УДК 300-399.33
КЛАСТЕРЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ,
УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Т.В. Клочкова, канд. экон. наук,
Московский государственный университет культуры и искусств, Жуковский филиал E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к определению сущности кластера, а также объективные предпосылки для возникновения и развития туристско-рекреационного кластера как фактора стимулирования внутреннего туризма и внесения значительного вклада в развитие экономики страны.
Ключевые слова: индустрия туризма, кластер, конкурентоспособность, особые экономические зоны туристско-рекреационного типа, регион, туризм,турист.
Abstract. The paper considers different approaches to the definition of a cluster, as well as the objective preconditions for the emergence anddevelopment of tourism and recreation cluster as a factor in promotingdomestic tourism and make a significant contribution to the economy of the country.
Keywords: tourism industry, cluster, competitiveness, special economiczone of tourist-recreational type, region, tourism, tourist.
В последнее время все шире в научный оборот в региональной экономике и экономической географии входит понятие кластера как особой формы территориальной организации (самоорганизации) производства в условиях рыночной экономики. Первоначально кластерный подход был применен к промышленному производству, и его основоположниками были А. Маршалл и Б.С. Ястремский, но популяризатором идеи отраслевых кластеров для повышения региональной конкурентоспособности стал профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер. Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции». Согласно его теории,
помимо традиционных факторов конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств на конкретной территории, должны быть созданы такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.
По М. Портеру, кластеры вырастают только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом над другими регионами за счет более высокой производительности, развития инноваций и новых видов бизнеса. Классическими примерами считаются кластер компьютерных технологий в Силиконовой долине (США), логистический кластер в Роттердаме (Нидерланды), кластер оффшорного программирования в Бангалоре (Индия) [14].
Так, М. Портер определяет кластер как «географически сконцентрированную группу взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений), конкурирующих и при этом ведущих совместную деятельность» [17, с. 263].
В научной экономической и географической литературе существует большое количество определений кластеров, они различаются по масштабам, направленности, но в целом суть кластеров едина: кластер представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом [7, с. 129-134].
Кластер представляет собой значительно более сложное явление, чем простое объединение фирм для совместной маркетинговой деятельности или проведения согласованной политики закупок. Он предполагает их более глубокую технологическую кооперацию на основе участия в системах накопления стоимости. При этом фирмы не только включаются в процесс кооперирования, но, что очень важно, продолжа-
ют конкурировать друг с другом избирательно, в отдельных областях. Такое конкурентное соседство является движущей силой постоянных продуктовых и технологических обновлений, направленных на рост производительности всех факторов производства, и обеспечивает быстрое распространение новшеств. В кластере формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона. Таким образом, кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей.
По мнению А.Ю. Александровой, в индустрии туризма кластеры играют решающую роль в формировании туристских центров, привлечении в них посетителей и повышении их конкурентоспособности. В настоящее время в России идет процесс формирования ряда региональных и локальных кластеров. Этот процесс ускорился в связи с принятием в 2006 г. поправок к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и выделением особых экономических зон туристско-рекреационного типа. А.Ю. Александрова полагает, что складывающуюся в рамках этих зон систему взаимосвязанных фирм, организаций и учреждений в сфере путешествий и отдыха населения можно рассматривать как зарождающийся региональный туристский кластер [8, с. 51-61].
Цель создания туристического кластера - повысить конкурентоспособность территории на туристическом рынке за счет синергетиче-ского эффекта, в том числе за счет:
■ повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер;
■ стимулирования инноваций;
■ стимулирования развития новых направлений.
Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.
Центральным понятием кластера являются туристские ресурсы, именно им принадлежит решающая роль в развитии туризма, т. к. они в большей степени являются основным мотивом и причиной участия людей в туристских поездках.
Главное звено кластера - турист, именно на него направлена вся деятельность, при этом важно, чтобы новый туристский продукт был
ему интересен. Во время путешествия турист потребляет разные услуги - общие, специфические туристские и сопутствующие. Прежде всего он нуждается в услугах по поддержанию своей жизнедеятельности - жилье, питании, транспорте, досуге. Именно поэтому основными из элементов кластера являются поставщики специализированных туристских услуг. Развитие кластера зависит также от экономических, природных, социокультурных и политических условий, которые имеют тенденцию изменяться.
