Политика и экономика
Л.С. Бочарова
АРАБСКИМ МИР И ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА
В статье рассматривается новый этап в развитии экономик арабских стран, связанный с новым скачком цен на нефть и расширением глобальных торговых связей в начале XXI в. Но наряду с новыми открывшимися возможностями проявился и ряд проблем, имеющих решающее значение для экономической, а в какой-то мере и политической стабильности в регионе. Основной упор делается на позитивном и негативном воздействии нового «нефтяного бума» на социально-экономическое развитие стран -крупных нефтеэкспортеров (монархий Персидского залива), а также на новых тенденциях их экономического развития.
Ключевые слова: экономика, нефть, валовой продукт, инвестиции, аравийские монархии, единая валюта.
В начале XXI в. произошел новый скачок цен на нефть, ставший наряду с расширением глобальных торговых связей мощным стимулом для развития экономик арабских стран. Но наряду с новыми открывшимися возможностями проявился и ряд проблем, имеющих решающее значение для экономической, а в какой-то мере и политической стабильности в регионе.
Последние четыре года арабский мир быстро растет. Приток нефтедолларов произвел эффект не только на страны-нефтеэкс-портеры, но и на те арабские государства, которые нефть не экспортируют (за счет потока инвестиций из соседних стран, переводов и растущей торговли). По некоторым оценкам средние темпы роста в рассматриваемом регионе с 2002 г. достигли 5% в год1.
Поскольку в рамках одной статьи невозможно «объять необъятное», речь пойдет о позитивном и негативном воздействии ново-
© Бочарова Л.С., 2009
го «нефтяного бума» на социально-экономическое развитие стран - крупных нефтеэкспортеров, а точнее монархий Персидского залива.
По результатам рейтинга, проведенного Мировым экономическим форумом в 2006 г., в группу 40 самых развитых экономик мира попали четыре арабские страны Персидского залива: ОАЭ (29-е место), Катар (32-е место), Кувейт (37-е место) и Бахрейн (39-е место). По сравнению с 2005 г. Катар поднялся с 34-го места, Кувейт - с 36-го, а положение ОАЭ осталось без изменений. При этом, по сообщению местного информационного агентства ВАМ, в 2006 г. своеобразный «мировой рекорд» установил эмират Шарджа, экономический рост которого достиг 19,9%. Успех был достигнут благодаря стабильному непрерывному развитию в течение последних пяти лет, что в свою очередь связано с разработкой и внедрением привлекательного инвестиционного законодательства, активным развитием промышленности и инфраструктуры и ликвидацией многих бюрократических процедур.
В последнее время стремительно улучшается экономическое положение Катара, темп роста ВВП которого приблизился к 10 % за последние семь лет. Специалисты считают, что экономические перспективы страны выглядят вполне благоприятно (за счет наращивания в стране производства сжиженного газа и дополнительных объемов нефти).
Экономика арабских стран Персидского залива, не вошедших в группу четырех мировых лидеров, также уверенно растет в первом десятилетии наступившего столетия. Среди них Саудовская Аравия, показатели развития которой не выглядели еще никогда так солидно, как сегодня. Ее нефтяные доходы в 2006 г. выросли до 149 млрд долл. В итоге, по данным Центрального банка страны, торговый баланс королевства в том же году увеличился на 17,5% по сравнению с предыдущим годом. Что касается реального ВВП страны, то он в 2006 г. вырос на 4,3%, а годом ранее - на 6,1%. Не отстает от королевства и оманская экономика. Она продемонстрировала за последние десять лет второй по величине темп роста объема производства в регионе, достигший в 2006 г. 7,2% в реальных ценах.
Внутрирегиональные различия станут более контрастными, если сравнить показатели подушевого ВВП. В 2007 г. в арабских странах Персидского залива валовый внутренний продукт в расчете на каждого жителя составлял в среднем 22 тыс. долл. При этом в Катаре, по предварительным данным (которые еще будут уточняться), он достиг 80 тыс. долл. и был самым высоким в мире. Годом ранее этот индикатор (56 200 долл.) в 73 раза превышал
аналогичный показатель по Мавритании, которая считается самой бедной арабской страной.
По данным исследовательского центра Economist Intelligence Unit (EIU), на уровне среднего по региону оставался валовый внутренний продукт на душу населения в Бахрейне (23 тыс. долл.). При этом он продемонстрировал рост на 2 тыс. долл. по сравнению с 2006 г. Продолжит стремительно развиваться и сектор туризма благодаря реализации ряда крупных частных проектов. Кроме того, предполагается развитие телекоммуникационного сектора Бахрейна, потенциал роста услуг которого огромен. Сегодня лишь 10 % населения страны имеет доступ к широкополосному Интернету.
