Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникационного сектора в арабских странах'

Развитие информационно-коммуникационного сектора в арабских странах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
651
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ СЕКТОР / АРАБСКИЕ СТРАНЫ / ИНВЕСТИЦИИ / НАКОПЛЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ / МОБИЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Имамкулиева Эльмира Эльмановна

Данная работа посвящена иностранным инвестициям в информационно-коммуникационном секторе в арабских странах. Распространение и доступность новых информационных технологий в 21 веке играет не только экономическую роль в привлечении новых инвестиций, но и оказывает сильное социально-политическое влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникационного сектора в арабских странах»

Развитие информационно-коммуникационного сектора в арабских

странах.

The development of information and communication sector in the Arab

countries.

Имамкулиева Эльмира Эльмановна

Аспирант ИСАА МГУ им. Ломоносова Специальность: 080014 elmiracif@ gmail. com +79653913538 Imamkulieva Elmira Elmanovna IAAS MSU graduate student.Lomonosov

Occupation: 080014 elmiracif@gmail. com +79653913538

Ключевые слова. Информационно-коммуникационный сектор, арабские страны, инвестиции, накопления, Интернет, мобильные коммуникации, инновации.

Keywords.ICT sector, Arab countries, investment, capital formation, Internet,mobile communications, innovations.

Аннотация.Данная работа посвящена иностранным инвестициямв информационно-коммуникационном секторев арабских странах. Распространение и доступность новых информационных технологий в 21 веке играетне только экономическую роль в привлечении новых инвестиций, но и оказывает сильноесоциально-политическое влияние.

Abstract. This work is devoted to foreign investmentsin ICT sector in the Arab countries. In the 21st century proliferation and access to new information technologies not only affect the attracting new investments, but also hasa strong social and political influence.

Важной составляющей любой современной экономики являются инновации. Информационно-коммуникационный сектор (ИКС) становится особенно актуальным в пост-индустриальном обществе, где телекоммуникационные, медицинские и компьютерные технологии играют огромную роль. Специалисты подтверждают, что инновационные методы в экономике в целом и в ИКС, в частности,создают предпосылки для интенсивного роста, путем «системной и комплексной работы по формированию инновационного потенциала и стимулировании инновационной активности» 1 . Интерес вызывает изучение инвестиционно-инновационных процессов как на мировом уровне, так и на уровне отдельных регионов и/или стран, поскольку распределение инноваций по миру крайне неравномерно, а инновационный путь развития страны способен в короткие сроки обеспечить ей более высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке, что,в конечном счете, будет способствовать привлечению капитала в эту страну. Развитие ИКС оказывает непосредственное влияние на повышение инвестиционной привлекательности арабских стран. Это обусловлено тем, что инновации в этой сфере позволяют нивелировать географическую отдаленность региона при поставке товаров и услуг2. Широкое развитие сети Интернет, а затем формирование беспроводных соединений и развитие мобильных сетей нового поколения (3G и 4GLTE3) стали источниками новых конкурентных преимуществ арабских стран. Прежде всего, это важно в связи с

1 «Методические аспекты оценки инновационного развития регионов и мониторинга результатов инновационной деятельности (на примере г. Москвы)», доклад д.э.н. Рыковой И.Н., Московская городская Дума, 04 октября 2012 г.

2 Соловьева Ю.Н., Фейгин Г.Ф. Прямые иностранные инвестиции как фактор развития информационно-коммуникационного сектора в России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Электронный ресурс: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35746 . Дата обращения: 25.07.2014.

3 Под покрытием 40, как правило, понимают технологии, которые позволяют передавать данные в сотовых сетях со скоростью выше 100 Мбит/сек. Скорость передачи данных в сетях ЗОсоставляет до 7-14 Мбит/сек.

http://ieeexplore.ieee.org/xpl/login.isp?tp=&arnumber=6785480&url=http%3A%2F%2Fieeexplore. ieee.org%2Fxpls%2Fabs all.isp%3Famumber%3D6785480. Запрос 25.07.2014. Частота передачи «1800» - цифровой стандарт мобильной связи в диапазоне частот от 1710 до 1880 МГц.

