Научная статья на тему 'Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и результаты формирования'

Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и результаты формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
448
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и результаты формирования»

Панарабская зона свободной торговли: цели, направления и результаты формирования*

РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАФТА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ

Результатом реализации Исполнительной программы стала таможенная либерализация к 2005 г. на основе отмены таможенных пошлин, тогда как в сфере нетарифных ограничений успеха не было. Причина связана со слабостью норм в отношении нетарифных ограничений. Правда, нетарифные ограничения невысоки, за исключением Сирии, где действуют правила импортного лицензирования на практически весь импорт товаров. Есть и другие примеры их применения. В рамках системы государственных закупок Бахрейна, Кувейта, Омана, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии применяются ограничения в отношении допуска зарубежных компаний, а правила экспортного субсидирования сохраняются в практике Катара, Кувейта, Омана и ОАЭ. Если в Исполнительной программе была записана норма гармонизации национальных процедур проведения таможенной очистки товаров, то в отношении промышленных стандартов, тестирования и сертификации, экологических стандартов - подобная мера не предусмотрена. В странах действуют импортные налоги и сборы, в том числе гербовые, статистические, консульские, транзитные и дополнительные. Некоторый прогресс достигнут лишь в отношении технических правил.

В соглашении ПАФТА отсутствуют нормы в отношении режима наибольшего благоприятствования и вопросов защиты прав интеллектуальной собственности. Кроме того, многие правила ПАФТА несовместимы с положениями субрегиональных и двусторонних соглашений о зонах свободной торговли, подписанными странами региона.

* Окончание статьи. Начало см. в № 7 за 2015 год.

9 - 2015 Российский внешнеэкономический вестник

УДК 339.924 ББК 65.7 Л-740

Н.Н. Ломакин,

МГИМО (У) МИД России, кафедра международных экономических отношений

и внешнеэкономических связей - аспирант N.N. Lomakin,

Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of International Economic Relations and Foreign Relations - Postgraduate

student

Другая проблема связана с транспортными перевозками в рамках региона. Есть соглашение по упрощению транзита товаров и лиц, но правоприменительный механизм его реализации так и не был разработан. Действует положение о нотификации торговых барьеров в трансграничной торговле, в частности, в отношении закрытия дорог, задержек в пропуске товаров, отказа в выдаче водителю въездной визы, запрета на поездки в выходные дни в другие страны региона. Главным недостатком программы таможенной либерализации в рамках ПАФТА стало сохранение списка исключений из процесса торговой либерализации, а также отсутствие механизма распределения таможенных доходов между странами.

Еще одно важное препятствие - жесткие правила страны происхождения товара, когда не менее 40% стоимости должно быть произведено в стране-участнице. Процесс одобрения страны происхождения происходит на основе сертификата, который выдается посольством страны импортёра. Под нормы ПАФТА не подпадают санитарные и фитосанитарные нормы и технические правила. Отсутствует механизм разрешения споров, что также негативно сказывается на реализации соглашения. Страны планировали проведение переговоров по конкурентной политике, правам интеллектуальной собственности и госзакупкам, но так и не состоялись. Что касается защитных норм в торговле, то действуют международные правила, хотя только 7 стран региона являются членами ВТО.

В целом, Панарабская зона свободной торговли функционирует в рамках беспошлинной торговли. Таким образом, соглашение о Панарабской зоне свободной торговли является классической зоной свободной торговли о таможенной либерализации торговли товарами. Вместе с тем, положения ПАФТА практически не охватывают нетарифные ограничения, и оказали ограниченное влияние на взаимную торговлю товарами. Для получения большего эффекта создания торговли необходимо распространить его нормы на торговлю услугами и перемещение лиц. Ведь торговля услугами дополняет торговлю товарами. Особое значение имеет либерализация транспортных услуг, что могло бы содействовать росту взаимной торговли. В странах региона основным способом транспортных перевозок выступает морской транспорт (тогда как в мире - железнодорожный транспорт), что требует разработки общих принципов осуществления морского судоходства. Наиболее ограничительный режим сложился в сфере сухопутных перевозок. Так, во всех государствах действует запрет на возврат трансграничного зафрахтованного транспорта с грузом. Отсюда возникает необходимость подписания общерегионального соглашения о сухопутном транспорте. Еще одна проблема связана с гармонизацией правил банковского и страхового регулирования и предоставления права создания компаний во всех странах региона. В целях стимулирования притока капитала и передачи технологий следует интегрировать национальные финансовые рынки в мировой финансовый рынок. Из числа других факторов следует выделить - неэффективность информационных услуг, нехватку информации о рынках, товарах, объеме потребления, о действующих стандартах, сборах и т.д. Негативно на уров-

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2015

не интеграции стран региона сказывается институциональная слабость; политические проблемы; наличие соглашений с внерегиональными странами, что ослабляет экономические отношения с другими регионами мира.

