Научная статья на тему 'Возможности и направления участия стран Персидского залива в мировых процессах миграции капитала'

Возможности и направления участия стран Персидского залива в мировых процессах миграции капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
541
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (ССАГПЗ) / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / АРАБСКИЙ КАПИТАЛ / COOPERATION COUNCIL FOR THE ARAB STATES OF THE GULF (GCC) / FOREIGN INVESTMENT / ARABIAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русакович Василий Игоревич

В статье рассматривается современное социально-экономическое положение стран Персидского Залива, роль которых в мировой экономике, в том числе в инвестиционных процессах, значительно усилились в последние годы. Рост макроэкономических показателей и укрепление национальных экономик рассматриваются в качестве основы для расширения инвестиционного сотрудничества государств региона, причем последние анализируются как с позиций вывоза, так и притока капитала. Вывоз капитала весьма важная и актуальная форма международных экономических отношений данной группы стран, особенно в условиях глобального финансового кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities and Directions of Persian Gulf's Countries in the Global Processes of Capital Migration

The article is devoted to the present socio-economic situation in the Persian gulf's countries, whose position in global economy, and particularly in the processing of international capital migration, became more improved. The positive macro-economical dynamic regards like the background of their more active and fundamental participation in the process of global capital migration. determinate the role of capital migration in/out of the Persian gulf's countries. Capital import and export is one of the most important forms Persian gulf's countries international economic relations, especially in the period of global economic crisis.

Текст научной работы на тему «Возможности и направления участия стран Персидского залива в мировых процессах миграции капитала»

ПРОБЛЕМЫ

МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ

ВОЗМОЖНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ УЧАСТИЯ СТРАН ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА В МИРОВЫХ ПРОЦЕССАХ МИГРАЦИИ КАПИТАЛА

В.И. Русакович

Российский университет дружбы народов, ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматривается современное социально-экономическое положение стран Персидского Залива, роль которых в мировой экономике, в том числе в инвестиционных процессах, значительно усилились в последние годы. Рост макроэкономических показателей и укрепление национальных экономик рассматриваются в качестве основы для расширения инвестиционного сотрудничества государств региона, причем последние анализируются как с позиций вывоза, так и притока капитала. Вывоз капитала — весьма важная и актуальная форма международных экономических отношений данной группы стран, особенно в условиях глобального финансового кризиса.

Ключевые слова: Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), иностранные инвестиции, арабский капитал.

Современное социально-экономическое положение арабских государств Персидского залива в течение последнего десятилетия динамично изменяется. Эти изменения во многом связаны с глобальными факторами — динамикой мировой экономики и особенно мировыми ценами на углеводороды, а также с факторами внут-ристранового и регионального характера. Страны Персидского залива стремятся к трансформации определенных сфер национальной экономики, прежде всего не нефтяного сектора, а также предпринимают значительные усилия для своего вхождения в систему мирового хозяйства не только как поставщики нефти и газа, но и производители услуг, прежде всего финансовых.

Данные проблемы можно свести к общему знаменателю — более активное участие региона в мировых процессах миграции капитала. Именно иностранные инвестиции могут послужить базой для реконструкции и создания перерабатывающих отраслей в данной группе стран. С другой стороны, вывоз капитала для арабских нефтеэкспортеров может стать и дополнительным источником дохода, и стабилизирующим фактором в случае понижающейся динамики на мировых

рынках энергоресурсов, и специализацией данной группы государств в «пост-нефтяную» эру.

И хотя задача формирования финансового центра в Персидском заливе считается актуальной на протяжении длительного периода, до настоящего времени имеется не так много комплексных исследований в этой сфере, проведенных как российскими, так и иностранными (в том числе арабскими) исследователями. В то же время интерес к возможности роста значения арабских стран как доноров и реципиентов капитала вызывает значительный теоретический и практический интерес, так как у России растет заинтересованность в расширении сотрудничества с арабскими инвесторами с учетом возможностей обеих сторон. Следует выявить глубину потенциальных возможностей инвестиционного сотрудничества стран арабского мира и отраслевую направленность инвестиций.