распространением и доступностью мобильных устройств, имеющих техническую возможность беспроводного подключения к Интернету, что позволяет дополнительно ускорить бизнес-процессы в арабских странах, предоставляя свободу перемещений с доступом к нужной информации.Развитие компьютерных и интернет-технологий является отражением степени развитости информационного общества, ведь цифровая революция, которую мы наблюдаем в 21 веке, затрагивает все социальные группы независимо отуровня дохода.

Распространение и доступность новых информационных технологий, а именно мобильных портативных устройств, персональных компьютеров, ноутбуков, а также развитие социальных сетей и интернет-сообществв арабских странах в 21 веке сыграло не только экономическую, но и социально-политическую роль. Так, протестующие во время «Арабской весны» активно использовали Интернет для оповещения и обмена информацией о событиях в режиме реального времени4. Данный методы был впервые использован в арабских стран в таком масштабе, оповещая тысячи митингующих.

Интернетизация в арабском обществе - это совершенно новое явление, поскольку по оценкам на 2002 г. только 0,6 % арабов пользовались сетью Интернет5. При этом особенностью развития Интернета в арабском мире был тот факт, что в середине 90-х гг. 20 века 98% пользователей Интернета были мужчины6. По данным IntemetWorldStatsна конец 2013 года число интернет пользователей на Ближнем Востоке возросло до 44,9 % или 103,8 млн. человек .

Если раньше основным критерием оценки информационного развития страны было наличие персональных компьютеров, то сегодня особое значение приобретает проблема доступа к сети Интернет как определяющего фактора

4Иванов С. «Арабская весна» продолжается //Обозреватель-Observer. - 2012. - №. 3.

5Лихобабин М. Ю. Гендерные детерминанты информационного общества //Автореф. дисс. канд. философ.наук/МЮ Лихобабин. - 2006.

6Лихобабин М. Ю. Гендерные детерминанты информационного общества //Автореф. дисс. канд. философ.наук/МЮ Лихобабин. - 2006.

7World Internet Users and Population Stats.http://www.internetworldstats.com/stats5.htm. Запрос 28.08.2014..

вовлеченности в построение глобальногоинформационного общества. В связи с этим особое значение приобретает степень покрытия и увеличение скоростей именно мобильного интернета, для чего ниже приведена сводная таблица развития мобильного интернета в арабских странах:

Таблица 2.7 Мобильный интернет в арабских странах (состояние на август 2014 года).

Страна Скорость и формат передачи данных по мобильному интернету

9008 18009 30 40 (ЪТБ, WiMAX, ШРА+)

Алжир 900 1800 30 МоЫШ, Оопёоо, Djezzy 40 LTE А^епеТексот

Бахрейн 900 1800 30 2100, 30 850 Menatelecom WiMAX; тестируется 40 LTE Menatelecom -Huawei

Джибути 900

Египет 900 1800 30 2100

Западный берег 900 1800

Йемен 900 YemenMobile 30 CDMA

Иордания 900 1800 30 1900/2100 40 LTE Zain, 40 LTE Umniah; 40 WiMAX (UmniahUmax);

8 «900» - цифровой стандарт мобильной связи, работающий в диапазоне частот от 890 до 915 МГц (от телефона к базовой станции) и от 935 до 960 МГц (в обратном направлении). https://ru.wikipedia.org/wiki/GSM. Запрос 14.08.2014.

9 Частота передачи «1800» - цифровой стандарт мобильной связи в диапазоне частот от 1710 до 1880 МГц.https://ru.wikipedia.org/wiki/GSM. Запрос 14.08.2014.