И тем не менее основой огромных доходов стран Аравийского полуострова была и пока во многом остается цена на нефть, выросшая со среднего уровня в 24-25 долл. за баррель в 2002 г. до 124 долл. в отдельные периоды 2008 г.
«Непредсказуемые триллионы», которые получают монархии Персидского залива от продажи углеводородов, ведут к резкому увеличению денежных ресурсов фондов национального благосостояния и/или суверенных инвестиционных фондов (СИФов), сохраняющих накопления государств путем зарубежных вложений. «Продав нефть, страны смогут обменять подземные богатства на банковские счета, - заявил РБК Daily эксперт Private Equity News Джеймс Моусон. - Речь идет о сотнях триллионов долларов, и сейчас важно понять, какой огромный потенциал несет в себе эта сумма для мировой экономики». По данным экспертов, мировые СИФы ежегодно вырастают на 20%. «Через пять лет они смогут выкупить все производство в США и ЕС», - сказал РБК Daily экономист аналитического агентства Global Insight Ян Рэндолф2. Но экономический кризис, конечно, внесет свои коррективы в этот прогноз.
Самый большой в регионе Персидского залива государственный фонд Abu Dhabi Investment Authority создан в ОАЭ. Его резервы приближаются к 900 млрд долл. По некоторым данным, Саудовская Аравия - крупнейший производитель нефти - также пытается образовать единый фонд, активы которого превысят 1 трлн долл. Есть попытки создать и более крупные объединения. Принадлежащая государству Международная нефтяная инвестиционная компания (International Petroleum Investment Company - IPIC) Абу-Даби и Катарское инвестиционное управление (Qatar Investment Authority - QIA) договорились о создании совместного фонда размером в 2 млрд долл., который будет искать глобальные инвестиционные возможности в энергетическом секторе и за его пределами. Для Абу-Даби этот шаг является продолжением инвестиционной
стратегии, отчасти проявившейся в приобретении ранее пакета акций Citigroup стоимостью 7,5 млрд долл. Для богатого газом Катара, владеющего пакетами акций британской розничной сети Sainsbury и Лондонской биржи, сделка тоже является признаком его готовности вкладывать нефтедоллары в новые иностранные активы. «Мы будем искать любые возможности, где можно заработать деньги... Они могут оказаться где угодно - на Ближнем Востоке, в Азии, Африке, Европе и США», - заявил Хадем Аль-Кубайси, управляющий директор Международной нефтяной инвестиционной компании Абу-Даби. Кроме того, Катарское инвестиционное управление уже вложило в активы по всему миру 65 млрд долл. Помимо недавнего приобретения Credit Suisse (менее 3%), управление выкупило 10%-ный пакет скандинавской фондовой биржи Nordic Exchange OMX, 24%-ную долю Лондонской фондовой биржи и 5% акций сингапурской медицинской группы Raffles Medical Grour. QIA также осуществила совместные инвестиции с Dubai International Capital по покупке 3,2% доли EADS. Добавим сюда те средства (5 млрд долл.), что были вложены в приобретение четырех ведущих сетей частных клиник в Великобритании. Кроме того, Катарское инвестиционное управление владеет 50%-ным пакетом акций Qatar National Bank и 50%-ным Qatar Telecom.
Рост цен на углеводороды сопровождался повышением объема инвестиций. Они прямо (через инвестиции правительства в инфраструктуру; повышение зарплат работникам государственных предприятий; развитие связанных с углеводородным сектором компаний) и/или косвенно (потребление и инвестирование частными лицами и компаниями) стимулировали всю экономику арабских стран, но прежде всего добывающую и перерабатывающую отрасли нефтегазовой сферы. Страны ССАГПЗ вложили свыше 500 млрд долл. в существующие и запланированные проекты в нефтяном, газовом и нефтехимическом секторах. Все это говорит о том, что деятельность местных правительств является мощным катализатором для всего региона, где открываются все новые возможности для бизнеса.
Развитие индустрии прямого инвестирования в рассматриваемом регионе объясняется, во-первых, ростом числа фондов прямого инвестирования, а во-вторых, увеличением их размеров. В период 1994-2007 гг. большинство фондов прямого инвестирования в акционерный капитал Ближнего Востока и Северной Африки прошли «инвестиционную» стадию развития. Сегодня сектор прямых инвестиций образуют 55 фондов с консолидированным капиталом в 12,717 млрд долл. (40,6% общей стоимости рынка). Основная волна объявлений об открытии фондов прямого инвестирования
пришлась на 2006-2007 гг. Их совокупный размер - 3,842 млрд долл., а общий вклад в сектора региона - 12,3%3.
