Научная статья на тему 'Инвестиционный климат арабских стран'

Инвестиционный климат арабских стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1061
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА (ССАГПЗ) / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАН ССАГПЗ / РОССИЙСКО-АРАБСКИЕ ИНВЕСТИЦИИ / СФЕРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ АРАБСКОГО КАПИТАЛА. COOPERATION COUNCIL FOR THE ARAB STATES OF THE GULF (CCASG) / SOCIO-ECONOMIC PROBLEMS OF THE PERSIAN GULF'S COUNTRIES / FOREIGN INVESTMENTS / RUSSIAN-ARABIAN INVESTMENTS / SPHERE OF APPLICATION OF ARABIAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русакович В. И.

Рассмотрены современные особенности инвестиционного климата арабских государств Персидского Залива, объединенных в интеграционный блок Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива ССАГПЗ. Анализируются изменения в инвестиционном климате и их влияние на инвестиционные потоки и процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the present investment situation in the Persian gulf's countries, which united into integration group Cooperation Council for the Arab States of the Gulf, CCASG. Analyzed the background of more active and fundamental participation in the process of global capital migration. The positive macro-economical dynamic determinate the role of capital migration in/out of the Persian gulf's countries.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный климат арабских стран»

УДК 334.784 В.И. Русакович

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМА Т АРАБСКИХ СТРАН

Рассмотрены современные особенности инвестиционного климата арабских государств Персидского Залива, объединенных в интеграционный блок - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива - ССАГПЗ. Анализируются изменения в инвестиционном климате и их влияние на инвестиционные потоки и процессы. Ключевые слова: Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ); иностранные инвестиции; социально-экономические проблемы стран ССАГПЗ; российско-арабские инвестиции; сферы приложения арабского капитала.

I. Vasily Rusakovich

INVESTMENT REGIMES IN THE ARAB COUNTRIES

The article is devoted to the present investment situation in the Persian gulf’s countries, which united into integration group - Cooperation Council for the Arab States of the Gulf, CCASG. Analyzed the background of more active and fundamental participation in the process of global capital migration. The positive macro-economical dynamic determinate the role of capital migration in/out of the Persian gulf’s countries.

Key words: Cooperation Council for the Arab States of the Gulf (CCASG); Foreign investments; Socio-economic problems of the Persian gulf’s countries; Russian-arabian investments; Sphere of application of Arabian capital

7Гля стран арабских государств Персидского залива потребность в привлечении иностранных инвестиций предопределяется как необходимостью модернизации и развития нефтяного сектора, обеспечивающего необходимый уровень доходов как базу экономического и социального развития государств в условиях НТП, так и важностью формирования и усиления не-нефтяных сегментов национальной экономики и поиском своего места в системе мирового хозяйства в постнефтяную эру. Последнее предполагает необходимость развития сферы услуг, причем не только туризма, но и фи-

нансов, так как эти страны стремятся занять лидирующие позиции на мировых финансовых рынках.

Поэтому в 1990-2000-е гг. государства данной группы предпринимали конкретные меры по активизации притока ПИИ, как на страновом, так и на региональном уровнях. Эти меры были направлены, в частности, на совершенствование законодательной и институциональной базы привлечения зарубежных капиталов, так как именно в этой сфере кроются основные причины сохраняющихся проблем.1 [1].

Например, в Королевстве Саудовская Аравия в 2000 г. был принят новый закон об иностранных инвестициях, который устанавливал иные, чем в 1979 г., правовые основы, регулирующую привлечение дополнительного капитала. Отправной точкой нового закона - что явилось его важной особенностью - стала его опора на политику тарифных и других мер поощрения этих капиталовложений - в соответствии с последними глобальными

1 Анализ ПИИ американских компаний в развивающиеся страны, проведенный К.Фатехи-Саде и М.Х.Сафизаде, показал, что в ряде случаев инвестиции в страны с высоким экономическим ростом увеличивались, несмотря на усиление политической нестабильности.

тенденциями либерализации торговли и инвестиций. В 2004 г. для участия иностранного капитала уже было открыто более 20 объектов в различных отраслях экономики - от нефтедобычи до розничной торговли.

С 2000 г. активная работа по обновлению инвестиционного законодательства ведется в Катаре. Своей целью эта страна ставит увеличение притока зарубежных капиталов в различные отрасли экономики и повышение экономической эффективности иностранных инвестиций. Для этого в 2000 г. в стране был принят закон «Об иностранных инвестициях» [2].2

До принятия этого закона нормативные документы предусматривали, что доля национального капитала в совместной компании или представительстве должна быть не ниже 51%. Исключение составляли компании, деятельность которых осуществляется в нефтегазовой сфере (жизненно важные для Катара проекты) с применением уникальных технологий. В этих случаях указом министра экономики и торговли, а иногда эмирским декретом их доля увеличивалась до 100%.

