УДК / UDC 005.52:338.431.2:631.158:331.2
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ОПЛАТЫ ТРУДА
В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ
SOCIAL AND ECONOMIC ANALYSIS OF THE WAGE POLICY IN THE AGRARIAN SECTOR
Прока Н.И., доктор экономических наук, профессор Proka N.I., Doctor of Economic Sciences, Professor ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В. Парахина», Орел, Россия
Federal State Budget Educational Establishment of Higher Education "Orel State Agrarian University named after N.V. Parakhin", Orel, Russia
E-mail: [email protected]
Инновационное развитие аграрного сектора экономики влечет за собою объективные количественно-качественные изменения в структуре управления персоналом организаций и, в первую очередь, в политику оплаты труда. В этой связи обоснована актуальность научных исследований методологических основ проблемы и необходимость совершенствования ее нормативно-методической базы для практики. Целью данной статьи является проведение социально-экономического анализа политики оплаты труда в аграрном секторе экономики и выявление основных тенденции ее развития на региональном уровне. Анализ индикаторов достойного труда в РФ позволил выявить отдельные направления в развитии человеческого капитала, в том числе и в аграрном секторе экономики. В процессе проведенного исследования уточнена система параметров и показателей, позволяющая оценить эффективность политики оплаты труда на отраслевом и региональном уровне. Рассмотрено соотношение показателей структуры фонда заработной платы сельскохозяйственных организаций Орловской области, среднемесячного уровня заработной платы и производительности труда. Разработаны предложения по совершенствованию методических основ политики оплаты труда.
Ключевые слова: политика оплаты труда, кадровый потенциал, аграрный сектор, эффективность, оценка, производительность труда, мотивация труда персонала.
The innovative development of the agrarian sector of the economy entails objective quantitative and qualitative changes in the structure of personnel management of organizations and, first of all, in the wage policy. In this regard, the relevance of scientific research of the methodological foundations of the problem and the need to improve its normative and methodological base for practice are substantiated. The purpose of this article is to conduct a social and economic analysis of the wage policy in the agrarian sector and identify the main trends in its development at the regional level. The analysis of decent work indicators in the Russian Federation revealed some areas in the development of human capital, including some of them in the agricultural sector of the economy. In the process of the study, the system of the parameters and indicators was clarified, allowing to evaluate effectiveness of the wage policy at the sectorial and regional level. The correlation of indicators of the structure of the wage fund of agricultural organizations of the Orel region, the average monthly level of wages and labor productivity are considered. Proposals have been developed to improve the methodological foundations of the wage policy.
Key words: wage policy, human resources, agrarian sector, efficiency, assessment, labor productivity, staff motivation.
Введение. Современные преобразования проблемы человеческого капитала отражаются на происходящие изменения и в экономического науке, которая должна переориентироваться с вопросов использования и обеспечения занятости человеческих ресурсов на проблему формирования новой и более качественной рабочей силы, удовлетворяющей всем условиям современного научно-
технического прогресса [1]. Рациональное ее решение, как на данном этапе социально-экономического развития, так и на перспективу во многом зависит от эффективности политики оплаты труда сельскохозяйственных организаций.
Развитие политики оплаты труда является сегодня одной из актуальных проблем аграрной экономической науки [2]. Однако при этом следует отметить, что процесс ее формирования и эффективности реализации как на отраслевом уровне, так и на уровне субъекта хозяйствования усложняется несколькими условиями и обстоятельствами:
- низким количественно-качественным уровнем проведенных научных исследований;
- ограниченным количеством научных публикаций;
- отсутствием научно-практических рекомендаций;
- отсутствием нормативно-правовой базы и ограниченностью информационной базы для анализа и проведения комплексных исследований;
- ограниченностью влияния государства на политику оплаты труда в субъектах хозяйствования любой отрасли экономики.
Реальным доказательством этому является структура Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., которая даже после некоторых изменений не включает ни один вопрос относительно мотивации труда персонала организации АПК, реализующий ее на практике [3].
Основной целью исследований выступает проведение социально-экономического анализа современной политики оплаты труда в аграрном секторе экономики и выявление основных тенденции ее развития на региональном уровне и разработка предложений по ее совершенствованию.
Условия, материалы и методы. Объектом исследования являются сельскохозяйственные организации Орловской области, на материалах которых проведен социально-экономический анализ политики оплаты труда. В процессе научного исследования использованы методы: экономико-статистический, монографический и расчетно-конструктивный.
Результаты и обсуждение. Инновационное развитие аграрного сектора экономики влечет за собой объективные количественно-качественные изменения в структуре человеческого капитала, которые проявляются в развитии системы управления персоналом организаций и, в частности, в содержании политики оплаты труда сельскохозяйственных организаций. Наглядное доказательство этому положению изложено в таблице 1.
