 4,6 4,8

Совершенство законодательной базы в сфере туризма 5,1 5,1

Международная обстановка 5,8 4,1

Экономические факторы

Уровень доходов населения 8,8 8,8

Уровень инфляции 9,0 8,0

Покупательная способность населения 9,3 8,3

Финансовое состояние туристских организаций 6,8 6,5

Доступность кредитов для предпринимателей 5,1 4,8

Социальные факторы

Половозрастная характеристика туристов 6,6 6,0

Уровень образования и квалификации кадров индустрии туризма 8,0 8,3

Тенденция к дроблению отпускного времени 4,5 4,6

Численность населения страны 4,6 4,5

Технологические факторы

Электронная коммерция, системы онлайн-бронирования 9,0 9,5

Развитие услуг сотовой связи и сети Интернет, распространение беспроводного Интернета (Wi-Fi) 7,5 7,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Развитие платежных систем, применение мобильных платежей в сфере туризма 6,6 7,8

Инновационные технологии в индустрии туризма (транспорт, связь, автоматизированные системы управления и т.п.). 8,8 9,6

* К вл. 1 - действие факторов в ближайшей и среднесрочной перспективе (2016-2020 гг.); * К вл. 2 - действие факторов в долгосрочной перспективе (2021-2030 гг.). Источник: составлено автором.

учебных заведений Вологодской области, исследовательская деятельность которых направлена на изучение состояния, тенденций и перспектив развития туризма.

Результаты PEST-анализа, представляющие собой ранжированный ряд наиболее значимых факторов, включающих политические (Policy), экономические (Economy), социальные (Society) и технологические (Technology) аспекты внешней среды, воздействующих на развитие внутреннего туризма Вологодской области в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, представлены в таблице 8.

Выводы и заключение. Проведенный PEST-анализ показал, что наибольшее влияние на развитие внутреннего туризма в ближайшей и долгосрочной перспективе будут оказывать экономические и технологические факторы. В связи с этим сформированы направления, реализация которых способствует наиболее эффективному развитию данного сегмента рынка в частности и региональному развитию в целом.

Основные задачи при реализации концептуальных направлений развития внутреннего туризма состоят в следующем.

1. Развитие приоритетных внутренних туристских продуктов, в том числе на основе использования развития электронной коммерции, систем он-лайн-бронирова-ния, использовании инноваций. Это позволит увеличить конкурентоспособность туристского продукта региона, дифференцировать его среди аналогичных продуктов конкурентов.

Формирование приоритетных конкурентоспособных туристских продуктов должно основываться на развитии видов туристической деятельности, обеспечивающих рост потока внутренних туристов. Так, например, к числу таких видов туризма относится событийный туризм.

2. Формирование спроса на внутренний туристский продукт, услугу исходя из сложившихся и перспективных потребностей населения в отдыхе и соответствие его требованиям потенциальных потребителей.

Реализовать данное направление возможно за счет использования маркетингового подхода, в частности целевого маркетинга, который предполагает разработку определенного туристского продукта для определенного сегмента потребителей. Во-первых, региональным туристским администрациям необходимо на постоянной основе проводить маркетинговые исследования для выявления потребительских предпочтений потенциальных туристов и последующей сегментации рынка услуг внутреннего туризма. Во-вторых, целесообразно разработать информационную кампанию для рекламы туристских ресурсов региона и формирования среди населения желания путешествовать внутри страны. В-третьих, для повышения качества предоставляемых услуг предлагается формирование региональных стандартов гостеприимства, которые позволят региону создавать имидж и репутацию «гостеприимной территории» как в глазах туриста, так и в глазах местного населения. При этом создание подобного кодекса можно возложить на научные или образовательные организации региона.