В соответствии со ст. 2 нового закона предусматривается создание представительств с иностранным капиталом от 51 до 100%, однако лишь в сферах сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, образования, туризма, разведки и

2 Деятельность иностранных структур в Катаре регулируется законами «О деятельности агентств» 1986 года, «Об иностранном участии» 1990 года, «Об иностранных инвестициях» 2000 года, «О коммерческих компаниях» 2002 года. Перечисленные нормативно-

правовые акты предусматривают обязательное наличие у зарубежной компании, намеренной работать в Катаре, катарского агента или представителя (физического или юридического лица), который должен обеспечивать поиск каналов сбыта на местном рынке ее продукции и услуг. Исключение составляют зарубежные структуры, которые поставляют продукцию вооруженным силам Катара и полиции.

развития минеральных ресурсов, энергетики, и при условии, что данные проекты согласуются с планами катарского правительства в области экономического и социального развития. При этом иностранцы не имеют права инвестировать в банковский, страховой секторы, приобретать недвижимость. Основные же сферы экономики - нефтяная, газовая, нефтехимическая и энергетическая -предусматривают 51%-ное участие в компаниях катарского партнера (в этом секторе катарскую сторону всегда представляет Катарская нефтяная компания или образованная при ее участии структура). Таким образом, не смотря на некоторую либерализацию, в Катаре по-прежнему для иностранцев сохранен ряд административно-правовых барьеров, в том числе ограничения на собственность.

В Бахрейне возможно создание компаний со 100% иностранным капиталом. Правительство проводит политику поощрения иностранных частных инвестиций во все секторы экономики, включая базовые отрасли, находящиеся под контролем государства - нефтяную, газовую, алюминиевую, связи и телекоммуникаций, транспорта.

В соответствии с Указом эмира, с февраля 2001 г. иностранным юридическим и физическим лицам было предоставлено право владения недвижимым имуществом на Бахрейне, но с некоторыми исключениями - указанным категориям запрещено владеть землей в оговоренных законом районах и использовать ее не по целевому назначению [3].

В интересах создания высококонкурентоспособной, диверсифицированной экономической системы с привлечением внешних инвестиций, в 1995 г. правительством страны внесены изменения в Закон о торговых компаниях, которые разреши-

ли создание компаний со 100% иностранным капиталом в форме ТОО или АО.

Другие государства региона, как показывает анализ открытых источников, в последние 10-15 лет также последовательно предпринимали конкретные шаги к улучшению инвестиционной привлекательности национальных экономик. Эти шаги включали упрощение процедур, расширение стимулов, снижение налогов и повышение степени открытости для зарубежных инвесторов. Ограничительные меры касались главным образом ПИИ в нефтегазовой отрасли.

Такая работа велась и на региональном уровне. Большое значение в совершенствовании инвестиционного климата арабских стран и региона в целом имела проведенная в сентябре 1998 г. в Бейруте региональная конференция, посвященная проблемам привлечения иностранных инвестиций в арабский мир.

Конференция обозначила следующие проблемы, требующие, с точки зрения арабских государств, незамедлительного решения с целью увеличения притока капитала в страны региона:

- определение понятия прямых и портфельных инвестиций и путей регулирования взаимодействия между ними с практической точки зрения;

- защита интересов миноритарных инвесторов в корпоративном законодательстве и в нормативных актах, регулирующих финансовые рынки;

- разработка преференциального режима для межарабских инвестиций, в частности, на этапе вступления на рынок и создания структуры;

- разработка режимов изъятий - таких, как режимы экспортных промышленных зон, а также систем стимулов и льгот, например, таможенных льгот;

- организация дискуссий по проблемам инвестирования;

- проекты гарантий в сфере инвестиций;

- подготовка законодательной базы, связанной с проблемами конкуренции и функционирования рыночной экономики;

- разработка различных аспектов регулирования процесса передачи технологий;

- разработка юридических норм, обеспечивающих стабильность и прозрачность инвестиционного законодательства;

- создание адекватной юридической базы для агентств по продвижению инвестиций и определение их компетенции;

- внедрение международных стандартов и практики в национальные нормативные базы, а также в двусторонние, региональные и многосторонние договоры и соглашения;

- проведение в жизнь законов и инструкций, мониторинг практики их применения.

В 2000 г. аналогичная конференция прошла в Кувейте. По сути, подобные форумы представляют собой попытки правительств, стремящиеся к улучшению инвестиционной инфраструктуры, обмениваться опытом в рамках перечисленных проблем и направлений, перенимать лучшие образцы из практики своих соседей и конкурировать с ними в деле совершенствования законодательной и институциональной базы.

