Научная статья на тему 'Опыт экономических реформ в арабских развивающихся странах Персидского залива'

Опыт экономических реформ в арабских развивающихся странах Персидского залива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
816
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САУДОВСКАЯ АРАВИЯ / ОАЭ / ДУБАЙ / АБУ ДАБИ / ПРИРОДНО-РЕНТНАЯ МОДЕЛЬ ЭКОНОМИКИ / МАКРОЭКОНОМИКА / ИНФРАСТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ В АРАБСКИХ СТРАНАХ / СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КОРПОРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА / СОТРУДНИЧЕСТВО АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ / ДОХОДЫ ОТ НЕФТИ / SAUDI ARABIA / OAE / DUBAI / ABU-DABI / NATURAL-RENT MODEL OF ECONOMY / MICROECONOMICS / MODERNIZATION OF ARABIC COUNTRIES / OIL INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукасян Гурген Левонович

Рассмотрен характер экономических реформ в арабских нефтеэкспортирующих странах Персидского залива. Проанализированы вопросы о соотношении использования рыночных методов хозяйства и природно-рентной модели экономики, о роли государства в переходной системе экономики этих стран. Выявлены наиболее значимые и острые проблемы на этом пути в условиях совмещения национальных приоритетов с глобальными экономическими и инвестиционными режимами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of economic reforms in Arabic developing countries in the region of the Persian Bay

The character of economic reforms of the Persian Bay Arabic countries which export petroleum was discussed. The issues about the correlation of using market methods of economy and natural – rent economy, about the role of the state in the transitional system of economy of these countries were analysed. The main problems were found out in case of combination of national priorities with global economic and investment regimes.

Текст научной работы на тему «Опыт экономических реформ в арабских развивающихся странах Персидского залива»

Опыт экономических реформ в арабских развивающихся странах

Персидского залива

Г.Л. Гукасян

Рассмотрен характер экономических реформ в арабских нефтеэкспортирующих странах Персидского залива. Проанализированы вопросы о соотношении использования рыночных методов хозяйства и природно-рентной модели экономики, о роли государства в переходной системе экономики этих стран. Выявлены наиболее значимые и острые проблемы на этом пути в условиях совмещения национальных приоритетов с глобальными экономическими и инвестиционными режимами.

Ключевые слова: Саудовская Аравия, ОАЭ, Дубай, Абу Даби, природно-рентная модель экономики, макроэкономика, инфраструктура современной экономики, модернизация в арабских странах, структурная политика, корпоративная экономика, экономика переходного периода, сотрудничество арабских государств, доходы от нефти.

Сегодня актуальным является обращение к процессам осуществления сложного комплекса экономических реформ в развивающихся странах, богатых такими полезными ископаемыми, как нефть и газ, которые имеют определенные аналогии и с ситуацией в России. Наиболее сложным оказывается вопрос о соотношении использования рыночных методов хозяйства и при-родно-рентной модели экономики, равно как и о роли государства в переходной системе экономики этих стран. Одним из примеров является процесс экономических реформ в арабских нефтеэкспортирующих странах Персидского залива, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

Вглядываясь в экономическую реформу и стратегию некоторых из арабских стран ССАГПЗ, можно выявить наиболее значимые и острые проблемы на этом пути. При этом важно учитывать особенности воспроизводственных, структурных, финансово-экономических проблем экономик переходного типа, парадигм стратегии развития в условиях совмещения национальных приоритетов с глобальными экономическими и инвестиционными режимами.

Например, перед проблемой включения рыночных механизмов экономического роста стоит Саудовская Аравия (КСА) - крупнейший по запасам нефти поставщик нефти. Как и в других странах ССАГПЗ, власти Саудовской Аравии всегда декларировали приверженность рыночной экономике, но активно использовали государственный сектор и планирование. Причина этого, безусловно, заключалась и продолжает заключаться в том, что если под рыночным хозяйством понимается эффективный частный сектор экономики, то он не может стать силой развития страны при отсутствии диверсифицированной хозяйственной базы («на пустом месте») и тем более быстро взять на себя решение проблем поддержания устойчивости социально-экономической системы.

