ПРОБЛЕМЫ МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАН СЕВЕРНОЙ АФРИКИ И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Н.П. Гусаков, Л.В. Шкваря
Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируется современное социально-экономическое положение государств Северной Африки и Ближнего Востока (САБВ), их место в системе мирового хозяйства, прежде всего их роль в мировой торговле и влияние последней на динамику основных макроэкономических показателей субрегиона.
Особенности социально-экономического развития государств САБВ на рубеже веков. Во второй половине ХХ в. проявились новые тенденции в процессе экономического развития и сближения арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока (САБВ), которые в научной экономической литературе принято рассматривать как единую региональную общность.
В эту группу входят Марокко, Алжир, Тунис, Ливия, Мавритания, Кувейт, Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Бахрейн. Страны различаются по площади территории, количеству населения, в том числе трудовых ресурсов, формам государственного устройства и др. (табл. 1).
Таблица 1
Некоторые макроэкономические показатели стран САБВ, 2006 г.
Страна Территория, тыс. км2 Население, млн человек Трудовые ресурсы, млн человек ВВП Экс- порт, млрд долл. США Им- порт, млрд долл. США
Млрд долл. США Темп при- роста, % Надушу населения, тыс. долл.
Бахрейн 665,0 0,709 0,35 17,91 7,1 25,600 11,7 8,565
Катар 11,4 0,907 0,508 26,37 7,1 29,800 30,37 12,36
Кувейт 17,8 2,5 1,68 55,96 12,7 23,100 58,64 14,35
ОАЭ 83,6 4,4 2,97 129,5 8,9 49,700 142,5 86,11
Оман 212,46 3,2 0,92 44,53 6,6 14,400 21,2 9,928
Окончание
Страна Территория, тыс. км2 Население, млн человек Трудовые ресурсы, млн человек ВВП Экспорт, млрд долл. США Импорт, млрд долл. США
Млрд долл. США Темп прироста, % Надушу населения, тыс. долл. США
Саудовская Аравия 2 149,69 27,6 6,311 371,5 4,3 13,800 207,8 64,16
Алжир 2 381,7 33,33 9,31 249,8 2,9 7,600 53,79 21,24
Ливия 1 759,5 6,036 1,748 72,34 5,8 12,300 33,66 12,28
Маврита- ния 1 030,7 3,27 0,786 8,124 14,1 2,600 0,784 1,124
Марокко 446,55 33,757 10,86 152,5 9,4 4,600 11,39 20,96
Тунис 163,61 10,276 3,503 91,04 5,2 8,900 11,51 14,04
Всего САБВ 8 922,01 125,985 38,946 1 219,574 7,6 17,490 583,344 265,117
Источник: [1].
Как видно из анализа представленных в табл. 1 статистических данных, государства региона весьма дифференцированы и существенно различаются по уровню социально-экономического развития, характеризующемуся, в частности, показателем производства ВВП и его динамики, а также доходом на душу населения.
Анализ динамики объема ВВП арабских стран ССАГПЗ показывает, что экономический рост продолжается в этой группе на протяжении последних 6 лет подряд, а за период с 1995 по 2006 гг. этот показатель в целом по субрегиону утроился. Примечательно, что увеличение этого индикатора оказалось более масштабным, чем в среднем по миру за тот же период.
Высокая и однонаправленная динамика ВВП отмечается практически во всех странах субрегиона. Наиболее значительные показатели ВВП среди стран региона в 2006 г. достигнуты в Саудовской Аравии, Алжире и Марокко — соответственно 371,5; 249,8 и 152,5 млн долл. США. На эти три страны приходится в совокупности более половины субрегионального ВВП — 63,4%. Активно растет ВВП в Тунисе, Ливии и Кувейте.
Такое положение во многом объясняется следующими причинами.
Модель развития стран — экспортеров нефти, прежде всего аравийских, позволила им значительно повысить эффективность своего национального хозяйства за счет включенности в мировую экономику первоначально через экспорт нефти, а затем через подключение к мировой финансовой системе (с помощью «нефтедолларов»). Благодаря высоким доходам от экспорта углеводородов значительно возросли правительственные расходы, что способствовало увеличению ВВП.
