Научная статья на тему 'Арабский мир в ХХI веке: итоги политики импортозамещения'

Арабский мир в ХХI веке: итоги политики импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
989
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арабские страны / импортозамещение / индустриализация / конкурентоспособность / структура экспорта и импорта / диверсификация экономики / государственное стимулирование / платежный баланс

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л С. Бочарова

За последние два десятилетия, в результате проводимой политики индустриализации в целом и импортозамещения в частности, произошли существенные сдвиги в положении большинства арабских стран в мировом товарном экспорте и импорте. К стратегии импортозамещения, как одному из ключевых факторов роста, большинство арабских стран начинает прибегать после получения независимости. Производство было ориентировано на удовлетворение потребностей внутреннего рынка и основывалось, главным образом, на добыче и первичной переработке сырья (нефть, газ, фосфаты, железная руда, продукция сельского хозяйства). Такой вариант промышленного развития мог быть успешным лишь в странах с достаточно емким внутренним рынком, к коим в полной мере можно было отнести лишь Египет. К концу 1970 годов темпы роста промышленности в изучаемом регионе начали падать, а импорт расти. Попытка наладить собственное производство приводило чаще всего к замене импорта готовой продукции импортом ее составляющих. Кроме того, в 1980–1990 гг. произошел обвал цен на нефть. Государства вынуждены были переходить в более гибкой экономической политике: либерализации импортных тарифов, отмене контроля за ценами, девальвации местных валют. Перестал расти несырьевой экспорт. Начиная с 2000 годов происходит смена акцентов и приоритетов экономического и промышленного развития. Импортозамещение становится важнейшим инструментом достижения главной цели — выхода на устойчивое положительное сальдо внешней торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Арабский мир в ХХI веке: итоги политики импортозамещения»

Л. С. Бочарова*

Арабский мир в XXI веке:

итоги политики импортозамещения

За последние два десятилетия, в результате проводимой политики индустриализации в целом и импортозамещения в частности, произошли существенные сдвиги в положении большинства арабских стран в мировом товарном экспорте и импорте.

К стратегии импортозамещения, как одному из ключевых факторов роста, большинство арабских стран начинает прибегать после получения независимости. Производство было ориентировано на удовлетворение потребностей внутреннего рынка и основывалось, главным образом, на добыче и первичной переработке сырья (нефть, газ, фосфаты, железная руда, продукция сельского хозяйства). Такой вариант промышленного развития мог быть успешным лишь в странах с достаточно емким внутренним рынком, к коим в полной мере можно было отнести лишь Египет.

К концу 1970 годов темпы роста промышленности в изучаемом регионе начали падать, а импорт расти. Попытка наладить собственное производство приводило чаще всего к замене импорта готовой продукции импортом ее составляющих. Кроме того, в 1980-1990 гг. произошел обвал цен на нефть. Государства вынуждены были переходить в более гибкой экономической политике: либерализации импортных тарифов, отмене контроля за ценами, девальвации местных валют. Перестал расти несырьевой экспорт. Начиная с 2000 годов происходит смена акцентов и приоритетов экономического и промышленного развития. Импортозамещение становится важнейшим инструментом достижения главной цели — выхода на устойчивое положительное сальдо внешней торговли.

Ключевые слова: Арабские страны, импортозамещение, индустриализация, конкурентоспособность, структура экспорта и импорта, диверсификация экономики, государственное стимулирование, платежный баланс.

Говорить об импортозамещении в арабских странах — задача непростая. Регион включает 24 государства с различным набором факторов конкурентоспособности на местном, региональном и мировом рынках. Публикуемые материалы позволяют получить первые предварительные результаты, которые в будущем, с появлением дополнительных сведений, будут, несомненно, меняться и уточняться.

* Бочарова Людмила Семеновна, кандидат экономических наук, доцент ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова

За последние два десятилетия, в результате проводимой политики индустриализации в целом и импортозамещения в частности, произошли существенные сдвиги в положении большинства арабских стран в мировом товарном экспорте и импорте. Они отражены в нижеследующей таблице.