3. Формирование доступного по цене предложения качественного внутреннего туристского продукта на базе существующих и перспективных туристских ресурсов региона. При реализации данного направления местным органам власти необходимо проводить политику, направленную на улучшение отношений с субъектами туристского бизнеса и включающую такие меры, как:

• предоставление льгот по налогообложению;

• предоставление гарантий при полу- лее эффективных направлений раЗ чении кредитов и займов; внутреннего туризма в регионе с учетом

• включение турфирм в региональные экономической турбулентности и могут проекты по развитию туризма. быть использованы региональными орга-

Таким образом, результаты данного ис- нами власти при разработке соответству-

следования состоят в определении наибо- ющих программ.

Литература

1. Анчукова, Н.В. Туризм в экономике региона [Текст] / Н.В. Анчукова, О.С. Москвина. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2002. - 72 с.

2. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики [Текст] : учеб. для вузов. — 5-е изд. / А.Г. Гранберг.- М. : ГУ ВШЭ, 2006. — 495 с.

3. Григоренко, Т.Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе [Текст] / Т.Н. Григоренко, Л.Н. Казьмина // Вестник Национальной академии туризма. — 2015. — № 4. — C. 14—17.

4. Квартальнов, В.А. Туризм [Текст]: учебник / В.А. Квартальнов. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.

5. Кошелева, А.И. Туристско-рекреационный комплекс Крыма: проблемы и перспективы развития в переходный период / А.И. Кошелева // Регион: экономика и социология. — 2015. — № 3. — С. 239—254.

6. Кружалин, В.И. Состояние российского туризма, проблемы и перспективы [Текст] / В.И. Кружалин, К.В. Кружалин, Н.В. Шабалина // Вестник Национальной академии туризма. — 2016. — № 1. — C. 10—13.

7. Макеева, Д.Р. Экономика туризма России на современном этапе: от выездного туризма к ориентированному на внутренний рынок [Текст] / Д.Р. Макеева // Вопросы региональной экономики. — 2015. — № 1. — С. 39—48.

8. Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. Июль 2016 / под ред. Л.Н. Овчаровой. — М.: НИУ ВШЭ, 2016.

9. Семенова, Е.В. Проблемы развития внутреннего туризма и некоторые пути их решения [Текст] / Е.В. Семенова, Н.В. Маслова // Вестник Национальной академии туризма. — 2016. — № 3. — С. 34—36.

10. Стратегические ориентиры экономического развития России [Текст] / Р.С. Гринберг, А.Я. Рубинштейн, Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, В.Л. Макаров [и др.]. — СПб. : Алетейя, 2010. — 664 с.

11. Стратегия развития туризма в Вологодской области [Текст] / В.А. Ильин, Ю.Н. Плеханов, ТВ. Ускова, С.А Селякова, Л.В. Дубиничева, К.В. Марков, Е.Н. Богачева. — Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. — 187 с.

12. Татаркин, А.И. Оценка инвестиционных потребностей социально-экономического развития региона [Текст] / А.И. Татаркин, М.Р. Биматов // Журнал экономической теории. — 2010. — № 2. — С. 29—33.

13. Ускова, Т.В. Социально-экономический ресурс туризма [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Л.В. Дубиничева, В С. Орлова. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2011. — 182 с.

14. Гулин, К.А. К вопросу о социально-экономической модернизации российских регионов / К.А. Гулин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2012. — № 4 (22). — С. 42—58.

15. Проблемы экономического роста территории [Текст]: монография / Т.В. Ускова, Е.В. Лукин, Т.В. Воронцова, Т.Г. Смирнова; под рук. Т.В. Усковой. — Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2013. —170 с.

16. Черникова, Л.И. К вопросу переориентации на внутренний туризм [Текст] / Л.И. Черникова, Г.Р. Фаизова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2016. — С. 52—60.

17. Ameriean Express Spending & Saving Тгаскег [Eleetronie resource]. — Available at: http://about.

americanexpress.com/news/sst

18. Eranomk Impart of Travel & Tourism 2015 [ЕЬсНошс resource]. — Available at : http://www.wtte.org/research/ economic-research/economic-impact-ana1ysis

19. Falk, J. H., Travel and learning: Aneglerted tourism research area [Text] / J. H. Falk, R. Ballantyne, J. Packer, P. Be^kendorff // Annals of Tourism Research. — 2012. — № 39. — Pp. 908—927.