Ирак 900 3G MobiTel 4G LTE FastLink (Regional Telecom и Alcatel-Lucent)

Катар 900 1800 3G 2100 4G LTE OoredooQatar

Коморские острова 900 1800

Кувейт 900 1800 3G 1900/2100 4G LTE Zain/VIVA/Wataniya

Ливан 900 3G 2100

Ливия 900 1800 3G Libyana

Мавритания 900 1800 3G 2100

Марокко 900 1800 3G 2100 4G LTE (запуск намечен на конец 2014 года)

ОАЭ 900 1800 3G 2100

Оман 900 3G Nawras 4G LTE Omantel, 4G LTE Nawras

Саудовская Аравия 900 1800 3G 2100 4G STC, Mobily and Zain Saudi

Сирия 900 1800 3G MTN andSyriatel

Сомали 900 1800 3G 2100

Судан 900 1800 3G 2100

Тунис 900 1800 3G 2100

Источник: 4G LTE World Coverage Map - LTE, WiMAX, HSPA+, 3G, GSM Country List. http://www.worldtimezone.com/4g.html. Запрос: 02.08.2014.

Как видно из таблицы, сети нового поколения уже доступны в: Алжире, Бахрейне, Иордании, Ираке, Катаре, Кувейте, Омане и Саудовской Аравии. В

Марокко запуск сетей 40 запланирован на конец 2014 года. Однако, Джибути и Коморские острова по данным на 2014 год не перешли на новые стандарты связи и не используют новые технологии мобильного интернета. Тем не менее можно утверждать, что мобильный интернет стал доступен почти на всей территории арабского мира, но наиболее современные методы и высокие скорости передачи данных (на примере распространения технологии 4GLTE) доступны в ряде «нефтяных стран», за исключением Ливии и Египта; и в Иордании и Марокко, которые, являясь не «нефтяными» государствами, стратегически делают акцент на диверсификацию и развитие современных технологий. Таким образом, ясно, что состояние телекоммуникационных технологий, на примере развития сетей мобильного интернета, тесно коррелирует с уровнем развития страны.

Современная телекоммуникационная инфраструктура не только способствует экономическому росту на национальном уровне, но и является предпосылкой участия в глобальной конкуренции и привлечения новых инвестиций.

Представляется возможным сопоставить страны по уровню инноваций, используя рейтинг «глобальных инноваций» (TheGlobalInnovationIndex 2013:TheLocalDynamicsofInnovation) 10 , который базируется на анализе достижений и возможностей развития инноваций в отдельных странах за последние семь лет и охватывает 142 страны. Индекс базируется на анализе таких ключевых характеристик, как: развитие институтов, человеческий капитал и НИОКР, степень развития рынка, инфраструктуры, а также практических результатновых разработок и научных открытий, уже совершенных в этих странах. Суммарно индекс включает в себя 80 различных характеристик.В отчетах по исследованию цикла «Глобальные лидеры инноваций» (GlobalInnovation 1000), составленного Корнельским университетом (ШБЕАО) и Всемирной организацией интеллектуальной

10http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2013#pdfopener, запрос на 16.07.2014.

собственности11, отмечено, что компании, нацеленные на разработку продуктов и услуг нового поколения, относятся к трем основным моделям стратегии развития инноваций: «выявление новых потребностей» (NeedSeekers), «понимание рынка» (MarketReaders) и «технологическое лидерство» (TechDrivers).

Общимичертамидля инновационноориентированных стран будут:

- развитие наукоградов, индустриальных кластеров, технопарков и других институтов для развития инноваций, основной целью которых является снижениебюрократической составляющей развития бизнеса, смягчение налогового бремени на стартапы;

-создание специальных платформ для развития межотраслевых проектов и особых сред для создания новых уникальных и востребованных на мировом рынке продуктов и услуг

- привлечение квалифицированных специалистов со всего мира.

По итогам на 2013 год лидерство сохранила Швейцария, за которой следуют Швеция, Великобритания, Нидерланды, Соединенные Штаты, Финляндия, Гонконг, Сингапур, Дания и Ирландия, занимая с 1-го по 10-е место в рейтинге соответственно. В целом показатели по региону Северной Африки и Западной Азии достаточно скромные. Так, эти страны достигли показателя более 50 баллов только по одному субиндексу- уровню развитию инфраструктуры (61,23 балла). В это время по индикатору эффективности инноваций этот регион занял последнее место в мире с показателем, равным 0,72 балла. Для сравнения в странах Латинской Америки этот показатель достигает 0,81 балла.

