Научная статья на тему 'Развитие туристской индустрии как одной из составляющих экономического благополучия Магаданской области'

Развитие туристской индустрии как одной из составляющих экономического благополучия Магаданской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
243
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / МАГАДАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / MAGADAN REGION / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / TOURISM POTENTIAL / ТУРИСТСКИЙ РЫНОК / TOURISM MARKET / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / TOURISM INDUSTRY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ковальчук Светлана Геннадьевна

В данной статье проанализировано развитие туристической сферы в Магаданской области и влияние ее на экономическое развитие региона. Охарактеризованы основные показатели деятельности туристических фирм Магаданской области, проведен SWОTанализ туристского потенциала, который в дальнейшем возможно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT AS A PARTOF ECONOMIC PROSPERITY OF MAGADAN REGION

The article analyses the development of the tourist industry in Magadan region and its impact on the regional economy. The main activity indicators of local tourist companies are characterized and the SWOT analysis of tourism potential is provided, which could be applied to future strategic development of tourism in the region.

Текст научной работы на тему «Развитие туристской индустрии как одной из составляющих экономического благополучия Магаданской области»

УДК 379.851 ГРНТИ 71.37.75

РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКОИ ИНДУСТРИИ КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

С.Г. Ковальчук

Северо-Восточный государственный университет 685000, Россия, г. Магадан, ул. Портовая, д. 13; http://www.svgu.ru/

В данной статье проанализировано развитие туристической сферы в Магаданской области и влияние ее на экономическое развитие региона. Охарактеризованы основные показатели деятельности туристических фирм Магаданской области, проведен SWОT-анализ туристского потенциала, который в дальнейшем возможно использовать для разработки стратегии развития туристической отрасли региона.

Ключевые слова: туризм, Магаданская область, туристский потенциал, туристский рынок, туристская индустрия.

TOURISM INDUSTRY DEVELOPMENT AS A PART OF ECONOMIC PROSPERITY OF MAGADAN REGION

S.G. Kovalchuk

North East State University

685000, Russia, Magadan, ul. Portovaya, 13; http://www.svgu.ru/

The article analyses the development of the tourist industry in Magadan region and its impact on the regional economy. The main activity indicators of local tourist companies are characterized and the SWOT analysis of tourism potential is provided, which could be applied to future strategic development of tourism in the region. Keywords: tourism, Magadan region, tourism potential, tourism market, tourism industry.

Магаданская область - регион, обладающий богатыми туристскими ресурсами, но индустрия туризма в области только формируется. В последние годы в области произошёл пересмотр туризма как отрасли экономики, и его развитие считается приоритетным направлением всего хозяйства региона. Магаданская область характеризуется высоким природным потенциалом, на основе которого можно развить интересные направления туризма и качественный туристский продукт.

Туристическая отрасль Магаданской области находится в состоянии развития, не имеет сформировавшегося позиционирования, что может рассматриваться как благоприятное стартовое условие для системного и грамотного подхода к ее развитию при появлении сильного организу-

ющего начала в лице государства или крупного бизнеса.

Анализ туристского потенциала важен при принятии решения об инвестициях в тот или иной объект туристической инфраструктуры с точки зрения эффективности инвестиции.

Развитие туристической отрасли Магаданской области имеет свои особенности:

- труднодоступная территория. Автодороги размещены вокруг областного центра, а к части районов можно только долететь или проехать по зимнику. К большинству памятников природы проезд осуществляется только авиа и водным транспортом, в связи с чем возникают проблемы с формированием инфраструктуры, из-за больших финансовых затрат;

- уникальная северная природа исключает массовый туризм, так как необходимо соблюдать экологический баланс;

- в связи с тем, что территория располагает значительным количеством памятников природы, туризм должен осуществляться под постоянным контролем организаций, специализирующихся на охране природы;

- поскольку на территории области существуют национальные села, ведущие традиционный для аборигенов севера образ жизни, требуется разработка политики вовлечения коренных народов в туризм.

Тем не менее территория области перспективна для развития самых разнообразных видов туризма: познавательного (экскурсионного), рекреационного, приключенческого, спортивного и туризма с целью лечения.

Рассмотрим виды туризма, представленные на территории (рис. 1).

шзма, представленные на территории Магаданской области

По статистическим данным за 2013 год, в области действуют 13 туристских организаций. К услугам туристов предоставлены 24 гостиницы, номерной гостиничный фонд составляет 9333,3 кв. м и состоит из 1110 мест, а также 10 специализированных средств размещения (санатории, дома отдыха) [1, с. 3].