В процессе наработки опыта и его обмена арабские страны пришли к настоятельной необходимости решения следующих задач, высказанных на проведенном в марте 2008 г. в Дубае на Первом инвестиционном форуме стран Залива [4]:

- формирование привлекательного инвестиционного климата посредством дальнейшего развития инвестиционной законодательной базы для привлечения современных технологий, совершенствования производства и методов управления, подготовки трудовых ресурсов;

- принятие мер для вовлечения в процессы международной миграции капитала

тех государств арабского мира, которые в данный момент недостаточно активно подключены к инвестиционным потокам, в то время как ряд стран, например, ССАГПЗ, в последние 3-5 лет значительно усилили свою роль и как реципиенты, и как доноры капитала;

- усиление роли иностранных финансовых ресурсов в сферах производственной, транспортной и социальной инфраструктуры, особенно в образовании, здравоохранении, управлении природными ресурсами и сохранении окружающей среды. При этом особое внимание должно быть уделено инвестированию в человеческие ресурсы;

- создание благоприятной среды и демонтаж ограничений и барьеров для внутрирегионального (межарабского) перемещения капиталов во имя усиления одновременно экономического развития и региональной интеграции арабских государств;

- привлечение иностранных инвестиций в малый и средний бизнес, в отдельные микропроекты в странах региона;

- активизация деятельности стран-доноров и международных организаций в поддержке попыток развивающихся арабских стран к диверсификации национальных экономик в целом, а также отдельных секторов - промышленности, сферы услуг и сельского хозяйства.

Такими видят (и так декларируют) цели привлечение иностранных финансовых ресурсов страны Персидского Залива. Если сравнить основные положения конференций 1998 и 2008 гг., то заметна эволюция (углубление) понимания арабскими государствами роли и значения иностранных инвестиций для их социальноэкономического развития и мер по привлечению в регион зарубежных (в том числе внутрирегиональных) финансовых ресурсов.

Особенностью нормативно-право-вой основы миграции капитала стран ССАГПЗ являются не столько двусторонние, сколько многосторонние государственные соглашения, ориентированные на развитие сотрудничества стран арабского мира в сфере обращения капитала, например, посредством применения к инвесторам из других государств - участников национального законодательства, прежде всего, национального режима налогообложения. Этими соглашениями подчеркивается приоритетная важность внутрирегиональных инвестиций, что, однако, не является императивом. К числу важнейших из них отнесем следующие:

• Соглашения, заключенные в рамках Совета арабского экономического единства.

• Единое соглашение «Об использовании арабского капитала в арабских государствах», принятое в 1980 г.

• Соглашение «О погашении платежей текущих операций и перемещении капиталов между государствами Лиги Арабских Государств» от 1953 г.

• Единое экономическое соглашение стран Совета Сотрудничества, подписанное рассматриваемыми нами странами в 1981 г.

Однако предпринимавшихся усилий оказалось пока недостаточно. В этой связи эксперты ЮНКТАД, в частности, полагают, что с целью улучшения условий для привлечения инвестиций правительствам арабских стран необходимо применять равные и прозрачные правила регулирования ко всем инвесторам и воздерживаться от необоснованного вмешательства в деятельность частного сектора [5].

По данным Всемирного банка, миграция ПИИ в страны (и из стран) Западной Азии не превышает 3% общего объема потока частных иностранных инвестиций в мире [6]. При этом получателями примерно половины ПИИ стали участники

Совета сотрудничества арабских государств персидского залива (ССАГПЗ).

В отношении арабских стран Персидского Залива (ССАГПЗ) можно говорить о том, что поступление сюда иностранных инвестиций и вместе с ними современных технологий и «ноу-хау», несомненно, ведет к укреплению производственнотехнического и интеграционного потенциала, может способствовать положительным изменениям в отраслевой и технологической структуре их экономики, увеличивает возможности их промышленного развития и взаимной торговли, что является, собственно, осознанной их целью.

Поэтому для государств этой группы, опирающихся на высокие темпы экономического роста, характерен и значительный приток иностранных финансовых ресурсов (см. таблицу).

Как видно из анализа представленных статистических данных, стремительный рост иностранных инвестиций в страны Западной Азии и государства ССАГПЗ начался в 2003 г. Он, безусловно, был связан с высокими ценами на нефть и, соответственно, со значительными темпами роста ВВП стран региона.