Таблица 1

Удельный вес арабских стран в мировом экспорте и импорте (%)

Мировой импорт Экспорт в развивающиеся страны Экспорт в развитые страны

Страны 199599 гг. 201014 гг. 19992000 гг. 201213 гг. 19992000 гг. 201213 гг.

Алжир 4,4 6,3 1,0 0,8 0,3 0,4

Бахрейн 30,4 35,2 0,2 0,1

Джибути 26,8 21,2 0,0 0,0

Египет 11,8 13,3 0,2 0,4 0,1 0,2

Иордания 34,8 29,8 0,1 0,1 0,0 0,0

Йемен 33,4 30,0 0,1 0,1 0,0 0,0

Ирак 28,8 24,1 1,1 0,5

Катар 18,4 16,7 0,6 1,6 0,2 0,7

Коморские острова 12,8 13,6 0,0 0,0

Кувейт 18,6 24,5 0,9 1,4 0,3 0,6

Ливан 13,1 14,0 0,0 0,1 0,0 0,0

Ливия 13,4 14,1 0,6 0,0 0,2 0,3

Мавритания 7,5 6,9 0,0 0,0 0,0 0,0

Марокко 13,6 14,9 0,4 0,3 0,1 0,1

Оман 35,7 42,3 0,6 0,7 0,2 0,3

Сауд. Аравия 9,8 9,6 3,7 4,6 1,1 2,0

Сирия 32,4 59,4 0,2 0,0 0,1 0,0

Сомали 46,3 48,0 0,0 0,0 0,0 0,0

Судан 28,6 26,8 0,0 0,1 0,0 0,0

Тунис 7,2 10,2 0,3 0,2 0,1 0,1

ОАЭ 10,5 9,0 2,6 4,4 0,8 2,0

Составлено по: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdstat39_en.pdf

Как видно из данных таблицы, произошли заметные изменения в товарной структуре внешней торговли, отразившие сдвиги в экспортных ресурсах и импортных потребностях стран. Векторы представленных изменений были разнонаправленными. Самую активную роль играли, конечно, арабские экспортеры

нефти и газа. Так, Катар смог повысить свою долю в суммарном показателе экспорта в развивающиеся страны в 3 раза, Объединенные Арабские Эмираты — в 1,7 раза, Кувейт — в 1,5 раза. Если говорить об аналогичном показателе в развитые страны, то в Катаре он вырос в 4,5 раза, ОАЭ в 2,6 раза и Кувейте в 2,3 раза. Одновременно, произошло сокращение в мировом импорте доли того же Катара (с 18,4% до 16,7%) и ОАЭ (с 10,5% до 9%). Это, при прочих равных условиях, может свидетельствовать о некоторых успехах политики импортозамещения. Подтвердить (или опровергнуть) эти предварительные выводы поможет анализ структуры внешней торговли, представленной в таблице 2.

Таблица 2

Товарная структура экспорта (%, 2013 г.)

Страны Продукты питания С/х сырье Топливо Руды металлы камни Обработ товары В том числе:

Хим. тов. Маш и тран. оборуд. Проч. обработка

Алжир 0,6 00 98,3 0,2 0,9 0,7 00 0,2

Бахрейн 4,2 0,2 40,2 30,0 25,1 5,4 5,9 13,7

Джибути 30,5 7,1 6,4 20,9 23,0 3,4 11,0 8,6

Египет 15,3 1,9 31,3 7,6 43,2 14,4 5,1 23,7

Иордания 18,6 0,6 0,3 8,5 71,8 33,6 9,8 28,4

Ирак 0,2 0,1 98,9 0,3 0,6 0,4 0,2 0,0

Коморские острова 41,7 0,5 0,0 3,5 54,4 14,4 37,4 2,5

Кувейт 0,2 0,1 90,1 0,7 8,0 5,7 1,5 0,8

Катар 0,0 0,0 92,1 1,2 6,5 5,7 0,3 0,5

Ливан 19,1 1,0 6,3 25,0 48,3 10,5 14,5 23,3

Ливия 0,1 0,0 96,6 1,0 2,2 1,4 0,1 0,7

Мавритания 24,1 0,1 10,9 63,9 0,8 0,1 0,4 0,3

Марокко 19,9 1,4 5,4 9,2 64,1 18,8 20,0 25,3

Оман 2,6 0,0 70,7 4,6 13,3 8,2 1,8 3,4

ОАЭ 3,5 0,2 58,0 15,5 22,3 3,7 9,5 9,0

ПНА 25,1 2,4 0,3 9,9 61,7 6,3 4,2 51,1

Саудовская Аравия 1,1 0,0 84,8 0,7 13,3 10,9 0,7 1,8

Сирия 40,7 1,0 19,3 2,4 36,5 8,0 4,7 23,7

Сомали 84,7 4,4 0,0 0,3 5,1 2,3 1,1 1,8

Тунис 9,7 0,5 15,2 1,5 73,1 8,8 31,3 32,9

Йемен 7,1 0,4 85,1 1,6 2,4 0,8 0,5 1,0

Англия 5,6 0,6 11,4 19,1 57,6 13,3 28,0 16,2

Франция 13,2 1,0 3,9 2,6 76,9 17,9 38,2 20,9

США 9,0 2,1 9,4 6,4 63,6 13,2 33,8 16,6

Составлено по: UNCTAD, Hand book of statistics 2014, U. N., New-York and Geneva, 2014, pp. 110-122

Вторую группу на мировом товарном рынке представляют Египет, Иордания и Судан. Эти страны либо незначительно увеличили свой экспорт на рынки развивающихся и развитых стран (Египет), либо показатели остались неизменными (Иордания и Судан). Но при этом в Иордании произошло самое значительное из всех арабских стран сокращение доли импорта в суммарном мировом показателе с 34.8% до 29,8%. Снизилась и роль Судана как мирового импортера товаров с 28,6% до 26,8%.

Наконец, в третью группу вошли Марокко и Тунис, сократившие свое участие в мировом экспорте, но одновременно увеличив свое присутствие на рынке импорта товаров с 13,6% до 14,9% и с 7,2% до 9% соответственно. Специфика развития прочих арабских государств не позволила отнести их к какой-либо из выделенных групп в полной мере.

Таким образом, при первом приближении к рассмотрению проблемы им-портозамещения, из всего региона арабских стран обращают на себя внимание Катар и ОАЭ из первой группы, Египет и Иордания — из второй и Марокко и Тунис из третьей группы.

Политика импортозамещения должна приводить и действительно приводит к изменению структуры экспорта в сторону увеличения в нем товаров обрабатывающей промышленности. Как выглядит регион арабских стран с этой точки зрения? Разобраться в этом вопросе помогут данные таблицы 2.

Самые высокие значения удельного веса обработанных товаров в структуре торговли продемонстрировали страны, не относящиеся к крупным нефтедобывающим: Тунис и Иордания с индикаторами более 70%. Они не только существенно приблизились по этому показателю к Франции (76,9%), но и опередили США (63,6%) и Великобританию (57,6%). К уровню Англии вплотную подошли Марокко (64,1%) и Палестинская национальная администрация (61,7%). А вот в Ливане и Египте показатель обработки не достиг и 50% всего экспорта: 48,3% и 43,2% соответственно. Высоким (более половины местного экспорта) оказался удельный вес обработанных товаров в одной из самых беднейших стран региона — Коморских островах. Речь идет, прежде всего, о переработке сельскохозяйственного сырья.

Что касается крупных экспортеров углеводородов, то на общем фоне выделяются те, что смогли существенно понизить в своем экспорте долю топлива до 40,2% (Бахрейн) и 58% (ОАЭ), одновременно (и это самое главное!) увеличив долю экспорта промышленно обработанных товаров до 25,1% и 22,3% соответственно. Меньших, но все же успехов, удалось достичь в этом направлении Саудовской Аравии и Оману. Доля топлива в их экспорте держится пока еще на уровне 84,8% и 70,7% соответственно, а удельный вес обработки достигает 13,3%. И, наконец, структура экспорта таких стран, как Алжир, Ирак, Катар и Кувейт продолжает демонстрировать стойкую приверженность экспорту сырой нефти и газа (от 91% до 99% суммарного товарного экспорта страны). Что же поставляют на мировой рынок арабские страны из продукции обрабатывающей промышленности?