Состояние и экономические проблемы стран Персидского залива как основа развития инвестиционных процессов в регионе. Основой для усиления позиций арабских государств Персидского залива в мировых процессах движения капитала служит современное состояние и динамика развития национальных экономик как на страновом, так и на региональном уровне. Как свидетельствуют статистические данные международных организаций, все эти государства можно отнести к динамично развивающимся.

При этом из имеющихся данных видно, что за исследуемый период в динамике ВВП в различные годы наряду с положительными имели место и отрицательные показатели экономического роста.

В то же время с 2001 г. по 2007 г. в этих странах продолжался устойчивый и высокий (значительно выше среднемирового; таким образом, можно говорить о существенном влиянии стран Персидского залива на динамику мировой экономики) темп роста национальных хозяйств. Одновременно этот рост был выше регионального, имевшего место в 1990-е гг.

Как видно из данных табл. 1, за указанный период высокая и однонаправленная динамика ВВП отмечена практически во всех странах субрегиона.

Наиболее высокие показатели ВВП среди стран региона в 2007 г. отмечены в Королевстве Саудовская Аравия (КСА) и ОАЭ — соответственно 384,423 и 210,964 млрд долл. (в совокупности более */2 субрегионального ВВП). Активно растет ВВП в Кувейте.

Рассматривая инвестиционную привлекательность арабских государств, необходимо отметить, что доля ПИИ в ВВП стран региона является достаточно высокой — 43,5% (Катар), 20,3% (Оман), 18,8% (Саудовская Аравия) и т.д. [2].

В 2009 г., по оценкам международных и региональных экономических и финансовых организаций, ожидается снижение темпов регионального экономического роста. Однако мнения относительно величины этого снижения существенно расходятся.

Экономическая и социальная комиссия ООН по Западной Африке (ЭСКВА) констатирует (впервые в истории), что причинами экономического роста

в ССАГПЗ в 2008 г. стали не только высокие цены на нефть (поддерживаемые значительным глобальным спросом на углеводороды), но и устойчивый (растущий) внутренний (в том числе со стороны государства) спрос в большинстве стран Персидского залива, а также благоприятный инвестиционный климат.

Удельный вес совокупного ВВП стран региона в мировом валовом продукте имеет тенденцию к росту, однако до настоящего времени он незначителен.

Хотя в целом макроэкономические показатели региона, в том числе динамика и величина подушевых доходов, темп прироста производства в обрабатывающем секторе и особенно в сфере услуг, выглядят очень позитивно по сравнению с предшествующими периодами, при сравнении их с показателями других регионов они все еще не столь значительны. Например, рост дохода на душу населения в 2007 г. находился на уровне 3,7% — почти на 2% выше, чем показатель конца 1990-х гг. Но он остается все еще ниже показателей других развивающихся регионов [3].

Это означает, что государства Северной Африки и Ближнего Востока (САБВ) и впредь должны уделять больше внимания проблемам завершения комплекса структурных реформ для достижения устойчивого роста в конкурентном мире.

Среди приоритетных направлений по-прежнему остаются реформы, направленные на улучшение делового климата и привлекательности инвестиций в не нефтяной сектор для диверсификации экономик стран САБВ — как резидентов, так и иностранных инвесторов.

Особенности и динамика привлечения иностранных инвестиций в странах ССАГПЗ. Для стран ССАГПЗ наиболее актуально привлечение капитала в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ) как в денежной, так и в товарноматериальной форме. Вывоз капитала осуществляется как в предпринимательской, так и ссудной форме. Его экспортерами могут быть и государственные и частные структуры.

Сам по себе процесс привлечения иностранных инвестиций в страны ССАГПЗ начался относительно недавно — после завоевания этими государствами независимости, т.е. в 1950—1960-е гг. В тот же период стали появляться соответствующие законодательные акты, регулирующие данную сферу деятельности этих государств.