Кроме того, проходила дальнейшая либерализация режима регулирования с акцентом на приватизацию с привлечением иностранного капитала, в первую очередь в секторе услуг, с охватом, например, таких сегментов, как электро- и водоснабжение в Бахрейне, Иордании, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах, транспорт в Иордании и связь в Иордании и Турции. Для привлечения инвестиций Кувейт, как уже отмечалось, разрешил работать на своей территории и иностранным банкам.

Сохраняется высокая степень концентрации инвестиций в отдельных странах. На первом месте среди арабских государств по объему привлеченных ПИИ оказалась Саудовская Аравия, в экономику которой в 2006 г. поступило этих инвестиций на сумму 18 млрд. долл., что на

51% больше уровня 2005 г. Для справки: в

2006 г. внутренние (национальные) инвестиции КСА составили 33,33 млрд. долл., что на 9% выше уровня предыдущего года.

По данным ЮНКТАД, в 2007 г. ПИИ Западной Азии увеличились на 12% и составили 71 млрд. долл. Более четырех пятых поступивших средств было сосредоточено в трех странах - Саудовской Аравии, Турции и Объединенных Арабских Эмиратах. Кроме того, значительный объем инвестиций поступил также в Египет, Ливан, Кувейт, Катар и Марокко. Например, Египет, по данным ЮНКТАД, смог привлечь в 2006/2007 финансовом году ПИИ в размере 11,1 млрд. долл., что представляет собой рост на 87% [8].

В 2007 г. более 37 млрд. долл. инвестированы в экономики стран ССАГПЗ вследствие стабильного социальноэкономического развития и увеличения числа строительных и энергетических проектов. Только за первое полугодие

2007 г. стоимостной объем продаж по линии трансграничных слияний и поглощений (СиП) возрос в сравнении с предыдущим периодом 2006 г. почти на 3%.

В целом за 2007 г. по странам ССАГПЗ иностранные инвестиции в Саудовскую Аравию составили 22 млрд. долл., в ОАЭ - 18 млрд., в Катар -4 млрд. (, прирост более чем в 7 раз, что неудивительно, так как, как видно на рис. 1, ОАЭ и Катар - наиболее быстро развивающиеся государства региона), в Бахрейн и Оман - по одному миллиарду (третье и четвертое место по темпам прироста ВВП).

В 2008-2009 гг. ожидается дальнейший рост притока ПИИ в арабские страны, поскольку кризис субстандартного ипотечного кредитования по-прежнему обходит их стороной, и к тому же в проработке находится значительное число внутрирегиональных инвестиционных проектов.

Таблица 1

Приток и отток ПИИ в мире, развивающихся странах и Западной Азии, 1993-2007гг., млрд. долл.____________________________________________

Годы Страны Западной Азии Развивающиеся страны Все страны мира

Приток ПИИ 1993—199В* 3,5 138,9 401,7

1999 3,1 232,5 1 092,1

2000 3,5 253,2 1 411,5

2001 7,2 218,8 825,9

2002 6,0 155,5 71б,1

2003 12,3 1бб,3 б32,б

2004 18,6 233,2 б48,1

2005 33,8 334,3 91б,3

200б 59,9 379,1 1 411,8

2007 71,0 1 247,б 1 833,0

Отток ПИИ 1993—199В* 0,2 5б,б 411,2

1999 1,6 88,2 1 104,9

2000 1,5 143,2 1 239,1

2001 1,2 78,б 743,5

2002 0,9 47,8 б52,2

2003 -2,2 29,0 б1б,9

2004 8,1 83,2 730,3

2005 13,4 117,5 779,2

200б 14,1 174,4 1 323,0

2007 44,2 1 б92,1 1 997,0

Примечание: 1993-1998* - среднегодовой показатель

Источник: составлено автором по: UNKTAD, World Investment Report 2005-2008 [7].

1. Федякина Л. Н. Международные финансы. - СПб.: Питер, 2005.

2. Global Investment House-Kuwait- Saudi Economic and Strategic Outlook - Foreign Investment - March 2008 // http://www.menareport.com

3. Шкваря Л.В. Современные процессы международной экономической интеграции: специфика арабских государств. - М., 2005.

4. Consultative preparatory meeting for follow-up international conference on financing for development. Doha, 29-30 April 2008.

---------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5. Investment Regimes in the Arab World. UNCTAD. - New-York - Geneva, 2000.

6. www.worldbank.org.

7. UNKTAD, World Investment Report 2005-2008.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Estimates and Forecasts for GDP Growth in the ESCWA Region. 2007-2008/ - United Nations. Economic and Social Commission for Western Asia. ЕШ

— Коротко об авторе

Русакович В.И. - аспирант экономического факультета Российского университета дружбы народов, aspirant@office.rudn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.