Научная статья на тему 'Стратегии экономического развития стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива'

Стратегии экономического развития стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1166
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / GULF COOPERATION COUNCIL MEMBER STATES / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гукасян Гурген Левонович

Стратегии развития монархий Персидского залива (стран ССАГПЗ) представляют интерес для изучения перспектив прогрессивной трансформации экономик, зависимых от доходов, получаемых от экспорта сырья. С момента выхода стран ССАГПЗ на мировой рынок как стратегически важных поставщиков нефти в 1960-х гг. они осуществляли модернизацию на основе ассигнований доходов от экспорта нефти на развитие в рамках государственных планов и программ, имеющих характер стратегического планирования и воплощаемых в рамках реализации государственных бюджетов и проектов, сохранения госсектора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегии экономического развития стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива»

Гукасян ГЛ.*

Стратегии экономического развития стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива

Стратегии развития монархий Персидского залива (стран ССАГПЗ) представляют интерес для изучения перспектив прогрессивной трансформации экономик, зависимых от доходов, получаемых от экспорта сырья. С момента выхода стран ССАГПЗ на мировой рынок как стратегически важных поставщиков нефти в 1960-х гг. они осуществляли модернизацию на основе ассигнований доходов от экспорта нефти на развитие в рамках государственных планов и программ, имеющих характер стратегического планирования и воплощаемых в рамках реализации государственных бюджетов и проектов, сохранения госсектора.

Данная стратегия в ССАГПЗ принесла значительные успехи. Суммарный ВВП стран ССАГПЗ в 2014 г. достиг 1,6 трлн долл. Саудовская Аравия входит в двадцать крупнейших экономик мира. Вместе с тем, уже первое сильное падение цен на нефть в середине 1980-х гг. привело к большим трудностям, так как государственное финансирование во всех сферах хозяйства монархий затруднилось, возникли дефициты платежных балансов и госбюджетов.

При этом во время снижения цен на нефть наблюдалось падение темпов роста ВВП монархий, которые зависят от доходов нефтяного сектора. Недостаток финансов до момента нового повышения цен на нефть компенсировался за счет валютных резервов правительства, что смягчало экономические трудности. Антикризисная политика была основана на государственном финансировании. Доходы от экспорта нефти на душу населения в монархиях высоки в сравнении с другими странами, что дает «запас финансовой прочности». Они, по оценке на 2014 г., составляли 7900 долл. в Саудовской Аравии, 9435 долл. в ОАЭ, 25362 долл. в Кувейте, 36013 долл. в Катаре, в сравнении с 1326 долл. в Алжире и 2514 долл. в среднем по ОПЕК[5] 1 Уже к началу 1990-х гг. в странах ССАГПЗ был поднят вопрос об экономии и снижении субсидирования, и о приватизации в целом ряде секторов. Но только в 2000-х гг., особенно в период спада цен на нефть в 2008 и 2014 гг., меры финансовой перестройки были заявлены как неотложные. Вместе с тем, у аравийских монархий не одинаковая финансово-экономическая ситуация. Из шести стран ССАГПЗ в наиболее благоприятном положении с точки зрения запаса финансовой прочности находятся Катар и Кувейт

* Гусакян Г.Л. - к.э.н., доцент, старший научный сотрудник

Институт востоковедения РАН, Центр арабских и исламских исследований,

[email protected]

1 В текущих ценах

с их огромными нефтяными доходами при малом населении, а Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн и, отчасти, ОАЭ - в менее благоприятном.

Отмеченные аспекты не снимают вопроса об основных чертах стратегий экономического развития стран ССАГПЗ и о путях их изменения на этапе последнего снижения цен на нефть, с учетом выхода на рынок сланцевой нефти. Можно отметить следующие основные направления экономических стратегий стран ССАГПЗ.

С 1970-х гг.:

- Создание современной индустриально развитой экономики на основе нефтегазового сектора, нефтехимии и других производств, за счет ведущей роли государственного финансирования и предпринимательства, за которым следует частный сектор.

- Построение общества с высоким уровнем благосостояния.

- Снижение зависимости ВВП от экспорта нефти.