Еще один важнейший фактор этих изменений в хозяйственной динамике — рост внутреннего потребительского спроса вследствие повышения доходов и покупательной способности населения. Так, в период 2002—2006 гг. покупательная способность населения увеличилась на 66% [2]. Таким образом, можно ожидать, что высокие цены на нефть будут продолжать питать спрос в нефтедобывающих странах САБВ и их экономики могут вырасти на 5,4 и 5,1% в 2006 и 2007 гг. соответственно.
Устойчивая экономическая активность стран субрегиона частично является отражением проведенных в 2000—2005 гг. реформ: мер по повышению прозрачности в нефтяном секторе Алжира, реформ в банковском секторе и сокращения таможенных сборов в Ливии, улучшения инвестиционной привлекательности экономики Туниса, которому удалось добиться четырехкратного прироста ВВП за 2000—2005 гг. Даже в Мавритании, беднейшей стране региона, наметился экономический рост.
Значительный импульс росту экономики и перестройке структуры хозяйства ряда стран региона (например, ОАЭ) придало развитие свободных экономических зон и на этой основе активизация притока иностранного предпринимательского и банковского капитала.
Отмеченный рост ВВП положительно повлиял и на уровень доходов на душу населения, несмотря на высокие демографические показатели в субрегионе.
В то же время на основе анализа статистических данных (см. табл. 1) можно отметить и существенную дифференциацию государств региона САБВ по показателю ВВП и ВВП на душу населения, что означает появление государств, достигших значительных успехов в экономическом развитии, вполне сопоставимых с показателями промышленно развитых стран, и тех, чье положение все еще оказывается ниже среднемирового уровня (Мавритания).
В целом же совокупный ВВП стран САБВ составляет 1,8% мирового показателя, что говорит о все еще незначительной позиции субрегиона в глобальном масштабе. Это же касается и товарооборота данной группы государств. Так, в 2006 г. совокупный экспорт стран САБВ зафиксирован на уровне 583,344 млн долл., что составляет 4,8%, а импорт, соответственно 265,117 млн долл., т.е. 2,2% от мирового импорта. Если же принять во внимание товарную структуру экспорта и импорта, то зависимая позиция в мировой торговле этой группы стран становится очевидной. Эта зависимость усиливается вследствие специфики географической структуры внешней торговли стран САБВ — экспортеров нефти (рис. 1).
н Азия, 52,2%
В Европа, 16,1%
Щ Северная Америка, 12,3%
Ш Ближний и Средний Восток
□ Африка, 2,9%
□ Южная и Центральная Америка, 0,6%
■ СНГ, 0,6%
И Прочие, 5,2%
Рис. 1. Региональная направленность экспорта стран Ближнего Востока и Северной Африки в 2006 г.
Источник: [3; 6].
Анализ ситуации позволяет сделать вывод о наличии высокой степени по-страновой дифференциации в регионе САБВ в целом, о сохранении нестабильности социально-экономической и политической ситуации в страновом и в субрегиональном аспектах, сохраняющейся зависимости от мирового рынка нефти, а также о вероятности эскалации внутренних и внешних конфликтов в ключевых государствах этой группы, в том числе конфликтов социальных и экономических.
В то же время поскольку все государства региона САБВ по классификации ООН относятся к группе развивающихся стран, их экономики обладают во многом близкими характеристиками по ряду направлений. Выделим некоторые из них.
С 1970-х гг. и до настоящего времени арабский мир, в том числе государства САБВ, претерпевает сложную, в известном смысле беспрецедентную в истории (по темпам, масштабам, характеру) мировых цивилизаций трансформацию. С одной стороны, она вызвана объективными внутренними процессами, с другой — изменениями глобального масштаба: становлением индустриального, постиндустриального, инновационно-информационного общества, быстрым развитием гигантских по своим масштабам торгово-экономических и политических альянсов, союзов и группировок, в целом глобализацией хозяйственных, политических и иных процессов.
Суть этой трансформации заключается в том, что в сжатые исторические сроки данная группа государств смогла преодолеть состояние вековой отсталости и добиться значительного социально-экономического прогресса, за 1995— 2006 гг. практически утроив производство ВВП.