Анализ индикаторов достойного труда в РФ позволяют выявить следующие тенденции в развитии человеческого капитала, в том числе в аграрном секторе экономике:
- относительно высокая доля занятых с низким уровнем заработной платы и тендерного разрыва в заработной плате;
- рост доли населения, получающего пенсии;
- относительно высокие показатели неравенства в распределении доходов;
- резкое снижение доли занятых в сельском хозяйстве;
- увеличение государственных расходов на социальную политику;
- рост доли заработной платы в ВВП.
Конкурентоспособная политика оплаты труда является основным инструментом для достижения организацией краткосрочных и стратегических целей за счет обеспечения ее квалифицированной, компетентной, приверженной и мотивированной рабочей силой [5]. Для обеспечения конкурентоспособности политики оплаты труда необходимо проводить рыночные сравнения с основными конкурентами организации [6].
Таблица 1 - Индикаторы достойного труда в Российской Федерации
Показатели Годы
2001 2002 2016 2017 2018
Доля занятых с низким уровнем заработной платы, %
Всего - - - 26,4 -
в том числе: мужчины - - - 20,0 -
женщины - - - 31,9 -
Тендерный разрыв в заработной плате, % 36,8 33,5 - 25,3 -
Доля населения, получающего пенсии, % 18,3 18,4 22,7 23,0 23,4
Государственные расходы на социальную политику (в % к ВВП) 2,5 5,8 12,7 13,1 11,9
Неравенство в распределении доходов: Р90/Р10 13,9 14,0 15,5 15,2 15,5
Занятость по отраслям экономической деятельности:
доля занятых в сельском хозяйстве, % 12,0 11,3 6,7 5,9 5,9
доля занятых в промышленности, % 29,4 29,5 27,0 27,0 26,8
доля занятых в сфере услуг, % 58,5 59,1 66,3 67,1 67,3
Доля заработной платы в ВВП, % 43,0 46,8 48,0 47,6 46,4
Примечание. Составлено автором на основе [4].
Нельзя не согласиться с тем, что цель политики заработной платы, должна заключаться в повышении эффективности существующих отношений между работником, работодателем и государством, направленные на разработку и реализацию механизма оплаты труда, обеспечивающего мотивационный характер [7].
Одним их основных показателей, характеризующих изменения в составе политики оплаты труда, является структура фонда заработной платы в динамике. В процессе построения механизма оплаты труда в любой организации могут выделяться только 3 варианта соотношения структуры основных составных частей фонда заработной платы:
- доля основной оплаты труда превышает 50%;
- доля основной оплаты труда находится примерно на одном и том же уровне, что и доля стимулирующих выплат;
- доля основной оплаты труда ниже доли стимулирующих выплат.
На практике это соотношение может складываться в разных вариантах, о чем наглядно видно из материалов таблицы 2.
Таблица 2 - Структура фонда заработной платы в сельскохозяйственных организациях Орловской области _
Показатели Годы
В среднем по сельскохозяйственным организациям Орловской области 2018
1998 2010 2016 2017 2018 АО «Агрофирма Мцен-ская» ООО «Орел-агро-пром»
Структура фонда заработной платы, %: 100 100 100 100 100 100 100
оплата по тарифным ставкам, окладам, сдельным расценкам 74,9 71,6 71,1 68,2 66,5 48,1 77,3
премии за счет всех источников, включая вознаграждения по итогам работы за год 6,7 12,3 18,2 19,2 21,4 31,7 1,4
районные коэффициенты и процентные надбавки (за выслугу лет, стаж работы) 7,0 1,6 1,2 1,1 1,0 9,5 -
Примечание. Рассчитано автором на основе годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Орловской области.
Для наглядности приведена структура фонда заработной платы в среднем по сельскохозяйственным организациям за 1998-2018 гг., позволяющая четко выделить следующие тенденции:
- основная доля приходиться на основную оплату труда (рассчитанная на основе ставок оплаты) и она снижается медленными темпами;
- повышение доли премии;
- снижение доли выплат за выслугу лет (в основном за счет изменений в кадровом составе отрасли).
Для сравнительно анализа приведена структура фонда оплаты труда по двум сельскохозяйственным организациям (взятым произвольно). Как видно, очень существенная разница, которая доказывает, что формирование политики оплаты труда зависит непосредственно от менеджмента организации.