Решение задачи трансформации нефтяной экономики в «ненефтяное» индустриальное хозяйство, способное производить продукцию для внутреннего рынка и экспортировать современные товары на мировой рынок, заложено в качестве магистрального направления в стратегию экономического развития Саудовской Аравии до 2025 г. По этому пути шли все новые индустриальные страны Азии. Но насколько успешным по своим темпам этот путь развития будет в Саудовской Аравии как стране, находящейся в начале становления «ненефтяной» индустрии, - трудно ответить в сложных современных условиях глобальной мировой экономики.

В Саудовской Аравии источники образования дохода, помимо нефти, еще не так велики, как необходимо для превалирования иных возможностей роста, помимо государственных проектов. В 2002-2003 гг. здесь имел место резкий подъем темпа роста реального ВВП - почти до 8% - из-за роста цен на нефть, но впоследствии темп роста стал ниже. В 2010 г. положительным явлением было само по себе предотвращение спада достигнутого уровня валового продукта за счет государственной помощи хозяйству [1].

За 2011 г. темп роста ВВП КСА оценивался на уровне порядка 6,5%, при благоприятной динамике рынка нефти. А за период 8-го пятилетнего плана развития КСА (2005-2009 гг.) средний темп роста ВВП составил 3,5%, что ниже, чем планировалось. Причиной этому стал мировой финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. Доход на душу населения по паритету покупательной способности в 2010 г. был на уровне около 24 200 долл.

По 10-му пятилетнему плану развития КСА (2010-2014 гг.) заложен темп роста ВВП в 5,2%. Поддержание достаточно высоких темпов роста экономики страны было достигнуто за счет осуществления государственной стратегии развития на основе макроэкономического планирования и участия государства в хозяйстве и было связано с зависимостью экономического роста от нефти.

В Долгосрочной стратегии экономического развития Саудовской Аравии до 2024 г. включительно, первыми двумя этапами осуществления которой являются 8-й (2005-2009 гг.) и 9-й (2010-2014 гг.) пятилетние планы экономического развития, поставлена цель снизить за период с 2005 по 2024 гг. долю экспорта нефти в общем экспорте страны с 65,8 до 19,5% и поднять долю экспорта других товаров с 26,8 до 59,8%, а долю экспорта услуг - с 7,4 до 20,7%.

Несмотря на то, что нет точного прогноза о том, насколько полно стратегия сможет достичь поставленных показателей в эти сроки, заявленный план изменения экономической структуры страны - важнейшего, «критического» поставщика нефти на мировой рынок - выглядит грандиозным. КСА обладают 22% мировых запасов нефти, и приведенные параметры изменения структуры экспорта невозможны без глубокой диверсификации «нефтяной экономики» [2].

Правительство Саудовской Аравии проводит стратегию на снижение зависимости от сектора добычи нефти и газа до около 20% ВВП к 2014 г. с около 28% в 2009 г. При этом заложены скромные темпы роста добывающего сектора - около 1,2%, а в секторе нефтепереработки и нефтехимии - высокие: 7 и 5,7% соответственно.

Диверсификация «ненефтяного» экспорта Саудовской Аравии должна привести к его росту в среднем на 10% ежегодно. При этом власти продолжают проводить мягкую кредитно-денежную политику, не планируя никаких повышений процентной ставки в обозримом будущем (согласно заявлению Финансового агентства Саудовской Аравии - Центрального банка).

Основная ставка по заимствованиям кредитных ресурсов у Финансового агентства должна сохраниться на уровне 2%. В 2009 г., по данным Финансового агентства, государственные расходы были внушительными, достигнув 596,4 млрд сауд. риалов при объеме номинального ВВП в 369 млрд долл., или 1384,38 млрд сауд. риалов, а в 2010-м, посткризисном, году госрасходы оценивались на уровне около 648 млрд риалов при ВВП порядка 622 млрд долл. (1 риал = 3,75 долл.), в 2011 г. расходы составили около 580 млрд риалов [3].