Ускоренными темпами стали создаваться новые производительные силы и формироваться соответствующие им социальные слои, более или менее способные деятельно функционировать в рамках новых возможностей. Началась массовая урбанизация, фактически произошла революция в энерговооруженности, в средствах связи и коммуникации, что в короткие исторические сроки позволило государствам САБВ, и прежде всего «нефтяным монархиям», модернизировать базовые составляющие жизнеобеспечения стран и войти в систему мирового хозяйства в роли сбалансированных партнеров.
Индустриализация в этой группе государств может рассматриваться как мощный процесс, стимулирующий дальнейшее экономическое развитие государств. За тридцать лет они смогли создать современные национальные хозяйства, базовые отрасли которых оснащены передовым оборудованием и опираются на современные технологии. Страны САБВ, прежде всего нефтедобывающие, имеют общую особенность: основной капитал формируется преимущественно не в результате внутриэкономического развития стран, а поступает в виде валютной выручки от экспорта нефти (газа) и продуктов их переработки. Именно эти средства («нефтедоллары») стали основой финансирования различных проектов в сфере промышленности, инфраструктуры, сельского хозяйства, базой сложившейся в этих странах социальной системы и др.
Формируя достаточно мощный экономический и финансовый потенциал в последней трети XX в., страны САБВ в первую очередь именно в лице государства видели ведущего субъекта экономики и с целью укрепления этой роли провели в жизнь целый ряд мероприятий, направленных на создание значительного государственного сектора, прежде всего в стратегических отраслях национальных экономик. При этом госсектор сформировался не только в результате концентрации производства и централизации капитала, как в промышленно развитых странах, а был практически создан монархическими режимами, стал их экономической структурой и еще одним «рычагом власти».
Расширению и укреплению государственного сектора способствовали национализация крупной иностранной и местной частной собственности и создание новых государственных предприятий.
Так, ретроспективный анализ освоения углеводородных запасов показывает, что нефтедобывающие страны САБВ изначально не имели необходимых ресурсов (финансовых средств, технологий, кадров). Поэтому они заключали концессионные соглашения с западными компаниями. Согласно договорам концессионная плата, которую получали арабские страны, строилась на основе распределения прибыли поровну — 50 : 50. В период 1970—1975 гг. эти государства добились повышения концессионной платы с 50% до 75—80% чистой прибыли. Параллельно с этим шел процесс формирования национальных нефтяных компаний, которые начали принимать все более активное участие в добыче, транспортировке и переработке нефти. Первой такой компанией стала алжирская «СОНАТРАК». К 1976 г. подавляющее большинство нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний в арабских странах полностью перешло в собственность национальных государств. Им удалось накопить собственный капитал (сформировать национальный фонд накопления) и, выкупив концессии, вернуть углеводородные ресурсы под национальный контроль, т.е. включить нефтедобычу в государственный сектор экономики. В настоящее время нефтедобыча в странах региона находится в руках правительств, а не частных компаний.
Следовательно, организация хозяйственной деятельности во всех странах САБВ построена на преобладании государства как важнейшего хозяйствующего субъекта в каждой стране, выполняющего основные функции, связанные с обеспечением экономического роста в стратегически важных областях, и прежде всего в нефтегазовой (табл. 2).
Как видно из представленных данных, основой экономики всех арабских стран как Машрика, так и Магриба является добывающая промышленность, то есть именно та отрасль, где господствует государственная собственность. Добывающая промышленность напрямую воздействует как на экономическую динамику этих государств, так и на структуру их национальных хозяйств в различные годы. А основой добывающей промышленности региона выступает нефтегазовый комплекс.
Разновеликая роль нефтяного сектора в рассматриваемых странах исторически определила различия в их отношении с международными объединениями продуцентов нефти.