При формировании туристского кластера необходимо идентифицировать его географические границы и учитывать климатические факторы, которые относятся к природным условиям. Географические границы во многом создают транспортные коммуникации (состояние автомобильных дорог, развитие малой авиации, водного транспорта), которые соединяют между собой основные центры притяжения туристов.
Важно учитывать традиции и культуру местного населения - социокультурные условия, которые непосредственно влияют на индустрию гостеприимства.
По мнению А.Ю. Александровой, особое внимание при формировании туристского кластера необходимо уделять взаимосвязям между его элементами [4].
Мировой опыт показывает, что в условиях рынка кластеры - наиболее эффективные и гибкие структуры. В их основе лежат два принципа - кооперация и конкуренция. Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. На раннем этапе, считает М. Портер, главная задача правительства - улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является ее способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Создание конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера приводит к созданию и продвижению бренда рекреационно-туристского района.
Зарубежный опыт создания и функционирования туристско-рекреационных кластеров богат и разнообразен. Реализация кластерных проектов приносит ощутимые результаты на Ямайке, где в благоприятных природно-климатических условиях в настоящее время активно развивается туристическая инфраструктура и музыкально-досуговая
индустрия. Положительный эффект функционирование кластеров наблюдается в Германии, Австрии, Финляндии, где туристские кластеры создаются на базе университетов.
Показателен пример ЮАР: в 1990-е гг. в Кейличе недалеко от Кейптауна был сформирован локальный туристский кластер при инициативе местного сообщества и поддержке туристской администрации Капской провинции. Анализ результативности проекта свидетельствует о высокой значимости государственно-частного партнерства в создании и развитии туристского кластера. Примером тематического туристского кластера служит кластер винного туризма в долине Напа в штате Калифорния, США [9, с. 26].
В Казахстане в настоящее время формируется семь пилотных проектов кластеров, среди которых и туристический. Между участниками туристского кластера развиваются горизонтальные и вертикальные связи. Предполагается, что развитие туристского кластера повлечет за собой масштабное строительство гостиниц, кемпингов, ресторанов, что даст импульс развитию легкой, пищевой, строительной промышленности. Пилотный проект туристического кластера будет концентрироваться в г. Алма-Аты и Алматинской области. Его конкурентными преимуществами являются широкие возможности для развития делового, экологического, культурно-познавательного, экстремального видов туризма [21].
Понимание состояния кластеров в регионе обеспечивает важное видение внутренних свойств производственного потенциала экономики кластеров и ограничений, существующих для их будущего развития [13, с. 12].
Новые экономические отношения выдвигают вопрос о конкурентных позициях региона в рыночной среде. Конкурентные возможности региональной системы зависят от социальных, экономических, научно-технических, экономико-географических, рекреационных, экологических и других условий.
Понятие конкуренции к территории весьма условно, т. к. территория обладает определенными постоянными физическими характеристиками и не может их изменить в ответ на динамику рыночных условий, что составляет суть конкурентного процесса [15, с. 181].
Проблемы конкурентоспособности территорий отличаются большой сложностью, обусловленной их масштабностью и многосторонностью. М. Портер утверждает, что конкурентоспособность регионов
основывается «либо на макроэкономической политике (дефицит бюджета управления, валютная политика, открытие рынков и приватизация), либо на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье или капитал». Он добавляет, что «конкурентоспособность, связанная с местоположением, главным образом обусловлена характером промышленного окружения» [17, с. 20].
Конкуренцию между кластерами можно определить как «соперничество между регионами, обусловленную совокупностью экономических, социальных, научно-образовательных, экономико-географических, информационных, институциональных, геополитических и иных факторов, за привлечение определенных видов ресурсов, товаров, услуг, капитала, инвестиций, населения» [10, с. 38-42].