- В части внешнеэкономической стратегии - сохранение своей роли на мировом рынке нефти как надежных поставщиков, инвестирование в предприятия и проекты за рубежом, поддержание зарубежных валютных резервов правительств.

С 1990-х гг. - начала 2000-х гг.:

- Превращение национальной экономики в одну из наиболее передовых среди других стран по мировым рейтингам удобства ведения бизнеса и инвестирования.

- Ускоренное создание основ инновационной экономики. В 2009-2014 г.:

- Поворот к мерам экономии и снижение бюджетного субсидирования, в т.ч. субсидий для населения.

- Введение новых источников государственных доходов через налоги и сборы.

- Расширение приватизации (включая планы приватизации в рамках крупнейшей нефтяной компании Saudi Aramko, без утраты контроля государства над данной компанией).

Таблица 1

Капитальные расходы в некоторых странах - экспортерах нефти

Капитальные расходы

% от общих расходов % от ВВП Реальный рост в 2003-2008 гг.

2003 2008 2003 2008 (%)

Алжир 37,1 40,5 10,9 11,5 104,5

Нигерия 16,6 33,3 3,1 4,4 145,5

Стратегии экономического развития стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива

Россия 13,1 14,7 4,6 5,0 109,7

Саудовская Аравия 14,4 25,9 4,8 6,9 195,1

Для 2008 г. данные по оценке МВФ.

Источник: Occasional Paper Series. European Central Bank. - June 2009. - № 104. - p. 26.

Среди макроэкономических показателей стран ССАГПЗ в рамках стратегии создания современной индустриально развитой экономики за счет госфинансирования можно отметить высокую долю капитальных расходов. Это видно на примере Саудовской Аравии в сравнении с рядом нефтеэкс-портирущих стран, в т.ч., из числа стран ССАГПЗ - с ОАЭ и Катаром.

Таблица 2

Капитальные расходы в Саудовской Аравии, ОАЭ, Катаре и Алжире в 2010-2012 гг.

ВВП 2012, Справоч-но, млн долл. Общие расходы, 2012, справочно Капитальные расходы*

объем, млн долл % от общих расходов % от ВВП рост %

2010 2012 2010 2012 2010 2012 2010-12 гг.

Алжир 206395 92455 24299 28807 40,4 31 15 14 118,5

Саудовская Аравия 711049 232881 53024 69781 30,4 30 10,1 9,8 131,6

ОАЭ 383799 113127 18530 22625 20,4 20 6,4 5,9 122,1

Катар 192402 57336 12155 14621 26,7 25,5 9,7 7,6 120,2

Государственные финансы

Рассчитано автором по: Joint Arab Economic Report 2013, pp. 49, 112. [1, с. 24]

Меньшая доля капитальных расходов в общих расходах у Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, чем у Алжира может объясняться моделью потребления аравийских монархий.

Известные достижения монархий в создании современной инфраструктуры, объектов недвижимости пока еще не позволили получить устойчивый рост не нефтяных секторов хозяйства. Об этом свидетельствуют данные Института международных финансов по Саудовской Аравии, где показатель корреляции между госрасходами и темпами роста не нефтяной части ВВП оказался весьма высоким, на уровне 0,42 за период 1992-2013 гг. [4, с. 6]

Хотя страны ССАГПЗ наращивали производство добавленной стоимости обрабатывающей промышленности, крайне важной для диверсификации экономики (Табл. 3 на примере Саудовской Аравии и ОАЭ), ее доля в ВВП всех и каждой из стран ССАГПЗ, как известно, так и не превысила 9-10%.

Таблица 3

Добавленная стоимость в обрабатывающей промышленности стран ССАГПЗ на примере Саудовской Аравии и ОАЭ (млн долл., в текущих ценах)

1970 1980 1990 2000 2010 2014

Саудовская Аравия 443 6737 10049 18210 58178 81019

ОАЭ n.a. 1625 3799 9465 25744 36030

Источник: [7; 8]

Не перечисляя подробно положения экономических стратегий аравийских монархий, можно отметить, что наиболее желаемая модель их осуществления описана на примере анализа стратегии развития для Абу-Даби. Так, на основе четырехфазной модели развития по Портеру, экономика Абу-Даби, движимая фактором нефтяных ресурсов на 1-ой фазе, движимой факторами, которая тесно переплетается с элементами 4-ой фазы развития (фазы, движимой благосостоянием или богатством), должна была бы ускоренно пройти вторую фазу (движимую инвестициями) и третью (движимую инновациями) за счет инвестирования доходов от нефти в развитие [11, с. 14].