Таблица 2
ВВП некоторых стран САБВ по секторам экономики в 1990, 1995, 2000, 2002, 2005 и 2006 гг., %
Страна Год ВВП Отраслевая структура ВВП
сельское хозяйство промышленность сфера услуг
всего обрабатывающая
Оман 1990 100 3 58 4 39
1995 100 3 46 5 51
2000 100 2 57 5 41
2002 100 2 54 8 44
2006 100 2,8 40 7 57,2
Саудовская Аравия 1990 100 6 50 8 43
1995 100 7 53 9 41
2000 100 7 53 10 42
2002 100 5 51 10 29,7
2006 100 3,3 67 7 21.9
ОАЭ 1995 100 3 51 10 46
2000 100 3 55 13 42
2002 100 4 51 14 46
2006 100 2,3 61,9 16 35,8
Алжир 1990 100 11 48 11 40
1995 100 11 50 12 39
2000 100 9 60 8 31
2002 100 10 55 8 36
2006 100 9,4 58,1 7 32,5
Мавритания 1990 100 30 29 10 42
1995 100 26 31 11 42
2000 100 21 29 9 50
2006 100 21 29 8 50
Марокко 1990 100 18 32 18 50
1995 100 15 33 18 52
2000 100 14 32 18 54
2006 100 16 31 17 53
2005 100 21,7 35,7 15 42,6
Тунис 1990 100 16 39 17 54
1995 100 11 29 19 60
2000 100 12 29 18 59
2002 100 12 29 18 60
2006 100 13,8 30,7 15 55,5
Источник: [1; 3].
Анализ ВВП по секторам хозяйственной деятельности позволяет выделить четыре группы стран:
1) страны с резким преобладанием в их структуре экономики первичного сектора (добывающая промышленность, и прежде всего добыча нефти) — арабские страны Персидского залива;
2) страны с относительно высокой долей сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности — Марокко;
3) государства с преобладанием сектора услуг и обрабатывающей промышленности — Иордания, Ливан;
4) страны, в которых примерно в равных пропорциях преобладают промышленность и сфера услуг — Кувейт, Оман, Тунис.
Необходимость наращивания удельного веса обрабатывающей промышленности в ВВП тесно сопряжена и со стоящей перед странами региона задачей ускоренной индустриализации и диверсификации экономической структуры с целью создания хозяйственного механизма, способного функционировать после окончания «нефтяной эры».
Следует отметить, что понимание этой необходимости сформировалось в рассматриваемых государствах достаточно давно — еще в 1980-е гг. Более того, регулярно декларируется необходимость предпринимать конкретные шаги в этом направлении. И они действительно предпринимаются, однако на практике значительно менее эффективно, чем хотелось бы государствам региона.
Поэтому до настоящего времени ведущая роль в экономиках стран САБВ принадлежит нефтяному сектору, который, длительное время развиваясь практически изолированно от других отраслей национальных хозяйств, выступает в настоящее время в качестве их «локомотива». В этой связи задача нефтяного сектора — обеспечить надежный рост национальных экономик, ослабить зависимость от невозобновляемых и могущих иссякнуть источников доходов, какими являются углеводороды и динамика которых к тому же определяется не внутренними, а внешними факторами. Анализ правительственных экономических программ и планов развития национальных экономик стран Ближнего и Среднего Востока показывает, что если в 1980-е и начале 1990-х гг. их интересы концентрировались на нефтяном секторе и инфраструктуре, то со второй половины 1990-х гг. и в настоящее время практически все они ориентированы на диверсификацию источников бюджетных поступлений, т.е. стремятся наращивать удельный вес обрабатывающей промышленности в структуре ВВП.
Обрабатывающая промышленность является сферой, которой начиная с 1980-х гг. государства САБВ уделяют особое внимание. С этого периода практически все они ориентированы на диверсификацию источников бюджетных поступлений и стремятся наращивать удельный вес обрабатывающей промышленности (не-нефтяного сектора) в структуре ВВП. Нефтеэкспортеры ставят своей целью повышение доли в экспорте обработанного нефтегазового сырья, т.е. продукции нефтепереработки, нефтехимии и сжиженного газа.
Для государств САБВ чрезвычайно важно развитие и других отраслей обрабатывающей промышленности. Так, все государства САБВ, прежде всего нефтяные монархии, делают ставку на развитие электроэнергетической базы, без постоянного наращивания которой невозможно обеспечить дальнейшую разработку нефтегазовых месторождений и обеспечить эффективную экономическую диверсификацию. Ввиду стратегической значимости этой отрасли правительства с самого начала установили над ней монопольный контроль.
Еще одной базовой отраслью аравийских монархий выступает производство пресной воды, необходимой не только для жизнеобеспечения населения, но и для функционирования промышленности и сельского хозяйства. В 2000—2006 гг. эти страны достигли значительного успеха в этой сфере, сумев довести производство опресненной воды до 901,4 млрд галл. (1 ам. галлон = 3,78 л). По объему произ-
водимой опресненной воды на первом месте уверенно идет КСА — 335,8 млрд галл., на последнем — Оман (20,6 млрд галл, в 2005 г.) [4]. Страны обладают значительным потенциалом сотрудничества в этой сфере, так как ситуация с пресной водой во всех монархиях Аравийского полуострова остается напряженной.