Центробежный характер имеют и различия в экономических системах с точки зрения вовлеченности государственного и частнопредпринимательского секторов. Последний представлен небольшими группами предпринимателей, что создает трудности в проведении торговых сделок и в развитии межарабского сотрудничества.

Страны отличаются схожестью экономических структур, что связано с приоритетностью нефтедобычи и высокой зависимостью от сельского хозяйства и добычи сырья, что также негативно влияет на динамику взаимных торговых связей. Многие арабские страны зависят от конъюнктуры мировых товарных рынков в условиях сырьевой модели экономики. В некоторых государствах применяется консервативная экономическая политика, содержание которой зависит от масштабов экономического реформирования, уровня государственного контроля над внешним долгом и бюджетными расходами, что также влияет на глубину процесса торговой либерализации.

В арабских странах объем внутреннего спроса невысок по сравнению с другими странами мира, что стимулирует продажу товаров на внерегиональных рынках, и соответственно торговые связи с зарубежными государствами. Во взаимной торговле преобладает потребительская продукция и сырье.

Экономические преимущества для стран ПАФТА включают: рост взаимной торговли благодаря устранению торговых барьеров; стимулирование повышения эффективности производства на основе использования сравнительных преимуществ и достижения эффекта масштаба; обострение конкуренции, что ведет к снижению цен на товары; содействие экономическому росту стран на основе динамического эффекта региональной интеграции; повышение доверия национальных и зарубежных инвесторов к капиталовложениям в арабскую экономику. Долгосрочные преимущества состоят в развитии интеграционных тенденций в регионе и постепенном включении стран в мировую торговую систему. Вместе с тем объем эффекта торговой либерализации на взаимную торговлю зависит от уровня защиты национальной промышленности. В регионе есть страны с высокими ставками пошлин - Египет, Иордания, Марокко, Сирия и Тунис, размер которых варьируется в пределах 40-100%, есть и страны с низкими пошлинами - Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ и Саудовская Аравия - 4-12%. Многие страны отличаются тарифной эскалацией национальных таможенных тарифов, особенно в отношении текстильной продукции, одежды и обуви, а также базовых металлов. На масштаб эффекта создания торговли влияет и исключение ряда аграрных товаров в сезонный период из процесса полной торговой либерализации; привязка курсов национальных валют к мировым валютам - американскому доллару или европейскому евро. В итоге стоимость национальной валюты зависит, в том числе от стоимости иностранной

9 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

121 ^

валюты и ее стабильности. В большинстве стран региона национальные валюты привязаны к американскому доллару с учетом того, что основу их экспорта составляет нефть, которая, в свою очередь, котируется в долларах.

В январе 2013 г. страны Лиги арабских государств договорились завершить формирование Панарабской зоны свободной торговли в 2015 г. на основе либерализации нетарифных ограничений и в 2020 г. создания общего рынка.

Подписание соглашения ПАФТА стимулировало более быстрый рост совокупного и внутрирегионального товарооборота. Доля стран Ближнего Востока и Северной Африки в мировой торговле возросла с 3,2% до 7,7% за 1997-2013 гг., а если исключить нефть, то с 1,09% до 1,5%. Рост доли в мировой торговле частично связан с повышением доли взаимного экспорта благодаря улучшению инфраструктуры, экономического положения и подписанию торговых соглашений. В стоимостном выражении совокупный объём экспорта арабских стран возрос с 262,3 млрд долл. в 2000 г. до 1,38 трлн долл. в 2013 г. Объем импорта возрос с 166,5 млрд долл. до 881,3 млрд долл. соответственно1. Товарооборот складывается с положительным сальдо в размере + 500,8 млрд долл., что составляет 15% совокупного ВВП ПАФТА (см. таблицу 2).

Таблица 2

Динамика внешней торговли стран ПАФТА в 2000-2013 гг., млрд долл.

2000 2005 2010 2011 2012 2013

Экспорт, млрд долл.