Появление инвесторов с таким предложением ликвидности существенно обострило конкуренцию среди самих арабских стран Персидского залива за активы, которые служили бы дополнением их в значительной степени узко ориентированных экономик. Такая тенденция уже просматривается в секторе телекоммуникаций. Так, образованная в ОАЭ корпорация Emirates Telecommunications Corp. и кувейтская Mobile Telecommunications Co. в 2006 г. развернули ожесточенную борьбу за получение третьей лицензии мобильной связи в Египте. Эти же корпорации разрабатывают планы приватизации телекоммуникационных компаний Алжира.
Что касается портфельных инвестиций, то их объемы зависят прежде всего от степени развития фондовых рынков монархий Персидского залива. Специалисты рейтингового агентства Standard & Poor's отметили, что, несмотря на замедление мирового экономического роста, у фондовых рынков стран Персидского залива сохраняются неплохие перспективы4. Они способны смягчить глобальную нестабильность и принести прибыль. В 2007 г. рынки стран, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, показали хорошие результаты, а Оман возглавил список с приростом доходов на 51,4%. Наихудшие показатели оказались у Бахрейна, хотя и в этой стране рост доходов составил 15,5%.
В условиях нового «нефтяного бума» в арабском мире была отмечена еще одна интересная тенденция: арабские инвесторы стали присматриваться к начинающим свой бизнес компаниям. Опыт показывает, что большую часть рынка прямых частных инвестиций в регионе Персидского залива составляют многомиллионные сделки по покупке компаний. Однако самый высокий доход на вложенные финансовые ресурсы обеспечивается за счет инвестиций в начинающий бизнес. Тем не менее вплоть до последнего времени предпринимателям было сложно привлечь финансирование со стороны региональных инвесторов, а частному капиталу - проблематично найти достойные объекты для инвестирования. С целью соединения капитала региона и регионального предпринимательства и была создана Арабская сеть компаний бизнес-ангелов (ABAN). Она была задумана Клубом арабских молодых лидеров в рамках глобальной инициативы Клинтона в сентябре 2005 г. при участии Dubai International Capital (DIC) - подразделения, занимающегося прямыми частными инвестициями в рамках корпорации Dubai Holding. Единовременные вложения в одну компанию ограничены диапазоном от 100 тыс. до 1 млн долл. Целью организации является развитие предпринимательства и предоставление акционерного
капитала, в котором нуждаются местные бизнесмены. Инвестирование на ранних стадиях сопряжено со значительным риском. Однако возможный доход на вложенный капитал может быть значительно выше, чем в сделках прямого инвестирования или при инвестициях в активы других типов. Данные по Великобритании говорят о том, что 40% «ангельских» инвестиций не приносят прибыли. Но при этом 10% обеспечивают доход в размере более 100%, однако, как правило, в пяти-семилетней перспективе. В США объем «ангельских» инвестиций составляет около 25 млрд долл., в Великобритании - в пределах 2 млрд. По Ближнему Востоку нет даже оценочных данных, однако появление большого числа состоятельных лиц может означать расширение круга потенциальных компаний «бизнес-ангелов». Впервые DIC вложила «ангельские» инвестиции на сумму 2,6 млн долл. в реализацию проекта по созданию устричной фермы в Иордании и производство бумаги в Египте. Обе компании довольно успешно развились после получения необходимого капитала. Таким образом, ABAN связывает между собой индивидуальных и корпоративных инвесторов, желающих вкладывать капитал в компании на ранних стадиях развития. Спектр ее интересов простирается от финансирования здравоохранения до информационных технологий, что дает основание считать, вопреки сложившемуся мнению, что в изучаемом регионе нет недостатка в предпринимателях. Таким образом, бизнес-ангельство -это сфера, обеспечивающая дальнейшее экономическое развитие, подготовку почвы для расширения венчурного инвестирования и создания новых рабочих мест.
А между тем, как было отмечено выше, растет численность богатых людей, которые могут вкладывать свои капиталы в бизнес-ангельство. В категорию состоятельных людей попадают те, чьи совокупные активы превышают 1 млн долл., а сверхсостоятельных - те, кто располагает более 30 млн долл. Согласно подсчетам дубайского Bank Sarasin-Alpen, в регионе Персидского залива сегодня проживает более 300 тыс. состоятельных людей. В свою очередь результаты исследований МВФ свидетельствуют, что только в 2006 г. вложения этой категории граждан в банковские депозиты, недвижимость и ценные бумаги составили 1,5 трлн долл.