В 2011 г. Королевство Саудовская Аравия зафиксировало профицит бюджета в 224 млрд риалов (59,7 млрд долл.), доходы бюджета при этом составили 1,11 трлн риалов. В феврале-марте 2011 г. руководство страны ввело в действие новую программу дополнительных государственных расходов на сумму 130 млрд долл., средства которой направляются главным образом на социальное развитие, а до 2020 г. планируются инвестиции в экономическое развитие и модернизацию в размере около 1,4 трлн сауд. риалов.

По существу, как и в ряде других стран, государственные расходы, направленные на стимулирование экономики, действительно смягчили удар по саудовской экономике в кризисном 2009 г. в условиях мировой рецессии. Благодаря этому рост в государственном секторе составил 4,4%, а реальный рост ВВП страны в целом был не менее 0,6%.

За 2000-2009 гг. доля текущих расходов государства снизилась с 92,2 до 70%, а капитальных - повысилась, продолжалось, в частности, создание крупных территориально-производственных кластеров - экономических городов. В 9-м пятилетнем плане Саудовской Аравии, несмотря на то, что он проектировался в условиях мирового кризиса, почти 50% финансовых ассигнований должно быть направлено на развитие человеческих ресурсов, объявленное решающим условием модернизации и диверсификации экономики.

«Ненефтяной» ВВП в постоянных ценах 1999 г. возрастал средним ежегодным темпом роста на 5,3% в течение 1969-2009 гг., что привело к увеличению ВВП в 8 раз. Темпы роста добавленной стоимости в обрабатывающей промышленности (в среднем) за период 1969-2009 гг. достигли 8,2%, а в сельском хозяйстве и сфере услуг - 5,1% [4].

В рамках данной стратегии властям удалось стимулировать и развитие частного сектора как будущей опоры национальной экономики, о чем свидетельствует, например, то, что за 2004-2009 гг. вклад частного сектора в производство реального ВВП КСА увеличился с 52,5 до 57,3%, а реальные инвестиции частного сектора при этом возросли с 117,7 млрд риалов до 190,9 млрд, т.е. их рост составил в среднем 10,2% [4].

Можно констатировать, что в Саудовской Аравии нефтяные деньги расходуются на развитие, хотя поддерживается баланс между накопленными авуарами («подушка безопасности») и потребностями финансирования промышленных, инфраструктурных и социальных программ [5].

На высшем официальном уровне не раз подчеркивались следующие базовые основы устойчивой атмосферы экономического развития:

1) стабильные способы макроэкономической политики, такие, как поддержание минимального бюджетного дефицита и реалистичной политики валютного курса;

2) заслуживающий доверия и предсказуемый комплекс макроэкономических стимулов;

3) отсутствие резких изменений в политике распределения финансовых средств, чтобы не допустить нагнетания политического напряжения, способного привести к торможению избранного курса модернизации [6].

Руководящие круги арабских государств, входящих в Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива, постоянно придерживались осторожного, консервативного подхода к реформам, в связи с чем сохраняется контроль со стороны государства за ключевыми хозяйственными процессами, осуществляемый экономическими методами - путем распределения финансовых ассигнований и заказов, инвестиций в ключевые проекты, сохранения государственных пакетов акций в компаниях и создания государственных холдингов.

В оценках западных обозревателей данная экономическая стратегия стран ССАГПЗ выступает в качестве сочетания кейнсианских подходов к регулированию экономики с элементами корпоративной экономики, существующей в ряде новых индустриальных стран Азии. На практике - такая стратегия в странах ССАГПЗ, возможно, выступает едва ли не важнейшим экономическим стабилизатором [7].

Сходную стратегию экономического развития можно наблюдать в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). В ОАЭ, благодаря предпринятым мерам экономической политики правительства, таким, как гарантирование банковских депозитов и закачивание порядка 120 млрд дирхамов в банковский сектор с целью его стимулирования (1 долл. = 3,66 дирхама ОАЭ), национальная экономика продемонстрировала свою силу и конкурентоспособность, несмотря на ухудшение внешних условий развития. Эта федерация сегодня имеет вторую по величине экономику в арабском мире с объемом ВВП, достигшим в 2009 г. 914,4 млрд дирхамов (около 249 млрд долл.), а в 2010 г. - 992,2 млрд дирхамов (271,1 млрд долл.).