Индустрия туризма имеет ряд особенностей, придающих актуальность кластерному подходу в развитии сферы отдыха и путешествий. Одна из главных особенностей состоит в том, что индустрия туризма тесно взаимосвязана с другими отраслями экономики. Промышленность и сельское хозяйство, строительство и торговля участвуют в удовлетворении многообразного и комплексного туристского спроса. По данным Министерства торговли США, в сферу обслуживания посетителей вовлечено 24 отрасли экономики страны. В связи с этим вычленить туристскую составляющую и провести четкие границы туристского сектора чрезвычайно сложно.
Индустрия туризма имеет фрагментарную внутреннюю структуру, что дает некоторым исследователям основание ставить под сомнение правомерность отнесения туризма к отраслям экономики. В обслуживании туристов участвуют предприятия размещения, общественного питания, транспорта, развлечений и т.д. Они входят в разные сектора индустрии туризма (в экономике, вероятно, не существует другой такой отрасли, которая бы включала столь разные сектора) и обычно принадлежат разным владельцам. Каждый из них руководствуется частными интересами, нередко вступающими в противоречие с интересами других владельцев.
Следующая особенность индустрии туризма также имеет отношение к образованию и функционированию туристских кластеров. Ее продукт - туристские услуги - не подлежит хранению, он производится и потребляется одновременно. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент. С этой точки зрения производ-
ство и потребление услуг неотделимы. Их неразрывность обусловливает изменение роли покупателя и продавца в процессе воспроизводства. Турист не просто потребляет услуги размещения, перевозки, развлечений и др., но подключается к их производству и доставке. Он становится непосредственным участником всех фаз процесса воспроизводства. Следовательно, поставщик должен постоянно заботиться о том, что и как производить.
Проблема еще больше осложняется тем, что потребители и производители по-разному воспринимают туристский продукт. Если для потребителя туристский продукт есть комплексное обслуживание - набор услуг, реализуемый туристам в едином пакете, - то для производителя - туристского предприятия - это конкретный вид предоставляемых услуг, составная часть пакета. Туристы понимают туристский продукт более широко, чем производители. Кроме того, приобретая туры, они в действительности ищут совсем иное, нежели простой набор услуг. Одни, отправляясь в отпуск, покупают путевку на курорт, чтобы расслабиться, восстановить физические силы, загореть, другие выезжают в командировку для проведения деловых переговоров и заключения контрактов. Туристы, следовательно, нуждаются не собственно в продуктах, которые выступают объектом торговых сделок, а в новых ощущениях, приключениях, возможностях расширить бизнес и т.д. Поэтому индустрию туризма часто называют «индустрией впечатлений». Туристские впечатления зависят от работы всей совокупности предприятий, обслуживающих посетителей. Все это обусловливает особую важность появления и развития туристских кластеров. Они помогают каждому их участнику осознать себя частью целого.
В последние годы в Российской Федерации активизировался процесс создания и развития региональных и локальных кластеров, в том числе и туристско-рекреационных, что связано с принятием в 2006 г. поправок к Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и выделением особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Проектирование туристско-рекреационных кластеров является перспективным направлением, что подтверждается международной практикой. Кластеризация территорий представляет собой систему «больших ячеек» - системы местных и региональных комплексов и производств, в которых создается благоприятные условия для инвесторов.
К сожалению, практический опыт создания туристских кластеров в РФ пока еще невелик. Одним из первых считается кластер «Красная Изба» в Великом Новгороде, который развивался посредством создания информационно-туристического центра. Этот центр объединял и координировал действия около 30 предприятий, занимался продвижением региона на туристском рынке. Еще один пример активной кластерной политики - это Республика Карелия. Создание нескольких туристских кластеров на этой территории должно привести к более равномерному распределению дестинаций, снятию нагрузки с основных мест посещения туристами, таких как Кижи, Валаам, Петрозаводск [19, с. 18 -23].