На протяжении двух последних десятилетий ХХ в. ситуация с привлечением ПИИ в страны региона складывалась чрезвычайно напряженно, их уровень был крайне низок. Среди причин мы выделяем как внутренние проблемы (низкий уровень развития, монотоварность экономики и др.), так и отсутствие привлекательной законодательной базы и специфику в подходах к привлечению иностранных инвестиций.

Для стран ССАГПЗ, в частности, потребность в привлечении иностранных инвестиций предопределяется необходимостью модернизации и развития нефтяного сектора, обеспечивающего необходимый уровень доходов как базу экономического и социального развития государств в условиях НТП, а также важностью

формирования и усиления не нефтяных сегментов национальной экономики и поиском своего места в системе мирового хозяйства в постнефтяную эру. Последнее предполагает необходимость развития сферы услуг, причем не только туризма, но и финансов, так как ССАГПЗ стремится занять лидирующие позиции на мировых финансовых рынках.

Поэтому в 1990—2000-е гг. государства данной группы предпринимали конкретные меры по активизации притока ПИИ как на страновом, так и на региональном уровне. Эти меры были направлены, в частности, на совершенствование законодательной и институциональной базы привлечения зарубежных капиталов, так как именно в этой сфере кроются основные причины сохраняющихся проблем.

В отношении арабских стран Персидского залива можно говорить о том, что поступление сюда иностранных инвестиций и вместе с ними современных технологий и ноу-хау, несомненно, ведет к укреплению производственно-технического и интеграционного потенциала, может способствовать положительным изменениям в отраслевой и технологической структуре их экономики, увеличивает возможности их промышленного развития и взаимной торговли, что является, собственно, осознанной их целью.

Поэтому для государств этой группы, опирающихся на высокие темпы экономического роста (рис. 1), характерен и значительный приток иностранных финансовых ресурсов (табл. 1).

Рис. 1. Приток ПИИ в страны ССАГПЗ в 2003—2006 гг., млн долл. США. Источник: Составлено по [4].

Таблица 2.

Приток и отток ПИИ в мире, развивающихся странах и Западной Азии в 1993—2007 гг.

(млрд долл.)

Годы Страны Западной Азии Развивающиеся страны Все страны мира

Приток ПИИ 1993—1998* 3,5 138,9 401,7

1999 3,1 232,5 1 092,1

2000 3,5 253,2 1 411,5

2001 7,2 218,8 825,9

2002 6,0 155,5 716,1

2003 12,3 166,3 632,6

2004 18,6 233,2 648,1

2005 33,8 334,3 916,3

2006 59,9 379,1 1 411,8

2007 71,0 1 247,6 1 833,0

Отток ПИИ 1993—1998* 0,2 56,6 411,2

1999 1,6 88,2 1 104,9

2000 1,5 143,2 1 239,1

2001 1,2 78,6 743,5

2002 0,9 47,8 652,2

2003 -2,2 29,0 616,9

2004 8,1 83,2 730,3

2005 13,4 117,5 779,2

2006 14,1 174,4 1 323,0

2007 44,2 1 692,1 1 997,0

* Среднегодовой показатель. Источник: Составлено автором по [5].

Как видно из анализа представленных статистических данных, стремительный рост иностранных инвестиций в страны Западной Азии и государства ССАГПЗ начался в 2003 г. Он, безусловно, был связан с высокими ценами на нефть и, соответственно, со значительными темпами роста ВВП стран региона. Кроме того, проходила дальнейшая либерализация режима регулирования с акцентом на приватизацию с привлечением иностранного капитала, в первую очередь в секторе услуг, с охватом, например, таких сегментов, как электро- и водоснабжение в Бахрейне, Иордании, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах, транспорт в Иордании и связь в Иордании и Турции. Для привлечения инвестиций Кувейт, как уже отмечалось, разрешил работать на своей территории и иностранным банкам.