Высокие темпы роста ВВП способствовали тому, что число богатых людей в аравийских монархиях увеличилось на 11,9% в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом, тогда как в 2005 г. рост числа миллионеров составил только 9,8%5. Состояние богатых граждан выросло на 11,7% в 2006 г. по сравнению с предыдущим годом, а аналогичный показатель за 2005 г. составил 19,7%. Таким образом, число миллионеров росло быстрее, чем их совокупное со-
стояние, что свидетельствует о более равномерном распределении денежных средств среди богатых людей региона.
В связи с ростом численности богатых людей в рассматриваемом регионе быстро развивается одно из самых перспективных направлений деятельности коммерческих банков - приват-банкинг, который приводит к значительной концентрации капитала в этой сфере. Современные тенденции таковы, что сверхбогатые инвесторы из Персидского залива предпочитают западным финансовым столицам местные рынки, где банки предлагают более выгодные условия. По подсчетам «БНП Париба», клиенты аравийских банков вкладывают около трети своего состояния в активы внутри региона, что указывает на серьезные сдвиги по сравнению с периодом 1990-х гг.
Но не только жители стран Персидского залива становятся клиентами коммерческих банков, занимающихся приват-банкингом. Финансовые центры в Дубае и Бахрейне все больше привлекают состоятельных людей из Индии и Юго-Западной Азии, что делает этот рынок услуг в Персидском заливе еще более перспективным для местных и иностранных банковских структур.
Чтобы участвовать в управлении состоянием арабских миллионеров, все большее число европейских и американских коммерческих банков открывают свои филиалы в регионе. На такой шаг западных банкиров толкает усиливающаяся конкуренция со стороны местных банковских институтов.
Конкуренция за управление частными капиталами постоянно усиливается не только между иностранными и местными банками, но и между финансовыми центрами региона. Власти Бахрейна в 2007 г. объявили о свободной выдаче лицензий для приват-банкинга. Тем самым Бахрейн создал стимул к развитию банковского обслуживания состоятельных людей на территории страны. Но пока финансовый центр Дубая остается более привлекательным для приват-банкинга, чем Бахрейн. И главная причина заключается в том, что в ОАЭ самый высокий процент состоятельных людей -6,2%. По данным журнала «Форбс», в пятерке богатейших правителей мира - двое эмиратцев. В 2007 г. Халифа бин Заед аль-Нахаян, правитель ОАЭ, владел 19 млрд долл. и находился на почетном третьем месте, а Мухаммед бин Рашид аль-Мактум, премьер-министр федерального правительства и правитель богатейшего из эмиратов Дубая, занимал четвертое место с 14 млрд долл.
Среди 15 государств мира с наибольшим числом миллионеров в начале 2008 г. находились пять стран Персидского залива: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия. Иными словами, из шести государств региона в пяти
проживал достаточно большой процент богатых людей. Это означает, при прочих равных условиях, расширение клиентской базы, увеличение деятельности и конкуренции.
К тому же ожидается, что индийские миллионеры постепенно будут доверять свои состояния банкам Персидского залива, что может в несколько раз увеличить рынок банковских услуг по работе с состоятельными клиентами. Высокие темпы роста ВВП в Индии более чем на 8% в год убеждают менеджеров приват-банкинга в целесообразности искать свое место в финансовых центрах Дубая, Катара, Бахрейна и Саудовской Аравии.
Приток нефтедолларов в начале 2000 г. повысил прочность банковских систем аравийских монархий. Активы бахрейнских банков выросли в 2007 г. до 187 млрд долл., то есть на 40 млрд долл. по сравнению с уровнем предшествующего года. Сейчас в банковской индустрии занято 10 тыс. бахрейнцев и ежегодно создается более 1500 новых рабочих мест. Эти данные были обнародованы в 2007 г. управляющим Центрального банка Бахрейна Рашидом аль-Марад-жем. Согласно приведенной статистике, лицензии на работу были выданы 55 новым финансовым институтам. Среди них 11 банков, 9 представительств иностранных банков, 17 страховых компаний, работающих на фондовых биржах, 12 инвестиционных компаний и 3 других финансовых института. В результате общее число имеющих лицензии финансовых учреждений выросло до 391. «Это уже настоящий бум по любым стандартам», - заявил премьер-министр Шейх Халифа ибн Салман аль-Халифа.