Однако эта модель в ССАГПЗ далека от полного воплощения по ряду отмеченных выше показателей. Кроме того, доходы от нефти, по-прежнему, дают подавляюще большую часть госдоходов. Так, по оценке за 2014 г., доходы от нефти в бюджете Саудовской Аравии составили 91,7%, при доле нефтяного сектора в ВВП более 48%, в Кувейте 94,5% при доле нефтяного сектора в 55,1%. В ОАЭ доля нефтяного сектора в ВВП в 2014 г. составила 31,6% (при доле нефтяных доходов в госдоходах порядка 80%), в Катаре 52%, в Омане 44% [9, с. 54].

Несмотря на известные достижения: строительство наукоградов, внедренческих зон, таких как Dubai Internet City и других, в ССАГПЗ наблюдается, что уровень обучения по международному рейтингу достижений студентов в области математики и других наук значительно ниже, чем у других стран. Если среднемировой индекс (2007 г.) имел значение 451, и самым высоким был в Тайпее (Китай), то в Омане он составлял 372 пункта, в Кувейте 354, в Саудовской Аравии 329, в Катаре 307. Этот индекс был выше в небогатых нефтью арабских странах, составив 391 пункт в Египте, 395 в Сирии, 420 в Тунисе, 427 в Иордании. Процент опрошенных в 2010-2011 гг. руководителей компаний, отметивших недостаточную квалификацию рабочей силы, по странам ССАГПЗ в среднем составил 14,4%, а по другим странам - экспортерам нефти, включая Венесуэлу, - лишь 8,6%, по странам, входящим в ОЭСР - 6,2% [13, с. 75].

Меры по повышению конкурентоспособности аравийских экономик не решили главных проблем их диверсификации, несмотря на то, что например, ОАЭ в рейтингах Всемирного Банка стран по удобству ведения бизнеса и по эффективности управления государственными финансами занимали места в первой десятке, Саудовская Аравия в 2012-13 гг. вошла в первые 20 стран по глобальному индексу конкурентоспособности.

Стратегии экономического развития стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива

Исследовательским центром McKinsey Global Institute была проведена оценка вклада основных секторов экономики Саудовской Аравии в экономический рост в 2000-2010 гг. Так, вклад не нефтяного частного сектора составил 37%, нефтяного 49% и не нефтяного госсектора 14%. Также представлена экстраполяция инвестиционных потребностей королевства: общие потребности в инвестициях за 2006-2010 гг. составляли 768 млрд долл., за 2001-2015 гг. 934 млрд, на 2016-2020 гг. 900 млрд, на 2021-2025 гг. 1300 млрд долл. При этом доля инвестиционных расходов государства в эти же периоды оценена, соответственно, в 41%, 51%, 81% и 43%. Особо высокая доля государства в 2016-2020 гг. объясняется подготовкой условий для переноса центра тяжести в развитии на частный сектор [14, с. 21].

С 2014 г. на стратегии развития монархий воздействует спад цен на нефть, приведший к финансовым трудностям. Например, в Саудовской Аравии проект бюджета на 2016 г. не предусматривал какого-то перелома в соотношении текущих и капитальных расходов. Однако только по статье инфраструктура и транспорт расходы подверглись сильнейшему в истории страны сокращению - на 63% - до 6,4 млрд долл. [12].

Эти проблемы отразились на темпах роста саудовской экономики, ВВП в 1 квартале 2016 г. возрос только на 1,5% (самый низкий уровень за 5 лет), причем нефтяной сектор возрос на 5,1%, а не нефтяной сократился на 0,7% [2]. В Абу Даби, начиная с 2014 г. наблюдались большие потери иностранных активов, и для компенсации дефицита правительство прибегло к выпуску внутренних госзаймов на сумму 40 млрд дирхам (11млрд долл.) в 2016 г. и 60 млрд дирхам на 2017 г. В 2016 г. госрасходы ОАЭ были снижены на 5%, в 2016 - еще на более чем 6,5% [3].