По данным ЮНКТАД, в 2007 г. ПИИ Западной Азии увеличились на 12% и составили 71 млрд долл. Более 4/5 поступивших средств было сосредоточено в трех странах — Саудовской Аравии, Турции и Объединенных Арабских Эмиратах.

Кроме того, значительный объем инвестиций поступил также в Египет, Ливан, Кувейт, Катар и Марокко. Например, Египет, по данным ЮНКТАД, смог привлечь в 2006/2007 финансовом году ПИИ в размере 11,1 млрд долл., что означает рост на 87% [6].

В 2007 г. более 37 млрд долл. инвестированы в экономики стран ССАГПЗ вследствие стабильного социально-экономического развития и увеличения числа строительных и энергетических проектов. Только за первое полугодие 2007 г. стоимостной объем продаж по линии трансграничных слияний и поглощений (СиП) возрос в сравнении с предыдущим периодом 2006 г. почти на 3%.

В целом за 2007 г. по странам ССАГПЗ иностранные инвестиции в Саудовскую Аравию составили 22 млрд долл., в ОАЭ — 18 млрд, в Катар — 4 млрд (прирост более чем в 7 раз, что неудивительно, так как ОАЭ и Катар — наиболее быстро развивающиеся государства региона (см. рис. 1)), в Бахрейн и Оман — по одному миллиарду (третье и четвертое место по темпам прироста ВВП).

В 2008—2009 гг. ожидается дальнейший рост притока ПИИ в арабские страны, поскольку кризис субстандартного ипотечного кредитования по-прежнему обходит их стороной и к тому же в проработке находится значительное число внутрирегиональных инвестиционных проектов.

Особый интерес представляет анализ сфер приложения иностранного капитала в экономике арабских государств в 2005—2007 гг.

Поступившие в указанный период в страны региона ПИИ направлялись главным образом в сектор услуг, в том числе в такие его сегменты, как туризм, недвижимость и финансовые услуги, транспорт и коммуникации, а также строительство. Этот сегмент экономик стран ССАГПЗ развивался особенно быстрыми темпами. Так, в 2005—2007 гг. строительство и рынок недвижимости формировали около 50% ВВП Дубаи.

Значительная часть ПИИ в недвижимость осуществляется региональными инвесторами, что говорит об усилении взаимного сотрудничества рассматриваемых государств.

Наблюдалось также и расширение ПИИ в обрабатывающую промышленность, особенно в нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия, а также в энергетическую сферу.

Особенности вывоза капитала странами Персидского залива. Страны ССАГПЗ представляют собой один из мировых финансовых центров, который располагает существенными средствами от экспорта нефти, начиная с «нефтяного бума» 1970-х гг., хотя эта группа государств, как видно из анализа статистических данных табл. 1, в большей степени выступают импортерами иностранного капитала, нежели экспортерами собственных финансовых ресурсов.

Для стран ССАГПЗ, особенно в периоды роста мировых цен на нефть и, соответственно, увеличения нефтяных доходов был характерен отток финансовых ресурсов, так как немалая часть доходов от экспорта нефти в 1970—1980 гг. и 2002—2007 гг. не могла быть абсорбирована национальной экономикой и вкладывалась за рубежом. Следовательно, основным источником вывозимого из стран ССАГПЗ капитала можно считать узость национальных рынков и «перенакопление» капитала в денежной форме.

Другими источниками формирования экспортного капитала стран ССАГПЗ мы считаем доходы нефтеперерабатывающей, металлургической промышленности, туристического сектора и других отраслей. Сюда же относятся средства, аккумулируемые рассматриваемыми государствами посредством налогового и других механизмов, доходы от ранее инвестированного за рубеж капитала, а также денежные сбережения населения.

Финансовые ресурсы стран региона традиционно вывозились на протяжении 30 лет главным образом в виде банковских депозитов (ссудный капитал, не менее 50% от общего объема), прочих или портфельных инвестиций за границей (примерно по 25% экспорта капитала).