20. International tourism [Ele^on^ resource]. — Available at : http://www.wor1dbank.org/en/country/russia

21. Antonakakis, N. Tourism and eranomk growth: Does democracy matter? [Text] / N. Antonakakis, M. Dragouni, B. Eecke1s, G. Filis // Annals of Tourism Research. — 2016. — № 39. — Pp. 231—267.

Сведения об авторах

Екатерина Георгиевна Леонидова — младший научный сотрудник, Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук (Российская Федерация, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а; e-mail: [email protected])

Abstract. Tourism is a sector which has a significant impact on the socio-economic development of territories. This type of national economic activity is characterized by a multiplier effect, generating incomes in related economic sectors. Among all types of tourism, the key role belongs to domestic tourism as the main source of income from tourist activities. Russian regions, domestic tourism is poorly developed due to imperfect infrastructure of the sector, lack of correlation between prices for tourism products and their quality, and lack of qualified personnel. In recent years, external factors are of particular significance for this sector; they include turbulent geopolitical situation in some countries, crisis phenomena in the economy, ban on travelling to popular foreign resorts for Russian citizens. The issues of domestic tourism development are reflected in works by D.R. Makeeva, E.V. Semenova, N.V. Maslova, L.I. Chernikova, G.R. Faizov. The purpose for the research is to study directions for domestic tourism development in the region taking into account the influence of external factors. The author uses scientific methods of comparison, generalization, analysis, synthesis, PEST-analysis, and the method of expert survey. Statistical data analysis helped reveal the reduction in the number of Russians' tourist trips and a simultaneously increasing demand for hotel services in the country. It has been revealed that the currently available tourism potential helps develop a wide range of types of domestic tourism. The reasons hindering domestic tourism development are lack of tourism products in the region which would attract domestic tourists; inadequate tourist infrastructure and the population's lack of funds for tourist trips. In conclusion, based PEST-analysis, the author specifies directions which ensure efficient domestic tourism development in the region, taking into account the economic and geopolitical situation.

Key words: tourism, domestic tourism, region, economy.

1. Anchukova N.V., Moskvina O.S. Turizm v ekonomike regiona [Tourism in region's economy]. Vologda: VNKTs TsEMI RAN, 2002. 72 p. (In Russian).

2. Granberg A.G. Osnovy regional'noi ekonomiki: ucheb. dlya vuzov [Basics of regional economy: textbook for higher education institutions]. 5th edition. Moscow: GU VShE, 2006. 495 p. (In Russian).

3. Grigorenko T.N., Kaz'mina L.N. Prioritety v oblasti razvitiya vnutrennego i v"ezdnogo turizma Rossii na sovremennom etape [Priorities in domestic and inbound tourism development in Russia at the present stage]. Vestnik natsional'noi akademii turizma [Bulletin of National Tourism Academy], 2015, no. 4, pp. 14—17. (In Russian).

4. Kvartal'nov V.A. Turizm: uchebnik [Tourism: textbook]. Moscow: Finansy i statistika, 2002. 320 p. (In Russian).

5. Kosheleva A.I. Turistsko-rekreatsionnyi kompleks Kryma: problemy i perspektivy razvitiya v perekhodnyi period [Tourist and recreational complex of Crimea: problems and prospects of development in the transition period]. Region: ekonomika i sotsiologiya [Region: economics and sociology], 2015, no. 3, pp. 239—254. (In Russian).

6. Kruzhalin V.I., Kruzhalin K.V, Shabalina N.V. Sostoyanie rossiiskogo turizma, problemy i perspektivy [Current state, problems and prospects of Russian tourism]. Vestnik natsional'noi akademii turizma [Bulletin of National Tourism Academy], 2016, no. 1, pp. 10—13. (In Russian).

Leonidova E.G.