Активно осуществляется в странах региона развитие производства продукции крупномасштабного капитало- и энергоемкого производства (на базе местного природного газа) — черной и цветной металлургии.
В странах, менее развитых в промышленном отношении и в тех, где роль нефтяного фактора менее значима, индустриализация основывалась на развитии отраслей легкой промышленности — текстильной, пищевой, кожевенно-обувного производства, деревообработки и др.
Активно развивается в арабских странах металлообработка, производство и ремонт металлоизделий. Машиностроение (в основном сборочное) также представлено в регионе (производство бурильного оборудования в Бахрейне, электротехническая промышленность в Сирии и Алжире, автосборочные предприятия в Кувейте, производство электрооборудования и машин, а также транспортных средств в Тунисе и т.д.). В ОАЭ располагается крупнейший в мире сухой док, а в Бахрейне — один из самых крупных в мире сухих доков. Некоторые государства предполагают перейти к экспорту капиталоемкой и технически сложной продукции — транспортного, сельскохозяйственного и строительного оборудования.
Быстрыми темпами развивается фармацевтическая промышленность. Так, Julphar — самая крупная в районе Персидского залива фармацевтическая компания — производит более 270 наименований лекарственных препаратов, из которых только 7% их общего произведенного объема находит спрос в регионе. Остальное экспортируется в 30 стран мира. Компания имеет филиалы в Эквадоре и Германии.
Сфера услуг занимает важное место в ВВП арабских государств, традиционно игравших роль «торгового перекрестка», и имеет тенденцию к росту, в основном за счет снижения удельного веса в ВВП сельского хозяйства. На этот сектор экономики приходится около 40% занятых и 50—60% ВВП, а характерная ее черта — быстрые темпы развития в большинстве стран региона [5].
Основой сферы услуг арабских стан являются туризм и торговля, транспорт и инфраструктура, а также финансовый сектор.
Туристический бизнес играет значительную роль в структуре сферы услуг, особенно для таких стран, как ОАЭ, Бахрейн, Алжир, Марокко и Тунис. Однако политическая нестабильность, межнациональные и религиозные конфликты в определенной мере снижают интерес туристов к региону.
Большое внимание в государствах региона уделяется развитию транспортно-энергетической инфраструктуры (порты, флот, авто- и авиаперевозки, трубопроводы) и системы телекоммуникаций.
Во внутреннем транспорте основную роль играют железные дороги (Марокко), обеспечивая транспортировку массовых грузов. Большая часть автодорог
имеет твердое покрытие. Морской транспорт обеспечивает почти все внешнеторговые связи и значительную часть пассажирских перевозок как внутри, так и за пределы региона. Воздушный транспорт, получивший развитие в последние десятилетия, обслуживает не только международные, но и внутренние линии.
Принципиально новым моментом является передача в некоторых государствах инфраструктурных проектов частному бизнесу. На повестке дня в большинстве стран региона находятся реструктуризация и приватизация коммунального хозяйства и связанных с ним услуг. Оман, Катар и ОАЭ в настоящее время полагаются на частный сектор и ПИИ для финансирования инфраструктурных проектов в секторах энергии и водоснабжения и управления ими, а Саудовская Аравия активно принимает меры для приватизации телекоммуникационной отрасли.
В значительной степени это связано со стремлением национальных государств поощрять развитие частного бизнеса в различных сферах деятельности.
При этом развитие частного предпринимательства государством поощряется дозированно, оно охватывает в основном непроизводственную сферу и до настоящего времени не смогло окрепнуть как полноценный сегмент, активно участвующий в производстве реального общественного продукта. Объективно этому способствует специфика отраслевой структуры арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока
Однако для всех стран региона актуальной является необходимость передать роль ведущей силы экономического развития от государственного к частному сектору, так как сохраняющаяся до настоящего времени периферийная роль последнего перестает соответствовать реально складывающейся в странах социально-экономической ситуации. Национальные государства все более затрудняются нести увеличивающиеся расходы по финансированию крупных экономических проектов без расширения базы участия национального капитала.