Нефтеэкспортеры, используя свои конкурентные преимущества (наличие сырья и дешевой энергии) наладили производство нефтехимии, химических

удобрений, стали, алюминия, стройматериалов и пр. И если в 1960-1980 гг. это производство было ориентировано на внутренний рынок, то сегодня это вполне конкурентоспособные товары на региональном рынке, рынке развивающихся стран и в меньшей степени рынке развитых государств. В Королевстве Саудовская Аравия среди экспортных товаров обрабатывающей промышленности на нефтехимию приходится 82%, в Омане 62%, а в ОАЭ и Бахрейне цифры снижаются до 17% и 21% соответственно. В этих двух странах стремительно растет экспорт металлов (15,5% и 30% соответственно), транспортного оборудования и машин. В 2013 г. эти товарные группы достигали 43% экспорта товаров обрабатывающей промышленности в ОАЭ и 21% на Бахрейне. Приведенные цифры ярко демонстрируют результаты той промышленной политики, которая проводится в ряде нефтедобывающих стран и направлена на превращение их в динамичные центры развития промышленного производства. В качестве примера можно привести ОАЭ.

Принимая во внимание намерение правительства диверсифицировать экономику, именно в промышленный сектор в отрасли различного уровня передела были направлены значительные государственные инвестиции в рамках всех семи эмиратов. С этой целью созданы специальные индустриальные зоны и города. Согласно официальному отчету за 2013 г. итоговая совокупная стоимость промышленного капитала всех несырьевых промышленных проектов превысила $ 20 млрд., что способствовало созданию 290 000 рабочих мест. И все это — за счет рационального использования своих конкурентных преимуществ:

• наличия дешевой рабочей силы из стран Азии;

• выгодного географического положения;

• низких арендных ставок и операционных расходов;

• создания инновационных возможностей.

Федеральное правительство и местные органы власти запустили серию инициатив, которые учитывают особенности развития той или иной отрасли и совершенствования бизнеса. Созданию наукоемких отраслей промышленности способствует «Дубайский силиконовый оазис», прибыль которого в 2011 г. достигла $ 88 млн. Цифры показывают, что свободная зона высоких технологий «переживает» 32% рост в отношении количества регистрируемых компаний, 47% из которых европейские и американские. Доля азиатских — достигает 19%.!

Кроме того, правительство применяет политику нетерпимости к любым нарушениям в сфере патентных и авторских прав. В результате с 2004 г. по 2010 г. число предприятий в секторе промышленного производства выросло с 3036

1 Здесь и далее материалы по экономическому развития ОАЭ приведены по: Министерство экономики ОАЭ. Неограниченные возможности — 2013, Абу-Даби, 2013, с. 1-429

до 4960, объем инвестиций — с $ 17 149 тыс. до $ 27 553 тыс., а число работников с 231 275 чел. до 382 296 человек.

Используя эти и другие преимущества ОАЭ удалось дифференцировать структуру своего экспорта. 43% экспортных товаров обработки приходится сегодня на машины, оборудование и транспортные средства. Увеличивающийся спрос на морских перевозчиков побудил международные компании начать в ОАЭ строительство сухих доков для сборки крупных судов. Строительство лодок и яхт предусматривает как полное производство, так и частичную сборку. Как минимум один производитель яхт имеет активную экспортную базу в США.

Свободная экономическая зона в Джебель-Али стала местом капиталовложений в такие сегменты, как сборка и комплектация автобусов, машин скорой помощи и пожарных машин. Они используются как на местном, так и региональном рынке. Зародилась и активно развивается сборка большегрузных транспортных средств и тяжелого машинного оборудования. Каждый год в странах-членах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива появляется более 1 млн. нового оборудования этого сегмента.