Согласно рейтингу Всемирного финансового форума в Давосе за 2009 г., экономика ОАЭ заняла 20-е место среди наиболее успешных стран в области финансового регулирования.

На сегодня доля нефтегазодобывающего сектора, которая в 1971 г. составляла 20% ВВП федерации ОАЭ, снижена практически до 29%, а остальное приходится на «ненефтяные» секторы экономики. Всемирный экономический форум в Давосе отнес ОАЭ в группу стран с экономикой, движимой инновациями, - наряду с Германией, Канадой, Японией, Швецией, Сингапуром и др., куда не входит ни одна арабская страна. Эта группа стран характеризуется высоким уровнем институтов, инфраструктуры, макроэкономической стабильности, образования, здравоохранения, деловой среды и инноваций. В частности, ОАЭ предприняли все необходимые усилия для развития инвестиционной инфраструктуры экономики.

Вместе с тем сегодня ОАЭ признаются, что в условиях мирового финансового кризиса частному сектору необходимо преодолевать секторную ограниченность. Например, в Дубае 70% всех частных предприятий относятся к сфере торговли, поэтому перед правительством ОАЭ стоит задача поиска путей вовлечения частного сектора в другие сферы посредством финансовой и иной поддержки государства. Эта задача стала особенно актуальной в период мировой рецессии, когда опасения потерять капиталы привели к сильному сокращению иностранных инвестиций в страны ССАГПЗ (на 72% в 2009 г.).

В связи с этим правительство ОАЭ так же, как и правительства других монархий Залива, идет по пути дальнейшего упрощения процедур открытия компаний и получения лицензий на предпринимательскую деятельность в ОАЭ, сокращения непроизводительных расходов бизнеса. Так, например, вводится регистрация компаний в режиме онлайн за минимальное время.

Вместе с тем в ОАЭ используются и инструменты государственного долга. Например, в Дубае выпускаются первоклассные облигации государственных компаний, таких как Dubai Electricity and Water Authority. Эта структура в апреле 2010 г. выпустила облигации на сумму 1 млрд долл. с пятилетним сроком погашения по выгодной ставке 8,5%. Такие финансовые инструменты являются средством стабилизации рынка.

В крупнейшем эмирате ОАЭ - Абу-Даби - расходы на экономическое развитие в 2009 г. составили 39,2% от общих расходов по сравнению с 35,7% в 2008 г., а текущие расходы были сокращены до 60,8% по сравнению с 64,3% в 2008 г. Доходы от нефти и экспортных пошлин Абу Даби составляют 89,2% государственных доходов.

За 2009 г. аналитики оценивали, например, государственные доходы ОАЭ в сумме около 292,6 млрд дирхамов по сравнению с их рекордной величиной в 450,3 млрд в 2008 г., а расходы ОАЭ за 2009 г. оценивались на уровне около 289 млрд дирхамов по сравнению с 254 млрд в 2008 г.

Когда в ОАЭ утвердили проект федерального бюджета на 2012 г., общая сумма принятого бюджета ОАЭ составила приблизительно 41,8 млрд дирхамов с учетом небольшого дефицита, поскольку ожидаемый государственный доход будет 41,4 млрд дирхамов (11,3 млрд долл.). Образование и социальные услуги являются основными статьями расхода госбюджета в 2012 г. На развитие инфраструктурных проектов страны будет израсходовано 1,6 млрд дирхамов (437 млн долл.).

Однако федеральный бюджет составляет приблизительно 11% всех государственных расходов в ОАЭ. Дополнительные расходы федерального правительства на 2011 г., утвержденные кабинетом министров, составили 698 млн дирхамов (190 млн долл.), включая 144 млн дирхамов (39 млн долл.), выделенные министерству здравоохранения ОАЭ. Таким образом, госрасходы увеличивались, несмотря на понижение доходов.

Увеличение государственных расходов отражало программу стимулирования экономики ОАЭ методами фискальной политики. В 2009 г., несмотря на кризис, было отмечено увеличение объема «ненефтяного» экспорта ОАЭ, что подтверждает положительное влияние господдержки - было экспортировано 12,6 млн метрических тонн товаров. По словам директора Международного финансового центра Дубая Хумеда Аль Таера, движущей силой экономического роста ОАЭ будет фокусирование политики правительства на реформах, либерализации и программах диверсификации хозяйства.