Алжир 22,0 46,0 57,1 73,5 71,9 65,0

Бахрейн 6,2 10,2 15,0 19,7 19,8 20,9

Египет 4,7 10,7 26,4 30,5 29,4 28,5

Ирак 20,4 23,7 52,5 83,2 94,4 89,6

Иордания 1,9 4,3 7,0 8,0 7,9 7,9

Йемен 4,1 5,6 8,1 9,7 8,1 9,2

Катар 11.6 25,8 75,0 114,4 133,0 136,

Кувейт 19,4 44,9 70,0 102,1 119,0 115,0

Ливан 0,7 2,3 5,0 5,7 5,6 5,2

Ливия 12,7 31,3 48,9 1,6 61,0 43,5

Марокко 7,2 11,2 17,8 21,5 21,4 21,8

Оман 11,3 18,7 36,6 47,1 52,1 56,4

ОАЭ 49,8 117,3 214,0 302,0 349,0 379,0

Палестина 0,4 0,3 0,6 0,8 1,0 1,1

Саудовская Аравия 77,6 180,7 251,1 364,7 388,4 375,9

Сирия 4,6 8,7 12,8 10,0 4,0 2,0

Судан 1,8 4,8 11,4 9,7 4,1 7,1

Тунис 5,8 10,5 16,4 17,8 17,0 17,1

Всего 262,3 557,1 925,5 1222,1 1459,9 1382,1

1 UNCTAD Handbook of Statistics 2014. Geneva, 2014.- P.3-4. j Российский внешнеэкономический вестник

^ 122

9 - 2015

2000 2005 2010 2011 2012 2013

Импорт, млрд долл.

Алжир 9,2 20,4 40,5 47,2 50,4 55,0

Бахрейн 4,6 9,4 12,3 12,7 12,8 14,4

Египет 13,9 19,8 52,9 58,9 69,2 58,3

Ирак 13,2 23,5 43,9 47,8 56,2 61,0

Иордания 4,6 10,5 15,6 18,9 20,7 21,9

Йемен 2,3 5,4 9,3 10,0 11,3 12,5

Катар 3,3 10,1 23,2 29,9 34,2 34,9

Кувейт 7,2 15,8 22,7 25,1 27,3 29,4

Ливан 6,2 9,6 18,5 20,8 21,9 22,0

Ливия 3,7 6,1 10,5 5,0 22,0 27,0

Марокко 11,5 20,8 35,4 44,3 44,9 45,1

Оман 5,1 8,9 19,9 24,0 29,6 34,9

ОАЭ 35,0 84,7 165,0 203,0 226,0 251,0

Палестина 2,4 2,7 3,9 4,5 5,1 5,5

Саудовская Аравия 30,2 59,5 106,9 131,6 155,6 168,2

Сирия 3,8 10,9 17,6 16,8 7,3 5,4

Судан 1,6 6,8 10,0 9,2 9,5 9,9

Тунис 8,6 13,2 22,2 24,0 24,5 24,3

Всего 166,5 337,9 607,6 733,8 828,5 881,3

Источник-UNCTAD Handbook of Statistics 2014. Geneva, 2014.- P.3-4.

Доля взаимной арабской торговли увеличилась с 8,26% в 1997 г. до 10,7% в 2013 г., а их удельный вес в торговле США - с 9,25% до 11,4%, в торговле ЕС-15, напротив, снизилась с 24,4% до 19,4% соответственно2. Более динамичные темпы роста отличают взаимный экспорт и импорт в отличие от экспорта и импорта в третьи страны. Основная часть взаимной торговли приходится на 15 государств ПАФТА, в том числе основными торговыми партнерами во взаимных рамках выступают Саудовская Аравия и ОАЭ, на совместную долю которых приходится 50% взаимного экспорта, еще 30% приходится на Оман, Катар, Сирию и Иорданию. Половину регионального экспорта Саудовской Аравии составляют нефть, нефтепродукты, изделия из пластмасс, каучуковая и химическая продукция. Также Саудовская Аравия выступает в качестве важного поставщика во взаимных рамках промышленных товаров и продовольствия. Реэкспорт Саудовской Аравии (7 млрд долл. в 2012 г.) направляется в страны ПАФТА. Реэкспорт содействует росту взаимной торговли.

Что касается ОАЭ, то они формируют самые крупные двусторонние торговые связи: ОАЭ-Оман, удельный вес которых составляет 6% внутрирегионального то-

2 Ruis M., Tabor R. Regional Economic Integration in the Middle East and North Africa. The World Bank, Washington DC, 2012. - p. 44.

9 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

варооборота, и ОАЭ-Саудовская Аравия - 3% соответственно. 38% ее внерегио-нального экспорта составляет реэкспорт.