Премьер-министр объяснил стремительный рост бахрейнского финансового и банковского секторов сбалансированностью экономической политики правительства и предоставлением стимулов и возможностей, способных превратить страну в региональный финансовый центр, где занято большое число профессионалов и предоставляются услуги высокого качества.
В начале текущего столетия стремительно нарастали позитивные сдвиги и в развитии банковской системы Омана. В течение 2003-2006 гг. совокупные активы оманских коммерческих банков выросли на 17% в среднегодовом исчислении (с применением сложных процентов). Объем кредитования увеличился на 12%. Среди факторов устойчивого развития банковского сектора можно выделить доходы от экспорта углеводородов, активные меры, предпринимаемые правительством в сфере диверсификации, приватизации, привлечения ПИИ, а также стремительный рост населения и высокий удельный вес молодежи среди населения страны. Все это является хорошими предпосылками роста потребительского кредитования. Рост оманского банковского сектора привлек в
султанат ряд зарубежных банков. Сегодня в банковском секторе Омана работает 18 банков, 6 из которых - местные коммерческие банки, 9 - иностранные коммерческие банки и 3 - специализированные местные банки. Потребительские депозиты в банках за 2003-2006 гг. выросли на 16% - до 3,9 млрд оманских риалов. В 2006-2010 гг. ожидается рост консолидированных потребительских вкладов на 22%. Все оманские банки показали хорошие результаты в 2006 г. Доходы на собственный капитал и на активы банков составили 21 и 2,8% соответственно. Прибыль банков за 2003-2006 гг. выросла на 39% - до 141 млн оманских риалов.
Высокие доходы от нефти стимулировали эффективность и популярность исламских банковских учреждений. Сегодня потребности клиентов в исламских банковских учреждениях, удельный вес которых среди работающих в регионе банков составляет лишь 10%, удовлетворены недостаточно. В настоящее время самой высокой концентрацией исламских банков в регионе Персидского залива способен «похвастаться» лишь Бахрейн, где работает 24 банковских дома и 11 страховых компаний, предоставляющих услуги по исламской модели. Консолидированные активы исламских банков в конце 2006 г. превысили 12 млрд долл., поднявшись на 52% по сравнению с уровнем 2005 г. и на 500% по сравнению с аналогичным показателем 2000 г. Бахрейн стремится к безраздельному господству в мировом секторе исламских финансов.
Устойчивый рост стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива превратил их в одну из самых горячих точек приложения технологических инвестиций наряду с Китаем и Индией. В 2008 г. по некоторым оценкам совокупные инвестиции в регион достигли 9,1 млрд долл. Почти 40% этих инвестиций, по авторитетному мнению экспертов исследовательского центра IDS, направлено на поддержание новых инициатив. Это резко отличает монархии Персидского залива от Европы и США, где большая часть инвестиций используется для замещения или модернизации существующей технологической инфраструктуры. Прогноз специалистов IDS на 2007-2011 гг. предусматривает, что к концу этого периода такие страны, как Саудовская Аравия, Кувейт и ОАЭ, сумеют продемонстрировать высокие среднегодовые темпы роста в технологической сфере. В пятилетней перспективе они должны составить в Саудовской Аравии 12,8%, Кувейте - 11,9%, ОАЭ -11,3%. Столь значительный рост (почти вдвое превосходящий показатели роста ВВП) говорит о долгосрочном потенциале технологического рынка региона Ближнего Востока. Лишь быстрорастущие рынки технологий Индии (17%) и Китая (8,6%) могут сравниться с монархиями Персидского залива. Устоявшиеся рынки
Западной Европы (5,7%), США (5,1%) и Японии (1,7%) демонстрируют значительно более скромные показатели.
Однако если инвестиции приводят к реальным производственным выгодам для компаний, а также сопутствующим им социальным и экономическим достижениям, выход на лидирующие технологические позиции требует сочетания предпринимательства и организации.
Чтобы успешно конкурировать на региональном и международном уровнях, арабские компании должны адаптировать для себя высококачественную систему управления и повысить конкурентоспособность в условиях быстроменяющихся управленческих практик. Привлечение менеджеров высшего уровня является главной проблемой арабского бизнеса, поскольку только 3% местных компаний оказались в состоянии правильно выстроить систему управления в 2007 г. Наблюдается острый дефицит опытных и квалифицированных менеджеров. Ведущие местные и международные компании испытывают проблемы с поиском людей на ключевые посты. Самым большим дефицитом в арабском бизнесе являются не финансовые ресурсы, а человеческий капитал. «Ближневосточные компании, - считает доктор Али Шараб, основатель компании «Фурсан аль-Хаят», специализирующейся на управленческом консалтинге, - проигрывают сражение международным партнерам, прибирающим к своим рукам все большую долю местного рынка»6.