В стратегии экономического развития Самарской области до 2020 г. изложены мероприятия по созданию на территории региона туристско-рекреационного кластера. Руководитель департамента развития туризма Самарской области Ю. Антимонов считает, что понятие «кластер» максимально полно очерчивает систему кооперации и сотрудничества. Создавая своеобразную «паутину» связей, кластер позволяет объединять в единое целое все субъекты туррынка. В действующей целевой программе основной акцент кластерной политики сделан на децентрализацию туристических ресурсов и развитие муниципальных районов [11].
Примерами территорий, которые обладают ресурсами и возможностями для формирования и развития туристских кластеров, являются: культурно-исторические центры Центральной части России (Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо России), где систематизированы информационные ресурсы и созданы туристские Интернет-порталы, при кластерах функционируют туристско-информационные центры. Рекреационные зоны на побережьях Черного моря (курорты Краснодарского края) и озеро Байкал; а также территория регионов Западной Сибири (Новосибирская, Кемеровская, Томская области, Алтайский край, Республика Алтай).
Таким образом, составляющими кластерообразующего процесса являются профессиональные кадры, природные и культурные условия, инфраструктура сферы туризма и гостеприимства, информационное сопровождение, конструирование и поддержание позитивного имиджа города и области. Непременным условием создания кластера является совместная деятельность всех заинтересованных социальных институтов и факторов. Наблюдаемая в ряде российских регионах активная кластеризация управленческой деятельности нацелена на ко-
нечный результат и экономический эффект. Чтобы проект по созданию туристского кластера приносил дивиденды, необходимы значительные инвестиции разного порядка - финансовые, информационные, технико-технологические и др.
Именно формирование кластера способствует увеличению внутреннего туризма. Однако на сегодняшний день существуют препятствия на пути формирования туристского кластера: неразвитость инфраструктуры и транспорта, что является проблемой большинства регионов РФ; длительный период формирования кластера, т.е. не моментальное получение выгод от кластера; нехватка туристских кадров.
Решение этих проблем будет способствовать созданию современного конкурентоспособного туристского комплекса. Внесение значительного вклада в развитие экономики произойдет за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, сохранения и рационального использования культурного и природного потенциала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 гг)» от 19 июля 2010 г. № 1230-р.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 27.12.2009 г.).
3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 03.06.2006 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006.
4. Александрова А.Ю. География туризма. - М., 2009.
5. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. - М., 2008.
6. Богомолова Е.С. Организация и регулирование туристско-рекреационного комплекса региона. - Майкоп, 2005.
7. Адамова К.З. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2008. № 34.
8. Александрова А.Ю. Туристские кластеры: содержание, границы, механизм функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. № 1.
9. Александрова А.Ю. Устойчивое развитие туризма: теоретические подходы к исследованию. Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации. Материалы II международной научно-практической конференции. - Улан-Удэ, 2007.
10. Анимица Е.Г. Конкуренция в территориальном измерении // Интеграция: власть, наука, производство. 2003. № 1.
11. Антимонов Ю. Развивая туризм в настоящем, мы инвестируем в будущее. [Электронный ресурс]. URL: http://www.samru.ru/tour/ expert/34266.html
12. Виленский А.В. Развитие кластерных форм организации производства и их государственной поддержки // Информационно-аналитический сборник «Взаимодействие малого и крупного бизнеса». - М., 2003.
13. Воронов А. Кластерный анализ - база управления конкурентоспособностью на макроуровне // Маркетинг. 2003. № 1.
14. Демидов Н. От сложения к умножению // Эксперт Северо-Запад. 2008. № 22.
15. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты. - М., 2003.
16. Лурье Е.А., Барсукова Н.Е. Региональные научно-технологические кластеры // Инновации. 2005. № 7.
17. Портер М. Конкуренция. - М., 2004.
18. Реутова Ю.Н. Создание условий для роста инвестиционной привлекательности региона (на примере Краснодарского края) // Экономический вестник Южного федерального округа, 2007. № 2.
19. Савельев Ю.В. Научные основы пространственного планирования и кластерной политики в туризме (опыт Республики Карелия) // Вестник НАТ. 2009. №4 (12).
20 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tours.ru
21. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zhetysu-gov.kz