На местный региональный рынок направляется около 30% эмиратского стекла. Фактически все страны региона в стремлении удовлетворить свои потребности в стекле зависят от импорта. И для них проще импортировать продукцию из ОАЭ, чем из США, Европы, России и Китая, являющихся ведущими мировыми экспортерами стекольной продукции.

Аналогичная история наблюдается и в сфере производства стальной арматуры для железобетонных конструкций, силовых и телекоммуникационных кабелей. Поставки кабельной продукции осуществляются в Саудовскую Аравию, Йемен, Иорданию, Иран, Индию, Восточную Африку. Особенно успешными были поставки кабелей для строительства метро в Дели.

Совершенствуется и нефтехимия, на товары которой приходится 17% всего экспорта обработки. ОАЭ постепенно переходят на новый этап развития нефтехимической промышленности — производство специализированной продукции вместо «просто товаров потребления». Алгоритм, лежащий в основе получения специализированных пластмасс таков: извлечь на поверхность исходное сырье, добавить стоимость посредством переработки сырья в пластмассу и через несколько дней экспортировать. Разработана и внедрена концепция «Парка полимеров». Исходные конкурентные преимущества: сырье и логистика. Стоимость этана в ОАЭ составляет $1,5 за млн. БТЕ2, тогда как его минимальная цена в Европе и США составляет $3,20. Кроме того, производство максимально приближено к странам, имеющим значительную потребность в данном сырье, в частности, к Индии и Китаю.

Важнейшая роль в диверсификации экспорта принадлежит эмирату Абу-Даби. Решая проблему сокращения объема «нефтяного» ВВП с 65% до 36% в формировании совокупного валового продукта, была создана компания

2 Британская тепловая единица (БТЕ) = 252 кал.

«Mubadala Aerospase-2», которая объявила о намерении совместно с «Ferrari» и «Tata» выпустить в 2018 г. первый в ОАЭ реактивный самолет среднего размера. Это — одно из четырех направлений развития авиационно-космической промышленности. Остальные три направления включают техническое обслуживание, ремонт коммерческих и военных самолетов, производство деталей и обучение персонала.

Производство современных микросхем — еще один шаг на пути создания импортозамещающего производства. Абу-Даби приобрел компанию, являющуюся одним из лидеров в области производства процессоров. Это и многое другое позволило эмиратам сделать существенный шаг в развитии технологий. Однако при сопоставлении с развитыми странами оказывается, что по уровню экспорта машин, исчисленного в долларах в расчете на душу населения, ОАЭ находятся сегодня на уровне США 1970 года.

Импортозамещающие отрасли успешно развиваются и в легкой промышленности. По сообщениям промышленного банка, ОАЭ в настоящее время являются значительным экспортером бумажных предметов гигиены. Около половины всего объема производства идет на экспорт. Поставки осуществляются, во-первых, в соседние регионы (страны ССАГПЗ, Иран, Индостан и восточную Африку), а, во-вторых, в географически удаленные промышленно развитые страны (Австралию и США).

Географическое положение ОАЭ способствует развитию бизнеса, требующего быстрого доступа к рынкам, ориентированным на поставки с высокой стоимостью и низкими объемами. Используя это преимущество, эмиратам удалось стать региональным центром дистрибуции, логистики и реэкспорта. По объемам реэкспорта (около 10% всего товарооборота) страна занимает лидирующие позиции наряду с Гонконгом и Сингапуром. Основными потребителями реэкспортных товаров стали Саудовская Аравия, Иран, Индия, Кувейт, незначительно Азербайджан и Туркменистан. Реэкспорт, наполовину состоящий из машин и оборудования, в два раза превышает по стоимости экспорт товаров собственного производства.