Вместе с тем в период нового «нефтяного бума» в геометрической прогрессии возрастала зависимость стран Залива от иностранных рабочих. Если в 2008 г., по словам министра труда Бахрейна, их численность достигла 17 млн человек (в основном это граждане Южной Азии), то через 10 лет она вырастет до 30 млн человек. Министр предложил отменить систему спонсорства, при которой иностранные рабочие зависят от милости отдельных лиц и компаний, а также осуществлять более строгий контроль со стороны правительственных органов за выдачей виз и разрешений на работу. По другим данным общее число иностранных рабочих в арабских странах Персидского залива составляло 11 млн человек. Практически каждый четвертый из них работал в Арабских Эмиратах. Армия приезжих работников ежегодно вырастала на 3,6%. В 2005 г. иммигранты, проживавшие в зоне Залива, перевели за границу 59 млрд долл., в том числе 26 млрд долл. (более 44% этой суммы) были направлены в Индию. Только в Объединенных Арабских Эмиратах, по последним данным местного министра труда, работали на временной основе 2,7 млн иностранных рабочих. Они переводили за границу ежегодно не менее 20 млрд долл.7
Огромные доходы от нефти позволяли местным и иностранным жителям, а также специализированным и прочим компаниям вкладывать большие суммы в строительство и недвижимость, в результате чего сектор переживал стремительный рост: сооружались многочисленные развлекательные комплексы и роскошные отели, не имеющие порой аналогов в мире. В качестве примера можно привести отель Hydropolis, построенный на территории, принадлежащей коронованному принцу Дубая. Это огромная подводная гостиница стоимостью 585 млн долл. Все номера находятся под водой, так что через иллюминаторы-окна можно полюбоваться на представителей морской флоры и фауны. Рядом с отелем возводятся подводные сады и «океанские виллы» для УШ-гостей. Среди будущих услуг - прокат подводных лодок и клиника пластической хирургии.
Не меньшими темпами развивался сектор строительства и недвижимости в Саудовской Аравии. В число крупнейших проектов королевства вошло строительство экономических городов имени короля Абдаллы, имени принца Абдельазиза бен Мусаеда, экономический город Джиззан и научный городок суммарной стоимостью 69 млрд долл. Начал осуществляться крупнейшей проект «Аль-Каср», который предусматривает строительство 3800 многоэтажных зданий, трехуровневого торгового центра площадью 210 тыс. кв. м, четырех школ, мечети и клиники на участке в 816 тыс. кв. м. Был восстановлен и модернизирован парк Сувайди, построено 200 вилл, 4000-5000 малоэтажных зданий, торговых центров, мечетей и клиник. Спрос на недвижимость в исследуемый период превышал предложение как в сегменте жилищного строительства, так и в секторе коммерческих зданий и сооружений. В результате сохранялся рост цен и арендных ставок. А это в свою очередь приводило к серьезным проблемам, особенно в сегменте жилищного строительства, доступного определенным (не очень обеспеченным) слоям населения.
Нельзя не упомянуть и о катарских инвестициях в сектор недвижимости. Реализация проекта «Жемчужина Катара» стоимостью в 2,7 млрд долл. началась в 2004 г. Завершение намечено на 2009 г. Проект «Жемчужина Катара» предложит жилье представительского класса для 40 тыс. граждан всего мира, а также школы, магазины, рестораны и несколько пристаней. Начались работы и на более крупных объектах: ЛшаП» стоимостью 6 млрд долл., где смогут проживать почти 200 тыс. человек, и «А1-КЫг» по возведению многофункционального жилого комплекса общей стоимостью 5 млрд долл.