Третий региональный торговый партнер - Катар, который имеет существенный объём взаимной торговли с Саудовской Аравией и с ОАЭ. За 2001-2010 гг. взаимный экспорт возрос с 18,4 млрд долл. до 77,4 млрд долл., или в 4,2 раза, а доля взаимного экспорта - с 7,7% до 8,5%. Максимум был достигнут в 2009 г. - 10,6%3.

Объём взаимного импорта увеличился с 16,9 млрд долл в 2001 г. до 76,8 млрд долл. в 2010 г., или в 4,6 раза. Удельный вес взаимного импорта возрос с 9,9% до 11,7% за 2001-2010 гг., максимум составил 13,2% в 2008 г. (см. таблицу 3).

Таблица 3

Динамика экспорта и импорта стран ПАФТА в 2001-2010 гг., млрд долл.

Торговля 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Совокупный экспорт 239,9 245,6 304,8 407,1 559,9 684,4 794,5 1070,4 732,0 909,1

Взаимный Экспорт 18,4 22,4 27,6 39,0 48,3 58,6 70,9 94,6 77,6 77,4

Доля взаимного 7,7 9,1 9,0 9,6 8,6 8,6 8,9 8,8 10,6 8,5

экспорта,%

Совокупный импорт 169,3 182,2 214,1 288,3 349,9 405,7 537,7 671,6 608,4 658,0

Взаимный импорт 16,9 18,9 22,9 31,4 43,7 53,3 63,9 88,8 74,1 76,8

Доля взаимного 9,9 10,4 10,7 10,9 12,5 13,1 11,9 13,2 12,2 11,7

импорта,%

Источник. Составлено на основе данных Economic Statistics Bulletin of Arab Countries for 2012 (Issue 32). Arab Monetary Fund. Foreign Merchandise Trade.URL: http://www.arab-monetaryfund.org/sites/default/files/econ/Statistics/Economic%20Statistics%20Bulletin-2012. pdf (дата обращения 07.02.2015).

В товарной структуре экспорта преобладает топливо, 26% которого поставляет Саудовская Аравия. Другие нефтеэкспортёры - Алжир, Египет и Сирия. Нефтеим-портёрами выступают Бахрейн, ОАЭ, Египет, Марокко и Иордания.

Другая крупная товарная группа - промышленная продукция, составляющая 23% взаимного экспорта ПАФТА. Ее основные поставщики - Саудовская Аравия и ОАЭ, дающие 'Л экспорта, а также Египет, Бахрейн и Ливан. Импорт промышленной продукции носит более диверсифицированный характер, когда две страны Саудовская Аравия и ОАЭ составляют 1/3 экспорта.

3 Abdmoulah W. Arab Trade Integration: Evidence from Zero-Inflated Negative Binominal Model // Journal of Economic Cooperation and Development, 32.2/2011 - P.51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2015

Третьей по значению товарной группы взаимной торговли стран ПАФТА является аграрная продукция, доля которой равна 15,8%. Из числа экспортёров следует назвать Саудовскую Аравию, Сирию, ОАЭ и Иорданию, которые поставляют 2/3 взаимного аграрного экспорта, а импортёрами - Ирак, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Оман (более '/г).

Другие две группы - химическая продукция, машины и оборудование, составляющие 12,5%. Ведущими экспортёрами химической продукции являются Саудовская Аравия и Иордания, а машин и оборудования - Саудовская Аравия и ОАЭ.

Географическое распределение характеризуется ведущей ролью Саудовской Аравии (27,8%), ОАЭ (17,9%), Сирии (8,5%), Египта (11,1%) и Омана (6,4%) во взаимном экспорте и ОАЭ (22,3%), Бахрейна (9,9%), Саудовской Аравии (10,5%), Ирака (7,0%) и Египта (6,9%) во взаимном импорте. Взаимный товарооборот вырос в результате эффекта устранения таможенных пошлин в рамках ПАФТА и Агадирского соглашения. Как видно из таблицы 4, формирование зоны свободной торговли в регионе среди прочих факторов содействовало росту инвестиционной привлекательности стран ПАФТА. Объем ПЗИ в экономику 18 стран-членов возрос с 5,2 млрд долл. в 2000 г. до 46,0 млрд долл. в 2013 г., или в 8,8 раза.

Таблица 4

Динамика привлечения ПЗИ в экономику стран ПАФТА в 2000-2013 гг., млн долл.