Ниже приведен межарабский рейтинг по глобальному индексу инноваций, в котором представлены 15 арабских стран:

1. ОАЭ (38 место)

2. Саудовская Аравия (42 место)

11ВОИС (WIPO)- World Intellectual Property Organization, учреждением Организации Объединенных Наций, ООН, http://www.wipo.int/portal/en/

3. Катар (43 место)

4. Кувейт (50 место)

5. Иордания (61 место)

6. Бахрейн (67 место)

7. Тунис (70 место)

8. Ливан (75 место)

9. Оман (80 место)

10. Марокко (92 место)

11. Египет (108 место)

12. Сирия (134 место)

13. Алжир (138 место)

14. Судан (141 место)

15. 12 Йемен (142 место) .

Как видно из приведенных выше данных, самой «инновационной» арабской страной признаны ОАЭ, несмотря на тот факт, что они потеряли одну позицию за год и переместились с 38 на 37 место.В 2012 году рейтинг среди арабских стран возглавлял Катар, занимавший 33 место в мире по рейтингу инноваций и ухудшивший свой показатель на 10 позиций. Необходимо отметить, что показатели по ряду арабских стран упали: рекордное снижение показали Оман, упавший с 47 на 80 место и потерявший 33 позиции в рейтинге, и Бахрейн, ухудшивший свой показатель на 26 позиций и опустившийся с 41 на 67 место. Показатели Иордании, Марокко, Египта, Сирии и Йемена также снизились на несколько позиций. Тем не менее, рейтинг Судана остался неизменен, и только Саудовская Аравия и Кувейт улучшили свои позиции в рейтинге на 6 и 5 пунктов соответственно13.

12Global Innovation index report 2013, annex 3, p.6-7,

http://www. globalinnovationindex. org/content.aspx?page=gii-full-report-2013#pdfopener.3anpocHa 10.07.2014

13Global Innovation index report, http://www.globalinnovationindex.org/contentaspx?page=data-analysis.3anpocHa 12.07.2014.

Таким образом, лидерам по инновациям в 2013 году стали ОАЭ, несмотря на небольшое падение. Достижению данного результатаспособствовала, в том числе,реализация долгосрочного плана развития «Видение 2010» ("Vision 2010"), утвержденного в 2002 году инаправленного на создание наукоемкого сегмента в экономике этой страны. Помимо этого, воплощался принятый в 2009 году «Стратегический план Дубай - 2015», целью которогоявлялось обеспечение социальной и экономической стабильности и снижение зависимости от экспорта энергоресурсов в ВВП страны. Реализация проектов, а также работа по диверсификации экономики Эмиратов позволила, например, снизить долю от экспорта углеводородов в валовом внутреннем продукте:

Диаграмма. Доля нефтяной ренты в ВВП Объединенных Арабских Эмиратов.

Как видно по диаграмме, удельный вес нефтяной ренты в ВВП ОАЭ снизился с рекордных 62,5% в 1979 году до 21% в среднем за период 2000-2012 гг. Помимо этого, отмечается, что удельный вес нефтяного сектора в

фонденакопленных инвестиций составляет 1 %14. Составители доклада о мировых инновациях объясняют этот факт развитием и популяризацией «экономики знания»15 в Дубае и других эмиратах.Так, в начале 20-го века экономика ОАЭ целиком зависела от добычи природного жемчуга, до 20- х гг. прошлого века, когда началось массовое производство искусственного жемчуга, что негативно отразилось на развитии экономики до того момента, как в 60-х гг. началась промышленная добыча нефти, что перевернуло всю дальнейшую историю развития региона. В ОАЭ хлынул поток нефтедолларов, и это позволило заложить основы для реализации «экономики знания»: была создана развитая современная инфраструктура, в том числе телекоммуникационная, широкое распространение получилиинтернет-технологии;было произведено массовое строительство комфортабельных офисных помещений, отелей, а аэропорт в Дубае стал одним из главных транспортных узлов в регионе и мире. Необходимо отметить, высокий уровень развития транспортной инфраструктуры как одной из составляющих, формирующей индекс инноваций, созданной в короткие сроки, что, несомненно, повысило итоговый показатель по стране.Помимо этого, в эмиратах и за их пределами были проведены многочисленные маркетинговые компании по популяризации этой страны для туристов и потенциальных инвесторов. Это свидетельствует о том, что Эмираты уделяют большое внимание формированию образы своей страны за рубежом. В ОАЭ создается особый бизнес-климат, преследующий цель превратить государство в международного бизнес-интегратора, путем как традиционного привлечения ПИИ, так и распространение международных торговых сетей на своей территории, проведение совместных образовательных и исследовательских проектов, что способствует привлечению не только финансовых, но и