Со временем формы экспорта капитала из стран ССАГПЗ эволюционировали и становились все более разнообразными. Диверсификация затронула как страновой и региональный, так и видовой аспекты. Другими словами, изменились как направления вывоза капитала из арабских государств Персидского залива, так и формы вывоза. В целом в инвестиционная политика государств данного региона приобрела для них большое стратегическое значение.

В настоящее время вывоз капитала из стран ССАГПЗ осуществляется как в предпринимательской, так и в ссудной форме.

К основным формам экспорта капитала в денежной форме странами ССАГПЗ в развитые экономики относят [7]:

— прямые и портфельные инвестиции в хозяйственные субъекты;

— вложения в ценные бумаги, эмитентами которых являются иностранные правительственные учреждения;

— открытие депозитов в банках и других финансово-кредитных учреждениях;

— вложения в рынки валют и хранение сбережений в иностранных валютах (преимущественно в долларах США);

— приобретение недвижимости за рубежом;

— предоставление кредитов в рамках межправительственных соглашений;

— авансовая оплата товаров и услуг, занижение стоимости экспорта и завышение стоимости импорта;

— импорт лицензий, патентов, передовых технологий и ноу-хау, а также оплата труда иностранной рабочей силы.

Эти формы имеют различное значение для разных стран, но основу вывоза по-прежнему составляет ссудный капитал.

В то же время растет интерес государств региона к прямому инвестированию. В настоящее время страны Совета сотрудничества осуществляют большую часть инвестиций за рубеж через крупные западные банки, такие как JP Morgan, Bank of America, Barclay’s, Citibank и совместные финансово-инвестиционные организации.

Кроме того, активно осуществляется инвестирование через так называемые (меж)арабские суверенные фонды накопления богатства

На долю суверенных фондов накопления богатств государств — членов ССАГПЗ приходится свыше 40% активов всех таких фондов. Для большинства фондов государств — членов ССАГПЗ предпочтительным инструментом вложения средств в соседних странах являются ПИИ, многие из которых связаны с приватизацией, крупными инфраструктурными проектами и новыми инвестициями в акционерный капитал. Например, доля фондов государств — членов ССАГПЗ в совокупных ПИИ в Египте, крупнейшем получателе ПИИ из стран ССАГПЗ, выросла с только 4, 56% в 2005 г. до 25,2% в 2007 г. [7].

Основными странами — реципиентами арабских капиталов еще с 1970-х гг. являются главным образом развитые страны, в частности в Северной Америке (США) и Западной Европе.

Вследствие создания неблагоприятных условий для работы инвесторов из стран Персидского залива на американском рынке после событий 11 сентября 2001 г. все больше инвесторов из региона перемещают свои средства из американской экономики. Многие арабские специалисты отмечают, что наиболее заметный отток капиталов связан не с политическими опасениями, а с неопределенной экономической ситуацией в США и с тем, что доверие арабских инвесторов к американской экономике подорвано [7].

Европейская направленность инвестирования в условиях стагнации европейской экономики не может содействовать окончательному решению проблемы диверсификации арабских инвестиций. Более того, по мнению не только арабских, но и западных экспертов, инвестиции государственных фондов Азии и Ближнего Востока в крупнейшие западные банки в настоящее время могут оказаться ошибкой, даже несмотря на то, что они осуществляют инвестирование, как правило, рассчитанное на долгосрочный период.

Поэтому государства Персидского залива стремятся укреплять и развивать торгово-экономические и, особенно, инвестиционные отношения с быстро растущими экономиками Азии (Китай, Индия), усиливать взаимодействие в рамках субрегиональных интеграционных процессов (ССАГПЗ, другие арабские государства), наращивать сотрудничество с государствами Африки и Евразии.

Иллюстрацией данной тенденции стали такие сделки, как, например, покупка в 2005 г. саудовской компанией «Арамко» 25% акций нефтеперерабатывающего завода в китайской провинции Фуцзянь и возможный проект совместного участия указанной саудовской компании и индийской корпорации ОНГК в капитале нефтеперерабатывающего завода в индийском штате Андхра-Прадеш, Saudi Basic Industries Corp. (SABIC) приобрела голландскую компанию DSM Petrochemicals, и др.