Если говорить о результатах импортозамещения в странах Персидского залива в целом, то следует отметить рост объемов экспорта продукции черной металлургии (стали) и цветной (алюминия). В ОАЭ, например, удельный вес товаров этой группы достигает 15,5%, а в Бахрейне поднимается до 30%. По данным «Арабского союза производителей чугуна и стали» (Arab Iron and Steel Union), сегодня спрос на стальную продукцию в странах Ближнего Востока и Северной Африки (без Турции и Ирана) приближается к 50 млн. т в год. В то же время, с учетом реализуемых в настоящее время и перспективных проектов создания новых сталелитейных мощностей совокупное производство проката в регионе достигает лишь 35 млн. т, а недостающие 15 млн. т арабские страны вынуждены импортировать.

Конечно, члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива заинтересованы в сокращении объемов импорта металла и дальнейшем развитии собственной металлургии, способной в полной мере удовлетворять

местных потребителей стальной продукции. Они перешли к новой стратегии. По мнению специалистов «Арабского союза производителей чугуна и стали», настала пора ограничить неконтролируемый рост мелких сталелитейных предприятий, которые не выдерживают конкуренции с более крупными производителями. Будущее арабской металлургии заключается в совместном строительстве крупных и мощных металлургических комбинатов, а также развитии тех базовых отраслей, которые поддерживают и обеспечивают функционирование всего сталелитейного комплекса. Назрела необходимость выработки единой стратегии развития металлургии региона, включающей в себя укрупнение компаний, обмен технологиями и маркетинговой информацией, совместный импорт сырьевых материалов и совершенствование логистики. Все крупнейшие производители стальной продукции (Hadeed, Al-Tuwairqui, Al-Rajhi, South Steel Company, Al-Ittefaq и Al-Yamamah) ведут строительство дополнительных мощностей, либо ищут средства для этого. Таким образом, нефтедобывающим странам Персидского залива удалось в определенной степени диверсифицировать свою экономику, опираясь на политику импортозамещения.

В прочих арабских государствах можно выделить еще 6 стран с высокими и относительно высокими показателями обработки в экспорте. Причины различны и связаны с дифференциацией набора конкурентных преимуществ в каждой конкретной стране. Если же в общих чертах попытаться их обобщить, то можно сказать следующее. В Иордании и Египте свою роль сыграли специальные индустриальные зоны (СИЗы), созданные в результате развития интеграционных процессов. Товары, произведенные в этих зонах, не облагаются в США таможенными пошлинами, при условии, что 35% их компонентов сделаны совместно египетскими и израильскими или иорданскими и израильскими производителями. Такие СИЗы привлекают повышенный объем иностранных инвестиций, поскольку это дает инвесторам уникальную возможность беспошлинного доступа на рынки США для товаров, произведенных в этих зонах. Благодаря функционированию подобных специализированных зон, объем иорданского и египетского экспорта в США увеличился в несколько раз.

В последние годы правительство Иордании уделяет большое внимание инновационному развитию своей страны. Не случайно, в глобальном инновационном рейтинге 2013 года иорданская экономика оказалась на пятом месте в регионе арабских стран и на 61-м в мире. Этот факт, наряду с прочими, приводит к изменению структуры экспорта в сторону усиления в нем позиций товаров обрабатывающей промышленности. Тем не менее, и сегодня товарная структура экспорта пока еще остается беднее списка импортируемой продукции.

В Марокко способность зон привлечь на свою территорию экспортоо-риентированные промышленные предприятия напрямую связаны с европейской интеграцией и созданием зон свободной торговли между ними и государствами Старого света. Негативные события «Арабской весны»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лишь в незначительной степени затронули Марокко, экономика которого была и продолжает оставаться привлекательной для иностранных предпринимателей. Это подтверждают и рейтинги ведущих международных агентств, отмечающих в последние годы низкий уровень инвестиционных рисков Королевства. С 2010 г. по 2012 г. свыше 30% прямых иностранных инвестиций, направленных в регион Северной Африки, были вложены в экономику Марокко. В качестве примера можно привести проект строительства завода по производству авиакомпонентов канадской авиапромышленной компании «Бомбардье» (более $ 200 млн.), строительство завода по производству автомобилей фирмой «Рено-Ниссан» ($1,3 млрд.). Это в свою очередь способствовало тому, что в 2012 г. рост экспорта авиастроения составил 18%, а автомобилестроения 7%. Кроме того, два крупнейших в мире инвестиционных проекта по развитию солнечной и ветроэнергетики реализуются сегодня на территории Марокко.