14Dubai statistical center, Statistical year book,

http://www.dsc.gov.ae/EN/Publications/Pages/PublicationsList.aspx?PublicationId=1, запросна 11.07.2014.

15Global Innovation index report 2013, p.21-23,

http://www. globalinnovationindex. org/content.aspx?page=gii-fi^П-report-2013#pdfopener.Запрос 10.07.2014.

интеллектуальных ресурсов для проведения последующей качественной модернизации экономики и общества. Помимо прочего, правительство страны предоставляет налоговые каникулы, выгодные ставки по кредитам и упрощенные системы документооборота, выделяет гранты и пособия бизнесу, поощряет проведение международных выставок, для чего были созданы современные инфраструктурные объекты, выставочные залы на базе WorldTradeCenterDubai; а также активно приглашает к сотрудничеству иностранные компании, которые охотно открывают свои представительства на Ближнем Востоке именно в этой стране как одной из наиболее открытых и современных экономик. Немаловажное значение имеет повсеместное распространение английского языка, что существенно упрощает адаптацию иностранцев. По похожему пути инновационного развития вслед за ОАЭ идут Катар, Кувейт и Саудовская Аравия.

Совершенно иначе обстоит ситуация в не «нефтяных» арабских странах. Эти государства нуждаются, помимо технологий, в притоке именно финансовых ресурсов. В ряде случаев в основе «инновационно-финансового» успеха могут лежать именно политические факторы. Так, Иордания является первой из не «нефтяных» арабских стран в инновационном рейтинге. Это может быть обусловлено целым рядом факторов. Однако, в случае Иордании, малая открытая экономикаэтой страны остро нуждается в движении и притоке капитала. Наряду с внешними источниками финансирования путемпривлечения ПИИ, были необходимы структурные изменения в экономике такие, как изменением структуры государственных расходов и перестановки акцентов с потребления на вложения в высокотехнологичные производства. В Иордании принята Национальная стратегия по вопросам занятости населения на 20112020 гг. (Jordan'sNationalEmploymentStrategy 2011-2020)16 направлена на то, чтобы заменитьиностранную рабочую силу на иорданские кадры в сферах электроснабжение, водоснабжение, здравоохранение, строительство и торговля

16 Jordan's National Employment Strategy 2011-2020. Запрос

12.02.2013 http://data.unhcr.org/syrianrefugees/admin/download.php?id=4233

в краткосрочной перспективе. Тем не менее,региональным «инновационным

17

лидером» является Израиль . Однако, принимая во внимания экономическую кооперацию богатой людскими ресурсами и политически лояльной по отношению к своему соседу Иордании со своим соседом, это дает Королевству определенные перспективы и возможности совместного с Израилем бизнеса и производства.

Одной из мер, применяемых Иорданией для привлечения иностранных инвестиций, было расширение территории специальных экономических зон (СЭЗ). Так, в 1983г. иностранные инвесторы, открывающие предприятия в СЭЗ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

города Закра, освобождались от налогов и сборов на 12 лет, а также от всех

18

таможенных пошлин . Новый этап в развитии промышленности Иордании наступил с подписанием в 1997 г. соглашения с США по созданию специализированных промышленных зон (СПЗ), что открыло для иорданских товаров путь на рынок Штатов.

17 Global Innovation ^ех ^П) герог! 2013 , р. 23,32,

http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2013#pdfbpener. Запрос

10.07.2014

18

Страноведческий каталог «Есьпг^», Омский Государственный Университет, http://catalbg.fmb.ru/jbrdan2009-9.shtml. Запрос на 10.02.2012

График. Экспорт товаров и услуг. Приток ПИИ, экспорт товаров и услуг и ВВП Иордании.