Можно констатировать, что аравийские монархии, безусловно, будут менять стратегию развития в сторону экономики с общепринятыми финансово-экономическими параметрами (налоги, сборы, адресное субсидирование, приватизация). Сдвиги могут быть сопоставимы с переходом к рынку в странах Восточной Европы. Динамика этого процесса будет сдерживаться возможной стабилизацией цен на нефть и угрозами социальной нестабильности. Явные указания на изменение в экономических стратегиях уже сделаны. Так один из авторов Плана трансформации Саудовской Аравии «Видение 2030» принц Мухаммад Салман аль Сауд требует поднять не нефтяные доходы правительства со 163 млрд сауд. риалов до 1 трлн риалов. Повысить вклад в ВВП частного сектора с 40% до 65%. Повысить долю не нефтяного экспорта в не нефтяной части ВВП страны с 16% до 50%. Будет проведена реформа системы государственных субсидий, которая даст дополнительный доход в 30 млрд долл. и вводиться подоходный налог, дающий еще 10 млрд долл. экономии [15]. В финансово благополучном Кувейте в начале 2015 г. также было объявлено о начале сокращения субсидий на керосин и дизельное топливо, о необходимости чего заявил эмир Кувейта, хотя последовали протесты в Парламенте [10].

Литература

1. Гукасян Г. Л. Экономическая трансформация в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива: проблемы и перспективы. - Казань.: Издательство Казанского университета, 2016.

2. A bunch of ugly warning signs are bubbling up in Saudi Arabia. Business Insider. July. 12, 2016. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.businessinsider.com/saudi-arabia-non-oil-private-sector-growth-2016-7 (28.07.2016)

3. Abu Dhabi to Take Billions From ADIA for Debt, Fitch Says. Bloomberg. 2.02.2016. [Электронный ресурс]. URL.: http://www.bloomberg.com/news/ articles/2016-02-02/abu-dhabi-to-siphon-billions-from-adia-for-debt-fitch-predicts (22.07.2016)

4. GCC: Strong Diversified Growth, Limited Risks. - Institute of International Finance Regional Overview. May 2014.

5. OPEC Revenues Fact Sheet. - U.S. EIA. March 2015.

6. Occasional Paper Series. European Central Bank. //June 2009, № 104.

7. Saudi Arabia Manufacturing, value added. [Электронный ресурс].

URL.: http://www.indexmundi.com/facts/saudi-arabia/manufacturing (22.07.2016)

8. UAE Manufacturing, value added. [Электронный ресурс].

URL.: http://www.indexmundi.com/facts/united-arab-emirates/manufacturing (22.07.2016)

9. KAMCO Investment Research. GCC Economic Report. - Kuwait, October 2015.

10. Kuwaiti Emir: Subsidy Has to Stop, Utility and Fuel Rates to Be Raised. // Gulf News. 21.01.2016. [Электронный ресурс]. URL.: http: / / gulfnews.com/news/gulf/kuwait/ kuwaiti-emir-subsidy-has-to-stop-utility-and-fuel-rates-to-be-raised-1.1657391

11. Low Linda. Abu Dhabi's Vision 2030. An Ongoing Journey of Economic Development. -World Scientific, 2012. P. 14.))

12.Public Finance Saudi Arabia: 2016 budget targets spending cuts, subsidy reforms and non-oil sector investment. Al-Nakib O. Economic Update. - National Bank of Kuwait.14 January 2016.

13.Rethinking Economic Growth: Towards Productive and Inclusive Arab Societies. -ILO Regional Office for the Arab States. UNDP Regional Bureau for the Arab States. International Labor Organization. 2012.

14. Saudi Arabia beyond Oil: The Investment and Productivity Transformation Al-Kibsi G., Woetzel J., Isherwood T., Khan J., Mischke J., Noura H. - McKinsey Global Institute. Copyright © McKinsey & Company. December 2015.

15.15. Vision 2030 - General Expectations. Today's Plan Tomorrow's Promise. //Saudi Gazette. May 19, 2016. [Электронный ресурс]. URL.: http://saudigazette.com.sa/ saudi-arabia/saudi-vision-2030/vision-2030-general-expectations/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.