Наращивание темпов роста стран региона вызывало озабоченность среди экономистов и инвесторов по поводу увеличения стои-
мости жизни и дефицита поставок основных видов услуг и промышленных товаров, например строительных материалов. В результате в странах Залива в 2008 г. был отмечен значительный рост инфляции из-за недостаточно жесткой монетарной политики, огромных денежных вливаний из-за рубежа и «недостатка финансовой осторожности». Так, по данным Инвестбанка в Саудовской Аравии инфляция выросла до 6%, в Омане - до 7,2%, в Бахрейне - до 4,5%. В самих странах Залива называют высокие темпы роста инфляции временным явлением и говорят, что необходимости в изменении монетарной политики нет, хотя возможность ревальвации и необходимость «отвязки» национальных валют от доллара не отрицают. Стоит отметить, что по сообщениям некоторых экономистов на данный момент инфляция в Саудовской Аравии и Омане находится на рекордно высокой за последние 16 лет отметке, а в Объединенных Арабских Эмиратах и в Катаре вообще установила 19-летний максимум. Годовая инфляция в Катаре зафиксирована на уровне 13,7%. Эксперты считают, что инфляция в стране (как, впрочем, и в других государствах региона) только на 40% вызвана падением курса доллара. Остальная ее часть объясняется прежде всего ростом арендных ставок, которые наряду с затратами на топливо и энергию выросли на 27,7%. Индекс потребительских цен Катара на конец 2007 г. составил 159,3 пункта по сравнению с 140,1 пункта за тот же период годом ранее8. В этой связи властям приходится увеличивать зарплаты, корректировать систему субсидирования и ограничивать арендные платежи. Однако большинство экспертов отмечают, что все эти меры не смогут привести к решению возникших проблем. Специалисты Merrill Lynch склоняются к мнению, что дальнейший рост инфляции в странах Залива скорее всего продолжится.
Более оптимистично настроены специалисты самих стран Персидского залива. Они полагают, что уровень инфляции в ближайшее время будет находиться в пределах 10%, а потому изменение монетарной политики преждевременно. Дефицита торгового баланса или бюджетного дефицита нет ни в одной монархии Персидского залива, что лишает основания говорить о значительных темпах инфляции в долгосрочной перспективе. Для замедления инфляции рассматриваемым странам будет достаточно скоординировать проведение финансовой политики, снизить объем выдаваемых кредитов, прекратить практику дальнейшего быстрого увеличения заработной платы, а также стимулировать активность на рынках. Диссонансом звучит утверждение специалистов Merrill Lynch, что высокий темп роста инфляции в изучаемом регионе не является временным, а потому перечисленных выше мер будет недостаточно. По их мнению,
правительства арабских государств должны выполнить два условия: «отвязать» национальные валюты от доллара и/или приступить к ревальвации национальных валют.
Привязка валют стран Персидского залива к курсу доллара в начале текущего столетия стала настоящей проблемой для центральных банков этих государств и вызывала разногласия во взглядах на нее у восточных и западных специалистов.
Первые были уверены, что слабость американской валюты, которая провоцирует инфляцию, - явление временное (что в настоящее время и демонстрирует реальная действительность). Однако участники рынка считают, что в конечном итоге валюты стран Залива будут переоценены и «отвязаны» от доллара. Необходимость реформы возникает не столько из-за слабости валюты США, сколько из-за изменения экономической ситуации, связанной с тем, что доллар начинает изживать себя. А по мере того как власти США боролись с негативными последствиями кризиса высокорисковых кредитов и вынужденно снижали учетную ставку, арабские страны Персидского залива оказывались в очень невыгодном положении. Из-за привязки к американской валюте им тоже приходилось снижать ставку рефинансирования, в то время как высокий уровень инфляции в них требовал ее повышения. К настоящему времени из шести монархий Залива только Кувейт «отвязал» свою национальную валюту от доллара. По прогнозам экспертов следующей страной станут ОАЭ. Однако управляющий Центральным банком страны султан Насер Ас-Сувейди заявил, что Объединенные Арабские Эмираты не планируют отказываться от привязки эмиратского дирхама к доллару, и отверг предложение американской стороны ввести плавающий курс национальных валют региона по отношению к доллару. Мнение Ас-Сувейди разделяют многие специалисты стран Персидского залива. Денежная единица Объединенных Арабских Эмиратов уже более 30 лет привязана к американскому доллару. Ее паритет не менялся с конца 80-х годов ХХ в., несмотря на то что реальная стоимость доллара по отношению к дирхаму упала за это время на 8%. Оман и Бахрейн также поспешили сообщить об отсутствии планов по переоценке курса своей валюты к доллару. По мнению Ас-Сувейди, управляющие центральными банками могут выбрать более гибкие обменные курсы вместо фиксированной привязки своих валют к доллару во всех странах ССАГПЗ, кроме Кувейта. Они могут также привязать курс своей национальной валюты к другой свободно конвертируемой денежной единице или корзине валют.