о?

#

Экспорт товаров и услуг (в текущих

Ц1НпТв$)

текущих ценах, $)

Приток ПИИ (в текущих ценах,$)

■ГГГТ ,1

1 I I I I I I I I I I I I I I

Рассчитано по данным WB источник:

http ://api.worldbank.org/v2/ en/ country/j or?downloadformat=excel, Запрос

18.07.2014.

Если рассмотреть пары корреляций экспорта товаров и услуг и притока ПИИ, то коэффициент корреляции равен 0,8, а в паре приток ПИИ и ВВП - 0,74. Однако максимальный коэффициент корреляций получается в паре экспорт товаров и услуг и притоком ПИИ, равный 0,989 за весь период, что свидетельствует о крайне высокой степени взаимозависимости этих двух индикаторов. Тем не менее, необходимо отметить, что этот показатель снизился в 2000-х гг. до 0,5, что может быть свидетельством трансформации экономики этой арабской страны. Иордания предпринимала целый ряд мер,

которыеспособствовали притоку не только капитала, но и новых технологий в эту страну, что дало возможность выхода их товаров на мировой рынок, а также создало платформу для создания инноваций, несмотря на отсутствие больших запасов нефти и газа за счет открытости экономики и

Другим примером инновационного развития не «нефтяной» арабской страны является Тунис. Эта арабская страна заняла 70 место в мировом рейтинге инноваций и 7-е - в межарабском. Стоит отметить особую «зону инноваций», созданную в этой стране, - технопарк Эль-Газала, который расположен в северной части Туниса в городе Ариана. Данный технопаркстал первым специализироваться на развитии информационных и коммуникационных технологий 19 среди стран Северной Африки. В нем осуществляют свою работы более ста предприятий, 13 из которых являются

транснациональными. Среди них представительства компаний Huawei,

20

Microsoft, Stonesoft и др. В рамках этой зоны функционируют: центр исследований, две аспирантуры и несколько бизнес-школ, посвященных исследованиям в телекоммуникационной сфере, а также осуществляют свою работу Национальные Агентствапо контролю частот и сертификации электронного оборудования. Правительство Туниса стремится создать условия для развития национальных малых и средних предприятий, путем обмена опытом с западными коллегами на специализированных мероприятиях, выставках и форумах. 33% компаний, работающих на территории Технопарка, целиком ориентированы на экспорт, в то время, как 38% полностью ориентированы на внутренний рынок, а остальные представляют собой смешанную модель. Стоит отметить, что 75% производимой продукции в

области программного обеспечения и комплексных IT-решений в Технопарке

21

Эль-Газала уходит на экспорт . В связи с успехом работы этого технопарка в 2008 году было принято решение о создании еще двух «зон инноваций», однако

19http://www.elgazala.tn/index.php?id=377&L= 1. Запрос 10.07.2014.

20http://www.elgazala.tn/index.php?id=307&no cache= 1 &L= 1. Запрос 18.07.2014.

21GII 2013 report, p.95-105 http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2013#pdfopener. Запрос 18.07.2014.

тунисские start-ирсталкиваются с недостатком денежных средств и отсутствием дешевых кредитов, что тормозит развитие инноваций.Степень доверия инвесторов к этой стране упала после «арабской весны», которая привела к отставке президента Бен Али, тем не менее высокий уровень подготовки специалистов, развитая система образовательных институтов, а также тесные научные связи с французской европейской школой оказывают благоприятный эффект для развития новых технологий.

В международном бизнесе широко вошло в оборот выражение «togo international». Современные формы международного бизнеса подразумевают тесное взаимодействие отраслей разных стран, а обладание новыми передовыми технологиями способно обеспечить экономический рости независимость от конъюнктуры на рынке минерального сырья как особо актуального фактора для развития арабских стран, которые прямо или косвенно ощущают на себе снижение или повышение цен, прежде всего, на нефть. Арабские страны крупные нефтеэкспортеры аккумулируют потоки капиталов особенно в нефтяных отраслях, однако остро ощущают нехватку новых технологий, в связи с этим развитие инновационных кластеров - это в большей степени попытка привлечь инвестиции в виде технологий, перенимания опыта западных специалистов, а также моделей управления развитых стран, чем приток капитала в чистом виде.