В этой связи современная правительственная политика большинства государств субрегиона направлена на расширение частного сектора и совершенствование торгового законодательства с целью привлечения иностранных инвестиций.
Общим недостатком деятельности государств САБВ в этом направлении нам представляется то, что все они пока не определили для себя с достаточной четкостью и однозначностью допустимые границы распространения частного капитала и на сегодняшний день не готовы к восприятию идеи расширенного присутствия частного сектора в стратегически важных базовых отраслях.
Следует отметить, что правящие круги практически всех нефтедобывающих стран региона, особенно Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ стремятся решать возникающие в ходе экономического строительства задачи путем усиления активности стран в мирохозяйственных связях через посредничество иностранного капитала и ТНК и капитализации нефтяной ренты в западных странах, но не только.
С целью создания более широких возможностей как для устойчивого социально-экономического прогресса, в том числе сокращения безработицы, проведе-
ние приватизации, адекватной целям и возможностям каждой конкретной страны, дозированное поощрение иностранных капиталовложений, сокращение военных программ, рационирование государственных бюджетов.
В то же время в качестве одного из важнейших факторов социально-экономического прогресса в долгосрочной перспективе нами рассматривается субрегиональная экономическая интеграция. В условиях нарастания в мировой экономике тенденций глобализации и регионализации развитие региональной экономической интеграции даст возможность странам избежать конкуренции на мировом рынке товаров, услуг и капиталов, добиться расширения инвестиционного рынка, не говоря уже о том, что «богатые» государства региона способны оказывать весьма существенную финансовую помощь своим «бедным» партнерам.
Однако реализация подобных задач требует времени и доброй воли, разработки и реализации соответствующей координирующейся экономической политики странами региона, и главное — необходимо всемерное развитие и усиление взаимного экономического сотрудничества на основе этой политики. При этом неизбежны определенные трудности, связанные с переориентацией внешнеэкономических связей друг на друга.
В этой связи, на наш взгляд, для усиления позитивных моментов и нейтрализации или устранения негативных объективно возникают два пути, и, соответственно, две модели экономической политики, сочетание которых может обеспечить переход к более высокой, эффективной и перспективной ступени мирохозяйственных отношений — региональному экономическому сотрудничеству, а в перспективе — к интеграции:
1) создание и развитие совместных предприятий, которые позволят обойти барьеры как экономического, так и политического характера и будут способствовать развитию новых рынков;
2) разработка и реализация межгосударственных согласованных мер по целенаправленному формированию регионального рыночного (экономического, правового, информационного, психологического, политического) пространства.
Вместе с тем полностью устранить противоречия и «трудности роста» не представляется возможным. Однако страны региона в полной мере осознают как имеющиеся трудности, так и необходимость их преодоления в процессе становления региональной экономической интеграции с целью уменьшения негативных последствий развивающейся глобализации мировой экономики. Более того, они накопили определенный опыт в этом направлении. На международном и субрегиональном уровне арабскими странами САБВ сформировался достаточно сложный механизм, включающий несколько десятков различных структур, осуществляющих разработку и реализацию как двусторонних, так и региональных программ сотрудничества.
ЛИТЕРАТУРА
[1] CIA — The World Factbook, World Bank. 2007.
[2] Survey of Economic and Social Developments in the ESCWA Region. 2005—2007. — UN,
New York, 2007.
[3] UNCTAD Handbook of Statistics, 2007.
[4] Regional Economic Outlook. Middle East & Central Asia. IMF, September, 2007.
[5] Statistical abstract of the ESCWA region / Economic and social commission for West Asia. — New York: United Nations, 2007.
[6] OPEC Annual Statistical Bulletin, 2007.
MODERN TRENDS IN SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF ARABIAN COUNTRIES
N.P. Goussakov, L.V. Shkvarya
Peoples’ Friendship University of Russia
Miklukho-Maklayа str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article is devoted to analysis of the present economic situation and peculiarity of Arabian countries during the second half of the 1990 and the beginning of the XIX-th century. The authors showed weary important role of inter-arab cooperation in achievement of socio-economic development in Arab countries. This research is needed for developing a practice of economic integration not only in Arab society, but in other regions too.