Структура регионального туристского рынка смещена в сторону выездного туризма как направления, не требующего капиталовложений в туристскую инфраструктуру и создание туристского продукта. Область имеет отрицательное сальдо по туристским потокам, однако эта характеристика является общероссийской.

Постановлением Правительства Магаданской области от 27 февраля 2015 г. № 138-пп принята Концепция развития туризма в Магаданской области на 2015-2020 годы. В ней сказано: «Туризм сегодня является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики, оказывающих сильное мультипликативное влияние на совокупную деятельность различных секторов экономики. Индустрию туризма и гостеприимства следует считать комплексообразующей отраслью, основанной на интегрированном использовании всего экономического, культурного и природного потенциала Магаданской области. Наиболее перспективными сегментами рынка, растущими опе-

режающими темпами, являются экологический, культурно-познавательный, тематический или специализированный (научный, учебный, спортивный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.), круизный виды туризма» [1, с. 3].

Одной из современных тенденций развития туризма является сокращение времени, которое люди могут выделять на отдых и путешествия, при одновременном увеличении объема средств на эти цели. Следовательно, повышенным спросом будет пользоваться туристский продукт, который предусматривает максимум удовольствий и впечатлений за минимум времени.

Туристский потенциал Магаданской области базируется в основном на богатых природных ресурсах, истории края. Следует отметить достаточно широкий спектр направлений, которые потенциально могут развиваться в регионе, вместе с тем все они требуют серьезных инвестиций, так как сегодня туристская инфраструктура рассчитана абсолютно на другие объемы туристов и на другой уровень предоставления услуг.

Согласно официальной статистике, в сфере въездного туризма область посещают около 1300 человек, из которых около 900 - иностранцы (по данным за 2013 год) [1, с. 7]. Реальный поток туристов, организовывающих поездку в Магаданскую область самостоятельно, без обращения в турагентства, может быть больше в несколько раз, но тем не менее не будет превышать несколько тысяч туристов в год.

При таких относительно низких показателях количества туристов, даже незначительное их увеличение оказывает серьезное влияние на статистику по динамике развития въездного туризма. Согласно официальной статистике, доходы от въездного туризма в 2013 году составили 4,8 млн рублей.

Основные показатели деятельности туристических фирм Магаданской области представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1

Основные показатели деятельности туристических фирм Магаданской области [2]

Наименование показателя 2000 2005 2010 2011 2012 2013

Число организаций, единиц, 7 9 12 14 12 13

в том числе имеющих статус:

малого предприятия 7 9 2 3 2 2

микропредприятия 9 10 9 9

индивидуального предпринимателя 1 1 1 2

Средняя численность работников 29 63 49 63 54 58

Стоимость проданных турпутевок всего, млн. руб. 4,7 23,5 188,2 243,5 298,3 377,8

В большей части все туристические компании в Магаданской области являются субъектами

Рис. 1. Виды тур

малого предпринимательства. Таким образом, главная роль в развитии отрасли принадлежит частному капиталу.

Стоимость туристских путевок в Магадан и Магаданскую область в связи со спецификой туристского продукта достаточно высока, поэтому не приходится говорить о массовом въездном туризме в Магаданскую область. Однако при разумном подходе к развитию инфраструктуры объем въездного туризма может быть увеличен в разы, что сделает въездной туризм серьезным источником дохода для регионального бюджета.

По графику процентного соотношения числа обслуженных туристов турфирмами Магаданской области в 2013 году в распределении по странам (рис. 2) видно, что наибольший процент туристов выехал из Магаданской области в 2013 г. в Турцию и Таиланд. Спросом поменьше пользуются такие направления, как Российская Федерация, Испания, Китай, Египет, государства-участники СНГ, Кипр, ОАЭ.

5,6 6,5 6,8 7,5

\ |До,20л/ \?ОДА^7О,З°'9О,20'8 1 °А>.3°V" 1 1 2.7 ^ЗОДОЛПОД

& а !

¡Й 3

= 2332222

31Ш

I!

' - е- :

11 I1 11

Рис. 2. График процентного соотношения числа обслуженных турфирмами туристов в 2013 году в распределении по странам1

Анализ въездного туризма показывает, что наибольшее количество туристов въехало в регион из Китая. Как правило, данные туристы приезжают с целью трудоустройства (рис. 3).