Сегодня в Дубае, как и в ОАЭ в целом, продолжается создание грандиозной инфраструктуры современной экономики с развитием новых секторов хозяйства, включая отрасли обрабатывающей промышленности, технологические кластеры для «экономики знаний», к которой стремятся в ОАЭ [8]. Развиваются новые проекты инфраструктуры: строительство дорог, отелей, торговых и туристических центров, жилых кварталов для того, чтобы «подтолкнуть» экономическое развитие. В этом немалую роль играет политика нынешнего правителя Дубая - вице-президента ОАЭ шейха Мухаммеда бин Рашида аль-Мактума, который, возглавив эмират вслед за своим отцом, открыл новую фазу развития, включив данные направления в программы «Видение Дубая - 2010», а затем в «Стратегический план Дубая до 2015 г.», одной из целей которых выступила стратегия создания в Дубае «экономики знаний» [9].

Хотя экономические реформы в развивающихся странах сопровождаются либерализацией, ее понимание не однозначно. В рассматриваемых арабских странах Персидского залива либерализация экономики выступает способом расширения сферы функционирования частного капитала, а также способом создания условий для привлечения иностранных инвестиций, которые могут способствовать увязке проблемы капиталовложений с достаточно широким притоком современных производственных технологий и способов организации производства. Естественно, что в процессе либерализации происходит расширение сферы деятельности частного капитала, однако страте-

гия экономического развития в ССАГПЗ формируется и определяется государством - оно сохраняет за собой основные рычаги финансового и административного влияния на хозяйственную систему [10].

Возможно, что в странах ССАГПЗ складывается корпоративная модель экономики, очертания которой присутствуют в хозяйстве многих новых индустриальных стран Азии, ибо проведение рыночной реформы через вертикально интегрированные институты, несомненно, позволяет эффективно координировать экономические процессы, как отмечают известные зарубежные эксперты по вопросам развития стран ССАГПЗ, производить продукцию для внутреннего рынка и экспортировать современные товары на внешний.

Решение задачи трансформации нефтяной экономики в «ненефтяное» индустриальное хозяйство, способное участвовать в конкуренции на мировом рынке, заложено как магистральный путь стратегии экономического развития развивающихся арабских стран Залива до 2025 г.

Среди основных задач, которые там считают необходимым решить в этой связи, первостепенными являются: проведение структурных изменений в экономической системе (путем структурной политики) и обеспечение занятости населения в новых отраслях хозяйства.

Литература

1. Achievements of Development Plans. Facts and Figures // Kingdom of Saudi Arabia. Ministry of Economy and Planning. - Riyadh, 2010. - P. 15-19.

2. Гукасян Г.Л. Экономическая политика в переходных арабских экономиках: Саудовская Аравия // Дипломатическая служба. - 2012. - № 1. - С. 33.

3. Саудовская Аравия. URL: ru.jazz.openfun.org/wiki

4. Achievements of Development Plans. Facts and Figures // Kingdom of Saudi Arabia. Ministry of Economy and Planning. - Riyadh, 2010. - Р. 13-15.

5. Alwosabi M. Development Economics: GCC Countries // University of Bahrain, 2009. - Р. 5-6.

6. Гукасян Г.Л. Модернизация в арабских странах // Управление социальными инновациями: опыт, проблемы и перспективы: Материалы научно-практической конференции. - М.: РУДН, 2011. - С. 4.

7. United Arab Emirates Economic Brief and Outlook 2011 // KAMKO Research. -April 2011. - Р. 12.

8. Special Report Saudi Arabia // Middle East Economic Digest. - № 15. - P. 30.

9. Гукасян Г. Л. Модернизация и экономическая политика ОАЭ // Открытый дискуссионный электронный журнал «Новое восточное обозрение». URL: http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/13641.

10. Matly L. Dillon. Dubai Strategy: Past, Present, Future. - Harvard: Harvard Business School, 2007. - Р. 2-3, 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.