Domestic Tourism Development in a Region

References

7. Makeeva D.R. Ekonomika turizma Rossii na sovremennom etape: ot vyezdnogo turizma k orientirow^gH^ na vnutrennii rynok [Russian tourism economy at the present stage: from outbound to the internal focus on the domestic market]. Voprosy regional'noi ekonomiki [Problems of regional economy], 2015, no. 1, pp. 39—48. (In Russian).

8. Ovcharova L.N. (Ed.). Naselenie Rossii v 2016godu: dokhody, raskhody i sotsial'noe samochuvstvie. Monitoring NIUVShE. Iyul'2016 [Russian population in 2016: income, expenditures and social well-being. Moscow Higher School of Economics Monitoring. July 2016]. Moscow: NIU VShE, 2016. (In Russian).

9. Semenova E.V., Maslova N.V Problemy razvitiya vnutrennego turizma i nekotorye puti ikh resheniya [Problems of domestic tourism development and some ways of their solution]. Vestnik natsional'noi akademii turizma [Bulletin of National Tourism Academy], 2016, no. 3, pp. 34—36. (In Russian).

10. Grinberg R.S., Rubinshtein A.Ya., Abalkin L.I., Glaz'ev S.Yu., Makarov V.L. et al. Strategicheskie orientiry ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Strategic benchmarks of Russia's economic development]. Saint-Petersburg: Aleteiya, 2010. 664 p. (In Russian).

11. Ilyin V.A., Plekhanov Yu.N., Uskova T.V., Selyakova S.A., Dubinicheva L.V., Markov K.V., Bogacheva E.N. Strategiya razvitiya turizma v Vologodskoi oblasti [Tourism development strategy in the Vologda Oblast]. Vologda: VNKTs TsEMI RAN, 2009. 187 p. (In Russian).

12. Tatarkin A.I., Bimatov M.R. Otsenka investitsionnykh potrebnostei sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Assessment of investment needs of the region's socio-economic development]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii [Russian journal of economic theory], 2010, no. 2, pp. 29—33. (In Russian).

13. Uskova T.V., Dubinicheva L.V., Orlova V.S. Sotsial'no-ekonomicheskii resurs turizma: monografiya [Socioeconomic tourist resources: monograph]. Vologda: ISERT RAN, 2011. 182 p. (In Russian).

14. Gulin K.A. K voprosu o sotsial'no-ekonomicheskoi modernizatsii rossiiskikh regionov [On the issue of socioeconomic modernization of Russian regions]. Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2012, no. 4 (22), pp. 42—58. (In Russian).

15. Lukin E.V., Vorontsova T.V., Smirnova T.G. Problemy ekonomicheskogo rosta territorii: monografiya [Problems of territories' economic growth: monograph]. Under academic supervision of Uskova T.V. Vologda: In-t sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya territorii RAN, 2013. 170 p. (In Russian).

16. Chernikova L.I., Faizova G.R. K voprosu pereorientatsii na vnutrennii turizm [On the re-focusing on domestic tourism]. Finansovaya analitika:problemy i resheniya [Financial Analytics: Science and Experience], 2016, pp. 52—60. (In Russian).

17. American Express Spending & Saving Tracker. Available at: http://about.americanexpress.com/news/sst

18. Economic Impact of Travel & Tourism 2015. Available at: http://www.wttc.org/research/economic-research/ economic-impact-analysis

19. Falk J. H., Ballantyne R., Packer J., Benckendorff P. Travel and learning: Aneglected tourism research area. Annals of Tourism Research, 2012, no. 39, pp. 908—927.

20. International tourism. Available at: http://www.worldbank.org/en/country/russia

21. Antonakakis N., Dragouni M., Eeckels B., Filis G. Tourism and economic growth: Does democracy matter? Annals of Tourism Research, 2016, no. 39, pp. 231—267.

Ekaterina Georgievna Leonidova — Junior Research Associate, Institute ofSocio-Economic Development of Territories of Russian Academy of Science (56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russian Federation; e-mail: [email protected])

Information about the Author

Статья поступила 07.02.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.