Данный аспект развития арабских стран тесно переплетается с вопросом о том, быть или не быть единой валюте стран ССАГПЗ, ко-
торую намечается ввести в регионе к 2010 г. Эта тема была достаточно хорошо проанализирована профессором финансов и экономики Университета нефти и полезных ископаемых им. короля Фахда в Дахране доктором Мухаммедом А. Рамади. Он отмечает: «Решение Кувейта отказаться от продолжавшейся четыре года привязки валюты страны к доллару США в пользу некой, еще не определенной, корзины валют застало врасплох партнеров государств по Совету сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Возобновились дебаты по поводу способности ССАГПЗ соблюсти крайний срок (конец 2010 г.), установленный для введения единой валюты. Кроме того, идут споры о том, будут ли валюты стран ССАГПЗ фиксированными или следует разрешить им более свободные котировки». Пример уже есть. В 2003 г. Кувейт отказался от привязки к корзине валют и согласился присоединиться к другим монархиям Залива, привязав свою валюту к доллару в рамках подготовки к созданию денежно-кредитного союза в рассматриваемом регионе. Тогда же Кувейтом для своего динара был установлен валютный коридор в 3,5 % вокруг фиксированного курса в 0,29963 за доллар. Но быстрое падение курса доллара США в последние годы и слабость американской экономики обеспокоили Кувейт, который испытывал все возрастающее влияние растущей инфляции. В результате власти этой страны приняли решение переоценить динар и в мае 2006 г. увеличили его курс по отношению к доллару на 1%. Хотя целью пересмотра паритета валют является борьба с инфляцией, ожидается, что новая корзина валют кувейтского динара будет все еще сильно зависеть от доллара, по оценке некоторых экономистов, возможно, на 70%. В связи с этим закономерно возникает вопрос, каковы же перспективы введения единой валюты в арабских странах Персидского залива к 2010 г. Оман уже официально заявил о своем решении не принимать участия в планируемом введении единой валюты. Но вместе с тем управляющий ЦБ дал понять, что в будущем султанат может пересмотреть свое решение и присоединиться к единой валюте.
Решение Омана подтолкнуло других членов Совета сотрудничества прояснить свои позиции относительно судьбы единой валюты. Власти Саудовской Аравии заявили, что «время истекает и необходимы беспрецедентные усилия для создания денежно-кредитного союза и единой валюты к 2010 г.»9. Управляющий ЦБ Катара подтвердил приверженность страны денежно-кредитному союзу, но высказал сомнения относительно выбранного времени.
Решение Кувейта привязать кувейтский динар к корзине валют и ввести коридор колебания его курса повысило реальную возможность того, что другие страны Персидского залива примут аналогичное решение до 2010 г. В таком случае проще будет договориться о
введении единой валюты, которая будет привязана к основным валютам, а не одному доллару. Если каждая из стран сделает это, то государства ССАГПЗ будут избавлены от валютных спекуляций по поводу переоценки их валют. Дебаты по проблеме создания единой валюты касаются ряда фундаментальных вопросов. Какова причина создания предлагаемой единой валюты? Какая корзина валют должна быть использована для привязки курса единой валюты? Будет ли валютный коридор узким или широким? Первое должно неизбежно привести к постоянной переоценке валюты в связи с профицитами торговых балансов. Второе вызовет спекулятивное давление. До какой степени единая валюта ограничит национальную валютную и фискальную политику каждой страны? Оман, видимо, решил, что введение единой валюты приведет к худшим вариантам последствий и окажет негативное влияние на стратегию развития страны.
Будет ли единая валюта введена к 2010 г. или позднее - это не главное. Важно другое: предпринятые шаги Омана и Кувейта заставили задуматься о глобальных последствиях введения единой валюты. Это еще один вызов наступившего века, на который, как, впрочем, и на все остальные, предстоит ответить арабским странам, но уже в условиях наступившего мирового экономического кризиса.
Примечания
1 Основные цифры (если не указано иначе) взяты из периодического издания «Обзор бизнес-новостей стран Ближнего Востока и Северной Африки: Информационный бюллетень Российско-Арабского Делового Совета» (№ 1-41 за 2007-2008 гг.).
2 РБК Daily. 6.03.2008.
3 Bahrain Tribune. 23.07.2007.
4 Standard & Poor's Rating Services (S&P) has reaffirmed its 'A' long-term and 'A-1' short-term foreign and local currency ratings on the Dubai Multi Commodities Centre (DMCC) [Электронный ресурс] // Arabian business. [2008]. URL: http://www.arabianbusiness.com/interstitial.php?wAd=209980154&wURI=http %3A%2F%2F; www.arabianbusiness.com%2Fpress_releases%2Fdetail%2F33537 &wTime=60000 (дата обращения: 03.11.08).
5 O'ConnellB. Gulfs super-rich return home: competition to provide wealth management services is grooving // Middle East Economic Digest. 2007.
6 Business Intelligence Middle East. 11.02.2008. Русские эмираты. 22.01.2008.
8 Reuters. 16.02.2008.
9 Arab News. 28.05.2007.
7