Можно говорить о тесной связи ПИИ и инноваций в арабских странах, ведь за счет притока ПИИ обеспечивается не только новые финансовые средства, но и технологические инновации, также наблюдается положительную корреляцию между притоком ПИИ, производительностью и экономическим ростом. Развитие ИКС способно: -внедрить новые технологии;

- повысить конкурентную привлекательность той или иной страны в глазах потенциального инвестора во многих секторах экономики;

-ускоритьэкономические процессы и интернационализацию арабских компаний;

-способствовать развитию новых отраслей экономики, что при прочих равных условиях снижает зависимость от экспорта углеводородного сырья.

Роль инноваций в социально-экономическом росте широко признана. В связи с этим арабские страны активно инвестируют в «экономику знания», а также активно привлекают иностранные инвестиции и ресурсы, поскольку « инновации не происходят изолированно», как было отмечено на межарабской встрече в Катаре "Соединим арабский мир" при поддержке ЛАГ в марте 2012 г 22 . Инновационное развитие является приоритетным направлением развития арабских стран, стремящихся диверсифицировать экономику и занять наукоемкую нишу, снижая степень зависимости от экспорта природных ресурсов.

В нефтегазовых арабских странах ужепроизошли структурные сдвиги, а именно увеличился удельный вес постиндустриального сектора (точнее третичного сектора экономики), в том числе информационно-инновационного сектора в связи с тем, что возросла потребность в создании новых отраслей. Арабские страны, независимо от того являются ли они нефтегазовыми или нет, заинтересованы в привлечении иностранных инвесторов и новых для арабского мира технологий, необходимых для развития ИКС.

Списоклитературы:

1. World Bank. World Development Indicators 2012.Washington;2012-04,

456 с.

2. Борисов Д.Б. «Прямые иностранные инвестиции в экономику развивающихся стран Азии и Африки. Анализ современных тенденций и факторов», М. 2005;

3. Соловьева Ю.Н., Фейгин Г.Ф. Прямые иностранные инвестиции как фактор развития информационно-коммуникационного сектора в России // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6. Электронный ресурс: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35746 .(Дата обращения: 25.07.2014).

22https://itunews.itu.int/Ru/Note.aspx?Note=5021. Запрос 28.08.2014.

4. Фридман Л.А., Видясов М.Ф., Мельянцев В.А., статья. "Государственные расходы и экономический рост" // Мировая экономика и международные отношения. - М., 1999. - N 11. - С. 9-18;

5. BP, URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/excel/Energy-Economics/statistical_review_of_world_energy_2013_workbook.xlsx

6. Global Innovation index report 2013, p.21-23, URL: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2013#pdfopener. (датаобращения10.07.2014).

7. Unctad, URL: http://www.unctad.org/en/docs/wir2013 en.pdf, World investment report 2013, full version, (датаобращения24.03.2014)

References:

1. World Bank. World Development Indicators 2012.Washington; 2012-04,

456 p.

2. Borisov D.B. "Foreign direct investment in developing countries in Asia and Africa. Analysis of current trends and factors ", M. 2005;

3. Solovyov Y.N., Feigin G.F. Foreign direct investment as a factor in the development of ICT sector in Russia // Current research and innovation. 2014. № 6. Electronic resource: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/35746. (Date of circulation: 25/07/2014).

4. Friedman L.A., Vidyasov M.F.Melyantsev V.A. article. "Government spending and economic growth" // World Economy and International Relations. - M., 1999. - N 11. - pp 9-18;

5. BP, URL:http://www.bp.com/content/dam/bp/excel/Energy-Economics/statistical_review_of_world_energy_2013_workbook.xlsx

6. Global Innovation index report in 2013, p.21-23, URL: http://www.globalinnovationindex.org/content.aspx?page=gii-full-report-2013#pdfopener. (date of treatment 07/10/2014).

7. Unctad, URL: http://www.unctad.org/en/docs/wir2013_en.pdf, World investment report 2013, full version, (date accessed 24/03/2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.