К стратегии импортозамещения, как одному из ключевых факторов роста, большинство арабских стран начинает прибегать после получения независимости. Защита и стимулирование отечественных производителей осуществлялось с помощью традиционных методов: государственного субсидирования предприятий, контроля цен, высоких тарифных ставок на импорт и пр. Государственное централизованное планирование и концентрация промышленных проектов главным образом в госкомпаниях — отличительная черта этого периода развития. Производство было ориентировано на удовлетворение потребностей внутреннего рынка и основывалось, главным образом, на добыче и первичной переработке сырья (нефть, газ, фосфаты, железная руда, продукция сельского хозяйства). Такой вариант промышленного развития мог быть успешным лишь в странах с достаточно емким внутренним рынком, к коим в полной мере можно было отнести лишь Египет. К концу 1970 годов темпы роста промышленности в изучаемом регионе начали падать, а импорт расти. Попытка наладить собственное производство приводило чаще всего к замене импорта готовой продукции импортом ее составляющих. Кроме того, в 1980-1990 гг. произошел обвал цен на нефть. Государства вынуждены были переходить в более гибкой экономической политике: либерализации импортных тарифов, отмене контроля за ценами, девальвации местных валют. Перестал расти несырьевой экспорт.

Все это привело к тому, что, начиная с 2000 годов происходит смена акцентов и приоритетов экономического и промышленного развития. Усилия были направлены на улучшение инвестиционного климата, дальнейшей поэтапной либерализации, развитие сектора недвижимости и сферы услуг, туризма, логистики, транспортных и финансовых операций. В международных рейтингах конкурентоспособности некоторые арабские государства поднялись на высокие места.

Импортозамещение становится важнейшим инструментом достижения главной цели — выхода на устойчивое положительное сальдо внешней торговли.

Таблица 3

Торговый баланс и коэффициент покрытия импорта экспортом

Страна Торговый баланс (млн. долл) Коэффициент покрытия

1989-91 гг. 2011-13 гг. 1989-91 гг. 2011-13 гг.

Алжир 2627 19225 31 39

Бахрейн -286 6808 -8 51

Ирак 2042 34014 24 63

Катар 1599 95093 101 288

Кувейт 1526 84765 27 311

Ливия 5624 22147 107 125

ОАЭ 10207 116667 88 51

Оман 1941 22685 70 80

Саудовская Аравия 15431 224558 61 150

Джибути -186 -488 -89 -81

Египет -7614 -32660 -63 -52

Иордания -1311 -12581 -54 -61

Йемен -51 -2265 -0,4 -19

Коморские острова -30 -257 -60 -92

Ливан -2328 -16090 -81 -74

Мавритания 152 -266 68 -7

Марокко -2467 -23104 -39 -52

ПНА -1470 -4077 -80 -81

Сирия 1127 -4500 48 -50

Сомали 31 -700 42 57

Тунис -1644 -6925 -33 -29

Составлено по: UNCTAD, Handbook of statistics 2014, U. N., New York and Geneva, 2014, pp. 30-37

Согласно приведенным цифрам, выделяются два больших кластера стран. В первый входят 9 нефтедобывающих государств, в которых экспорт товаров на протяжении последних 25 лет явно превалирует над их импортом, т. е. платежный баланс сводится с положительным сальдо. И это несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться в конце 1990 годов (выживание в условиях обвала цен на нефть) и в 2007-2008 гг. (мировой финансовый

кризис). Правительства этих стран расширили программы, не связанные с добычей нефти и максимально увеличили участие частного сектора в стратегических отраслях. И несмотря на то, что доля нефтяного сектора в формировании ВВП все еще остается основной, государства этой группы стран продолжают поддерживать несырьевые проекты и стимулировать программы в этом направлении.