Таким образом, экспорт капитала странами ССАГПЗ имеет ряд принципиальных особенностей. Во-первых, финансовой базой вывоза капитала из рассматриваемых нами стран и их иностранных инвестиций является связанное с узостью их внутреннего рынка и «перенакопление» капитала в денежной форме.

Здесь величина экспорта капитала определяется не уровнем развития национальных экономик и производительных сил (как в случае с развитыми странами), а прежде всего значительным положительным сальдо торгового баланса, которое, в свою очередь, является результатом реализации нефтяной ренты на мировом рынке.

Во-вторых, росту масштабов вывоза капитала из стран ССАГПЗ способствует и внешний по отношению к этим странам фактор: развитые государства стремятся компенсировать отток капитала, связанный с проведением ими операций по импорту аравийских энергоносителей, встречными капиталопотоками, в том числе и из стран Совета сотрудничества.

В-третьих, несмотря на то, что в странах Аравийского полуострова существует формальное разграничение частного и государственного секторов экономики (последний, однако, занимает доминирующее положение), на практике оказывается весьма непросто провести четкую грань между ними. Представители правящих семейных кланов, занимающие крупные государственные посты, контролируют все стадии вывоза капитала за рубеж, начиная от извлечения прибыли от экспорта углеводородов и принятия решения о сферах ее приложения и заканчивая непосредственно экспортом капитала и получением процентного дохода по выданным кредитам или извлечением прибыли из объектов инвестирования.

В-четвертых, важным принципом функционирования в рассматриваемых нами странах национальных экономик в целом и, в частности, осуществления этими странами зарубежного инвестирования является жесткая необходимость соблюдения комплекса морально — этических норм поведения, которые основаны на положениях Корана.

В-пятых, увеличилось значение инвестиций как фактора роста арабской экономики. Так, в 2007 г. этот источник насчитывал более 100% от темпов роста реального ВВП (частичное возмещение огромного негативного влияния чистого экспорта).

И, наконец, последнее: одним из направлений на пути активизации участия стран Западной Азии, и прежде всего государств ССАГПЗ, в мировом финансовом процессе нам представляется усиление инвестиционного сотрудничества этой группы государств с Российской Федерацией как в направлении вывоза, так и привлечения капитала в связи как со значительными инвестиционными возможностями, так и с отраслевыми предпочтениями обеих сторон.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] UNCTAD Handbook of Statistics, 2008.

[2] Business Intelligence Middle East, 14 April, 2008.

[3] Middle East And North Africa Region, 2008, Economic Developments and Prospects, World Bank, MENA Economic Developments.

[4] 2008 Economic Developments and Prospects. Regional Integration for Global Competitiveness. — Washington, The International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank, 2009.

[5] UNKTAD, World Investment Report 2005—2008.

[6] Estimates and Forecasts for GDP Growth in the ESCWA Region. 2007—2008. — United Nations. Economic and Social Commission for Western Asia. — P. 15.

[7] Мохьелдин Махмуд. Инвестиции «по соседству» // Финансы и развитие. Ежеквартальный журнал МВФ. — 2008. — Вып. 45. — № 4. — С. 40.

OPPORTUNITIES AND DIRECTIONS OF PERSIAN GULF’S COUNTRIES IN THE GLOBAL PROCESSES OF CAPITAL MIGRATION

V.I. Rusakovich

Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article is devoted to the present socio-economic situation in the Persian gulf’s countries, whose position in global economy, and particularly in the processing of international capital migration, became more improved. The positive macro-economical dynamic regards like the background of their more active and fundamental participation in the process of global capital migration. determinate the role of capital migration in/out of the Persian gulf’s countries. Capital import and export is one of the most important forms Persian gulf’s countries international economic relations, especially in the period of global economic crisis.

Key words: Cooperation Council for the Arab States of the Gulf (GCC), foreign investment, Arabian capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.