16 17

"КНР г Япония

я Республика Корея

■>: США

■ Другие страны

Рис. 3. Состав иностранных туристов, въехавших в Магаданскую область

доставлено автором. Источник [2]

Сфера внутреннего туризма имеет свои особенности: сформировалась традиция «дикого туризма», когда жители региона выезжают в выходные на природу, в наиболее доступные места. Наиболее распространенные занятия: рыбалка, сбор ягод и грибов, пикники. Традиционно большая часть жителей области раз в 2 года выезжает в отпуск в центральные районы России на несколько месяцев, что является существенным фактором сезонности в пользовании туристическими услугами на территории края. Несмотря на обозначенные ограничения, рекомендуется рассматривать жителей региона как серьезную целевую аудиторию для внутреннего туризма.

Даже при нынешнем развитии туризма в отрасли существует тенденция увеличения доходов от туризма при минимальных инвестициях в оптимизацию бизнес-процессов и в технологии продаж. Вместе с тем существует ряд факторов, которые ограничивают возможности по использованию туристского потенциала области.

Проведем SWОT-анализ туристского потенциала Магаданской области, который в дальнейшем возможно использовать для разработки стратегии развития туристской отрасли региона (табл. 2).

Таким образом, обозначим основные факторы, которые препятствуют развитию въездного и внутреннего туризма Магаданской области:

- слабое развитие туристской инфраструктуры в регионе, неудовлетворительное состояние туристических объектов, моральный и физический износ материальной базы санаторно-курортной сферы;

- отсутствие единой маркетинговой политики, которая бы была направлена на продвижение туристского продукта;

- несоответствие высокой стоимости гостиничного обслуживания его качеству, низкая квалификация персонала, слабая подготовка и переподготовка кадров для сферы туризма;

- высокая доля транспортных расходов в общей стоимости туристических путевок вследствие удаленности территории;

- преобладание выездного туризма над въездным, отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей въездной и внутренний туризм в регионе;

- недостаточное финансирование туристической отрасли на федеральном и региональном уровне, сезонный характер приема туристов и другое;

- отсутствие инвестиций в туристическую отрасль региона.

Таблица 2

SWОT-анализ туристского потенциала Магаданской области

Сильные стороны | Слабые стороны

1. Общая характеристика туристского потенциала региона

1.1) наличие ресурсов для развития нескольких видов туризма: исторического, познавательного, научного, этнографического, экологического, спортивного, приключенческого 1.1) высокая цена турпродукта на национальном и международном рынках; сезонность туруслуг, связанная с климатическими условиями; очень высокие цены на авиабилеты.

1.2) наличие гостиничного комплекса 1.2) низкая конкурентоспособность гостиничного фонда

1.3) стратегическое географическое положение области, большое количество мероприятий, связанных с историей и культурой Магаданской области 1.3) недостаточный брэндинг области, недостаток рекламных материалов о туристском продукте региона

1.4) наличие развитой инфраструктуры питания 1.4) отсутствие придорожного сервиса

1.5) аэропорт и морской порт 1.5) отсутствие современных автотранспортных средств для обслуживания туристов; региональной авиакомпании; железнодорожного транспорта.

1.6) богатый природно-ресурсный потенциал, наличие историко-культурного наследия 1.6) острая необходимость реконструкции объектов туризма.

1.7) стабильная социально-экономическая обстановка 1.7) неблагоприятные демографические процессы

2. Культурно- познавательный туризм

2.1) наличие памятников археологии 2.1) малая доступность и неудовлетворительное состояние объектов археологического туризма; низкая безопасность путешествий к природным памятникам; слабое продвижение народных художественных ремесел

3. Лечебный туризм

3.1) наличие бальнеологических ресурсов 3.1) удорожание стоимости туристского продукта при обновлении оборудования и снижение его конкурентоспособности; удаленность и труднодоступность курортных зон; неконкурентоспособность обслуживания и оборудования

4. Круизный туризм

4.1) наличие морских и водных ресурсов для осуществления экскурсий и малых судов для осуществления круизов 4.1) изношенность судов; значительные затраты на реконструкцию и техническое перевооружение судов; отсутствие собственных инвестиционных ресурсов

5. Экологический туризм

5.1) наличие достопримечательных объектов природы, возможность развития системы частных гостиниц 5.1) отсутствие механизма регулирования антропогенных нагрузок; отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках

6. Спортивный туризм

6.1) наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного, велосипедного и горного туризма; биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма 6.1) высокая изношенность материально-технической базы; отсутствие инфраструктуры

Возможности Угрозы

- наличие международных связей; - возможность сочетать несколько видов туризма; - рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг; - повышение привлекательности области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории - несовершенство нормативно-правовой базы; - низкий спрос населения на услуги въездного и внутреннего туризма Магаданской области; - жесткая конкуренция со стороны других регионов Дальнего Востока; - высокая стоимость туристских путевок в связи с большими транспортными издержками

Проведенный SWОT-анализ позволяет сделать вывод, что при последовательной ресурсно-обеспеченной региональной политике можно снизить слабые стороны туристского потенциала территории.

Среди факторов роста и привлекательности индустрии туризма в Магаданской области отметим следующие:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уникальный природно-ресурсный потенциал и культурно-историческое наследие;

- подготовка специалистов по направлениям «Туризм» в ВО и СПО в Магаданском институте экономики Санкт-Петербургского университета управления и экономики, специалистов со знанием иностранных языков в Северо-восточном государственном университете;

- свободная рабочая сила, имеющаяся на рынке труда;

- наличие аэропорта и международного морского торгового порта, близость стран АТР и другие.

По результатам анализа развития туристического рынка в Магаданской области, можно сделать вывод, что, несмотря на определенные трудности, регион перспективен для развития самых разнообразных видов туризма: познавательного (экскурсионного), рекреационного, приключенческого, спортивного и туризма с целью лечения. Инвестирование в эту отрасль должно стать одним из главных факторов стимулирования экономики области.

Таким образом, можно предположить, что при успешной реализации Концепции развития туризма в Магаданской области на 2015-2020 годы, в эту сферу будут привлечены дополнительные ресурсы, что обеспечит развитие отрасли и привлечет внимание туристов в регион, что благоприятно скажется на всей экономике территории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Постановление от 27 февраля 2015 г. N 138-пп «Об утверждении концепции развития туризма в Магаданской области на 2015-2020 годы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.соnsultant.ru/ regbase/сgi/оnline.сgi?req=dос;base=RLAW439;n=53106; &ате=121 - (Дата обращения 26 января 2015 г.)

2. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Магаданской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://magadanstat.gks.ru/wps/wсm/соnneсt/ rоsstat_ts/magadanstat/ru/abоut (Дата обращения 2 апреля 2015 г.)

REFERENCES

1. Postanovlenie ot 27 fevralya 2015 № 138-pp "Ob utverzhdenii kontseptsii razvitiya turizma v Magadanskoy oblasti na 2015-2020 gody" [Elektronny resurs]. Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi? req=doc;base=RLAW439;n=53106;frame=121

2. Ofitsialny sayt Territorialnogo organa Federalnoy sluzhyi gosudarstvennoy statistiki po Magadanskoy oblasti [Elektronny resurs]. Rezhim dostupa: http:// magadanstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/ magadanstat/ru/about

Научная специальность: 08.00.05 - «Экономика и управление народным Статья поступила в редакцию

хозяйством» 25 мая 2015 г.

Ковальчук Светлана Геннадьевна - кандидат экономических наук доцент кафедры финансов Северо-Восточного государственного университета

© С.Г. Ковальчук, 2015

УДК 379.85 ГРНТИ 71.37.75

САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ В ОМСКОМ РЕГИОНЕ: ТРАЕКТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Н.А. Левочкина

Многофункциональный центр социального туризма, Омский государственный университет Россия, 644077, Омск, проспект Мира 55-а; rector@omsu.ru

В статье представлены отдельные направления самодеятельного туризма, отмечены наиболее предпочтительные из них для Омской области. Автор, приводя основные туристические маршруты по региону и стране, выявляет основной перечень проблем в развитии самодеятельного туризма.

Ключевые слова: самодеятельный туризм и его ресурсы, проблемы развития, туристические маршруты.

PROBLEMS OF AMATEUR TOURISM IN OMSK REGION

N.A. Levochkinа

Multifunctional Center of Social Tourism, Dostoevsky Omsk State University Russia, 644077, Omsk, Prospect Mira, 55а; rector@omsu.ru

The article introduces some types of amateur tourism, and points out the most preferable ones for Omsk region. The author highlights main tourist routes in the region and in the country and reveals main problems in the development of amateur tourism.

Keywords: amateur tourism and its resources, problems of development, tourist routes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.