Нормативное соотношение фонда заработной платы наукой не разработано, потому что нет доказательств того, что высокая доля основной оплаты труда в структуре фонда заработной платы обеспечивает высокий уровень среднемесячной заработной платы персонала и наоборот. Здесь можно привести много примеров, когда при одинаковой структуре фонда заработной платы - разный уровень заработной платы персонала, и наоборот, примерно одинаковый уровень заработной платы обеспечивается при разной структуре фонда заработной плате.
Рассмотрим далее по нашим организациям уровень среднемесячной заработной платы персонала (табл. 3). В АО «Агрофирма Мценская» и ООО «Орелагропром» примерно одинаковый уровень среднемесячной заработной платы персонала при разной структуре фонда заработной платы.
Таблица 3 - Эффективность использования кадрового потенциала в сельскохозяйственных организациях Орловской области_
Показатели 2018 год
В среднем по сельскохозяйственным организациям Орловской области АО «Агрофирма Мценская» ООО «Орелагропром»
Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, чел. 13801 508 218
Доля основной оплаты труда в структуре фонда заработной платы,% 66,5 48,1 77,3
Доля премии в структуре фонда заработной платы, % 21,4 31,7 1,4
Среднемесячная заработная плата, руб. 28470 31078 31683
Получено выручки от реализации сельскохозяйственной продукции в расчете на 1 работника, занятого в сельскохозяйственном производстве, млн. руб. 2,48 1,78 2,91
Примечание. Рассчитано автором на основе годовых отчетов сельскохозяйственных организаций.
В таблице 3 реально просматривается и другое социально-экономическое положение - взаимосвязь структуры фонда заработной платы, уровня производительности и оплаты труда персонала. Обоснованное, как с научной, так и с практической точек зрения, соотношение этих показателей не может в принципе быть, поскольку оно складывается индивидуально в разрезе каждого субъекта хозяйствования в зависимости от политики оплаты труда, о чем и свидетельствуют представленные материалы.
Выводы. Результаты, проводимого автором научного исследования, во многом совпадают с исследованиями и других ученых, которые выявили проблемы и требуют научно обоснованного подхода к оценке конкурентоспособности политики оплаты труда. Поэтому и необходимо разработать методические рекомендации, адаптированные к условиям российского рынка труда. Повышение конкурентоспособности политики оплаты труда организаций позволит привлекать, удерживать и стимулировать квалифицированный персонал [5].
Несмотря на отсутствие пока четких нормативов и ориентиров формирования политики оплаты труда как на отраслевом, региональном уровне, так и на уровне субъекта хозяйствования, эффективная политика оплаты труда должна базироваться на методической и нормативной базе, включающей следующие компоненты:
- системе индикаторов и показателей оценке;
- системе мониторинга эффективности реализации;
- информационно-нормативное обеспечение;
- нормативно-правовое регулирование [2].
Экономическая эффективность политики заработной платы - это категория, отражающая взаимосвязь между имеющейся политикой заработной платы, механизмом ее действия, и результатами труда, степенью достижения целей организации и удовлетворенностью самих работников [6].
Эффективная политика оплаты труда может и должна включать комплексную систему показателей, объединяющих и взаимоувязывающих такие социально-экономические процессы как производительность труда, мотивация труда, стимулирование труда персонала и качество трудовой жизни. Часть этих показателей необходима для организации труда (критерии, показатели и методика оценки труда и персонала; виды и уровень норм труда; виды систем оплаты труда и методика их применения; виды, размер и методика установления стимулирующих и компенсационных выплат; производительность труда и др.), а другие для оценки ее социально-экономической эффективности (структура фонда заработной платы, доля фонда заработной платы в структуре затрат и в выручке от реализации продукции, средний уровень заработной платы работников, а также в разрезе основных категорий, зарплатоемкость и зарплатоотдача, доля среднегодовой заработной платы работников в уровне производительности их труда).
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Новикова И.И. Методические подходы к измерению человеческого капитала: сравнительная характеристика, преимущества и недостатки // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2919. № 9. С. 76-81.
2. Прока Н.И. Оценка основных положений политики оплаты труда в аграрном секторе экономики // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 8. С. 46-51.
3. Постановление Правительства РФ от 13 декабря 2017 г. № 1544 «О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» // URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71739796/ (дата обращения 16.10.2019).
4. Индикаторы достойного труда // URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (дата обращения: 17.10.2019).
5. Пономарчук М.А. Оценка конкурентоспособности политики оплаты труда: практическое исследование // Мир экономики и управления. 2017. Т. 17. № 3. С. 47-61.
6. Григашкина С. И. Методика оценки эффективности заработной платы // Вестн. Том. гос. ун-та. 2009. № 322. С. 148-152.
7. Антропов В.А., Зеленская Л.М. Методологические и методические подходы к организации заработной платы персонала в современных условиях // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 26. С. 10-15.