Второй кластер образуют 11 государств, где наблюдается пассивное сальдо торгового баланса. Приведенные цифры, характеризующие отрицательный торговый баланс по наиболее отсталым из них (Джибути, Йемен, Коморские острова, Мавритания и Сомали) вполне понятны и объяснимы. Логично предположить (и приведенные в таблице данные это подтверждают), что в странах, переживающих последствия «Арабской весны» или втянутых в военные конфликты (Ливан, Сирия, Тунис) интересующие нас цифры будут также отрицательными. Обращают на себя внимание три страны: Египет, Иордания и Марокко, которые к концу первого десятилетия XXI века не смогли свести свой торговый баланс с положительным сальдо. Но повышение коэффициента покрытия импорта экспортом в Иордании с 54% до 61% и в Марокко с 39% до 52%, свидетельствуют о том, что программы по внешнеориентированному импортозамещению начинают давать свои плоды. Что касается Египта, то импортозамещение в этой стране направлено в большей степени на удовлетворение потребностей внутреннего рынка, самого крупного в регионе. Нестабильной остается и социально-политическая обстановка в стране. К сожалению, масштабы данной статьи не позволяют провести более детальный анализ интересующей нас проблемы.

Проанализированный материал позволяет прийти к следующим выводам. Политика импортозамещения в большинстве арабских стран, за исключением наименее развитых и втянутых в различные конфликты, способствовала в той или иной мере повышению их конкурентоспособности. Но на этом пути сделаны только первые шаги. В структуре экспорта по объему и удельному весу несырьевые товары занимают пока достаточно скромные позиции. Даже в группе крупных экспортеров углеводородного сырья, доказавших в той или иной степени успешность своей промышленной политики, повышение конкурентоспособности могло быть более масштабным. Импортозамещение не способствовало здесь радикальной диверсификации экономики и росту производительности труда. По мнению специалистов, этим странам необходимо сконцентрировать свои усилия на быстром росте экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, которые никак не связаны с добычей сырья. В полной мере это относится и к производителям сельскохозяйственного сырья.

Наибольших успехов в изменении структуры экспорта удалось добиться странам, где нефтяной фактор не играл определяющей роли или вовсе отсутствовал. Например, Иордании, Ливану, Египту, Марокко и Тунису.

Следует отметить также, что пока экспорт арабских стран направлен, в основном, на региональный рынок или рынок развивающихся государств.

Эксперты МВФ отмечают, что политика импортозамещения вредна, если только отечественные товары не конкурируют с импортными на равных. Мировой опыт показывает, что обычно такая политика характеризуется государственной защитой и губительна для бизнеса. Она приводит к тому, что у производственных компаний отсутствуют стимулы для повышения конкурентоспособности своей продукции. Импортозамещение, основанное на первом или втором переделе сырья (а именно он пока доминирует в арабских странах), не вносит существенного вклада в диверсификацию экономики. Это капитало- и энергоёмкие производства, не требующие к тому же большого числа работников любой квалификации. Они не относятся к высокотехнологичному сектору, а цены на их продукцию напрямую зависят от цен на сырье и энергию.3

Для достижения больших результатов в импортозамещении, арабским государствам необходимо:

•развивать государственные и частные институты;

• совершенствовать систему рыночных отношений;

• повышать эффективность рынка труда;

•развивать и совершенствовать системы образования, здравоохранения, инфраструктуры.

При этом государственное стимулирование должно касаться, прежде всего, производства экспортных товаров и услуг, не связанных с добычей сырья. Эксперты МВФ рекомендуют отслеживать результаты. При росте экспорта в этих сферах продолжать, а может быть даже и увеличивать государственную поддержку. В противном случае государственную помощь прекращать. Причем, применяться этот принцип должен как к отечественным, так и иностранным инвесторам.

3 http://forbes.kz/process/economy/kazahstan_idet_po_grablyam_neftyanyih_arabskih stran

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.