Страна 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Египет 1 235,4 5 375,6 6 385,6 - 482,7 6 880,7 5 553,0

Ливия 141,0 1 038,0 1 909,0 - 1 425,0 702,0

Марокко 422,0 1 654,0 1 573,9 2 568,4 2 728,4 3 358,4

Судан 392,2 2 237,2 2 894,4 2 691,7 2 487,6 3 094,4

Тунис 779,2 783,1 1 512,5 1 147,8 1 603,2 1 095,6

Бахрейн 363,6 1 048,7 155,9 780,9 891,2 988,8

Ирак - 3,1 515,3 1 396,2 2 082,3 2 376,3 2 852,0

Иордания 913,3 1 984,5 1 650,8 1 473,5 1 497,3 1 798,5

Кувейт 16,3 233,9 1 304,0 3 260,0 3 931,0 2 329,0

Ливан 964,1 3 321,5 4 279,9 3 484,9 3 673,9 2 832,7

Оман 83,2 1 538,0 1 781,5 1 563,1 1 040,3 1 625,5

Катар 251,6 2 500,0 4 670,3 - 86,8 326,9 - 840,4

Саудовская Аравия 183,0 12 097,0 29 232,7 16 308,0 12 182,0 9 298,0

Палестина 62,0 46,5 180,0 213,8 244,4 177,2

Сирия 270,0 500,0 1 469,2 804,2 - -

ОАЭ - 506,3 10 899,9 5 500,3 7 678,7 9 601,9 10 488,0

Йемен 6,4 - 302,1 188,6 - 518,4 - 531,0 - 133,6

Всего 5182,1 43234.1 66084,8 45145,2 51421,1 46070,8

Источник. World Investment Report 2014. Investing in the SDGs: an Action Plan. UNC-TAD, Geneva, 2014. - Annex Table 1. URL: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Invest-ment%20Report/Annex-Tables.aspx (дата обращения 07.02.2015).

9 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

В целом, хотя взаимная торговля и возросла, но доля ее в совокупном товарообороте региона увеличилась незначительно и сохраняется на низком уровне. Причина связана со слабой взаимодополняемостью товарной структуры товарооборота вследствие схожести производственных структур и отсутствия гармонизации торговой политики. Расширение взаимной торговли сталкивается и с другими проблемами, включая неадекватную транспортную и логистическую инфраструктуру, политическую нестабильность, коррупцию и высокие административные формальности, неэффективные транспортные маршруты, бюрократические таможенные процедуры на границе. Региону следует перейти от т.н. теневой интеграции к более глубокому интеграционному взаимодействию в целях роста благосостояния населения и преодоления скептицизма в отношении развития более глубоких интеграционных процессов.

Многочисленные зарубежные исследования4 оценивают экономический эффект ПАФТА на взаимную торговлю как незначительный. Т.е. налицо необходимость активизации сотрудничества с учетом потенциальных возможностей и торговой взаимозависимости стран-членов, которые одновременно являются участницами Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и Лиги арабских государств.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Abdmoulah W. Arab Trade Integration: Evidence from Zero-Inflated Negative Binominal Model.// Journal of Economic Cooperation and Development, 32.2/2011. - P.39-66.

Economic Statistics Bulletin of Arab Countries for 2012 (Issue 32). Arab Monetary Fund. Foreign Merchandise Trade.URL: http://www.arabmonetaryfund.org/sites/default/files/econ/ Statistics/Economic%20Statistics%20Bulletin-2012.pdf (дата обращения 07.02.2015).

CIA World Factbook 2014. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ts.html (дата обращения 07.02.2015).

World Investment Report 2014. Investing in the SDGs: an Action Plan. UNCTAD, Geneva, 2014. - Annex Table 1. URL: http://unctad.org/en/Pages/DIAE/World%20Investment%20Re-port/Annex-Tables.aspx (дата обращения 07.02.2015).

Peridy N., Abedini J. Trade Effects of Regional Integration in Imperfect Competition: Evidence from the Greater Arab Free Trade Area (GAFTA), International Economic Journal, Taylor & Francis Journals, vol. 28(2), June, 2013. - P. 273-292.

Ruis M., Tabor R. Regional Economic Integration in the Middle East and North Africa. The World Bank, Washington DC, 2012. - 208 p.

UNCTAD Handbook of Statistics 2014. Geneva, 2014.

4 См., например, Peridy N., Abedini J. Trade Effects of Regional Integration in Imperfect Competition: Evidence from the Greater Arab Free Trade Area (GAFTA), International Economic Journal, Taylor & Francis Journals, vol. 28(2), pages 273-292, June.

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

9 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.